28.08.2020

Правовая норма правило. Правовая норма: признаки, структура, элементы, виды. Виды регулятивных норм


Норма права (правовая норма) - это общеобязательное правило поведения, регулируемое общественными отношениями, содержащая дозволение, либо запрещение, предоставляющая юридические права, либо возлагающая юридическую ответственность, исходит от государства и обеспечивается правовыми санкциями или силой государственного принуждения.

Основные признаки правовой нормы:

Общеобязательная норма поведения;

Устанавливается или санкционируется государством (властное веление);

Предоставляет участникам общественных отношений, субъектам юридические права и возлагает юридическую ответственность;

Охраняется принудительной силой государства, путем применения санкций . Однако норма право охраняется и другими нормами социального регулирования (мораль, религия, обычай);

Норма права отражает наиболее значимые для общества отношения;

Норма права четкая и научнообоснованная;

Содержит дозволение или запрет;

Элемент единого национального права;

Отлично сформулированное определение (т.е. четко сформулированное и закрепленное в законе);

Это результат проявления коллективной воли законодателей;

Это результат политического компромисса различных социальных институтов;

Блок управляемой информации.

Структура правовой нормы:

Нормы права по критериям внутренней структуры делятся на две группы :

1. Отправные (учредительные нормы)

2. Нормы правил поведения

Отправные нормы - это нормы, которые путем словесного обозначения, либо указания одного или нескольких существенных признаков, либо путем полного определения (дефиниции ) закрепляет в законе правовые понятия, правовые нормы.

Нормы правового поведения - это все остальные кроме учредительных, которые, как правило, устанавливают правила поведения людей и ответственность за их не исполнение.

Правовая норма обладает следующими особенностями:

Размещается на различных источниках;

Не всегда имеет установленную структуру.

Чтобы выявить какое-нибудь правило, надо собрать одну собирательную норму. Любая норма права подразделяется на:

Санкцию.

Гипотеза - элемент правовой нормы, который указывает, при каких условиях мы обязаны руководствоваться данным правилом. Та часть нормы, которая указывает на условие его действия, элемент юридической нормы, указывает на жизненные обстоятельства, при которых реализуется диспозиция.

Диспозиция - элемент правовой нормы, указывающий каким должно, или может быть поведение лица при наличии условий предусматривающих гипотезой. Это правило поведения. Диспозиция содержит модель правомерного поведения соответствующих субъектов (их права и обязанности, и должные варианты их поведения)


Санкция - это завершающий элемент правовой нормы, в котором устанавливается, какие меры государственного принуждения применяются к нарушившему требования правовой нормы. Это часть нормы, указывает на меры применения, при ее не соблюдении. Некоторые правовые нормы не имеют санкции (регулятивные нормы, нормы-дефиниции).

В целом структуру нормы права можно обозначить формулой: «Если» (гипотеза) - «то» (диспозиция) - «а в противном случае» (или - «иначе») (санкция)

Санкции бывают:

Уголовно-правовые (штраф, лишение свободы);

Административно-правовые (штраф, лишение прав);

Гражданско-правовые (пени);

Гипотеза, диспозиция, санкция могут быть разбросаны по различным нормативно-правовым актам или гипотезу необходимо домысливать самому. Нормы уголовного права состоят из диспозиций и санкций.

Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно правового акта:

Статья нормативно правового акта - это форма, выражающая правовую норму, при этом статья конкретного закона может содержать часть нормы, или часть ее структурного элемента. Таким образом, норма права может содержаться в ряде статей или в ряде нормативно-правовых актов.

Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно правовых актов:

Отсылочный;

Бланкетный.

Прямой - когда в статье закона прямо изложено все три или два элемента правовой нормы.

Отсылочный - когда в статье нормативно правового акта изложены не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно-правового акта, в которой излагают недостающие элементы, либо более детально раскрыто их содержимое.

Бланкетный - это такой способ, когда в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права содержащихся в других нормативно правовых актах.

Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта:

Норма права и статья нормативно правового акта совпадают. (Любая норма, особенно части Уголовного кодекса);

Нормы права изложены в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или же другого нормативного акта;

В одной статье нормативного акта, содержаться две или несколько юридических норм.

Виды правовых норм.

1. Отраслевой признак:

Правовая норма конституционного права;

Административного права;

Финансового права;

Земельного права;

Сельскохозяйственного права;

Трудового права;

Гражданского права;

Семейного права;

Уголовного права;

Уголовно-исполнительного права;

Уголовно-процессуального права;

Гражданско-процессуального права;

Международного.

2. В зависимости от выполняемой функции:

Регулятивные предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, путем предоставления участникам прав и возлагая обязанности;

Охранительные, то есть нормы направленные на установление и регулирование мер юридической ответственности.

Виды регулятивных норм:

Обязывающие;

Запрещающие;

Нормы, которые обязывают лицо воздержаться от действий известного рода;

Управомачивающие (устанавливают права с положительным содержанием).

3. По характеру обязательств:

Императивные (которые содержат конкретные предписания, которые не могут быть изменены участниками отношений);

Диспозитивные (это такой вид правовых норм, которые действуют постольку, поскольку участники отношений не установят для себя иного правила поведения).

4. По степени определенности:

Абсолютно определенные (это такие нормы, которые не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте);

Относительно определенные (которые не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы);

Альтернативные (в которых могут использоваться разные виды санкций (это выражается частицей «или»).

Норма права (от лат. norma - мера, правило, образец, стан­дарт) - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.

Отличительные особенности норм права

Нормы права, наряду с экономическими, политическими, моральными, религиозными, эстетическими нормами, традициями и обычаями, правилами этикета, принадлежат к социальным нормам, но имеют свои отличительные особенности:

1) закрепленность в законе (или в других нормативных актах);

2) общеобязательность: обязаны соблюдать все - и отдельные лица, и организации;

3) обеспеченность силой государства.

Структуру нормы права составляют три элемента:

1. Гипотеза . Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права.

2. Диспозиция . Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

3. Санкция . Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.

Система права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые институты (например, институт государственной службы, институт договора подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т. д.). Совокупность всех отраслей и составляет право в целом, т. е. систему права страны.

Признаки правовой нормы

1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение индивидов и организаций в отношениях между собой.

2. Общий (неперсонифицированный) характер. Нормы права не имеют конкретного адресата.

3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством. Нормы права устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства.

5. Формальная определённость. Нормы права обычно фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права, обязанности и запреты. Издаётся в письменной форме.

6. Системность.

Норма права - это первичная клеточка права, его исходный элемент → норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако это ещё не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право - это система, совокупность правовых норм.

По функциям нормы права подразделяют на регулятивные и охранительные:

Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.

Охранительная норма определяет условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Формы регулирования норм права - дозволение, предписание, запрет.

Управомочивающая норма - это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать.

Обязывающая норма - это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать.

Запрещающая норма - это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.

Формы реализации норм права - соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение - это воздержание от поступков, запрещённых действующим правом.

Исполнение - это совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания.

Использование - это осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению.

Применение - это активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном письменном до­кументе - нормативном (или правовом) акте. Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.

ВОПРОС:

В приведенном списке указаны черты сходства права и морали и отличия права от морали. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем - порядковые номера черт отличия (2).

общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой закрепления Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. Элементы Н. п. - гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: административно-, гражданско-, уголовно-правовые Н. п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМА ПРАВА

общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права.

Среди важнейших черт и особенностей Н.п. следует особо указать следующие.

а) Общий характер Н.п. не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения. Она является критерием определения правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Степень общности Н.п. довольно часто бывает различна. В РФ, например, наиболее общий характер имеют федеральные конституционные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам РФ, а некоторые из них - также к иностранцам плицам без гражданства.

6) Выраженность в Н.п. государственной воли. Воля господствующего слоя. группы или класса для того. чтобы воплотиться в Н.п., стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через нормотворческий механизм, с неизбежностью трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве соответствует интересам власть предержащих слоев, групп или классов и направлена на строго целевую в социальном плане регламентацию поведения всех участников правоотношений.

в) Предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, Н.п. устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные правомочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с этим правомочием юридические обязанности. Для одной стороны Н.п. указывает на охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - на обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам РФ конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, государство в то же время возлагает на свои органы соответствующие юридические обязанности.

г) Системность и иерархичность по отношению друг к другу, а также строгая формальная определенность. Каждая Н.п. существует не сама по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. В отличие от иных социальных норм (норм морали) правовые нормы образуют иерархию, которая обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Иерархия эта складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих или обычных законах и в подзаконных актах.

д) Специфический признак норм права - их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем воздействии на правонарушителя. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-уголовные, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения (обусловленной характером правонарушения) могут выступать: наказание правонарушителя, возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, выполнение обязательств.

Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что Н.п. реализуются лишь в силу существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль в этом процессе играют меры воспитательного характера, авторитет государства и права, меры убеждения.

Н.п. можно классифицировать по нескольким основаниям. Всякая Н.п. предписывает лицам определенную форму поведения. В связи с таким подходом Н.п. можно разделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие - это Н.п., предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие юридические нормы указывают на недопустимость каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Уполномочивающие Н.п. предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

По форме предписания Н.п. разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные (категорические) Н.п. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Пример - норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

В зависимости от целевого назначения Н.п. делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные Н.п. - предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Охранительные Н.п. регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения (нормы процессуального права).

Н.п. можно классифицировать и в зависимости от отраслей права. Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые Н.п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация базируется на предмете и методе правового регулирования.

В зависимости от субъекта, издавшего нормы, различают: законодательные, подзаконные и делегированные (изданные общественной организацией по поручению государственного органа) Н.п. По времени действия Н.п. подразделяются на: постоянные (действуют до их официальной отмены) и временные (действуют только в пределах определенного промежутка времени).

По кругу лиц, на которых распространяется действие Н.п., они делятся на общие и специальные. К первым относятся Н.п., распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

По степени определенности различают Н.п. бланкетные и отсылочные. Бланкетные Н.п. представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Отсылочные Н.п. непосредственно указывают на другие Н.п. как на условие своего действия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие правовой нормы, ее признаки

Право состоит из норм, представляющих собой своего рода «кирпичики», из которых построено все здание права. Право и правовая норма соотносятся между собой как целое и его часть.

Нормой права называется общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспечиваемое возможностью государственного принуждения и являющееся регулятором общественных отношений.

Каждая норма права характеризуется четкой структурой. Это связано с тем, что правовая норма может эффективно регулировать общественные отношения только в том случае, если в ней определяется и правило поведения, установленное государством в качестве общеобязательного, и условия воплощения данного правила в жизнь, и меры принуждения, применяемые за несоблюдение этого правила.

Структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция

Структуру нормы права составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма начинает действовать.

Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на те неблагоприятные последствия, которые могут быть применены к нарушителю, не выполнившему требований диспозиции. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Санкции - это не просто общие порицания нарушителей: как правило, они имеют форму мер ответственности (наказания, взыскания, возмещение ущерба и пр.).

Возьмем простейшую норму права и рассмотрим ее по элементам: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Гипотезой является слово «каждый», т. е. данная норма распространяет свое действие абсолютно на всех. Диспозицией является часть, в которой устанавливается обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в том числе не уничтожать различные места обитания животных. Наконец, последняя часть нормы - санкция - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой правило поведения: он будет предупрежден или оштрафован на указанную в законе сумму.

Зачастую кажется, что во многих правовых нормах наличествуют только два элемента - гипотеза и диспозиция или же гипотеза и санкция. Так происходит потому, что норма права и статья закона часто не совпадают. Например, гипотеза и диспозиция рассмотренной выше нормы содержатся в Конституции РФ, а санкция - в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Виды правовых норм

Все правовые нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды:

  • 1. В зависимости от вида регулируемых общественных отношений нормы делятся на конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, семейно-правовые и т. п. Правовые нормы существуют в рамках определенных отраслей права, связаны со сходными нормами и в совокупности регулируют однородные общественные отношения.
  • 2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов. Высшей юридической силой обладают нормы конституции (их иногда выделяют в отдельную группу).
  • 3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий). Примером обязывающей нормы является норма, содержащаяся в ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». К запрещающим нормам относятся все нормы Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Управомочивающей нормой является норма, согласно которой «каждый имеет право на образование».
  • 4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций). Большинство правовых норм является нормами неопределенно-длительного времени действия. Временные нормы содержатся, а частности, в бюджете Российской Федерации, который принимается сроком на один год. Примером чрезвычайных норм являются нормы, устанавливающие комендантский час в той или иной местности на период действия там чрезвычайного положения.
  • 5. По кругу субъектов права нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права). Общей является норма, содержащаяся в ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». На определенный круг субъектов права - военнослужащих - распространяет свое действие норма права, содержащаяся в ч. 1 ст. 337 Уголовного кодекса РФ: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года».

Исключительную норму содержит в себе ст. 113 Конституции РФ, гласящая: «Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу». Под действие данной нормы попадает только один субъект права - Председатель Правительства РФ.

  • 6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно-правовым актом). Нормами общего действия являются все нормы Конституции РФ, нормами местного действия - например, нормы, содержащиеся в Уставе г. Москвы.
  • 7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов права) и диспозитивные (предоставляют субъектам права возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей). Императивной является норма, закрепленная в ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия». Диспозитивную норму содержит ст. 32 Семейного кодекса РФ: «Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга».
  • 8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, в них закрепляются права и обязанности участников правоотношений) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм). Часть 2 ст. 47 Конституции РФ, в которой обвиняемому в совершении преступления предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, устанавливает материальную норму. К процессуальным же нормам относится правило, содержащееся в ч. 4 ст. 217 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «Следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать: 1) о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей - в случаях предусмотренных пунктом 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделить дело в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей».

Толкование права, его этапы, результаты, значение

Чтобы правильно применить правовую норму, ее сначала надо правильно истолковать. Иначе норму права можно применить ошибочно: наказать невиновного, освободить от ответственности преступника и т. д. В результате право как регулятор общественных отношений не достигнет своей цели, что будет отрицательно влиять на состояние общества.

Толкованием нормы права называется деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по установлению смысла и содержания норм права для их правильной реализации.

Необходимость толкования правовых норм существует объективно и предопределяется рядом причин:

  • 1. Нормы права имеют общий и абстрактный характер, но применяются к конкретным ситуациям; учесть и предвидеть все возможные ситуации законодатель не может (да и не должен).
  • 2. Краткость и лаконичность формулировок правовых норм, использование в них специальной терминологии (как юридической, так и терминологии иных сфер деятельности) требуют специальных пояснений. Например, технической терминологией изобилуют строительные нормы и правила (СНиПы), правила техники безопасности и дорожного движения, эксплуатации источников повышенной опасности. На практике применение этих норм связано с необходимостью привлекать к их толкованию не только юристов, но и специалистов с техническим образованием (экспертов).
  • 3. Несовершенство юридической техники правотворчества приводит к тому, что отдельные правовые акты могут быть неясными или противоречивыми. Так, в ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ убийство определяется как «умышленное причинение смерти другому человеку». В соответствии с буквальной формулировкой нормы подданное понятие подпадает и смертная казнь, осуществленная в соответствии с законным приговором суда.

Процесс толкования состоит из двух этапов:

I этап - это уяснение смысла и содержания правовых норм «для себя» (его еще называют процессом толкования «вовнутрь»);

II этап - это разъяснение смысла и содержания нормы для адресатов правовой нормы (т. е. толкование «вовне»).

Разъяснение (т. е. толкование правовых норм) бывает официальным и неофициальным.

Официальное толкование, выраженное в специальных актах, является обязательным при определении смысла юридической нормы в процессе применения права. Конституция РФ наделяет правом толкования издаваемых нормативно-правовых актов Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство Российской Федерации, обязывает Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Аналогичные функции закреплены и за должностными лицами и государственными органами субъектов РФ. Право официально толковать нормативно-правовые акты закреплено и за иными государственными органами, которые издали соответствующий документ.

Неофициально толкуют правовые нормы ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний. Примером такого толкования могут служить комментарии к отдельным законам, подготовленные различными научно-исследовательскими учреждениями, например, комментарий к Конституции РФ или комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Эти комментарии не являются обязательным при применении права, однако учет их желателен в силу авторитета мнения ученых и практиков, разъясняющих смысл правовых норм. Неофициально толковать нормы права может любой человек, не имеющий профессиональной юридической подготовки: смысл правовых норм он может разъяснять и на основе собственного жизненного опыта. Толкование норм права выражается в определенных результатах. Результатом толкования нормы права является вывод, сделанный субъектом применения права о соотношении текста и смысла нормы права. Результаты толкования права имеют важное значение для точного применения правовых норм к регулируемым ими отношениям. В зависимости от соотношения текста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть буквальным, ограничительным и расширительным. При буквальном толковании смысл нормы и зафиксированный в нормативном акте текст полностью совпадают. При ограничительном толковании точный смысл юридической нормы требует ее распространения на более узкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, предусмотренная Конституцией РФ для всех граждан обязанность нести воинскую службу в результате толкования определяется как обязанность только для граждан мужчин. При расширительном толковании точный смысл юридической нормы требует распространения ее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, закрепленное в Конституции право граждан Российской Федерации осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет в результате толкования распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России. Расширительное толкование, в принципе, является нежелательным. Поэтому в нормативно-правовых актах часто специально указывают, что то или иное положение является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (например, такое указание имеется в ст. 63 УК РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, отягчающих наказание).

Исследователи давно заметили, что норма как таковая в чистом виде в природе не существует. Она всегда является нормой чего-либо (прибыли , поведения, количественной или качественной оценки и т.д.). В юриспруденции широко используются понятия социальной, технической и правовой норм . В свою очередь, они выступают обязательным структурным компонентом таких надстроечных систем, как политика, мораль, религия, нравственность, эстетика и др.

Технические нормы основаны на познании природы, регулируют поведение в системах "человек-машина".

Социальные нормы основаны на познании закономерностей развития общества , регулируют взаимное поведение людей. Они включают в себя нормы морали, общественных организаций, обычаи.

С.С. Алексеев определяет социальные нормы как социально-волевые, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение людей в обществе.

Социальные нормы образуют единую систему. Они обеспечивают всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы. Эти нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в будущем, т.е. в заранее не зафиксированных случаях. Так как они действуют в системе, то могут подразделяться по различным основаниям. Главным является деление этих норм по сферам регулируемых отношений. Таким образом, выделяются нормы-обычаи, нормы-морали, нормы права и корпоративные нормы.

Нормы-обычаи - это исторически сложившиеся и в результате многократного повторения вошедшие в привычку естественные правила поведения людей. Обычай опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений. Здесь права и обязанности совпадают - это является главным отличием его от других социальных норм. В этом выражается его регулятивная особенность.

Нормы-морали - это принципы, в которых выражены отношения или взгляды на гуманизм, справедливость, достоинства человека и жизнь.

Нормы-морали по своему происхождению не связаны с государственной властью , как правило, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека и общественного мнения. В то же время в 60-е годы двадцатого столетия в СССР при непосредственном участии государства был разработан в письменном виде моральный кодекс строителя развития коммунизма . В нормах морали нет указания на вид возможного или должного поведения.

Корпоративные нормы - это общие правила поведения общественных и иных видов негосударственных организаций (например, различные виды юридических лиц). Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах этих общественных организаций. По регулятивным особенностям близки к нормам права, так как в них очерчиваются права и обязанности членов этих объединений. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. При необходимости осуществляется соответствующее юридическое воздействие со стороны государства для восстановления принципа справедливости при возникшем конфликте интересов.

Одной из разновидностей корпоративных норм специалисты рассматривают религиозные догмы (например, "закон божий"). Их соблюдение основано не на членстве, а на вере и глубоком внутреннем убеждении людей. В отношении профессиональных религиозных деятелей за "богоотступничество" руководящими религиозными инстанциями могут быть применены различные меры дисциплинарного воздействия.

Необходимо отметить, что в период инквизиции помимо государственных, т.е. светских, действовали и церковные суды. В России они появились сразу после крещения Руси при великом князе Владимире I. По его указу светские суды занимались рассмотрением уголовных дел, а церковные - преступлениями священнослужителей против веры. Они не были самостоятельным институтом, а входили в систему духовных консисторий. Под их юрисдикцию подпадали дела, касающиеся богохульства, блуда, суеверия и брака. Судебный, а если быть более точным, инквизиционный процесс был тайным, с использованием признательных доказательств , получаемых при помощи физических пыток. Виновных в качестве наказания подвергали штрафу, который шел в пользу церкви.

Начиная с XVII в. церковные суды стали рассматривать и дела, касающиеся тяжб о разделе наследства , оставленного без завещания; споров между супругами о приданом и др. Прежде всего это свидетельствует о высоком авторитете церкви в царской России и о стремлении государства развивать у граждан высокие нравственные поведенческие начала.

Выделяя разновидности социальных норм, необходимо указать на особое положение норм права в этой системе. Нормы права выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она прежде всего основана и обусловлена государством и характеризуется конкретными признаками, отличающимися от других социальных норм.

Нормы права - результат отражения социальной деятельности. Они возникают как продукт осознания потребности ее правового опосредствования, необходимости регулирования правом общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и форму. Оно занимает самостоятельное место в правовой системе . В правовой норме следует выделять логическое, социально-юридическое и волевое содержание.

Признаками норм права являются всеобщность, общеобязательность, формальная определенность, установленность или санкционированность компетентными органами государства , способность регулировать общественные отношения благодаря заключенной в них правовой информации, особой структуре и государственной гарантированности, обеспеченность принудительной силой государства и сознательностью членов общества, неоднократность действия.

Социальное значение правовых норм, а следовательно, и их ценность определяют их регулирующей ролью. Они должны закреплять необходимые и желательные для общества и государства отношения. Придают стабильность этим отношениям и способствуют их развитию. Охраняют от нарушений и воздействуют на нежелательные для общества и власти отношения в целях их ограничения, вытеснения и ликвидации.

Правовая норма - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и им охраняемое.

С.С. Алексеев считает, что норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности.

По мнению Бабаева В.К., юридическая норма - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

А вот Голлунский С.А. считает, что норма права - это не всякое имеющее юридический характер предписание, а только такое предписание, которое представляет собой общее правило, рассчитанное на многократное его применение.

Пиголкин А.С. правовую норму определил как правило поведения, которое является требованием, велением, обращенным к субъектам права согласовывать свое поведение с указаниями нормы под угрозой невыгодных последствий при нарушении этих указаний. В норме формулируется правило поведения, через норму определенная идея превращается в общественные отношения. Процесс формирования и принятия нормы проходит через государство и его органы.

Юридическая норма является элементом позитивного права. "Право, как считает Бабаев В.К., состоит из нормативных установок (которые являются элементом естественного права). Юридическая норма - это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве".

Далеко не все нормативные установки являются юридическими нормами. Одновременно многие юридические нормы (организационные, организационно-технические и многие процедурные) вообще не связаны либо мало связаны с естественным правом. Коркунов Н.М., рассматривая право в общесоциальном и юридическом смыслах, предложил его деление на естественное и позитивное (положительное). Долгое время в советской юридической литературе позитивное право рассматривалось как "заблуждение умов", ведущее к нарушению правопорядка . С этой точки зрения правом является лишь позитивное право, т.е. только то, что выражено в законодательстве (Нерсесянц В.С.).

Естественное право - это право, которое принадлежит человеку от рождения (право на жизнь, достойные условия жизни, безопасную экологию и так далее).

Позитивное право - это та часть социальных норм, которая выражена в официальных документах , исходящих от государства и гарантированных государством. Позитивное право не отрицает естественного права с точки зрения современной науки. Наблюдается определенная взаимосвязь между ними.

Структура правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее основные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь. Норма права, как и любая социальная норма, конструируется по модели условного предложения : "если..., то..., иначе...". Элементы правовой нормы составляют ее логическую структуру. Это основывается на взаимосвязи и системности, являющихся одним из основных качеств права.

В определенной степени все юридические нормы находятся в неразрывной взаимосвязи между собой. В одном случае санкция одной нормы права может быть диспозицией другой. В другом - гипотезы могут быть диспозициями других норм права. Такое положение наиболее характерно для отсылочных и бланкетных норм.

Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная норма адресована. Виды: простая, сложная, альтернативная.

Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.

Например, ст. 444 ГК РФ: "Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту".

В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Например, ч. 4 ст. 101 УК РФ: "Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения".

Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Например, ст. 387 ГК РФ: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств...", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой. Виды: простая, сложная или описательная, альтернативная.

Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывает его.

Например, п. 1 ст. 269 ГК РФ: "Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...".

Сложная, или описательная, диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения.

Например, ст. 249 ГК РФ: "Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов , сборов и иных платежей по общему имуществу , а также в издержках по его содержанию и сохранению".

Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, и участники правоотношений могут следовать одному из них.

Например, п. 2 ст. 246 ГК РФ: "Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом...".

Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

Простой, или абсолютно определенной, санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.

Например, ст. 137 КоАП РСФСР: "Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения влечет наложение штрафа в размере 50 руб. с полной конфискацией используемой радиоаппаратуры".

Сложной, или относительно-определенной, санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

Например, ч. 1 ст. 161 УК РФ: "Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, - наказание исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет".

Альтернативная санкция - это санкция, где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Например, ст. 125 УК РФ: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев".

По способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида - правовосстановительные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены на принудительное исполнение обязанностей или восстановление нарушенных прав. Они применяются для восстановления справедливости в отношении лиц (физических и юридических), пострадавших от противоправных действий. Это может выражаться в виде отмены незаконного приказа; восстановления в прежней должности; изменения формулировки увольнения; принудительного исполнения договорных обязательств виновной стороной и т.д.

Штрафные, или карательные, санкции предусматривают возможность ограничения каких-либо прав правонарушителя, а также возможность возложения на него в установленном законом порядке специальных обязанностей либо его официальное порицание. Они применяются за совершение проступков (в отношении физических или юридических лиц) или преступлений (по российскому законодательству только в отношении физических лиц). Вид и размер таких санкций всегда относительно определен. Это условие необходимо для того, чтобы при назначении наказания правоприменитель имел возможность учесть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В российском законодательстве действует следующее правило: при применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

Деление нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называется логической нормой. Элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: "если..., то..., а в противном случае...".

Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем. Мнение указанных авторов получило наиболее широкое распространение. Не все правоведы были согласны с тем, что юридическая норма состоит из трех структурных элементов. Многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения юридической нормы и в связи с этим признавали наличие норм, не обеспеченных санкциями.

А.Ф. Черданцев в своей работе защищает двучленное строение юридической нормы. Он считает, что "каждой норме права, для того чтобы быть обеспеченной принудительной силой государства, совсем не обязательно иметь в качестве своего структурного элемента санкцию... В первой части нормы устанавливаются факты, обстоятельства, при наличии которых данная норма действует, а во второй - юридические последствия, наступающие при наличии определенных гипотезой обстоятельств... В силу сложившейся традиции вторая часть регулятивных норм называется диспозицией".

В современной юридической литературе до сих пор также нет единства мнений о структуре правовой нормы. По-прежнему мнения правоведов разделяются.

Двучленное строение юридической нормы называется нормой-предписанием, которая состоит из гипотезы и диспозиции (или санкции). Норма-предписание состоит из целой части и полностью содержится в статье нормативного акта. Ее можно прочитать по условной формуле "если - то".

Сторонник трехчленной структуры Голлунский позже отметил, что такая структура юридической нормы (структура логической нормы) характерна не для всех отраслей права. "Можно считать вполне соответствующей типовую схему юридической нормы как условного предложения "если - то". Автор отмечает, что трехчленная структура главным образом оспаривается только в вопросе о том, составляет ли санкция обязательный элемент каждой юридической нормы или нет...".

С.С. Алексеев считает, что "...в результате обособления охранительных мер санкции оказываются обязательным элементом не всех, а только охранительных предписаний...".

Пиголкин А.С. имеет иное мнение по этому поводу: "Обеспечение и защита норм права указанными в нормативных актах мерами воздействия на правонарушителей является важнейшим моментом, отличающим правовые нормы от иных социальных норм, действующих в обществе. Без санкций норма права потеряла бы свое специфическое, государственно-принудительное значение и растворилась бы среди других видов социальных норм. Не во всех случаях санкцию нормы права легко найти в статье нормативного акта. Существуют такие правовые нормы, санкцию которых можно обнаружить лишь путем логического анализа . Например, если взять статью гражданского кодекса, внешне здесь видны лишь два элемента - по истечении срока исковой давности (гипотеза) право на иск погашается (диспозиция). Но рассуждая логически, мы приходим к выводу, что если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности , то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, т.е. применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону".

Н.П. Томашевский утверждает, что "не существует таких норм права, которые состоят из трех элементов. В этом наглядно убеждает правильный анализ по элементам любой нормы, к какой бы отрасли права они ни относились. Например: "по истечении срока исковой давности право на иск погашается". В данном примере нет санкций".

Из приведенных выше мнений различных авторов нельзя точно определить, какой же из указанных подходов является правильным, потому что каждый автор приводит веские аргументы в пользу своего мнения. Следует согласиться с мнением Алексеева по поводу того, что: "нельзя абсолютизировать только один из указанных подходов и представить двучленную или трехчленную схему в виде единственно возможной... Только при параллельной характеристике элементов и логической нормы, и нормы предписания обеспечивается всесторонний анализ интеллектуально-волевого и юридического содержания".

Сторонники логической нормы рассматривают абстрактную норму права и берут логическую структуру нормы. Сторонники двучленного строения рассматривают реальную норму права и берут фактическую структуру нормы.

Выявление двучленной структуры нормы имеет важное практическое значение. Потому что позволяет видеть в каждом предписании только те элементы, которые в нем действительно существуют и, следовательно, проводить четкий анализ норм.

Логическая норма также имеет важное теоретическое и практическое значение. Она существует для того, чтобы выражать связи между специализированными нормами предписания. В условиях все больше усиливающейся специализации права только при таком подходе (так как трехчленная схема позволяет видеть в юридической норме государственно принудительный регулятор общественных отношений) возможно раскрыть юридический, государственно-властный характер специализированных правовых предписаний (например, дефинитивных, норм-принципов и так далее). Иначе может сложиться впечатление, что норма исчезает или что право состоит не только из норм, но и из теоретических положений, принципов и многого другого.

Способы изложения правовых норм:

Полная форма - в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы без отсылок к другим статьям.

Отсылочная форма - в статье содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта, где имеются недостающие сведения.

Например: ч. 1 ст. 117 УК РФ: "Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет".

Бланкетная форма - в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушения, но сами правила поведения содержатся в другом нормативном акте. Бланкетный способ является разновидностью отсылочного способа. Здесь отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы нормы указываются в статьях не того же кодекса, а в статьях других нормативных правовых актов.

Например: абз. 2 ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой ГК РФ гласит: "К предусмотренному пунктом 2 статьи 181 Кодекса иску о признании оспариваемой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, право на предъявление которого возникло до 1 января 1995 г., применяется срок исковой давности, установленный для соответствующих исков ранее действовавшим законодательством".

Отсылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений, а также обеспечить стабильность правового регулирования . Вместе с тем для практического использования наиболее удобно прямое изложение.

В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций.

Казуальное изложение - это простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий. Оставаясь правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий. В качестве примера можно привести казуальную диспозицию ст. 197 ГПК РСФСР, где дается перечень реквизитов, которые должны содержаться в решении суда : время и место вынесения решения, наименование суда, его состав, секретарь судебного заседания, стороны, предмет спора, доказательства и другие данные (всего около 20 пунктов).

Другим примером может служить ст. 758 ГК РФ, где говорится, что "по договору подряда на выполнение проектных и изыскательных работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательные работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат". Казуальный способ еще называют описательным, так как при помощи этого способа в статьях подробно описываются права и обязанности, меры наказания или правила поведения, которым должны следовать участники правоотношений .

Абстрактное изложение гипотез и диспозиций - изложение путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков. Так, в гражданском законодательстве широко используется обобщенный термин "юридическое лицо". Организации, являющиеся юридическими лицами, в нормах права не перечисляются, а охватываются этим термином. Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как это видно из нормы, предъявляющей требования к решению суда, в ряде случаев казуальный способ изложения норм необходим. Он облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

Основные виды правовых норм

В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. А.С. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. "Учитывая то, что любая норма имеет представительно обязывающий характер, что она касается по крайней мере двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо регулируемого отношения и обязывает другое. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи - норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязывания". В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других - в форме запрета.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений . Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Они направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности , а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

Например: ст. 306 ГК РФ: "В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности , убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом".

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права (ст. 17; 29; 31; 33 ... КЗоТа РФ).

Например: п. 3 ст. 261 ГК РФ: "Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц".

Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Такой, например, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление, если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером может быть ст. 301 ГК РФ, в которой говорится, что "собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения". Социальный смысл управомочивающих норм заключается в предоставлении гражданам и другим субъектам права определенной и гарантированной государством возможности поведения.

Управомочивающие нормы отражают различия между государством и иными институтами гражданского общества . Например, в отношении граждан действует норма международного права , в которой определяется, что гражданам разрешено все, что не запрещено. В то же время государственным служащим разрешены только те действия, которые определены рамками их должностных полномочий.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия. К ним можно было отнести ч. 4 ст. 100 КоБС РСФСР, в которой закреплялось, что "согласие родителей на усыновление должно быть выражено в письменной форме".

Например: п. 1 ст. 227 ГК РФ: "Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу". В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий. Такая норма содержалась, например, в ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ, запрещавшей сверхурочные работы. Пункт 3 ст. 302 ГК РФ запрещает "истребовать от добросовестного приобретателя" деньги, а также ценные бумаги ...

Прообразом норм такого вида было понятие "табу", действовавшее в первобытном обществе. По своей природе запретительные нормы носят профилактический характер и направлены на предупреждение возможных правонарушений под страхом применения юридического наказания. Исходящие от государства запреты адресованы, в первую очередь, не всем, а только гражданам, склонным к совершению правонарушений. С их помощью осуществляется обеспечение безопасности и охрана общественного порядка. Эти нормы носят конкретный характер.

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целеустановительные), коллизионные и оперативные нормы. Они не могут быть самостоятельной основой для возникновения правоотношений, поэтому носят дополнительный характер.

Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закреплявшие принадлежность всей власти в СССР народу (ст. 2 Конституции СССР 1977 года).

Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия, использование которых в официальном обороте создает юридически значимые конструкции и конкретные виды правоотношений. Примером могут служить:

Статья 14 УК РФ, в которой дается определение понятия преступления. "Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания".

Статья 48 ГК РФ дает определение понятия юридического лица. "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".

Статья 195 ГК РФ дает понятие исковой давности. "Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено".

Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности, правовых норм. Таковой является, например, норма ст. 1 ГК РФ, закрепляющая задачи Гражданского кодекса. Часть 2 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций.

Например: ч. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ определяет, что "Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".

К числу коллизионных можно было отнести и норму ст. 4 Основ уголовного законодательства, устанавливающую, что "все лица, совершившие преступление на территории СССР, подлежат ответственности по уголовным законам , действующим в месте совершения преступления".

Оперативные нормы. С их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.

Например: ст. 3 Федерального закона о введении в действие части первой ГК РФ определила, что "С 1-го января 1995 г. на территории РФ не применяются: раздел 1 "Общие положения", раздел 2 "Право собственности. Другие вещные права ", ... Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик".

По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. К ним относилась, например, норма, запрещающая компенсацию сверхурочных работ отгулом (ч. 3 ст. 88 КЗоТ).

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписаний, а также определенность количественных и качественных условий применения и способа их реализации.

Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определенным вопросам, и их диспозиция формулируется по схеме: "Должно быть то, если иное не установлено законом или договором". Диспозитивной является, например, норма, устанавливающая обязанность нанимателя производить за свой счет текущий ремонт нанятого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Диспозитивность является общеправовой категорией. Свойство диспозитивности проявляется в различных отраслях права, относящихся как к частному, так и к публичному праву . В то же время характер диспозитивности в каждой отрасли права имеет свои особенности.

Некоторые исследователи (Е.В. Васьковский) выделяют два вида диспозитивности: материальная - представляет собой распоряжение объектом процесса; формальная - составляет право распоряжения процессуальными средствами защиты и нападения, т.е. средствами процессуальной борьбы.

По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а специальные - соответствующий вид данных отношений. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений. Так, если норма, требующая для усыновления согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав, является общей, то норма, устанавливающая, что при отсутствии родителей для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие на усыновление опекуна (попечителя), выраженное в письменной форме, является по отношению к первой норме специальной.

Рассмотрим другой пример. В параграфе 3 главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки . А нормы параграфа 4 той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так, в трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям служащих.

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так, общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. Например, ч. 1. ст. 17 Конституции Российской Федерации "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...". Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например, ч. 1. ст. 98 Конституции Российской Федерации определяется, что "Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий...".

Отраслевые нормы права предназначены регулировать общественные отношения определенного вида, в рамках конкретной отрасли права (нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, семейного, финансового и иных отраслей права).

Близкими к отраслевым являются корпоративные нормы права. Они издаются и действуют в сфере государственного управления федеральными органами исполнительной власти , обладающими не только надведомственными, но и ведомственными полномочиями. Например, Центральный банк РФ определил порядок прекращения работы с населением тех банков , которые не войдут в систему страхования вкладов. Эти корпоративные правила касаются только членов банковского сообщества. Корпоративными являются и нормы, регламентирующие характер взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, а также их внутриорганизационные связи на основе складывающихся в новую отрасль норм корпоративного законодательства.

Исключительные нормы делают изъятия из общих и специальных норм. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с общими нормами как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, т.е. представляют собой исключения из правил. Если ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ закрепляла общее правило, не допускавшее сверхурочные работы, то исключительной по отношению к ней являлась норма ст. 55 КЗоТ РФ, допускавшая сверхурочные работы "в исключительных случаях". Подобные конструкции сохранены и в ныне действующем Трудовом кодексе Российской Федерации. К числу исключительных следует отнести норму, допускающую усыновление в виде исключения без согласия родителей.

Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

В юридической литературе принято выделять рекомендательные нормы, под которыми понимаются содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, обращенные к тем или иным общественным организациям. В качестве примера таких норм можно привести рекомендации колхозам по организации сельскохозяйственного производства и оплате труда колхозникам.

В законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права.

Материальное право - специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Такие нормы регулируют социальные, политические, имущественные и иные отношения. Они определяют права и обязанности субъектов права, а также содержательную характеристику правоотношений, возникающих между государством и гражданами (населением) в рамках регулятивных и охранительных правоотношений. При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти . Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.

Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства).

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Большинство правовых норм, содержащих санкции за совершение правонарушений, применяются с обязательным соблюдением устанавливаемых процедур. Такая форма их реализации призвана обеспечивать выяснение истины по делу, обоснованность и законность принимаемого решения уполномоченными на это властными структурами.

В отличие от материальных норм процессуально-правовые нормы основным своим предназначением имеют определение юридических способов охраны, защиты и восстановления нарушенной правовой основы функционирования общества и государства.

Классификация видов норм права может осуществляться и по их юридической силе. Такой критерий деления способствует установлению возможных противоречий между ними. Чаще всего такое бывает при выходе за рамки имеющихся полномочий органов государственной власти и должностных лиц , которые принимают нормативный правовой акт.

Относительно недавно с признанием института частной собственности в Российской Федерации стали признаваться нормы частного и публичного права. Такое деление, известное еще римскому праву , связано с определением отражения интересов отдельных лиц (и их объединений), а также интересов общества (сферы действия государственной власти, органов правосудия). Специалистами отмечается, что официальное признание таких норм права отражает наличие элементов гражданского общества.

Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают общие - устанавливаются на неопределенный срок действия; временные - устанавливаются на определенный срок (военное или чрезвычайное положение , период военного времени, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).

Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта

Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативных правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основной структурной единицей нормативного правового акта является статья.

Статья - это структурно обособленная часть нормативного правового акта. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативных правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятие "пункта", "параграфа". Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы - как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит от того, что перед нами - логическая норма или норма-предписание. Если это норма-предписание, то она полностью содержится в статье. В одной статье может содержаться две или более нормы-предписания.

Логическая норма, как правило, "растворена" в тексте, т.е. она может быть расположена в разных статьях. Например, ст. 15 и 16 КоБС РСФСР содержат условия заключения брака (гипотеза); ст. 13 и ст. 14 определяют порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 43, 45, 46 этого же Кодекса указывают основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем отличие норм права от других "правил поведения"?
  2. Охарактеризуйте признаки норм права.
  3. Охарактеризуйте признаки каждого структурного элемента нормы права.
  4. В чем заключается отличие процессуальных норм права от материальных; регулятивных от охранительных?
  5. В чем заключается отличие отсылочных норм права от бланкетных?
  6. Как формируются нормы права, определяющие характер правил поведения субъектов права?
  7. Охарактеризуйте нормы права, предназначенные активизировать степень социально полезной деятельности.
  8. Каким образом устанавливаются правила поведения?
  9. Каковы виды норм права, определяющие степень общности содержания правового регулирования?
  10. Каково соотношение правовой нормы со статьями нормативного правового акта?

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча