01.04.2019

Условия организация профилактической работы в школе. Анализ состояния профилактической работы в школе. Профилактическая работа с семьей


В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения подростков. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия.

Социальные риски

Для начала следует рассмотреть само понятие правонарушения. Оно представляет собой виновное поведение субъекта, противоречащее нормативным предписаниям, причиняющее вред окружающим и влечет юридическую ответственность. Правонарушения подразделяются на две категории: проступки и преступления. Первые могут быть дисциплинарными, гражданскими, административными. Преступлениями называют деяния, за совершение которых предусматривается наказание по УК. Все правонарушения представляют собой социальную опасность в той или иной степени.

Ответственность

Она различается в зависимости от категории правонарушения. Так, существует:

  1. Административная ответственность. Она применяется за деяния, предусмотренные в КоАП. К таким проступкам относят нарушения ПДД, правил противопожарной безопасности и пр. К административной ответственности субъект может привлекаться с 16 лет. В качестве наказания выступают денежное взыскание, исправительные работы, предупреждение.
  2. Дисциплинарная ответственность. Она наступает при совершении нарушений в области трудового права. Такими проступками могут быть прогул, опоздание и пр.
  3. Гражданско-правовая ответственность. Она предусмотрена при совершении деяний, влекущих имущественный ущерб. В качестве санкций применяют компенсацию вреда.
  4. Уголовная ответственность. Она наступает при совершении деяний, нарушающих положения УК. За некоторые преступления ответственность для субъектов наступает с 14 л.

Важность своевременного предупреждения кризисных ситуаций

Профилактическая работа с несовершеннолетними является одним из эффективных методов борьбы с молодежной преступностью. Она включает в себя различные мероприятия. В вопросе предупреждения преступности особая роль отводится образовательному учреждению. Раннее выявление детей, склонных к нарушению моральных и правовых норм, позволяет снизить социальные риски. Образовательное учреждение должно создавать условия, обеспечивающие нормальное развитие детей. Педагогическая деятельность состоит не только в непосредственном обучении, но и в выявлении индивидуальных особенностей каждого ребенка, обнаружении и анализе причин моральной деформации личности. На образовательном учреждении также лежит обязанность по своевременному выявлению кризисных ситуаций типичного характера, в которую попадает та или иная группа риска. Несомненно, к этому процессу должны привлекаться и родители.

Классификация поведения

Существует несколько стадий, которые проходят дети, с которыми взрослым сложно справиться:

  1. Неодобряемые действия. Они связаны с шалостями, непослушанием, упрямством, озорством, непоседливостью.
  2. Порицаемые поступки. Такие действия вызывают ту или иную степень осуждения у родителей, педагогов, других людей. К таким поступкам можно отнести нерегулярное нарушение дисциплины, эпизодические случаи дерзости, драчливости, нечестности, грубости.
  3. Девиантное поведение. Оно предполагает отрицательные в моральном плане действия, которые приняли привычный или систематический характер. К ним, например, относят лицемерие, лживость, воровство, агрессивность, конфликтность, притворство, эгоизм и пр.
  4. Предпреступные действия. В них обнаруживаются зачатки деструктивного и криминального поведения. К таким действиям относят умышленные эпизодические нарушения требований и норм, регулирующих общественные взаимоотношения, вымогательство, избиения, распитие спиртного, хулиганство, злостное несоблюдение дисциплины и пр.
  5. Преступное поведение. Оно проявляется в совершении различных незаконных поступков.

Признаки отклонений

Дети, с которыми взрослым сложно справиться, обладают рядом отличительных черт. Среди таких признаков следует отметить:

1. Уклонение от обучения в результате:

  • неуспеваемости по большей части дисциплин;
  • отставания по уровню интеллектуального развития;
  • отсутствия познавательного интереса;
  • ориентации на иные виды деятельности.

2. Низкую общественно-трудовую активность. Она проявляется в:

  • отказе от выполнения поручений;
  • пренебрежительном отношении к классным делам, общественной собственности и ее порче;
  • демонстративном уклонении от участия в трудовой деятельности.

3. Отрицательные поступки:

  • тягу к азартным играм;
  • курение и распитие спиртного;
  • употребление наркотиков и психотропных препаратов;
  • нездоровые поступки сексуального характера.

4. Негативную оценку действительности.

5. Повышенную критичность по отношению к взрослым и педагогам. Она проявляется в:

При этом такие дети могут проявлять различное отношение к попыткам взрослых их воспитывать. Оно может быть равнодушным, агрессивным, скептическим, негативным.

Предпосылки

Профилактика девиантного поведения только тогда будет эффективной, когда будет предварительно выполнен анализ причин деформации личности. К основным предпосылкам, обуславливающим такие сбои в развитии, следует отнести:


Варианты решения проблем

Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых – родителей и педагогов. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где будут проявляться возможности и инициатива ребенка. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Образовательное учреждение, наоборот, должно обеспечивать и расширять безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле являются учебные заведения с развитой системой внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, технические, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. В учебном заведении, кроме прочего, должна быть сформирована система правил и норм, так как без них невозможно эффективно решить задачи не только педагогического, но и воспитательного характера. Все виды профилактики должны ориентироваться на:

  1. Создание уклада жизни в образовательном учреждении.
  2. Помощь детям в установлении взаимосвязи между личной свободой и ответственностью.
  3. Поддержку каждого ребенка при разрешении споров цивилизованными методами.
  4. Воспитание навыков правовой культуры.

Осуществляя профилактические мероприятия, главное – не упустить время. Именно на ранней стадии, по мнению А. Г. Аванесова, можно быстрее достичь успеха. Это обуславливается тем, что на этом этапе у личности еще не сформировались устойчивые привычки и взгляды. Если ранняя профилактическая работа окажется недостаточной, то она может быть восполнена мерами иного уровня, поскольку для этого есть определенный запас времени.

Основные задачи

Организация профилактической работы необходима для:

Ключевые направления

Проведение профилактических работ ориентировано на:

  1. Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей.
  2. Обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Данное направление предусматривает:

I. Применение мер, ориентированных на оздоровление неблагоприятных условий домашней обстановки. В данном случае осуществляется профилактическая работа с семьей.

II. Изъятие детей из неблагоприятной обстановки.

III. Применение установленных законодательством мер к субъектам, вовлекающим несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.

  • Оказание корректирующего и сдерживающего влияния на детей с отклоняющимися поступками.

При этом может оказываться влияние на детей, у которых еще не укрепились антиобщественные взгляды, и они совершают малозначительные проступки. Социально-профилактическая работа в первую очередь направлена на предотвращение укрепления антиобщественных привычек и взглядов, пресечение возможности реализоваться противоправной и аморальной позиции ребенка в преступлении.

Конкретные меры

Профилактическая работа предполагает не только оказание помощи ребенку, который находится в неблагоприятных условиях воспитания и проживания. В рамках данной деятельности осуществляется изъятие из негативной среды и помещение в детдом, интернат и прочие специализированные заведения. Кроме этого, может осуществляться индивидуальная профилактическая работа. Она предполагает постановку на учет в ИДН, назначение общественного воспитателя, шефа и пр. К детям, из которых инспекторами формируется условная группа риска, могут применяться и меры гражданско-правового, административного, общественного воспитательного характера.

Структура деятельности

Профилактика правонарушений включает в себя:


Исходя из этого, можно выделить следующие аспекты профилактической работы:

  1. Диагностический.
  2. Психокоррекционный.
  3. Оздоровительный.
  4. Консультационный.
  5. Научно-методический.
  6. Общественно-аналитический.
  7. Просветительский.
  8. Учебно-воспитательный.
  9. Общественно-правовой.

На последние два направления необходимо сделать особый упор.

Учебно-воспитательный аспект

Профилактическая работа с подростками в рамках данного направления предполагает образование детей, имеющих затруднения при усвоении программ, связанных с неблагополучными жизненными условиями и особенностями психофизического развития, по ФГОС. В процессе данной деятельности создается надлежащая обстановка для личностно-ориентированной учебы. Она обеспечивает вариативный характер преподавания с постановкой задач коррекционно-развивающего типа. Целью деятельности является восстановление способности к обучению и повышение уровня воспитанности.

Общественно-правовой аспект

Профилактическая работа в рамках этого аспекта включает в себя оказание помощи детям при их адаптации в окружающей обстановке, в трудовом коллективе, при профориентации, получении специальности. Кроме этого, предусматривается обеспечение защиты прав и интересов каждого ребенка. В рамках общественно-правовой деятельности осуществляется консультирование детей и их родителей по юридическим вопросам, выполняются профилактические мероприятия, направленные на предупреждение беспризорности, бродяжничества, попыток суицида.

Диагностика

Профилактика правонарушений сопровождается анализом кризисных ситуаций и реакций на них детей. Диагностическая деятельность предполагает:

  1. Изучение степени воспитанности и уровня развития.
  2. Выявление детей в первом классе с отклонениями в поведении и своевременная коррекция.
  3. Наблюдение за учениками в разных ситуациях.
  4. Определение положения каждого ребенка в домашней обстановке и в классе.
  5. Выполнение социометрического анализа по установлению референтных категорий.
  6. Определение уровня самоконтроля, самооценки, навыков самовоспитания.
  7. Обнаружение недостатков и положительных качеств личности.
  8. Обнаружение и исследование склонностей и интересов.
  9. Изучение особенностей темперамента и характера каждого ребенка.
  10. Мониторинг состояния здоровья детей.
  11. Установление мотивов общения и поведения каждого ребенка.
  12. Наблюдение за взаимодействием детей и родителей (лиц, их заменяющих).

Коррекция

Она предполагает индивидуальный подход. Деятельность включает в себя:


Взаимодействие с родителями

Профилактическая работа должна осуществляться совместно со взрослыми и включать в себя:

  1. Исследование положения ребенка дома.
  2. Выступление преподавателей на собраниях с родителями.
  3. Посещение семей.
  4. Встречи с сотрудниками ИДН, следственных органов, прокуратуры.
  5. Привлечение специалистов для консультаций родителей.
  6. Проведение тематических собраний, творческих встреч.

Заключение

Во многих школах проводятся месячники профилактики. В них, как правило, участвуют сотрудники правоохранительных органов, психологи и прочие специалисты. В рамках такой работы проводятся беседы по ПДД, об обязанностях и правах, здоровье и пр. Планирование этих месячников позволяет задействовать всех участников педагогического и воспитательного процесса. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на текущую ситуацию. Педагогический коллектив образовательного учреждения должен приложить все усилия для проведения эффективной профилактической работы.

Ключевая роль во взаимодействии учебного заведения и родителей принадлежит классным руководителям. От их деятельности будет зависеть, насколько хорошо семья понимает политику, которую проводит образовательное учреждение в рамках профилактической работы. Классные руководители, в свою очередь, должны понимать всю важность своей функции. Именно они обеспечивают организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе. Педагоги должны установить взаимодействие с родителями. Это осуществляется не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей. К ней, в частности, относят и консультирование родителей и детей на дому.

Социальный портрет подростка школы.

В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках - 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках - 34 %. Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика - 30%; боевики - 29%, детективы - 12%, триллеры - 12%, мистика - 5%, эротика - 8%.

У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (48 %) или у друзей (45 %). Менее 2% подростков выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю.

54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики - 65%, девочки - 40%). По видам насилия: избиение - 10%; издевательства, оскорбление - 28%; вымогательство денег и вещей - 5; другим видам насилия - 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия - одноклассники; для 20% - взрослые, для 3% подростков основной источник насилия - родители, а для 5% - учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов - 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду - 46%, склонны сами совершить насилие - 3%, способны уйти из дома - 5,5%, могли бы совершить преступление - 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.

Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Районный семинар для заместителей директоров по учебно – воспитательной работе Шпаковского муниципального района 31 октября 2012 г. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7»




Кто-то, когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной, как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити. Словно стена без дверей, без окон. Вот они, главные истины эти: «Поздно заметили» … «Поздно учли» … Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. С. Давидович


Паспорт МКОУ «СОШ 7» Количество учащихся – 160, Из них: Начальное звено - 74, Среднее звено – 76, Старшее звено – 0, Классы КРО – 10. Администрация: Директор – Пашков Александр Александрович, Заместитель директора по УВР – Попова Ирина Дмитриевна, Заместитель директора по УВР – Аширова Марина Александровна, Количество педагогов - 15, Социальный педагог - 1, Педагог – психолог - 1, Библиотекарь - 1.


Согласно Закону 120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи: Оказание социально – психологической помощи и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования; Выявление семей, находящихся в социально – опасном положении; Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.


Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных, правовых педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с учащимися и семьями, находящимися в социально – опасном положении.


Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении, а также по их социально – педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.


Несовершеннолетний, находящийся в социально – опасном положении - обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.


Семья, находящаяся в социально – опасном положении - Семья, имеющая учащегося, находящегося в социально – опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.


Учет обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении (внутришкольный учет) – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая ОУ в отношении учащегося и семей, находящихся в социально – опасном положении, которая направлена на: предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся; выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений обучающихся; социально – педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении.










Классный руководитель: Ведет необходимую документацию в своем классе; Осуществляет мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся в классе; Осуществляет индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете.


Социальный педагог: Формирует банк данных образовательного учреждения об учащихся и семьях, находящихся в социально – опасном положении; Взаимодействует с учителями – предметниками, родителями, специалистами социальных и психологических служб в оказании социально – педагогической, психологической и иной помощи обучающимся и семьям, находящимся в социально – опасном положении; Координирует воспитательные усилия образовательного учреждения, семьи, среды и анализирует полученный результат.


Заместитель директора по учебно – воспитательной работе: Оказывает организационно – методическую помощь классным руководителям в ведении внутришкольного учета; Осуществляет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению; Готовит соответствующую информацию о деятельности образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений.


Профилактическая работа в классе и школе В организационном аспекте, опираясь на классификацию факторов социализации разработанную А. В. Мудриком, организация общей профилактики осуществляется на трех уровнях: МАКРОУРОВЕНЬ МЕЗОУРОВЕНЬ МИКРОУРОВЕНЬ уровень государства и общества в целом; уровень конкретного региона уровень организации профилактической работы в условиях различных институтов воспитания детей и подростков


Направления профилактической работы В России сложились различные направления профилактики. Проанализировав данный опыт М.А. Ковальчук предлагает следующие направления организации профилактической работы: ПРОФИЛАКТИКА ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ


Этапы направления профилактической работы Раннее выявление детей «группы риска» Консультативно – разъяснительная работа с родителями и педагогами Мобилизация воспитательного потенциала семьи и окружающей среды Работа с референтной группой ребенка Социально – педагогический патронаж дезадаптированных несовершеннолетних Привлечение необходимых специалистов


Работа с семьей осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании; осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом осуществление комплексной профилактической работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и профилактика имеющихся отклонений


Формы работы «Педагог-ребенок» «Педагог-предмет- ребенок» «Педагог-ситуация-ребенок» «Педагог-человек-ребенок» Составление социально- педагогического паспорта класса, консультации и т.д. создание газет, олимпиады, конференции, реферат и т.д. Создание воспитывающих ситуаций, включение в досуговые виды деятельности (по интересам), организация выходов, экскурсий, поездок, походов и т.д. Шефство, кураторство, наставничество, встречи со специалистами, интересными людьми, проведение форм совместно с родителями и т.д.


Приемы индивидуального воздействия «Стратегия жизни» «Просьба о помощи» «Оцени поступок» «Поощрение» педагог выясняет жизненные планы воспитанника, затем пытается выяснить вместе с ним, что поможет, а что помешает реализации этих планов Воспитатель обращается к воспитаннику за советом, рассказывая о своих проблемах и просит найти способ их решения педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории; похвала поддержка, похвала побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие


Приемы организации групповой деятельности «Импровизация» «Эстафета мнений» «Самостимулирование» учащиеся выбирают интересную для них тему; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему их интерпретируют и т. п. учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу встречные вопросы; вопросы и ответы коллективно обсуждают


Приемы деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика «Самоотстранение учителя» «Инструктирование» «Распределение ролей» «Распределение инициативы» определены цели и содержание работы, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы устраняется от прямого руководства или берет на себя обязательства рядового ученика на период выполнения какого-либо творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися


Причины постановки учащихся на внутришкольный учет На внутришкольный учет ставятся учащиеся: Не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия; Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; Совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие Устав ОУ и Правила поведения учащихся; Неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения; Склонные к употреблению наркотических, алкогольных и спиртосодержащих, психотропных, психоактивных и (или) других одурманивающих веществ без назначения врача; Причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности; Состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Шпаковского муниципального района, отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними отдела образования АШМР, управления труда и социальной защиты населения. Формы: 1-у, 2-у, 3-у, 4-у.


Документация на учащихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете Форма 1-у «Представление на постановку на внутришкольный учет» - классный руководитель и социальный педагог; Форма 2-у «Учетная карточка учащегося, находящегося в социально – опасном положении» - классный руководитель; Форма 3-у «План индивидуальной воспитательно – профилактической работы» - утверждается заместителем директора по УВР; Форма 4-у «Карта индивидуального психолого – педагогического и профилактического сопровождения обучающегося, состоящего на внутришкольном учете» - классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог.


Причины постановки семьи на внутришкольный учет На внутришкольный учет ставятся семьи: Семьи, не исполняющие обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей; Семьи, где родители (законные представители) злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; Семьи, отрицательно влияющие на поведение несовершеннолетних, вовлекающие их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков и т.д.); Семьи, допускающие в отношении своих детей жестокое обращение и насилие; Семьи, имеющие детей, находящихся в социально – опасном положении и состоящих на учете в ОУ, а также, состоящие на учете в ОДН, КДН, отделе опеки и попечительства, управлении социальной защиты. Формы: 1-с, 2-с, 3-с, 4-с.


Документация на семьи, состоящие на внутришкольном профилактическом учете Форма 1-с «Представление на постановку на внутришкольный учет семьи» - классный руководитель и социальный педагог; Форма 2-с «Учетная карточка семьи, находящейся в социально – опасном положении» - классный руководитель; Форма 3-у «План индивидуальной профилактической работы» - утверждается заместителем директора по УВР; Форма 4-у «Карта индивидуальной профилактической работы и психолого – педагогического сопровождения» - классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог.


Снятие с внутришкольного учета учащихся или семей По решению Совета профилактики ОУ на основании совместного представления социального педагога и классного руководителя (формы 5-у и 5-с). Кроме того с внутришкольного учета снимаются учащиеся: -окончившие ОУ; -сменившие место жительства или перешедшие в другое ОУ; -направленные в специальные учебно – воспитательные учреждения.


Алгоритм действий администрации ОУ по организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними 1 Включение в должностные инструкции зам. директора по учебной и воспитательной работе функций организации и контроля 2 Проведение анализа состояния профилактической работы 3 Планирование работы на учебный год 4 Ознакомление участников образовательного процесса с планом работы 5 Обеспечение контроля 6 Подготовка документов на КДН и участие в заседаниях 7 Анализ профилактической работы за год


Механизмы воздействия ежемесячно: Контроль успеваемости со стороны зам. директора по УВР Контроль успеваемости со стороны зам. директора по УВР Контроль посещаемости со стороны зам. директора по УВР Контроль посещаемости со стороны зам. директора по УВР Заседание Совета профилактики


Алгоритм действий классного руководителя ОУ по предупреждению правонарушений 1 Составление социального паспорта класса 2 Раннее выявление детей «группы риска» 3 Подготовка документов для постановки на ВШУ 4 Информирование должностных лиц 5 Разработка индивидуальной карты социального и психолого – педагогического сопровождения 6 Вовлечение учащегося в организованную внеурочную занятость 7 Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью и успеваемостью обучающегося 8 Организация индивидуальной работы с родителями 9 Анализ социальной адаптации учащегося 10 Подготовка и направление материала на Совет профилактики для решения вопроса о снятии с ВШУ


Алгоритм действий классного руководителя ОУ по факту совершения подростками правонарушения 1 Поступление информации о совершении подростком правонарушения 2 Информирование специалистов ОУ и родителей 3 Сбор информации, характеризующей подростка, его окружение, семью 4 Подготовка документов для постановки на ВШУ 5 Составление карты социального сопровождения обучающегося 6 Разработка плана работы с привлечением всех субъектов профилактики 7 Разработка плана работы с родителями обучающихся 8 Проведение индивидуальной профилактической работы с подростком 9 Анализ социальной адаптации обучающегося и информирование Совета профилактики ОУ 10 Подготовка и направление материалов на Совет профилактике по вопросу снятия с учета


Механизмы воздействия ежедневно: Контроль успеваемости со стороны классного руководителя Контроль успеваемости со стороны классного руководителя Контроль посещаемости со стороны классного руководителя Контроль посещаемости со стороны классного руководителя


«Программа-минимум» Классный руководитель обязан в этот же день узнать причину отсутствия учащегося в школе Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.


Механизмы воздействия по мере необходимости: Индивидуальные беседы классного руководителя с учащимися Индивидуальные беседы классного руководителя с учащимися Индивидуальные беседы классного руководителя с родителями Индивидуальные беседы классного руководителя с родителями Беседы с учащимися и их родителями в присутствии администрации Беседы с учащимися и их родителями в присутствии администрации Посещение по месту жительства


Алгоритм действий социального педагога ОУ 1 Сбор информации о социальном неблагополучии 2 Изучение социально – педагогических особенностей личности подростка 3 Составление индивидуальной карты сопровождения подростка 4 Осуществление взаимодействия с субъектами профилактики 5 Подготовка и направление материалов в КДН, участие в заседаниях 6 Подготовка документов по устройству подростка в соц. Приют, на лишение родительских прав, устройство в приемную семью 7 Анализ социальной адаптации обучающегося


Механизмы воздействия еженедельно: Контроль посещаемости со стороны социального педагога Контроль посещаемости со стороны социального педагога Контроль успеваемости со стороны социального педагога Контроль успеваемости со стороны социального педагога Посещение уроков классным руководителем, социальным педагогом Посещение уроков классным руководителем, социальным педагогом




Алгоритм действий педагога – психолога ОУ 1 Сбор информации о социальном неблагополучии подростков 2 Изучение психолого – педагогических особенностей личности подростка, его микросреды, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающегося 3 Составление индивидуальной карты сопровождения подростка по оказанию психолого – педагогической помощи и поддержки 4 Составление индивидуальной психолого – педагогической карты семьи подростка 5 Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики 6 Информирование педагогического коллектива и Совета профилактики о результатах психолого – педагогической коррекции 7 Подготовка и направление материала в КДН и участие в заседании 8 Участие в заседаниях Совета профилактики


Индикаторы эффективности работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Уменьшение числа детей и подростков, состоящих на ВШУ Снижение уровня подростковой преступности Уменьшение количества учащихся вечерних школ, переведенных из ОУ Увеличение количества детей, вовлеченных в работу детских общественных организаций Увеличение количества школьников, охваченных трудовой деятельностью в летний период Увеличение удельного веса детей, охваченных дополнительным образованием Увеличение удельного веса детей группы «риска», вовлеченных в реализацию социальных программ, проектов Увеличение процента учащихся, поступающих в ВУЗы и ССУЗы по выбранной специальности, по итогам предпрофильной подготовки учащихся


«Потенциальная группа риска» Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, благоприятных для их развития. У таких детей могут возникнуть серьезные социально – эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.




«Потенциальная группа риска» Учащиеся из малообеспеченных семей Учащиеся из неполных семей Учащиеся из семей с высоким уровнем достатка, в которых родители не уделяют достаточного внимания детям Учащиеся из неблагополучных семей Учащиеся, у которых один или оба родителя - инвалиды Опекаемые дети и подростки Учащиеся из семей мигрантов Учащиеся, имеющие отклонения в развитии


Внеурочная занятость Название кружка, секцииклассКол-во уч-ся 1Волейбольная секция Подвижные игры Ритмика Хоровой Вокал Умелые руки (деревообработка) Краеведение Школьный музей Мультимедиа техника и школьная газета ИЗО - студия Мир мультимедиа технологий (вне бюджет) Умелые руки (деревообработка)КРО9 13ЮИД Юный спасатель


Взаимодействие с социумом во внеурочной занятости Детская музыкальная школа Детская музыкальная школа Секция бокса МКОУ «СОШ 7» МКОУ «СОШ 7» Секция радиопеленгации Секция радиопеленгации Художественная студия Художественная студия УДО ДЮЦ «Типчак» Сельский Дом культуры Сельский Дом культуры Ресурсы трудный подросток mejdu-nami.jpg взаимодействие mejdu-nami.jpg Федеральный закон школьник контроль успеваемости школа

Выступление социального педагога

МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Дилин Нины Иосифовны,

на тему «Система профилактической работы в школе»

Профилактическая работа в школе направленна на оздоровления условий семейного, школьного воспитания, на коррекцию личности «трудного» подростка, так же на восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, психологов, родителей, работников правоохранительных органов. Это позволяет совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Ребята, состоящие на учётах – это часто не успеваемость, нежелание посещать секции и кружки, бесконтрольность и беспомощность со стороны родителей, не желательные, а иногда криминогенные компании, правонарушения и преступления.

Система профилактической работы в школе включает в себя:

В первую очередь это выявление учащихся, склонных к правонарушениям.

К сожалению, в прошлом году в нашей школе увеличилось число подростков «группы риска», так как из начального общего образования перешёл класс детей имеющие девиантное поведение. В том числе нет должного контроля со стороны родителей. Кроме того остается проблема продажи спиртных напитков и сигарет несовершеннолетним. Также большое влияние на подростков «группы риска» имеют бывшие воспитанники детского дома, которые состояли на разных видах учета, и в этом году приехали из учебных учреждений, а некоторые из мест лишения свободы.

Важную роль среди профилактических мероприятий мы отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на любом из видов учета.

Данный план отражает пошаговую, поэтапную работу с несовершеннолетним.

Также проводятся мероприятия по реабилитации учащихся, состоящих на профилактическом учете: индивидуальный подход в обучении, социально психологические услуги для детей, помощь в вопросах образования и воспитания для родителей, проводится работа по вовлечения детей «группы риска» во внеурочную деятельность.

В этом учебном году получилось организовать всех детей, кто состоит на учёте. Несовершеннолетние с отклонениями в поведении включаются в общие мероприятия, которые проводятся в МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа, и которые направлены на сплочение детских коллективов, на адаптацию детей в социуме, на профессиональное самоопределение.

Ведется большая работа по организации занятости детей на каникулах.

Из 7 несовершеннолетних состоящих на различных видах учета: 5 учащихся трудоустроены, 3 учащимся оказана помощь в регистрации путевок через сайт «Молодежного центра» в ДОЛ (детские оздоровительные лагеря) г. Туапсе, 1 учащийся отдохнул в ЛОЛ при МКОУ ГСОШ. Таким образом, все дети из неблагополучных семей и дети «группы риска» охвачены летней занятостью.

Также в нашей школе успешно работает Совет отцов, в который были избраны самые авторитетные папы наших учащихся.

Члены Совета ведут профилактическую работу с неблагополучными семьями, принимают участие в общешкольных рейдах, осуществляют дежурство на мероприятиях, проводят индивидуальные беседы с учащимися и родителями, являются активными участниками родительских собраний и конференций.

Члены Совета Отцов также принимают участие в заседании Совета профилактики, который отлажено, функционирует в нашей школе.

В 2016 – 2017 учебном году было проведено 13 заседаний Совета профилактики решения и рекомендации которого являются основополагающими в организации профилактической работы педагогического коллектива и защите прав учащихся школы.

В школе также образован волонтёрский отряд «Регион-89», в состав которого в прошлом учебном году входили 4 несовершеннолетние, состоящие на различных видах учета.

Главная задача, стоящая перед волонтёрским отрядом это пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов). К каждой акции были разработаны буклеты и памятки профилактической направленности.

В рамках районного конкурса «Молодежь за ЗОЖ», учащимися изготовлен социальный ролик, направленный на профилактику алкоголизма и наркомании, с привлечением 5 несовершеннолетних состоящих на учете. Ролик занял 1 место

В заключении хочется сказать о том, что, несомненно, дети обладают разными способностями, поэтому при желании каждый ребёнок может проявить, попробовать себя в деле. Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Педагоги нашей школы делают всё, что в наших силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно.


Профилактическая работа в школе

Система организации профилактической работы с учащимися

МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися

Система организации профилактической работы с учащимися «группы риска»

Схема действия

по оказанию индивидуальной профилактической работы в школе.

Особенности системы работы с учащимися «группы риска»

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно:

1. Классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса.

2. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги.

3. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики.

4. Выход на малые педсоветы, на Управляющий совет школы, администрацию школы.

Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Школа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений тесно сотрудничает с внешними субъектами профилактики:

*ежегодно составляются и реализуются совместные планы с сотрудниками ОВД и ГИБДД;

*ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на «трудных» учащихся в отделение по делам несовершеннолетних (ОДН);

*школа обращается в социальные службы города, органы опеки и попечительства для организации работы с семьями «группы риска»;

* тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам занятости школьников во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции.

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, родительские собрания, индивидуальные консультации);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (управляющий совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся

· Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

· Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

· Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Не эффективно:

1)запугивание (запретный плод сладок, чем чаще говоришь нельзя

2)жесткий чрезмерный контроль(дети должны знать, что им доверяют)

3)публичная критика (нельзя унижать ребёнка, понижать его самооценку)

4)ссылаться на выступления наркоманов (у детей может создаться впечатление, что наркомания излечима)

Нужно:

1)практиковать доверительное и откровенное общение

2)воспитывать не словами, а примером, поступками. Если слова расходятся с реальным поведением, эффект воспитательной работы окажется обратным желаемому (нельзя говорить ребёнку что курение вредно, при этом самому не в силах отказаться от пагубной привычки)

3)грамотно организовывать досуг (занятия, кружки должны быть по душе), нельзя принуждать к их посещению)

4)организовывать доступ к психологической (телефон Доверия; помощь психолога), юридической, медицинской помощи, информационным ресурсам (достоверная информация о вреде ПАВ, алкоголя, табака….)

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – любое действие или поступок со стороны родителей или других взрослых, которые влекут за собой риск нанесения детям серьезной физической или психологической травмы.

Виды жестокого обращения с детьми.

· Физическое насилие

· Эмоциональное насилие

· Пренебрежение нуждами (потребностями) ребенка

1. Возраст ребенка: чем младше ребенок, тем более он уязвим

2. Индивидуальные особенности детей, требующие от родителей значительных усилий по контролю ребенка и уходу за ним

3. Родители психологически предрасположены к тому, чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности

4. Отсутствие эмпатии и не понимание потребностей детей в плане развития у родителей, низкие навыки воспитания

5. Родители в детстве сами подвергались насилию в семье и потому считают насилие нормальным

6. Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций

7. Материально – бытовые условия и непосредственное окружение ребенка.

Уровни риска жестокого обращения с ребенком

· Высокий риск предполагает, что если не вмешиваться в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то существует вероятность причинения ему серьезного вреда, вплоть до нанесения увечий или смерти.

· Умеренный (средний) риск предполагает, что если ребенок останется
в семье, то ему определенно может быть причинен вред.
При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.
Низкий (нулевой) предполагает, что ребенку в семье ничто не угрожает, и вмешательства органов защиты детства не требуется.

· Критический уровень риска предполагает не медленное изъятие ребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоровью.

О возрасте, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет подлежат уголовной ответственности за следующие преступления:

Убийство (ст. 105);

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112);

Похищение человека (ст.126);

Изнасилование (ст.131);

Насильственные действия сексуального характера (ст.132);

∙ Кражу (ст. 158);

∙ Грабеж (ст. 161);

∙ Разбой (ст.162);

Вымогательство (ст. 163);

Неправомерное завладение автомобилем или иными транспортными средствами без цели хищения (покататься) (ст.166);

Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть 2 ст. 167);

Терроризм (ст.205);

Захват заложника (ст. 206);

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207);

Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст. 213);

Вандализм (ст.214);

Хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов и взрывчатых устройств (ст.226);

Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229);

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщений (ст.267).



© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча