13.04.2019

Использование произведений и фонограмм в российском сегменте сети интернет. Правомерное использование произведений


По общему правилу, использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как с согласия автора или его правопреемников и с выплатой вознаграждения. Однако в интересах общества, в частности для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации о текущих событиях, закон устанавливает случаи так называемого свободного использования произведений. Подобные изъятия из авторского права известны законодательству всех государств мира и прямо допускаются важнейшими международными конвенциями по авторскому праву. Особенностью советского авторского законодательства до самого недавнего времени было то, что закрепленные им изъятия из авторского права превышали все допустимые в цивилизованном обществе пределы. В частности, наряду с общепринятыми изъятиями из авторского права закон допускал без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения: а) переработку его произведения (кроме переработки повествовательного произведения в драматическое либо сценарий и наоборот, а также переработки драматического произведения в сценарий и наоборот); б) воспроизведение в научных и критических работах, учебных и политико-просветительных изданиях отдельных изданий и отрывков из них (в том числе выпуск хрестоматий, сборников и т. п., если объем используемых произведений не превышал в общей сложности одного авторского листа (24 машинописных страницы) из произведений одного автора); в) воспроизведение в кино, по радио и телевидению любых выпущенных в свет произведений науки, литературы и искусства, в том числе транслирование непосредственно из места их исполнения; г) воспроизведение в газетах любых выпущенных в свет произведений в оригинале и переводе (ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). Кроме того, без согласия автора, но с указанием его фамилии и с выплатой авторского вознаграждения разрешалось: а) публичное исполнение выпущенных в свет произведений; б) запись в целях публичного воспроизведения и распространения выпущенных в свет произведений на пленку, пластинку, магнитную ленту или иное устройство; в) использование композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом; г) использование выпущенных в свет произведений изобразительного искусства, а также фотографических произведений в промышленных изделиях (ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.).

Наличие подобных изъятий из сферы авторско-правовой охраны объяснялось различными причинами, но суть, в конечном счете, сво- дилась к оправданию их существования ссылками на особую социалистическую природу отношений автора и общества. Следует, однако, отметить, что за последние десятилетия в советской литературе практически не предпринималось попыток обосновать целесообразность и необходимость такого широкого числа случаев свободного использования произведений. Напротив, неоднократно обращалось внимание на необходимость приведения советского авторского законодательства в соответствие с общепринятыми нормами международного авторского права1. Ныне действующее авторское право России вводит случаи свободного использования произведений в цивилизованные рамки, согласующиеся с международными стандартами. Прежде чем дать им краткую характеристику, отметим следующие общие положения.

Во-первых, изъятия из правил охраны касаются лишь правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не сделано автором доступным для всеобщего сведения или если это произошло без его согласия, оно может использоваться только с разрешения автора. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает лишь два исключения из этого правила. Первое из них касается публичного исполнения музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний (ст. 22 Закона). Второе связано с воспроизведением как обнародованных, так и необнародованных произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 23 Закона). Во всех остальных случаях обязательным условием использования произведений является их обнародование, а нередко и обнародование путем опубликования.

Во-вторых, изъятия из авторского права не затрагивают личных неимущественных правомочий авторов. Иными словами, при любом использовании произведения его создателю гарантируется охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора.

В-третьих, свободное использование произведений допускается лишь при условии, что этим не наносится ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы авторов. При установлении конкретных изъятий из авторского права обычно подчеркивается, что использование произведений возможно лишь в том объеме, который оправдан целью данного изъятия. Не разрешается злоупотреблять правами на свободное использование произведений, в частности создавать помехи в использовании произведений в обычных рамках.

См, напр.: Дозорцев В. А. Авторские правомочия // Проблемы современного авторского права/Отв. ред. М.М. Богуславский, О. А Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 139- 143; Матвеев Ю. Г. К вопросу о присоединении СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве // Там же. С. 38-40; Гаврилов Э. П. Советское авторское право. С. 44-46; и др.

В-четвертых, установленные законом ограничения авторских прав носят исчерпывающий характер. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» данному вопросу уделено относительно много места (сг. 18-26), что объясняется стремлением законодателя максимально точно описать в законе все возможные случаи свободного использования произведений. Они не подлежат ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами или судебной практикой.

Установленные законом изъятия из авторского права отличаются по объему, затрагивают разный круг произведений и способов их использования. Анализ этих изъятий позволяет объединить их в пять относительно самостоятельных групп, которые включают близкие по целям случаи свободного использования произведений. Первую из них образуют те виды свободного использования результатов творческой деятельности, объединяющим признаком которых является необходимость доступа к произведениям в целях свободного распространения информации. Почти все они перечислены в ст. 19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», и один сходный случай установлен ст. 21. Прежде всего допускается цитирование в оригинале и в переводе с научной, исследовательской, полемической, критической или информационной целью из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати (п. 1 ст. 19 Закона). Цитата представляет собой дословную выдержку из какого-либо текста, отрывок музыкального произведения, графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства и т. п. В авторском праве цитирование означает включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого. Делается это для того, чтобы проиллюстрировать то или иное высказывание автора, подтвердить или, наоборот, оспорить ту или иную мысль и т. п. Без цитирования практически не обходится ни одна научная или критическая работа.

Условия допустимого цитирования по действующему российскому законодательству могут быть сведены к следующему. Во-первых, без согласия автора отрывки его произведения в виде цитат могут использоваться только в научных, критических и информационных целях, а также в обзорах печати. Это означает, что не допускается свободное цитирование в литературно-художественных, музыкальных, сценарных и иных произведениях, не носящих характера научных, критических и подобных им работ. В случае возникновения спора относительно вида и жанра произведения данный вопрос решается судом, который может назначить соответствующую экспертизу. Во- вторых, цитироваться могут отрывки из произведений, обнародованных любым допускаемым законом способом. Это - новое положение в российском авторском праве, так как ранее могли приводиться цитаты только из изданных произведений (ст. 492 ГК РСФСР 1961 г., ст. 138

Основ гражданского законодательства 1991 г.). В-третьих, цитирование допускается лишь в объеме, оправданном целью цитирования. Конкретный объем цитат законом не регламентирован и может быть предметом судебного спора, если автор цитируемого произведения усмотрит ущемление своих законных интересов. Очевидно, что невозможно дать абстрактный ответ, какой объем цитирования является допустимым. Многое зависит от объема и характера произведения, его жанра и художественной формы. Во всяком случае, вряд ли может считаться допустимым включение в научную или критическую работу чужого произведения целиком или такое положение, когда цитата превышает половину объема произведения.

К рассмотренному случаю близко примыкает разрешенное законом использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (п. 2 ст. 19 Закона). Отличия данного вида использования сводятся лишь к тому, что, во-первых, произведение или отрывок из него не цитируется, а используется в качестве иллюстрации, и, во-вторых, это делается в учебных целях. По смыслу закона под данный вид использования не подпадает издание хрестоматий и сборников, хотя бы они и предназначались для учебных целей. Кроме того, в Законе прямо указаны возможные формы использования - издание, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи, - за рамки которых без согласия автора выходить запрещено.

Далее, разрешается воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором (п. 3 ст. 19 Закона). Целью данного ограничения авторских прав является обеспечение оперативной и широкой информации граждан о событиях в стране и в мире. В Законе подчеркивается, что речь идет не о любых статьях экономического, политического, социального или религиозного содержания, а только о тех, которые посвящены текущим событиям. Поэтому, например, научную статью на юридическую или историческую тему, которая не связана напрямую с текущим моментом, можно использовать только с согласия автора. Кроме того, имеются в виду лишь те произведения, которые либо помещены в газетах или журналах, либо переданы в эфир или сообщены по кабелю. Воспроизведение статей, опубликованных в иных изданиях или обнародованных иным способом, не допускается. Наконец, необходимым условием использования таких произведений является отсутствие запрета автора на их воспроизведение, передачу в эфир или сообщение по кабелю.

Та же цель преследуется при свободном воспроизведении в газетах, передаче в эфир или сообщении по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационными задачами (п. 4 ст. 19 Закона). Публичный характер указанных произведений как раз и служит оправданием их свободного распространения, для которого они, собственно говоря, и предназначены. Однако по смыслу Закона свободно воспроизводиться могут лишь речи и доклады, посвященные актуальным событиям и произнесенные сравнительно недавно. Речи и доклады известных политических и общественных деятелей прошлого, например, записанные на пленку, могут использоваться только в общем установленном Законом порядке. В Законе специально оговаривается, что за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках.

Следующий случай свободного использования произведений охватывает собой воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (п. 5 ст. 19 Закона). Указанное изъятие из авторского права, как и предыдущее, оправдывается необходимостью свободного распространения информации. Если в обзор или репортаж о текущих событиях случайно попадет охраняемое авторским правом произведение, такое его использование не считается нарушением авторского права. Например, если во время спортивного соревнования, конкурса, фестиваля или аналогичного мероприятия, о котором телевидением сделан репортаж, исполнялось охраняемое законом музыкальное произведение, в запись допустимо включить фрагмент из него. Однако отрывки из произведений могут передаваться только как органическая часть того события, которое показывается в репортаже. Нельзя, например, вмонтировать в обзор отрывки из произведения, хотя бы и связанные с показываемыми событиями, но непосредственно в них не присутствующие. Иногда в ходе обзора текущих событий может быть показано и произведение целиком, как, например, показ картины или скульптуры в репортаже об открытии выставки. Однако в любом случае главной должна быть именно информационная цель. Поэтому, например, может быть признан злоупотреблением показ всех картин, которые демонстрируются на выставке, или исполнение всего музыкального или литературного произведения, если в информационных целях было бы достаточно исполнить лишь фрагмент из них.

Специальное правило Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвящено разрешенному использованию произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения. В соответствии со ст. 21 допускаются без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографии, которые постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения. Данный вид свободного использования произведений, с одной стороны, предоставляет более широкие возможности по их использованию, так как не сводится только к репортажам и обзорам текущих событий, а с другой стороны, распространяется только на конкретно указанные в Законе виды произведений - архитектуры, фотографии и изобразительного искусства. Например, если в кадры фильма, эпизоды которого сняты на улицах города, попало охраняемое законом произведение архитектуры, это не будет считаться нарушением авторских прав. Однако в Законе подчеркивается, что изображение произведения не должно быть основным объектом такого воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Кроме того, запрещается без согласия автора использовать изображение таких произведений для коммерческих целей. Например, только с согласия автора может воспроизводиться и распространяться изображение охраняемого законом произведения изобразительного искусства, хотя бы и расположенного в месте, открытом для свободного посещения, - на открытках, репродукциях, календарях и т. п.

Наконец, к рассматриваемой группе случаев свободного использования произведений можно с некоторой долей условности отнести воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения (п. 6 ст. 19 Закона). Примером такого использования может служить издание шрифтом Брайля обнародованных литературных произведений. Данное изъятие из авторского права, присутствующее в законодательстве большинства государств, касается лишь одного способа использования произведений: изготовления одного или более экземпляров произведения или его части в виде издания рельефно-точечным шрифтом или другим специальным способом, делающим произведение доступным для слепых. Использование произведений иными способами, которые не рассчитаны специально на слепых, хотя и могут быть для них доступными (например, запись на пленку), осуществляется в общем порядке.

20 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Как уже отмечалось, понятием «репродуцирование» охватывается фотокопирование, ксерокопирование и другие способы факсимильного воспроизведения произведений, при которых внешняя форма их выражения остается неизменной. С появлением современной копировальной техники вос- произведение охраняемых законом произведений путем репродуцирования составило серьезную угрозу правам авторов и издателей. В наибольших масштабах репродуцированием занимаются библиотеки и учебные заведения. С этой проблемой столкнулись все западные страны, которые ввели в свое авторское и библиотечное законодательство специальные правила, с одной стороны, ставящие репродуцирование в жесткие рамки и, с другой стороны, предусматривающие выплату авторам особой компенсации за такой способ использования их произведений. Многие ученые видят решение проблемы во введении специального налога на репрографическую аппаратуру.

В советском авторском законодательстве долгое время данный вопрос оставался фактически не урегулированным. На практике библиотеки, архивы, образовательные учреждения, информационные центры и некоторые другие организации свободно занимались репродуцированием как для удовлетворения своих собственных нужд, так и для удовлетворения запросов пользователей. Впервые на законодательном уровне вопрос о репродуцировании был решен в Основах гражданского законодательства 1991 г., которые разрешали репродуцировать в единичных экземплярах изданные произведения в научных, учебных и просветительных целях без извлечения прибыли (п. 4 ст. 138). Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвятил рассматриваемой проблеме специальную статью, которая дает более четкое представление о субъектах, целях и масштабах допустимого репродуцирования.

Во-первых, по российскому авторскому законодательству разрешается репродуцировать лишь правомерно опубликованные произведения. Сам способ использования - репродуцирование - свидетельствует о том, что речь идет лишь о произведениях, опубликованных путем издания. Экземпляры произведения, выпущенные в обращение в иной материальной форме, не говоря уже о произведениях, обнародованных не путем опубликования, а иным способом, репродуцироваться без согласия авторов не могут.

Во-вторых, при репродуцировании обязательно указываются имя автора, произведение которого используется, и источник заимствования. Отступления от этого правила допустимы лишь в тех случаях, когда обстоятельства дела обеспечивают соблюдение неимущественных прав авторов, например репродуцирование отдельных страниц взамен испорченных или утраченных.

В-третьих, репродуцирование возможно лишь в единичном экземпляре. Данное условие ставит заслон массовому воспроизведению охраняемых законом произведений в обход существующих правил. Российское авторское законодательство в отличие от законодательства некоторых государств не ограничивает библиотеки и архивы максимальным числом копий, которые моїут быть изготовлены за определенный период времени, например шесть копий в год. Однако закон запрещает репродуцировать по отдельному запросу более одного экземпляра произведения.

В-четвертых, при осуществлении репродуцирования не моїут преследоваться коммерческие цели. Разумеется, не запрещено взимать плату за изготовление копии произведения. Однако эта плата должна полностью направляться на покрытие расходов на изготовление копий, а не распределяться в качестве прибыли.

В-пятых, допускаемое репродуцирование сводится законом к трем прямо указанным в нем случаям. Прежде всего, это разрешается делать библиотекам и архивам для восполнения, замены утраченных и испорченных экземпляров, а также предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов (п. 1 ст. 20 Закона). Далее, библиотеки и архивы могут репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, которые опубликованы в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных произведений (с иллюстрациями и без иллюстраций), если это делается по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях (п. 2 ст. 20 Закона). Наконец, образовательные учреждения для проведения аудиторских занятий могут репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных произведений. За рамками указанных видов свободного использования произведений библиотеки, архивы и образовательные учреждения, а также все иные организации при любом репродуцировании этих произведений обязаны испрашивать согласие авторов.

Третья группа случаев свободного использования произведений включает публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний (ст. 22 Закона), и воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 23 Закона). Объединяющими их признаками являются, во-первых, официальный характер использования произведений и, во-вторых, возможность использования в указанных выше целях не только обнародованных, но и необнародованных произведений.

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некоторых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного пользования, осуществляемых организациями эфирного вещания. По общему правилу, закрепленному как ст. 25 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», так и ст. 15 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», лицо, правомерно владеющее экземпляром программы или базы данных, вправе осуществлять любые действия, связанные с их функционированием по прямому назначению. В данном случае никакого изъятия из сферы авторских прав не имеется, поскольку указанные объекты и приобретаются для того, чтобы их использовать. При этом владельцу программы для ЭВМ или базы данных разрешается осуществлять их запись и хранение в памяти ЭВМ, а также исправлять явные ошибки. Запись и хранение в памяти допускаются в отношении одной ЭВМ или одного пользователя сети. Право владельца программы или базы данных на совершение указанных действий предполагается, если только его договором с автором или иным правообладателем не установлено иное.

К числу бесспорных изъятий из сферы авторского права на программу для ЭВМ или базу данных относятся следующие действия титульного владельца экземпляра рассматриваемых программных средств. Прежде всего пользователь программы для ЭВМ или базы данных может осуществлять их адаптацию, т. е. вносить в них изменения, осуществляемые исключительно в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. Указанные изменения должны быть обусловлены исключительно техническими причинами. Если программа для ЭВМ или база данных может нормально использоваться на технических средствах пользователя и взаимодействовать с его программами, то вносить в них какие-либо изменения не разрешается. Право на переработку (модификацию) программы для ЭВМ или базы данных сохраняется за автором.

Далее, закон допускает изготовление копии программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы или базы данных не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если дальнейшее использование этих программных средств перестает быть правомерным.

Наконец, к числу разрешенных действий владельца программы для ЭВМ закон относит возможность декомпилировать охраняемую законом программу как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Декомпилирование представляет собой технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ. Его использование считается допустимым тогда, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию самостоятельно разработанной пользователем программы с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилированной программой. При этом закон устанавливает три обязательных условия для осуществления декомпилирования:

1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников; 2)

указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилированной программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию; 3)

информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, если это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления любого другого действия, нарушающего авторское право (п. 2 ст. 25 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»),

К рассматриваемой группе изъятий из сферы авторского права можно отнести также допускаемую законом запись краткосрочного пользования, которая производится организациями эфирного вещания. Хотя данный способ свободного использования рассчитан на совершенно иной вид произведений, по своим целям он весьма близок к одному из только что рассмотренных случаев свободного использования программы для ЭВМ или базы данных, а именно к изготовлению копии программы или базы данных для обеспечения их сохранности. В соответствии со ст. 24 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» организация эфирного вещания может без согласия автора и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир. Производство такой записи рассматривается как технический прием, с одной стороны, обеспечивающий сохранность произведения, а с другой стороны, облегчающий организациям эфирного вещания составление графика своих передач.

Запись произведения для последующей передачи его в эфир может производиться при соблюдении следующих условий. Во-первых, эта запись должна носить краткосрочный характер. Максимальный срок ее хранения составляет по российскому законодательству шесть месяцев, если только с автором не будет согласован более продолжительный срок ее хранения. По истечении указанного срока запись, по общему правилу, должна быть уничтожена либо, если она носит исключительно документальный характер, передана для хранения в официальный архив. Во-вторых, запись должна производиться исключительно для передачи в эфир, причем она может быть использована лишь осуществившей ее организацией для своих собственных передач. Эту запись нельзя передать во временное пользование или продать другой организации эфирного вещания. В-третьих, запись должна быть осуществлена организацией эфирного вещания с помощью собственного оборудования.

Наконец, пятую группу случаев свободного использования произведений образует их использование исключительно в личных целях. Строго говоря, в данном случае вообще нет использования произведения в том смысле, какой в него вкладывается законодательством, т.е. использования в виде промысла. Читая приобретенную книгу, слушая грамзапись или делая для себя перевод чужого произведения, лицо не использует данное произведение, а удовлетворяет с их помощью свои потребности. Закон исходит из того, что такое -«использование» вообще не затрагивает авторских прав создателя произведения. Его невозможно ни проконтролировать, ни как-либо регламентировать. В этой связи новый закон об авторском праве в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 493 ГК РСФСР 1964 г., п. 3 ст. 138 Основ) относит к случаям свободного использования произведений не абстрактное их использование для удовлетворения личных потребностей, а два конкретных случая использования, которые указаны в ст. 18 и 26 и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Первый из них допускает воспроизведение обнародованного произведения, если оно осуществляется исключительно в личных целях. Это означает, что, по общему правилу, любое заинтересованное лицо может изготовить для себя экземпляр произведения и использовать его для удовлетворения своих личных потребностей. Личное потребление не исключает доступ к произведению некоторых других лиц, например членов семьи или знакомых. Необходимо лишь подчеркнуть, что любая передача копий произведения третьим лицам или иное доведение до них чужого произведения, осуществляемое за плату, является нарушением авторского права и не может оправдываться личными потребностями. Представляется, что не может ссылаться на удовлетворение личных потребностей и юридическое лицо, например научное учреждение или предприятие, изготавливающее для себя и своих сотрудников копии произведения.

Вместе с тем по прямому указанию закона только с согласия автора могут воспроизводиться даже для использования только в личных целях: -

произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; -

базы данных или существенные части из них; -

программы для ЭВМ, за исключением рассмотренных выше случаев; -

книги (в полном объеме) и нотные тексты путем репродуцирования.

Второй из названных законом случаев использования произведения в личных целях касается воспроизведения аудиовизуальных произведений и звукозаписей, которое может делаться без согласия авто- pa, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения (ст. 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Поскольку данный случай уже подробно рассматривался выше при анализе права автора на вознаграждение, в его повторном освещении нет необходимости.

Завершая анализ случаев свободного использования произведений, коснемся вопроса, который иногда возникает на практике, но в действующем российском законодательстве прямо не решен. Речь идет о возможности автора объявить свое произведение общественным достоянием, т.е. предоставить доступ к произведению любым заинтересованным лицам без несения последними каких-либо имущественных обязанностей перед автором. Такая практика достаточно широко распространена в ряде западных стран, особенно в сфере применения компьютерных программ и баз данных. Иногда вопрос о превращении произведений в общественное достояние возникает при предоставлении создателям будущих произведений грантов различными общественными организациями и фондами. Данный вопрос актуален также для многих начинающих авторов, желающих получить известность за счет максимально широкого использования созданных ими произведений.

К сожалению, затронутая проблема в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» не решена. Конечно, ничто не мешает автору выдавать разрешения конкретным лицам на бесплатное использование его произведений, однако такие разрешения будут действовать только в отношении тех лиц, которым они выданы. Открыть же доступ к произведению для любых заинтересованных в этом лиц автор в настоящее время не в силах. Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 9 ГК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Поэтому до тех пор, пока в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» такая возможность авторов не будет прямо предусмотрена, пользователи произведений, объявленных авторами общественным достоянием, несут риск того, что авторы изменят свою позицию и потребуют выплатить им вознаграждение за использование их произведений. Как представляется, рассматриваемый вопрос достаточно актуален и заслуживает быть решенным в законе в положительном смысле.

Из общего, основного правила запрета на использование произведений без воли автора и без материальной компенсации есть целый ряд общепринятых во всём мире исключений. Все они применимы только к правомерно обнародованным произведениям, т.е. к таким, которые с согласия автора уже стали доступными для всеобщего сведения путём их опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Что же это за исключения? Прежде всего, допускается воспроизведение (копирование) произведений в личных целях, например для просмотра или прослушивания в кругу семьи. Это понятно, так как в противном случае не было бы смысла иметь дома магнитофоны, проигрыватели, музыкальные инструменты, люди не могли бы читать друг другу стихи поэтов и т.п. Это разрешение не распространяется на копирование произведений архитектуры, баз данных, компьютерных программ, нотных текстов и полных текстов книг (ст. 18 Закона об авторском праве).

Исключение составляют и случаи, которые в англосаксонском праве называются «справедливое использование» (fair use), а в российском законе «Об авторском праве и смежных правах» – «использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения» (ст. 19). Но и такие случаи использования произведений дозволительны только с указанием имени автора и источника заимствования.

Все эти исключения связаны с целями и характером использования произведений, объём в данном случае имеет второстепенное значение. Правда, он обязательно должен соответствовать цели.

Это могут быть учебные цели. Разрешается свободное использование произведения и отрывков из них в качестве иллюстраций (например, публикация в хрестоматии отрывков из литературных произведений или полных текстов рассказов и стихов, если это необходимо для изучения литературы, или воспроизведение удачной композиции в работах известных мастеров в учебнике по фотожурналистике). Подобные литературные и художественные примеры разрешается использовать и в образовательных программах телевидения и радио. Так, в учебной передаче по физике можно показать отрывок из научно-популярного фильма или весь фильм целиком.

Разрешается цитирование произведений в информационных и критических целях. Это исключение в большей степени, чем остальные, касается журналистов. В любой газете (но не в журнале!) или информационной программе можно свободно использовать отрывки из произведения в объёме, оправданном целью информирования. Это может быть любая информационная программа, не обязательно политических новостей (новости кинопроката, из области музыки, театра, балета, передача о творчестве композитора, режиссёра, о художественном стиле и т.п.). Разрешается также воспроизводить отрывки из песен, сцены из спектаклей, кадры из кинофильмов для подкрепления информационного или обзорно-критического материала цитатой. В прессе это может быть газетная или журнальная статья о книжных и других новинках или обзор творчества того или иного автора. Объём цитированного материала не имеет конкретного ограничения (например, в процентах от общего объёма цитируемого произведения). При возникновении спора с автором соответствие объёма цели устанавливает суд. Если журналист лишь прикрывает цитирование информационными целями, это, как правило, легко обнаружить. Например, если некто утверждает, что сделал двухчасовую программу о творчестве актёра Кеану Ривза, но фактически показывает почти полностью (без титров) фильм «Матрица», сказав перед началом и в конце «передачи» несколько слов, то у такой программы успех будет, но её создатель при этом нарушит закон.

Но, например, в программе о Московском международном кинофестивале можно демонстрировать отрывки из любых участвовавших в этом фестивале фильмов. В информационных целях разрешается также приводить в СМИ отрывки из публично произнесённых политических речей, докладов и т.п. или при помощи аудиовизуальных средств оперативно воспроизводить произведения, которые были увидены или услышаны в ходе тех или иных событий, – в фото-, радио- и телерепортажах с выставок, концертов, в обзорах текущих событий («хроника дня», «культурная жизнь города» и т.п.). Отдельная норма ЗоАП допускает также свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, которые могут посетить все желающие за деньги или бесплатно (ст. 21): произведений архитектуры (в том числе садово-парковой), изобразительного искусства, фотографий. Частные владения к таковым местам не относятся. Постоянное расположение произведения означает его нахождение в определённом месте в течение длительного срока, которым является, например, срок выставки.

Закон об авторском праве допускает также свободную перепечатку в газетах (но не в журналах!) или передачу по радио и телевидению ранее опубликованных в других периодических печатных изданиях или переданных по электронным СМИ материалов при соблюдении двух условий. Во-первых, это должны быть материалы по текущим (именно текущим!) вопросам, они должны касаться политических, экономических, социальных и религиозных, а ни в коем случае никаких других тем. Например, перепечатка статьи о литературном творчестве Александра Солженицына, скорее всего, не подойдёт под это положение. Но если в ней содержится изложение позиции Солженицына по вопросу земельной реформы – проблем не должно быть. При этом имеется в виду именно текстовой материал (а не фотографии или карикатуры) прессы и аудиовидеоматериалы электронных СМИ. Во-вторых, такое воспроизведение не должно быть специально запрещено автором. Такой специальный запрет можно встретить в печатных СМИ в виде предупреждения в конце номера (например: «Любое воспроизведение материалов возможно только с письменного разрешения редакции»), под статьёй или другим материалом (например: «Использование настоящего произведения запрещается»). Но почти никогда такой запрет не встречается в электронных масс-медиа. Естественно, что в любом случае необходимо упоминание об источнике перепечатки.

Научные, исследовательские, полемические цели близки к критическим целям и также дают право на свободное цитирование произведения.

Закон о СМИ (ст. 42) освобождает редакцию от необходимости получать разрешения авторов на публикацию либо иное использование в сообщениях и других материалах писем, адресованных в редакцию, если не искажается их смысл. Поступившее в редакцию письмо расценивается, скорее, как источник информации, нежели как произведение, охраняемое авторским правом. Письмо адресуется редакции СМИ, поэтому, за исключением случаев, когда в нем содержится просьба о конфиденциальности, согласия автора на его публикацию и редактирование не требуется.

Во всех других случаях необходимо спрашивать разрешения автора (или правообладателя) и выплачивать согласованный гонорар.

Необходимо учитывать, что по российскому законодательству официальные документы (законы, судебные решения и т.п.), государственные символы и знаки (флаги, гербы, дензнаки), а также произведения народного творчества не являются объектами авторского права. Их также возможно использовать без получения разрешения авторов и выплаты гонорара. Искажение государственных символов влечёт за собой уголовное наказание.

Еще по теме Правомерное использование произведений:

  1. § 7. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

1. Общие положения о свободном использовании произведения.

2. Условия свободного использования произведения.

3. Характеристика основных видов свободного использования произведений.

Как правило, для использования произведения необходимо спрашивать согласие автора, если автор либо иной правообладатель произведения известны, если сроки охраны не истекли в соответствии с условиями присоединения нашей страны к Всемирной конвенции (до 27 мая 1973 г.). См. тему № 1.

Статьи 18–26 Закона об авторском праве предусматривают определенные изъятия из этого правила. Подобные изъятия предусмотрены и международными конвенциями (ст. 10 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений).

Все случаи свободного использования произведения, то есть использования без согласия автора и без выплаты вознаграждения, установлены указанными выше статьями Закона об авторском праве и ГК РСФСР. В иных нормативных актах такие случаи не предусмотрены.

Общие положения о свободном использовании произведений:

Изъятия из общих правил использования охраняемых произведений касаются только правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не обнародовано, то оно может использоваться только с разрешения автора, за исключением установленных случаев - публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также воспроизведение произведений для судебных целей;

Свободное использование возможно только в том случае, если этим использованием не наносится ущерб нормальному использованию произведения;

Виды свободного использования произведений:

Cлучаи использования произведения исключительно в личных целях ;

Результаты творческой деятельности, объединяющим признаком которых является необходимость доступа к произведениям в целях свободного распространения информации;

Случаи свободного репродуцирования правомерно опубликованных произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли;

Случаи использования произведений, объединяющим признаком которых является официальный характер использования произведений. Публичное исполнение возможно только обнародованных музыкальных произведений, для судебного производства допускается воспроизведение также в случаях, если они не были обнародованы;


Cлучаи использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного пользования, осуществляемые организациями эфирного вещания.

Характеристика основных видов свободного использования произведений

Разрешенное воспроизведение для личных целей относится не только к факту воспроизведения того или иного произведения, но и к факту последующего использования произведения. Допустимо такое использование только в личных целях. Значит, полученная воспроизведением копия не должна попадать в гражданский оборот (быть предметом проката, продажи и т.д.)

Данная норма не распространяется на юридических лиц , так как вопросы личного использования не связаны с использованием произведений юридическими лицами.

Однако свободное воспроизведение содержит ряд исключений, которые касаются отдельных категорий объектов авторского права.

Так, нельзя воспроизводить даже для личных целей:

Объекты архитектуры в форме зданий и сооружений. Запрещается практически строить, сооружать, реализовывать произведения архитектуры;

Базы данных или существенные части из них, программы для ЭВМ;

Репродуцировать полностью книги и нотные тексты.

Статья 19 Закона разрешает использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения в целях свободного распространения информации.

Условия свободного использования:

Ненанесение неоправданного ущерба нормальному использованию произведения;

Случаи свободного использования произведения, предусмотренные ст. 19 Закона.

1) Согласно п. 1 ст. 19 Закона допускается «цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати ».

Возможны два различных способа использования:

Цитирование;

Обзор печати (подборка произведений).

Цитата - это точная, дословная выдержка из какого-либо текста, высказывания. (Словарь русского языка. С.И. Ожегова. М., 1964 г.).

Зачастую вопрос жанра, характера и объема произведения является предметом проведения судебной экспертизы.

2) Согласно п. 2 ст. 19 Закона допускается «использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью».

Вопрос связан со свободным использованием с учебной целью произведения в качестве иллюстрации. В эту группу входит различная учебная литература, в которую включаются произведения других авторов. Иллюстрациями может быть не только литературное произведение, но и музыкальное произведение. Например, для обучения иностранному языку может быть использована часть музыкального произведения.

Понятие иллюстраций имеет несколько значений. В качестве иллюстрации может быть использована графика, рисунок, литературное произведение.

3) Согласно п. 3 ст. 19 Закона допускается «Воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором».

Данные случаи объединяет прежде всего характер произведений, которые можно свободно использовать - текущий экономический, политический, социальный и религиозный. Закон разрешает воспроизведение только в газетах, поэтому в журналах и хрестоматиях эти произведения свободно использовать не следует. Предметом свободного использования являются только статьи, а также переданные в эфир произведения.

Переданные в эфир произведения по смыслу Закона тоже должны касаться текущих вопросов, и основной акцент в них должен быть поставлен на экономические, политические социальные и религиозные темы.

Закон определяет, что такое воспроизведение не должно быть специально запрещено автором. На практике это означает, что, если на произведении стоит оговорка, допустим, «Эксклюзивное интервью», то автор запрещает свободное использование его произведения.

4) Согласно п. 4 ст. 19 допускается «воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках».

Закон разрешает свободное воспроизведение определенной категории произведений (публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений, в эту группу можно отнести также интервью политических деятелей, записи конференций с участием политиков) с информационной целью.

Закон предусматривает три условия, регламентирующих эту форму использования:

Произведения должны быть публично произнесены;

Произведения должны относиться к политике и аналогичным темам;

Использование таких произведений должно быть оправдано информационной целью.

5) Согласно п. 5 ст. 19 допускается «воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках».

Эта норма затрагивает только те произведения, которые случайно попали в обзоры текущих событий, имеющие информационную цель.

Примером может служить следующий частный случай. Допустим, программа «Культура» рассказывает о культурных новостях г. Москвы. Освещается открытие выставки, и в эфире показана одна из картин художника. То есть произведение автора картины попутно попало в кадр и показ такого произведения имеет информационную цель. Такое воспроизведение законно.

6) Согласно п. 6 ст. 19 Закона допускается «воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения».

Это воспроизведение должно производиться без извлечения прибыли, то есть продажная цена должна быть не выше себестоимости. Эта норма не относится к произведениям, специально созданным для слепых. Создание таких произведений обычно оплачивается.

Статья 20 Закона разрешает свободное использование произведений путем репродуцирования в единичном экземпляре без извлечения прибыли .

В соответствии с законом допускается репродуцирование только в единичном экземпляре. То есть для одного заказчика может быть изготовлен один экземпляр. Репродуцировать можно только опубликованные произведения. Изготовленная таким образом копия не должна попадать в гражданский оборот.

Льгота, предоставляемая ст. 20 Закона об авторском праве, предусмотрена только для архивов, библиотек и образовательных учреждений. Все другие юридические лица могут осуществлять репродуцирование только с разрешения автора.

Репродуцирование в единичном экземпляре допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Понятие репродуцирования дано в ст. 4 Закона.

Закон предусматривает 3 случая свободного репродуцирования:

Правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов».

Не может применяться для произведений, которые никогда не были в фондах этих библиотек. Правомерно опубликованные произведения предоставляются другим библиотекам в качестве взаимопомощи;

Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях».

Предметом репродуцирования являются только отдельные статьи, малообъемные произведения, которые могут быть репродуцированы целиком, а также короткие отрывки из письменных произведений. В эту группу произведений входят также фотографии, рисунки и прочее. Осуществлять репродуцирование могут только библиотеки и архивы по запросу физических лиц;

Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий».

В соответствии с данной нормой свободно репродуцировать произведения могут только образовательное учреждение и только для аудиторных занятий.

Во всех остальных случая для репродуцирования произведения необходимо спрашивать согласие автора.

Статья 21 Закона допускает свободное «воспроизведение, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключение случаев, когда изображение является основным объектом передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или же когда изображение произведения используется для коммерческих целей».

Норма закона устанавливает порядок свободного использования конкретных произведений: архитектуры, фотографии, изобразительного искусства. Обязательным является условие о местонахождении произведения: произведения должны постоянно находиться в месте, открытом для свободного посещения.

Закон устанавливает ограничения свободного использования произведений:

Используемое произведение не должно быть основным объектом воспроизведения;

Изображение используемого произведения нельзя использовать для коммерческих целей;

В качестве иллюстрации применения данной нормы может служить следующий частный случай использования произведения.

Если по телевидению идет передача о событиях, происходящих у памятника известного скульптора, то показ памятника в эфире не требует разрешения автора. Это произведение можно свободно использовать.

Наоборот, для показа передачи о памятнике известного скульптора либо о его творчестве, если срок охраны произведения не истек, телевизионному каналу необходимо получить согласие автора, поскольку произведения скульптора в данной передаче являются основным объектом передачи.

Статьи 22 и 23 Закона предусматривают случаи свободного использования произведений (без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения), имеющих официальный характер.

Статья 22 Закона предусматривает случаи публичного исполнения музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний , а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний.

В данном случае законодатель предусматривает использование только одного вида произведения - музыкального. Использование произведений не должно ущемлять законных интересов авторов.

Статья 23 Закона допускает свободное «воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью».

Эта норма относится как к обнародованным, так и необнародованным произведений. Если произведение не стало еще доступно публике, то его использование в судебном процессе не будет считаться обнародованием.

Статья 24 Закона предусматривает свободную запись краткосрочного пользования, производимую организациями эфирного вещания.

Эта льгота предоставляется только организациям эфирного вещания (радио- и телевещательным организациям). На организации кабельного вещания она не распространяется. Объектом использования являются произведения, на которые организация получила право на передачу в эфир (по индивидуальному договору с автором либо на основе иного соглашения). Краткосрочность в законодательстве определена сроком 6 месяцев. Затем запись должна быть уничтожена. В законе предусмотрено два исключения из этого правила:

Если запись носит исключительно документальный характер, то она может быть сохранена без согласия автора в официальных архивах.

Краткосрочная запись должна производиться только на оборудовании организации эфирного вещания, находящемся в собственности организации и для ее собственных передач.

Статья 25 Закона предусматривает свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных.

Поскольку данная статья имеет узкоспециальный характер, останавливаться на ней подробно не представляется целесообразным.

Составное произведение - это произведение, включающее другие произведения или их части, обычно без личного участия авторов этих произведений. Составные произведения создаются объединением других произведений или частей из них в новое произведение, которое иногда называют сборником или компиляцией. Типичными примерами являются:

антология - сборник литературных произведений или

отрывков из них, собранных с определенной целью.

справочник - подборка классифицированных призна

ков, сведений и данных, например, физических и хими

ческих свойств веществ, телефонов, адресов и т.д.

хрестоматия - сборник частей различных произведе

ний, предназначенный обычно для образовательных

энциклопедия - сборник коротких статей, написанных

ния по ряду тем общего характера либо по одной

специальной отрасли знаний.

Понятие составного произведения гораздо шире, чем обычно понимаемое. Составные произведения можно считать наиболее общим видом про из ведений,-поскольку к ним относятся по существу аудиовизуальные и мультимедийные произведения, музыкально-драматические и сценические произведения, информационные хранилища и базы данных и т.д. Другими словами, составные, комплексные или композитные произведения являются самым распространенным видом произведений науки, литературы и искусства.

В отношении составных произведений необходимо особо отметить несколько правовых норм. Некоторые из них очевидны, другие же требуют пояснения. В начале рассмотрим два необходимых и достаточных условия, при выполнении которых лицо, создавшее составное произведение, может

ствленные им подбор и расположение материалов,

представляющие результат творческого труда

(составите льство).

В соответствии с этим условием авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если подбор и расположение материалов в составном произведении представляют результат творческого труда составителя - автора сборника. Пожалуй, из всех признаков творческого труда авторов произведений науки, литературы и искусства творческий характер труда составителя наименее очевиден, поскольку почти всегда любой подбор и любое расположение материалов могут считаться творческими из-за невозможности доказать обратное. Существует объективная презумпция творческого труда составителя, хотя она явно не формулируется в Законе. Даже в случае хрестоматийного составления телефонного справочника трудно доказать отсутствие творческого труда составителя. Поэтому в большинстве случаев необходимо признать творческий характер труда автора составного произведения.

ний, включенных в составное произведение.

В соответствии с этим условием авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если составитель обладает разрешениями авторов или иных правообладателей всех произведений или частей из них, включаемых в составное произведение. Если же составитель не имеет разрешений от правообладателей на включение произведений или их частей в составное произведение, то он признается не автором составного произведения, а нарушителем авторского права, что влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

ведение, вправе использовать свои произведения незави

симо от составного произведения, если иное не

Положение относится к делимым составным произведениям и предоставляет авторам произведений, включенных в составное произведение, право использовать их независимо и отдельно от составного произведения. Это относится к случаю, когда в составном произведении используются произведения, которые еще не были обнародованы, в противном случае право независимого использования включенного произведения уже существует у автора. Если же в составное произведение включаются еще не обнародованные произведения, то право на независимое использование включаемого произведения может быть одним из условий договора, который составитель сборника заключает с автором каждого из включаемых произведений. При отсутствии такого письменного договора авторы включаемых произведений оставляют за собой право на независимое использование включаемых произведений по закону.

Особое положение возникает при включении в составное произведение служебных произведений. В соответствии с обычными нормами имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю. Поэтому в случае составного произведения, создаваемого из служебных произведений лицом,уполномоченным на то нанимателем (работодателем), ни о каком независимом использовании включенных служебных произведений не может быть речи без разрешения, нанимателя (работодателя).

гим лицам осуществлять самостоятельный подбор и

расположение тех же материалов для создания своих

составных произведений.

Существование авторского права у составителя не может препятствовать другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же объектов для создания других составных произведений при условии творческого характера составительства и наличия разрешений

правообладателей на включение в сборник их произведений или частей из них.

При создании сборника из уже обнародованных произведений данная норма очевидна. Однако при создании сборников, которые содержат необнародованные произведения, данная норма оказывается во многом формальной, поскольку весьма редко автор имеет возможность включить свое произведение в несколько сборников из-за условий ранее заключенных договоров или из-за служебного характера произведения.

5. Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Принадлежность исключительных имущественных прав на издание означает, что это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания. При этом авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором. Другими словами, при отсутствии договора с издателем или соответствующего пункта в договоре автор сохраняет свои исключительные права на использование произведения, включенного в периодическое издание. Несомненно, речь может идти только о неслужебных произведениях. Если же в периодическое издание включены служебные произведения, то имущественные права принадлежат нанимателю автора, например издателю. Однако автор служебного произведения, включенного в периодическое издание, имеет право на авторское вознаграждение (помимо заработной платы) за использование его произведения в таком составном периодическом издании даже при отсутствии иных условий в договоре с издателем или при отсутствии договора.

Данная норма в отношении особого вида составных произведений - периодических изданий - это единственное

152 Глава 4

Несмотря на то что имущественное авторское право появилось впервые благодаря деятельности издателей, однако все права последних реализуются по договорам об издании произведений, которые авторы заключают с издателями. В отличие от производителей аудиовизуальных произведений, производителей фонограмм, организаций вещания права издателей в современных законах об авторском праве и смежных правах обычно не регламентируются.

Существуют тенденции о необходимости признания и наделения имущественными правами издателей произведений по закону, и эти тенденции имеют логику. Все, конечно, понимают, что производители кинематографических произведений сумели добиться для себя прав, которых не имеют производители иных видов произведений. Однако производители иных видов произведений должны быть наделены по закону аналогичными правами, несмотря на то, что имущественные права на обнародуемые произведения они получают по договорам с авторами.

Наделение издателей имущественными правами по закону представляется актуальным и важным. Дело в том, что договор автора с издательством может не содержать каких-либо указаний о передаче имущественных прав издателю, т.е. издатель может опубликовать произведение автора, но не получить каких-либо имущественных прав, если в договоре на издание произведения это не было предусмотрено. Другими словами,-издатель иногда не может, например, использовать свое наименование как правообладателя на свое издание. Если бы Закон наделял издателя такими правами, то он имел бы такое право вне зависимости от положений договора с автором. Конечно, юридически грамотный издатель предусмотрит в договоре с автором необходимые для него положения, однако для развития издательского дела в интересах общества должен существовать баланс интересов издателей и авторов. Данная статья Закона - первая попытка установить такой баланс интересов издателей и авторов для одного из важных видов составных произведений - периодических изданий.

Наделение издателей периодических изданий, а также энциклопедий и энциклопедических словарей имущественными правами означает, что издатель имеет право использовать знак охраны авторского права для оповещения о своих исключительных имущественных правах. Издатель вправе указывать свое наименование на каждом экземпляре издания, и при любом использовании такого издания другими лицами они обязаны указывать наименование издателя. Сам же издатель имеет право требовать указания своего наименования при любом использовании его издания. Такая норма имеет значение в случае, когда можно использовать составное произведение без разрешения правообладателя.

6. Составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, которые они включают. Автор составного произведения может использовать любой неохраняемый объект без согласия и разрешения лица или лиц, которые являются создателями таких объектов. С другой стороны, распространение охраны на составные произведения, в которые включены неохраняемые объекты, не означает распространения охраны на эти неохраняемые объекты. Этот же принцип нераспространения охраны на неохраняемые объекты используется ив отношении баз данных.

Как и в случае производных произведений, не должны нарушаться права авторов неохраняемых произведений на защиту их репутации при создании сборников. Причем из-за вечного характера права на репутацию использование произведения, срок действия имущественных прав на которое истек, может осуществляться только в таких пределах, которые не наносят ущерба репутации автора. Если же использование неохраняемого произведения наносит ущерб репутации автора, то такое использование запрещено, поскольку нарушено законодательство об авторском праве, и лицо, нарушившее право на защиту репутации автора, несет ответственность перед законом. Это справедливо в любом случае, даже если у автора не осталось наследников, в

154 Глава 4

таком случае «защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации»1 (ст. 29) или «специально уполномоченный на то государственный орган Республики Беларусь»2 (п. 1 ст. 24).

Аналогичные нормы существуют и в других странах СНГ. Таким образом, государство гарантирует охрану личных имущественных прав умерших авторов даже при отсутствии наследников. В отличие от производных произведений, в которых нарушение права на защиту.репутации происходит очень часто, в составных произведениях гораздо сложнее увидеть нарушение права на защиту репутации авторов, поскольку включаемые произведения или их части не перерабатываются, а лишь особым образом размещаются относительно друг друга. Следовательно, нарушение права на защиту репутации можно усмотреть в размещении тех или иных отрывков из произведений, что во многом является субъективным и потому трудно доказуемым.

В случае использования охраняемых объектов интеллектуальной собственности составитель обязан получить разрешение автора или другого правообладателя каждого используемого произведения, если срок действия имущественных прав на эти произведения не истек, т.е. если они не являются общественным достоянием. Если же разрешения правообладателей на произведения, не перешедшие в общественное достояние, отсутствуют, то авторское право на составное произведение не возникает, а лицо, использовавшее без разрешения другие произведения, признается не автором составного произведения, а нарушителем авторского права, что влечет ответственность, предусмотренную за конодател ьством.

7. Подобно производным произведениям существует различие между созданием сборника и его обнародованием. Закон не может запретить создание сборника для личных

целей. Допускается составление сборника для личных целей

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и

Верховного Совета Российской Федерации, 1993. № 32. Ст. 1242.

2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998.

без разрешения правообладателей включаемых произведений, поскольку это никак не нарушает имущественные права и материальные интересы правообладателей оригинальных произведений.

Однако правовое положение изменяется, если сборник обнародуется. Здесь закон не просто становится на защиту материальных интересов правообладателей оригинальных произведений, но и позволяет обеспечить действительную защиту их прав.

(Некоторые виды нарушений и споры в сфере авторского права. Понятия плагиата и контрафактной продукции)


Авторское право включает в себя комплекс прав автора на созданное им музыкальное, литературное или иное произведение (статья 1255 ГК РФ). Это личные неимущественные права: право авторства (статья 1265 ГК РФ), которое нельзя никому передавать, и ряд других прав, защищаемых частью IV Гражданского кодекса (глава 70).

Также это исключительное право использовать произведение любым способом - показывать, распространять, переводить, перерабатывать и так далее (статья 1270 ГК РФ). Его можно передавать по лицензионному договору для временного пользования всеми и/или частью способов за плату (статья 1286 ГК РФ) или продавать по договору об отчуждении (статья 1285 ГК РФ). Вне рамок этих договоров использовать произведения по общему правилу запрещено.

В качестве иллюстрации можно привести покупку картины у художника либо ее создание на заказ. Не столь существенно, написано ли полотно по заданному заказчиком сценарию или по замыслу самого художника. Право авторства принадлежит именно художнику: заказчик не может считаться автором картины. Исключительное право (демонстрировать произведение, копировать, изменять колорит) по общему правилу первоначально тоже возникает у художника (статья 1291 ГК РФ). Чтобы у заказчика появилось право на использование картины (например, показывать на выставках, делать копии) и не было попрано право художника, стороны должны заключить письменный договор, в котором согласуют виды и сроки использования произведения искусства.


Нарушение авторских прав отнюдь не редкость. В судебной практике довольно разнообразно представлены как объекты права, так и виды нарушений. Объектами права могут быть картины, фотографии, песни, а также литературные и иные произведения - все, что родилось из творческой деятельности человека, независимо от художественной ценности. Полный перечень содержится в статье 1259 ГК РФ. Права авторов повсеместно нарушаются плагиатом, незаконным копированием и распространением, и другими незаконными действиями.


Плагиат

Плагиат - это присвоение авторства, включающее в себя такие действия, как (постановление Пленума ВС РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»):

  • объявление себя создателем чужого творения;
  • выпуск чужого труда (полностью или частично) под своим именем;
  • публикация только под своим именем сочинения, написанного вместе с другими авторами.

Ни для кого не секрет, что плагиат широко применяется, к примеру, при защите диссертаций. Если плагиатом причинен крупный ущерб, нарушителю может быть вменена даже уголовная ответственность (статья 146 УК РФ).


Переработка

Переработка - это создание вторичного произведения на основе авторского. Она тесно связана с правом на неприкосновенность творения (статья 1266 ГК РФ). Поэтому любые изменения допускаются только с согласия автора или иного правообладателя (Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 5/29)).

Разновидностями переработки являются перевод, экранизация или перевод книги в аудиоформат, обработка, аранжировка, ремикс и так далее.

Составление сборников или энциклопедий, а также создание сайтов тоже относиться к переработке. Если какая-либо часть составного труда, как глава в книге или одна из песен на диске, используется неправомерно, экземпляры такого произведения считаются контрафактными (постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» далее - Постановление № 15). Незаконно заимствованные элементы должны удаляться.

Права создателя производного труда защищаются статьей 1260 ГК РФ, но только, если он получил одобрение автора на изменение его труда. Во многих случаях новоиспеченные авторы не озадачиваются приобретением прав на переработку. Для них это чревато убытками.

Из практики можно привести дело, в котором без разрешения автора была переработана фотография, в результате чего оказался нарушенным художественный замысел автора. Вторым нарушением стало ее использование ответчиком для привлечения внимания (рекламы) к продаваемой им одежде. Суд установил, что ответчик использовал снимок без разрешения и ведома автора. Фото было опубликовано без указания имени истца. Поэтому на ответчика была наложена обязанность выплатить автору компенсацию в размере 100 000 рублей (Решение Печенгского районного суда Мурманской области от 7.07.2017 по делу № 2-351/2017).


Распространение

Под распространением результатов творческого труда понимается в первую очередь их продажа, а также размещение в сети интернет (например, пиратских копий фильмов или книг в электронных библиотеках). Причем неважно, создан ли контрафактный (незаконный) экземпляр самим нарушителем или приобретен у третьих лиц (Постановление № 5/29).

В одном из множества споров о незаконном распространении ответчик продавал диски с песнями в исполнении известной певицы без разрешения правообладателя. Суд пришел к однозначному выводу о нарушении авторских и смежных с ними прав. В решении указано, что он незаконно использовал музыкальные произведения «посредством распространения их экземпляров на контрафактном материальном носителе» - компакт-дисках (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 по делу № А73-7740/2016).


Правомерное использование произведения без разрешения правообладателя

Любые произведения науки, литературы и искусства все же можно свободно использовать без согласия автора и выплаты ему вознаграждения при совокупности следующих условий (статья 1274, определение ВС РФ № 305-ЭС16-18302 от 25.04.2017 по делу № А40-142345/2015):

  • произведение используется в информационных, научных, учебных или культурных целях;
  • указан создатель произведения;
  • указан источник заимствования;
  • объем цитирования оправдывается целью использования (но не более половины объема произведения).

Одним из критериев правомерного цитирования является ответ на вопрос: пытается ли лицо получить выгоду за счёт чужого труда или он хочет только утвердить свою позицию по определенному вопросу, проиллюстрировать какой-то феномен.

Чрезмерный объем цитирования влечет нарушение права автора на воспроизведение части творения и дает ему право на получение компенсации.

Свободно можно использовать произведения (картины, фотографии), которые постоянно находятся в открытом доступе (статья 1276 ГК РФ).

В этом ключе интересно будет упомянуть социальные сети и размещение в них авторского контента. Например, пользовательское соглашение, разработанное сетью «ВКонтакте», устанавливает, что пользователи передают друг другу права на использование своих контентов «исключительно в рамках предоставляемого сайтом функционала, путем просмотра, воспроизведения (в том числе копирования) и иные права исключительно с целью личного некоммерческого использования...». Таким образом, зарегистрировавшись в этой соцсети, можно свободно использовать материалы других участников в личных целях.


Предмет доказывания

В спорах о защите авторских прав истец (автор) доказывает факт авторства или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

  • черновики своих работ на бумажном или электронном носителе,
  • атрибуты файла, в котором создано произведение,
  • прежние публикации в СМИ с указанием его в качестве автора,
  • договор авторского заказа (статья 1288 ГК РФ),
  • документы об участии в выставках,
  • дипломы,
  • переписку с отрывками произведения.

На будущее автор может отчасти застраховаться, направив самому себе свое творение (рассказ, стихотворение, ноты) по почте. В письме указываются данные о себе и дата создания произведения, отправитель и получатель (в одном лице). Дату отправления подтвердит почтовый штемпель.

В свою очередь ответчик должен доказать выполнение им требований закона при использовании произведений и (или) объектов смежных прав (Постановление № 15). В суд можно представить договоры с правообладателем или попытаться обосновать право свободно использовать спорное произведение.

В конечном итоге стороны нередко спорят о размере компенсации, которую должен уплатить нарушитель автору. В настоящее время она варьируется от 10 000 до 5 000 000 рублей (статья 1301 ГК РФ). Размер компенсации суды устанавливают по собственному усмотрению (Постановление № 5/29). Суд принимает во внимание:

Если автор обнаружил нарушение своих прав, первое, что следует сделать - обратиться за консультацией к опытному юристу. Он проанализирует проблему и выяснит, действительно ли имеет место правонарушение. Если ответ положительный, проведет переговоры с нарушителем, а в дальнейшем поможет подготовить иск и обосновать позицию автора.

Ответчик тоже нуждается в помощи юриста хотя бы для того, чтобы грамотно аргументировать в суде просьбу о снижении размера компенсации.

Анна Полетаева

Статья подготовлена специально для

юридической компании "Эра права"

  • (публикация)

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча