25.10.2022

Лётчики-космонавты ссср. Минаев: Ну, это рядом, можно будет летать на выходные


Бортинженер: Алексей ЕЛИСЕЕВ (космонавт-15)

И его уже знает читатель. В январе 1969 года он стартовал в составе экипажа корабля «Союз-5». Тогда впервые был осуществлен переход космонавтов из корабля в корабль, а точнее – из одного рабочего отсека орбитальной станции в другой. Тогда впервые получила признание новая профессия: бортовой инженер космического корабля. Он стал первым ее представителем.

И вот снова Алексей в полете. На этот раз усложнились задачи бортинженера, как и усложнилась вся программа нового космического эксперимента. Так сегодня. А завтра? Этот вопрос для него не нов. Он уже отвечал на него после своего первого свидания со звездами. Мы перескажем его мысли его же словами.

«Познание космоса началось, но мы только раскрыли глаза. Нам предстоит еще долго смотреть и анализировать, прежде чем мы поймем закономерности космической стихии, поймем механизм ее воздействия на земные явления. Мы уже многое знаем, но неизмеримо больше нам предстоит узнать. И для этого люди будут создавать лунные обсерватории, долговременные орбитальные станции, отправятся к далеким планетам.

Давайте попытаемся заглянуть вперед на десятилетия, попытаемся представить себе обязанности экипажей кораблей будущего, сроки путешествий которых будут увеличиваться от нескольких недель до нескольких лет. Некоторые тенденции уже прослеживаются сегодня.

Увеличение объема и сложности научных исследований, усложнение управления кораблем, большие длительности полетов, удаление на громадные расстояния от Земли – все это потребует еще более высокой подготовки космонавтов. В зависимости от научных задач полета на корабле или орбитальной станции могут находиться, кроме командира летчика-космонавта, еще и астроном, геофизик, метеоролог, механик, биолог и т. д. Каждый из этих ученых-космонавтов должен быть высококвалифицированным специалистом, и не только в своей области. В полете экипажу придется решать весьма сложные задачи, относящиеся к различным отраслям науки и техники.

Первая задача – это космическая навигация. Уже современные ракеты-носители выводят корабль очень точно. Даже специалисты называют достигнутую точность фантастической. Однако и при такой точности выведения во время дальних и длительных полетов накапливаются значительные ошибки. При полете, например, к Марсу или к Венере промах за счет накопления ошибок может составить десятки тысяч километров. С другой стороны, мы знаем, что для возвращения на Землю, скажем, космических аппаратов типа «Зонд» отклонение от расчетной траектории при входе в атмосферу Земли не должно превышать примерно десяти километров. Это значит, что в полете надо обязательно исправлять траекторию – проводить коррекцию. Отсюда следует, что необходимо прежде всего знать истинную траекторию полета, знать, насколько она отличается от расчетной. Для этого нужно будет систематически проводить измерения, а результаты наблюдений должны проходить сложную математическую обработку.

В земных условиях штурман (моряк или летчик) определяет траекторию корабля относительно как бы неподвижной Земли и только в двух измерениях: широта и долгота той точки, в которой в данный момент находится морское судно или самолет. Космический штурман должен построить траекторию корабля во всех трех пространственных измерениях, пользуясь для этой цели более сложной системой координат. Штурман должен учесть движение планеты, к которой летит корабль, определить время прибытия, вычислить, как следует направить корректирующий двигатель, когда и на какое время его включить, чтобы обеспечить прилет в заданный район планеты.

Все это требует очень глубоких математических знаний, умения работать с оптическими визирами, с бортовой вычислительной машиной, анализировать результаты расчетов, применяя методы прикладной математики и прикладной небесной механики.

Вторая большая задача, стоящая перед экипажем, – управление кораблем. Космический корабль в сравнительно небольшом объеме заключает целый комплекс сложнейших систем самого различного назначения. Достаточно назвать системы ориентации и стабилизации, терморегулирования, связи, обеспечения жизнедеятельности, контроля работы бортовой аппаратуры, медицинского контроля состояния экипажа.

Экипаж обязан непрерывно следить за работой всех этих систем, предупреждать возможные неисправности. Для этого нужно будет регулярно производить профилактические осмотры приборов, возможно, перенастраивать их и регулировать, а при длительных полетах и ремонтировать. Перед наиболее сложными и ответственными космическими экспериментами (как, например, посадка на другую планету или взлет с нее) экипаж должен уметь провести комплексные испытания всех основных систем. А уж если случилась какая неисправность, нужно уметь быстро и точно найти ее причины и с помощью имеющихся под рукой средств устранить.

По существу, экипаж корабля, находящийся в дальнем полете, волей-неволей должен взять на себя те функции по анализу работы и профилактике бортовых систем, которые, например, в авиации выполняются высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом наземных служб. Поэтому членам экипажа необходимы отличные знания в области электроники, электротехники, механики и т. д.

Еще одна из важных задач экипажа в дальнем космическом рейсе – это поддержание в кабине корабля нормальных условий для жизни. Необходимо следить за составом атмосферы в жилых отсеках, уровнем радиации, санитарно-бытовыми условиями, При длительном полете экипажу придется регенерировать питьевую воду, кислород.

Заболевание любого из членов экипажа космического корабля ставит под угрозу выполнение программы полета. Поэтому на борту должно быть хорошее медицинское обслуживание. Нужно, чтобы космонавт всегда, в любой момент мог рассчитывать на квалифицированную врачебную помощь. Таким образом, и к биологической и к медицинской подготовке космонавтов тоже предъявляются высокие требования.

Совершенно ясно, что все эти задачи не под силу решать одному человеку. Экипажи дальних космических кораблей будут состоять из группы космонавтов, обязанности между которыми будут четко распределены, подобно тому как, например, сейчас распределяются обязанности между членами экипажей воздушных лайнеров. Понятно, что одновременно космонавты должны обладать и определенным универсализмом для взаимозаменяемости в случае необходимости.

Как видите, у будущих космонавтов обязанностей будет более чем достаточно. И те, кто сегодня спрашивает нас, как стать космонавтами, кто собирается посвятить свою жизнь космосу, должны готовиться к тому, что им придется овладеть целым «спектром» профессий и по крайней мере одной в совершенстве».

Он уже наступил, этот новый этап в плане исследования и освоения космоса. Наука сама, своими глазами осмотрелась в безбрежном океане звезд. Три корабля вышли на разные орбиты. На борту каждого из них находились люди разных профессий: летчики – мастера управления сложными машинами, инженеры и ученые – мастера в познании процессов и законов мироздания.

И все-таки что же сказать о нем самом – об инженере Алексее Елисееве? Добрый? Упорный? Талантливый инженер? Способный исследователь?.. Все это верно. В «Звездном» к нему относятся с большим уважением. Почему?

«Я не думаю, чтобы он специально искал возможности всем понравиться, – говорит о нем его тезка Алексей Леонов. – Просто такой уж человек обаятельный. Очень скромен, тактичен. Долгое время у нас никто не знал, что он мастер спорта по фехтованию – прекрасно фехтует на штыках. Леша считал, что ему хвастать особенно нечем...

Эта скромность, тактичность, большая выдержка характерны для него. Есть у Елисеева прекрасное качество – умение слушать собеседника. Он не перебьет его, даст изложить все аргументы и потом спокойно выскажет свою точку зрения... Леша увлекается живописью, собирает коллекцию репродукций, старается не пропускать выставок, в числе его любимых писателей Ильф и Петров, Гашек, Чехов. Это понятно, по складу своего характера он веселый, остроумный человек. Умеет иногда с каменным лицом устраивать розыгрыш. Вряд ли ему удастся воспользоваться этим в космосе – товарищи его хорошо знают...»

Да, товарищи знают Алексея Елисеева, коммуниста и космонавта.

ТОКИО. Все японские газеты продолжают широко комментировать новое достижение Советского Союза в освоении космического пространства, помещают фотографии советских космонавтов, подробно рассказывают о биографиях покорителей космоса.

Наблюдения «семерки смелых», как называет «Санкэй симбун» советских героев-космонавтов, наверняка обогатят науку неизмеримым количеством новых фактов.

«Майнити» подчеркивает, что советский космический эксперимент явится самым выдающимся техническим достижением в истории.

ТАСС БЛАГОДАРИМ ЗА ДОВЕРИЕ Центральному Комитету КПСС Президиуму Верховного Совета СССР Советскому правительству

От имени экипажей космических кораблей «Союз» докладываем Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза, Президиуму Верховного Совета СССР и Советскому правительству:

Сейчас в околоземном космическом пространстве успешно осуществляют групповой полет пилотируемые корабли «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Семь советских космонавтов приступили к выполнению широкой программы научно-технических исследований, наблюдений и экспериментов. Наш дружный космический коллектив уверен, что намеченная программа по изучению космоса будет выполнена полностью.

Настроение отличное, чувствуем себя хорошо.

Горячо благодарим ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Советское правительство за оказанное доверие.

Космонавты: ШОНИН, КУБАСОВ, ФИЛИПЧЕНКО, ВОЛКОВ, ГОРБАТКО, ШАТАЛОВ, ЕЛИСЕЕВ. СОВЕТСКИЙ НАРОД ЖЕЛАЕТ ВАМ УСПЕХА Приветственная телеграмма руководителей партии и правительства космонавтам товарищам Шонину Георгию Степановичу, Кубасову Валерию Николаевичу, Филипченко Анатолию Васильевичу, Волкову Владиславу Николаевичу, Горбатко Виктору Васильевичу, Шаталову Владимиру Александровичу, Елисееву Алексею Станиславовичу

Дорогие товарищи!

От имени Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР горячо поздравляем вас с успешным групповым полетом космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Впервые в истории освоения космического пространства на околоземной орбите находится одновременно три пилотируемых корабля. Это выдающееся достижение в области космонавтики служит новым доказательством высокого уровня развития советской науки и техники, неисчерпаемых творческих возможностей советского народа.

Весь наш народ желает вам успешного выполнения задания и благополучного приземления.

Обнимаем вас и ждем на родной земле.

Л. И. БРЕЖНЕВ, Н. В. ПОДГОРНЫЙ, А. Н. КОСЫГИН.

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор .

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально».

Вот так деловито, с техническими подробностями, звучало первое сообщение о космическом полете. Но как торжественно произносили этот текст наши дикторы – Левитан, Балашов…

И народ ответил искренним, не показным ликованием – как будто люди ждали именно этого полета, хотя готовился он сугубо секретно. Школьников отпускали с уроков, люди стихийно собирались на площадях, возле радиоточек. Обсуждали неслыханные новости. В этот день мы хотели бы вспомнить десять творцов космической победы – достойнейших, незабываемых. На самом деле их, конечно, было больше. Но этих уж точно нельзя забывать.

Константин Циолковский

Основоположник теоретической космонавтики занимался не только ракетодинамикой и аэронавтикой. Он был философом и пророком межпланетных путешествий.

Ученый-самоучка, в своих прозрениях предвосхитил развитие науки, вплоть до появления многоступенчатых ракет. Он верил, что завоевание солнечной системы принесет человечеству энергию и простор. Молодые энтузиасты ракетостроения поддерживали связь с пожилым ученым, будущие космические конструкторы считали его своим учителем.

Сергей Королёв

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Валентин Глушко

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики. С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках. После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

Юрий Гагарин

Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации. В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте. Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.

О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.

Николай Каманин

Выдающийся летчик, он был одним из первых Героев Советского Союза – за спасение челюскинцев. Это была уникальная операция, которую молодой ас провел безукоризненно. В годы войны командовал 292-й штурмовой авиадивизией, а позже – корпусом. С 1960 года генерал-лейтенант Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. Стал «лётным отцом» для наших первых космонавтов.

Позже его должность называлась «помощник главкома ВВС по космосу». Досконально вникал в психологию космонавтов. Он участвовал в выработке всех главных решений по космическим делам – наравне с Королёвым. И наравне с ним нес ответственность за все полеты.

Герман Титов

Ему 12 апреля досталась сложная роль дублера. Все испытания он проходил наравне с Гагариным. А 6 августа настанет час Германа Титова. Титов первым в мире совершит длительный космический полет – он продолжался 25 часов. Фантастическое достижение по тем временам. Он и в наше время остается самым молодым космонавтом в истории – 6 августа 1961 года ему было 25 лет и 330 дней. В народном сознании имена Гагарина и Титова неразделимы.

Михаил Рязанский

Член-корреспондент Академии наук СССР Рязанский был главным ракетным «радистом». С 1930-х годов занимался радиоуправлением танков, самолетов и торпедных катеров, авиационными радиостанциями. Участвовал в разработке первого советского радиолокатора. После войны был назначен Главным конструктором НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»), который создавал аппаратуру радиосвязи для ракет. Его внук – Сергей Рязанский – стал космонавтом. Его первый космический полет состоялся в 2013-м.

Николай Пилюгин

Разрабатывал системы управления ракет – в том числе легендарной «семерки», которая вывела на орбиту Гагарина. Королёв ценил его и за конструкторский талант, и за прямой характер.

Ракета – она как слепая коза!
Чтоб был в ней и смысл, и лоск,
Ракете нужно иметь глаза
И самое главное – мозг!
И вы среди вечных забот и шума,
Как первенца учит мать,
Учили ракеты смотреть и думать,
А это значит – летать!

Такие строки посвятили Пилюгину коллеги. Изобретатель наделял советские ракеты мозгами…

Владимир Бармин

Непременный участник «великолепной шестерки» главных ракетных конструкторов. В годы войны будущий академик Бармин был разработчиком конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши».

После войны возглавил государственное конструкторское бюро специального машиностроения. Под его руководством разрабатывались стартовые комплексы для пуска и подготовки ракет, на которых и состоялось покорение космоса. Создавал установки для работы на Луне и Венере…

Мстислав Келдыш

В газетах, соблюдая секретность, его называли Теоретиком Космонавтики. Сразу после войны математик и механик Келдыш стал заниматься ракетной тематикой. Помогал Королеву создать оптимальную конструкцию ракеты Р-7, которая и открыла космическую эру.

Под руководством Келдыша был создан баллистический вычислительный центр, вошедший в систему управления полетами космических аппаратов. Вскоре после полета Гагарина стал президентом Академии наук СССР. Как глава академии, он был публичной личностью, но его участие в космической программе оставалось засекреченным.

Космонавты МКС

Олег Иванович Скрипочка

Общая информация

Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ

Порядковый номер: 107-й космонавт РФ / 516-й — мира

Количество полетов: 3 , в текущий момент находится на МКС
Продолжительность двух полетов: 331 суток 12 часов 30 минут
Продолжительность третьего полета:
Выходы в открытый космос: 3
Суммарная продолжительность выходов: 16 часов 39 минут

Дата и место рождения: 24 декабря 1969 года в г. Невинномысске Ставропольского края.

Семейное положение: женат.

Жена — Елена Владимировна Милованова. В семье двое детей.

Образование

    В 1987 году окончил среднюю школу № 28 с физико-математическим уклоном в г. Запорожье.

    В 1993 году окончил Государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана) по специальности «Ракетостроение» с присвоением квалификации «инженер-механик».

Опыт работы

    В период с 1987 года по 1991 год работал в НПО «Энергия» (сейчас РКК «Энергия» имени С.П. Королёва) на должностях испытателя кабелей и специальной аппаратуры, слесаря-испытателя изделий.

    С 1991 года по 1993 год — в проектном отделе в качестве техника.

    После окончания университета с 1993 года по 1996 год работал в НПО «Энергия» инженером в проектном отделе по разработке грузовых и транспортных кораблей.

    С 1996 года по 1997 год — в отделе по разработке и эксплуатации наземного оборудования.

Подготовка к космическим полетам

    В июле 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии был отобран в отряд космонавтов РКК «Энергия».

    В период с декабря 1997 года по ноябрь 1999 года прошел курс общекосмической подготовки в РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина.

    В декабре 1999 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

    С января 2000 года по декабрь 2002 года проходил подготовку в составе группы космонавтов-испытателей для полетов на МКС.

    В декабре 2002 года был назначен в состав дублирующего экипажа 6-й экспедиции посещения МКС в качестве бортинженера. Однако после катастрофы шаттла «Колумбия» в связи с изменением программы полета экипаж был расформирован.

    С апреля 2007 года по апрель 2008 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-17 в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА» и бортинженера космической станции.

    С августа 2008 года по октябрь 2010 года готовился в составе основного экипажа МКС-25/26 в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-М» и бортинженера станции.

    С сентября 2013 года по сентябрь 2015 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-45/46/ЭП-18 в качестве командира крабля «Союз ТМА-М» и бортинженера станции.

    С сентября 2015 года по март 2016 года прошел подготовку в составе основного экипажа МКС-47/48 в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-М» и бортинженера станции.

    С октября 2017 года по май 2018 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-57/58 в качестве командира корабля «Союз МС» и бортинженера станции.

    С мая по ноябрь 2018 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-59/60 в качестве командира корабля «Союз МС», бортинженера МКС-59 и командира МКС-60. Однако из-за аварии корабля «Союз МС-10» с экипажем МКС-57/58 программа полета МКС на 2019 год была изменена.

    С марта 2019 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-61/62/ЭП-19 в качестве командира корабля «Союз МС-15», бортинженера МКС-61 и командира МКС-62.

Опыт космических полетов

  1. 1 космический полет совершил с 8 октября 2010 года по 16 марта 2011 года в качестве бортинженера корабля « » и бортинженера МКС-25/26 вместе с космонавтом Александром Калери и астронавтом Скоттом Келли. В ходе полета выполнил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 16 часов 39 минут. Продолжительность полета: 159 суток 08 часов 43 минут 05 секунд .
  2. 2 космический полет выполнил с 19 марта по 7 сентября 2016 года в качестве бортинженера корабля « » и бортинженера МКС-47/48. Продолжительность полета составила 172 суток .
  3. 3 космический полет космический полет начался 25 сентября 2019 года . Запуск корабля «Союз МС-15» состоялся в 16:57 мск с площадки № 1 космодрома Байконур.

Награды

    в 2017 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;

    в 2011 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» и почетного звания «Летчик-космонавт РФ»;

    ведомственные награды Роскосмоса: знак Гагарина, знак Королева, знак «За содействие космической деятельности»;

    медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Увлечения

  • парашютный спорт;
  • велотуризм. одготовка к космическим полетам

БОРТИНЖЕНЕР

Виталий Михайлович Жолобов

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза полковник-инженер Виталий Михайлович Жолобов. Родился в 1937 году в селе Збурьевка Херсонской

области. Член КПСС. Совершил космический полет в 1976 году.

Готовился к старту космический корабль «Союз-21»... Читатель вправе спросить: а где же корабль с номером «20»? Он вышел на орбиту в конце 1975 года. То был беспилотный корабль, который продолжил работы в автономном автоматическом режиме с орбитальной станцией «Салют-4».

Тот, кому предстояло выполнять обязанности бортинженера на «Союзе-21», был неуловим. В учебном отделе на мой вопрос: «Где сейчас Виталий Жолобов?» - отвечали односложно: «На" тренировках», «Работает с документацией», «Консультируется с учеными», «Уехал в конструкторское бюро», «На тренажере»... И все-таки предстартовая встреча состоялась. Мы беседовали втроем: командир корабля Борис Вольтов, бортинженер Виталий Жолобов и я. На этой встрече я и обратился к Борису:

Расскажи о своем товарище, о функциях бортинженера, о его роли на борту корабля.

Космонавт ответил не сразу. Сосредоточенно думал, как бы подбирая нужные слова, потом сказал:

Бортинженер - это правая рука командира. Так обычно говорят. Это справедливо, но... Но не совсем полно. Экипаж - это единое целое. Именно целое, а не две половинки. У этого целого - одна голова, одни глаза, одни руки, одно задание. Одно на экипаж! И это очень важно: уметь видеть одними глазами, чувствовать одними нервами, думать одной головой...

Вот так он ответил на мой вопрос. Тогда я спросил еще:

Какая главная черта у Виталия Жолобова? Борис посмотрел на соседа:

Нет, я так не могу. Он зазнается, и как с ним потом работать? Это, конечно, шутка. Если бы мы не подходили друг другу, если бы были даже малейшие антипатии, мы вряд ли закончили бы успешно программу подготовки, которая требует от экипажа добрых человеческих отношений, взаимопонимания, знания до тонкостей друг друга. Виталий грамотный, хорошо подготовленный инженер, вдумчивый, хваткий... О его личных чертах более подробно расскажу после полета.

В ожидании, пока космонавт выполнит свое обещание, я решил сам рассказать о втором члене экипажа «Союз-21».

Три двора делили между собой сферу влияния на этой улице Баку: «каспаровский» - в нем жили семьи матросов и капитанов Каспийского пароходства; «военный» - здесь жили военнослужащие; дом «специалистов» - инженерно-технических работников. В каждом были слои заводилы, предводители мальчишеских ватаг, в каждом были свои «законы» и «уставы».

Но это была, как говорит он сам, «пора мальчишества», когда просто не знали, куда себя деть. Потом пришло серьезное увлечение волейболом. Посреди двора появилась площадка: столбы, подобие сетки. Строгий управдом гонял мальчишек, но спортивные страсти не утихали, каждый вечер три двора выясняли, кто же сильнейший в волейболе.

Управдом смирился. Более того, во дворе «каспаровцев» появилась настоящая площадка, расчерченная, ухоженная, но в самом неудобном для игры месте. «Официальную» - так ее называли - площадку упрямые мальчишки не признавали: что-то в ней было не то. Играли на старой. В ту пору Виталий и пристрастился к волейболу. Сначала в качестве зрителя - мальчишек 3 - 4 класса «большие» но принимали, потом - подавальщика улетевших в сторону мячей, потом на равных с «большими».

До четвертого класса он был примером в школе: в табеле пятерки по всем предметам, в конце учебного года похвальные грамоты приносил домой. Потом его словно подменили. Все чаще стал тройки хватать, однажды подрался на уроке математики. Учительница отобрала портфель и велела прийти с родителями. Он не пошел. Потихоньку утащил портфель, а дома ничего не сказал. Другой раз поспорил с учителем физики, да так, что дело дошло до педсовета. Наконец, крупный разговор с отцом.

Не надолго тебя хватило,- сказал Михаил Гаврилович после тяжелого молчания. - Не думал, что такой позор пережить придется. Не думал...

Виталий стоял, опустив голову. Уши горели. Лучше бы отец ругал его, чем вот так спокойно и с горечью говорил. Словно даже не ему, а себе. Отец продолжал:

Раз полез в гору, надо добираться доверху, такое мое слово. Еще раз споткнешься, пеняй на себя.

Сам Михаил Гаврилович пришел в порт десятилетним мальчишкой. Начинал поваренком на обшарпанном старом суденышке, плавал матросом, механиком, вышел в капитаны. Виталий провожал отца в море, встречал после возвращения. Л однажды танкер «Профинтерн» встречали в порту с оркестром и транспарантами. Судно первым в пароходстве выполнило плац перевозок. Был митинг.

Было награждение экипажа. После этих праздников отец пообещал мальчишкам, что возьмет их с собой в очередной рейс.

... «Профинтерн» шел курсом на Астрахань. С вечера море было спокойным. Отец стоял на мостике, недовольно поглядывал на темную полосу, которая с запада затягивала небо, о чем-то переговаривался со штурманом. К утру разыгрался шторм. Волны доходили до спардека, танкер, загруженный до предела, бросало, словно шлюпку. Гудел металл, скрипели переборки, гулко ударяла вода. Казалось, что судно не выдержит этих терзаний и переломится пополам.

Волна выбила стекла. В каюте было холодно и темно. По селектору доносились команды отца, слышался топот матросов. На «Профинтерне» сыграли штормовую тревогу...

Думалось, что после всего этого Виталий никогда не будет смотреть в сторону моря. Но все обернулось иначе. Схватка людей со стихией, мужество команды, ловкость и бесстрашие матросов оставили след в сердце мальчишки. Не просто память о пережитом, а неудержимое желание быть похожим на этих людей - сильных, стойких, веселых.

Весной 1954-го перед началом экзаменов на аттестат зрелости Виталий принес в военкомат заявление с просьбой направить его в военно-морское училище. Военный комиссар приподнялся из-за стола, оглядел вошедшего:

Рост какой?

Виталий оторопел. Он ожидал любой вопрос, но только не этот.

Сто пятьдесят пять,- ответил нерешительно.

Н-да,- сказал военком. Сказал как-то так, что Виталий не понял, хорошо это пли плохо. Потом так же неопределенно, не то в форме вопроса, но то утверждения, произнес: - Если не в моряки, то куда еще хотел бы пойти?..

Виталий взял назад свое заявление и молча вышел из кабинета.

В «каспаровском» дворе было непривычно тихо. Пустовала игровая площадка. Ветер трепал провисшую сетку. К одному из столбов привязали бельевую веревку. А в дальнем углу двора вчерашние волейболисты решали, куда идти после десятого класса. Одни выбирали институт по предположительному конкурсу, говорили, туда-де легче поступить. Виталия злили эти разговоры. Он нарочно выбрал институт и факультет, куда желающих поступить было очень много. Экзамены сдавал на одни пятерки, «из принципа».

Прошли годы. Позади учеба в институте, работа испытателем, приход в Звездный, тренировки и подготовка...

Когда объявили о старте Гагарина, я не мог осознать и почувствовать, что же произошло. Слушал радио, смотрел телевизор... Факт, как говорится, налицо, а поверить трудно. Сознанием трудно. Ведь за осознанием самого факта стояло все, что с ним связано, стояла сложнейшая научно-техническая проблема. И что странно - накануне еще можно было рассуждать о межпланетных перелетах, создании лабораторий на Луне, говорить о человеке и космосе. Но то была абстракция. А тут смотрю телепередачу из Москвы. Идет человек по ковровой дорожке. В шипели, с майорскими погонами.

Обычно идет, чуть торопится. Обычный, казалось бы, человек. А ведь он побывал в космосе. В кос-мо-се!

Подумать о себе: а я, дескать, смог бы? - таких и мыслей не было.

Тогда не было. А сейчас? - спрашиваю его.

Он молчит. О чем может думать человек перед стартом? Наверное, о многом. А быть может, и нет. И все-таки, если сопоставить прошлое и настоящее?

Сейчас?.. Теперь все воспринимается иначе. Гагаринская формула «полет - это работа» сама собой стала какой-то нормой в отношениях к космосу. - Он помолчал, потом взглянул на часы: - Ты спрашиваешь, как я отношусь к полету, а у меня в голове программа: «Надо не забыть сделать это, повторить то, этот переключатель справа вверху, а этот слева внизу, надо сделать закладку в бортжурнале, надо...» Словом, подход прагматический.

Он весь в этом, бортинженер «Союза-21».

Жарким июлем 1976 года встретил его Байконур. Суровым холодом встретил Б. Вольтова и В. Жолобова космос. Они стартовали 6-го. Спустя сутки космонавты перешли на борт орбитальной станции «Салют-5». В длительном полете выполнялась обширная научная программа, технологические эксперименты, исследования...

Время на орбите течет медленно,- сказал он после возвращения. - Еще медленнее оно течет на Земле, когда ждешь своего старта. Но я готов ждать... Главное - не обмануться в ожидании.

Писатель Константин Георгиевич Паустовский, размышляя о космических путешествиях, как-то заметил: «А знаете, больше всего человек все-таки будет интересоваться Землей. Земля для человека- самое главное. Мы о Земле не все знаем... И если, даже далеко и надолго человек полетит, вернувшись на Землю, он будет плакать от счастья». Я часто вспоминаю эти слова в дни возвращения космонавтов из полета. Но я знаю, что, любя свою родную планету, они очень любят и космос. Наверное, это особенность их профессии.

Четыре года с весны 1961-го по весну 1965-го стали «золотым веком» советской пилотируемой космонавтики. В этот период, вместивший в себя восемь полетов, СССР собрал почти все главные «космические призы». Первый полет человека в космос, первый суточный полет, первый парный полет двух кораблей, первый полет женщины-космонавта, первый полет корабля с экипажем из трех человек, первый выход в открытый космос — все было нашим.

В шести полетах на кораблях «Восток» и в двух на кораблях «Восход» участвовали 11 советских космонавтов. Этих героев поименно знал не только Советский Союз, но и весь мир.

Время безжалостно. Сегодня из 11 человек, входивших в великую «звездную команду», в живых осталось только двое.

Юрий Гагарин

Пройдя сложнейший отбор, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин , совершил космический полет на корабле «Восток-1», и моментально стал любимцем всего мира.

27-летнего советского офицера хотели увидеть и вожди африканских племен, и английская королева. Гагарин совершил огромное количество международных поездок, чем сделал колоссальную рекламу СССР.

Но сам Юрий Алексеевич не хотел превращаться в монументальную фигуру. Он учился в академии, собирался снова летать в космос, участвовать в строительстве новых космических кораблей.

В апреле 1967 года Гагарин стал дублером космонавта Владимира Комарова перед полетом нового космического корабля «Союз-1». Полет Комарова завершился катастрофой, а среди советских руководителей пошли разговоры о том, что Гагарина следует беречь. Он же всеми силами боролся за продолжение летной карьеры.

27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин погиб в авиакатастрофе во время тренировочного полета вместе с инструктором Владимиром Серегины м. Первому космонавту Земли было всего 34 года.

Герман Титов

6 августа 1961 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток-2», пилотом которого являлся Герман Титов.

Полет Титова был значительно более сложным, чем у Гагарина. Он совершил 17 витков, проведя на орбите более суток, впервые испытав на себе в полной мере все «прелести» невесомости.

На момент полета Титову не было еще и 26 лет, но со своей задачей он справился «отлично». Однако много раз в своей жизни Герман Степанович повторял, что «помнят только первого».

Куратор первого отряда космонавтов генерал Каманин вообще считал, что Титов к первому полету был готов лучше Гагарина. Но поэтому логичнее ему было поручить более сложный суточный полет.

В 1968 году Герман Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, защитив диплом в один день с Гагариным. В 1969 году Титов возглавил 4-й отдел Центра подготовки космонавтов, готовившего пилотов для авиакосмической системы «Спираль». Этот проект в итоге так и не был реализован.

Герман Степанович многие годы проработал в космической отрасли, был заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Управления начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР, первым заместителем начальника УНКС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам,являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. В 1999 году Титов возглавил Федерации космонавтики России.

Клсмонавт-2 был депутатом Верховного Совета СССР, а затем депутатом Госдумы трех созывов от фракции КПРФ. Герман Титов умер в сентябре 2000 года от сердечного приступа через девять дней после своего 65-летия.

Андриян Николаев

11 августа 1962 года на орбиту отправился «Восток-3», который пилотировал 32-летний Андриян Николаев.

Космонавт провел на орбите 94 часа 22 минуты, стал первым, кому пришлось работать на орбите без скафандра. Совместный полет с «Востоком-4» Павла Поповича, помимо всего прочего, был экспериментом, направленным на создание космического корабля перехватчика.

После успешного возвращения на Землю, Николаев стал командиром отряда космонавтов.

В 1970 году Андриян Николаев вместе с Виталием Севастьяновым на корабле «Союз-9» совершили рекордный по продолжительности на тот момент 17-суточный полет.

После посадки космонавты не смогли сами выйти из корабля. Они тяжело переживали адаптацию к земной гравитации. «Из корабля без помощи выйти не могли, когда нас вывели — стоять на ногах не могли. Кровь отливала в нижнюю часть туловища, можно было только или сидеть, или лежать — иначе теряешь сознание. Сердце за 18 суток уменьшилось в объёме на 12 процентов. Лёжа — 80 ударов, сидя — 100, стоя — 120. Костная ткань потеряла калий и кальций, стала рыхлой», — вспоминал космонавт.

После полета Николаева и Севастьянова стало ясно, что космонавтам на орбите нужна специальная подготовка для того, чтобы вернуться на Землю в нормальном состоянии.

Шанса на третий полет Андриян Николаев не получил, став в 1974 году первым заместителем начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина.

В 1963 году Николаев женился на Валентине Терешковой. Первый в истории «космический брак» продержался 18 лет, в семье родилась дочь, которую назвали Еленой. В 1981 году супруги разошлись. Больше Николаев не женился.

Летом 2004 года Андриян Николаев приехал на родину, в Чувашию, где выступил в качестве главного судьи V Всероссийских летних сельских спортивных игр.

Игры уже завершились, и Николаев 3 июля после итоговой пресс-конференции возвращался в гостиницу. В дороге у него случился сердечный приступ, и врачи оказались бессильны. До 75-летия Андриян Григорьевич не дожил два месяца.

Космонавт Павел Романович Попович на тренировке в сурдокамере. 1982 г. Фото: РИА Новости

Павел Попович

«Восток-4», пилотируемый Павлом Поповичем, стартовал 12 августа 1962 года. Совершив совместный полет с «Востоком-3» Андрияна Николаева, Попович совершил посадку раньше коллеги. Впрочем, так и было предусмотрено программой полета.

Затем космонавт продолжил готовиться к новым миссиям, в том числе и по «лунной программе».

Ждать нового полета Поповичу пришлось 12 лет. В 1974 году они вместе с Юрием Артюхиным совершили полет на корабле «Союз-14», пристыковавшись к орбитальной станции «Салют-3». Под этим именем скрывалась орбитальная станция военного назначение проекта «Алмаз».

За 15 суток, проведенных на «Салюте-3», Попович и Артюхин полностью выполнили программу полета.

До конца 1980-х Павел Попович работал на различных должностях в Центре подготовки космонавтов. В 1990-х он возглавлял Благотворительный фонд имени первого космонавта Ю.А.Гагарина, активно занимался общественной деятельностью.

Уроженец Киевской области, носивший в космосе позывной «Беркут», к счастью, не дожил до постевромайданных времен, и не увидел разлада между Россией и Украиной. Космонавт умер в Крыму от инсульта в 2009 году в возрасте 78 лет.

Валерий Быковский

Полет Валерия Быковского, совершенный на «Востоке-5»с 14 по 19 июня 1963 года, в течение нескольких лет оставался самым продолжительным в истории космонавтики. Более того, по сей день никто не находился в космосе в одиночестве дольше Быковского.

Однако все эти достижения остались в тени совершавшегося параллельно полета «Востока-6», который пилотировала Валентина Терешкова.

Быковский всегда был человеком скромным, не пытавшимся привлечь к себе внимание. При этом Юрий Гагарин однажды заметил, что Быковский будет летать дольше, чем его коллеги по первому отряду.

Прогноз космонавта-1 оправдался. Валерий Быковский совершил еще два космических полета - в сентябре 1976 года на «Союзе-22» вместе с Владимиром Аксеновым , а в августе-сентябре 1978 года на «Союзе-31» и станции «Салют-6» вместе с первым немецким космонавтом Зигмундом Йеном.

В Центре подготовки космонавтов Быковский работал до 1988 года, потом два года руководил Домом советской науки и культуры в Берлине.

В последующие годы активной общественной жизни Валерий Федорович не вел, со сосредоточившись на семье, на воспитании внуков. Дважды Герой Советского Союза умер 27 марта 2019 года в возрасте 84 лет.

Валентина Терешкова

Как и Гагарин, первая женщина-космонавт летала один раз. Полет «Востока-6» в июне 1963 года 2 суток 22 часа 51 минуту.

Споры о том, насколько удачным был этот полет, идут и поныне. Одни считают, что Терешкова с задачей справилась лучше мужчин, другие убеждены, что ее опыт привел руководство советской космической программы к мысли — женщин в полетах лучше не задействовать.

При этом Валентина Терешкова оставалась в отряде космонавтов вплоть до апреля 1997 года, и покинула его в связи с достижением предельного возраста.

Многие годы Валентина Владимировна занимается общественно-политической жизнью. В 1968 — 1987 годах она возглавляла Комитет советских женщин, была делегатом партийных съездов, депутатом Верховного Совета СССР. В настоящее время Терешкова является депутатом Госдумы.

Валентина Терешкова - единственная в мире женщина, которая совершила свой космический полет в одиночестве.

Владимир Комаров

12 октября 1964 года мир облетела новая сенсация — Советский Союз запустил трехместный космический корабль «Восход». Американцы были потрясены: русские опять ушли вперед, создав новый корабль.

В действительности «Восход» являлся переработанной версией «Востока», в котором благодаря гению команды Сергея Королева , удалось разместить трех человек вместо одного.

Ради этого пришлось пожертвовать катапультами и скафандрами космонавтов. Командир «Восхода-1» Владимир Комаров лучше других понимал всю степень риска.

В отряд космонавтов Комаров пришел из Государственного Краснознамённого НИИ ВВС, где он работал над испытаниями новых образцов авиационной техники.

В НИИ ВВС Комаров пришел, уже имея опыт службы в должности летчика-истребителя.

Сергей Королев считал Комарова наиболее подготовленным в первом отряде с инженерной точки зрения. Он вникал во все вопросы, связанные с космической техникой, очень глубоко.

Полет «Восхода-1» продлился сутки и завершился успешно. Возможно, этот удачный опыт и сподвиг руководство космической программы выбрать Владимира Комарова для полета на «Союзе-1».

В отличие от «Восхода», «Союз» был действительно принципиально новым кораблем, строившимся с прицелом на «лунную программу».

Комаров лучше других понимал, что «Союз-1» «сырой», и объективно не готов к решению сложнейших задач. Тем не менее, от полета он не отказался.

«Союз-1» с Комаровым стартовал 23 апреля 1967 года. Космонавту пришлось столкнуться с целым ворохом различных отказов систем, так что его возвращение на Землю было поставлено под сомнение.

Комаров показал себя профессионалом высочайшего класса, сумев направить корабль на посадку. Но с нештатной работой парашютной системы он не мог справиться чисто физически.

Владимир Комаров разбился при посадке 24 апреля 1967 года, став первым советским космонавтом, погибшим при выполнении космического полета. Ему было 40 лет.

Константин Петрович Феоктистов (1926-2009) - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор. 1972 г. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Константин Феоктистов

В годы войны юный Костя Феоктистов был разведчиком, и при выполнении одного из заданий попал в руки к немцам. Спасся будущий космонавт чудом.

Окончив после войны МВТУ имени Баумана, Феоктистов стал работать в научно-исследовательском институте вместе с конструктором в области ракетостроения Михаилом Тихонравовым. Затем была работа в ОКБ №1 Сергея Королева, Феоктистов участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, руководил проектированием кораблей «Восток».

В дальнейшем, уже после полета, он был ведущим разработчиком кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир».

В 1964 году Феоктистов отправился в космос, даже не будучи членом отряда космонавтов. В первый экипаж из трех человек было решено включить гражданского инженера и врача.

Феоктистов сумел обойти других кандидатов, и в итоге совершил полет на «Восходе-1».

В отряде космонавтов Константин Петрович оставался до 1987 года, но больше на орбиту не летал, хотя был близок ко второму полету в начале 1980-х. Однако на этапе подготовки Феоктистова подвело здоровье.

До 1990 года он был заместителем генерального конструктора НПО «Энергия». Много лет Константин Феоктистов преподавал в родном вузе, в МГТУ имени Баумана.

Умер космонавт в ноябре 2009 года в возрасте 83 лет.

Борис Егоров

Сын известного нейрохирурга, Борис Егоров пошел по стопам, но в институте он увлекся новой, только что появившейся дисциплиной - космической медициной. Еще в студенческие годы он начала работать лаборантом по этой теме, а после выпуска полностью сосредоточился на ней.

Егоров был отобран в группу врачей, готовившихся к космическому полету, но первоначально не считался главным претендентом. Тем не менее, в конце концов, выбор был сделан в его пользу.

Совершив полет на «Восходе-1», он вернулся к исследовательской работе.

Красавец-мужчина, Егоров легко разбивал женские сердца. Его женами были знаменитые актрисы Наталья Фатеева и Наталья Кустинская . На первой он был женат шесть лет, а на второй — двадцать.

Помимо слабого пола и науки, Борис Егоров обожал скорость. Он был одним из первых, у кого в СССР появилась личная иномарка — Buick Electra. Друзья вспоминают, что водителем он был классным, ездил быстро, но в аварии не попадал. А в 40 лет удивил окружающих тем, что увлекся мотокроссом, и стал лично собирать мотоциклы для гонок.

Распад Союза ударил и по Егорову — денег на науку стало выделяться ничтожно мало, и специалист по биотехнологиям и космической медицине решил податься в бизнес.

Новоявленные предприниматели охотно шли с ним на сотрудничество, рассчитывая, что известный человек со связями поможет «разруливать» проблемы. Егоров и «разруливал», хотя друзья отмечали, что дается это ему очень тяжело. Его все чаще беспокоило сердце, и врачи советовали как можно скорее взяться за лечение. Егоров обещал, что возьмется, как только уладит самые неотложные дела. Но 12 сентября 1994 года сердце 56-летнего космонавта остановилось.

Павел Иванович Беляев (1925-1970) - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. 1965 год. Фото: РИА Новости / Лев Носов

Павел Беляев

В первом отряде советских космонавтов Павел Беляев был самым старшим по возрасту, по званию — майор, и по должности — командир эскадрильи. Молодые коллеги обращались к нему по имени-отчеству — Павел Иванович.

В августе 1961 года Беляев во время приземления после парашютного прыжка сломал левую ногу, и на год был отстранен от подготовки.

На этом космос мог и закончиться для Беляева, но он проявил волю и характер. Его опыт понадобился при подготовке полета корабля «Восход-2» в 1965 году, в рамках которого был запланирован выход в открытый космос.

Павел Беляев был назначен командиром, а выходить в космос предстояло Алексею Леонову. Рассудительный и спокойный Беляев должен был сохранять холодную голову и охлаждать пыл порывистого Леонова.

В итоге экипаж справился с задачей блестяще, а затем еще и преодолел серию нештатных ситуаций, увенчанных посадкой в глухой тайге.

Погиб Павел Беляев трагически и нелепо, от причин, с космонавтикой не связанных — 10 января 1970 года он умер от интоксикации организма вследствие гнойного перитонита. Ему было 44 года.

Алексей Леонов

Алексей Архипович Леонов входит в число самых известных покорителей космоса. Но если о его полете на «Восходе-2» написано много, то о дальнейшей его биографии говорят не так часто.

Например, о том, что Леонов был участником советской «лунной программы» и буквально умолял руководство страны пойти на риск, дав «добро» на полет.

Затем летом 1971 года Леонов вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным должен был совершить экспедицию на первую орбитальную космическую станцию «Салют-1». Но в самый последний момент экипаж корабля «Союз-11» был заменен на дублирующий из-за того, что у Кубасова нашли признаки тяжелого заболевания (как потом оказалось, ошибочно). Новый экипаж погиб при возвращении на Землю.

А Леонов с Кубасовым в 1975 году приняли участие в совместном полете с американцами в рамках программы «Союз-Аполлон». Эта миссия окончательно превратила Алексея Архиповича в суперзвезду в США. Там до сих пор вспоминают, как Леонов предлагал американским коллегам прямо на орбите выпить русской водки. На самом деле в тубах с водочными наклейками был борщ.

До 1991 года Алексей Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Выйдя на пенсию, Леонов участвовал в бизнес-проектах, занимался популяризацией космических исследований. Кроме того, Леонов известен как талантливый художник.

В мае 2019 года Алексею Леонову исполнится 85 лет.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча