31.03.2019

Органы судебной власти. Судебные органы


Государственные и муниципальное управление: конспект лекций Кузнецова Инна Александровна

2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

1) федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;

3) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;

4) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

3) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международные договоры РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ общие требования к кандидату на должность судьи следующие:

1) гражданство РФ;

2) возрастной ценз (не моложе 25 лет);

3) высшее юридическое образование;

4) стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования, – работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.); 5) отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование). Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.).

Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов РФ, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей (равно как и в функционировании судебной власти вообще) велика роль органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, конференций судей субъектов РФ, советов судей субъектов РФ, общих собраний судей судов, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы:

1) независимость;

2) несовместимость;

3) несменяемость;

4) неприкосновенность.

Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. На обеспечение независимости судьи направлен и целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое-либо воздействие на судью в судебном процессе, установление ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, переселения в другую местность, финансирование судов из федерального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи, особая государственная защита не только судьи, но и членов его семьи, имущества и т. д.).

Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе выше-стоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность: предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет). Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно.

Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства РФ, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии дискредитирующих обстоятельств).

Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного Суда). Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт, средства связи, переписку.

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования Представительные органы – это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

2. Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования и основы взаимоотношений со своими учредителями и работниками Органы внутреннего управления предприятиями и учреждениями в процессе и в результате своей руководящей деятельности

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция Осуществляющие защиту и охрану Государственной границы государственные органы интегрированы в Пограничную службу Российской Федерации, основы руководства и

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

15.1. Структура Федерального Собрания, состав и порядок формирования его палат Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Как и предыдущие конституции России, действующая

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование 1917–1920 гг. – период гражданской войны. В этих условиях формировались специальные органы для борьбы с контрреволюционными силами: милиция (полицейский и

Из книги Экзамен на адвоката автора

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления Различаются унифицированные и неунифицированные модели местного управления.В унифицированной модели действует единая система управления на местах, однопорядковые

Из книги автора

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Федеральные органы налоговой полиции являются составной частью обеспечения

Из книги автора

50. Порядок формирования Совета Федерации В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.Совет

Из книги автора

Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной

Из книги автора

Вопрос 17. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской

Из книги автора

Вопрос 233. Состав арбитражного суда (сочетание единоличного и коллегиального начал; порядок формирования; привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей). Отводы в арбитражном процессе и порядок их разрешения. Дела в первой инстанции арбитражного суда

Из книги автора

Понятие Правительства, порядок его формирования и состав Правительство – высший орган исполнительной власти в Российской Федерации, который состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.Точная структура Правительства не зависит от Конституции.

Судебная система представляет собой совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ ;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета .

По процессуальной компетенции суды подразделяются на суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Автономность судебной власти предполагает наличие собственной системы органов, структурно организованных в единый механизм и наделённых полномочиями осуществлять функции государственной власти от имени РФ .

Действующая Конституция России, учреждая судебную власть, определила основные параметры системы её органов, признанных осуществлять правосудие. В частности, она содержит положение о порядке установления судебной системы (ст. 118 п. 3) и норму об учреждении высших судов России (ст. 125, учреждающая Конституционный Суд РФ и устанавливающая основы его статуса и полномочий; ст. 126 об учреждении Верховного Суда РФ в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; ст. 127, устанавливающая, что «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел) .

Структура как судебной системы в целом, так и состав отдельных её элементов и подсистем устанавливается федеральным конституционным законодательством, принятием в развитие указанных конституционных норм. Это законы «О судебной системе РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О Конституционном суде РФ», «О военных судах РФ», «О мировых судьях в РФ» . Однако правовое регулирование организации системы органов, осуществляющих судебную власть, на сегодняшний день не завершено. Таким образом, можно сказать, что судебная система РФ сегодня имеет сложную развитую структуру, которая сформулирована по принципам специализации и (конституционные суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции) и принципам государственно-территориального подчинения (федеральные суды и суды субъектов РФ).

Согласно Конституции РФ (ст. 118 п.2) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства – конституционного, гражданского, административного и уголовного .

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

  1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
  2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

  1. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимые друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Проанализировав судебную власть в современной России и основы деятельности судов Российской Федерации можно сказать, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России. Но всё же судебная власть и документы, которые ее регламентируют, еще далеки от совершенства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  2. Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство / В.А. Лазарева // Государство и право. – – № 5. – С. 49-50.
  3. Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России / В.Н. Галузо. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2000. – С. 47-49.
  4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 1; Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 18; О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 13; О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 26; О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 дек. 1998. № 188-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 51.

Судебная система России включает два вида судебных орга­нов: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд Российской Федерации; 2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и авто­номных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдик­ции; 3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, феде­ральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных ар­битражных судов.

В систему судов субъектов Российской Федерации входят: 1) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Фе-

дерации; 2) мировые судьи, относящиеся к судам общей юрис­дикции субъектов Российской Федерации.

Действующая в настоящее время судебная система России представляет собой единую судебную организацию, включающую три уровня органов судебной власти: 1) Конституционный Суд Российской Федерации, систему федеральных судов общей юрис­дикции; 2) систему федеральных арбитражных судов; 3) суды субъектов Российской Федерации.

К компетенции Конституционного Суда Российской Федера­ции, созданного еще в 1991 г., относятся: конституционный кон­троль, направленный на охрану суверенитета народов России; за­щита конституционного строя государства, основных прав и сво­бод человека и гражданина; обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории.

Касаясь роли Конституционного Суда РФ как одного из важ­нейших институтов социальной защиты граждан, Н.Бондарь отме­чает, что она заключается в том, «чтобы гарантировать правовое согласование и разграничение социально-политических интересов, формировать разумный правовой баланс между социальной защи­щенностью и личной свободой, поддержкой нуждающихся и эко­номической эффективностью, обеспечением социального мира и созданием условий для динамичного развития» 1 .

Конституционный Суд Российской Федерации рассматрива­ет: 1) дела о конституционности нормативных актов и междуна­родных договоров; 2) дела по жалобам о нарушении конституци­онных прав и свобод граждан; 3) дела, связанные с толкованием

Конституционное правосудие и социальное государство: Сборник докла­дов. - М„ 2003. - С. 170.

Конституции Российской Федерации и др. «Применительно к принципам равенства и справедливости в решениях Конституцц. онного Суда РФ наличествуют, - указывает Н. Бондарь, - положе­ния и выводы, имеющие значение принципиально важной рацио­нальной юридической аргументации с точки зрения придания кон­ституционного смысла или приведения в соответствие с требова­ниями Конституции РФ норм отраслевого социального законода­тельства» .

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председа­тель, его заместители и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избираются тайным голосованием на его пленарном заседании.

К кандидату на должность судьи Конституционного Суда предъявляются следующие требования: он должен быть не моложе 40 лет, иметь безупречную репутацию и стаж работы по юридиче­ской специальности не менее 15 лет, а также получить высокое профессиональное признание в области юриспруденции. Установ­лен также и предельный возраст для судей Конституционного Суда РФ, который равняется 70 годам.

Верховный Суд Российской Федерации был создан еще в 1922 г. в качестве высшего судебного органа системы общих судов В соответствии со ст. 126 Конституции РФ 1993 г. “Верховный Суд Российской федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, под­судным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотрен-

ных федеральным законом процессуальных формах судебный над­зор за их деятельностью и даст разъяснения по вопросам судебной практики” . К его компетенции относятся дела, которые он имеет право рассматривать і качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Его ведению подлежит также рассмотрение дел в соответствии с федеральным законом в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд РФ является вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам федерального значения, судам автономных округов и автономной области, военным судам округов (флотов).

В состав Верховного Суда РФ входят председатель, его за­меститель, судьи и народные заседатели. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президен­та Российской Федерации.

Верховный Суд РФ действует в следующем составе: 1) пле­нум; 2) президиум; 3) судебная коллегия по гражданским делам; 4)судебная коллегия по уголовным делам, в структуру которой входит кассационная палата; 5) военная коллегия; 6) аппарат суда, обеспечивающий его работу; 7) кассационная коллегия для провер­ки решений и приговоров Верховного Суда РФ, вынесенных им по первой инстанции.

Пленум Верховного Суда РФ функционирует в составе пред­седателя, его заместителей и всех судей данного органа. В пленар­ных заседаниях Верховного Суда РФ должен обязательно прини­мать участие Генеральный прокурор РФ, а также имеют право уча-

ствовать в его работе Министр юстиции РФ и Председатель Выс­шего Арбитражного Суда РФ.

Важнейшей задачей Пленума Верховного Суда РФ является обеспечение судов разъяснениями по вопросам применения зако­нодательства при рассмотрении ими судебных дел. Это направле­но, прежде всего, на достижение единства судебной практики, со­вершенствование деятельности судебных органов.

К компетенции Пленума Верховного Суда РФ относится ре­шение вопросов о внесении представлений в порядке осуществле­ния законодательной инициативы, а также о толковании законов. На пленарных заседаниях Верховного Суда РФ рассматриваются также вопросы об утверждении составов судебных коллегий и сек­ретаря Пленума, членов Научно-консультативного совета, отчетов председателей судебных коллегий о их деятельности и сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и др.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей и наиболее опытных и квали­фицированных судей этого суда, утверждаемых по представлению Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

К компетенции Президиума Верховного Суда РФ относятся: 1) рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалов обобщения судебной практики и ана­лиза судебной статистики, вопросов организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; 2) координация совместной деятельности с Министерством юстиции РФ по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Рассмотрению судебных коллегий Верховного Суда РФ под­лежат дела по первой и второй (кассационной) инстанциям, в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Приговоры и решения судебных коллегий Верховного Суда рф обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат и могут быть пересмотрены только в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в Президиуме Верхов­ного Суда РФ.

Кассационные жалобы и протесты на приговоры суда при­сяжных рассматриваются в кассационной палате Судебной колле­гии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу по осу­ществлению правосудия, изучению и обобщению судебной прак­тики, анализу судебной статистики, систематизации законодатель­ства и выполнению других функций, предусмотренных соответст­вующим федеральным законом. Он состоит из управлений, отделов и других структурных подразделений. К ним относятся прежде все­го: управление делами, планово-финансовое управление, хозяйст­венное управление, отдел обобщения судебной практики, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел работы с за­конодательством, отдел приема граждан, международно-правовой отдел, секретариат Президиума Верховного Суда РФ, отдел кадров, отдел контроля исполнения судебных решений, первый отдел, об­щий отдел, отдел хранения судебных документов.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ “О судебной системе Российской Федерации” при Верховном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента, главной задачей которого явля­ется организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, включая и предос­тавление им необходимых ресурсов.

Руководителя Судебного департамента назначает Председа­тель Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Фе-

дерации. Важно отметить, что Судебный департамент Верховного Суда РФ является юридическим лицом, а его структура, полномо­чия и порядок деятельности устанавливаются соответствующим федеральным законом.

Суды субъектов Российской Федерации - краевые, област­ные, городские суды федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов и верховные суды республик - отно­сятся к среднему звену системы судов общей юрисдикции. Они имеют равные полномочия и одинаковую структуру. Единствен­ным исключением является то, что верховные суды республик в составе Российской Федерации, в отличие от других судов данного звена судебной системы, наделены правом законодательной ини­циативы в представительных органах республик.

Суды субъектов Российской Федерации, являясь вторым зве­ном судебной системы общих судов, осуществляют надзор за су­дебной деятельностью районных судов, рассматривая вынесенные ими решения в кассационном и надзорном порядке, включая и по­вторное рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, они имеют право рассматривать дела, отнесенные к их подсудности, в качестве суда первой инстанции.

Суды субъектов Российской Федерации действуют в сле­дующем составе: президиум, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Надзорной инстанцией за судебной деятельно­стью судов среднего звена российской судебной системы общих судов является Верховный Суд РФ.

Основное звено судебной системы РФ общей юрисдикции составляют районные суды, рассматривающие в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции.

Они являются

второй инстанцией в отношении мировых судей, функционирую­щих на территории соответствующего судебного района.

К подсудности районных судов относятся все гражданские де­ла, большая часть уголовных дел и все дела об административных пранонарушениях. Они рассматривают процессуальные вопросы, возникающие на этапе исполнения приговора по уголовным делам, а также жалобы на законность и обоснованность применения на ста­дии предварительного расследования меры пресечения в виде за­ключения под стражу. Кроме того, их ведению подлежат вопросы [обобщения судебной практики и анализа судебной статистики.

В состав районного суда входят председатель, его заместите­ли, судьи, а также народные заседатели. Причем другие структур­ные подразделения в них не предусмотрены законом. Аппарат рай­онных судов включает заведующих канцелярией или секретарей суда, делопроизводителей, секретарей судебных заседаний, кон­сультантов, архивариусов и судебных исполнителей. Судьи район­ных судов назначаются Президентом РФ. Срок их полномочий со­ставляет три года.

В соответствии с Законом РФ “О судебных приставах” от 21 июля 1997 г. были учреждены должности судебных приставов- исполнителей, которые состоят в штате Министерства юстиции РФ и его структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Введение суда присяжных заседателей относится к важным Демократическим завоеваниям современной России в области су­доустройства. В целом оно доказало свою жизненную необходи­мость, сыграло положительную роль в деле осуществления право­судия. Однако в последнее время появилось много нареканий на Деятельность данного института правосудия как в научной перио-

дике, так и среди отдельных должностных лиц государства. 29 ок­тября 2004 г. уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин представил президенту В.В. Путину доклад “О пробле­ме совершенствования деятельности судов присяжных в России”, в котором он изложил основные проблемы, возникающие в работе этого судебного органа, требующие, по его мнению, неотложного решения. Президент РФ в целом согласился с необходимостью со­вершенствования данного судебного института, но указал на необ­ходимость взвеЦіенного подхода при решении возникающих про­блем в сфере правосудия.

Мировые судьи, начавшие свою деятельность на территории РФ в соответствии с федеральным законом “О мировых судьях в Российской Федерации” от 17 декабря 1998 г., рассматривают в качестве суда первой инстанции мелкие гражданские, админист­ративные и уголовные дела. Они обеспечивают максимальную доступность правосудия для населения, и значительно уменьшают нагрузку на районные суды. Важно, что уже в ст. 1 данного закона указывается: “Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызо­вы и другие обращения являются обязательными для всех без ис­ключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и под­лежат неукоснительному исполнению на всей территории Россий­ской Федерации” 1 .

См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы становления и развития. - СПб., 2001. - С. 341.

Мировые судьи осуществляют правосудие в пределах судеб­ных участков, численность населения на территории которого со­ставляет от 15 до 30 тыс. человек. Апелляционной инстанцией для мировых судов является районный суд.

К кандидатам на должность мирового судьи предъявляются следующие требования: им может стать “гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юриди­ческое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квали­фикационной коллегии судей соответствующего субъекта Россий­ской Федерации” . Причем от сдачи данного экзамена освобожда­ются лишь лица, имеющие стаж работы в должности судьи феде­рального суда не менее пяти лет.

Важной проблемой в процессе дальнейшего совершенство­вания судебной системы является введение административных су­дов. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко отмечает: «Политико-правовое измерение проблемы формирования в России административного судопроизводства и учреждения административных судов характеризуется следующи­ми проявлениями: а) теоретическое обоснование необходимости создания административных судов с соответствующим процессу­альным порядком рассмотрения административно-правовых спо­ров; б) наличие политической воли для реализации идеи создания административных судов; в) законодательные предпосылки фор­мирования административной юстиции (т.е. подготовка соответст-

вующих законопроектов об административных судах и админист­ративном судопроизводстве); г) реформирование административ­ного права с тем, чтобы включить в структуру его общей части подотрасль по-новому понимаемого административно-процес­суального права (административного процесса)»". Оппоненты, вы­ступающие против введения административных судов в настоящее время, аргументируют свою точку зрения якобы нехваткой матери­альных и финансовых ресурсов. С ними не согласен В.И. Радченко, подчеркивая, что «произведенные расчеты показали необоснован­ность отдельных суждений о значительных бюджетных затратах, необходимых для внедрения административных судебных орга­нов» .

Военные суды в Российской Федерации относятся к судам общей юрисдикции и являются федеральными судами. Они осуще­ствляют правосудие в Вооруженных Силах России, в органах и формированиях, где предусматривается военная служба.

В ст. 27 федерального конституционного закона РФ “О воен­ных судах Российской Федерации” от 29 июня 1999 г. к кандидатам на должность судьи военного суда предъявляются следующие тре­бования: они должны быть гражданами РФ; достигнуть возраста 25 лет; иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; не совершать пороча­щих их поступков; сдать квалификационный экзамен и получить текомендацию квалификационной коллегии судей военных судов; і меть офицерское звание и заключить контракт о прохождении юенной службы.

Военные суды располагаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ и подразделяются на окружные (флотские) и гарнизонные военные суды. Допускается образование военных судов и за границей по месту дислокации российских воинских формирований, если это предусмотрено меж­дународным договором РФ.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является вышестоя­щей. судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам и рассматривает дела в качестве всех судебных ин­станций. Тем не менее важнейшей ее задачей является осуществле­ние надзора за судебной деятельностью военных судов. Военная коллегия Верховного Суда РФ функционирует в составе председа­теля, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

Окружные (флотские) военные суды действуют в качестве суда первой, второй и надзорной инстанций на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой расположены воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ. Они рассматривают также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Окружной (флотский) военный суд состоит из председателя, его заместителей и других судей. В структуре данного суда преду­смотрена должность первого заместителя председателя, а также образование президиума. Кроме того, в законе предусмотрено рас­смотрение дел данными судами с участием присяжных заседате­лей.

Гарнизонный военный суд действует на территории дислока­ции одного или нескольких военных гарнизонов в качестве суда

первой инстанции по гражданским, административным и уголов­ным делам военнослужащих, рассматривает дела по вновь открыв­шимся обстоятельствам по принятым или вступившим в силу су­дебным решениям.

В 1991 г. в России для разрешения хозяйственных споров были образованы арбитражные суды. 5 апреля 1995 г. был принят федеральный Закон “Об арбитражных судах в Российской Федера­ции”, в соответствии с которым создавалась более совершенная в организационном отношении структура этих судебных органов.

В соответствии со ст. 23-25 федерального закона “О судеб­ной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г. в России действует следующая система арбитражных судов: 1) Высший Ар­битражный Суд РФ; 2) федеральные арбитражные суды округов; 3) арбитражные суды субъектов РФ 1 .

Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей су­дебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Он осуществ­ляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, рас­сматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке над- юра и по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения ю вопросам правильного применения законов и разрешения эко- юмических споров.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в деся- и округах в качестве суда кассационной инстанции и по вновь ткрывшимся обстоятельствам. Они являются вышестоящими су- ебными инстанциями по отношению к арбитражным судам субъ-

См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы ■ановления и развития. - СПб., 2001. - С. 286-287.

ектов РФ, действующим на территории соответствующих судеб­ных округов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в ка­честве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Наряду с арбитражными судами в Российской Федерации действуют третейские суды, создающиеся по соглашению сторон, участвующих в споре для решения конкретного дела. Существуют также и постоянно функционирующие третейские суды. К таковым можно отнести Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ.

Государственный орган – это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государственном порядке часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему государственных органов Российской Федерации.

Система государственных органов Российской Федерации обусловлена многими факторами.

Прежде всего, она формируется для реализации основных функций государственной власти: регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения людей; организаторской, обеспечивающей исполнение принимаемых актов, решений; охранительной, заключающейся в обеспечении правопорядка, безопасности граждан, защите их прав и свобод. Названные функции лежат в основе соответствующих видов (форм) государственной деятельности – правотворческой, организаторской (исполнительной, распорядительной), правоохранительной. Перечисленные функции и виды государственной деятельности определяют первичную специализацию государственных органов.

Вторым важным фактором, формирующим конституционную систему органов Российской Федерации, является принцип разделения властей. Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России обусловливает выделение в государственном механизме органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды государственных органов образуют основу конституционной системы органов Российского государства.

Фундаментальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие единую государственную власть, должны быть дополнены инструментами контроля и сдерживания любой из них.

Третьим важным фактором, влияющим на конституционную систему государственных органов России, является координация, взаимодействие разделенных властей. При всей специализированности ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства (ст. 80 Конституции). В его распоряжении имеется ряд полномочий, дающих ему возможность влиять на функционирование как законодательной (право законодательной инициативы, право подписи принятых законов и право вето), так и судебной (представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение судей других федеральных судов) власти. Что же касается исполнительной власти, то с ней Президент связан наиболее тесно структурно и функционально и фактически может направлять ее работу.


И, наконец, четвертый, весьма важный фактор, оказывающий влияние на конституционную систему государственных органов России, – ее федеративное государственное устройство. У субъектов Федерации фактически существуют свои самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающие потребности соответствующей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Таким образом, конституционная система государственных органов Российской Федерации основывается на двух классификационных критериях.

1. По предметному, функциональному признаку она включает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органами законодательной власти являются Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации); парламенты – органы законодательной власти республик в составе Российской Федерации (например, Государственный Совет Республики Татарстан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан); законодательные (представительные) органы других субъектов Российской Федерации (краевые, областные, городские думы, законодательные собрания и др.). Главная особенность этих органов состоит в выполняемой ими функции – осуществлении законодательной деятельности, т.е. принятии актов высшей юридической силы – законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органами исполнительной власти являются Правительство Российской Федерации, правительства республик в ее составе, а также правительства ряда иных субъектов России (правительство Свердловской области, правительство Москвы и др.), администрации краев, областей, округов, министерства, государственные комитеты и иные центральные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, комитеты, отделы, управления и иные отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (Правительство России, правительства ее субъектов, администрации краев, областей) и органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, Государственный комитет по рыболовству) либо по межотраслевому (Министерство экономического развития и торговли, Госкомитет по стандартизации и метрологии и др.).

2. Помимо деления по предметному признаку конституционная система государственных органов может рассматриваться как двухуровневая, включающая федеральные государственные органы и органы субъектов Федерации. Система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти, как уже подчеркивалось.

Если по отношению к устройству представительных и исполнительных органов государственной власти субъекты Российской Федерации обладают значительной самостоятельностью, то система их судебных органов в своей основе устанавливается федеральным законодательством (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации). Поэтому п. “о” ст. 71 Конституции относит регулирование судоустройства к исключительной компетенции Федерации. В равной степени это касается и прокуратуры, совокупность органов которой образует единую централизованную систему, подчиненную Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции). На территории субъектов Федерации действуют и другие федеральные органы, непосредственно не входящие в систему органов власти субъектов Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации установлен принцип равноправия ее субъектов. Это означает, что они обладают равной степенью самостоятельности в определении своей системы государственных органов.

Судебные органы

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов - Конституции, подзаконных нормативных актов - законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах - укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов. Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого - так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США. Джордж Вашингтон говорил, что "подлинное отправление правосудия является самой прочной основой хорошего правительства". Содержание [убрать] 1 Судебная власть в России 1.1 Конституционные признаки 1.2 Органы судебной власти 1.3 Функции судебной власти 1.4 Роль и место судебной власти в современной России 2 США 3 Украина 4 Судебная власть в мусульманских странах 5 Ссылки 6 См. также [править]Судебная власть в России

[править]Конституционные признаки Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ): осуществляется только судами; имеет полную самостоятельность; реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём: закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ». соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства; признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны; закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства; финансирования судей из федерального бюджета. [править]Органы судебной власти Основная статья: Судебная система Российской Федерации По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации. [править]Функции судебной власти Правосудие. Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Толкование правовых норм. Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России. Высшие федеральные суды: Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации); Верховный Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью; Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии") [править]Роль и место судебной власти в современной России Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечет за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы. [править]США

Верховный Суд США [править]Украина

Основная статья: Шаблон:Система судов Украины [править]Судебная власть в мусульманских странах

В некоторых мусульманских странах судебная власть осуществляется на основе шариата. [править]Ссылки

Булаков О. Н. Научно-практическая конференция «Судебная власть России: история, теория и практика» // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 185-186. [править]См. также

Законодательная власть Исполнительная власть Разделение властей Уотергейтский скандал


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Судебные органы" в других словарях:

    ОРГАНЫ ПРАВОСУДИЯ (СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ) - предусмотренные Конституцией страны суды, осуществляющие судебную власть. Осуществление специфического вида государственной деятельности правосудия производится посредством разрешения гражданских, уголовных и иных дел. Правосудие осуществляется в …

    Международные суды судебные органы, создаваемые на основе международных договоров для рассмотрения споров между государствами или между государствами и частными лицами. К ним, в частности, относятся: Международный суд ООН Международный… … Википедия

    III.8.2. Высшие судебные органы - ⇑ … Правители Мира

    ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - образуемые в установленном федеральным законом порядке для осуществления государственной власти в субъекте РФ законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, а также не входящие в систему федеральных судов мировые и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ОРГАНЫ ВЛАСТИ - (government bodies) государственные учреждения, организации, предназначенные для функционирования в данной системе власти. Различают органы государственного управления, республиканские, органы местного самоуправления; , законодательные,… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ - – органы государства, представляющие его во внешних сношениях и осуществляющие его внешнюю политику. О. в. с. различаются по значению и месту нахождения: центральные, внутригосударственные (глава государства, глава правительства, ведомство… … Советский юридический словарь

    Государственный орган юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной… … Википедия

    Государственные органы управления Великого княжества Литовского … Википедия

    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Европейский Союз - органы власти - Важнейшие органы власти ЕС это Совет Европейского Союза, Европейский парламент и Европейская комиссия. Однако традиционное разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книги

  • Правоохранительные и судебные органы. Практикум. Учебное пособие для СПО , Гриненко А.В.. Практикум представляет собой набор учебных материалов, изучение которых позволит успешно освоить дисциплину&171;Правоохранительные органы Российской Федерации&187;и выработать навыки…

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча