Афиша

Три выставки недели

Классики и современники Жилинский, Обросов и Рабин, объединенные в выставке РОСИЗО на ВДНХ, Москва в деталях в новом проекте Владислава Ефимова, юбилейная выставка Джакомо Кваренги в Государственном Эрмитаже

«Три. Жилинский. Обросов. Рабин»

РОСИЗО на ВДНХ. 3 марта — 23 апреля

Соединение в одном экспозиционном пространстве трех классиков отечественного искусства ХХ века, художников одного поколения, но разных эстетических кредо и судеб, по мнению кураторов, должно дать объемное видение конкретного историко-культурного периода. Дмитрий Жилинский (1927–2015), 90-летие которого Третьяковская галерея в апреле отметит большой ретроспективой, работал в традициях искусства Возрождения. Игорь Обросов (1930–2010) — представитель «сурового стиля», возникшего на волне хрущевской оттепели в конце 1950-х — 1960-х, нацеленного на воспевание, не без налета романтизма, неприкрашенной «правды жизни» и ее героев — без фальши и идеологического пафоса официального соцреализма. Оскар Рабин (р. 1928) был признанным лидером неофициального искусства, идейным вдохновителем знаменитой Бульдозерной выставки (1974) и из-за преследования властями был вынужден в 1977 году эмигрировать, а через год — лишен советского гражданства. У Жилинского и Обросова с советской властью все сложилось куда более благополучно: оба удостоились всех почетных званий и наград, со временем заняли высокие посты в Академии художеств. Но устроители выставки объединили трех художников вовсе не для того, чтобы зритель искал в их работах сходства или различия, основная идея — показать, что картина искусства советского периода была куда сложнее, если судить по темам и настроению произведений тех же Жилинского и Обросова, чем привычное его деление на официоз и нонконформизм. В экспозиции — 80 работ из собраний художников и из коллекций Валерия Дудакова, Тамаза и Иветы Манашеровых, Игоря Маркина и Лики Семеновой.

Дмитрий Жилинский. «Адам и Ева». 1980–1986. Фото: РОСИЗО

«Детали Москвы»

Музей Москвы. До 25 марта

Художник и фотограф Владислав Ефимов (р. 1964), персональная выставка которого открылась в Музее Москвы, заявил о себе на российской арт-сцене в конце 1980-х, войдя вместе с другими фотографами-экспериментаторами молодого поколения в группу «Непосредственная фотография». С начала 1990-х Ефимов стал делать видео и инсталляции с использованием своих фото. Именно они принесли ему известность и признание, главным образом благодаря съемкам авангардной архитектуры 1920-х — начала 1930-х, затем демонстрируемых в двусторонних лайтбоксах. Не меньшей известностью пользовались и его интерактивные инсталляции, создаваемые в тандеме с Аристархом Чернышевым с 1996 по 2005 год. Свежий проект Музея Москвы и московской галереи «Триумф» — вторая часть трилогии художника «Три фотографических проекта» (первая часть, «Под ногами и над головой», была показана в 2013 году в Государственном центре современного искусства). Нынешняя выставка — это тоже инсталляция из 850 снимков Ефимова с видами столицы. Художник принципиально не использовал в этих фотографиях спецэффектов или кадрирования, снимал все камерой на уровне пояса, фиксируя город в его повседневной жизни и в таких ничего не говорящих, на первый взгляд незначительных деталях, как заборы, стены и вывески. Но в результате перед зрителем возникает контрастный образ мегаполиса, привычного и неожиданного одновременно.

Фото: Владислав Ефимов/Музей Москвы

«Джакомо Кваренги (1744–1817). Архитектор в Санкт-Петербурге»

Фойе Эрмитажного театра. До 28 мая

Изысканная выставка приурочена к 200-летию со дня смерти итальянского архитектора, проработавшего в России почти 40 лет. Эта дата отмечается не только в России, но и в Италии, где Кваренги, последователь традиций Андреа Палладио, сформировался профессионально, перед тем как в 1779 году приехать в Петербург и остаться там навсегда. Именно возведенные по его проектам величественные здания в значительной степени определили классический облик Северной столицы, среди которых самые известные — Академия наук, Ассигнационный банк, Смольный институт, Главная аптека, а также интерьеры Зимнего дворца, уничтоженные пожаром в 1837 году и после с любовью восстановленные. До наших дней сохранились внутренние помещения лоджий Рафаэля по проекту Кваренги и почти в первозданном виде Эрмитажный театр, придворный театр Екатерины II. И это не говоря уже о церквях и загородных особняках в живописных окрестностях Петербурга, в первую очередь в Царском Селе, любимой резиденции Екатерины Великой. В экспозиции — снимки Павла Демидова, фотографа Государственного Эрмитажа, сделанные в 2016 году и запечатлевшие самые значительные творения архитектора.

Эрмитажный театр. Архитектор Джакомо Кваренги. 1783—1787. Фото: Государственный Эрмитаж

Источник: theartnewspaper.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *