08.04.2019

Императивный метод правового регулирования. Способ. Обратиться в государственный административно-технический надзор. Метод правового регулирования


В правовой науке применяется определенная система методов:

  1. Общенаучные методы.
  2. Всеобщие методы.
  3. Специальные методы.
  4. Частноправовые методы.

Современное конституционное право стремится расширить свой методологический аппарат путем использования все новых методов, направленных на трактовку правовых явлений.

Актуальная методология конституционного права в РФ

Особенность методов конституционного права основана на публично-правовом характере отрасли. По этой причине ключевой метод конституционного права имеет черты публично-правового метода регулирования общественных отношений, а именно: властный характер, императивность, директивность. Вышеупомянутые свойства метода конституционного регулирования отражаются в следующих средствах:

  1. он воплощается в конкретных правовых нормах, определяет конкретные государственно-правовые факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений;
  2. содержит указание на конкретных субъектов, регулируемых отношений;
  3. вызывает определенные правовые последствия.

Специфика конституционно-правового регулирования заключается в использовании учредительного метода регулирования . Особенность этого метода состоит в том, что помимо универсальных способов правового регулирования он использует специфические способы средства правового воздействия, такие как общее установление и конституционное закрепление.

Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституционных федеральных законах или в федеральных законах.

Специфика общего установления и конституционного закрепления заключается в том, что они не требуют специфически юридических средств обеспечения закрепляемых норм права, т.е. юридических санкций и имеют статутный характер. Используемые конституционные средства регуляции проявляются как непосредственно, так и опосредованно, через конкретизацию нормативных положений в конкретизирующих законах и иных нормативных правовых актах.

Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании, наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции, так называемых "мягких" средств регулирования. Это проявляется в привлечении договорных нормативных регуляторов, использовании конституционных обычных норм и конституционного прецедентного права. Отмеченную особенность метода конституционного регулирования следует дополнить указанием на присутствие в системе конституционного права значительного числа диспозитивных норм, что не характерно для публично-правового метода регулирования.

Это обстоятельство дало основание академику О.Е. Кутафину сделать вывод о том, что в системе российского права конституционное право сочетает в себе элементы как частного, так и публичного права. При этом преобладают черты публичного права, поскольку оно в большей мере связано со спецификой общих, государственных интересов, чем со сферой частных, индивидуальных и групповых. Исходя из того, что нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и для частного права, О.Е. Кутафин делает вывод о том, что конституционное право является публично-правовым. В выборе средств правового регулирования важное значение имеет предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования:

  • отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования;
  • регулирование властеотношений осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования.

Исходя из вышесказанного, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы поведения, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения.

Отдельно обратимся к методу государственно-правового регулирования. Он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Обычно государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью сопутствующих методов, а именно:

  • метод централизованного, императивного регулирования
  • метод субординации, при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах.
  • метод координации.

Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания.

Теперь нужно рассмотреть каждый из отраженных на рисунке методов подробнее. Начать следует с управомочивающего метода.

Управомочивающий метод конституционного права представляет собой наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правами.

Метод обязывания представляет собой по большей части позитивное обязывание, которое является способом правового воздействия, при котором в соответствующей правовой норме содержится предписание на совершение определенных обязательных и юридически значимых действий.

Метод дозволения базируется на дозволении.

Дозволение – это способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенного действия или бездействия, которые имеют или могут иметь юридические последствия.

В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот метод тесно связан с управомочивающим методом . Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомочивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

Метод запрещения содержит в себе запрет.

Запрет – это способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий .

Так, в соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации , никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В завершении следует отметить, что с помощью конституционного регулирования реализуется следующее:

  • закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
  • обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
  • закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

Литература

  1. Философский словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html
  2. Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права – М.: Юрист, 2001
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Колюшин Е.И.Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА – М, 2015.

Понятие и классификация юридических фактов и фактических составов.

Объекты правоотношений.

Понятие и виды субъектов правотворчества, правосубъектность и правовой статус субъектов права.

Виды правоотношений.

Понятие, признаки и состав правоотношений.

1.Понятие, признаки и состав правоотношений . Вопрос о понятии правоотношений является дискуссионным. Существует 2 точки зрения. 1ая – Правоотношения это урегулированные нормами позитивного права и охраняемые государством общественные отношения участники которых связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.

Исходя из этого можно выделить 3 признака: 1ый – правоотношения это определенный вид общественных отношений. 2ой – правоотношения – это волевые общественные отношения т.е. эти отношения носят волевой характер. Волевой характер правоотношений выражается в следующем: во1ых – в государственной воле которая всегда выражена в правоотношениях. Во2-ых – волевой характер правоотношений выражается в волеизъявлении участников правоотношений. 3ий признак - правоотношения это общественные отношения возникающие на основе норм позитивного права. 4ый – правоотношения это общественные отношения охраняемые государством поскольку эти отношения возникают на основе норм права то есть по воле государства то государство охраняет обеспечивает существование этих правоотношений. 5-ый – правоотношения это общественные отношения участники которых является носителями субъективных прав, юридических обязанностей и связаны с друг другом этими правами и обязанностями.

Состав правоотношений: - характеризует структуру точнее то из каких элементов состоят (складываются) правоотношения. Обычно выделяют в составе правоотношений 3 элемента: 1ый элемент – это субъекты правоотношений то есть это лица между которыми возникают, складываются правоотношения. По этому в правоотношениях принято выделять 2 стороны: управомоченную и обязанную. Управомоченая сторона это носитель субъективных прав, обязанная сторона – носитель юридических обязанностей. В реальных правоотношениях нередко одна сторона имеет 2 стороны. 2ым элементом правоотношений входящих в состав является содержание правоотношений которые образуют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. 3ий элемент правоотношений это объекты правоотношений это объекты правоотношения – это то по поводу чего возникают, складываются правоотношения.

2. Виды правоотношений, классификация . Правоотношения в юридической науке принято классифицировать по различным основаниям. 1ая классификация по отраслевому признаку т.е. с учетом отраслей права правоотношения подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, и тд.



2ая классификация с учетом основных видов правовых норм правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения складываются на основе регулятивных норм, охранительные на основе охранительных.

3я классификация с учетом поведения обязанной стороны правоотношения делятся на активные (активного типа) и пассивные (пассивного типа). В активных правоотношениях обязанная сторона должна вести себя активно т.е. совершать определенные действия. В пассивных обязанная сторона вести себя пассивно т.е. воздерживаться от совершения определенных действий (Никто не в праве посягать на чужую собственность).

4ая классификация – по степени определенности субъектов (участников) правоотношений. Правоотношения подразделяются на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях чётко определены и конкретизированы обе стороны: управомоченная и обязанная. В абстрактных правоотношениях четко определена и конкретизирована управомоченная сторона. Обязанной стороной является любой и каждый. Общие правоотношения – в них четко не определены и не конкретизированы обе стороны. Это правоотношения между всеми и всеми. Существуют и другие классификации.

3. Понятие и виды субъектов права и субъектов правоотношений, правосубъектность и правовой статус субъектов права. Субъекты права – это индивиды и организации которые могут быть участниками правоотношений т.е. носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Близким к понятию субъекты права является понятие субъекты правоотношений. Нередко эти понятия отождествляют и рассматривают как равнозначные. Принципиальной ошибки здесь нет, но определенные различия между субъектами права и субъектами правоотношений все же существуют. Это различие состоит в том, что субъекты права это возможные потенциальные участники правоотношений. Субъекты правоотношений это уже реальные участники правоотношений. По этому под субъектами правоотношений следует понимать индивидуумов и организации которые являются участниками конкретных правоотношений. Т.о. понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношений.

Виды Традиционно субъекты права и субъекты правоотношений подразделяют не 2 вида (категории). На индивидов или физических лиц и организации или юридических лиц. К индивидам относятся во первых граждане государства, во 2ых иностранные граждане или иностранцы. 3я разновидность – лица без гражданства (апатриды) – не являются гражданами какой либо страны. Нередко сюда относят бипатридов (2ое гражданство). В последнее время в литературе к индивидам стали относить беженцев, временных переселенцев, лица находящиеся в политическом убежище. 2я категория. К организациям относят во первых государство в целом. 2 разновидность – это органы государства, 3я – государственные организации (государственные учреждения, предприятия) 4я – не государственные организации (не государственные предприятия, предприятия, общественные организации, движения). Организации которые могут быть субъектами гражданских то есть имущественных правоотношений именуются в юриспруденции юридическими лицами. Т.е. юридические лица – это субъекты гражданских правоотношений. Понятие организации шире чем понятие юридическое лицо (некоторые ученые). Иногда выделяют еще одну категорию субъектов: социальные общности (первый предложил Алексеев) – народ, нации, трудовые коллективы. В последнее время в юриспруденции различают субъекты публичного и частного права. Субъектов публичного права подразделяют на индивидуальных субъектов или индивидов и коллективных субъектов (организации), а субъекты частного права подразделяются на физические и юридические лица.

Понятие и элементы правосубъектности. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов права . Для того, что бы быть субъектом правоотношений индивиды и организации должны обладать таким качеством как правосубъектность – это способность быть субъектом права отсюда и субъектом правоотношений. Вместе с тем правосубъектность это комплексное понятие включающее в свой состав 2 элемента: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это способность иметь юридические права и обязанности то есть если индивид или организация способны иметь юридические права и обязанности, значит они правоспособны. Обычно правоспособность рассматривают как абстрактную возможность иметь юридические права и обязанности. Принято различать правоспособность индивидов, в частности граждан возникает с момента их рождения и прекращается смертью. А правоспособность организации возникает с момента официального создания организации и прекращается с момента ликвидации. В литературе нередко правоспособность подразделяют на общую, отраслевую (трудовая) и специальную (некоторые организации обладают).

Дееспособность – это способность самостоятельно своими действиями осуществлять свои юридические права и обязанности. Понятие дееспособность имеет значение только для индивидов, поскольку дееспособность организаций сливается с их правоспособностью и автономно от правоспособности существовать не может. Дееспособность индивида имеет значение только в области гр. права. Правоспособность с рождения, а дееспособность с 18ти лет. На дееспособность влияет возраст, психическое здоровье индивида т.к. лица имеющие психические заболевания могут быть признаны судом недееспособными. Во 2ых некоторые др. факторы могут повлиять на дееспособность: родственные отношения, лица принимающие алкоголь или наркотики могут быть признаны частично недееспособными. Права недееспособных лиц осуществляют их законные представители.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – это способность самостоятельно нести юридическую ответственность за правонарушение. Деликтоспособность часто выделяют как дееспособность в охранительных правоотношениях. Иногда деликтоспособность придают самостоятельное значение и рассматривают её не как разновидность дееспособности, а как самостоятельный третий элемент правосубъектности.

Материальное содержание правоотношений составляют сами фактические общественные отношения. Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. Акцентируют внимание именно на юридическом содержании, поскольку оно составляет специфику правоотношений.

Субъективное право – это мера возможного (дозволенного) поведения субъекта правоотношений (управомоченная сторона обладает субъективными правами). Субъективное право – это не само поведение, не сами действия управомоченного субъекта, а лишь возможность определенного поведения, возможность совершить определенные действия. Субъективное право именуется в правоотношениях субъективным потому что оно принадлежит конкретному субъекту. В субъективном праве принято выделять 3 элемента которые называются правомочиями. 1. Право на положительное действия т.е. возможность субъекта правоотношений совершить те или иные действия (право собственности). 2. Право требования – это возможность управомоченной стороны требовать поведения от обязанной стороны (договор займа). 3. Право притязания – это возможность управомоченной стороны обратится в компетентные органы за защитой нарушенных прав и интересов. Выделяют и 4ый элемент – право на социальное благо (проф. Матузов), но оно растворяется как бы в трёх предыдущих.

Юридическая обязанность в правоотношении это мера должного необходимого поведения в правоотношении. Юридическая обязанность выражается в должном поведении. Юридическая обязанность в правоотношении это тоже не само поведение, не сами действия обязанной стороны, а только лишь долженствование или необходимость совершения определенных действий. Юридическая обязанность в правоотношениях тоже является субъективной, поскольку принадлежит конкретным субъектам, поэтому её можно назвать субъективной обязанностью. Однако термин субъективная обязанность в юриспруденции употребляется редко. Юридическая обязанность в правоотношениях имеет определенную структуру в составе которой обычно выделяют 2 элемента: 1. пассивная обязанность – это обязанность воздерживаться от совершения каких либо действий. 2. активная обязанность – это обязанность совершить определенные действия. Некоторые ученые выделяют 3ий элемент: юридическую ответственность – обязанность ответить за совершенное правонарушение.

5. Объекты правоотношений. Объекты правоотношений и объекты права . Объекты правоотношений – это те социальные блага по поводу которых возникают те или иные правоотношения и на которых направлены субъективные права и юридические обязанности субъекта правоотношений. Объекты делятся на материальные и на нематериальные.

Материальные – различные материальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги и тп.). Нематериальные – различные нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, имя человека, различные духовные блага).

Кроме материальных и не материальных нередко к объектам правоотношений относят действия и результаты действий обязанной стороны. Объекты правоотношений следует отличать от объектов права.

Соотношение этих двух понятий зависит от того в каком значении употребляются термин объект права. Если под объектом права подразумевается объект объективного права, т.е. норм позитивного права, то в этом случае объекты правоотношений и объекты права не совпадают т.к. объектами правоотношений являются определенные социальные блага, а объектами объективного права, т.е. правовых норм являются общество.

Если же под объектом права подразумевается объект субъективного права, то в этом случае объекты субъективного права совпадают с объектами правоотношений, т.к. объектами субъективных прав тоже является определенные социальные блага.

6. Понятие и классификация юридических фактов и фактических составов . Юридические факты – это основания возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки: 1. Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства, т.е. факты реальной действительности, связанные с жизнью людей. 2. Юр-ми фактами являются только такие факты реальной действительности, которые нашли отражение в гипотезах правовых норм и с которыми нормы права связали наступление определенных юридических последствий, т.е. либо возникновение либо изменение, либо прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов. 1) С учетом волевого содержания или связи фактов с индивидуальной волей отсюда юридические факты подразделяются на: события и действия. События – это факты, наступление которых прямо не связано с волей человека. События делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные – это такие факты, наступление которых вообще не зависит от воли человека (стихийные бедствия, достижение определенного возраста, естественная смерть). Относительные – это факты, наступление которых связано с волей человека. Начинается факт обычно по воле человека, а заканчивается помимо воли (рождение ребенка, смерть человека в результате самоубийства).

Действия – это юридические факты, которые всецело зависят от воли людей. Действия подразделяются на: Правомерные и неправомерные. Правомерны е – это действия связанные с выполнением требований правовых норм. Подразделяются на: 1. Юридические акты – это правомерные действия, имеющие своей целью вызвать определенный правовой результат (сделки, договоры, АПП и тп.) 2. Юридические поступки – это правомерные действия, которые вызывают правовой результат уже в силу своего существования, т.е. целенаправленность таких действий никакого значения не имеет (художник рисует картину и становится автором в любом случае).

Неправомерны е – это действия, нарушающие нормы прав, носящие противоправный характер. К ним относятся: правонарушения, объективно противоправные деяния (нет либо субъекта субъективной стороны), злоупотребление правом.

2) С учетом правовых последствий юридические факты делят на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие вызывают возникновение правоотношений т.е. объем субъективных прав и обязанностей (подача заявление о приеме на работу). Правоизменяющие - изменяют юридическое содержание правоотношений, т.е. объем субъективных прав и обязанностей. Правопрекращающие – прекращают правоотношения (смерть человека). Нередко один и тот же факт может быть в одних случаях правообразующим в другом правопрекращающим.

3) С учетом элементарного состава (сложности) юридические факты делятся на: простые и сложные. Простые – одноэлементные факты (договор займа). Сложные – многоэлементные элементы (правонарушение).

4) С учетом продолжительности существования юридические факты делятся на: факты однократного действия и на факты состояния. Факты однократного действия существуют непродолжительное время (договор займа). Факты состояния существуют неопределенно длительное время (состояние в родстве, в браке).

5) С учетом формы выражения юридические факты делятся на: положительные (реально существующий факт) и отрицательные (отсутствие факта тоже факт).

Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юридический факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юридических фактов в юриспруденции именуется фактическим (юридическим составом). Фактический состав – это такая совокупность юридических фактов, которая необходима для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Классификация фактических составов . 1ая с учетом правовых последствий подразделяются на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. 2ая с учетом порядка накопления юридических фактов в состав, юридические составы делят на: простые, сложные и смешанные. Простые – факты накапливаются в любой последовательности в любом порядке. Сложные – в строго определенной последовательности. Смешанные - вначале в любой, затем в строго определенной последовательности.

Фактические составы необходим отличать от сложных юридических фактов. Это отличие состоит в том, что фактические составы – это всегда совокупность юридических фактов то есть несколько юридических фактов, взятых вместе, а сложный юридический факт – это всегда один факт, но состоящий из нескольких элементов.

Тема: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1. Понятие и виды правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие . Правовое регулирование – это осуществляемая при помощи норм права и др. правовых средств воздействие общественные отношения с целью их упорядочения.

Признаки: 1. Правовое регулирование – это определенное воздействие на общественные отношения. 2. Правовое регулирование – воздействие которое осуществляется либо государством, либо с разрешения государства. (правовое регулирование это в принципе государственное регулирование). 3. Правовое регулирование – это воздействие которое осуществляется при помощи норм права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП). 4. Правовое регулирование – это воздействие направленное на упорядочение общ-ых отношений, на приведение их в определенную систему.

Виды правового регулирования: 1. с учетом субъектов осуществляющих правовое регулирование делятся на: государственное и не государственное. По средствам делится на: нормативное (при помощи нормативных актов) и ненормативное (при помощи индивидуальных правых средств, АПП). Правовое регулирование не следует отождествлять с правовым воздействием, т.к. правовое воздействие понятие более широкое. Правовое регулирование – это лишь одна из форм (основная).

Др. формами правового регулирования является информационное воздействие права и ценностно-ориентационное правовое воздействие. Информационное правовое воздействие выражается в том, что право несет определенную информацию. Ценностное правовое воздействие выражается в том, что право ориентирует поведение людей на определенные поступки (на совершение или не совершение каких либо действий).

Информационное и ценностное правовое воздействие осуществляются параллельно с правовым регулированием (когда НА вступил в силу и начал действовать) или предшествует правовому регулированию (когда НА опубликован но в законную силу не вступил т.к. не все НА начинают действовать с его момента опубликования).

2. Предмет, сфера в пределах правового регулирования . Предмет правового регулирования – это общественные отношения, но не все общественные отношения регулируются правом, по этому предмет правового регулирования состоит в следующем:

1. Волевые общественные отношения (есть и те которые складываются помимо воли людей)

2. Конкретные волевые отношения (право не способно регулировать волевые отношения как процесс - Пример: не может регулировать демографический процесс).

3. Конкретные волевые отношения поддающиеся внешнему контролю (право не может регулировать не поддающиеся контролю отношения – любовь, дружбу). Т.о. предмет правового регулирования составляют поддающиеся внешнему контролю конкретные волевые общественные отношения в регулировании которых государство заинтересованно.

Близким к понятию предмет правового регулирования является понятие сфера правового регулирования. Нередко эти понятия отождествляют. В тоже время сферу правового регулирования следует рассматривать шире, а именно как круг тех общественных отношений, которые регулируются и должны регулироваться правом. В этом случае предмет правового регулирования – это часть сферы правового регулирования.

Близкими к понятиям предмет и сфера правового регулирования является понятие пределы правового регулирования – это границы, рамки в которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Существуют объективные и субъективные пределы правового регулирования. Объективные обусловлены самими общественными отношениями (право объективно не может регулировать некоторые общественные отношения). Субъективные пределы правового регулирования определяются правотворческими органами. Законодатель определяет какие отношения регулировать а какие нет. Наиболее значимыми среди субъективных пределов являются временные, пространственные и субъектные (личностные) пределы. С этими пределами связано действие норм права и НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.

3. Действие норм права НПА во времени. Обратная сила и переживание закона . Действие во времени норм права и НПА – характеризуется началом и окончанием действия НПА т.е. вступлением их в силу и утратой ими юридической силы. НПА начинают действовать т.е. вступают в силу, либо с момента указанного в самих НПА, либо с момента определенного специальными НА. Если в акте не определяется момент вступления его в силу то НА вступают в силу следующим образом: ФЗ и законы некоторых субъектов РФ вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования. Нормативные указы президента РФ и НА правительства РФ вступают в силу по истечении 7 дней с момента их официального опубликования. НА центральных органов исполнительной власти имеющие всеобщее значение вступают в силу по истечении 10 дней с момента их опубликования. НА прекращают свое т.е. утрачивают силу в следующих случаях: 1. Временные НА по истечении срока на который они были изданы. 2. В случае их официальной отмены правотворческим органом. 3. В случае принятия и вступления в силу аналогичного НА (конституция). 4. В случае признания акта не законным судебными органами (КС и ВС). С действием НА во времени связаны обратная сила и переживание закона.

Обратная сила закона (НА) это распространенное действие НА на факты и отношения возникшие и сложившиеся до вступления этого акта в силу. По общему правилу закон обратной силы не имеет т.е. он распространяется только на те факты или отношения которые возникли с момента вступления этого акта в силу. НО в двух случаях закон может приобретать обратную силу. Во первых обратную силу приобретает закон который смягчает или устраняет ответственность (ст. 54 К РФ). Во вторых закон приобретает обратную силу если об этом прямо сказано в самом законе.

Переживание закона – это фактическое действие НА, формально утратившего силу. Имеет место тогда когда закон отменен или по другим причинам утратил свою силу, а урегулированные отношения сохраняются, но это имеет место тогда когда новый закон не приобрел обратной силы (применяется закон, действовавший в момент совершения преступления и если новый закон не отменил или не смягчил ответственность).

5. Методы, способы и типы правового регулирования . Методы это определенные способы и приемы которые используются государством при регулировании общественных отношений. Традиционно выделяют 2 основных метода правового регулирования:

1. метод централизованного регулирования (метод субординации, императивный, авторитарный, метод власти и подчинения).

Во вторых метод децентрализованного регулирования (метод координации, диспозитивный, автономии, равенства сторон). Императивный метод используется в публичном праве для регулирования вертикальных отношений т.е. отношений между государством и гражданами. В таких отношениях всегда присутствует властный субъект. Метод децентрализованного управления используется в частном праве при регулировании частных между гражданами и их организациями, властвующих субъектов нет.

Способы правового регулирования – это пути воздействия права на общественные отношения. Принято выделять 3 основных и 2 вспомогательных способа правового регулирования. К основным способам относят: запрет (запрещение), предписание или позитивное обязывание и дозволение. К вспомогательным способам относятся поощрения и рекомендации.

Типы правоотношений – это определенные режимы регулирования общественных отношений. Принято выделять два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Общедозволительный используется в частном праве, в его основе лежит общее дозволение и частные запреты. Регулирование строится по принципу разрешено всё кроме того, что конкретно запрещено. Разрешительный тип используется в публичном праве, в его основе лежит общий запрет и частное дозволение. Регулирование строится по принципу: запрещено все кроме того, что конкретно дозволено (определенная компетенция государственных органов).

Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием метода правового регулирования (в литературе эти термины применяются иногда как взаимозаменяемые).

Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. Обычно выделяют два основных метода правового регулирования:

    императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим. Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;

    диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях - заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

Как мы отмечали ранее, методы правового регулирования являются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.

В литературе в качестве самостоятельных выделяются также:

    метод поощрения (характерен, например, для трудового права);

    метод убеждения (характерен для большинства отраслей права);

    метод принуждения (характерен для отраслей права, предусматривающих юридическую ответственность).

Следует отметить, чтоспособы и методы правового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права. Так, дозволению как способу правового регулирования соответствуют диспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации. Соответственно, запрещению как способу правового регулирования присущи императивный метод, запрещающие нормы, соблюдение как форма реализации, а обязыванию - императивный метод, обязывающие нормы и исполнение как форма реализации права.

Типы правового регулирования

Общая направленность права на общественные отношения зависит от того, что лежит в основе правового регулирования - дозволение или запрет. В зависимости от этого правовое регулирование делится на типы:

    разрешительный тип;

    общедозволительный тип.

Разрешительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права. Применяется обычно в отраслях уголовно-право- вого комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право), административном праве и др.

Общедозволительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «разрешено все, кроме прямо запрещенного». Данный тип регулирования имеет место прежде всего в сфере гражданско-правовых отношений, когда субъекты вправе совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону.

В юридической практике указанные способы, методы и типы правового регулирования в чистом виде не встречаются: в любой отрасли права имеется их сочетание.

Структура механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования как система в общем случае имеет следующие элементы:

    норма права. Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;

    юридический факт (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение;

    возникшее с появлением юридического факта (фактического состава) правоотношение;

    реализация права;

    правоприменительный акт;

    охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.

Соответственно указанным элементам выделяются следующие стадии механизма правового регулирования:

    регламентация общественных отношений, входе которой издается соответствующая норма права;

    появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов. В юридической практике толчком к движению становится юридический факт, т. е событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;

    выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии правового регулирования определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, т. е общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;

    непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;

    издание правоприменительного акта - властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом случае правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели. В соответствии с правоприменительным актом возникает новое правоотношение (в этом случае правоприменительный акт выступает как юридический факт) и механизм правового регулирования вновь включается, но его содержание будет уже другим.

Рассмотрим действие механизма правового регулирования на конкретном примере. Так, у абитуриента есть цель - поступить в вуз. Для осуществления права на поступление в вуз абитуриент опирается на соответствующие нормы права, т. е стадия регламентации общественных отношений уже имела место. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Данная норма права нашла дальнейшее развитие в издании федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и ряде подзаконных нормативных актов.

Для того чтобы эта норма начала работать, нужно появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которыми являются соответствующие юридические факты. Таковыми являются достижение лицом определенного возраста, получение им общего среднего образования и главный в данном случае юридический факт - подача самим лицом заявления о желании учиться в конкретном вузе с приложением всех необходимых документов.

Данный фактический состав приводит в движение весь механизм правового регулирования. В рамках возникших правоотношений происходит юридическая квалификация юридических фактов, т. е их сопоставление с соответствующими правовыми нормами. Появляются взаимные права и обязанности: с одной стороны - абитуриента, а с другой - администрации вуза. Последний, в частности, обязан обеспечить необходимые условия для проведения конкурсного отбора наиболее подготовленных абитуриентов.

Акт реализации права констатируется в соответствующем правоприменительном акте - приказе ректора вуза о зачислении в образовательное учреждение.

Приказ ректора о зачислении - правоприменительный акт - вызывает к жизни новое правоотношение, связанное с получением высшего образования. В этом случае также действует механизм правового регулирования с новым содержанием.

В механизме правового регулирования возможна еще одна, шестая стадия механизма правового регулирования -защита нарушенных прав, что может быть в случае, если одним субъектам правоотношений не удается реализовать свои права в результате неправомерных действий других субъектов. Возникновение правоприменения в этом случае связывается с обстоятельствами негативного характера (опасность правонарушения либо правонарушение).

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.3.7

Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государствоведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается метод правового регулирования

как совокупность способов воздействия на субъектов общественных отношений. Рассмотрены обстоятельства, предопределяющие метод правового регулирования: целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы; свойств субъектов правового отношения; характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения; положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями; различных средств обеспечения и охраны правовых норм; оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор). Автор дает классификацию методов и способов правового регулирования. Императивный метод раскрыт через обязывание и запрещение. В статье рассмотрены способы диспозитивного правового регулирования: поощрение, рекомендация. Автор формулирует дефиницию индифферентные диспозитивные нормы. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении без поощрения и рекомендаций.

Ключевые слова: метод правового регулирования, способы правового регулирования, правомочие, обязывание; запрещение, диспозитивный метод правового регулирования, императивный метод правового регулирования, индифферентное диспозитивное регулирование, поощрение, позитивная ответственность, рекомендация, сверх нормы деятельность, правомочие.

1. Понятие метода правового регулирования

Право призвано активно воздействовать на поведение людей. Именно для этой цели оно создается, и именно по ее достижению оценивается его эффективность. Право может воздействовать на участников общественных отношений достаточно разнообразными приемами, которые зависят от вида отношения, свойств его участников и ряда других обстоятельств.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия на субъектов общественных отношений.

Метод правового регулирования зависит от:

Целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы;

Свойств субъектов правового отношения;

Характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов -правоотношения;

Положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями;

Различных средств обеспечения и охраны правовых норм;

Оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор).

Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы. Деятельность государства на длительный период времени задается его функциями. Цели могут достигаться активными действиями, для достижения которых государство «вынуждает» доступными ему приемами совершать необходимые для него действия. При этом цель может оставаться одной и той же, а способы правового воздействия на граждан изменяться. Существенными факторами, влияющими на выбор приемов в конкретных условиях, являются политический режим, сила и авторитет государства, господствующая идеология. Так, необходимость осуществить крупномасштабное строительство государство вызвала к жизни целый ряд разных правовых решений: 1) сделать это идеологической конструкцией, национальной идеей, и тогда субъекты права под воздействием эмоционального состояния причастности к высоким государственным делам сделают необходимое (стройки ХХ века, например Байкало-Амурская магистраль, освоение целины и др.); 2) заинтересовать участников общественных отношений привлекательными для них стимулами -материальными или идеальными, - под влияниями которых субъект права достигает необходимых государственных целей и получает соответствующее поощрение; 3) запретить альтернативные пути достижения целей субъекта права. Он должен достигать своих целей только в случае совпадения (или хотя бы непротиворечия) своих личных и государственных целей; 4) обязать (заставить) совершить необходимые государству действия под влиянием наказания, или действие совершается как санкция за ранее совершенное правонарушение (принудительные работы).

На методы правового воздействия государства оказывают влияние свойства субъектов правового отношения. Субъекты

права могут быть публичными. Тогда они непосредственно наделяются правами и обязанностями государства для реализации его функций, что и предопределяет особенности воздействия на него со стороны высших органов государственной власти. Публичные субъекты имеют двойственное начало, так как, с одной стороны, по отношению к одним субъектам (гражданам) они являются властными и дают им указания относительно их правомерного поведения, а с другой - получают указания по вертикали органов государственной власти. Граждане же находятся только в горизонтальных связях. Оказывая воздействия на участников общественных отношений, государство использует желаемые и нежелательные для конкретных субъектов последствия, которые имеют для них значение. Например, граждане могут подвергаться лишению свободы, а органы государственной власти - роспуску. Граждане обладают свободой выбора модели правомерного поведения, а публичные органы могут действовать только в пределах их компетенции.

Правовые отношения по общему правилу являются двусторонними, соответственно две стороны этого отношения находятся в определенном положении друг по отношению к другу. Характер и взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношения, отражая их правовую природу, имеют результатом положение субъектов друг по отношению к другу. Субъекты права всегда обладают взаимными правами и обязанностями, но они могут обмениваться ими в равном положении или в положении зависимости одного от другого. Они могут обмениваться правами и обязанностями по собственному желанию или по принуждению. И это их положение может изменяться в разных правоотношениях с одними и теми же участниками. Так, государство и юридическое лицо могут встретиться в гражданско-правовых отношениях. По характеру гражданские отношения

Это отношения равенства, взаимосвязь прав и обязанностей субъектов возникает по желанию участников. Эти же участники могут войти во взаимодействие по привлечению к юридической ответственности. В таких административных отношениях стороны не равны друг другу, а орган государственной власти предъявляет требования к подчиненному ему субъекту. Таким образом, положение субъектов правоотношения друг к другу, опосредованное их правами и обязанностями, характеризует метод правового регулирования. Координация (равенство) и субординация (подчинение одного другому) - два основных положения субъектов друг по отношению к другу.

При реализации прав и обязанностей могут быть использованы различные средства обеспечения и охраны правовых норм. Набор этих правовых средств достаточно определен, он сложился и практически неизменен: наказание, награда. Формирование конкретного инструментария в рамках правового средства, наоборот, изменчиво, реагирует на изменения социальной среды, формы государства, правовую идеологию и ряд других факторов. Так, могут применяться смертная казнь, штраф, лишение специальных прав и широкий спектр санкций, которые как раз детерминированы формой государства. Например, демократическое правовое государство провозглашает принципы индивидуализации и соразмерности наказания, гуманизма, которые существенно влияют на

диапазон тех средств, которые государство может применить к управляемым субъектам. Так, едва ли возможно сегодня обеспечивать правопорядок сжиганием на костре нарушителей правил дорожного движения.

Основания возникновения правоотношения определяют набор средств правового взаимодействия на субъектов права. Стороны заключают гражданско-правовой договор по собственному желанию, на свой страх и риск. Правовые нормы предоставляют им свободу выбора при вступлении в эти отношения, они имеют возможность самостоятельно определять свои взаимные права и обязанности в договоре при условии их соответствия законодательству. Договорные отношения равные, санкции призваны обеспечить интересы сторон договора.

Правоотношения, возникающие на основании актов органов государственной власти, имеют властную природу. Государственные документы возлагают обязанности на участников отношений в одностороннем порядке без участия субъектов правоотношений. Именно эти отношения подлежат первоочередной защите со стороны органов государственной власти в силу их публичного происхождения.

Общественные отношения могут регулироваться методом властных распоряжений, например, управление государственной собственностью, уплата налогов. Данные отношения являются неравными: одна сторона обладает правомочиями оказывать воздействие на другую сторону, то есть отношения построены на началах субординации. Отношения могут строиться также на началах равенства и автономии, в их основании чаще всего лежит договор. Именно по такой моделе строятся гражданские правоотношения.

Большое значение приобретает разделение частных и публичных отношений, дозволительных и обязательных, императивных и диспозитивных. Наиболее четко эта грань просматривается при сравнении гражданских и административных отношений. В гражданских отношениях стороны выступают в качестве юридических и физических лиц. Органы государственной власти выступают как юридические лица и лишены возможности использовать свою власть. Однако в правовых отношениях, в которых государственный орган обладает властными полномочиями, их регулятором будут нормы административного права либо другого публичного права. В Гражданском кодексе РФ (п. 3 ст. 2) этот вопрос разрешается следующим образом: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Выделяют императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

2. Императивный метод правового регулирования

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Запрет - это возложенная на субъект права обязанность

воздерживаться от определенного поведения. Реализация запрета осуществляется посредством бездействия субъекта права. Это способ является императивным, так как он не дает альтернатив единственной модели правомерного поведения - бездействию. Запрещающие нормы могут содержать соответствующие слова: «запрещается», «не допускается», «нельзя». Нередко непосредственно в текст не включаются глаголы, но из структуры нормативного правового акта следует, что описывается именно запрещенное поведение. Именно так формулируются нормы Уголовного кодекса РФ. Запрет на совершение описываемых в статьях деяний следует из названия раздела (преступления против личности) и названия главы (преступления против жизни и здоровья). Также запрет можно понять из использования слова «наказывается» после завершения описания собственно состава преступления. Совершение запрещенного деяния является правонарушением и наказывается соответствующими юридическими санкциями. Иногда запрет тесно сливается с обязыванием. При таком положении можно одно и то же по содержанию правило изложить как с использованием запрета, так и с использованием обязывания. Например, статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» устанавливает состав преступления: заведомое оставление без помощи лица,

находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Статья УК РФ формулирует правовое требование: не оставлять человека без помощи. Фактически это запрет на бездействие. И в этой же статье указывается обязывание: оказать помощь этому лицу. Запрет бездействовать истолковывается через требование действия.

Обязывание также является способом императивным. Его воздействие проявляется в требовании к субъекту осуществить определенное действие. При этом в правоотношении имеется управомоченная сторона, которой предоставлено право требовать исполнения соответствующей обязанности. Обязанности могут устанавливаться в различных отношениях. В трудовых правоотношениях обязанности приходить на работу в определенное время соответствует право работодателя требовать начать работу в определенное временя. Обязанности платить налоги соответствует право налогового органа требовать уплаты налогов. Алиментарные обязанности одних членов семьи соответствуют правомочиям других. Так, родители платят алименты, а их получателями являются дети, которым принадлежит соответствующее право требования. Неисполнение обязанности является основанием для привлечения к юридической ответственности.

И запрещающее, и обязывающее воздействие как формы императивного метода правового регулирования объединяет то, что они возникают без желания субъекта правоотношения. Возникают эти правоотношения на основании законодательства вне зависимости от интересов обязанного лица. Управомоченное лицо (или лицо, действующее в его интересах) свое намерение использовать принуждение воплощает в

акте (иск о взыскании алиментов, постановление о привлечении к налоговой ответственности, решение суда и т.п.).

Обязывание и запрещение обеспечиваются санкциями правовых норм.

3. Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами. Диспозитивность означает, что стороны обладают правом вступать в эти отношения, но могут и не делать этого. Законодательством может устанавливаться запрет на установление обязанности вступать в диспозитивные по своей правовой природе отношения. Так, трудовые отношения диспозитивны, и, соответственно, принудительный труд не допускается. Однако в рамках другой отрасли права - уголовного права -имеются исключения в регулировании отношений в сфере труда. Так, статья 53.1 УК РФ устанавливает в качестве санкции принудительные работы. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Запрещается принуждение к заключению гражданско-правового договора, вступлению в брак, что предопределяется диспозитивной правовой природой этих отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования может иметь несколько проявлений, которые выявляют отдельные его нормы: информативные (индифферентные), рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные нормы по общему правилу информативные. Они сообщают субъекту права о возможности его правомерной деятельности. В частноправовых отношениях (например, гражданских) граждане вообще свободны, в том числе они могут совершать действия, не указанные в законе. Субъект права самостоятельно определяет потребность в реализации диспозитивных норм и приступает к их осуществлению.

Но может иметь место и определенный вектор намерений от власти. Так, государство в некоторых случаях может быть заинтересовано в определенном поведении субъектов права, но по каким-то причинам не имеет возможности применить обязывание или запрет. Сохраняя намерение оказать на участников общественных отношений воздействие, органы государственной власти применяют рекомендации и поощрения. В отличие от других диспозитивных норм (условно назовем их индифферентными) при использовании рекомендательных норм государство заинтересовано стимулировать определенную правовую активность граждан и использует для этого мотивацию субъектов права.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот способ, могут содержаться слова «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т.п. Реальное воздействие рекомендательного способа зависит от авторитета их источника, автора.

Рекомендация - это предложение совершить определенную деятельность, не имеющее никакого конкретного поощрения. Субъект права выполнит рекомендацию из намерения быль послушным, лояльным, выделиться из числа других субъектов права с желанием позже воспользоваться этим в своих целях. Поощрение может лежать не на поверхности, а быть частью правового статуса и в нужный момент получить положительную оценку со стороны заинтересованных государственных органов.

Государство, формулируя рекомендацию, фактически ждет исполнения, что соответствует обязыванию. Этот способ правового воздействия может быть понят через поговорку - «предложение, от которого нельзя отказаться». И действительно, если устранить это ожидание государства, то норма станет избыточной. Например, рекомендация правотворческим органам привести свои акты в соответствие с вышестоящими документами.

Важным для понимания правовой природы поощрения и рекомендаций является понятие «подвига», «сверх нормы деятельности». То есть субъект права добровольно берет на себя дополнительные обязанности в расчете на положительную оценку своего поведения со стороны государства. При этом рекомендация - это предложение совершить что-то без конкретной награды, а поощрение имеет четко установленную награду.

Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т.п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели. Поощрение должно представлять для субъекта права желаемую награду в моральной или материальной форме. Выбор конкретной награды имеет культурно-исторические особенности и существенно изменяется в связи с развитием общественных отношений. Преобладание материальных стимулов - знак нашего времени. Эффективным является сочетание моральных и материальных стимулов. Уменьшение ответственности или ее устранение также может выполнять функцию поощрения. Так, ст. 76.1 УК РФ установлено, что по ряду составов правонарушитель освобождается от уголовной ответственности, если он возместил ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления и перечислил в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

Большое социальное значение имеют нормы, которые выступают стимулом сверхнормодеятельности в течение длительного периода - 20, 30 и более лет. Субъект права совершает ряд инициативных поступков, зная

о возможной перспективе награды. Такие нормы требуют от законодателя ответственного поведения, так как он не должен менять условия в течение всего срока действия для лиц, выполняющих установленные условия. Так, награда орденом за длительную активность станет невозможной, если законодатель отменит орден. Но это станет наказанием для лиц, сознательно стремившихся к достижению установленных показателей для награды.

Максимальный результат дает «чествование героя». Отсутствие награды лишает поступок героизма и, по сути, сводит на нет все поступки активного правомерного субъекта. Незаслуженное предоставление награды снижает общий позитивный потенциал награды, а может и вообще лишить его. Так, известны истории массовых награждений к каким-то датам, например, 850-летию Москвы. В рамках кампании награды раздаются по спискам, требования к кандидатам снижаются, и в результате награды получают совершенно разные субъекты, а смысл награды исчезает.

Диспозитивные нормы, которые не мотивируют на определенное поведение рекомендациями и поощрениями, можно называть индифферентными. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении. Предложение субъекту права осуществить определенные права по сути своей в частном праве является избыточным, так как субъекту права и так разрешено все, что не запрещено. Фактически законодатель информирует субъектов права о рациональных моделях. Так, граждане могут составить любой гражданско-правовой договор, но им предлагаются договоры купли-продажи, мены, дарения и другие для упрощения их выбора. По сути, диспозитивного правового регулирования не может быть. Фактически оно диспозитивно только на входе в правоотношения. Диспозитивность состоит в праве выбора: вступать в эти отношения или нет. Если выбор сделан, субъект права незамедлительно попадает в действие императивных норм. Так, субъект права, действуя в рамках диспозитивного метода, самостоятельно принял решение заключить сделку на сумму 100 000 рублей. И тут же на него возлагается правовая обязанность совершить сделку в письменной форме, что императивно установлено в ст. 161 ГК РФ.

К диспозитивному методу правового регулирования относится правомочие, которое состоит в наделении субъекта правом требовать от другого субъекта совершения в его пользу определенных действий. Правомочие принадлежит лицу, обладающему правом, и оно будет реализовано только в том случае, если обязанное лицо совершит определенные действия. Законодательством предусмотрено огромное количество гарантий, которые реально могут быть осуществлены только при условии действий других субъектов. Так, для реализации конституционного права на образование должны существовать образовательные учреждения, которые своими действиями трансформируют правомочие в содержательный процесс.

Дозволение реализуется без участия других субъектов права, чем оно отличается от правомочия. Дозволение состоит в предоставлении субъекту права возможности действовать определенным способом и закреплять результаты этой деятельности. Так, законодательство закрепляет право быть автором произведения и гарантирует его. Дозволение обеспечивает

активность граждан, так как, видя правовые гарантии, они развиваются. Лицо в рамках дозволений действует, удовлетворяя свои интересы своими действиями: человек имеет творческие способности быть автором, и он им становится (создает произведение). Законодательство гарантирует его права и уведомляет иных участников общественных отношений о наличии этого права и его защите.

Библиографический список

1. Альференко А.В. Метод регулирования в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2013.

2. ГенрихН.В. Предмет и метод уголовно-правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук.- Рязань, 2011.

3. Долгополова М.В. Актуальные проблемы предмета и метода правового регулирования. - СПб., 2009.

4. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2000.

5. Марченко О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2004.

6. Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1996.

Способы, методы, типы правового регулирования.

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования:

1. дозволение (управомочение);

2. обязывание (позитивное обязывание);

В литературе называются и другие способы: стимулы, санкции, правомочия (В.М. Сырых); рекомендование (С.А. Комаров); принуждение, предупреждение, поощрение (И.П. Слободнюк, В.М. Макаган); стимулирование (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права. Обязывания (точные позитивные обязанности) (позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность), связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями.

Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание граждан, иными лицами совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий.

Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий.

Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья - юридические нормы, правоотношения, акты реализации во многом определяя их черты и особенности.

Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Виды методов правового регулирования . Обычно выделяют два главных метода:

1. централизованный (метод директивный, императивный);

2. децентрализованный (метод автономный, диспозитивный).

Централизованный метод. Его отличает:

Регулирование на властно-императивных началах; «сверху - донизу»;

Строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений;

Использование предписания в качестве основного юридического средства;

Использование для защиты интересов общества в целом и государства.

Децентрализованный метод. Его отличает:

Возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению;

Равноправие сторон;

Он основан на дозволениях.

В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве.

Тип правового регулирования . Он представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования - дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования:

1. общедозволительный (дозволительный);

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом). В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом.

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели.

Запретительный тип. Он применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т.д.); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения.

Правовой режим. Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего не благоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения).


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча