Новости

«Галерея костюма» открылась в эрмитажной «Старой Деревне»

Доступное для зрителей хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа не имеет аналогов в мире и станет основой большого Музея моды

Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня». Фото: Государственный Эрмитаж

Платье придворное парадное фрейлины императорского двора. Россия, Санкт-Петербург, Конец XIX — начало XX вв. Фото: Государственный Эрмитаж

Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня». Фото: Государственный Эрмитаж

Платье придворное парадное великой княгини Александры Федоровны. Санкт-Петербург. 1894. Фото: Государственный Эрмитаж

Костюм Петра I парадный. Камзол. Берлинские мастера. 1715-1720-е гг.. Фото: Государственный Эрмитаж

Туфли дамские. Россия, 1770-1780-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж

Мундир двубортный офицерский. Принадлежал Александру II. 1855 г. Фото: Государственный Эрмитаж

Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме лейб-гвардии Семеновского полка.
Россия, 1770-1780-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж

Облачения священнослужителей. Фото: Государственный Эрмитаж

Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня». Фото: Государственный Эрмитаж

Зонт. Франция, 1900-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж

Шляпа (ток) императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж первым в отечественной музейной практике стал организовывать внутри музейного депозитария приспособленные для показа открытые фондохранилища. Это случилось еще в 2003 году, после запуска Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Теперь здесь появилось два новых доступных для публики запасника. Это «Витрина и образ музея», где витрины демонстрируются как образцы декоративно-прикладного искусства конца XVIII — начала XX века, и Галерея костюма.

Открытое для зрителей хранение костюма не имеет аналогов в мире, хотя при его создании Эрмитаж опирался на подобный опыт лондонского Музея Виктории и Альберта и нью-йоркского Метрополитен-музея. По обе стороны неширокого прохода устроена музейная инсталляция; всего в панорамных витринах сейчас размещено 130 комплектов одежды, образующих насыщенную и логически связную историю костюма XVIII — первых десятилетий XX века. Она начинается справа, со священнических облачений, самые ранние из которых относятся к концу XVII столетия. Главное место занимают костюмы династии Романовых — от польского кафтана Петра I до формы кавалергардского полка Николая II. Акцентом стало роскошное платье из лилового бархата со шлейфом, принадлежавшее вдовствующей императрице Марии Федоровне. Помимо одежды русских царей, выставлены гардеробы знаменитых княжеских семейств Юсуповых и Бобринских. Напротив придворного костюма представлен крестьянский — эти нарядные платья датируются концом XIX века, но в начале века XXI выглядят абсолютно современно. В витринах они соседствуют с маскарадными платьями с бала 1913 года к 300-летию дома Романовых, мундирами дворцовых слуг, в том числе двумя платьями кормилиц в семьях последних русских императоров. Среди одежды выставлены и два дорожных сундука Louis Vuitton 1902 года.

Сейчас в витринах размещено не больше 3% эрмитажного собрания костюма, которое насчитывает 24 тыс. единиц хранения. По словам куратора экспозиции, завсектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Нины Тарасовой, только из одежды Петра I можно сделать отдельную выставку: в Эрмитаже хранится 280 предметов из гардероба царя. Экспозиция Галереи костюма будет меняться: платья становятся украшением всякой исторической выставки и постоянно востребованы, некоторым из показанных сейчас вещей еще предстоит реставрация.

Музейный свет, выставленный в витринах, не только делает предметы видимыми для зрителей — главное, что в открытом хранении ткани полностью защищены от ультрафиолетового излучения, а за стеклом поддерживается постоянная температура в 21 градус по Цельсию и влажность 46%. Эти показатели музейного климата разительно отличались от температуры на улице в день вернисажа, когда цепочка приглашенных журналистов и персон из мира моды тянулась вдоль строительного забора — сегодня он обозначает строящуюся третью очередь комплекса, где в стеклянном кубе по проекту Рема Колхаса расположится большой эрмитажный Музей моды.

Источник: theartnewspaper.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *