19.03.2019

Фз крестьянском фермерском хозяйстве действующая редакция. Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Что такое крестьянское фермерское хозяйство, особенности регистрационной процедуры


Среди прочих форм предпринимательства существует такое понятие как крестьянско-фермерское хозяйство. Что значит ИП - глава КФХ? Может ли предприниматель оформить на себя фермерство или для этого потребуется особый порядок? Разберемся в законодательных нюансах.

Что такое КФХ

Понятие крестьянско-фермерского хозяйства обозначено в Законе № 74-ФЗ от 11.06.03 г. (далее - Закон). Согласно этому правовому документу КФХ представляет собой отдельную форму хозяйствования в виде объединения физлиц, имеющих общие активы и совместно осуществляющих деятельность в сельскохозяйственной сфере (п. 1 стат. 1). Создание такого субъекта допускается с участием одного гражданина, а регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2, 3 стат. 1 Закона). Регистрация КФХ возможна как в виде фермерства, так и в виде ИП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно п. 5 стат. 23 ГК главой хозяйства может являться физлицо, зарегистрированное в статусе ИП по общеустановленному порядку. Главное ограничение - наличие дееспособности. Указанная норма распространяется на граждан РФ, а также иностранных поданных и физлиц без гражданства. Прочими членами КФХ по стат. 3 закона вправе быть:

    Ближайшие родственники главы - родители, супруги, сестры, дети, братья, бабушки, дедушки и внуки. Максимальное число ограничено тремя семьями, а минимальный возраст участников - 16 годами.

    Другие граждане - количество таких лиц ограничено 5 членами.

Если хозяйство образуется по решению одного физлица, не требуется составление соглашения, а глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем. Если же членов фермерства много, в обязательном порядке заключается соглашение (стат. 4 Закона). В этом документе определяется следующая информация:

    Кто относится к членам КФХ.

    Кто признан главой КФХ и какими полномочиями наделяется такой гражданин.

    В каком порядке осуществляется управление.

    Какими обязанностями и правами обладают прочие члены.

    Как формируется и распределяется имущество КФХ.

    По каким правилам принимаются и исключаются члены КФХ.

    В каком порядке происходит распределение прибыли и иных доходов.

    Другие условия.

Соглашение обязательно к единогласному подписанию всеми членами хозяйства, а степень родства подтверждается не устно, но документально. Таким образом, предприниматель - глава фермерского хозяйства по сути является руководителем (главой) такого бизнеса и непосредственно самим КФХ. Создание фермерства на базе ООО запрещено, так как внесение записей о главе КФХ выполняется налоговыми органами не в единый реестр юрлиц (ЕГРЮЛ), а в единый реестр предпринимателей (ЕГРИП). Согласно стат. 16 Закона главой хозяйства считается один из выбранных членов, если же участник - один, он автоматически считается главой, но при этом обязан узаконить свой статус, оформив ИП.

Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели

В соответствии со стат. 5 Закона горегистрация КФХ проводится по законодательным нормам РФ. Фермерское хозяйство признается открытым с даты его регистрации в контрольных органах. Следовательно, из трактовки нормативных положений можно сделать вывод, что КФХ - отдельная форма хозяйствования. Заявителем при наличии нескольких членов считается выбранный единогласно глава, при сдаче документов в ИФНС предоставляется соглашение. В случае, когда участник один, составлять соглашение не требуется, а физлицо вправе заниматься фермерством после получения статуса ИП.

Какие различия существуют между главой КФХ и ИП? Если глава выбран по решению других членов, он должен действовать в интересах хозяйства и представляет не свои личные интересы, а общие. При этом его права и обязанности четко определены в законодательных нормах и разработанном соглашении. Если же деятельность ведется ИП, предприниматель выступает от собственного имени и в своих интересах, принимая все решения единогласно. Следовательно, ИП ничем не ограничен в ведении и управлении бизнесом, а глава КФХ имеет четко определенный круг прав и обязанностей.

Вывод - КФХ - это не юрлицо, и не ИП. Это особая форма хозяйствования, на которую распространяются отдельные законодательные нормы. Регистрация КФХ происходит по алгоритму открытия ИП, не юрлица.

Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства

Мы выяснили, что глава крестьянского фермерского хозяйства предпринимателем может быть - стат. 23 ГК этого не запрещает. Обычный гражданин (не ИП) также вправе заниматься деятельностью в сельскохозяйственной сфере, если это участие закреплено в соглашении в связи с созданием КФХ. Какой способ выбрать для ведения подобного бизнеса - каждый решает самостоятельно с учетом имеющихся возможностей и поставленных целей.

При принятии решения продумайте, какие планируются масштабы деятельности; учитывайте, что предприниматель действует самостоятельно, а создание КФХ означает соблюдение утвержденного в хозяйстве соглашения. Кроме того, если вы соберетесь расширяться и задумаете нанять сотрудников со стороны (по трудовым договорам или в рамках ГПД), количество лиц ограничено 5 гражданами-участниками фермерства. Предприниматель же волен нанимать любое число работников. В то же время для КФХ государство предлагает большее разнообразие субсидий, льгот, ссуд и других видов поддержки.

Одним словом, как и при любом выборе, оценивая, в каком статусе зарегистрировать будущее фермерство, взвесьте все достоинства и недостатки - от процедуры открытия до используемой при ведении деятельности системы налогообложения.

Как открыть ИП КФХ

Для открытия КФХ или ИП для главы фермерства действует тот же алгоритм, что и для создания предпринимателя. Пакет необходимой документации подается в территориальное подразделение налоговой инспекции по адресу проживания главы хозяйства. Нормативные требования регулируются Законом № 74-ФЗ и Законом № 129-ФЗ от 08.08.01 г. Состав обязательных бланков включает в себя:

    Унифицированное заявление - документ предоставляется по ф. Р21001 на регистрацию предпринимателя или ф. Р21002 - на регистрацию КФХ.

    Соглашение членов КФХ - подается только в той ситуации, когда количество участников составляет более одного гражданина.

    Копию удостоверяющего личность физлица (главы хозяйства) паспорта.

    Платежная квитанция на перечисление госпошлины в объеме 800 руб.

    Заявление на использование спецрежима - подается при решении работать на ЕСХН или УСН. Если документ не предоставить сразу, фермерство признается работающим на ОСНО (общей системе).

Документацию можно сдать в ИФНС лично или через представителя. При последнем способе предварительно оформляется нотариальная доверенность. Также разрешено отправить пакет форм по почте или через ТКС. На проведение процедуры регистрации отводится 3 дня (п. 3 стат. 22.1 Закона № 129-ФЗ). По результатам проверки и рассмотрения полученных сведений налоговики выдают свидетельство о госрегистрации главы КФХ, лист выписки о внесении данных в ЕГРИП, документ о постановке на учет в ФНС.

Что такое фермерское хозяйство? Как создать фермерское хозяйство и ликвидировать в случае необходимости? На эти и другие вопросы, в том числе, какими законодательными документами регулируются отношения в данной сфере, Вы найдете в нашей статье.

КФХ - крестьянское фермерское хозяйство является одним из видов предпринимательской деятельности, напрямую связанной с сельским хозяйством, где, как правило, объединение граждан совместно владеет имуществом, а также осуществляют производственную деятельность. В качестве основной деятельности таких объединений Федеральный закон о крестьянском фермерском хозяйстве устанавливает:

  • переработку и производство сельскохозяйственной продукции;
  • транспортировку этой продукции;
  • организацию хранения продукции сельскохозяйственного значения;
  • реализацию этой продукции.
Важно! Главой крестьянского фермерского хозяйства после его регистрации является ИП - фермер, а имущество хозяйства принадлежит всем его членам на праве совместной собственности.

Фермерское хозяйство, само по себе, признается унитарным предприятием, однако граждане, ведущие совместную деятельность, имеют право на создание юридического лица. В этом случае, согласно гражданскому законодательству, созданное юридическое лицо является добровольным объединением граждан на основе членства в целях ведения совместного производства и иной деятельности в сфере сельского хозяйства, основанного на личном участии и имущественных вкладах участников хозяйства.

Законодательная база КФХ

Деятельность в области сельского хозяйства регламентируется рядом российских и международных законодательных документов, основные из них это:

  1. Земельный кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 11.06.2003 г. №-74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» - остановимся на нем более подробно.

Закон о фермерском хозяйстве устанавливает основные определения в данной сфере, регулирует различные отношения, в том числе, в области создания КФХ, распределения имущества между членами хозяйства, а также определяет порядок прекращения фермерского хозяйства. Так, право на создание фермерского хозяйство установлено статьей 3 закона КФХ, его имеют:

При этом, членами хозяйства могут быть: супруги, их дети, сестры, братья, внуки, родители, а также бабушки и дедушки супругов, однако не более чем их 3-х семей. Стоит отметить, что сестры, братья, внуки и дети супругов могут быть приняты в члены фермерского хозяйства при достижении ими возраста 16-ти лет. Кроме того, в члены хозяйства могут быть приняты граждане, которые не являются родственниками главы КФХ, количество таких граждан не может быть выше 5-ти человек. Статьи закона устанавливают форму соглашения о создании хозяйств, а также определяют форму государственной регистрации таковой. Важным моментом является определение видов земельных участков, которые могут быть предоставлены или приобретены участниками хозяйств для его создания. В том числе статьи закона фиксируют порядок предоставления участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Как уже писалось выше, статья 16 ФЗ о КФХ регламентирует виды деятельности хозяйств, а также определяет, что перевозками, которые осуществляются транспортом хозяйств для собственных нужд, можно считать перевозки:

  • семян, сырья, кормов;
  • изготовленной продукции;
  • удобрений;
  • сельскохозяйственной техники и горюче-смазочных материалов;
  • других грузов, используемых для обеспечения нужд крестьянского фермерского хозяйства.

Создание и прекращение фермерского хозяйства

Крестьянское фермерское хозяйство на территории РФ может быть оформлено, как организация либо как физическое лицо (индивидуальный предприниматель). И в первом и во втором случае для оформления деятельности требуется регистрация в налоговых органах, а также сбор необходимой для работы разрешительной документации - санитарно-эпидемиологических, от ветеринарных, экологических служб. При регистрации КФХ заявитель вправе сразу выбрать режим налогообложения, в том числе специальный - налог для сельхозпроизводителей или упрощенную систему налогообложения, которые будут применяться с момента регистрации КФХ. В зависимости от выбранной системы налогообложения будет вестись бухгалтерский учет - УСН, ЕСХН (единый сельскохозяйственный) или НДФЛ (общий налог). Прекращение деятельности фермерского хозяйства в соответствии с нормами Федерального закона осуществляется:

  • если в течение года выделенный участок земли не использовался по назначению;
  • в связи с банкротством хозяйства;
  • если не осталось наследников, которые бы хотели продолжить бизнес;
  • если участники хозяйства выразили такое желание;
  • по другим причинам, предусмотренным законодательством.

Решение о прекращении деятельности фермерского хозяйства принимается органом, ранее его зарегистрировавшим. Все споры, возникающие в ходе ведения деятельности или ее прекращения, рассматриваются в Арбитражных судах. В случае ликвидации хозяйства, все имущество реализуется в целях выплаты заработной платы наемным работникам, оплаты платежей в государственный бюджет, для возврата кредитов, оставшиеся средства делятся между членами хозяйства.

Важно! Когда КФХ является организацией, его ликвидация осуществляется согласно нормам ст.ст. 61-64 ГК РФ, если ИП - по ст. 23 ГК РФ, при банкротстве юридического лица КФХ используют ст. 65 ГК РФ, физического лица - ст. 25 ГК РФ.

Отличие фермерского хозяйства от ЛПХ

Деятельность личного подсобного хозяйства (ЛПХ) непосредственно связана с производством и переработкой сельскохозяйственных продуктов, при этом в отличии от фермерского хозяйства, она не характеризуется российским законодательством, как предпринимательство. КФХ отличается целевыми установками, предполагающими извлечение прибыли из осуществляемой деятельности, тогда как ЛПХ лишь удовлетворяет личные потребности организатора и его семьи. Еще одним важным отличием можно отметить обязательную регистрацию деятельности для фермерского хозяйства, а также то, что продукция, произведенная в ЛПХ, является собственностью владельцев, продукция же КФХ представляет собой общее имущество хозяйства. Площади, которые выделяются этим двум видам хозяйства из собственности муниципальных и государственных земель, также имеют разное значение. Так личному хозяйству положено не более 1 га, а фермерскому - от 1 до 5 га.

Важно! Личное подсобное хозяйство позволяет владельцам производить продукцию не только для собственного потребления, но и для реализации излишков, если такие есть, что осуществляется на специальных рынках. При этом, продукция, изготовленная в ЛПХ, результатом предпринимательской деятельности не является.

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 04.12.2006 г. N201-ФЗ, 13.05.2008 г. N66-ФЗ от 30.10.2009 г.

Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

N239-ФЗ, 28.12.2010 г. №420-ФЗ, 28.07.2012 г. №133-ФЗ(см. вступ. в силу), 25.12.2012 г. №263-ФЗ, 28.12.2013 г. №446-ФЗ, 23.06.2014 г. №171-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2.

Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

бесплатный документ

ВходРегистрация

В соответствии со ст.

Защита документов

3 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Порядок создания фермерского хозяйства закрепляется во второй главе закона. Главным требованием является заключение соглашения о создании фермерского хозяйства между лицами, изъявившими желание создать фермерское хозяйство. Закон определяет содержание такого соглашения, его существенные условия. Так, в соглашении должны быть указаны сведения о самих членах фермерского хозяйства, о том, кто из членов хозяйства признается его главой, каковы полномочия главы фермерского хозяйства, о порядке управления фермерским хозяйством.

Также в соглашении должны содержаться сведения о правах и обязанностях членов фермерского хозяйства, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом. Члены хозяйства должны сами установить порядок принятия в члены фермерского хозяйства и порядок выхода из него.

Существенным для всех членов хозяйства является вопрос о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства, продукции и доходов, что также должно быть отражено в соглашении.

Наличие составленного по форме и подписанного всеми заинтересованными лицами соглашения о создании фермерского хозяйства является необходимым условием для государственной регистрации хозяйства. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя закреплен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 22.1).

В соответствии с данным Законом государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов РФ.

Положение о Федеральной налоговой службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получает из регистрирующего органа документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр. Форма свидетельства утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.

вернуться к списку

Хозяйство Крестьянское

личное, подсобное хозяйство крестьянина, занимающегося сельским трудом.

О крестьянском (фермерском) хозяйстве (с изменениями на 23 июня 2014 года)

Земля у такого крестьянина обычно находится в его частной собственности. Характер деятельности Х.к. может быть натуральный, когда продукты труда потребляются самим же крестьянином, или же товарный, когда продукты труда реализуются на рынке.

КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

форма свободного предпринимательства в виде самостоятельного хозяйствующего субъекта с правом юридического лица. Такое хозяйство представлено отдельным гражданином, его семьей или группой объединившихся лиц, производящих, перерабатывающих и продающих сельскохозяйственную продукцию. Фермерское хозяйство использует земельные наделы, находящиеся в собственности фермеров, в пожизненном наследуемом владении или взятом в аренду.

Главой крестьянского хозяйства, представляющим его интересы, является один из дееспособных его членов. Хозяйство ведется на принципах экономической выгоды.

ХОЗЯЙСТВО, КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ)

личное хозяйство, представляющее собой форму свободного предпринимательства. На основе использования находящейся в его собственности или арендованной им земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным и равноправным субъектом хозяйственной деятельности. Его собственник пользуется правами юридического лица: открывает расчетный и другие счета в банке, вступает в деловые отношения с предприятиями, организациями, гражданами, выполняет необходимые обязательства. Являясь юридическим лицом, он обязан вести учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций.

ХОЗЯЙСТВО КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ)

частное предприятие, представленное отдельным работником, семьей или группой лиц, в котором осуществляются производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции на основе собственных средств производства и земельных участков, находящихся в их пользовании, в т.ч. в аренде, владении или собственности. Продукт, полученный в Х.к.(ф.), принадлежит фермеру. Он обязан эффективно использовать землю, повышать ее плодородие, своевременно вносить земельный налог и арендную плату за землю, возмещать ущерб за снижение плодородия земель. Х.к.(ф.) самостоятельно определяет направление своей деятельности, структуру и объемы производства, распоряжается произведенной продукцией, самостоятельно реализует ее на рынке, устанавливает самостоятельно цены, имеет право открывать в банках расчетный и др. счета, пользоваться кредитом. Х.к.(ф.) разрешается пользоваться наемным трудом, регламентируемым законодательством и договорными отношениями. Х.к.(ф.) могут объединяться в ассоциации фермерских хозяйств.

КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО

по законодательству РФ самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, предоставленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании (в т.ч. аренде, собственности или пожизненном наследуемом владении) земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства считается лицо, представляющее интересы КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами, государственными органами и осуществляющее руководство КРЕСТЬЯНСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ. Право на создание КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА и на получение для этих целей земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин РФ, достигший 18-ти летнего возраста и имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. При наличии нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Споры о преимущественном праве на организацию КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА, а также праве на землю рассматриваются в судебном порядке. По заявлению гражданина, изъявившего желание вести КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, земельный участок передается ему в пользование, пожизненное наследуемое владение или в собственность решением местного Совета, в ведении которого находится соответствующий участок. Передача в собственность земельных участков для ведения КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА производится местными Советами в пределах установленных норм бесплатно, а свыше указанных норм за плату. При передаче земельного участка в собственность решение местного Совета является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего договор, который регистрируется в том местном Совете, в ведении которого находится соответствующий участок.

Крестьянское (фермерское) хозяйство

самостоятельный хозяйствующий субъект, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе имущества, находящегося в их пользовании (в том числе аренде), в собственности или в пожизненно наследуемом владении земельных участков. Основные принципы организации хозяйства: добровольность выбора его организационно-право-вой формы; обеспечение полной экономической и юридической самостоятельности хозяйствования; сохранение сельскохозяйственного профиля использования земли и техники; обеспечение равных (наряду с другими формами хозяйствования) условий пользования объектами производственной и социальной инфраструктуры; социальная справедливость и гарантированная защита прав и законных интересов работников. Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земля предоставляется в пожизненное наследуемое пользование или в аренду. В пожизненное наследуемое пользование выделяются участки в размере до 100 га земельных угодий. Получение дополнительной земли осуществляется путем ее аренды. Крестьянские (фермерские) хозяйства организуются как равноправная производственно-экономическая форма хозяйствования с целью рационального использования земли и других ресурсов, увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Они призваны способствовать восстановлению и развитию у сельских тружеников чувства хозяина производства, активизации их творческой инициативы и предприимчивости, ориентации на поиск путей повышения эффективности хозяйствования. Крестьянские хозяйства являются экономически обособленными малыми коллективами, построенными и функционирующими с учетом интересов их участников, внутренних возможностей организации и местных условий. Их основные работники сочетают в себе управленческие и исполнительские функции и несут персональную ответственность за результаты производства. Крестьянские хозяйства формируются на добровольных началах, обладают полной экономической и юридической самостоятельностью, базируются преимущественно на труде своих членов. Они сами определяют направление своей деятельности, объем и структуру производства, размер потребляемых ресурсов, партнерство и хозяйственные взаимосвязи. В то же время крестьянские (фермерские) хозяйства активно используют в своей деятельности различные формы и методы кооперации как внутри своих хозяйств, так и между хозяйствами, а также с крупными сельскохозяй-ственными, снабженческими, перерабатывающими и сбытовыми предприятиями и организациями.

По каким законам и правилам сегодня ведется фермерское хозяйство в России? Что такое КФХ? В данной статье мы более подробно рассмотрим, какие особенности преобладают в КФХ, что необходимо для создания и функционирования последних, а также кто конкретно имеет право организовать данное объединение. Также в статье можно будет найти информацию о том, чем конкретно КФХ отличается от личного подсобного хозяйства.

Что такое КФХ

Прежде всего необходимо ознакомиться с определением. Итак, что такое КФХ? Данной аббревиатурой сегодня обозначается крестьянское фермерское хозяйство. Оно представляет собой особую форму предпринимательского вида деятельности, который направлен на формирование и выращивание сельхоз товаров, а также реализацию их на рынках.

Говоря о том, что такое КФХ, также следует отметить, что главная цель его заключается в получении прибыли методом выращивания аграрных продуктов, а также продажи их оптовым или розничным покупателям. Для этого в фермерских объединениях принимают участие близкие родственники, а также могут привлекаться посторонние участники. Но при этом, как правило, их количество составляет, не более 5 человек.

Следует также обратить внимание на то, что регистрация КФХ является исключительно добровольным занятием, а каждый член хозяйства при этом полноценно будет участвовать в деятельности, но разрешается это делать лицам, возраст которых составляет более 16 лет. Также запрещается одновременно состоять в нескольких похожих объединениях, которые зарегистрированы как юридические лица. При создании КФХ его члены имеют право на получение государственной поддержки в виде грантов и субсидий, так как они принимают участие в работе стратегически важной отрасли, направленной на производство продуктов питания.

Юридическое оформление

Теперь ознакомимся с другими важными особенностями КФХ. Российские современные фермеры имеют право зарегистрировать КФХ как юридическое лицо или же отказаться от данной процедуры. К сожалению, сегодня в вопросах относительно регистрации КФХ отсутствует ясность в законодательной базе. Таким образом, объединения КФХ могут функционировать как юридическое лицо, а также существовать без регистрации.

Кроме этого, имеет место вариант, при котором КФХ регистрируется как индивидуальный предприниматель, планирующий работать только самостоятельно или привлекая наемных сотрудников. С другой стороны, физическое лицо также может единолично зарегистрировать для себя КФХ и работать самостоятельно. Таким образом, существует множество вариантов организации КФХ. Список видов организации объединения:

  1. Соглашение на добровольной основе нескольких лиц с регистрацией юр. лица.
  2. Объединение на добровольной основе нескольких лиц без регистрации юр. лица.
  3. Человек без статуса ИП, который регистрирует и ведет хозяйство самостоятельно.

Регулирование фермерских объединений на законодательном уровне

Данной форме хозяйственной деятельности посвящен отдельный Федеральный закон, под номером 74. В нем можно подробно изучить порядок ведения такого хозяйства, распоряжения земельными ресурсами и имуществом, прием новых членов в КФХ, а также другие важные нюансы. Необходимо учитывать, что данный закон относится только к объединениям, которые оформлены в качестве юридических лиц.

Следует также обратить внимание на то, что если КФХ не зарегистрировано в качестве юридического лица, то в своей деятельности оно будет руководствоваться гражданским кодексом, то есть статьей 86. Данная статья фиксирует добровольное участие в объединении, а также возраст, с которого разрешается являться членом КФХ.

Юридические моменты

Во время создания фермерского хозяйства членами одной семьи или группой лиц должно быть составлено специальное соглашение, куда вносятся:

  1. Данные о главе КФХ.
  2. Полный перечень всех участников объединения, при этом указываются родственные связи, если таковые имеются.
  3. Обязанности и права участников объединения.
  4. Весь перечень имущества, порядок их владением, а также пользованием в хозяйственных целях.
  5. Определенный порядок вступления в данное объединение или же выхода из него.
  6. Правила распределения готовой продукции, а также основные каналы реализации.
  7. Другие пункты по усмотрению всех участников КФХ, которые не противоречат российскому законодательству.

Все члены объединения, включая и главу КФХ должны подписать данное соглашение о добровольном вступлении лично. Если по плану через несколько лет к объединению должен присоединиться еще один член, то данный пункт можно также внести в соглашение. В том случае, если объединение создается семьей, то к соглашению и уставной документации необходимо приложить те документы, которые подтверждают их родство.

Чем и как владеет КФХ

В рамках собственной деятельности любое КФХ имеет право владеть и использовать:

  1. Объекты капитального строительства, а также другие сооружения.
  2. Земельные угодья.
  3. Финансовые средства, которые были получены в ходе предпринимательства.
  4. Оборудование, сельскохозяйственную технику, любой инвентарь.
  5. Транспорт, включая и грузовые транспортные средства.
  6. Сооружения для мелиорации.
  7. Племенные животные.
  8. Семена, а также другие ресурсы сырья.

Необходимо помнить о том, что перечень данного имущества в обязательном порядке указывается в соглашении. Все члены объединения имеют данную собственность сообща, имея равные права. Поэтому нельзя говорить о том, что земельное угодье может принадлежать только лишь главе КФХ, а грузовик принадлежать его брату.

Когда будет подписано данное соглашение, вся перечисленная собственность в нем станет общей. После прекращения деятельности КФХ имущество следует разделить между участниками данного хозяйства, а после смерти она должна перейти по наследству, соответствуя при этом требованиям российского законодательства.

Ответственность всех членов хозяйства

В связи с тем, что все КФХ ведут предпринимательскую деятельность, то есть хотят выйти на систематическую прибыль, они рискуют потерять часть капитала или же своего имущества. Если же фермерское хозяйство будет должно банкам по кредитам или каким-то другим финансовым обязательствам, то все имущество будет пущено с публичных торгов. Если же этого действия будет недостаточно, то долги могут быть взысканы не только за счет имущества главы фермерского хозяйства, но и других членов объединения в равной степени.

Глава объединения

У каждого фермерского хозяйства должен быть свой глава. В данной роли может выступать один из нескольких членов КФХ или же единоличный хозяин. Так как любое фермерское хозяйство, по сути, считается добровольным объединением работников, которые обладают равными правами, никаких особых полномочий и ответственности у главы не существует.

Во многом данная должность является просто формальностью, которая предполагает представительскую функцию, например, во время получения субсидии, взаимодействия с государственными органами или контрагентами. Следует обратить внимание на то, что возглавлять и создавать фермерские хозяйства могут не только лишь граждане Российской Федерации, но и граждане другой страны, не имея при этом российского гражданства.

Отличие от ЛПХ

Многие люди часто путают и крестьянское фермерское хозяйство. Но чем отличаются данные термины? Основное отличие заключается в целях деятельности. У КФХ основная цель заключается в предпринимательстве и получении прибыли. У ЛПХ данная цель заключается в производстве продукции для собственных нужд. Таким образом, члены КФХ производят и выращивают продукцию для продажи, а члены ЛПХ выращивают ее только для себя. ЛПХ не надо регистрировать в обязательном порядке, а также платить налоги.

Уплата налогов

А что же можно сказать о налогах КФХ? Фермерские хозяйства ведут предпринимательскую деятельность, поэтому они в обязательном порядке должны платить налог на прибыль. В большинстве случаев такие объединения выбирают упрощенную систему налогообложения, где ставка составляет 6% от прибыли. В данном случае декларация в ФНС должна подаваться единожды в год, благодаря чему экономится время. Другие режимы налогообложения не запрещены законодательством, но являются наименее выгодными.

Как правило, следит за своевременной уплатой всех налогов глава КФХ. Помимо налогов, глава за всех членов фермерского хозяйства также должен уплачивать пенсионные и страховые взносы, а за наемных работников должны делаться обязательные взносы, а также подоходные налоги.

Много ли КФХ в России

Много ли зарегистрировано в настоящее время крестьянских фермерских хозяйств на территории Российской Федерации? Точного ответа на данный вопрос нет. Дело в том, что результат последней всероссийской переписи сельскохозяйственной деятельности, которая производилась 2016 году, еще неизвестен. Тем более сложно сказать, как распределены КФХ по районам страны.

Но если обратиться к более старым данным, например, 2006 года, то можно утверждать, что в нашей стране всего зарегистрировано не меньше 170 000 КФХ. В рамках данного государства это довольно большое число всех зарегистрированных хозяйств.

Принимая во внимание тот факт, что с 2012 года имеет место государственная программа поддержки всех фермеров, можно предположить, что в настоящее время фермерское хозяйство значительно увеличилось. Окончательные данные переписи по количеству зарегистрированных КФХ (по областям России) будут опубликованы в конце 2018 года.

Стоит ли создавать фермерское хозяйство

Какие недостатки и преимущества существуют у данной формы деятельности сельского хозяйства? Большинство аграриев, которые работают в профильной сфере, на протяжении длительного времени не могут решить, необходимо или нет регистрировать данный вид хозяйства. Их выводы в большинстве неочевидны. А большинство подводных камней проявляются только после регистрации. Рассмотрим по отдельности отрицательные и положительные стороны крестьянского фермерского хозяйства.

Преимущества

Одним из преимуществ создания КФХ является отсутствие требования к минимальному уставному капиталу. Как правило, для простых юридических лиц он составляет от 10 000 руб.

Зарегистрированные фермерские хозяйства имеют большую долю вероятности получить муниципальные или государственные субсидии. КФХ также могут получить участок земли для ведения деятельности на основе льготных условий, также они обладают наиболее меньшим объемом отчетности, если сравнивать эту деятельность с ООО.

Недостатки

Однако у фермерского хозяйства существуют и некоторые недостатки. Один из них заключается в том, что в объединение можно привлекать не более 5 человек, которые не являются родственниками. Для всех членов КФХ обязательным является участие в сельскохозяйственной работе, благодаря чему трудно привлечь новых членов, а тем более инвесторов.

Если возникнут финансовые проблемы у фермерского хозяйства, его члены понесут личную ответственность. Российское законодательство в отношении КФХ еще недостаточно проработано, а многие сферы остались так и не урегулированы.

Перспектива

На сегодняшний день сельскохозяйственную деятельность в России довольно трудно назвать преуспевающим и современным деянием. Несмотря на то что спрос на продукты питания является высоким среди населения, организация их производства, а также выход на рынок требуют весьма существенных затрат.

Данная форма ведения сельскохозяйственной деятельности подойдет для больших семей, которые живут в сельской местности. Благодаря этому они смогут рассчитывать на помощь со стороны государства, включая выделение земли для КФХ, однако придется и помучиться с бумажной волокитой.

КФХ подойдет для фермеров, которые уже имеют некоторый опыт в торговле, а также аграрной сфере. Необходимо помнить о том, что цель данного объединения заключается в производстве товаров на продажу, а не только лишь для личного пользования. Поэтому не лишним станет составление специального бизнес-плана, а также предварительное продумывание определенного порядка реализации готовых продуктов.

Рассмотрев все особенности крестьянского фермерского хозяйства, вы теперь сможете самостоятельно принять решение о его регистрации.

Действующий

Название документа:
Номер документа: 74-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 11 июня 2003
Дата начала действия: 17 июня 2003
Дата редакции: 23 июня 2014

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 277, 08.12.2006) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ (Российская газета, N 105, 17.05.2008) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 208, 03.11.2009);
Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2010);
Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2012) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.06.2014) (о порядке вступления в силу см. ).
____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения (статьи с 1 по 2)

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства (статьи с 3 по 5)

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства (статьи с 6 по 10)

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ .

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с .

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации .

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности (статьи с 11 по 13)

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ .

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ .

1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ .

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ .

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ .

Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ .

1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ .

2. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - ..

3. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ ..

4. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ ..

5. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ ..

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ .

6_1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ .

8. Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ ; утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ ..

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ .

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

Глава 5. Члены фермерского хозяйства (статьи с 14 по 18)

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства (статьи с 19 по 19)

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

1) сырья, кормов;

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

4) семян;

5) удобрений;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. Объединения фермерских хозяйств (статьи с 20 по 20)

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Глава 8.Прекращение фермерского хозяйства (статьи с 21 по 22)

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации , если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Глава 9. Заключительные и переходные положения (статьи с 23 по 23)

Статья 23. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.324);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I "О введении в действие Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.325);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I "Об изменениях в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст.5);

статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст.1966);

(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст.748);

пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст.1093).

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" , вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2009 года Федеральным законом от 30 октября 2009 года N 239-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 6 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 263-ФЗ .

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О крестьянском (фермерском) хозяйстве (с изменениями на 23 июня 2014 года)

Название документа: О крестьянском (фермерском) хозяйстве (с изменениями на 23 июня 2014 года)
Номер документа: 74-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 115, 17.06.2003

Парламентская газета, N 109, 17.06.2003

Приложение к "Российской газете", N 26, 2003 год

Ведомости Федерального Собрания РФ, N 19, 01.07.2003

Собрание законодательства Российской Федерации, N 24, 16.06.2003, ст.2249

Дата принятия: 11 июня 2003
Дата начала действия: 17 июня 2003
Дата редакции: 23 июня 2014

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча