30.03.2019

Правовое регулирование земельных отношений Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав. Истоки правового регулирования общественных земельных отношений. Правовое регулирование общественных земельных отношений по русскому зе


Формирование крепостного права уходит во времена становления Киевской Руси. В то время подлежали усиленной охране все частные землевладения. На это указывает текст статьи 34 «Русской Правды» (Краткая редакция). В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии.

В 1580 г. Церковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения

Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и документация способствовали созданию системы крепостного права.

В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г. и последующими указами о заповедных и урочных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г.

Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II. Этими принципами стали:

а) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками;

б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;

в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

Первая земельная реформа в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.

Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, существенно не затрагивая правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г.

В основе последующих Указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., а также Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной).

В период «Столыпинской» реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. По правовому режиму земельной фонд России того периода включал:

  • Государственные земли.
  • Монастырские земли.
  • Майоратские земли.
  • Частновладельческие земли.
  • Посессионные земли.
  • Общественные земли.

Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся недостатки существующего в то время законодательства, Россия была одним из основных поставщиком сельскохозяйственной продукции в страны Европы и «Старого света». Это, в свою очередь, существенно влияло на существующий высокий мировой статус России в целом.

Страница 1 из 6

3.1. Земельно-правовой режим в России до 1861 г.

Исторические исследования не дают оснований для предположе-ния о наличии рабовладельческого землевладения на территории Рос­сии.

Письменные источники свидетельствуют о том, что начиная с XI в. на территории современной России стала складываться феодальная земельная собственность - экономическая основа господства клас­са феодалов. Эти факты подтверждаются и археологическими дан­ными.

Первичной формой экономической реализации феодальной земель­ной собственности явилось полюдье, представлявшее собой институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором в об­наженной форме выступали отношения господства и подчинения, рав­но как и начальная фаза превращения земли в феодальную собствен­ность 1 .

Анализ ст. 3 Русской Правды, в которой «людин» противопостав­лялся «княжу мужу», показывает, что в Древней Руси произошла диф­ференциация общества на феодалов и нефеодалов, поскольку под тер­мином «люди» Русская Правда подразумевала всех свободных лиц, преимущественно крестьян-общинников, составлявших основную мас­су населения.

Феодальный строй России вырос из первобытнообщинного, а так­же из элементов патриархального рабства - начальной формы рабо­владения, при которой рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, выполнявшие наиболее тяжелую работу. Это обстоя­тельство наложило отпечаток на процесс формирования феодального строя и его дальнейшее развитие.

Первоначально подлежали усиленной защите все частные земле­владения. Например, в ст. 34 Русской Правды (Краткой редакции) устанавливался высокий штраф за порчу межевого знака, что указы­вало на заботу древнерусского государства об обеспечении устойчи­вости земельных отношений.

Затем выделяются «лучшие мужи» - владельцы феодальных вот­чин. Поскольку крупное землевладение, позволявшее применять более эффективное землевладение, становится лидирующим, под его покро­вительство идут разорившиеся и обнищавшие крестьяне. Они попа­дали в зависимость от крупных землевладельцев.

Древнерусское государство обеспечивало правовой статус предста­вителей класса феодалов, поскольку они были более надежной опорой, нежели общинники и свободные люди. Так, в ст. 19-28, 33 Русской Правды (Краткой редакции) определялся особый порядок охраны как феодальных землевладений, так и служителей, работавших на них (ста­рост, огнищан и пр.).

Одновременно развивались и совершенствовались отношения фе­одальной части населения с нефеодальной при усилении феодального господства. Например, лица, попавшие в долговую кабалу к феодалу, становились закупами, т.е. обязанными своей работой в хозяйстве феодала вернуть полученную у него «купу» (долг), для чего им предо­ставлялись земельные угодья и средства производства. Если закуп совершал побег, то он превращался в полного («обельного») холопа (ст. 56-65, 66 Русской Правды (Пространной редакции)).

Установление феодальной зависимости сельского населения было длительным процессом, но и после своего становления феодализм претерпевал определенные, характерные для России изменения.

Анализ этого исторического материала дает основание говорить о следующих особенностях правового регулирования земельных отноше­ний в Древней и Средневековой Руси.

  1. В Киевской Руси феодальные отношения развивались неравно­мерно. Например, в Киевской, Галицкой, Черниговской землях этот
    процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
  2. В Новгородской феодальной республике развитие крупного фе­одального землевладения происходило быстрее, чем на всей остальной территории Руси, причем росту могущества новгородских феодалов спо­собствовала жестокая эксплуатация покоренного населения, проживав­шего в обширных новгородских владениях.
  3. Феодальное землевладение порождало в средние века взаимо­связь феодалов с помощью системы вассальных отношений типа вас­салитета-сюзеренитета. Существовала личная зависимость одних вас­салов от других, а великий князь опирался на меньших князей и бояр; они искали у него защиты во время частых военных стычек.
  4. Высокий авторитет религии в древние й средние века порож­дал земельное господство церкви, получавшей значительные земель­ные угодья от государства и феодалов. Например, традиционным было со стороны феодалов дарение церкви и монастырям части земельных угодий, закладываемых на вечный помин души, пожертвования ими земель для возведения храмов, монастырей и для других нужд. Имели место и факты занятия земель с нарушением земельных прав других лиц. Так, в 1678 г. на монахов Трифонова монастыря (ныне - г. Вят­ка) поступила жалоба от крестьян, у которых силой были отобраны сенокосы и рыбохозяйственные водоемы.
  5. Развитию феодальных отношений способствовали такие обстоя­тельства, как почти двухвековое господство над древнерусским госу­дарством Золотой Орды. Требовалась систематическая выплата дани, но при рутинном состоянии феодальной техники эффективность зем­леделия могла быть достигнута лишь путем открытого насилия над личностью крестьянина. Эти два обстоятельства при укреплении фе­одальных тенденций способствовали долгому и прочному господству крепостного права в России вплоть до 1861 г.

Возникновение, формирование и укрепление феодальных отноше­ний в древнерусском государстве имели прогрессивное значение на определенном этапе его развития, поскольку это помогло сформировать и укрепить региональные (княжеские) образования, централизованное объединение которых позволило создать могучее Российское государ­ство.

Вместе с тем феодальная раздробленность была тормозом экономи­ческого развития регионов, поскольку сдерживала обмен между ними (товарный, информационный и т.п.). Это отрицательно сказывалось на развитии земледелия, сельского хозяйства, ремесел, культуры и других сфер общественной жизни.

Поскольку верхушка феодальной знати представляла собой глав­ную оппозицию власти государя, к концу XV в. появилась ярко выра­женная тенденция к ограничению ее привилегий и формированию нового класса - помещиков-дворян.

Помещикам-дворянам давалась земля под условие службы госуда­рю, и первая крупная массовая передача земель московским служилым людям произошла в конце XV в. после присоединения Новгорода к Москве (1478 г.) - Иван III пожаловал им конфискованные новгород­ские земли, а в XVI в. помещичье землевладение стало важной фор­мой хозяйствования.

Раздача земель дворянскому войску усиливала эксплуатацию крестьянства, что побуждало крестьян отправляться на поиски мест, где феодальный гнет не был так тяжел. Подъем миграционной волны вызвал потребность в ограничении таких перемещений. Ограничитель­ные мероприятия осуществлялись вначале путем заключения между­княжеских договоров, а затем было применено правовое вмешатель­ство: установлен запрет на перевод крестьян с княжеских земель на частные земли; крестьянин имел право перехода только один раз в году- в Юрьев день (26 ноября) и в течение недели после него; была введена высокая плата за уход от феодала и т.п.

Раздача земель дворянскому войску консервировала феодальную систему, но прекратить ее было нельзя, поскольку другие источники укрепления армии отсутствовали.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппози­ционной княжеско-боярской аристократии. Некоторые из малых кня­зей и бояр в годы опричнины погибли, другие получили новые земли в неопричных уездах из рук царя как пожалование под условием вер­ности и службы. В результате не только был нанесен удар по старой феодальной знати, но и,подорвана ее экономическая основа, посколь­ку раздаваемые земли перешли служилым людям.

В начале XVI в. была предпринята попытка ограничить рост цер-ковно-монастырского землевладения, занимавшего до "/ 3 всех феодаль­ных владений в стране. В некоторых местностях (например Владимир­ской, Тверской) духовенству принадлежало более половины всех земель. Поскольку эта попытка вначале не увенчалась успехом, в 1580 г. цер­ковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, при­нимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо дру­гим способом свои земельные владения.

Во второй половине XVI в. была проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем, а также служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем правительство провело повсеместное описание земель с подразделе­нием их на окладные единицы («сохи») в зависимости от качества угодий. Полученная и документально закрепленная информация спо­собствовала созданию системы крепостного права в сельском хозяйстве России, благо государство нашло способ избавления и от Юрь­ева дня. Так, с 1581 г. стали вводиться «заповедные лета», т.е. годы, ког­да Юрьев день не действовал, а в 1649 г. произошло окончательное за­крепление крестьян за феодалами - введено крепостное право.

В XVII-XVIII вв. фактически сложился земельно-правовой строй России, который не был полностью разрушен в ходе февральской ре­волюции 1917 г., а через пару десятилетий отдельные элементы этого строя в трансформированном виде были закреплены в нормах земель­ного законодательства советского периода.

Сложившийся земельно-правовой строй России в дореформенный (до 1861 г.) период приспосабливался государством к новым истори­ческим потребностям.

1. Формировался земельный фонд России через Генеральное ме­жевание, развернувшееся с середины XVIII в. и продолжавшееся де­сятилетия.

Начало Генеральному межеванию было положено в 1754 г. в рам­ках правовой политики «просвещенного абсолютизма». В 1765 г. пра­вительством Екатерины II был опубликован манифест о началах пред­стоящего отмежевания частновладельческих земель в России, а в 1766 г.- «Генеральные правила» и «Наставления землемерам» по* проведению межевания. Эти правовые акты более чем 100 лет игра­ли основополагающую роль в организации и регулировании земель­ного кадастра в России.

Генеральное межевание представляло собой более развитую сис­тему земельного учета по сравнению с писцовыми книгами, которые, при всей их доскональности, охватывали лишь малую часть всего зе-мельного фонда страны. Кроме того, Генеральное межевание привело к обновлению принципов российского земельного права: всеобщно­сти учета земель; документальности фактического владения землей, ра­ционального размещения угодий и т.п.

С осуществлением мероприятий по Генеральному межеванию сни­мались многие проблемы, порождавшие земельные споры из-за описа­тельного характера границ владений по писцовым книгам. Составле­нием правильных топографических планов всех земельных владений разрешились многочисленные земельные споры, возникавшие до Гене­рального межевания. Вместе с тем возложенная на субъектов земле­пользования обязанность документального доказывания земельных прав повсеместно привела к расхищению земель при межевании со­циально слабых субъектов землевладельцами-феодалами.

2. На земельные отношения накладывался буржуазный отпечаток, вносящий свои коррективы в земельно-правовое регулирование:

  • создаваемые промышленные предприятия ощущали нужду в ра­бочей силе, поэтому появился статус деревень, прикрепленных к заво­дам, крестьяне которых обязаны были на них трудиться. Например, указ «О покупке к заводам деревень» отменял запреты для купцов и про­мышленников покупать населенные деревни, запретив продажу таких деревень отдельно от заводов и без разрешения Берг- и Мануфактур-коллегии, а также использование этих деревень в качестве залога;
  • под напором развивавшихся капиталистических отношений госу­дарство отменило монопольное право на землю. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме поме­щичьих, право покупать землю, а Указ от 3 марта 1848 г. предоставил такое же право и помещичьим крестьянам;
  • была предоставлена возможность прекращения крепостнических отношений на возмездной основе. Так, указ от 20 февраля 1803 г. (о свободных хлебопашцах) предоставил помещикам право (но не обя­занность) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп, а указ 1842 г.- возможность предоставления поме­щиками земли крестьянам по договору в пользование, за что послед­ние должны были нести в пользу помещиков определенные повин­ности; сохранялись права помещиков вершить суд и расправу над крестьянами за проступки и маловажные преступления;
  • в целях недопущения дробления земельных владений указ от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» предоставил дворянам право передавать по наследству землю и недвижимое имущество только старшему сыну, с последу­ющим запретом продажи этих объектов и передачи их другим лицам под залог;
  • вводились ограничения в землепользовании в интересах государ­ства. Так, по указу от 10 декабря 1719 г. добыча металлов и минера­лов на землях частных собственников составляла привилегию госу­дарства. Собственник земель либо пользовался преимущественным правом на устройство заводов по добыче и переработке полезных ископаемых, либо получал "/ 32 прибыли от разработки этих ископа­емых на его землях.

3. Одновременно усиливались феодально-крепостнические тенден­ции в регулировании земельных отношений дореформенной России:

  • укреплялся правовой статус общины как ведущей формы кресть­янского быта в сельской местности, поскольку община была удобной формой поддержания порядка в государстве;
  • укреплялся правовой статус помещика как главного феодала-зем­левладельца, одновременно являвшегося полицейским оплотом государства. Император Павел I, например, говорил: «У меня столько по­лицмейстеров, сколько помещиков в государстве»;
  • через земельные отношения регулировался и национальный воп­рос многонациональной России. Так, были установлены черты оседло­сти лиц еврейского происхождения 1 .

Одновременно развитие всех охарактеризованных выше противо­положных тенденций вело к обострению противоречий между различ­ными социальными группами, в силу чего «крепостное право стало пороховой бочкой под государством» 2 .

2.1. Общие положения

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из следующих компонентов: Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному Кодексу и федеральным законам.

Поскольку объектом гражданско - правового регулирования является не земля, а земельный участок, то и характеристику гражданско - правового регулирования по поводу земельных участков необходимо рассматривать, учитывая этот фактор. Во-первых, земельный участок - это недвижимое имущество, соответственно правовое регулирование осуществляется, в том числе, нормами ГК РФ. Земельные участки относятся к объектам гражданских прав - вещам, которые по сути являются материальными, физически осязаемыми объектами, к тому же имеющие экономическую форму товара. Таким образом, объективное материальное существование в качестве части поверхности земли является основным юридическим свойством земельного участка, и поэтому определяет его в качестве вещи, следовательно, отличает от других объектов гражданских прав. Использование земельного участка невозможно без использования компонентов, его составляющих, таких как лесные и иные растения, водные объекты, почва, и другие компоненты или элементы антропогенного и природного происхождения, которые прочно связаны с землей, то есть сам земельный участок должен рассматриваться в качестве составной либо сложной вещи или как основная вещь с принадлежностями. Земельный участок и объекты недвижимости прочно связаны (принцип единства судьбы земли и прочно связанных с ним объектов). Поскольку земля отнесена к объекту недвижимости, с ней можно совершать действия, как с объектом гражданских прав, т.е. совершать любые сделки, которые или соответствуют, или не противоречат ГК РФ: заключать договоры ренты, дарения, купли - продажи, мены, аренды и др. Хотя указанные сделки и регулируются нормами ГК РФ, но при этом обязательно учитываются положения ЗК РФ, а также обязательно применение в указанных законодательством случаях норм права других отраслей.

2.2. Основные признаки земельного участка как объекта гражданских и иных правоотношений

В гражданском законодательстве, так же как и в земельном, земельные участки также являются объектом земельных отношений. В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. Согласно ст. 261 ГК РФ земельный участок обозначен как объект права собственности, право собственности также охватывает на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Как указано выше, понятие «земельный участок» было сформулировано с принятием ЗК РФ.

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ дано более широкое толкование права собственности, куда входит такое понятие как объект земельных отношений, к которому относятся: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков. Кроме того, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Часть 3 ст. 129 ГК РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Все перечисленные виды объекты земельных отношений имеют общий правовой режим, т.к. являются объектами недвижимости, но в то же время могут иметь свою специфику, т.к. земельные участки могут быть разных категорий, иметь разные виды разрешенного использования, а поскольку земля еще является и природным ресурсом, может характеризоваться и индивидуальной определенностью земельного участка. В свою очередь правовой режим определенной категории земельного участка закрепляется также нормами экологического, земельного права, другого права. Правовой режим конкретного земельного участка является областью применения гражданского права.

Земельный участок как объект гражданского правоотношения определяет собой юридическое и техническое закрепление земельного участка за разными субъектами права на различных правовых титулах.

Земельное право, будучи составной частью правовой системы, находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права. Основополагающую роль играет, конечно, конституционное право, нормы и положения которого определяют основные принципы всех отраслей права, в том числе и земельного.

Основные положения правового регулирования закреплены в гражданском законодательстве. В силу своей специфичности отношения по поводу земельного участка регулируются и другими нормами различных отраслей права. Если смотреть по иерархии складывающихся норм, то можно перечислить, что сначала применяются нормы ГК, где закреплены основные критерии по отношению к земельному участку, как к объекту недвижимого имущества, далее применяются нормы земельного законодательства, в которых также закреплены общие нормы по регулированию земельных отношений. В ЗК РФ много статей, которые имеют отсылочные нормы к другим отраслям права.

Ниже рассмотрим и проследим взаимосвязь различных отраслей права, регулирующих отношения в сфере земельных отношений.

Поскольку в ЗК РФ в состав земель входят различные их категории, то соответственно осуществляется по - разному и их правовое регулирование. Например, отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом Об обороте земель.

Взаимосвязь с градостроительным законодательством просматривается при определении правового режима использования земель населенных пунктов. Например, ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) предусматривает такой документ, как правила землепользования и застройки, являющийся документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты. Градостроительный регламент представляет собой виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны. Этот вид разрешенного использования характерен, для всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В нем указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Статьей 85 ЗК РФ указано, что градостроительный регламент территориальной зоны определяет основной правовой режим земельных участков, т.к. в соответствии с указанной статьей земельные участки в составе земель населенных пунктов относятся к различным территориальным зонам, например, они делятся на жилые, общественно - деловые, производственные, инженерных и транспортных инфраструктур и т.д. Отсюда следует, что и правовой режим их использования совершенно различен и должен учитываться при осуществлении на них различной деятельности. В свою очередь, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Ст. 38 ГрК РФ определены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, которые могут включать в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) иные показатели.

Ст. 39 ГрК РФ установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. В соответствии с указанной статьей вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования также подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования

Ст. 40 ГрК РФ урегулирован порядок разрешения вопроса при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, который также подлежит обсуждению и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Правовое регулирование такой категории земель как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения осуществляется приоритетно ЗК РФ, но в нем много довольно много ссылок на такие подзаконные акты, как постановления Правительства Российской Федерации, акты органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в отношении земель, находящихся в соответствующей собственности (федеральной, субъектов, муниципальной). Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики, расположенных на землях энергетики, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон определяется Правительством Российской Федерации.

Режим правового регулирования земель лесного фонда установлен ЗК РФ, но также регулируется Лесным Кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Например, в соответствии со ст. 9 право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. В соответствии со ст. 10 Водного Кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Регулирование правоотношений по землям водного фонда, точнее порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и Водным Кодексом Российской Федерации.

Земельное право тесно связано с административным правом, и прежде всего в таких областях, как управление земельными ресурсами и привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства. Например, ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г., № 195 - ФЗ (АК РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, ст. 8.7 предусматривает ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, ст. 8.8 - за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и т. д.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что отношения по поводу земельных участков, в отличие от других объектов недвижимого имущества, регулируется взаимосвязанными нормами права, т.к. представляет собой специфичный объект права, что заложено в самом его определении.

Приоритет правового регулирования имеет ЗК РФ, поскольку именно он определяет субъектов, которым может принадлежать земельный участок на различных правах.

Правовой режим земельного участка зависит от той или иной категории земель. Содержание вещных и обязательственных прав на землю, на которых земельные участки могут быть предоставлены различным субъектам, устанавливается гражданским законодательством. В том случае, если законом не указаны специальные нормы федерального законодательства для использования земли, когда объектом права выступает земельный участок, при правоотношениях применяются нормы ГК РФ. Нормативные правовые акты в этом случае могут устанавливать запреты, определяющие границы законного перехода земельных участков от одних правообладателей к другим.

Учитывая изложенное, следует сделать вывод, что земельно - правовые нормы содержат императивные предписания, которые должны учитываться при регулировании имущественных отношений по поводу земельных участков.

Из анализа правового режима отдельных категорий земель можно сделать вывод, что правовой режим земельного участка носит комплексный межотраслевой характер, который устанавливается земельным, градостроительным, природоресурсным, природоохранным, гражданским и иным законодательством.

2.3. Оборотоспособность земельных участков и ограничение прав на земельные участки

Понятие оборотоспособности земельного участка заключается как в запрете или ограничении при осуществлении права собственности или иных прав на землю правобладателями. Такие запреты или ограничения являются следствием специфичности такого объекта общественных отношений как земля, т.к., во - первых, земля - это ограниченный природоресурсный и экономический ресурс, а во-вторых, такие запреты и ограничения необходимы для защиты государственных и общественных интересов.

Все объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте).

Однако в отношении земельных участков введено специальное правило, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому только способами, указанными в законе и в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Для земельных участков земельным законодательством введено иное понятие ограниченного в обороте объекта - в соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ст. 27 ЗК РФ установлена императивная норма закона, которой установлен перечень земельных участков, находящихся в федеральной, государственной, муниципальной собственности, изъятых из оборота.

Ограничения прав от ограничений оборота отличается тем, что права на них ограничены, а в отношении земельных участков, изъятых из оборота, исключены любые действия в виде совершения сделок или передачи в частную собственность. К ограничениям прав относятся:

а) право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); и обязательственные права (аренда);

б) ограничения, касающиеся полномочий собственников владеть и пользоваться принадлежащим ему имуществом при установлении публичных и частных сервитутов;

в) ограничения в виде запрета иметь на праве собственности земли общей площадью свыше указанного в законе предельного размера (п. 2 ст. 4 Закона Об обороте земель).

Введение

Глава 1. Методы ипринципы регулирования земельных отношений

Глава 2. Принципыправового регулирования земельных правоотношений

Заключение

Список литературы


Введение

Для характеристикиотрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важновыявление особенностей методов регулирования земельных отношений. Под методомотрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права наповедение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

Различия в методахправового регулирования. При наличии государственной собственности на землюпредоставление и продажа земли для хозяйственных нужд производится на основаниирешения (постановления) компетентного государственного органа. Те же госорганывыносят решения об изъятии земли или каких-либо изменениях в правеземлепользования. Таким образом, возникновение, изменение или прекращениеземельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта- решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данныйгосударственный орган выступает и качестве хозяйствующего субъекта, инымисловами, «управляющего государственным земельным имуществом», а не как«власть». И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать)земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать илирешить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следуетрассматривать как управленческие земельные имущественные, а не какадминистративные отношения.

Выявляя правовую природувышеназванных решений государственного органа - распорядителя государственногоземельного имущества, необходимо учитывать, что действия государства -собственника земли не всегда принимают рыночный характер. Получается такпотому, что госорган - продавец земли не выделяет из своей системыгосударственного управления специальное хозяйственное подразделение, котороесамостоятельно выступало бы на рынке земли как равноправный партнер с другимиучастниками земельных отношений, т. е. частными юридическими и физическимилицами. Так, например, земельные комитеты, если они не имеют хозяйственнойструктуры, выступают на рынке земли не только как продавцы земельных участков,но и как уполномоченные представители органов государственной власти. Этопорождает ненужное администрирование в хозяйственных земельных отношениях.


Глава1. Метод и принципы регулирования земельных отношений

Классификацияотраслей советского социалистического права обусловлена двумя критериями:предметом и методом регулирования. В прошедших дискуссиях и обсуждениях посистеме права и его отраслях центром спора всегда оказывались, как правило, двеотрасли права: советское гражданское и административное. Остальные отраслисоветского права затрагивались лишь «попутно», по ходу рассуждений, без попыткикакого-либо глубокого анализа их особенностей, исключая разве колхозное право.Это и понятно, так как гражданское право и административное право представляютсобой такие отрасли советского права, где ярко виден противоположный характерметода регулирования общественных отношении.

В ходедискуссий наметилась правильная, на наш взгляд, точка зрения о роли и значенииметода правового регулирования, которая заключается в том, что каждому предметурегулирования с учетом его свойств, присущ свой, особый метод регулирования.Органическая связь предмета и метода регулирования дает возможность определитьи научно объяснить систему советского права и ее отдельные отрасли.

Если предметправового регулирования является единым классификационным критерием, то методрегулирования представляет собою «второочередной», но также необходимый,характеризующий данную отрасль советского права признак. Раскрыть особенностиметода, индивидуализировать его - значит выявить эту вторую особенность отраслиправа.

1. Предметомрегулирования советского земельного права являются земельные отношениясоциалистического общества как особая самостоятельная группа общественныхотношений, возникших в результате национализации земли.

В эту группуобъединяется целый комплекс отношений, связанных, прежде всего, с землей,ее недрами, лесами и водами. Однако приведенный перечень объектов нельзяпризнать полным. Предметом регулирования земельного права следует признатьтакже отношения, объектом которых выступают животный мир (полезная дикаяфауна), естественная растительность (помимо леса) и, наконец, атмосферныйвоздух.

Животный мири естественная растительность представляют собой самостоятельные объекты праваисключительной государственной собственности. Это положение вошло в нашулитературу и должно найти свое законодательное закрепление. Об атмосферномвоздухе как самостоятельном объекте природы, охраняемом законом, впервые четкозаписано в Законе об охране природы, принятом 27 октября 1960 г. III сессиейВерховного Совета РСФСР V созыва. Атмосферный воздух в определенных случаях такжестановится объектом правоотношений. Промышленные предприятия, используяатмосферный воздух как часть внешней среды, не должны загрязнять его золой,несгоревшими частицами угля и ядовитыми газами. Использование атмосферноговоздуха становится, таким образом, предметом регулирования, о чем прямозаписано в ст. I Закона об охране природы в РСФСР. Как объект природы,атмосферный воздух в пределах границ СССР следует признать объектом правагосударственной собственности.

Общественныеотношения, объектом которых выступают животный мир, естественнаярастительность, а также атмосферный воздух по своей природе и содержанию впринципе однородны с отношениями землепользования, лесопользования,водопользования и др. и должны быть поэтому включены в предмет регулированияземельного права. В связи с этим земельное право как самостоятельная отрасльсоветского права будет иметь своим назначением регулирование отношений поповоду всего комплекса природных богатств страны. Это в свою очередь определитболее полно цели и задачи науки земельного права и значительно повысит уровеньпреподавания земельного права как учебной дисциплины.

Однородностьрассматриваемой группы общественных отношений объясняется следующим. Земля, еенедра, леса, воды и другие природные богатства, участвуя в процессепроизводства, занимают особое положение. Прежде всего, они характерны тем, чтона их создание не затрачен человеческий труд. Они - дары природы. Во-вторых,они отличаются от других средств производства тем, что выступают и какпредметы, и как средства труда. Экономические особенности, с одной стороны,отделяют объекты природы от других средств производства, а с другой -объединяют их в одну однородную группу. Это в свою очередь определяет иоднородный характер отношений по поводу земли, ее недр и других объектовприроды.

Проведенная внашей стране национализация основных орудий и средств производства разрешилакоренной вопрос: кому на праве собственности они должны принадлежать. Ноправовое положение тех или иных орудий и средств производства в рамкахпроведенной национализации не одинаково и определяется особенностями самихорудий и средств производства.

Всеперечисленные в статье 6 Конституции объекты права государственнойсобственности подразделяются на две группы. К первой относятся заводы, фабрики,шахты, рудники и др. Эти объекты являются имуществом, они созданы трудомчеловека, имеют стоимость, денежную оценку и в той или иной степени участвуют вимущественном обороте. В отличие от них, земля, ее недра и другие объектыприроды также являются имуществом, но не имеют в наших условиях денежнойоценки, полностью исключены из сферы действия закона стоимости и не участвуютпоэтому в гражданском обороте.

Экономическиеособенности земли, ее недр, лесов, вод и других природных богатств обусловили всвою очередь специфический характер отношений по поводу их.

Земельныеотношения по своему качеству являются отношениями имущественными, так как онивозникают по поводу материальных объектов: земли, ее недр, лесов, вод и другихприродных богатств, причем своим содержанием эти отношения имеют использование,хозяйственную эксплуатацию объектов природы (в этом смысле их можно считатьхозяйственными).

В условияхпроведенной национализации земельные отношения, продолжая быть имущественными ихозяйственными, вместе с тем подвергаются воздействию новых экономическихзаконов - законов социализма. Но в отличие от прочих имущественных отношений наних не распространяется действие закона стоимости. Земельные отношения - этоотношения не стоимостные в силу специфики самих объектов.

Советскоегосударство, осуществляя хозяйственно-организаторскую функцию, используеттребования закона планомерного развития народного хозяйства. Государственныепланы развития народного хозяйства предусматривают использование и природныхбогатств; вовлечение в хозяйственный оборот новых земельных территорий,освоение лесных богатств и водоемов, месторождений полезных ископаемых и т. п.Но поскольку само государство непосредственно хозяйственной деятельностью незанимается, тосоздает для этой цели (или разрешает создание)специальные органы - возникает необходимость предоставления им земельныхтерриторий, лесных угодий, водоемов и других объектов природы.

Предоставлениетех или иных природных ресурсов осуществляется властью государства в лице соответствующегогосударственного органа, причем полномочия этих органов определяются общимихозяйственными задачами. Здесь государство выступает одновременно и какноситель государственной власти и как носитель права собственности.Специфические особенности метода регулирования земельных отношений проявляютсяименно в сфере отношений пользования объектами природы, а не в сфере отношенийсобственности, хотя первые и возникают на базе вторых.

2. Отношенияпо использованию земли, ее недр и других объектов природы возникают у нас наоснове проведенной национализации всех природных ресурсов. Государство какединственный собственник их получило неограниченные возможности воздействия наземельные (в широком понимании, включая лесные, водные и др.) отношения.

Для тогочтобы обеспечить определенное, угодное государству и диктуемое социалистическойсистемой производственных отношений поведение участников земельных отношений,государство использует правовую форму. Этот способ воздействия и называетсяметодом правового регулирования.7 Метод регулирования земельныхотношений имеет ряд специфических присущих ему особенностей.

Во-первых, онхарактеризуется спецификой возникновения, изменения или прекращения земельныхправоотношений. Право пользования тем- или иным объектом природы в абсолютномбольшинстве случаев возникает в силу административного акта органагосударственной власти или управления, осуществляющего право распоряжения.Точно также в результате административных актов земельные правоотношенияизменяются или прекращаются.

Такоеположение есть следствие того, что на земельные (в широком смысле) отношенияоказывает воздействие не закон стоимости, а закон планомерногопропорционального развития народного хозяйства. Административные акты, врезультате которых возникают, изменяются или прекращаются земельные (в широкомсмысле) правоотношения связаны с осуществлением планового использованияприродных богатств, и в этом смысле необходимость предоставления земельногоучастка, месторождения полезных ископаемых, водоема и т. д. оказывается заранеепредрешенной планом развития производства.

Характернымявляется и другое: право использования земельного участка, лесосеки, водоема(или части его) и т. д. возникает не с момента издания административного акта опредоставлении, а лишь с момента отвода в натуре и выдачи соответствующегодокумента на право пользования.

Такимобразом, правоотношения по использованию земли, ее недр и других объектовприроды возникают в результате сложного фактического состава, где решающеезначение имеет административный акт.

Иногдаправоотношения оформляются договором, однако и в этом случае заключениюдоговора всегда предшествует решение (распоряжение) соответствующего органа,например акт о предоставлении земельного участка в арендное пользование. Договораренды земельного участка выступает здесь лишь как элемент фактического состававозникновения правоотношений.

В отличие отдругих отраслей земельное право знает ряд своеобразных правил, регулирующихпользование объектами природы. Примером может служить ст. 6 Положения об охранерыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденногопостановлением Совета Министров СССР 15 сентября 1958г., где записано:«Спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления (без права продажирыбы) разрешается всем трудящимся бесплатно во всех водоемах, за" исключениемзаповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, ссоблюдением установленных правил рыболовства. Для указанных целей органамирыбоохраны могут выделяться водоемы или отдельные участки». Аналогичное правилосодержит лесное законодательство, предоставляющее каждому гражданину правовхода в лес для пребывания в нем, а также право на некоторые виды побочныхпользований в лесах; Положение о земельных распорядках в городах предоставляетземли общего пользования в бесплатное пользование всех граждан и т. п.

Своеобразиезаключается в том, что право пользования природными объектами какразновидностью государственного имущества заранее предоставлено всякому икаждому.

Во-вторых,особенность земельно-правового метода проявляется в положении субъектовправоотношения: в противоположность равноправию сторон в гражданском праве вземельно-правовом отношении одна сторона выступает в качестве носителя власти инаделена правом распоряжения. Подчиненное в административно-правовом отношенииположение пользователя земельного участка, водоема и др. объекта проявляется нетолько на момент возникновения правоотношения, но и в течение всего времени егодействия. Используя правовую форму, государствопри регулированииподобных отношений заранее устанавливает императивные правила, касающиесяобязанностей землепользователей, лесопользователей и др.

В-третьих,специфика метода регулирования земельных отношений заключается в особых, толькоим свойственных, субъектах этих отношений - в созданной государством системеспециальных органов, которые призваны осуществлять контроль за выполнениемобязанностей лицами, использующими объекты природы. К числу таких органовотносятся Главная инспекция по землепользованию и землеустройству, Главноеуправление лесного хозяйства и охраны лесов при Совете Министров РСФСР, Главноеуправление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР,Главная инспекция водного хозяйства и ряд других.

Наконец,в-четвертых, метод регулирования земельных отношений определяется характеромсанкций. К лицам, не выполняющим своих обязанностей и допускающим нарушенияправил, применяются административно-правовые санкции. Характерным видом санкцийявляется штраф, налагаемый в административном порядке.

3. Методрегулирования земельных отношений характеризуется, в частности, использованиемдоговора. Различные отрасли советского права применяют договор как правовоесредство регулирования общественных отношений, но роль и значение его наиболееподробно изучены пока в гражданском праве. Это и понятно, так как специфическойособенностью гражданско-правового метода регулирования является равноправноеположение участников правоотношений, основанное на их имущественной самостоятельности,а лучшей правовой формой таких взаимоотношений может быть договор. Учение одоговоре поэтому представляет собой одну из главных проблемгражданско-правового метода регулирования имущественных отношений.

Какую же рольвыполняет договор в земельном праве? Прежде всего следует указать на то, чтодоговор в земельном праве применяется в качественно иной, в сравнении сгражданским правом, сфере отношений. В силу того, что объекты природы неявляются товаром, не имеют денежной оценки, земельные отношения лишеныстоимостного характера, и договор в таких отношениях естественно не связан ни симущественной обособленностью, ни тем более с хозяйственным расчетом. Договорвыполняет здесь другую роль. Поскольку земельные отношения, не являясьстоимостными, в то же время являются по своей природе имущественными, договоримеет своим назначением конкретизацию обязанностей пользователя природнымобъектом, обеспечение строго целевого его использования.

Этимобъясняется и та особенность договора в земельном праве, что импредусматривается объем прав и обязанностей только пользователя в отношенииземельного участка, водоема, охотничьего угодья и т. п. Другая же сторона,участник договора - всегда госорган - никаких обязанностей по договору передпользователем не несет за исключением того, что предоставляет данный объект впользование. Ей же принадлежит право контроля за выполнением пользователемусловий договора и право применять санкции. Если считать, что такие договорыявляются реальными, а предоставление объекта природы происходит вадминистративном порядке (договору предшествует решение компетентного органа),то договор представляет собою своеобразную форму фиксирования, как правило,прав и обязанностей лишь одной стороны. Таким образом, договор - это правоваяформа, предусматривающая условия эксплуатации объекта природы.

Глава 2. Принципы правового регулирования земельных отношений

В неразрывнойсвязи с методом регулирования находится вопрос о принципах земельного права.Проблема правовых принципов как советского права в целом, так и его отдельныхотраслей до сих пор не изучена. Наша литература содержит самые разнообразные ипротиворечивые рассуждения о принципах права. В литературе по земельному правудо недавнего времени вопрос о принципах даже не ставился. Лишь авторы учебниковпоследних лет обращаются к вопросу о принципах.

Принцип - эторуководящая идея, правильно отражающая существенные свойства общественныхявлений и общественные отношения, направляющая поведение людей в соответствии собъективной закономерностью исторического развития.9Конкретизированная применительно к той или иной области общественных отношенийи закрепленная в законодательном порядке руководящая идея становится правовымпринципом.

Каксубъективный фактор, правовой принцип определяется реальными общественнымиотношениями. Таким образом, и метод правового регулирования и принцип права вконечном счете не что иное, как отражение реально существующих общественныхотношений. Будучи закрепленным в нормах права правовой принцип может оказыватьобратное воздействие на общественные отношения путем применения правовых норм кконкретным случаям. Здесь и используется то средство, которое именуетсяправовым методом.

Такимобразом, правовой метод есть не что иное, как специфически присущий для даннойотрасли права способ воздействия на общественные отношения, содержаниемкоторого является проведение в жизнь руководящих идей, направляющих поведениелюдей в конкретной области общественных отношений.

Важнейшейруководящей идеей, положенной в основу регулирования земельных отношений,является идея о том, что только советское социалистическое государство можетбыть собственником земли, ее недр, лесов, вод и других объектов природы.Закрепленная в нормах земельного права, эта идея получила свое выражение впринципе исключительности права государственной социалистической собственностина землю, ее недра, леса, воды и другие объекты природы и неуклонно проводитсяв жизнь.

В советскомземельном праве нашла закрепление другая важнейшая идея о том, что объектыприроды не могут быть предметами гражданского оборота, в отношении их не могутсовершаться гражданско-правовые сделки. Сама же идея исключения объектовприроды из сферы гражданского оборота есть отражение того, что земельныеотношения не подвержены действию закона стоимости.

Исключениеобъектов природы из сферы гражданского оборота, законодательно закрепленное внормах советского земельного права, стало важнейшим принципом земельного права.

Специфическисвойственным советскому земельному праву является принцип безвозмездностиземельных отношений, неразрывно связанный с принципом исключения объектовприроды из сферы гражданского оборота.

Идеябезвозмездности земельных отношений, закрепленная в земельном законодательстве,находит свое объяснение в том, что объекты природы, как материальные предметы,имеют потребительную стоимость, но не имеют стоимости. Поскольку они могут илинепосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средствомпроизводства материальных благ - по поводу их возникают общественные отношенияимущественного характера. Но будучи лишенными стоимости объекты природы делаютэти отношения безвозмездными. В условиях социалистического способа производстваземельные отношения впервые приобретают свое естественное состояние.

В условияхсоциалистического способа производства народное хозяйство развивается по плану.В плановом порядке происходит использование и природных богатств. Экономическийзакон планомерного пропорционального развития народного хозяйства, выступая вкачестве регулятора производства, дает возможность обеспечить установлениеправильных пропорций в народном хозяйстве.

Планыразвития всего народного хозяйства е целом и отдельных его отраслей,составленные с учетом требований этого экономического закона, определяютцелевое использование и объектов природы. Идея строго целевого использованияобъектов природы, закрепленная в нормах земельного права, проявляется вважнейшем принципе - принципе планового использования природных богатств нашейстраны.

Было бынеправильным поэтому считать строго целевое использование земли, ее недр идругих объектов природы особым и самостоятельным принципом земельного права.Целевое использование объектов природы есть не что иное как проявление принципаплановости в земельном праве.


Заключение

Методы земельного права.Этот вопрос заслуживает пояснения. Административно-правовому методурегулирования общественных отношений характерно проявление «власти иподчинения». Этот метод не исключен и в земельных отношениях. Но когда, в какихслучаях он применим?

Участникиадминистративных правоотношений не равноправны, ибо один дает обязательные дляисполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так,административно-правовым методом регулируются предоставление и изъятие землидля целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторыедругие отношения, например в области государственного контроля за правильнымиспользованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичногоземлепользования - в той части этих отношений, в которой присутствуетобщегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственномземлеустройстве - опять-таки в той части, в какой органы землеустройстваправомочны давать обязательные предписания землепользователям; при разрешении земельныхспоров и т. п.

Важно, однако, всегдаиметь в виду, что административный метод, будучи закрепленным в законе,распространяется не на все виды земельных отношений, а лишь на те, где онявляется необходимым и полезным для практики. Если это забывалось, то неизбежныбыли нарушения законности, масштабы которых возрастали по мере искажений впонимании методов регулирования земельных отношений. Так, на стадиипредоставления земли в долевую собственность граждан при реорганизации колхозови совхозов может применяться административный метод, поскольку государство,решая важные социально-экономические проблемы, выступает не только каксобственник земли, но в первую очередь как орган власти. Однако на следующей заэтим стадии - при внутрихозяйственном планировании и организации использованияземли - применение этого метода значительно ограничено или вовсе недопустимо,что видно на примере сельского хозяйства.

Современное российскоезаконодательство расширяет права всех землепользователей, запрещаявмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие отадминистративно-правового метода здесь применяется метод свободного дозволения,т. е. свободного усмотрения землепользователей и принятия ими своих собственныхрешений. Земельный закон дает правомочие землепользователю (или по терминологиитеории права - «управомочивает») свободно действовать, тогда как органгосударственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений,ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускаетадминистративно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные делаземлепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях:при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью,эрозией почв и т. п.


Списокиспользуемой литературы:

1. Боголюбов С.А.Земельное право: Учебник для вузов. М.: «НОРМА», 2002.

2. Ерофеев Б.В.Земельное право России: Учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2003.

3. Иконицкая И.А.Земельное право России: Учебник для вузов. М., 2002.

4. Земельное право.Учебник / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2006.

5. Иконицкая И.А.Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002.

6. Крассов О.И.Земельное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис-пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения . Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута - лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений - корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан-ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ-ствии с нормами права. В настоящее время с введени-ем института частной собственности на землю и платного землеполь-зования земельные отношения приобрели новое содержа-ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

- по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

- регулятивные земельные отношения - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

- охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

- по степени определенности сторон правоотношения : абсолютные и относительные.

- абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

- относительные правоотношения - правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

- по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

- материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

- процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

- по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

- Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

- Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности . Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае - земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

Санкционирующий - не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

Делегирующий - дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча