22.02.2019

В соответствии с гражданским законодательством. Гражданское законодательство российской федерации


Гражданское законодательство и его система представляют собой комплекс нормативных и правовых актов, которые призваны обеспечивать регулирование правоотношения. В его структуру входит кодекс и федеральные законы, которые приняты в соответствии с ним.

Гражданское законодательство РФ предусматривает наличие прочих актов, содержащих гражданские нормы. К ним, в частности, следует отнести правительственные постановления, принимаемые во исполнение и на основании законов, акты ведомственного характера (акты исполнительных и федеральных органов)

Понятие "гражданское законодательство" несколько уже, нежели понятие его источников. Они являются формой, в которой закреплены соответствующие нормы. К гражданско-правовым источникам относят:

  1. Конституцию.
  2. Международные правовые нормы, договоры (за исключением случаев, когда применение международного договора требует издания внутригосударственного акта).
  3. Федеральные законы, положения кодекса.
  4. Подзаконные акты (указы Правительства, Президента, акты исполнительных федеральных органов и прочие).
  5. Обычаи, характерные для делового оборота.

Гражданское законодательство, его акты, положения не имеют обратного действия. Они применимы к отношениям, которые сформировались после вступления их в силу. Гражданское законодательство распространено на всей территории страны. Исключение составляют случаи, закрепленные в отдельных актах.

Гражданское законодательство подлежит официальному опубликованию. Акты публикуются не позднее семи суток после их подписания Президентом.

Гражданское законодательство в своих положениях закрепляет гражданское право. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют личные неимущественные, а также имущественные взаимоотношения. Эти правовые отношения основываются на автономии воли, равенстве, имущественной самодостаточности сторон. считается сфера общественных взаимодействий.

В юридической литературе разделяются на вещные (связанные с владением, пользованием, распоряжением) и обязательственные (связанные с передачей В качестве личных неимущественных взаимодействий выступают правоотношения, обусловленные возникновением и реализацией исключительного права на деятельность) и связанные непосредственно с личностью (к ним относят также деятельность по обеспечению защиты чести, и прочего). Существуют также взаимоотношения по определению правового статуса сторон гражданского оборота. Называются такие взаимодействия организационными.

Методами отрасли гражданского права называют комплекс способов и приемов, при помощи которых производится правовое влияние на спектр общественного взаимодействия. Среди основных черт указанного комплекса следует отметить:

  1. Юридически установленное равенство сторон, участников правоотношений.
  2. Автономию воли. В этом случае имеется в виду тот факт, что возникновение гражданских обязанностей и прав происходит в соответствии с двусторонним актом; постороннее вмешательство допустимо только в исключительных случаях, установленных законодательством.
  3. Обособленность имущества.
  4. Гарантия на обеспечение судебного порядка защиты.
  5. Имущественный характер формирующейся ответственности в связи с возникновением правоотношения. В данном случае предусматривается, что в качестве объекта взыскания выступает не личность, а имущество; характера наделена в соответствии с общим правилом компенсационным признаком.

ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

совокупность нормативных актов различной юридической силы, содержащих нормы гражданского права. В соответствии со ст. 3 ГК РФ в состав Г.з. включаются только законы, причем лишь федеральные (согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к федеральной компетенции). Основной акт Г.з. - Гражданский кодекс:

Принципиальная особенность актов Г.з., отличающая их от актов публичного права или комплексных, - наличие значительного числа диспозитивных правил (норм), действующих лишь в том случае, когда сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной разрешенный законом вариант своего поведения. В Г.з. имеются и нормы императивного характера, не допускающие отступления от предусмотренных ими правил. В случае сомнения в юридической природе конкретной нормы следует исходить из того, что она имеет императивный характер.

Акты Г.з. всегда отличаются множественностью и могут быть систематизированы путем инкорпорации (сведения в единый источник (сборник), в том числе по определенной теме,без изменения их содержания), консолидации (объединения в единый нормативный акт с одновременной отменой или изменением устаревших или повторяющихся правил) и кодификации (принятия единого обобщающего акта - кодекса - с одновременной отменой ряда ранее действовавших актов).

В состав Г.з. принято включать и иные (подзаконные) нормативные акты с преобладающим содержанием гражданско-правовых норм. С этой точки зрения в него входят указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (ст.3 ГК РФ), которые должны соответствовать ГК РФ и ФЗ (и не подлежат применению в случае такого несоответствия), и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Согласно ст. 3 ГКРФ министерства и ведомства могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В Г.з. не могут входить нормативные акты субъектов Федерации или муниципальных образований (органов местного самоуправления), а их принятие противоречит требованиям Конституции РФ и ГКРФ. Нормы гражданского права могут содержаться в актах других отраслей законодательства, отнесенных Конституцией к совместному ведению Федерации и ее органов, например в комплексных по своей правовой природе актах жилищного\"законода-тельства. В этом случае они могут приниматься субъектами Федерации, но не могут противоречить ГК РФ и другим ФЗ (ст. 76 Конституции РФ). Подзаконные гражданско-правовые акты не подлежат применению судом в случае противоречия их содержания закону (ст. 12 ГК РФ), а убытки, причиненные субъектам гражданского права в случае принятия ведомственного акта, противоречащего закону или иному правовому акту, подлежат возмещению РФ (ст. 16 ГК РФ).

На территории РФ до принятия соответствующих законов сохраняют силу ранее принятые акты, имевшие силу законов в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством. К ним относятся, во-первых, соответствующие акты, принятые высшими органами государственной (законодательной) власти РФ в период с 12 июня 1990 г. (дня провозглашения государственного суверенитета РФ) до 1 января 1994 г. (дня введения в действие большинства правил части первой ГК РФ). Это - законы и некоторые постановления бывшего ВС РСФСР, а затем - РФ, и указы Президента РФ по вопросам правового обеспечения экономической реформы, имевшие в тот период силу закона. Во-вторых, это законы и подзаконные акты СССР и РСФСР, в том числе принятые до указанного времени. К ним, в частности, относятся ОГЗ СССР 1991 г., в которых сохранили силу нормы разделов о наследственном и международном частном праве, и не противоречащие им правила аналогичных разделов ГК РСФСР. Все перечисленные нормативные акты действуют на территории РФ в части, не противоречащей ГК РФ и принятым в соответствии с ним законам.

По общему правилу гражданские законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом они применяются ко всем правам и обязанностям, возникшим после введения закона в действие, даже если само отношение (в том числе длящееся) появилось до этого момента (ст. 4 ГК РФ). Условия договоров, заключенных до момента введения в действие нового закона, сохраняют силу даже при противоречии их новым обязательным (императивным) правилам, если только сам этот закон прямо не распространит свое действие на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ). Гражданский закон может распространять свое действие и на ранее возникшие отношения (ст. 4 ГК РФ), т.е. обладать обратной силой, но только в случаях, прямо предусмотренных законом. Гражданские законы РФ действуют на всей ее территории; пространство их действия может быть ограничено лишь специальным ФЗ и только при необходимости обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК РФ). Они охватывают отношения субъектов гражданского права РФ и могут применяться к их отношениям с иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, если иное не предусмотрено ФЗ (ст. 2 ГК РФ). Условия и порядок такого их применения регулируются нормами международного частного (коллизионного) права (разд. VII ОГЗ СССР 1991 г., разд. VIII ГК РСФСР).

Гражданские законы могут применяться по аналогии к сходным с регулируемыми ими отношениями в случаях, когда соответствующее гражданское правоотношение прямо не урегулировано законом или соглашением сторон (договором) и отсутствует применимый к нему обычай делового оборота, а само это применение не противоречит существу отношения (ст. 6 ГК РФ). При невозможности использовать в такой ситуации аналогию закона допустима аналогия права - определение прав и обязанностей сторон, исходя из общих начал и смысла Г.з. и с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости (ст. 6 ГК РФ).

Иные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ" либо со дня их подписания, если в самих этих актах не предусмотрен иной порядок вступления их в силу. Они, как правило, не должны иметь обратной силы и не могут применяться по аналогии.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ст. 3 ГК РФ, а если они также касаются прав. свобод и обязанностей граждан либо носят ведомственный характер, то подлежат обязательной предварительной государственной регистрации в Минюсте (за исключением нормативных актов ФКЦБ). В срок не позднее 10 дней после регистрации они подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" либо в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". После этого они вступают в силу. Такие нормативные акты не имеют обратной силы и не применяются по аналогии.

Суханов Е.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" в других словарях:

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, нормы гражданского права (см. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО), описывающие основания возникновения и порядок осуществления права собственности и вещных прав, интеллектуальной собственности, регулирующие договорные обязательства,… … Энциклопедический словарь

    В РФ совокупность норм, определяющих правовой статус участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридический словарь

    Гражданское законодательство - состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51 ФЗ,… … Словарь юридических понятий

    Гражданское законодательство - см. Гражданско правовые отношения … Российская энциклопедия по охране труда

    Гражданское законодательство рф - (англ. civil legislation) отрасль законодательства, определяющая правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др. вещных … Энциклопедия права

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность норм права, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридическая энциклопедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Гражданское законодательство совокупность правовых актов (а … Википедия

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность актов гражданского права. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодатель ство находится в ведении РФ. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Гражданское законодательство - это система нормативных актов, содержащих нормы права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ в состав гражданского законодательства включаются ГК РФ и иные принятые на его основе… … Большой юридический словарь

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права: законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента … Юридический словарь современного гражданского права

Книги

Введение

Основой гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ. Это кодифицированный нормативный акт, имеющий статус федерального закона.

Предметом гражданского законодательства являются гражданские правоотношения. Законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современную эпоху особенно важным становится знание основ и принципов гражданского законодательства нашей страны.

В ходе исследования будут решены следующие задачи:

дано понятие гражданского законодательства;

определены основы гражданского законодательства;

проанализирована история становления системы гражданского права в России;

отражена система гражданского права в современной России.

Понятие гражданского законодательства

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов.

Выделяют три основные категории гражданско-правовых нормативных актов:

1. Гражданский кодекс и иные федеральные законы;

2. указы Президента России и постановления Правительства РФ;

3. нормативные правовые акты федеральных министерств, ведомств и иных органов исполнительной власти.

Из этого следует, что гражданское законодательство принимается на федеральном уровне и действует единообразно на всей территории Российской Федерации.

Конституционные нормы гражданского законодательства

Конституция РФ, хотя и не относится к гражданскому законодательству, тем не менее, содержит нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения. Глава 1 «Основы конституционного строя» устанавливает важнейшие принципы экономической системы Российской Федерации. Основной закон государства гарантирует:

1. единство экономического пространства;

2. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств внутри страны;

3. поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Часть 2 статьи 8 Конституции РФ устанавливает равенство всех форм собственности: частной, государственной или муниципальной. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» также содержатся нормы гражданско-правового характера. Часть 1 статьи 34 Конституции гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Статья 35 Конституции РФ содержит основы имущественного права:

1. право частной собственности охраняется законом;

2. каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;

3. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения;

4. право наследования гарантируется.

Конституционные нормы определяют содержание гражданского законодательства.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Основой гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ. Это кодифицированный нормативный акт, имеющий статус федерального закона. Гражданский кодекс состоит из двух частей. Первая его часть содержит основные положения гражданского права, регламентирует субъекты и объекты гражданских правоотношений, право собственности и иные вещные права, сделки и представительство, сроки и исковую давность, общие положения об обязательствах и общие положения о договоре.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ регламентирует условия возникновения, изменения и прекращения конкретных видов гражданско-правовых обязательств, а также наследственные правоотношения и гражданские правоотношения с иностранным элементом (международное частное право). В настоящий момент сохраняют действие не противоречащие Гражданскому кодексу и иным российским законам нормы Гражданского кодекса РСФСР 1964 года и Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 года, регулирующие исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Гражданский кодекс является правовой основой всей системы гражданского законодательства, и иные федеральные законы, будучи равны кодексу по статусу, не могут содержать нормы, противоречащие нормам Гражданского кодекса. Данные законы лишь детализируют различные нормы Гражданского кодекса.

Указы Президента России и постановления Правительства РФ

Гражданские правоотношения могут быть также урегулированы указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам. На основании и во исполнение Гражданского кодекса, иных федеральных законов и указов Президента Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Федеральные министерства и государственные комитеты могут издавать акты, регулирующие нормы гражданского права, если на это есть прямое указание Гражданского кодекса, иного федерального закона, указа Президента или постановления Правительства.

Законодательство субъектов Федерации

Современное законодательство субъектов Федерации носит системный характер. Оно представляет собой не простую совокупность нормативных правовых актов, а упорядоченную и согласованную систему законодательства, которая конкретизирует, дополняет федеральное законодательство, составляя с ним единое целое.

Важно подчеркнуть, что федеральная и региональная подсистемы российского законодательства должны находиться в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. При этом главенствующую роль играет Конституция РФ, которая определяет связи между составляющими данную систему нормативными правовыми актами.

Общественные отношения, которые требуют единообразного регулирования на территории всего государства, должны быть, безусловно, утверждены на федеральном уровне. Субъекты РФ не могут устанавливать в своих актах гражданско-правовые нормы, которые по своему характеру относятся к правовым основам единого рынка. Это исключительная прерогатива центральной власти.

Региональные нормы гражданского права не должны препятствовать функционированию единого экономического пространства, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности. Следует отметить, что субъектам Федерации не может быть предоставлено право устанавливать в своих регионах различные экономические правопорядки, препятствующие образованию единого экономического пространства.

Региональная подсистема гражданского законодательства состоит из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Современное законодательство регионов содержит гражданско-правовые нормы, регулирующие определенные имущественные отношения. Например, в части поддержки малого предпринимательства, земельных отношений, общих вопросов образования, науки и культуры.

Особенно заметна специфика правового регулирования имущественных отношений на уровне субъектов Федерации в сфере природопользования, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов.

В настоящий момент рано говорить о том, что система гражданского законодательства субъектов РФ сложилась в полной мере. Следует надеяться, что в обозримой перспективе региональное законодательство будет развиваться с учетом потребностей современного общества.

Основы гражданского законодательства

Гражданское законодательство основывается на следующих принципах:

1. равенство участников регулируемых отношений;

2. неприкосновенность собственности;

3. свобода договора;

4. недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

5. беспрепятственное осуществление гражданских прав;

6. восстановление нарушенных прав, их судебная защита.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права по своей воле. Они свободны в установлении прав и обязанностей на основе заключаемого договора. Гражданские права могут быть ограничены лишь действием федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются по всей территории Российской Федерации. Ограничения для движения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и обеспечения неприкосновенности культурных ценностей.

Предмет гражданского законодательства

Гражданские правоотношения являются предметом гражданского законодательства. Оно определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В таких отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, поскольку она направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (статья 2 части 1 Гражданского кодекса РФ).

Система гражданского законодательства

Система гражданского законодательства современной России состоит из следующих основных категорий:

4. Гражданский кодекс и иные федеральные законы;

5. указы Президента России и постановления Правительства РФ;

6. нормативные правовые акты федеральных министерств, ведомств и иных органов исполнительной власти.

Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему кодексу и иным законам. На основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ, иных законов и указов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу РФ или иному закону применяется Гражданский кодекс РФ или соответствующий закон.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами (статья 3 части 1 Гражданского кодекса РФ).

Действие гражданского законодательства

Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса РФ.

В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (статья 6 части 1 Гражданского кодекса РФ).

Гражданское законодательство и международное право

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, непосредственно. Исключением являются случаи, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного закона или иного нормативного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены правила, которые не предусмотрены гражданским законодательством РФ, то в юридической практике применяются правила международного договора (статья 7 части 1 Гражданского кодекса РФ).

История становления системы гражданского права

Зарождение и совершенствование гражданского права, как самостоятельной отрасли права, связано с развитием товарно-денежных отношений. Как только появились покупатели и продавцы, заказчики и подрядчики, владельцы и распорядители имущества, так сразу и начались попытки урегулировать эту систему отношений.

Развитие системы гражданского права

В Древнем Риме гражданское право сформировалось на основе обычного права и судебной практики магистратов, разрешавших имущественные споры. А в дальнейшем этот процесс происходил на основе принимаемых в законодательном порядке правовых положений, сформулированных римскими юристами. В то время гражданское право представляло собой разветвленную систему правовых институтов, регулировавших товарные отношения (куплю-продажу, имущественный наем, подряд, заем и т.п.)

Римское право было наиболее развитой формой права в античное время и именно в нем впервые были сформулированы основные положения современного гражданского права. С падением Римской империи и воцарением на её территории варварских племен применение римского права прекратилось.

В средние века в условиях феодального общества, основой которого являлось натуральное хозяйство, гражданское право имело узкую сферу применения и представляло собой торговые обычаи и локальные (местные) правовые нормы вновь возникающих городов.

Развитие товарного производства в эпоху Возрождения привело к увеличению интереса к институтам римского гражданского права, как наиболее совершенному на тот период времени типу права, что обусловило внедрение (в основном путем комментирования школами глоссаторов) норм римского права в гражданский оборот. И в дальнейшем эти нормы применялись дополнительно, наряду с местными обычаями и официальными законами (пандектное право). Возрождение античного законодательства получило название рецессии римского частного права.

После буржуазных революций XVII-XVIII веков нормы римского гражданского права полностью или в виде, переработанном с учетом современных условий оборота, были инкорпорированы в гражданские кодексы Франции (Гражданский кодекс Наполеона, 1804 год), Австрии (1811 год), Германии (Германское Гражданское уложение, 1896 год) и ряда других стран. Этот этап развития гражданского права ознаменовался процессом его кодификации.

Основными постулатами, заложенными в то время в основу кодифицированных актов гражданского права, стали принципы невмешательства государства в экономику, свободы распоряжения частной собственностью и договорными условиями, формального равенства партнеров в гражданских правоотношениях.

Тогда в некоторых странах Европы стали выделять торговое право, нормы которого были специально приспособлены для быстрого оформления сделок. Более того, Торговые кодексы во многих странах (например, в Германии) были приняты раньше гражданских.

В эпоху Нового времени в сферу регулирования гражданского права попали личные неимущественные отношения. Несмотря на то, что они непосредственно не связаны с защитой материальных интересов, в конечном счете, ими определяются. Речь идет о защите деловой репутации и чести, неприкосновенности фирменного наименования, авторских правах и т.п. Позже такие отношения органично вошли в состав гражданского права, поскольку методы их регулирования оказались чрезвычайно схожи с теми, что определяли гражданский оборот.

В настоящее время специалисты выделяют пять основных правовых систем:

1. англо-американское право;

2. романо-германское право;

3. российское право;

4. мусульманское право;

5. традиционное право.

Романо-германская правовая система

Одним из этапов развития гражданского права является возникновение романо-германской правовой системы, которая сформировалась в континентальной Европе к XIII веку. До этого времени в европейском праве элементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правовая система, носили характер обычного права.

В рассматриваемый период, то есть в начале XIII века, Римская империя не существовала уже многие века. Со времен варварских нашествий римляне и варвары продолжали некоторое время жить каждый по своим законам. Римские компиляции, даже в их упрощенном издании Алариха, оказались слишком сложными. Право ученых, которое мы находим в этих компиляциях, было модифицировано и заменено на практике вульгарным правом, которое и применялось населением спонтанно. Никто не стремился письменно зафиксировать нормы этого права, которые имели лишь местное значение. Право еще существовало, но господство его прекратилось, отброшен был и сам идеал общества, основанного на праве.

Создание романо-германской правовой семьи связано с развитием государственности, которое произошло в XII и XIII веках на западе Европы. Новое общество осознало, что только право может обеспечить порядок и безопасность. Люди перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком, за правом вновь была принята его собственная роль и автономия.

Зарождение романо-германской правовой системы в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти и централизации, осуществленной королевской властью. Система романо-германского права утвердилась в эпоху, когда Европа не только не составляла единого целого, но сама идея такого рода казалась несбыточной.

Стало очевидным, что усилия папства не приведут к восстановлению единства Римской империи в политическом плане. Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей.

Становление гражданского права в России

гражданский законодательство федерация кодекс

Первая инкорпорация норм гражданского права в России была произведена М.М. Сперанским в первой половине XIX века. Речь идет о Своде законов Российской империи.

К концу позапрошлого столетия устарелость положений Свода законов в части гражданского права стала столь явной, что началась разработка нового нормативного документа - Гражданского Уложения. Первая часть его была готова в 1913 году, но так и не была введена в действие, данному процессу помешало начало Первой мировой войны.

После случившейся в 1917 году отмены большевиками всех законов Российской империи, земля, фабрики, заводы, иные основные средства производства и транспорт, а также весь жилищный фонд были национализированы.

По окончании гражданской войны и в связи с переходом к политике НЭПа в целях регулирования товарно-денежных отношений был принят первый советский Гражданский кодекс, датированный 1922 годом.

Со свертыванием политики НЭПа в 1926-1928 годах и по причине развития командной экономики область применения гражданского права значительно сузилась.

Следующая кодификация гражданского права завершилась принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик в 1961 году. Положения этого документа в дальнейшем в незначительном объеме дополнялись и конкретизировались Гражданскими кодексами союзных республик.

Первая часть нового Гражданского кодекса РФ, действующего в настоящее время, была принята лишь в 1994 году.

В настоящее время большинство ученых-юристов открыто признают ведущую роль судебной практики в эволюции права. Все более широкие полномочия предоставляются судьям, что фактически ставит право в значительную зависимость от их взглядов. Наличие многочисленных международных конвенций и развитие сравнительного права заставляет российских юристов чаще интересоваться тем, как понимается и толкуется право в других странах.

Регулирование гражданско-правовых отношений

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что дать их исчерпывающий перечень практически невозможно. Следует выявить лишь характерные свойства отношений, которые делают их предметом гражданского права.

Предмет гражданско-правового регулирования

Известно, что гражданское право имеет дело с имущественными отношениями. Под имущественными обычно понимают такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ широком смысле этого слова. То есть, вещей, работ, услуг и т.п.

Предметом гражданско-правового регулирования являются следующие отношения:

1. имущественные;

2. личные неимущественные.

Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и самостоятельности участников, возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, собственниками своего имущества. Иначе говоря, это отношения между субъектами частного права.

Гражданское право регулирует далеко не все имущественные отношения, возникающие в нашем обществе, а только определенную их часть, именуемую имущественно-стоимостными отношениями. К ним относятся, в первую очередь, товарно-денежные вопросы. Вместе с тем, следует иметь в виду, что гражданским правом регулируются и такие имущественные отношения, которые непосредственно не связаны с денежным обращением.

Другой составной частью предмета гражданского права, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ, являются личные неимущественные отношения. Они возникают по поводу неимущественных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, доброе имя гражданина и т.п. Кроме того, в личных неимущественных отношениях проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций, осуществляется оценка их нравственных и иных социальных качеств.

В имущественных отношениях взаимная оценка проявляется в стоимостной форме, а в неимущественных - в моральной. Поэтому предмет гражданского права можно определить как взаимооценочные общественные отношения.

Имущественные отношения могут не относиться к предмету гражданского права и не регулироваться его нормами. Прежде всего, это касается отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Например, участники налоговых и других финансовых отношений не являются юридически равными субъектами.

По этой же причине из сферы действия гражданского права исключаются отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, возникающие между органами публичной власти.

Метод гражданско-правового регулирования

Если понятие предмета гражданского права связано с вопросом о том, какие общественные отношения оно регулирует, то понятие метода - с вопросом, как осуществляется этот процесс. Поэтому между предметом и методом правового регулирования существует неразрывная связь.

Метод предопределяется особенностями предмета правового регулирования. Наличие общего родового свойства, присущего всем общественным отношениям, входящим в предмет гражданского права, предопределяет и применение к ним единого метода правового регулирования.

Общественные отношения, составляющие предмет гражданского права, носят взаимооценочный характер. Взаимная же оценка участников общественных отношений может правильно формироваться лишь при условии равенства оценивающих сторон. Это означает, что в гражданском правоотношении ни одна из сторон не может предопределять поведение другой только в силу занимаемого ею положения, как это имеет место, например, в административном правоотношении.

Применение метода юридического равенства сторон обеспечивает участникам гражданских отношений независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять инициативу и предприимчивость, совершать любые действия, не запрещенные законом.

Метод правового регулирования представляет собой комплекс средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. Выделяют четыре основных признака метода правового регулирования общественных отношений:

1. характер правового положения участников регулируемых отношений;

2. особенности возникновения правовых связей между ними;

3. специфика разрешения возникающих конфликтов;

4. особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей.

При этом для метода гражданского права, учитывая особенности регулируемых им отношений, характерны дозволение и правонаделение, предоставление субъектам возможности совершения инициативных юридических действий. Речь идет о самостоятельном использовании различных правовых средств для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Признаки и особенности гражданско-правового регулирования

Существуют следующие признаки гражданско-правового регулирования:

1. экономическая независимость и самостоятельность участников регулируемых гражданским правом отношений;

2. по общему правилу исключается возникновение между субъектами каких-либо правоотношений помимо их согласованной общей воли (например, по воле только одного из них или по указанию органа публичной власти);

3. преобладание в гражданском праве диспозитивных предписаний, содержащих возможность для участников регулируемых отношений самостоятельно выбрать наиболее целесообразный для них вариант поведения;

4. споры между субъектами гражданских правоотношений могут разрешать только независимые от них органы, не связанные с кем-либо из них организационно-властными, имущественными, личными или иными отношениями (судебный порядок защиты гражданских прав и разбирательства возникающих конфликтов);

5. гражданско-правовая ответственность, как и большинство других мер защиты, носит имущественный характер.

К числу особенностей гражданско-правового регулирования можно отнести:

1. юридическое равенство сторон;

2. автономия воли и имущественная самостоятельность участников гражданско-правовых отношений позволяют характеризовать метод гражданского права как метод координации (в отличие от распространенного в других отраслях права метода власти, подчинения или субординации);

3. поскольку число и значение диспозитивных норм права преобладает над императивными, метод гражданского права носит договорный и диспозитивный характер;

4. поскольку гражданские права и обязанности возникают из различных оснований, признанных законом, определяются многими гражданско-правовыми регуляторами общественных отношений, то метод гражданского права характеризуется чертами плюрализма и децентрализации;

5. имущественно-компенсационная (восстановительная) направленность;

6. значительная роль в процессе регулирования общественных отношений принадлежит частной инициативе и личному усмотрению участников гражданского оборота.

Система гражданского права в современной России

Предстоящая модернизация гражданско-правовой законодательной системы определяет вектор дальнейшего регулирования не только в сфере гражданского права, но и в смежных областях. На этом этапе первостепенной задачей является не только сохранение, но и усиление роли Гражданского кодекса Российской Федерации как центра гражданско-правовой законодательной системы.

Поиск путей решения поставленной задачи должен основываться на взвешенном подходе к модернизации ГК РФ и бережном отношении к уже достигнутым результатам гражданско-правового регулирования.

Роль и значение Гражданского кодекса РФ

Поскольку ГК РФ не является федеральным конституционным законом, то при его применении постоянно возникают ситуации, связанные с приоритетным действием тех или иных гражданско-правовых норм. Отметим, что вопрос о системности российского гражданского законодательства имеет ряд ракурсов, одним из которых является определение места ГК РФ в гражданско-правовой законодательной системе.

Между тем, роль кодекса является основополагающей. Системность российского гражданского законодательства без приоритета ГК РФ обеспечить невозможно, а дальнейшее совершенствование должно сохранить кодифицированную гражданско-правовую модель. В свою очередь, именно повышение уровня системности является необходимым условием усиления регулирующего воздействия гражданского законодательства на общественные отношения.

Приоритет ГК РФ над другими нормативными актами, регулирующими гражданско-правовые отношения, выражает определенный уровень его юридической силы, позволяющий кодексу занять в законодательной системе место над федеральными законами.

Требует дальнейшего осмысления и вопрос об определении принципов взаимодействия ГК РФ и других кодификационных актов в гражданско-правовой сфере. Можно утверждать, что состояние дел в области кодификации современного гражданского законодательства России значительно усложняет проблему выстраивания иерархии нормативных актов.

Рассматриваемая сфера в настоящее время характеризуется «войной приоритетов» между различными видами кодексов. Достаточно сказать, что отдельные положения Жилищного кодекса РФ вступают в противоречия с ГК РФ. Например, при определении возможности использования жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности зарегистрированных граждан.

Двухуровневая система гражданского законодательства

Воздействовать на регламентируемые отношения можно как непосредственно, так и через создание системы законов, соответствующих отраслевому кодексу. Именно такой прием избрал современный ГК РФ. И как показала нормотворческая практика, указанный подход себя полностью оправдал.

Переход к двухуровневой системе гражданского законодательства предполагает, что на первом уровне располагается ГК РФ, а на втором - специальные законы. В теории права разработаны принципиальные подходы относительно механизма взаимодействия законов и подзаконных нормативных правовых актов.

При определении уровней правового регулирования с неизбежностью приходится решать вопрос о том, в каком законодательном акте целесообразно разместить те или иные нормы, ведь устанавливается прямая линия: ГК РФ - специальный закон. Поэтому предмет имеющих место в ныне действующем нормативном массиве законов общего характера должен получить свое отражение либо непосредственно в ГК РФ, либо в специальном законе. Именно здесь возникают «точки соприкосновения» уровней правового регулирования и системы гражданских законов.

Следует обеспечить единство подходов к построению системной линии: ГК РФ - специальный закон. Для этого необходимо выработать некие критерии определения уровня закона и степени детализации правовой регламентации.

Способы защиты гражданских прав

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующие способы защиты имущественных и личных прав:

1. признание права;

2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3. признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

4. признание нормативного акта органа государственной или муниципальной власти недействительным;

5. самозащита права;

6. присуждение к исполнению обязанности;

7. возмещение убытков;

8. взыскание неустойки;

9. компенсация морального вреда;

10. прекращение или изменение правоотношения;

11. неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством. Она может проходить в суде или быть реализована через обращения в административные органы.

Право на обращение в арбитражный суд для защиты нарушенных или оспоренных законных прав и интересов имеют юридические лица, граждане, прошедшие необходимую регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти и управления, не являющиеся юридическими лицами.

Третейские суды действуют на основе Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 года. Различаются два вида третейских судов: созданные специально для разрешения конкретного спора и постоянно действующие. И те, и другие рассматривают дела на основе письменного соглашения спорящих сторон, позиции которых могут расходиться как по одному, так и сразу по нескольким вопросам.

Решение третейского суда принимается большинством голосов его членов. При достижении сторонами соглашения суд обязан его учитывать. Принятое решение исполняется сторонами добровольно.

Как сказано в пункте 2 статьи 11 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, допускается защита гражданских прав не только в судебном, но и в административном порядке, путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу). Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. Какое-либо изъятие из этого последнего правила, в том числе и в силу закона, ГК РФ исключает.

В одних случаях обращение в суд является альтернативой административному порядку. Право выбора здесь принадлежит гражданину. Так, дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, можно либо возбуждать в суде, либо обращаться к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу.

Заключение

Таким образом, проанализировав гражданское законодательство современной России, можно сделать следующие выводы:

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их официального вступления в силу. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено нормативным актом.

В соответствии с Конституцией РФ, важнейшей составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, подписанные Президентом и Правительством России и ратифицированные обеими палатами федерального парламента.

Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения. Указанные нормы основаны, в первую очередь, на принципе юридического равенства сторон.

Современный этап развития гражданско-правовой законодательной системы России характеризуется актуализацией преобразовательных тенденций, обусловленных меняющимися обстоятельствами самой жизни.

1. Гражданское законодательство как основная группа источников отечественного гражданского права представляет собой систему нормативных актов, состоящую из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, регулирующих отношения как предмет гражданского права.

Гражданское законодательство основывается на тех же принципах и осуществляет те же функции, что и гражданское право. Во многом схожи и находятся в постоянном взаимодействии их системы.

2. Центральное место в системе гражданского законодательства занимает кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс.

"Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу" (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК, других федеральных законах и, тем более, других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное.

Положение о верховенстве кодифицированного акта воспроизводится и в иных кодексах. Например, ч. 9 ст. 5 ТК гласит: "Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс", что дословно повторяет формулировку гражданского законодательства некоторых стран СНГ.

В настоящее время действуют части первая, вторая и третья Гражданского кодекса РФ 1994 - 1995, 2001 гг. <*>

Гражданский кодекс детально регулирует все имущественные и личные неимущественные отношения, входящие в предмет гражданского права, устанавливает принципы их правового регулирования, оставляет в ряде конкретных случаев возможность их дополнительного урегулирования иными федеральными законами и правительственными актами, содержащими нормы гражданского права, четко очерчивая границы этого дополнительного урегулирования и показывая соотношение этих законов и правовых актов с самим Кодексом.

3. Наряду с ГК источниками права являются иные законы. Под законом понимают нормативный акт, принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом РФ.

Статья 76 Конституции РФ различает по юридической силе, объектам регулирования, порядку принятия, опубликования и вступления в силу федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Однако формулировка п. 2 ст. 3 ГК сужает круг федеральных законов до принятых в соответствии с ГК. Кроме того, Кодекс определил круг отношений, регулирование которых осуществляется федеральными законами (ст. ст. 1, 2 ГК). Принятие некоторых федеральных законов прямо предусмотрено в ГК (ст. ст. 47, 107, 131 и др.).

Законы, как и все нормативные правовые акты, классифицируются по содержанию. Выделяют акты, содержащие нормы только одной ветви (отрасли) права (гражданское законодательство), и акты, которые носят комплексный характер, включают нормы различных ветвей (отраслей) права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное законодательство). Одновременно говорят о законах общего характера - охватывающих несколько крупных групп общественных отношений, - и специальных законах - по одному узкому вопросу. Федеральные законы не только регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права, но и могут - при определенных условиях <*> - ограничивать гражданские права.

4. Гражданское законодательство выделяется из числа других источников гражданского права по порядку принятия, опубликования, вступления в силу и действия. Техника принятия законов, предусматривающая специальный субъект, специальный порядок и стадии, не относится к предмету гражданского права. Отметим только, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции <*>. Нас же интересует вопрос о законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области гражданского права.

Согласно п. "о" ст. 71 Конституции и п. 1 ст. 3 ГК, гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации. Однако п. "к" ст. 72 Конституции относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов такие комплексные отрасли законодательства, как семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Из сопоставления ст. 71 и ст. 72 Конституции следует, что нормы, являющиеся, по сути, нормами гражданского права, но вследствие специфики регулируемых ими общественных отношений входящие в комплексные по характеру отрасли законодательства, могут издаваться как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом согласно ч. 2 ст. 76 Конституции и п. 2 ст. 3 ГК такие нормы, принимаемые на уровне субъекта Федерации, должны соответствовать федеральному законодательству и прежде всего ГК РФ.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 9 января 1998г. N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, по смыслу ст. ст. 72 и 76 Конституции до издания федерального закона по тому или иному предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принять собственный закон и иные нормативные акты, но после издания федерального закона такие акты должны быть приведены в соответствие с ним <*>.

Наряду с этим Российская Федерация вправе делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Действие гражданских законов исчисляется с момента вступления их в силу. Обязательным условием вступления федеральных законов в силу является их официальное опубликование <*>.

Под официальным опубликованием следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных действующим законодательством официальными. Для федеральных законов - первая публикация полного текста в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. ст. 3, 4 Закона от 14 июня 1994г. N 5-ФЗ).

В п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996г. N 17-П <*> на примере конкретного дела указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования в связи с тем, что она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты официальных источников и самостоятельно делать вывод о том, какая дата является реальной датой обнародования закона.

Официально опубликованные федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Помимо общего порядка существуют следующие варианты вступления в силу федеральных законов:

1) порядок вступления в силу определен в самом документе (указывается конкретная дата или дается формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования");

2) порядок вступления в силу закона определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.

В отношении законов, принятых ранее 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ), следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13 июля 1990 г. "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" <*>.

5. Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие (вступления их в силу) (ст. 4 ГК). Это правило определяется необходимостью обеспечения стабильности торгового оборота и жизни гражданского общества.

ГК устанавливает исключения из этого правила, предусматривающие более отдаленный срок введения акта в действие (например, по образцу ст. 13 Вводного закона к части первой ГК), или придание обратной силы закону или его отдельным нормам по отношению к определенным гражданско-правовым связям (как правило, в связи с отсутствием ранее правового регулирования определенных общественных отношений или его недостаточной полнотой, или неэффективностью применения старого закона в современных условиях и т.д.).

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется только к правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу (общее правило, п. 2 ст. 4 ГК). Но "если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров" (специальное правило, п. 2 ст. 422 ГК).

Придание обратной силы в отношении федеральных гражданских законов допустимо лишь в порядке исключения, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 ГК). Например, обратная сила придана ст. 234 ГК (ст. 11 Вводного закона к части первой ГК). О придании обратной силы иным правовым актам в ГК не упоминается.

Важное значение имеет также момент прекращения действия акта гражданского законодательства. Если в самом законе установлен срок его действия, то нормативный акт утрачивает юридическую силу с наступлением этого срока. Но в большинстве актов гражданского законодательства срок их действия заранее не определен, и они прекращают действие в результате их прямой отмены или принятия и вступления в силу нового нормативного акта, отменяющего или изменяющего содержание действовавшего ранее закона.

6. Общее правило о действии гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу, т.е. на всей территории Российской Федерации. Из этого правила есть два исключения. В силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм могут быть ограничены. Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникающих между ними споров по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другой страны.

7. Общее правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права <*>. Кроме того, на лицо - гражданина, подданного или юридическое лицо одного государства может распространяться действие гражданского законодательства другого государства.

8. Суды общей компетенции, арбитражные и третейские суды, правоохранительные органы наряду с другими правоприменительными органами могут выступать субъектами толкования гражданского законодательства применительно к рассматриваемым ими делам. Под толкованием гражданского законодательства понимаются установление и уяснение его содержания (смысла) путем устранения обнаруженных в нем неточностей <*>. Пример и порядок толкования приведены в ст. 431 ГК.

9. Применение гражданского законодательства в случае "пробелов" в нем (ст. 6 ГК) осуществляется путем применения аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - способ восполнения "пробелов" в законодательстве, когда правоприменитель использует норму, относящуюся к сходной ситуации. Применение закона по аналогии допустимо при наличии следующих условий:

1) гражданско-правовой характер отношения, связанного с необходимостью применения аналогии закона;

2) неурегулированность гражданско-правового отношения гражданским законодательством или соглашением сторон;

3) отсутствие применимого к этому отношению обычая делового оборота;

4) наличие сходных отношений и регулирующего их гражданского законодательства, которое могло бы быть применено по аналогии;

5) непротиворечие применения аналогии закона существу подлежащих урегулированию отношений.

В сравнительно редких случаях может сложиться такая ситуация, когда нет закона, регулирующего сходные отношения, т.е. нет закона, который мог бы быть применен по аналогии. В таких случаях права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Общие (или основные) начала гражданского законодательства сформулированы в ст. 1 ГК. Под "смыслом гражданского законодательства" обычно понимают его характерные черты, закрепленные в предмете и методе соответствующей ветви (отрасли) права (ex tota materia emerget resolution, т.е. толкование должно исходить из общего содержания законодательства). Критерии "добросовестности, разумности и справедливости" являются оценочными и составляют общеупотребительную формулу при характеристике пределов осуществления гражданских прав (см., например, п. 3 ст. 10 ГК).

В отличие от ранее действовавшего законодательства ГК передал применение аналогии закона и аналогии права из исключительной компетенции правоохранительных органов (судов) в ведение всех субъектов правоприменения.

Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 3 ГК РФ

1. Понятие. Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, действующих в Российской Федерации. Кроме законов и подзаконных актов к источникам гражданского права также относятся:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;

Обычаи делового оборота.

В буквальном смысле, в соответствии с комментируемой статьей, гражданское законодательство включает в себя лишь:

а) Гражданский кодекс;

б) принятые в соответствии с ним федеральные законы.

2. Основной принцип. По Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это значит, что вопросы гражданского права определяются и в основном регулируются федеральными правовыми актами.

3. Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ. Кодекс подготовлен и принят в середине 1990-х - начале 2000-х гг. в трех частях и охватывает основное содержание гражданского права (кроме интеллектуальной собственности), соответствующее современным мировым стандартам. В связи с содержанием ГК РФ и местом, занимаемым им во всей системе источников гражданского права, все иные нормативные акты по гражданскому праву должны приниматься в соответствии с ГК РФ.

4. Правовые акты в соответствии с комментируемой статьей можно представить в виде следующей схемы (по убыванию юридической силы):

│ Законы │

│(Конституция, Гражданский кодекс,│

│ федеральные законы) │

┌──────────────────────────────────┐

│ Подзаконные нормативные акты │

└──────────────────────────────────┘

┌──────────────────────┐┌───────────────────────────┐

│ Указы Президента ││Постановления Правительства│

└──────────────────────┘└───────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┐

│ Ведомственные нормативные акты │

└──────────────────────────────────┘

Судебная практика.

Изданный субъектом Российской Федерации или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом, как противоречащий нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59).

По вопросам гражданского законодательства в нашей стране есть и проблемы, требующие дальнейшей разработки и решения. Один из таких вопросов - это судебные прецеденты. Высококвалифицированная работа юристов - это деятельность, строго основанная на законе и в то же время учитывающая опыт (практику) применения законодательства. Принято считать, что этот опыт выражается в правоположениях, закрепляемых, как правило, в актах высших судебных инстанций (в частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ). Вместе с тем, возможно, есть основания в соответствии с мировым опытом для признания в качестве источника гражданского права также и судебных прецедентов как таковых - образцов правового решения своеобразных случаев жизни, которые берутся за основу решения аналогичных жизненных случаев другими судами.

Другой проблемный вопрос - это договоры. В соответствии с принципом диспозитивности договоры в гражданском праве являются не только юридическим фактом, но и источником прав и обязанностей для данных субъектов. В этом отношении они являются категориями, близкими к источникам права. В ряде случаев договоры могут продолжать действовать и в тех ситуациях, когда по соответствующему вопросу издается закон (если, понятно, закон не касается именно данных конкретных отношений - п. 2 ст. 422).

Другой комментарий к Ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет состав законодательства, регулирующего отношения, указанные в ст. 2 ГК, устанавливает четкую иерархию входящих в него нормативных правовых актов. Само гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

2. В сфере гражданско-правового регулирования ГК является актом высшей юридической силы.

Федеральные законы должны соответствовать ГК, и в случае коллизий между законами и ГК преимущество должно отдаваться нормам ГК.

Указы Президента РФ, которыми также могут регулироваться гражданско-правовые отношения, не должны противоречить ГК и федеральным законам.

Акты Правительства РФ, в которых могут устанавливаться нормы гражданского права, могут иметь исключительно форму постановлений, принятых на основании и во исполнение ГК, федеральных законов и указов Президента РФ. По собственной инициативе Правительство РФ издавать такие акты не вправе.

Наиболее ограничена компетенция федеральных органов исполнительной власти, структура которых определяется указами Президента РФ. Они вправе издавать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и пределах, предусмотренных иными правовыми актами из числа упомянутых в п. п. 2 - 6 ст. 3 ГК.

  • Вверх

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча