26.05.2023

Письменные источники истории средних веков. Источники по истории V—XI вв. Церковь в ХI-ХV вв


Применительно к Средневековью целесообразно выделить пять типов источников, 1) природно-географические , т.е. данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и, 2) этнографические, старинными технологиями, обычаями, обликом жилищ, костюмом, кухней, стереотипами мышления, фольклором; 3) вещественные постройки, орудия труда, домашняя утварь, оружие и т.д.; 4) художественно-изобразительные памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства; 5) письменные , каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма. Они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при изучении раннего Средневековья, относительно бедного текстами и произведениями искусства. Фольклорные и другие этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего Средневековья, Главными же являются источники письменные, Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса: 1) нарративные (повествовательные), 2) нормативные, отражающие не только существующую правовую практику, но и волю законодателя, местные обычаи, постановления церковных соборов, уставы монастырей, ремесленных цехов, университетов и т.д.; 3) документальные, фиксирующие отдельные моменты преимущественно социально-экономической, -юридической -политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики. В рамках нарративных источников постепенно, складывается особый класс научной литературы, Несколько раньше от нарративных памятников обособляется художественная литература, отображающая действительность путем обобщения явлений в художественных образах. Названные классы письменных источников подразделяются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, агиографические сочинения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная литература, представленная всевозможными трактатами. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности. Например, среди исторических сочинений Средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, Хроники делят на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, последние - на королевские, городские, семейные и т.д.

Средневековые письменные источники по сравнению с источниками по истории античности или нового времени обладают определенными особенностями. В силу малого распространения и в целом низкого уровня грамотности в средние века к письму обращались сравнительно редко. Культура той эпохи, прежде всего раннего средневековья, была в значительной мере устно-ритуальной, так что информация в основном передавалась по памяти. Между живым разговорным языком и языком письменным существовал разрыв, сказавшийся на стиле, терминологии и характере использования изучаемых источников. Положение стало меняться только во второй период средневековья, когда появляется все больше текстов на народных языках. К XIV - XV вв. в большинстве стран Западной Европы они уже преобладают, однако в некоторых областях общественной жизни (дипломатия, церковь, наука) латынь сохраняет свои позиции вплоть до нового времени. Кроме того, в ряде стран латынь сосуществовала сразу с двумя народными языками - местным и чужеземным. Слабо описана Технология производства, урожайность с\х культур, имущественное расслоение, тип семьи, повседневная жизнь, мировосприятие народных масс и др. Искомые сведения присутствуют, как правило, в виде скрытой информации, уловить которую бывает трудно.

Законодательные В раннее средневековье большинство населения Западной и Южной Европы жило по старым римским законам, постепенно приспособляемым к меняющейся действительности. В VI в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I они были кодифицированы. Все они составили обширный свод, получивший позднее, в XII в., назва­ние «Свод гражданского права». Тогда же, в XII в., оформился «Свод канонического права». Они являлись ценными источниками по истории VI в. На Западе Свод Юстиниана почти не был известен до XI- XII вв., Западноевропейские юристы пользовались более ранним сво­дом римских законов - Кодексом императора Феодосия II (438 г). Известны многочисл. письм законы, записанные с конца V в. по начало IX в. правды (бургундская, Вестготская, Салическая, Саксонская и т.д.). Из добавлений и поправок к правдам постепенно выросло королевское законодательство: Капитулярии франкских королей, обретшие свою классическую форму на рубеже VIII - IX вв.

Документальные источники распределяются по регионам очень неравномерно. От VIII в. до нас дошли сотни документов, из Италии, прирейнской и придунайской Германии и Северо-Восточной Франции, от IX-X вв. - также из других районов Франции, из Испании и Англии. В XI в. количество западноевропейских документов измеряется уже мно­гими тысячами. Практически все документы этого времени написаны на латыни. Документы делопроизводства раннего средневековья фиксировали постановления королевских, реже - княжеских судов, личные распоряжения и пожалования монархов, акты дарений, купли-продажи, обмена земли, оформляли завеща­ния. Грамоты составлялись по определенным образцам, они назы­вались формулами. И меются документы инвентарные (полиптики), представленные описями церковных поместий. Дипломатика различает акты публичные и частные. К числу первых относятся грамоты и дипломы императоров, королей, феодалов. К частным актам относят документы, составленные нотариями.

Источники по истории XI -XV вв. Важными источниками по истории хозяйства являются земель­ные описи и кадастры. К ним относятся, на­пример, английская «Книга Страшного суда» (1086) - материалы всеобщей поземельной переписи Анг. королевства.. Большим разнообразием отличаются юридические источники периода развитого феодализма. – городские хартии и статуты. В XIII-XV вв. составляются записи феодального обычного пра­ва, действовавшего в отдельных областях или провинциях Запад­ной Европы. К ним относятся французские кутюмы, немецкие «зерцала», испанские фуэрос («Кутюмы Бовези», «Саксонское зерцало»).В государствах Европы развивалось и королевское (императорское) законодательство: ордонансы во Фран­ции и Англии, привилегии , патенты и мандаты в Священной Рим­ской империи. Византийское право в это время по-прежнему ос­новывалось на нормах Юстинианова права. Императорские законы в Византии назывались новеллами . В XI-XV вв. они чаще всего издавались в виде жалованных грамот. Новые виды источников появляются в период становления со­словной монархии. Это парламентские акты и статуты в Анг­лии, протоколы заседаний шта­тов во Франции, акты германских имперских собраний и т.д. Встречались трактаты . Они охватывают почти все сферы науки и общественной практи­ки («Сумме теологии» Фомы Аквинского XIII в,).


Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Применительно к Средневековью целесообразно выделить пять типов источников:

1) природно-географические, т.е. данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и,

2) этнографические, старинными технологиями, обычаями, обликом жилищ, костюмом, кухней, стереотипами мышления, фольклором;

3) вещественные постройки, орудия труда, домашняя утварь, оружие и т.д.;

4) художественно-изобразительные памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства;

5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

Они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при изучении раннего Средневековья, относительно бедного текстами и произведениями искусства. Фольклорные и другие этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего Средневековья, Главными же являются источники письменные, Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса:

1) нарративные (повествовательные),

2) нормативные, отражающие не только существующую правовую практику, но и волю законодателя, местные обычаи, постановления церковных соборов, уставы монастырей, ремесленных цехов, университетов и т.д.;

3) документальные, фиксирующие отдельные моменты преимущественно социально-экономической, -юридической -политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики. В рамках нарративных источников постепенно, складывается особый класс научной литературы, Несколько раньше от нарративных памятников обособляется художественная литература, отображающая действительность путем обобщения явлений в художественных образах. Названные классы письменных источников подразделяются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, агиографические сочинения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная литература, представленная всевозможными трактатами. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности. Например, среди исторических сочинений Средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, Хроники делят на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, последние - на королевские, городские, семейные и т.д.

Средневековые письменные источники по сравнению с источниками по истории античности или нового времени обладают определенными особенностями. В силу малого распространения и в целом низкого уровня грамотности в средние века к письму обращались сравнительно редко. Культура той эпохи, прежде всего раннего средневековья, была в значительной мере устно-ритуальной, так что информация в основном передавалась по памяти. Между живым разговорным языком и языком письменным существовал разрыв, сказавшийся на стиле, терминологии и характере использования изучаемых источников. Положение стало меняться только во второй период средневековья, когда появляется все больше текстов на народных языках. К XIV - XV вв. в большинстве стран Западной Европы они уже преобладают, однако в некоторых областях общественной жизни (дипломатия, церковь, наука) латынь сохраняет свои позиции вплоть до нового времени. Кроме того, в ряде стран латынь сосуществовала сразу с двумя народными языками - местным и чужеземным.

Слабо описана Технология производства, урожайность с\х культур, имущественное расслоение, тип семьи, повседневная жизнь, мировосприятие народных масс и др. Искомые сведения присутствуют, как правило, в виде скрытой информации, уловить которую бывает трудно.

До недавнего времени источниковедение различало внешнюю и внутреннюю критику источника, однако современное источниковедение основывается на комплексном, целостном изучении памятника.

Незаменимую помощь в интерпретации источника как продукта определенной социокультурной среды оказывают неписьменные источники и изучающие их вспомогательные исторические дисциплины: историческое ландшафтоведение, археология, этнография, ономастика (наука об именах собственных, в том числе о географических названиях), искусствознание, нумизматика и др. Надежным средством познания прошлого остается апробированный многими поколениями ученых метод сочетания данных различных видов и классов источников, которые, освещая общество как бы с разных сторон, не просто дополняют, но и корректируют друг друга. В последние десятилетия этот метод получил дополнительный импульс в связи с развитием междисциплинарных исследований.

Широко проникают в медиевистику количественные методы анализа источников.



Классификация исторических источников.

Слабосинтезный путь развития феодальных отношений.

Безсинтезный путь развития феодальных отношений.

Синтезный путь развития феодальных отношений.

Наиболее активно феодальный синтез протекал там, где античное и варварское начала были достаточно уравновешены. Классическим примером такого варианта развития являются северо-восточная Галия, где феодализм утвердился рано (уже в 8-9 в.в.) и был относительно слабо отягощен дофеодальными пережитками в виде различных модификаций первобытнообщинного и рабовладельческого уклонов и их надстроенных проявлений. Степень активности феодального синтеза в том или ином регионе зависела от многих факторов:

1.Численное соотношение варваров и римлян, оказавшихся на одной территории (в сев.-вост. Галии соотношение 1:10). Наиболее успешно феодализм развивался именно здесь. Влияние германцев как господствовавшего этноса было намного больше их доли в населении.

2.Сам характер расселения варваров на территории империи (территории варваров, которые соприкасались с владениями римлян способствовали хозяйственному взаимодействованию и появлению общих дел и интересов).

3.Сравнительный культурный уровень пришедшего и местного населения. Провинции были освоены римлянами далеко не равномерно. Скорость процесса еще зависела от религиозных и правовых факторов. Природно-географические и внешнеполитические условия – тоже оказывали заметное влияние (почвы, ландшафт).


Пример Византии. Поселение варваров на территории империи создало лишь предпосылки феодального синтеза (автоматически качественного скачка не произошло). Для того, чтобы произошло взаимодействие двух систем (позднеантичного и варварского обществ) потребовалось минимум полтора-два столетия. В первые же десятилетия феодализация проходила у каждого из двух народов по своему продолжая прежнюю линию развития, но уже в принципиально новых условиях. В начале эволюция к феодализму проявилась больше в римском обществе (с 4 в.) резкое ослабление государственного вмешательства привело к росту частной власти, продолжается трансформация социально-экономической структуры и права классической древности, изменяется статус раба (уже как обладатель имущества). Римское поместье превращается в феодальную вотчину. Еще больше испытывают влияние новой среды варвары – они знакомятся с римской агротехникой и организацией римских поместий, римским правом. Германская знать подражает римской.


Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации:


1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так и просто видных для понимания ее конкретно-географической специфики;

2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древ­ними пластами современных живых языков;

3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.;

4) художественно-изобразителъные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства;

5) письменные , каковымисчитаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их коли­чество, разнообразие и информативность возрастают.

Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса:

· нарративные (повествовательные), описывающие реальную или иллюзорную действительность во всем богатстве ее проявлений и в относительно свободной форме;

· документальные фиксирующие отдельные моменты преимущественно социаль­но-экономической, социально-юридической и социально-политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики;

· законодательные которые, будучи также юриди­ческими по форме, отличаются от документальных тем, что отра­жают не только существующую правовую практику, но и преобразующую волю законодателя, желающего эту практику изменить, а главное - попыткой упорядочить об­щественные отношения, систематизировать социальные градации и ситуации.

Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, в рамках нарративных, а отчасти и законодательных источников конституи­руется особый класс научной литературы, где описание явлений уступает место раскрытию их сущности при помощи теоретического анализа.

Несколько раньше от нарративных памятников отделилась художественная литература, отображающая действительность путем обобщения различных явлений в художественных образах.

Названные классы письменных источников распадаются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических событий; разнообразные агиографические сочине­ния, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; па­мятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная и художественная литература. В свою очередь они могут быть поделены намногочисленные разновидности. Например, среди исторических со­чинений средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, т.е. посвященные какому-либо конкретному событию или отрезку времени «монографии». Хроники делят по различным признакам на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, расчленяя последние на сеньориальные, городские и т. д.


Раннее средневековье характеризуется переходом от античности и варварства к феодализму (отразилось в источниках 5-11 в.в.). Это эпоха господства натурально хозяйства, слабых торговых и иных связей между странами и областями, весьма примитивной государственности, низкой граммотности. В раннем средневековье большинство населения зап. и южн. Европы жило по старым римским законам, постепенно просыпаясь к новому времени. В 6 в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I эти законы были кодифицированы (Кодекс Юстиниана). Новые законы (новеллы) самого Юстиниана, высказывания наиболее известных юристов античности, краткий специальный учебник права (Институции). Все вместе они получили название в 12 в. Свод гражданского права, тогда же оформился и Свод канонического права – в нем важнейшие акты церковного законодательства. Свод гражданского права – основа византийского законодательства, является ценным источником раннего средневековья. На западе Свод Юстиниана был почти неизвестен до 11-12 в.в. Германские, кельтские и славянские народы сохраняли свои древние обычаи, фиксировали их на письме. Документальные источники – грамоты, акты. Грамоты составлялись по определенному образцу. Были документы по делопроизводству, инвентарные описи церковных поместий. Среди историографических сочинений на первом месте находятся истории – «История войн Юстиниана», «История франков»). Публицистика еще не выделилась, она содержалась в посланиях и трактатах «Об управлении империей». Народная литература связана с фольклором – песни, героические сказания.

Историю Средних веков изучают, пользуясь многочисленными историческими источниками: архитектурными достопримечательностями, вещественными памят-никами, письменными историческими источниками, этнографическими источ-никами и т. п. Сохранившиеся архитектурные памятники словно переносят нас в далёкое прошлое. И сегодня во многих городах Европы можно увидеть старинные церкви и соборы, замки и крепостные стены, а также целые кварталы, где когда-то бурлила жизнь знати, купцов, торговцев, ремесленников. Городские улицы сумели сберечь свои средневековые имена.

Сохранились и молчаливые свидетели Средневековья вещественные памят-ники: различные орудия труда, разные виды оружия, монеты и печати, рыцарские доспехи и ювелирные украшения, картины и статуи. Они традиционно хранятся в музеях. Сюда вещи попадают, обычно, двумя путями: их либо находят во время раскопок археологи, либо же передают наследники из семейных коллекций.

Вещественные памятники

Едва ли не самыми главными являются письменные исторические источни-ки. Немало их погибло во время войн, пожаров, стихийных бедствий. Уцелевшие сохраняются преимущественно в архивах, а также в церквях, монастырях, в частных коллекциях. Средневековые документы скрупулёзно изучают историки, публикуют их, комментируют, стараются популяризировать. Среди письменных источников исключительно важными являются записи законов и распоряжений королей, князей, пап, епископов, а также различные судебные решения, ремеслен-ные и университетские уставы, описания имений, фактов их продажи, дарения или передачи в наследство.

Важную и интересную информацию о средних веках содержат также хроники, которые в Киевской Руси называли летописями. Хронисты вели записи текущих событий изо дня в день, год за годом. Это могла быть хроника, освещавшая жизнь всей страны, отдельного города или монастыря. Некоторые одарённые хронисты не просто фиксировали факты, а пытались изложить своё видение того или иного события.

Письменные источники

Современнику о многом расскажут фольклорные записи — пересказы, леген-ды, сказки, сказания, бытовавшие поначалу только в устной форме. Эти тексты принято называть эпосом. Внутренний мир человека средневековья наилучше отображён в художественных произведениях. До нас дошли отдельные поэтичес-кие сборники, повести и романы, герои которых — и простые люди со своими радостями, переживаниями, и боги, правители, легендарные личности.

Следовательно, со времён средних веков до нас дошло не-мало источников. Однако при их обработке необходимы не-заурядные точность и взвешенность. Для глубокого познания эпохи следует принимать во внимание свидетельства разных источников, только так можно почувствовать её дух.

Сведения о средневековья собирают, сравнивают, сис-тематизируют и обобщают учёные-медиевисты (от латин. media aeva — средние века). Материал с сайта

Иван Крипьякевич (1886-1967)

Одним из выдающихся медиевистов был французский историк Марк Блок (1886-1944). Он изучал мир чувств средневекового человека, его религиозные представления и т. п. Марк Блок считал, что историки должны изучать жизнь человека в обществе, во времени и пространстве. Его работа «Феодальное общество», написанная в 1939 1940 гг., и доныне является образцом глубокой трактовки западно-европейского феодализма IX-XIV вв.

Пристальное внимание истории Средних веков уделил в своей «Всемирной истории» выдающийся украинский учёный Иван Крипьякевич (1886 1967). Этот труд готовил-ся как четвёртый том «Исторической библиотеки», выхо-дившей в 30-х годах XX в. во Львове. «Всемирная история» Ивана Крипьякевича развивала терминологическую тра-дицию отечественной исторической науки, имела много иллюстраций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • татьяна толстая рассказы краткое содержание
  • сайт

Человечеству много тысяч лет. Все это время наши предки накапливали практические знания и опыт, создавали предметы быта и шедевры искусства. Они совершали ошибки и делали великие открытия. Как нам узнать об их жизни? Можем ли мы взять что-нибудь полезное для себя, чтобы не допускать промахов в настоящем?

Конечно же, это возможно. Сегодня существует много наук, изучающих вещественные источники. Давайте разбираться детально.

Определение и классификация

Итак, вещественные источники - это все материальные предметы, которые отражают различные сферы жизни и деятельности человека. Все, что характеризует происходящий сейчас или в прошлом, будь то надписи, остатки бытовых вещей или человеческие останки, может нести бесценную информацию для исследователей.

Таким образом, мы определили наиболее широкие рамки этого понятия. Давайте теперь разберемся с классификацией для большей упорядоченности.

Вначале картина складывалась достаточно просто: эпоха дикости, которую сменило время варваров, а после - возникновение цивилизации. Однако такую стройную классификацию сломали вещественные источники Средневековья. Они совсем некстати вклинились после потрясающего расцвета античных государств.

Сегодня исследователи все больше склоняются к следующему разделению памятников культуры. Выделяют три основные группы (в каждой из них имеются подразделы):

Вещественные источники, примеры которых будут приведены далее.

Изобразительные памятники - рисунки, фотографии, символы на монетах и прочее.

Словесные. Они делятся на устные и письменные. Первые изучаются этнографией.

Особенности правильной работы

Вещественные источники - это самые разнообразные памятники, находки, упоминания, песни и легенды. Как же разобраться с ними и объединить в систему?

Подобная задача не по силам одной науке или группе людей. Для разработки такого обширного направления в процессе развития общества было создано несколько дисциплин, с которыми мы с вами познакомимся далее.

Какие же методы используются, когда изучают вещественные источники? Для начала упомянем человеческий фактор. Любой результат всегда выдается через призму мировоззрения исследователя или автора письменного документа. Поэтому зачастую ученые не получают объективной информации, а лишь подтверждают или опровергают свои догадки.

Главным методом в работе с источниками является следующий: все выводы делаются только после изучения всего комплекса находок, свидетельств, фактов. Нельзя что-то вырывать из контекста. Общая картина складывается наподобие паззла. Давайте разберемся, какие дисциплины занимаются подобными изысканиями.

Археология и антропология

Эти две науки наиболее плотно работают с вещественными источниками. Первая из них имеет цель разобраться в эволюции человека и общества, изучить процесс становления основных сфер жизни от начала веков до сегодняшних дней.

Антропология занимается исследованием самого человека (рас, традиций, культуры и быта). Однако такое широкое поле деятельности данной науки существует в основном в странах западного мира. В СНГ эти знания охватывают несколько отраслей. Кроме антропологии здесь задействованы этнография и археология.

Конкретно эта наука в нашем понимании занимается больше эволюцией и временно-пространственными различиями физического типа человека. Итак, давайте разберемся по порядку.

Археология - это наука, изучающая вещественные исторические источники. В сферу ее интересов входит несколько исследуемых групп:

Поселения (сюда же входят и жилища). Они разделяются на укрепленные (чаще называются городищами) и неукрепленные (поселки). Это могут быть города и крепости, стойбища и земледельческие или ремесленные поселения, походные лагеря армий и укрепленные замки.

Большинство подобных памятников статичны, они постоянно находятся (и находились) на одном месте. Однако стоянки и прочие временные поселения зачастую не имеют одного и того же местоположения. Поэтому их обнаружение в основном является делом случая.

Городища обычно обнаруживают по остаткам валов и стен. Вообще, большая часть работы археолога происходит в архиве. Здесь находится информация в различных письменных источниках - от легенд и былин до отчетов научных разведок. Сказания, кстати, играют немалую роль. Троя была обнаружена Генрихом Шлиманом именно благодаря точному следованию им «Илиаде» Гомера.

Следующим местом, где хорошо сохраняются вещественные источники истории, как ни странно, являются погребения. Под слоем земли в сухих районах планеты некоторые предметы могут пролежать тысячи лет и сохранить свою форму. Более влажные места, конечно, уничтожат многие материалы. Однако, например, некоторые виды дерева в воде окаменевают.

Итак, в захоронениях археологи находят не только предметы быта древних людей, но и различные элементы, говорящие о верованиях, ритуалах, социальном устройстве общества и прочем.

Также к памятникам относятся ритуальные места (святилища, капища) и мастерские. Если знать, как интерпретировать находки, то можно получить очень много интересной и важной информации.

Последним, но не менее важным комплексом являются случайные находки. Все - от кладов до случайно потерянной пуговицы - может рассказать профессиональному исследователю о прошлом.

Как мы уже убедились, большинство знаний о древних обществах - вещественные. по доходят до нашего времени не всегда в целости и сохранности, поэтому археологам и антропологам часто приходится обращаться за помощью к реставраторам, которые помогают им восстановить оригинальный облик предметов.

Этнография

В советскую эпоху это была отдельная наука, сегодня же ее чаще причисляют к составляющим антропологии. Она изучает (точнее, описывает) народности мира. Данные, с которыми работает антропология, - это не только вещественные источники. Примеры нематериальных памятников - песни и устные сказания. Во многих племенах просто нет письменности, и подобная информация передается от родителей детям из уст в уста.

Поэтому этнографы зачастую работают не как исследователи, а как коллекционеры и хранители разнообразных традиций народов мира. Если вы взглянете на записи испанцев и португальцев XV - XVI веков, то будете удивлены. Очень многих описанных вещей и явлений больше не существует.

Племена уничтожаются, ассимилируются (а значит, пропадает одна из самобытных культур). Вследствие глобализации стираются различия между народами. Даже языки могут исчезнуть. И если они не были записаны, то о них больше никто и никогда не узнает.

Что нам предлагает этнография? Какие вещественные источники? Фото, аудиозаписи песен, видео обрядов, письменная фиксация разных сфер жизни народа - все это изучается и сопоставляется.

Подобные описания стали делать очень давно, но в древнем мире они были больше похожи на сказки с неимоверным количеством домыслов. И только в позднем Средневековье появляются исследователи, которые сопоставляют и быт удаленных племен, например, индейцев, аборигенов Австралии, бушменов и прочих собирателей-охотников.

Оказывается, наблюдая за жизнью народностей, стоящих на ступени «предцивилизации» в современном ее понимании, мы можем узнать, какие были отношения в каменном, медном, бронзовом, железном веках.

Важным моментом является то, что в школе с детьми разбирают вещественные источники (примеры). 5 класс - самое время для изучения традиций своего народа и постепенного перехода к общей информации о становлении человечества.

Эпиграфика

Второй по численности материал, из которого мы можем черпать знания о древних людях, - это написанные и нарисованные вещественные источники - картинки, летописи, мемуары, глиняные таблички, петроглифы, иероглифы,

Перечислять способы, которыми человечество пользовалось для сохранения информации, можно долго. Без них мы не имели бы ни малейшего понятия о событиях прошлого. Об этом можно говорить с полной уверенностью, так как археологические находки просто не в силах дать столько информации, сколько содержится в одной, даже самой короткой записке.

Одним из древнейших исследований, дошедших до нас, является широко известная «История» Геродота. Она датируется пятым веком до нашей эры. Одни из первых мемуаров написал Гай Юлий Цезарь. Их название - «Записки о галльской войне».
Но в целом биографии и воспоминания более характерны для эпохи Возрождения.

Конечно, письменные памятники очень богаты информативно, однако есть и свои минусы.

Во-первых, данные в них касаются пяти тысяч лет человеческой истории максимум. То, что было ранее, или не зафиксировано, или не расшифровано.

Второе - тенденциозность и особое внимание к высшим слоям при практически полном игнорировании простого народа.

Третье - основная масса древних текстов нам известна в виде переводов и переписанных копий. Оригиналов единицы. Кроме того, новых поступлений ожидать не приходится. А вот археологические вещественные источники люди обнаруживают регулярно.

В комплекс наук, изучающих письменные памятники, входят различные дисциплины. Первая, о которой стоит упомянуть, - палеография. Она занимается сбором и расшифровкой древних алфавитов, шрифтов, способов написания. В общем, без ее усилий ученые не смогли бы качественно работать с текстами.

Следующая наука - нумизматика. Она работает с надписями на монетах и банкнотах (подраздел - бонистика). Папирология изучает информацию, имеющуюся в свитках папируса.

Однако самыми достоверными считаются бытовые надписи. Они короткие и не содержат хвастовства и преувеличения.

Таким образом, мы разобрали с вами науки, изучающие вещественные источники, что это такое, какие виды памятников существуют, как с ними работают. Далее поговорим о материалах, касающихся трех наиболее ярких эпох в истории человечества - Древней Греции, Рима и Средневековья.

Письменные источники Древней Греции

Как мы уже говорили выше, информация о прошлом содержится во многих артефактах. Однако наиболее информативными являются именно надписи или записи.

Период античности вообще и Древняя Греция в частности ознаменованы появлением ученых и исследователей. Зачатки большинства наук, которые успешно развиваются сегодня, уходят корнями именно в эту эпоху.

Итак, какие вещественные источники истории Эллады нам известны? Непосредственно о мы поговорим чуть позже, а сейчас окунемся в мир древнегреческой литературы.

Наиболее древними являются записи Гекатея Милетского. Он был логографом, описывал историю и культуру своего города и соседних полисов, по которым путешествовал. Вторым известным нам исследователем был Гелланик Митиленский. Его труды дошли до нас в отрывочных записях и большой исторической ценности не несут. В работах логографов часто легенды и вымысел сплетаются с действительностью, и их сложно разделить.

Первым достоверным историком был Геродот. В V веке до нашей эры он написал многотомный труд «История». Им была предпринята попытка объяснить, из-за чего началась война между персами и греками. Для этого он обращается к истории всех народов, которые входили в данные империи.

Вторым в хронологическом порядке был Фукидид. В своих работах он постарался осветить причины, ход и последствия Пелопонесской войны. Заслуга этого грека в том, что он не обращался к «божественному провидению», чтобы объяснить причины происходящего, как Геродот. Он ездил по памятным местам, полисам, разговаривал с участниками и очевидцами, что дало возможность написать истинно научный труд.

Таким образом, письменные вещественные источники - это не только гипотезы, идеологические происки или политическая пропаганда. Среди них нередко встречаются и основательные труды.

Материальная культура Эллады

Сегодня изучение античных государств занимает одно из ведущих мест среди областей исследования в археологии. Многие университеты начали изучать Грецию в конце XIX века, и сегодня работают целые школы на Балканах, занимающиеся разработкой методик и углубленным изысканием.

За этот век был накоплен огромный опыт и фактический материал по истории балканских полисов, таких, как Дельфы, Афины, Спарта, острова и малазийское побережье (Пергам, Троя, Милет).

Отечественные ученые еще со времен Российской империи занимались рассмотрением городов-колоний северного Причерноморья. Наиболее известны такие полисы, как Ольвия, Пантикапей, Херсонес Таврический, Танаис и прочие.

За годы исследований была накоплена масса материала - монеты, ювелирные изделия, оружие, надписи на твердом материале (камень, глина, геммы), остатки сооружений и прочее.

Все эти вещественные источники по истории Древней Греции позволяют нам представить образ жизни, быт, занятия эллинов. Мы знаем об охоте и пирах, поскольку подобные сцены часто изображались на сосудах. По монетам можно судить о внешности некоторых правителей, гербах городов, отношениях между полисами.

Печати и надписи на сосудах, домах, вещах также много рассказывают о той эпохе.
Находки, относящиеся к древнему миру (Египет, античные государства, Месопотамия) - одни из самых красивых. После падения Рима стартовала эпоха упадка, когда красота перестала цениться, поэтому начало средних веков ознаменовано более грубыми вещами.

Письменные источники Древнего Рима

Если греки больше были склонны к философии, размышлению, изучению, то римляне стремились к военным победам, завоеваниям и праздникам. Не зря присказка «хлеба и зрелищ» (а именно их требовал плебс от императоров) дожила до наших дней.

Итак, этот суровый и воинственный народ оставил нам многочисленные вещественные источники. Это города и дороги, предметы быта и оружие, монеты и ювелирные украшения. Но все это не дало бы и сотой доли того, что мы знаем о Риме, если бы не письменные памятники культуры.

В нашем распоряжении есть разнообразный материал, поэтому исследователи могут досконально ознакомиться с большинством граней римской жизни.

Первые сохранившиеся записи рассказывают о погодных условиях, урожаях. Также в них содержатся хвалебные гимны жрецов. Вообще, материалы, относящиеся к ранней истории и дошедшие до нас, представлены в стихотворной форме.

Публий Сциволла написал «Великие анналы» объемом в восемьдесят книг. Полибий и отметились произведениями по сорок томов. Но всех превзошел Тит Ливий. Он написал историю города Рима от основания до его современности. Эта работа вылилась в 142 книги.

Ораторы и поэты, полководцы и философы - все старались оставить память о себе для потомков.

Сегодня вы сможете практически во всех социальных сферах обнаружить влияние, которое оказали римские вещественные источники. Примеры относятся к области юриспруденции, медицины, военного дела и пр.

Памятники Древнего Рима

Не менее увлекательным материалом являются археологические находки, сделанные во всех частях некогда громадной империи. Пространство от Атлантического океана на восток до Средней Азии, Европа и Северная Африка - все это некогда находилось в границах одного государства.

Вещественные источники по истории иллюстрируют нам эпоху великих свершений, завоеваний и не меньшей распущенности, особенно в крупных городах.
Благодаря находкам стало известно, что Италия была заселена еще с палеолита. Свайные поселения и стоянки с каменными орудиями труда не оставляют в этом ни капли сомнений.

Не менее интересный пласт доримского периода - эпоха этрусков. Достаточно высокоразвитая культура, носители которой впоследствии были завоеваны и ассимилированы римлянами.

Золотые пластины с текстами рассказывают, что этруски поддерживали мирные отношения с греческими полисами и Карфагеном.

Римский форум, дороги и акведуки и сегодня захватывают дух, что же говорить о том времени, когда они не были в руинах?!

Это лишь часть того, что вещественные источники нам открывают о прошлом.
Наиболее известным памятником, несомненно, являются Помпеи. Город в одночасье погиб из-за извержения Везувия, который находится неподалеку. Благодаря многим тоннам пепла ученые обнаружили хорошо сохранившиеся останки жителей и потрясающие интерьеры римских усадеб. В них только немного поблекли краски! Сегодня можно прогуляться по улицам античного города, с головой окунуться в атмосферу того времени.

Средневековые источники

Это «темные» столетия, в течение которых человечество приходило в себя от упадка после падения античных государств.

Вещественные источники Средневековья можно разделить на несколько групп.
К первой относятся, несомненно, наиболее крупные и заметные - города, оборонительные сооружения, крепости.

Далее идут памятники, несущие много информации, а именно - письменные свидетельства эпохи. К ним относят анналы, летописи, нотные записи гимнов, указы правителей и рабочую документацию ремесленников, купцов и пр.

Однако вещественные источники Средневековья не так многочисленны, как хотелось бы. О пятом - девятом веках практически не сохранилось письменных упоминаний. Большинство информации об этом времени мы получаем из легенд, сказаний.

Влажный климат, низкий уровень производства, фактическое возвращение к первобытно-общинному строю сделали свое дело. Находки выглядят ужасающе, если сравнивать античные памятники и вещественные источники Средневековья. Фото музейных экспонатов подтверждают этот факт.

Особенность эпохи заключалась в том, что народы, населявшие окраины Римской империи, были малограмотны. Свои обычаи они передавали от дедов внукам в устной форме. Записи же в это время велись в основном потомками знатных патрициев или монахами, зачастую на латыни или греческом. Национальные языки прорываются в книги только в конце данного периода.

Мы не владеем всей информацией о социальном положении племен раннего средневековья. Ни технологии, ни общественная жизнь, ни классовая структура, ни мировоззрение - ничто не поддается восстановлению в полной мере.

В основном по находкам получается разобраться только с верованиями, военной и ремесленной сферами. Только три этих области освещают найденные вещественные источники Средневековья. Примеры можно привести из области сказаний, легенд, оружия и инструментов с именами, а также захоронений.

В статье мы с вами разобрались в таком непростом понятии, как памятники материальной культуры, ознакомились с науками, изучающими подобные находки, а также рассмотрели несколько примеров из двух исторических периодов.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча