18.04.2019

Не является принудительной мерой воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним


Проблемы преступности несовершеннолетних актуальны для любого общества, так как несовершеннолетние преступники всегда копируют преступления взрослых. Поиск новых способов воздействия на несовершеннолетних, совершивших преступления, заставляет анализировать уже имеющиеся способы, выявляя их недостатки.

К несовершеннолетним преступникам может быть применено как наказание, так и принудительные меры воспитательного воздействия. Но статистика показывает, что наиболее распространённым видом наказания в судебной практике получило условное осуждение. Но почему, несмотря на большую гуманность, педагогичность, данные меры не являются основными и вообще крайне редко применяются. Возможно, дело состоит в несостоятельности законодательной базы.

Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия вызывает оживлённые дискуссии, так как законодатель полностью не раскрывает их уголовно-правовой сути. Со своей стороны я считаю, что принудительные меры воспитательного воздействия являются не карательными, социально-профилактическими мерами и являются альтернативой наказанию. Рассмотрим мнения учёных-правоведов.
Некоторые учёные считают, что ПМВВ по своей природе являются уголовно-правовыми мерами. А В Наумов считает, что «ПМВВ по своей природе являются уголовно-правовыми и их применение к несовершеннолетнему означает освобождение от уголовной ответственности».

Возможно, именно поэтому законодатель намеренно выделил меры воспитательного воздействия в УК среди других мер, пытаясь ярче показать диапазон их применения. По мнению А. А. Арямова принудительные меры воспитательного воздействия – «это условный факультативный вид освобождения от уголовной ответственности и наказания». Это мнение кажется небесспорным, так как непонятно в чём условность и необязательность освобождения от уголовной ответственности. Существенным в рассмотрении правовой природы ПМВВ является вопрос об общей структуре мер уголовно-правового характера. Эти меры можно разделить на 2 большие группы – наказание и иные меры уголовно-правового характера.

Так как законодатель в УК РФ не даёт определение ПМВВ, его формулировки могут существенно различаться (например, в определении их правовой природы). Сначала, попробуем выделить характерные признаки.

  1. Пмвв применяются только к несовершеннолетним, но в исключительных случаях могут распространяться и на лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования либо воспитательную колонию. (ст.96 УК)
  2. Данные меры могут назначаться несовершеннолетним, совершившим преступление. Они не назначаются, если в действиях лица нет признаков состава преступления. Так же очень важно то, что ПМВВ назначаются за совершение преступления небольшой или средней тяжести, а мера, указанная в ч.2 ст. 92 УК РФ,- за преступления средней тяжести и тяжкие уголовно наказуемые преступления. Исключения представляют особо тяжкие преступления и ряд составов тяжких преступлений, указанные в ч.5 ст.92 УК РФ.
  3. Принудительные меры воспитательного воздействия назначаются, если в ходе судебного заседания будет признано, что для исправления несовершеннолетнего, достаточно их применения. У суда должно сложиться убеждение, что «исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путём применения к нему ПМВВ» . Следует отметить, что ч. 1 и 2 ст.92 УК РФ не предполагают в виде обязательного условия назначения исследуемых мер возможность исправления подростка при освобождении от наказания.
  4. Целями принудительных мер, по нашему мнению, являются развитие положительных качеств личности, её психологическая, социальная реабилитация, ресоциализация подростков. Часть исследователей считает, что цели ПМВВ во многом совпадают с целями наказания. Но акцент при их осуществлении делается на психолого-педагогическое воздействие, которое направлено на «сознание и волю несовершеннолетнего правонарушителя, корректировку его взглядов, привычек, на внушение и убеждение о необходимости изменения образа жизни» .
  5. Данные меры фактически выступают в качестве правового последствия нарушения лицом уголовно-правового запрета. Таким образом, подросток может претерпевать различного рода ограничения и лишения в его отношении.
  6. Данные меры применяются только в соответствии с уголовным законодательством. Процедура назначения мер регулируется нормами УПК РФ (ст. 427, 430-432 УПК РФ).
  7. Контроль за исполнением несовершеннолетним воспитательных мер возлагается на специализированный государственный орган, обеспечивающий его исправление.

Но, к сожалению, законодатель не уточняет какой именно орган должен контролировать исполнение ПМВВ. Можно выделить и другие признаки ПМВВ. В соответствии данным признакам Боровиков С.А. считает, что «принудительные меры воспитательного воздействия – это вид иных мер уголовно - правового характера, назначаемый судом несовершеннолетнему, достигшему возраста уголовной ответственности и совершившему деяние.

Современное российское уголовное законодательство стремиться к индивидуализации и гуманизации ответственности. Эффективное применение принудительных мер воспитательного воздействия позволит добиться наибольших успехов в достижении данной цели. Также эти меры могут помочь в развитии личности подростка, а значит, могут укрепить социальный статус семьи и её благополучие. Эти меры (например, передача под надзор родителей) позволяют также наладить контакт между родителями и детьми, способствуют их сближению. Но всего этого эффекта может добиться только слаженный тандем участников: от ответственного следователя и высококвалифицированного судьи до любящих и понимающих родителей подростка. Немаловажным фактором является также и законодательная регламентация применения принудительных мер воспитательного воздействия. Анализ российского уголовного законодательства и мнений учёных - правоведов по данному вопросу привел к обозначению пробелов и неполноты в уголовном законе. По моему мнению нужна существенная доработка нормативно-правовой базы:

  • Во-первых, нужно создать закон, регулирующий и комментирующий ст.ст.91-92 УК РФ. Например, Федеральный закон «О применении принудительных мер воспитательного воздействия»;
  • Во-вторых, необходимо создать особый специализированный государственный орган, исполняющий ПМВВ и осуществляющий контроль над их исполнением. В-третьих, определить применения ПМВВ как приоритетную форму уголовно-правового воздействия для несовершеннолетних.

Дети - это цветы жизни, но они могут оказаться кактусами. Детство и подростковый период взросления считаются самым беззаботным временем, а сами подростки самонадеянно полагают, что закон на их стороне. Закон не может быть на чьей-то стороне, ведь это Закон, и он суров. Дети, совершившие преступления, не обязательно понесут справедливую уголовную ответственность, вероятнее всего, они будут привлечены по ст. 90 УК РФ. Именно этот более мягкий вид наказания чаще всего применяется к юным правонарушителям.

Скользкая дорожка

Чувство безнаказанности и всеохватывающей родительской защиты порой порождает желание злоупотребить свободой. Молодежь очень широко понимает слово «свобода», им недостает ни морального, ни нравственного, ни юридического воспитания. Эти люди всем говорят о своих правах, напрочь забывая о том, что вместе с правами всегда имеются обязанности, а вместе с ними существует и ответственность.

Элементарное пренебрежение школьным образованием и принятием того факта, что взрослая жизнь - это не вседозволенность, толкает несовершеннолетних на различные по тяжести преступления.

Не менее опасно думать, что совершенно случайная драка спасет оступившегося. Неосторожность вовсе не избавляет человека от ответственности. Закон - это безликая и безразличная систематизированная система норм.

Дети, которые совершили преступление небольшой тяжести, могут понести уголовную ответственность. Однако к ним может быть применена ст. 90 УК РФ. Она не избавит подростка от ответственности, а даст новый шанс на нормальную жизнь. Суд может применить эту статью только в том случае, если будет уверен, что меры воспитательного характера подействуют и исправят человека.

Принудительное воспитание

Ст. 90 УК РФ отвечает за принудительные меры воспитательного характера. Это вовсе не принудительные работы, как думают многие. Это то, что действительно может спасти жизнь ребенка. Дело в том, что применение такой статьи вовсе не влечет за собой уголовной судимости, а значит, избавит от многих проблем и в особенности поможет при устройстве на работу.

Не стоит думать, что уголовная судимость не представляет собой ничего особенного. Она влечет за собой проблемы с трудоустройством, образованием, выездом за границу и, в особенности, эмиграцией. Реальность такова, что человек с судимостью имеет много ограничений. Гораздо больше, чем любой законопослушный гражданин.

Принудительное же воспитание - это особая мера воздействия. Ее никогда не назначают просто так. Суд учитывает все. Характеристика из учебного заведения, отзывы коллег, отсутствие приводов в отделения полиции, хобби, характер, личность и даже вероисповедание - все это имеет вес на судебном процессе. Ст. 90 УК РФ - это то, на что нужно надеяться, если несовершеннолетний совершил легкое или среднее по тяжести преступление.

Перечень

Меры воспитательного характера бывают разными. Самое главное то, что они не заключаются в физических методах наказания. Суд не станет назначать несовершеннолетнему систематические удары ремнем или розгами. Несомненно, многие родители одобряют такой подход. Однако если преступление достаточно тяжелое, суд вполне может не ограничиваться одной мерой. Он способен назначить сразу несколько. Перечень принудительных мер воспитательного воздействия включает в себя следующее:

  • предупреждение;
  • передачу лица под родительский надзор или государственном органу;
  • присуждение лицу обязанности полностью возместить нанесенный ущерб;
  • введение мер по ограничению досуга несовершеннолетнего и ужесточение требований к поведению лица в учебном заведении.

Приведенный перечень вовсе не исчерпывающий. Это означает, что его можно расширять, главное, чтобы это не противоречило нашему законодательству.

Комментарии к статье

Практически любая статья любого из кодексов из ФЗ имеет комментарии. Чаще всего, это разъяснения профессиональных юристов. Они помогают гражданам понять суть самой статьи. Увидеть в тексте спасительные преимущества или же наоборот потерять надежду.

Ст. 90 УК РФ с комментариями можно найти в удобной юридической справочной системе «Консультант» или в аналогичной системе «Гарант». Это небольшая статья. Для того чтобы понять ее, не требуется чтение дополнительных материалов, ведь язык законодателя в данном случае не пытается запутать граждан. Однако комментарии все же должны помочь родителям несовершеннолетнего или студентам юридического факультета.

К кому допустимо применять ст. 90

Применение принудительных мер воспитательного воздействия допускается исключительно в отношении тех граждан, которым не исполнилось 18 лет. Стоит обратить внимание, что статус несовершеннолетнего гражданина должен сохраняться до назначения этих мер. Если гражданин совершал преступление, будучи несовершеннолетним, но в суде ему уже исполнилось 18 - эту статью применить не получится.

Государственный воспитатель

Воспитание - это важнейший процесс в нашей жизни. Именно он определяет то, каким человеком станет тот или иной ребенок. Пренебрегать им нельзя, даже если несовершеннолетний гражданин несознательно или по неосторожности нарушил закон. Государство заботится о нас и может обеспечить подростку воспитателя. Речь идет об инспекторе по делам несовершеннолетних.

Инспектор - это не надзиратель. Если смотреть со стороны несовершеннолетних граждан, то инспектор - злой человек. Однако, как вы понимаете, это вовсе не так. Государство не заинтересовано в увеличении числа уголовных преступников или не социализированных правонарушителей. Оно обязано заботиться о своих гражданах и воспитывать их. Если человек не принимает и не уважает закон, значит, государство обязано помочь ему изменить свою точку зрения.

Инспектор - это не просто сотрудник полиции, это профессионал. У него есть либо высшее педагогическое, либо юридическое образование. А в некоторых случаях имеется и то, и другое.

Обязанности ИПДН

У инспектора по делам несовершеннолетних есть свои законные обязанности, за рамки которых он не имеет права выходить. Если он такое допускает, то действия ИПДН можно будет обжаловать. К обязанностям инспектора относятся:

  1. Работа в профилактических целях.
  2. Общение с несовершеннолетними, исключительно в пределах определенной территории.
  3. Помощь тем, кто уже отбыл наказание.
  4. родителей несовершеннолетнего, совершившего преступление.

Настоящее принудительное воспитание

Несовершеннолетние граждане - это особая категория людей. В подростковом периоде им трудно воспринимать объективную реальность. Многие из них ведут себя неадекватно, но в совершенно различных рамках. Особо принципиальные могут негативно воспринимать предпринятые в отношении них меры. Понять, что в этом положении лучше всего следить за поведением, может не каждый, равно как и осознать, что уголовная судимость вообще испортила бы им жизнь.

Таких личностей принято помещать в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Однако это происходит только на основании специального заключения особой медицинско-психологической экспертизы, с согласия самого лица и его родителей или официальных законных опекунов.

Это исключительная мера. Она же является самой тяжелой в рамках ст. 90. Ее применение практически не бывает необоснованным, а подростков, попавших в эти учреждения, очень редко удается перевоспитать.

Канокова Ляна Юрьевна

преподаватель кафедры специально-технической подготовки

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

Kanokova Liana Yuryevna

Lecturer, Special Technical Training Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

COMPULSORY EDUCATIONAL MEASURES APPLICABLE TO JUVENILES

Аннотация:

В статье рассмотрены понятия и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия; изложены особенности применения предупреждения, передачи под надзор родителей, возложения обязанности возместить вред, причиненный преступлением, ограничение досуга несовершеннолетнего и установление особых требований к его поведению. Автором рассмотрены функции специализированного государственного органа по подготовке материалов, связанных с изменением принудительных мер воспитательного характера.

Ключевые слова:

несовершеннолетний, принудительные меры воспитательного воздействия, предупреждение, передача под надзор родителей, ограничение досуга несовершеннолетнего.

The article discusses the concept and conditions of application of compulsory educational measures. The author describes the specific features of warning, getting under supervision of parents, imposing the obligation to compensate the harm caused by a crime, abridgment of leisure, and setting of special requirements to minor"s behavior. The paper considers the specialized state body"s functions concerned with the preparation of materials related to the amendment of compulsory educational measures.

juvenile, compulsory educational measures, warning, getting under supervision of parents, abridgment of leisure.

Преступная деятельность несовершеннолетних - это необычная категория преступных деяний. Это показатель будущего нашего общества. Уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних длительный период времени находятся в центре внимания различных общественных организаций, правоохранителей, специальных контролирующих служб, российских ученых и законодателей. Появление в Уголовном кодексе РФ норм, которые закрепляют постулаты, связанные с привлечением к уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста, однако являющихся субъектами преступлений, можно счесть свидетельством поэтапного введения в отечественную систему правовых норм требований, предусмотренных международными соглашениями по обращению с несовершеннолетними преступниками на досудебных стадиях и после принятия окончательного решения по делу в виде обвинительного приговора. В качестве ключевых требований выступает активность применения к несовершеннолетним, виновность которых в совершении преступления доказана, альтернативных уголовной ответственности мер и неприменение мер по лишению несовершеннолетнего свободы с содержанием в специальных исправительных учреждениях.

Нормативно-правовой акт, который обособленно и целенаправленно раскрывал бы вопросы регламентации условий и порядка исполнения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних преступников, в настоящее время в отечественном законодательстве отсутствует, хотя с каждым годом вопрос его разработки становится все более актуальным. Обсуждаемым можно считать и вопрос о необходимости выделения в рамках судебной системы судов, которые бы рассматривали дела, связанные исключительно с преступлениями самих несовершеннолетних или в отношении таких лиц, а также связанные с нарушением их прав и законных интересов. Однако вопрос о ювенальной юстиции мы оставим для иного исследования.

В нормах закона нашли отражение отдельные положения, которые устанавливают особое отношение к несовершеннолетним, совершившим деяние, запрещенное уголовным законом. Предметом нашего обсуждения не является отношение к этому факту, однако он является основой для изучения процессуального института применения подобных мер.

Относительно сути рассматриваемой дефиниции в источниках научного характера встречаются различные мнения. Например, С.А. Корягина пишет, что они представляют собой «систему мер уголовно-правового характера, применяемых судом к несовершеннолетним правонарушителям, направленным на достижение целей уголовного наказания путем оптимального сочетания государственного принуждения и методов педагогического воздействия» . Содержательная характеристика педагогических и воспитательных мер в этом контексте не будет идентичной, но и существенных различий иметь также не будет.

Необходимо указать на то, что, вне сомнений, положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в контексте рассматриваемой категории мер тесно переплетены между собой, не позволяют говорить о наличии сугубо отраслевого принципа регламентации этого института права. Здесь имеет место случай, когда «однородные общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права» и нормы эти дополняют друг друга в целях достижения полноценного результата, а не конкурируют.

С учетом сказанного при установлении правовой природы характера производства по применению принудительных мер воспитательного воздействия определяющим является комплексный и системный подход . Системность подхода подчеркивается двояким характером мер.

С точки зрения содержательного подхода, принудительные меры воспитательного воздействия необходимо назвать воспитательными во-первых, так как существо их составляет скорее предупредительная деятельность с мерами контроля, поскольку на лицо, в отношении которого такие меры применяются, оказывается непосредственное влияние лицами, обладающими признаками власти и авторитета, и лишь во-вторых - принудительными, поскольку меры могут быть назначены как альтернатива наказанию по решению суда, помимо воли и желания как самого несовершеннолетнего и лиц, осуществляющих над ним опеку, берущих на себя ответственность за его подобающее поведение.

Среди авторов и авторских коллективов, занимающихся исследованием уголовной политики России в отношении несовершеннолетних граждан, существуют различные мнения применительно к указанному понятию, и они преимущественно распределяются между двумя подходами к решению этой проблемы - карательным и некарательным . Карательный подход характеризуется тем, что предлагается применять меры, в том числе связанные с изоляцией от общества, в отношении всех лиц, совершивших преступления. Некарательный подход характеризуется тем, что к несовершеннолетним предлагается применять меры, не связанные с лишением свободы. Нам представляется, что эти крайности не являются средством решения имеющихся в этой области проблем и наиболее правильное решение располагается где-то посередине. Несовершеннолетние, совершившие преступление под воздействием обстоятельств, должны исправляться под должным контролем, не покидая свою социальную среду, возвращение в которую после отбывания наказания крайне затруднительно и выходит из правового поля.

Принудительные меры воспитательного воздействия в современной судебно-следствен-ной практике применяются крайне редко и признаются малоэффективными. Это обусловлено не только недостаточной правовой регламентацией, но и зачастую сугубо формальным отношением к применению данных мер и контролю за результатами их использования специально уполномоченными органами. Суды формально определяют к исполнению самую простую и не требующую контроля исполнения меру, а контролирующие органы осуществляют проверки несовершеннолетних на дому нерегулярно, образом их жизни не интересуются. И если в этот период несовершеннолетний не попадет в более контролируемую сферу, то есть не совершит еще одно преступление или административное правонарушение, то мера будет считаться исполненной.

Ст. 90 и 91 УК РФ предусматривает перечень рассматриваемых мер:

а) предупреждение; нам представляется, что предупреждение, вынесенное в письменной форме, должно сопровождаться дачей необходимых объяснений на доступном несовершеннолетнему языке, в том числе об источниках возмещения причиненного им вреда и в особенностях последствиях нарушений мер, которые ему назначены;

б) передача под надзор родителей или лиц, которые выполняют их функции, на которых государство в силу специфики решаемых ими задач возлагает обязанность по контролю за поведением несовершеннолетнего;

в) возложение обязанности возместить вред устанавливается при условии оценки имущественного положения и достатка несовершеннолетнего, степени сформированности у него элементарных трудовых навыков, умений выполнять определенную работу и возможности их использования для сбора средств на возмещение;

г) ограничение досуга несовершеннолетнего с указанием на запрет посещения определенных мест, например ресторанов, дискотек и т. д., использования определенных форм проведения досуга. С замещением по возможности этих форм времяпрепровождения на иные, полезные для здоровья лица, его интеллектуального развития. В качестве примера ограничительных мер могут выступать запрещение управления механическим транспортным средством либо нахождение по месту проживания после определенного времени, обычно 22.00 или 23.00, выезда в другие регионы или населенные пункты в отсутствие разрешительных документов, выданных специализированным государственным органом. Каждый раз вопрос рассматривается в индивидуальном порядке, с учетом всех обстоятельств. Возможно обеспечить несовершеннолетнего на период выезда сопровождением.

Несовершеннолетнему одновременно может быть предписано соблюдение нескольких мер, который с установлением срока варьируется в зависимости от характера и степени тяжести совершенного во временном промежутке от одного месяца до двух лет (преступления небольшой тяжести) и от шести месяцев до трех лет (преступления средней тяжести). Альтернативность срока позволяет сосредоточиться на индивидуальности подхода к каждой конкретной ситуации.

Не достигшему совершеннолетия лицу, совершившему преступление, может быть предписано возвратиться в образовательную организацию, если он ранее обучался , где он проходил учебу, либо заняться трудовой деятельностью, как самостоятельно трудоустроившись, так и воспользовавшись помощью специализированного государственного органа. Анализируемый перечень может дополняться необходимыми для достижения результата мерами, способствующими возвращению в общество полноценного его члена.

К числу обязательных условий отнесено следующее:

Преступление должно быть отнесено к категориям преступлений небольшой или средней тяжести, если опираться на категории, перечисленные в уголовном законе; теория выделяет и иные категории преступлений, однако для рассматриваемой нами ситуации они не принципиальны;

Наличие реальной возможности исправления черт личности, смены приоритетов и системы ценностей несовершеннолетнего путем применения мер воспитательного воздействия, смены его направленности на социально-полезную;

Во временной промежуток принятия окончательного решения о применении обозначенных мер лицо должно быть несовершеннолетним, то есть не достигнуть 18-летнего возраста.

Из ч. 1 ст. 427 УПК РФ мы вправе сделать аргументированный вывод о том, что явившиеся предметом исследования меры могут применяться лишь к несовершеннолетнему, в отношении которых решен вопрос о привлечении в качестве обвиняемого, то есть сконцентрированы доказательства, подтверждающие на этой стадии факт и степень его виновности. В последней части этой статьи указывается, что такие меры могут быть применены и к подозреваемому . Очевидно, что при схожести процессуального положения этих участников, в нем имеют место существенные различия. Комплекс доказательственной информации, собранный в отношении обвиняемого, представляется более законченной конструкцией, чем подозрение, пусть и обоснованное, когда, по сути, решается вопрос о привлечении лица к ответственности. Нам представляется, что определение должно быть более конкретно и не вызывать разночтения от некорректных формулировок.

Законодатель отдает суду преимущественное право принимать окончательное решение по уголовному делу, руководствуясь выводами следователя и прокурора , изложенными в постановлении о прекращении уголовного дела, либо не принимая их во внимание. Решение органов, осуществлявших расследование уголовного дела в досудебных стадиях, не имеет для суда значения, предопределяющего его решения, и судебный орган может признать сделанные предварительные выводы необоснованными, не отвечающими обстоятельствам дела, и тогда дело должно быть направлено для производства дополнительного расследования .

После оценки материалов дела, оно по этому основанию подлежит прекращению в рамках подготовки к судебному заседанию либо по результатам предварительного слушания. Аналогичное решение может быть принято в результате полноценного судебного разбирательства с вынесением решения . Мы считаем, что решение вопроса необходимо смещать в сторону начала расследования, с тем чтобы освободить и органы расследования, и суд от дополнительной нагрузки в случаях, когда факты, требующие установления, находят подтверждение на этих стадиях процесса. Это не избавляет каждого из перечисленных субъектов принимать все меры к установлению обстоятельств происшествия в рамках своей компетенции и полномочий.

Когда несовершеннолетний умышленно и систематически уклоняется от исполнения меры, она по соответствующему представлению может быть отменена, а материал направлен для привлечения к уголовной ответственности с сопровождающим представлением для принятия к

нему перечня мер, предусмотренных законом . Умысел несовершеннолетнего должен быть направлен на несоблюдение установленных ограничений, либо должно просматриваться безразличное отношение несовершеннолетнего к своему действию. Систематичность просматривается в случаях, когда нарушения носят неединичный характер, а выявляются более трех раз после разъяснения несовершеннолетнему характера и сути мер.

При аккумулировании доказательной базы нецелесообразно ограничиваться рапортом или справкой инспектора отдела по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних и объяснением виновного в нарушении назначенной судом меры. В качестве доказательств могут выступать объяснения свидетелей происшедших событий (например, официантов, администраторов, охранников); в случае, когда несовершеннолетний уличен в приобретении спиртосодержащих напитков, важно приобщить к материалам, направляемым в суд, копии чеков. Медицинское освидетельствование, устанавливающее наличие либо отсутствие соответствующей степени и разновидности опьянения, с привлечением медицинских работников в качестве свидетелей и оформлением необходимых документов может выступать доказательством этой формы нарушения. При ведении видеонаблюдения в местах, которые посетил несовершеннолетний, инспекторам, готовящим материалы для передачи в суд, рекомендуется сделать копию с магнитного носителя, где будут четко видны его лицо либо приметы, способствующие установлению личности наблюдаемых на съемке лиц .

Изучение содержания нормативно-правовых источников показало, что в них не нашел отражение механизм реализации рассматриваемых мер. Между тем для обеспечения эффективности применения изучаемых мер представляется целесообразным закрепить порядок их исполнения в УИК РФ или, что даже предпочтительней, в отдельном акте нормативно-правового характера с определением органа, контролирующего их исполнение . Развитие этой области нормативно-правового регулирования находится на стадии активного формирования и требует пристального внимания теоретиков и практиков, иначе результативность их применения никогда не выйдет за рамки статистической отчетности.

1. Корягина С.А. Современные тенденции практики применения принудительных мер воспитательного воздействия // Академический юридический журнал. 2007. № 1 (27). С. 35-41.

2. Колосович С.А., Парий А.В. Правовой статус подозреваемого и проблемы его совершенствования. Волгоград, 1997. С. 10.

3. Анферова О.А., Анферов А.А. Производство по применению принудительных мер воспитательного воздействия как предпосылка для нового уровня развития молодого поколения // Гуманитарные исследования. 2006. № 2. С. 68-72.

4. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности (статистико-криминологическое исследование). М., 2000. 148 с.

5. Ткачев В.Н. Проблемы реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2007. 44 с.

6. Скрипченко Н.Ю. Правовое регулирование принудительных мер воспитательного воздействия: реалии и перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11. Ч. 1. С. 165-168.

7. Симанчева Л.В. Некоторые процессуальные проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. 2009. № 1. С. 102-109.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федер. закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ (ред. от 22.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 08.07.2013. № 27. Ст. 3477.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // Российская газета. 2001. № 249. 22 дек.

10. Харзинова В.М. Прокурор в уголовном процессе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 165-167.

11. Анферова О.А., Анферов А.А. Основание прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Гуманитарные исследования. 2006. № 4. С. 63-70.

12. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 №1 (ред. от 02.04.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 4. апрель. 2011.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. 17 июня. № 25. Ст. 2954.

14. Боровиков С.А. Правовое обеспечение назначения и исполнения принудительных мер воспитательного воздействия // Российский юридический журнал. 2010. № 1 (70). С. 116-121.

15. Беженцев А.А. Методика работы подразделений ОВД по применению законодательства в случаях систематического неисполнения несовершеннолетними принудительных мер воспитательного воздействия // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 2. С. 17-20.

16. Тюшнякова О.В. Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правовой регламентации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Юридические науки. 2011. № 4. С. 128-131.

1. Koriagina, SA 2007, "Modern trends in the practice of compulsory educational measures", Academic legal journal, no. 1 (27), pp. 35-41.

2. Kolosovich, SA & Pariy, AV 1997, The legal status of the suspect and the problems of its improvement, Volgograd, p. 10.

3. Anferova, OA & Anferov, AA 2006, "Production on the application of compulsory educational measures as a prerequisite for a new level of development of the young generation", Humanitarian research, no. 2, pp. 68-72.

4. Zabryansky, GI 2000, The punishment of minors and regional characteristics (statistical and criminological research), Moscow, 148 p.

5. Tkachev, VN 2007, Problems of realization of the criminal policy of minors: D.Phil. thesis abstract, Rostov n / d., 44 p.

6. Skripchenko, NY 2012, "Legal regulation of compulsory educational measures: realities and prospects", Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice, no. 11, part. 1, pp. 165-168.

7. Simancheva, LV 2009, "Some procedural problems of application of compulsory educational measures to minors", Judicial Reform: law, economics, management, no. 1, pp. 102-109.

8. "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation, and Repeal of legislative acts (certain provisions of legislative acts) of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" Feder. Law of 02.07.2013 № 185-FZ (ed. by 12.22.2014) (rev. and ext., joined. in force from 01.03.2015)", Meeting of the legislator of the RF. 07/08/2013. № 27. Art. 3477.

9. "Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 № 174-FZ (ed. By 05.23.2015)" 2001, The Russian newspaper, no. 249, 22 December.

10. Harzinova, VM 2014, "The prosecutor in the criminal process", The theory and practice of social development, no. 10, p. 165-167.

11. Anferova, OA & Anferov, AA 2006, "Grounds for termination of criminal proceedings against a minor in connection with the application of compulsory educational measures", Studies of humanities, no. 4, pp. 63-70.

12. "On judicial practice of application of legislation regulating features of criminal responsibility and punishment of minors: Resolution of the Plenum of the Supreme Court from 01.02.2011 №1 (Ed. By 02.04.2013)", 2011, Bulletin of the Supreme Court, no. 4, April.

13. "The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (ed. By 05.23.2015)" 1996, Meeting of the legislator of the RF, 17 June, no. 25, Art. 2954.

14. Borovikov, SA 2010, "Legal support of the appointment and performance of compulsory educational measures", Russian Law Journal, no. 1 (70), pp. 116-121.

15. Bezhentcev, AA 2011, "Methods of work units ATS application of the legislation in cases of systematic non-execution of minors of compulsory educational measures", Scientific Herald of Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia, no. 2, pp. 17-20.

16. Tyushnyakova, OV 2011, "Compulsory education measures: problems of legal regulation", Vector Science Togliatti State University. Ser. Jurisprudence, no. 4, pp. 128-131.

меры, применяемые ".несовершеннолетним. впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если установлено, что с помощью этих мер может быть достигнуто его исправление. При этом лицо освобождается от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ). Применение П.м.в.в. возможно и при освобождении несовершеннолетнего от уголовного наказания (но с привлечением его к уголовной ответственности), если суд считает, что его исправление возможно без изоляции от общества (ст. 92 УК). Решая вопрос о возможности применения П.м.в.в., суд учитывает не только характер преступления, но и личность несовершеннолетнего. его поведение, возмещен ли ущерб, содействовало ли лицо правоохранительным органам в раскрытии преступления и другие обстоятельства, свидетельствующие о небольшой общественной опасности виновного и его раскаянии. К П.м.в.в. относятся: а) предупреждение: б) передача под надзор родителей или лиц. их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Одновременно может быть назначено несколько П.м.в.в. Продолжительность срока применения П.м.в.в., связанных с ограничением досуга несовершеннолетнего или с передачей его под надзор, устанавливается судом.

Предупреждение состоит в разъяснении вредности и противоправности совершенного деяния и последствий,которые могут наступить в случае совершения новых преступлений или неисполнения П.м.в.в. Передача под надзор заключается в возложении на родителей или лиц. их заменяющих, либо на специализированные государственные органы обязанности осуществлять воспитательное воздействие на несовершеннолетнего и контроль за его поведением. К специализированным органам относятся подразделения (отделы) по предупреждению правонарушений и преступности среди несовершеннолетних (ОПППН) органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних. Обязанность загладить причиненный вред заключается в денежном возмещении материального ущерба, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок или иной доход. При отсутствии такового ему необходимо своим трудом устранить причиненный вред, если для этого у него имеются соответствующие трудовые навыки. Обязанность загладить причиненный вред(при причинении морального вреда) может выражаться в виде публичного извинения. Ограничение досуга включает запрет на посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе управление механическим транспортным средством. Может быть запрещен выезд в другую местность без разрешения специализированного органа, ограничено время пребывания вне дома. Несовершеннолетнего могут обязать окончить начатое образование либо трудоустроиться, а также предъявить к нему другие необходимые требования.

Устинова Т.Д.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ" в других словарях:

    Меры уголовно правового характера, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, в порядке освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания, либо вместо наказания. Данные меры направлены прежде всего на… … Википедия

    Принудительные меры воспитательного воздействия Энциклопедия права

    Принудительные меры воспитательного воздействия - предусмотренные в ст. 90 УК меры государственного принуждения, назначаемые несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести, и влекущие его освобождение от уголовной ответственности и наказания. Основанием… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

    В уголовном законодательстве Российской Федерации, меры, заменяющие уголовное наказание в отношении несовершеннолетних, совершивших преступные деяния, не представляющие большой общественной опасности, если по обстоятельствам дела исправление… … Энциклопедический словарь

    Принудительные меры воспитательного воздействия - (англ. compulsory /forced measures of educative influence) в уголовном праве РФ меры, которые могут быть применены в отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести. Такой несовершеннолетний может… … Большой юридический словарь

    Принудительные меры воспитательного воздействия - в уголовном праве меры, применяемые взамен наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести. К П.м.в.в. относятся: предупреждение (разъяснение вреда, причинённого действиями несовершеннолетнего, и … Педагогический терминологический словарь

    ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - см. Несовершеннолетние … Словарь-справочник уголовного права

    В уголовном законодательстве Российской Федерации: 1) меры, заменяющие уголовное наказание в отношении несовершеннолетних, совершивших преступные деяния, не представляющие большой общественной опасности, если по обстоятельствам дела исправление… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, в уголовном законодательстве Российской Федерации: 1) меры, заменяющие уголовное наказание в отношении несовершеннолетних, совершивших преступные деяния, не представляющие большой общественной… … Энциклопедический словарь

    В СССР меры, применяемые к несовершеннолетним вместо уголовного наказания за преступления, не представляющие большой общественной опасности; за общественно опасные действия, совершенные в возрасте, исключающем уголовную ответственность;… … Большая советская энциклопедия

несовершеннолетний преступность судимость уголовный

Принудительные меры воспитательного воздействия. По своему содержанию эти меры являются воспитательными. Преследуя цель исправления несовершеннолетнего, суд при применении принудительных мер воздействует на подростка, прежде всего путем убеждения, доведения до его сознания понимания недопустимости совершения преступлений. Вместе с тем применяемые судом меры носят принудительный характер. Это выражается в том, что принудительные меры назначаются независимо от желания или согласия несовершеннолетнего либо его законного представителя. Исполнение этих мер обеспечивается силой государственной власти. Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия являются воспитательными по своему содержанию и принудительными по характеру исполнения. Принудительные меры разнообразны по своему содержанию. Каждая мера обладает спецификой воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя.

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Их реализация обеспечивается силой государственных органов, наделенных специальными полномочиями. Неисполнение назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в законе. Гаухман Л. Д. Уголовное право: Общая часть - М., 2000.

Учитывая психофизиологические особенности подростков, уголовный закон ограничивает круг наказаний, применяемых к несовершеннолетним.

Часть вторая статьи 90 УК РФ предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия:

  • а) предупреждение;
  • б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Статья 63 УК РФ, действовавшего прежде, выделял такие виды мер воспитательного характера как возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему; объявление выговора или строгого выговора; передача несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации.

В соответствии с частью первой статьи 91 УК РФ "предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом". Предупреждение имеет важное воспитательное и правовое значение. Предупреждение как мера воспитательного воздействия реализует цели исправления и превенции посредством разъяснения подростку характера и степени опасности совершенного им деяния, размера причиненного преступлением вреда и возможных последствий.

Предупреждение объявляется судом непосредственно в судебном заседании. Оно может быть сделано также и в коллективе по месту учебы или работы несовершеннолетнего

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, возникают из семейного права. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). СК РФ ст.63 стр. 30 - М.: Проспект, У 26 Кнорус, 2009. - 160 с. Но такая передача возможна лишь в случае, если родители и лица, их заменяющие, способны обеспечить не только надзор за поведением несовершеннолетнего, но и положительное воспитательное влияние на него. При применении данной принудительной меры родители ограничиваются в способах выполнения этой обязанности: обязанность родителя конкретизируется, и ему поручается, например, обеспечить контроль за свободным временем ребенка, не позволять ребенку покидать дом после определенного часа и др. Данная мера является своеобразным предупреждением родителям и другим лицам о возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с тем, чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности. В случае, когда родители и другие лица не согласны принять обязанность по надзору либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, отдается предпочтение специализированному государственному органу. Срок передачи под надзор несовершеннолетнего законом не устанавливается, он определяется органом, назначающим данную меру. Если несовершеннолетний исправился, то данный надзор по решению суда снимается.

Обязанность загладить причиненный вред назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего. Законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить - значит приуменьшить, смягчить вред, причиненный потерпевшему совершенным преступлением. Законом не определен и его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным. Однако необходимо обратить внимание на содержащееся в ч. 3 ст. 91 УК РФ указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки, свидетельствует о том, что законодатель имеет в виду в первую очередь имущественный ущерб. Гражданское законодательство предусматривает имущественное возмещение морального вреда, однако, в некоторых случаях с согласия потерпевшего моральный вред может быть заглажен извинением нарушителя.

Эта мера понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного вреда. Данная мера возлагается только с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Фактически это означает, что применение данной принудительной меры воспитательного воздействия возможно лишь к категории подростков старшего возраста (16-17 лет), обладающих по сравнению с лицами младшего подросткового возраста (14-15 лет) в большей степени трудовыми навыками и шансами иметь самостоятельный заработок, а следовательно, и определенное имущественное положение. В противном случае обязанность загладить причиненный вред ляжет на плечи родителей или лиц, их заменяющих, других родственников несовершеннолетнего, что сводит на нет смысл этой принудительной меры воспитательного воздействия.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест (например, дискотеки, ресторана, пивного бара, казино, ипподрома и других мест, пользующихся в том или ином населенном пункте дурной репутацией), использование определенных форм досуга (в частности, заниматься охотой, рыбной ловлей, азартными играми), в то числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток (например, с 21.00 до 6.00), выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа (комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и др.). Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа (последнюю часть этого требования выполнить в настоящее время сложно с учетом возрастных ограничений, связанных с трудоустройством и значительным уровнем безработицы в стране). Важно подчеркнуть, что перечень ограничений досуга и особых требований к поведению несовершеннолетнего не является исчерпывающим и при определенных условиях, связанных со спецификой личности несовершеннолетнего. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены требования, необходимые для его исправления (например, пройти курс лечения от алкоголизма или наркомании и т.п.). Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть уничтожение достоинства несовершеннолетнего.

Так как принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного характера. Так, например, могут быть одновременно назначены предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причинённый вред и ограничение досуга.

Предусмотренная законом система принудительных мер воспитательного воздействия создает основу для применения к несовершеннолетним освобождения от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Основанием для применения принудительных мер воспитательного воздействия является совершение несовершеннолетним впервые преступления небольшой и средней тяжести, возможность достижения исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

По общему правилу факт совершения лицом преступления может быть установлен только вступившим в законную силу приговором суда. Поскольку в этом случае допускается исключение из общего принципа, то уделяется особое внимание установлению факта совершения преступления. Данную меру нецелесообразно применять к лицу, не признавшему своей вины в совершении преступления, при этом следует учитывать, что признание, как и любое другое доказательство, должно оцениваться критически. У несовершеннолетнего могут быть веские основания для самооговора (например: страх перед уголовным наказанием или перед действительным преступником).

Возможность исправления несовершеннолетнего может быть установлена исходя из характера и степени опасности данного конкретного преступления, личности виновного, условий его жизни и воспитания и других обстоятельств дела.

Освобождение от уголовной ответственности по статье 90 УК - условное освобождение. "В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности" УК РФ ч.4 ст.90 стр. 32 - М.: Проспект, У 26 Кнорус, 2009. - 160 с..

Таким образом, систематическое, т.е. три и более раза невыполнение подростком назначенных ему одной или нескольких принудительных мер воспитательного воздействия дает основание специализированному государственному органу (например, комиссии по делам несовершеннолетних) внести представление в суд об ее отмене, который, если согласится с этим, принимает такое решение, после чего материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Освобождение от уголовной ответственности и применение принудительных мер не прерывают и не приостанавливают течения давности привлечения к уголовной ответственности, что необходимо учитывать при отмене принудительных мер.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча