26.01.2019

Уголовно исполнительное законодательство состоит. Тесты по дисциплине Уголовно-исполнительное право контрольная по уголовному праву и процессу скачать бесплатно мир труд любовь поядок осужденному законодательство свобода наказание УИК администрация виды с


11. Структура норм уголовно-исполнительного права

В структуре норм выделяются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Структура нормы права – это и есть связь между ее элементами. Иными словами, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя – с санкцией, и наоборот. Структуру правовой нормы легко представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.

Короче говоря, наказание - это средство, которое стремится к другим целям, то есть имеет конец. Его оправдание не найдено само по себе, а в другом принципе; это делает ее социальной необходимостью справедливой. В настоящее время наиболее распространенная тенденция считает, что криминология интегрирована с криминальной антропологией и криминологической социологией, другие авторы добавляют преступность.

Уголовная антропология понимается как исследование правонарушителя в его индивидуальности с учетом как внутренних, так и внешних факторов, особенно окружающей среды. Критическая криминология изучает криминализацию, которая зависит от социальной реакции на определенное поведение, социального и внутри них на правовую систему - менталитет. Эта задача приводит к размыванию границ между изучением правонарушителя как личности, социологии и уголовного права, стремящихся заменить все криминологией, которая признает и налагает новый порядок ценностей.

Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст. 97 УИК).

Под названием вспомогательных наук принято группировать уголовную статистику, правовую и судебную психиатрию. Этот список не является исчерпывающим и не принимается единогласно. Юридический: использует все медицинские науки для ответа на юридические вопросы и принимает на себя актуальность для определения и причин, дней и времени его возникновения и других обстоятельств судебной экспертизы, наличия травм и их механизма производства абортивных маневров, возраста людей и т.д.

В этом решении он решил в текстовом выражении: сам факт того, что он санкционирует закон, не изменяет суждения о его недействительности из-за отсутствия законной инициативы. Несмотря на ясность постановления, практика санкционирования «законов» сохранялась во всей бразильской федерации на государственном и муниципальном уровнях - и с такой интенсивностью, что она подавила это безупречное решение верховного попечителя конституционного порядка, до того, что его забыли нижестоящими судами, которые часто судили об обратном, давая действительность этой патентной неконституционности.

В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы – правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм.

В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК. Кроме того, санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту – осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.

Следовательно, удобство пересмотра темы. Классическая либеральная законодательная функция. Эта модель разделения, ставшая классикой, соответствовала системе инерционного равновесия, обусловленной разделением государственной власти на три части, указанные полномочия, строго разделенные на три различные функции - законодательные, исполнительные и судебные - более желательные таким образом, что одна власть контролирует другие и, все контролируя друг друга, механизмом взаимного равновесия, наделенным взаимными проверками и противовесами, в итоге приводит к власти, контролируемой самой силой.

12. Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права

Уголовно-исполнительное право взаимодействует практически со всеми отраслями так называемого уголовно-правового комплекса российского права.

Уголовное право формирует понятийно-категориальный аппарат для всего криминального цикла. При его освоении изучают институт уголовной ответственности (одной из форм реализации которой выступает исполнение наказания). Уголовный кодекс РФ содержит систему уголовных наказаний в целом и дает характеристику каждого вида наказаний. Именно в нем изложены правила, в соответствии с которыми осужденные распределяются по видам исправительных учреждений.

Из этого функционального разделения главная цель была политической: не столько для улучшения функционирования власти, сколько для ограничения ее расширения, чтобы гарантировать большую ценность защиты перед абсолютизмом короля: свобода личности. По социальному вопросу были разработаны две линии решения: радикальный и умеренный. С одной стороны, социалисты, коммунисты, анархисты, в степени растущего радикализма. Из этой радикальной линии, прикосновения рассвета был «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса.

С другой стороны, умеренная линия. Все умеренные, хотя и по-разному, пришли к одному и тому же выводу, выступая против радикалов: причиной социального вопроса была не частная собственность, а отсутствие контроля над орудиями труда и средствами производства. Поэтому решение заключалось не в том, чтобы коллективизировать собственность, а в том, чтобы контролировать экономический порядок, чтобы обеспечить - далеко за рамки чисто формальной индивидуальной свободы - эффективного материального социального равенства.

Уголовно-процессуальное право также тесно связано с уголовно-исполнительным правом. В ст. 7 УИК РФ сказано, что «основаниями исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившее в законную силу», то есть тот или иной вариант судебного решения. Также замена вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания предполагают судебный порядок принятия решения.

Как Руи положил это в Молитву Молодых людей: истинное равенство не состоит в том, чтобы относиться к неравноправности одинаково, а относиться к неравноправным неравноправным образом в пропорции, в которой они неравны. В обеих доктринальных строках государство было призвано вмешиваться в экономический и социальный порядок или заменить капиталистический порядок социалистическим или умеренным капитализмом. В Бразилии первая конституция по уходу за вмешательством государства в экономический и социальный порядок заключалась в том, чтобы.

Конституционное право. В ст. 55 Конституции РФ устанавливаются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина, поэтому уголовно-исполнительное право не может не взаимодействовать с конституционным правом.

Гражданское право. При отбывании уголовного наказания человек не исключается из гражданско-правовых отношений, и осужденный может распоряжаться своим имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью. Возникающие при этом отношения регулируются гражданским правом.

Законодательная функция социального вмешательства. Эта эволюция подразумевала новые функциональные возможности для законодательства. Наряду с классическими либеральными кодексами, где отдельные лица рассматриваются одинаково, без учета социально-экономических различий, возникает социальное законодательство. Особая правовая защита предоставляется более слабым социальным партнерам в их отношениях с более сильными сторонами, в поисках равновесия, справедливости и социального равенства. Это социальная законодательная функция.

Через него юридически открылись двери для социального интервенционизма, который часто перерождается в государственный интервенционизм без социальной функции, чтобы оправдать его. Попутно, по содержанию, от либерального до социального, от отстраненного до интервенциониста, государство оставалось в форме закона. Из либерального положения закона он превратился в социальное правовое государство. Поэтому вмешательство может быть сделано только на основе закона: в форме закона. Сила, которая вмешивается, является исполнительной властью.

Трудовое право. К требованиям трудового законодательства РФ очень приближены основания и порядок привлечения осужденных к труду, оплата и охрана труда.

Административное право регулирует деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их взаимоотношения между собой и порядок прохождения службы начальствующим составом.

С другой стороны, законодательный орган, из-за его коллегиальных масштабов и сложных процедур, не показал гибкости, чтобы обеспечить правовое покрытие, которое исполнитель должен был вмешаться. Решение заключалось в том, чтобы взять на себя эту роль законодательного регулирования. Такая передача является оправданным и неизбежным в социальном правовом государстве, для достижения социальных целей, преследуемых им, особенно в случаях крайней необходимости и социальной значимости, или с большой технической и административной сложностью.

Поэтому он должен быть сдержан законодательной делегацией, способной избежать злоупотреблений. Но были эксцессы и отклонения. Могилы в странах, полных экономических и социальных проблем, которые сочетают политическую нестабильность с законодательной необходимостью, например, Бразилию. Здесь - необходимость создания легкости - саммит был достигнут с освобождением временных мер, правилам модерации которых препятствовали последовательные президенты республики. Однако в законодательной функции не только исполнительная власть ругает и злоупотребляет конституционным порядком.

13. Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с международным правом

Ст. 3 УИК РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации устанавливаются правила, отличные от предусмотренных законом, то применяются правила международного договора, закрепляющие приоритет действия международных норм перед национальными. Эта норма в уголовно-исполнительном законодательстве РФ стало одним из условий принятия России в Совет Европы.

Кроме того, сам законодательный орган. Одним из искажений, которые распространились в бразильских законодательных домах, является «закон» только санкционирующего характера. Настаивая на законодательной практике Бразилии, санкционирующий «закон» является файлом, используемым парламентариями, для получения политического кредита для выполнения работ или услуг в материальных областях, в которых у них нет законодательной инициативы, обычно административных вопросов. Через этот тип «законов» они передают от авторов законопроекта соавторам работы или авторизованной службы.

В результате межгосударственного сотрудничества, в том числе и в сфере соблюдения прав человека, вырабатываются Международные нормы обращения с осужденными. Они разнообразны и могут быть: общеуниверсальными (Всеобщая декларация прав человека, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др.); специальными (Основные принципы обращения с заключенными, Европейские тюремные правила и др.); обязательными и рекомендательными ; межгосударственными договорами (пакты, конвенции) и нормами-принципами ; общемировыми и региональными .

Субъекты рассматривали такие работы и услуги, как чуждые законодателям, и поэтому удалили их из парламентской инициативы законов. Чтобы компенсировать эту потерю, которая была действительно преувеличена, появился авторитарный «закон», практикуемый все более и более преувеличенным образом. Авторизатор - это «закон», который, поскольку он не может определить, ограничивается полномочиями Исполнительной власти выполнять действия, которые уже санкционированы Конституцией, поскольку они находятся в пределах конституционной юрисдикции этой державы.

Россия взяла на себя обязанность следовать прежде всего Европейским тюремным правилам. За ходом реформирования российского законодательства и за их реализацией на практике пристально и систематически наблюдают эксперты Совета Европы. Так, на совещании руководителей пенитенциарных систем стран-участников Совета Европы (май 2000, Берлин) было отмечено, что Россия за последние годы добилась значительных успехов в деле приближения своего законодательства и практики его реализации к международным стандартам. Совет Европы призвал все страны оказывать России в этом поддержку и помощь. Это заявление было сделано, несмотря на то, что инспекторы Совета Европы не первый год обращают внимание на критическое положение с размещением арестованных, сложившееся в следственных изоляторах России.

Объект разрешения - поскольку он уже является конституционной компетенцией Исполнительного органа - не может быть «определен», а только «разрешен» законодательным органом. Разумеется, такие «законы» всегда имеют парламентскую инициативу, поскольку исполнительной власти никогда не будет разрешено санкционировать себя, а тем более, если она уже санкционирует Конституцию. Они составляют патентный тираж.

Между этим резервом инициативы и государственным интервенционизмом существует связь. На самом деле классический либеральный конституционализм никогда не задумывал гипотезу, а затем просто абсурдную - вычесть инициативу закона от законодателя. Поскольку это часть законодательного процесса, принцип которого является принципом, инициатива была зарезервирована исключительно для членов Законодательного собрания и лишена других держав. Это было предложение Монтескье. Такова американская Конституция, верная этому предложению, более двухсот лет назад.

14. Источники уголовно-исполнительного права

Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие решения субъектов Федерации по пенитенциарным вопросам не являются источниками уголовно-исполнительного права, а могут рассматриваться лишь как акты о применении норм права.

Президент Соединенных Штатов, лишенный инициативы, предлагает законы через депутатов или сенаторов, как правило, правительственных лидеров. Однако конституции интервенционистов изменили эту оригинальную картину. Они открыли двери, чтобы предоставить Исполнителям инициативу законов их интересов, в том числе интервенционистские законы. Исключительность и, в последовательности, сама способность предлагать законы была снята с законодателей. Сегодня Конституция резервирует Президенту Республики частную инициативу по вопросам, предусмотренным в § 1 ст. 61, для которых ст. 63 веда увеличивает расходы, что значительно снижает уровень парламентской компетенции.

Исходной базой законодательства об исполнении наказаний выступают общепризнанные принципы и нормы международного права (всего их более 201).

Другими важными источниками уголовно-исполнительного законодательства являются Конституция РФ, Уголовный (УК) и Уголовно-исполнительный кодексы РФ (УИК).

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из указанного кодекса и других федеральных законов. В общей сложности в настоящее время имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного, а также комплексного, междисциплинарного характера.

Это сокращение явно оскорбительно. Против злоупотребления, другого злоупотребления: одним из этих средств является «закон», разрешающий. Неконституционность закона. Как и в федерации для федеративных субъектов, а также при разделении полномочий основная компетенция каждой державы определяется конституционным порядком, объединенным федеральными и государственными конституциями и муниципальными органическими законами. Законодательным, исполнительным и судебным властям, что конституционный порядок определяет или санкционирует их.

Чтобы установить полномочия созданных держав, определить их или разрешить их, на конституцию, закрепленную в ней, входит Учредительная держава. Конституционный порядок устанавливает законодательные, исполнительные и судебные полномочия. Поэтому, если закон устанавливает то, что соответствует Конституции, чтобы установить, намереваясь определить или разрешить Силу, созданную в рамках своей конституционной юрисдикции, этот закон является неконституционным. Это не только безобидно или рывко. Это неконституционность, поскольку она устанавливает то, что может учредить только Учредительное собрание, нанося ущерб Конституции, которую она устанавливает.

В соответствии со ст. 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнительного права относит также основанные на законе нормативные правовые акты высших федеральных органов исполнительной власти (подзаконные акты). К их числу принадлежат указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в области борьбы с преступностью в целом и в уголовно-исполнительной сфере.

Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих (например, в дисциплинарных частях) осуществляется с помощью актов военно-административного характера, в том числе общевоинских уставов.

Все локальные нормативные акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнительной системы, не принадлежат к числу источников уголовно-исполнительного права, а представляют собой акты о применении норм права.

Самостоятельность уголовно-исполнительного права как отрасли отечественного права определяется специфическим предметом регулирования, методами правового регулирования и самостоятельной, частично кодифицированной, иерархически выстроенной системой нормативных актов.

15. Классификация источников уголовно-исполнительного права

Применительно к уголовно-исполнительному праву РФ выделяют такие виды источников:

1. Международные правовые акты. В ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные правовые акты и договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Среди них наиболее важными являются следующие: принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Европейские тюремные правила (1987); Основные принципы обращения с заключенными (1990) и др.

2. Конституция Российской Федерации – основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права, которая обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» раскрывает обязательность судебных постановлений, на основании которых в соответствии со ст. 7 УИК РФ исполняется наказание.

4. Федеральные законы. Уголовно-исполнительный кодекс – основной правовой акт, регулирующий исполнение всех видов уголовных наказаний. Остальные нормативные акты только дополняют и развивают его отдельные положения.

5. Указы Президента. Например, «О реформировании уголовно-исполнительной системы» от 13.10.2004 г.

6. Постановления Правительства.

7. Нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

8. Постановления высших судов. Данные акты не являются нормативными и направлены на толкование и разъяснение смысла уголовно-исполнительного законодательства, но не на создание новых норм.

9. Судебная практика тоже не является источником уголовно-исполнительного права. Но она имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения уголовно-исполнительного законодательства судебными органами.

16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Согласно Конституции (п. «о», ст. 71) уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. В ч. 1 ст. 2 УИК говорится, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов. А это предполагает существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК, законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительное законодательство кроме законов, принятых на уровне Российской Федерации и относящихся к вопросам исполнения уголовных наказаний, включает иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы, положения, инструкции, наставления, приказы и другие предписания, издаваемые совместно рядом министерств и ведомств либо отдельными из них. По своему объему это наиболее многочисленная нормативная правовая база, насчитывающая несколько тысяч актов.

Группу подзаконных нормативных актов условно подразделяют на две категории: постановления Правительства РФ и ведомственные акты. Принятый УИК РФ и Закон «О введении его в действие» предоставил Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов, а также нормативно-правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное законодательство должно быть:

1) подчинено международному праву (ст. 3 УИК);

2) многоступенчатым, включая в себя не только законы, но и подзаконные нормативные акты;

3) в соответствии с Конституцией исключительно федеральным.

17. Формы уголовно-исполнительного законодательства

К формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполнение законов.

Наиболее важным среди источников уголовно-исполнительного права является вопрос о соотношении и взаимосвязи уголовно-исполнительного законодательства с международно-правовыми актами. Именно в ст. 3 УИК РФ он впервые нашел законодательное решение. В ней говорится, что уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина и об обращении с осужденными. Согласно ч. 3 ст. 3 УИК «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего обращения с осужденными».

Международный договор РФ становится приоритетным перед уголовно-исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила исполнения уголовных наказаний. Это двусторонние договоры России с иностранными государствами об обращении с осужденными гражданами этих государств. Так, ч. 2 ст. 3 УИК определяется, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством России, то применяются правила Международного договора.

При оценке уголовно-исполнительным законодательством рекомендаций (деклараций) международных организаций и международных договоров РФ учитываются положения, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, а также наличие необходимых экономических и социальных возможностей. Это положение закреплено в ч. 1, 4 ст. 3 УИК.

18. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Основная цель уголовно-исполнительного законодательства – исправление осужденных . Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к ним предусмотренных УИК профилактических мер (охрана и надзор за осужденными, применение мер поощрения и взыскания и т. д.), а также проведения с ними воспитательной работы.

Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем постановки и реализации определенных задач: регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания; определение средств исправления осужденных; охрану их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения наказания.

Задача определения средств исправления осужденных закреплена в ч. 2 ст. 9 УИК. В ней определены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Механизм реализации этих средств описан в Особенной части УИК.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, их специального статуса к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения его реализации.

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации заключается в предупреждении рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Она реализуется путем оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК).

Уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собою и взаимозависимость. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах УИК и других нормативных правовых актах.

19. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени

Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не предусматривается исключений ни для одного субъекта Российской Федерации, а нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами Российской Федерации и противоречащие УИК РФ, не имеют юридической силы и подлежат отмене.

Наказание исполняется по месту вынесения приговора. Если преступление совершено иностранцем в чужой стране, возможна передача для исполнения наказания в его родное государство (институт передачи осужденных), но при определенных условиях.

Государство вынесения приговора должно представить государству исполнения ряд документов, среди которых: копия приговора и документ по вступлению его в силу; текст статьи закона, на основании которого лицо осуждено; документ об отбытой части наказания; документ о согласии на передачу и др. Затем человек либо начинает отбывать срок, который определен в приговоре (за исключением уже отбытой части наказания), либо сначала производится преобразование наказания.

Действие во времени. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г., № 5–ФЗ, датой принятия Федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Согласно ст. 6 этого ФЗ конституционные и федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Если порядок и условия отбывания наказания ужесточаются во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение.

20. Уголовно-исполнительные правоотношения

Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента распоряжения об исполнении приговора, посылаемое судьей или председателем суда с копией приговора тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение (ст. 359 УПК РФ). С данного времени подсудимый приобретает статус осужденного.

Уголовно-исполнительные правоотношения в процессе исполнения наказания, не меняя свою правовую природу, могут изменять свое содержание. Это происходит в тех случаях, когда один вид наказания заменяется другим, а также при изменении вида исправительного учреждения. Исходя из этого, структуру уголовно-исполнительных правоотношений образуют следующие основные элементы: субъекты правоотношений; содержание правоотношений; объекты правоотношений; юридические факты.

Субъекты правоотношений – это юридические и физические лица, обладающие определенными субъективными правами и обязанностями, установленными нормами уголовно-исполнительного права. К ним относятся учреждения и органы, исполняющие наказания (ст. 16 УИК РФ). Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание.

К объекту уголовно-исполнительных правоотношений относятся явления и предметы, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть и определенные законом интересы его субъектов. Например, для осужденных к лишению свободы в качестве объектов может выступать разрешение на краткосрочный выезд из исправительных учреждений во время отпуска.

Юридическими фактами являются действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения.

Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.
2. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Комм. Зубков А.И.

1. УИК является в настоящее время основным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний. Другие нормативные акты лишь дополняют и развивают его отдельные положения, что коренным образом отличает УИК от ранее действовавшего ИТК, который регулировал лишь отдельные виды наказания (лишение свободы, исправительные работы, ссылку и высылку, т. е. наказания, которые были соединены с так называемыми мерами исправительно-трудового воздействия - трудом, воспитательной работой, общим и профессиональным образованием), в связи с чем действовал еще и ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих отбывание иных видов наказаний.
Комментируемая статья содержит указание на то, что уголовно-исполнительное законодательство состоит также и из других федеральных законов (например, Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, Федерального закона от 18 декабря 1996 г. № 2-ФЗ “О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации” и др.). При этом Конституция РФ, являясь базой для всего федерального законодательства, выходит за рамки любой отрасли законодательства: ее нормы имеют прямое действие.
2. Со времени введения УИК в действие (1 июля 1997 г.)произошли существенные изменения прежде всего в организационно-управленческой системе исполнения уголовных наказаний. Так, УИС из ведения МВД России была передана в ведение Минюста России. Кроме того, функция конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, была передана изведения внутренних войск МВД России также в ведение Минюста России, а затем - в ведение ФСИН. Неоднократно менялся и текст УИК.
3. В науке уголовно-исполнительное законодательство рассматривают в узком и широком смысле. В узком смысле - это федеральные конституционные и федеральные законы, принятые на уровне Российской Федерации, в широком - это, помимо названных законов, еще и относящиеся к вопросам исполнения уголовных наказаний иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы, положения, инструкции, наставления, приказы и иные предписания, издаваемые министерствами и ведомствами.
Кроме специальных законов, непосредственно регулирующих порядок и условия исполнения уголовных наказаний, имеется еще значительная группа законодательных актов, регулирующих совершенно иные сферы деятельности, но тем не менее содержащих положения, касающиеся деятельности УИС, правового статуса осужденных, подследственных или подсудимых. Однако такие акты не могут быть включены в уголовно-исполнительное законодательство.
4. Предметом уголовно-исполнительного законодательства является установление общих положений и принципов исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера. Если в отношении исполнения наказаний УИК полностью выполняет заявленные в комментируемой статье намерения, то в отношении иных мер уголовно-правового характера - лишь частично. К иным мерам уголовно-правового характера относятся: принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; конфискация имущества (ст. 104 1 ,104 2 и 104 3 УК РФ); условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Из всех перечисленных мер уголовно-правового характера УИК регламентирует лишь применение к осужденным мер медицинского характера и осуществление контроля за поведением условно освобожденных и условно осужденных, а также условно освобожденных женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет. Между тем в УК РФ регулируется не только порядок назначения таких мер, но и основные содержательные аспекты их применения и исполнения. УИК, принятый позднее УК РФ, мог лишь продублировать эти положения с внесением незначительных корректив. В будущем, по мере накопления практики применения данных институтов, в УИК могут быть включены соответствующие дополнения.
5. В уголовно-исполнительном законодательстве основное внимание уделяется правовой регламентации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и применения основных средств исправления осужденных. Это наиболее объемная и важная часть уголовно-исполнительного законодательства, так как прежде всего на ее основе реализуются карательные и принудительные элементы наказания и определяется порядок обращения с осужденными. Требования по исполнению наказаний законодатель относит к государственным органам, должностным лицам и иным субъектам, связанным с исполнением наказания либо имеющим те или иные правоотношения с осужденными. Все, что касается порядка и условий отбывания наказания, относится к осужденным.
6. Уголовно-исполнительное законодательство регулирует порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Этому вопросу уделяется большое внимание и в самом УИК, и в Законе РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. Детально различные аспекты порядка функционирования названных учреждений и органов регламентируются в ведомственных нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний.
7. Уголовно-исполнительное законодательство содержит много норм, посвященных регулированию порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных. Данные вопросы отражены в УИК, а также в вышеупомянутом Законе, в котором определен порядок участия указанных субъектов применительно к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы. В иных нормативных правовых актах в большей мере регулируется порядок участия этих субъектов в исправлении осужденных при исполнении других видов наказаний. Это нормативное положение имеет исключительно важное значение не только для исправления осужденных, но и для обеспечения демократизма и гласности при исполнении уголовных наказаний, повышения их эффективности.
8. Уголовно-исполнительное законодательство содержит нормы, регламентирующие порядок освобождения осужденных и оказания помощи освобождаемым лицам. Нормы об оказании помощи освобождаемым лицам в большей мере относятся к законодательству о социальной профилактике и реабилитации лиц, утративших социально полезные связи с обществом. Уголовно-исполнительное законодательство акцентирует внимание на оказании такой помощи именно в момент освобождения лица и на его начальном этапе пребывания на свободе. Далее к работе с данными лицами подключаются службы занятости, реабилитации, профилактики и др. Органы и учреждения, исполняющие наказания, могут на этих стадиях реабилитационной деятельности обеспечивать такие службы имеющейся у них информацией.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча