20.02.2019

Партнерство – основные виды партнерства в малом бизнесе. Как объяснить социальное партнерство в социальной сфере


Система социального партнерства необходима в первую очередь для регулирования отношений в сфере труда. Существуют и различные уровни, на которых регулирование трудовых отношений происходит по-разному. Дело в том, что все стороны этих взаимоотношений, включая государство, должны следить, чтобы права и интересы друг друга были соблюдены. Поэтому существуют основные формы социального партнерства.

Понятие формы социального партнерства

Взаимоотношения в сфере труда всегда регулируются законодательством. При этом законодатель строго следит за тем, чтобы у обеих сторон, то есть у работников и работодателя не было никаких незаконных ограничений в правах. Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами - работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.

Для этого была разработана система, позволяющая им взаимодействовать между собой для достижения определенных целей. И делать это они могут в различных формах, указанных в законодательстве. Существуют в этой системе и свои правовые принципы и функции, которые дают определяющую характеристику понятию социального партнерства. Основные формы социального партнерства - коллективные переговоры, а также непосредственное участие работников в делах предприятия.

Коллективные формы социального партнерства

В сфере труда чаще всего можно встретить такую форму социального партнерства, как коллективные переговоры. В законодательстве РФ понятие коллективных переговоров содержится исключительно в Конвенции MOT № 154. Согласно этому нормативному акту, коллективные переговоры - это отношения, основанные на обмене мнениями представителей работников и работодателя. В результате диалога, происходящего между сторонами, осуществляется разработка проекта особого соглашения.

Инициатива начать ведение коллективных переговоров может принадлежать любой из сторон. Вторая сторона, в свою очередь, должна получить соответствующе уведомление о том, что будут проведены коллективные переговоры. У представителей второй стороны есть неделя, чтобы внести свои предложения по поводу проведения этого мероприятия.

В случае, когда не предприятии действует сразу несколько профсоюзных организаций, то их задачей является создание единого представительного органа.

Предметом таких собраний всегда являются трудовые отношения, вернее, их регулирование в отдельно взятой организации. Система социального партнерства позволяет участникам самостоятельно заниматься решением этого вопроса, однако они должны придерживаться норм законодательства. Поэтому основная задача сторон - это учет общих прав и интересов. Для этого и заключается коллективный договор. Срок действия такого документа не должен превышать трех лет, но его можно продлить.

В каких формах осуществляется социальное партнерство

Помимо коллективных переговоров, к формам социального партнерства также относится участие сотрудников в управлении предприятием и участие их представителей для разрешения споров в сфере труда. Работники действительно могут управлять организацией, делая это самостоятельно или с помощью своих представителей. Но эта возможность обязательно должна быть закреплена в уставе предприятия, коллективном договоре и т. д.

Участие работников в управлении также имеет свои формы осуществления. Основными являются:

  • предоставление мнения по вопросам, указанным в нормативных документах;
  • проведение консультаций, касающихся принятия в организации локальных нормативных актов;
  • право получать информацию, которая касается интересов работников;
  • обсуждать вопросы об организации труда с работодателем;
  • разрабатывать и принимать коллективные договора.

Есть свои полномочия и у представителей работников. Они имеют право на получение всей важной информации, касающейся:

  • ликвидации или реорганизации предприятия;
  • различных технологических изменений, из-за которых изменятся и условия труда;
  • повышения квалификации и профподготовки работников.

Что касается участия представителей в решении трудовых споров, то это также является одной из форм социального партнерства. Ранее нормы трудового законодательства указывали на то, что решение спорных ситуаций представителями осуществляется исключительно в досудебном порядке. Сейчас Трудовой кодекс этой нормы не содержит, но, тем не менее, именно на досудебной стадии такое разрешение возможно. Если же стороны участвуют в судебном процессе, то этот факт не может быть частью социально-партнерских отношений.

Понятие индивидуального трудового спора определяет трудовое законодательство. Это разногласия, которые возникают между сотрудником и работодателем, которые не смогли решить их с помощью переговоров. Поэтому для их решения требуется вмешательство третьих лиц.

Но стороны, обратившись в комиссию, должны доказать, что не смогли договориться самостоятельно, хотя переговоры не являются обязательными.

Законодатель установил и общий порядок, согласно которому представители работников и работодателей могут принимать участие в разрешении споров. В первую очередь, формируется специальная комиссия. При этом работодатель своих представителей назначает, а работники проводят соответствующее собрание.

Недостаток этой формы социального партнерства заключается в том, что законодатель не указал, что членов комиссии от каждой стороны должно быть одинаковое количество. А так как решение спорных ситуаций происходит с помощью тайного голосования, то результаты могут быть неоднозначными. Тем не менее, такой способ разрешения конфликтов является достаточно популярным.

В результате изучения материалов главы б обучающийся должен:

знать

  • понятие и основные принципы социального партнерства;
  • перечень сторон социального партнерства и их особенности;
  • формы социального партнерства;
  • правила ведения коллективных переговоров;
  • понятие коллективного договора и его содержание;
  • понятие и виды соглашений, порядок их разработки и заключения;

уметь

Решать правовые коллизии при выявлении противоречий между положениями нормативных правовых актов и статьями коллективного договора, соглашения;

владеть

  • навыками составления проектов коллективных договоров и соглашений;
  • способностью применять положения коллективных договоров и соглашений для решения конкретных практических задач в сфере трудового права.

Понятие и основные принципы социального партнерства. Его стороны и система. Общая характеристика форм социального партнерства

Социальное партнерство – это новый институт российского трудового права, появившийся в ТК РФ с момента его принятия в 2002 г. Ему отведена целая часть – часть вторая Кодекса, содержащая раздел II "Социальное партнерство в сфере труда". Данный раздел состоит из семи глав, с третьей по девятую, ст. 23–55.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

До введения в ТК РФ легального определения данного понятия специалисты трактовали его по-разному. Так, А. Силин определял социальное партнерство как "систему регулирования трудовых отношений" ; Г. Ю. Семигин – как "способ регулирования... социально-трудовых отношений" ; И. Я. Киселев отмечал, что социальное сотрудничество – это взаимодействие партнеров в ходе создания и применения трудовых норм, как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров . В. Л. Михеев, использующий междисциплинарный подход, рассматривал социальное партнерство как цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления . По мнению А. Ф. Нуртдиновой, социальное партнерство является сложным социологическим феноменом. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества .

Ряд авторов указывает на "условность" данного понятия, поскольку "истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей наличествует и общность интересов: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой – необходимость заключения соглашения о “социальном мире”, выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя)" .

Несомненно, что социальное партнерство – это сложное социальное, правовое, скорее всего, философское и мировоззренческое явление. Более того, оно является новым для российской истории, поскольку в дореволюционный период оно еще просто не успело сформироваться, а в советский период – не существовало в связи с его ненужностью для этого государственного строя. И мы только начинаем привыкать к нему: постепенно и медленно; стороны трудовых отношений применяют принципы социального партнерства к общественным отношениям, складывающимся между ними.

Основные принципы социального партнерства изложены в ст. 24 ТК РФ. Их 12:

  • – равноправие сторон;
  • – уважение и учет интересов сторон;
  • – заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • – содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • – соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – полномочность представителей сторон;
  • – свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • – добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • – реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • – обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • – контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • – ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Рассмотрим наиболее важные из данных принципов подробнее.

Равноправие сторон является первым из них. Это связано с тем, что только стороны переговоров, обладающие равными правами и одинаковым юридическим инструментарием, способны обеспечить реальное согласование взаимоприемлемых условий сотрудничества. Обеим сторонам трудового договора и социального партнерства ТК РФ гарантирует равные права по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и иных органов социального партнерства.

В трудовом праве в целом и в рассматриваемом институте в частности реализация, законодательное воплощение данного принципа имеет свою специфику, которая выражается в том, что законодатель предусмотрел для работников и их представителей дополнительные гарантии и возможности. То есть обеспечение равенства прав достигается в трудовом праве путем их "выравнивания" с помощью либо предоставления бо́льших прав работникам, либо возложения бо́льших обязанностей на работодателей.

В рассматриваемой области установлены, в частности, обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ), запрещение уклоняться от ведения коллективных переговоров, обязанность предоставлять необходимую информацию, дополнительные гарантии для работников, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ).

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе в качестве принципа социального партнерства является необходимым условием его развития, поскольку, как указывалось выше, достижение взаимоустраивающих договоренностей между сторонами, имеющими подчас противоположные интересы, весьма сложный процесс. Государственные органы в связи с этим призваны помогать сторонам начать такой диалог, выступить в нем в роли посредников и своего рода медиаторов. В некоторых случаях государство устанавливает ответственность за нарушения, допущенные сторонами в сфере социального партнерства. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в качестве третьей, равноправной стороны при заключении соглашений, являющихся, наряду с законодательными актами, важными регуляторами социально-трудовых отношений.

Следующий принцип – принцип законности – является традиционным и входит в перечень принципов практически любого правового института. Его содержание в рамках социального партнерства заключается в том, что стороны обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов при реализации всех форм социального партнерства.

Достаточно нетипичным в этом ряду выглядит принцип полномочности представителей сторон . Несомненно, что необходимые полномочия у лиц, принимающих те или иные решения или акты, должны иметься, однако в качестве принципа данное обстоятельство, как правило, не выделяется. В институте же социального партнерства данный вопрос имеет принципиальное значение в связи с возможной множественностью представителей сторон, особенно в части представителей работников. Трудовой кодекс РФ подробно регламентирует виды представителей сторон, порядок их избрания и наделения полномочиями (гл. 4).

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений , в общем виде закрепляющий возможность наступления санкций за невыполнение коллективного договора или соглашения, конкретизирован в законодательстве весьма специфически. За данные действия (бездействие) установлена административная ответственность, однако в диспозициях ст. 5.28–5.34 КоАП РФ в качестве субъектов ответственности предусмотрены только работодатели и лица, их представляющие.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Подробнее о представителях сторон см. параграф 6.2.

Специфической стороной являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Несмотря на то, что в ТК РФ не конкретизирована ветвь власти, уполномоченная быть представителем государства или муниципального образования, на практике таковыми выступают органы исполнительной власти. Они участвуют в социальном партнерстве в двух качествах: 1) как работодатели; 2) как третья сторона.

Если органы государственной власти и органы местного самоуправления являются в социальном партнерстве работодателями, то на них в полной мере распространяются все права, обязанности и ответственность представителей работодателей, установленные гл. 4. Если же им отводится роль третьей стороны социального партнерства, то здесь статус данных органов особый, не похожий на статус иных сторон. Часто эту роль называют "второстепенной", отводя органам государственной власти и местного самоуправления место "содействующей" стороны в поиске взаимоприемлемых решений, представляющей и защищающей интересы общества в целом. Между тем в современных условиях без вмешательства (участия) государства взаимодействие социальных партнеров трудно назвать партнерством, пока именно государственные органы обеспечивают начало и продвижение переговорного процесса между работодателями и работниками.

Тем не менее органы государственной власти и местного самоуправления принимают участие далеко не во всех формах социального партнерства, установленных ст. 27 ТК РФ. Так, их "сфера присутствия" – это участие в коллективных переговорах по подготовке проектов соглашений и заключению соглашений, а также проведение взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В настоящее время участие государства наиболее заметно на федеральном, региональном и отраслевом (межотраслевом) уровнях. Для регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов в сфере трудового права на федеральном уровне создана РТК , в состав которой входит координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначаемый им же. К полномочиям РТК относится в том числе заключение Генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Практически во всех субъектах Федерации приняты региональные законы, учредившие трехсторонние комиссии на уровне соответствующего субъекта. Например, на территории Нижегородской области Нижегородская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений образована Законом Нижегородской области от 27.04.1999 № 40-3 "О социальном партнерстве".

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ТК РФ была введена ст. 35.1 "Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда", установившая обязанность органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере труда, а также обязательность направления проектов таких актов на рассмотрение в соответствующие комиссии и обязательность рассмотрения принятых ими решений.

Указанным Законом также была отредактирована ст. 48 ТК РФ в части придания практически обязательной силы для работодателей заключенным на федеральном уровне отраслевым соглашениям. В результате чего на данный момент заключено и действует более полусотни таких соглашений в самых различных отраслях народного хозяйства, начиная от организаций текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности и заканчивая организациями, учреждениями, подразделениями и органами внутренних дел РФ.

Система социального партнерства представляет собой совокупность различных уровней социального партнерства, на которых возможны различные виды взаимодействия партнеров. Структура уровней состоит из двух обособленных ветвей (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

На каждом из данных уровней социального партнерства оно возможно в различных формах и форматах. Исключение составляют только некоторые их них, в частности на федеральном уровне возможен только трехсторонний диалог, а на локальном, напротив, – только двусторонний.

Формы социального партнерства перечислены в ст. 27 ТК РФ, это те правовые и фактические виды взаимодействия сторон, в которых возможно согласование их интересов. Несмотря на то что в данной статье дан их исчерпывающий перечень и формулировка статьи не позволяет считать его открытым, с учетом принципов социального партнерства можно предположить, что возможны и иные способы и варианты партнерства. Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы .

Основной правовой формой социального партнерства является ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений. Ее значимость связана с тем, что именно по результатам коллективных переговоров принимаются обязательные для исполнения документы: коллективные договоры и соглашения. Проведение таких переговоров возможно на всех уровнях социального партнерства и с участием всех его сторон. Их итогом является подписание коллективного договора или соглашения – правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения у конкретного работодателя либо в пределах территории или отрасли соответственно. Подписанные сторонами коллективные договоры, соглашения содержат трудоправовые нормы и являются источниками права, однако их положения не могут противоречить нормативным правовым актам.

Взаимные консультации (переговоры) по различным вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений также достаточно подробно прописаны в действующем законодательстве. Как уже указывалось выше, с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ поле этих переговоров было расширено. Кроме того, консультации проводятся и на уровне конкретного работодателя, например, при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ) или расторжении трудового договора по ряду оснований по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Здесь следует отметить, что учет мнения представительного органа работника в случаях, предусмотренных ст. 372 и 373, отнесен ст. 53 ТК РФ к участию работников в управлении организацией, а это следующая форма социального партнерства. Очевидна непоследовательность и противоречивость норм ТК РФ в данном вопросе. Тем не менее сама суть данных процедур от этого не страдает.

Социальное партнерство - сложный социологический феномен. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой - идеологию такого сотрудничества.

Идея сотрудничества между основными классами общества, смягчения антагонизма между трудом и капиталом возникла достаточно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости. В качестве предшественника теории социального партнерства, очевидно, надо назвать выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Он впервые обосновал положение о существовании "органической" солидарности классов, основанной на разделении труда, подчеркивал необходимость создания профессиональных корпораций как специфических органов общественной солидарности. Взаимодействие профессиональных корпораций, по его мнению, позволит преодолеть антагонистические противоречия труда и капитала .

После Второй мировой войны идея классового сотрудничества получила свое практическое воплощение в странах Западной Европы в развитии государственной поддержки коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, участия работников в управлении организацией и формировании консультативных органов совместно с представителями работников и работодателей.

Основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда. На это указывают специалисты различных областей знания.

Некоторые авторы, претендующие на формирование междисциплинарного подхода к определению основ социального партнерства, рассматривают его как цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, выделяется еще одно качество социального партнерства: его участники (социальные партнеры) вступают в общественные отношения. Эти отношения в силу своей значимости нуждаются в правовом регулировании. В связи с этим появляется юридический аспект социального партнерства.

Юридическое понятие социального партнерства - урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства - работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства.

Социальное партнерство - сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий. Основная цель социального партнерства - вовлечь как можно больше различных организаций в процесс социально-экономического развития общества .

Трудовой кодекс РФ включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству в сфере труда, и предлагает легальное определение социального партнерства. В соответствии со ст. 23 это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений .

Как видно из приведенного определения, ключевым словом сформулированного понятия выступает слово "отношения". Какие отношения между работниками и работодателями надо отнести к социально- партнерским? Очевидно, только те, в которых работники выступают как коллектив, обладающий общими интересами. Буквальное прочтение ст. 23 ТК приводит к выводу о том, что они должны быть связаны с регулированием отношений, входящих в состав предмета трудового права. Однако это существенно сужает представление о социальном партнерстве, которое можно сформулировать на основе анализа его форм (ст. 27 ТК).

Отношения между представителями работников и работодателем (работодателями), иначе называемые коллективными трудовыми отношениями, складываются по поводу:

  • 1. проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров, соглашений или внесения в них дополнений, изменений;
  • 2. формирования постоянно действующих трехсторонних органов (комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, комитетов по занятости);
  • 3. проведения консультаций по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования законодательства о труде;
  • 4. участия представителей работников в управлении организацией;
  • 5. участия работодателя и представителей работников в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров;
  • 6. участия представителей работников и работодателя (работодателей) в разрешении коллективных трудовых споров;
  • 7. участия профсоюзов и объединений работодателей в управлении внебюджетными социальными фондами.

Таким образом, отношения между социальными партнерами, система которых названа законодателем социальным партнерством, гораздо многообразнее, чем их участие в установлении трудовых норм .

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие - с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления. Этот вывод вытекает из анализа конкретных форм социального партнерства. социальный трудовой правовой

При этом надо иметь в виду, что в системе социального партнерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексе или иных федеральных законах, законах субъектов РФ. К ним относятся:

  • 1. Правительство РФ (ст. 35 ТК);
  • 2. Министерство труда и социального развития РФ, традиционно принимавшее участие в заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне;
  • 3. администрация области (края), правительство республики, органы исполнительной власти городов федерального значения, автономной области и автономных округов;
  • 4. органы службы занятости, другие заинтересованные государственные органы.

Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях.

Целью взаимодействия социальных партнеров является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Такие решения принимаются на разных уровнях (ст. 26 ТК) и имеют различный характер: это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты, федеральные целевые программы), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утвержденные совместно или с учетом мнения представителей работников, и правоприменительные акты, принимаемые с учетом мнения представителей работников].

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:

  • 1. работники;
  • 2. работодатели;
  • 3. представители работников;
  • 4. представители работодателей;
  • 5. органы государственной (исполнительной) власти;
  • 6. органы местного самоуправления.

Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

Работники и работодатели - стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны.

Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления .

02.05.2016

Что такое социальное партнерство в сфере труда

Впервые понятие социального партнерства появилось в Конвенции МОТ N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров» 1949 года, в которой указывалось о поощрении и содействии полному развитию и применению процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями и организациями работников в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров.

Вопросу социального партнерства посвящены также Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 года и сопровождающая ее Рекомендации N 163.

Понятие социального партнерства

Для обозначения системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования их интересов в сфере труда, в российском законодательстве применяется термин «социальное партнерство».

Социальное партнерство – сложная правовая и социальная категория. Оно представляет собой, с одной стороны, систему взаимоотношений (сотрудничества, диалога) работников, работодателей и государства, с другой стороны – принципы такого сотрудничества. Трудовой кодекс РФ в ст. 23 определяет социальное партнерство в сфере труда следующим образом:

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Стороны социального партнерства

Такое понятие «социальное партнерство» основано на принципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует международно-правовому регулированию труда.

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей .

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают, как правило, в роли посредников, однако в некоторых случаях могут быть и стороной:

  • К огда они выступают в качестве работодателей в отношениях с работающими в них государственными и муниципальными служащими, для которых они являются работодателями.
  • В других случаях, предусмотренных трудовым законодательством в соответствии со ст. 34 Трудового кодекса РФ.

Социальное партнерство может строиться на основе принципа бипартизма – связей традиционных социальных партнеров (профсоюзов , трудовых коллективов, с одной стороны, и работодателей – с другой) и трипартизма , согласно которому к названным субъектам присоединяются государство или органы местного самоуправления. Соответственно можно выделить два вида партнерства: двухстороннее и трехстороннее сотрудничество.

Система социального партнерства

Систему социального партнерства составляют пять уровней. Законодатель поощряет любое расширение социального партнерства, и приведенные в указанной статье 26 Трудового кодекса РФ уровни, не являются ни обязательными, ни исчерпывающими.

По сложившейся традиции уровни социального партнерства выделяются по территориально-отраслевому признаку:

Формы социального партнерства

Формами социального партнерства являются следующие (ст.27 ТК РФ):

  • Консультации представителей работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства (консультации по вопросам социально-экономической политики) и заключения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
  • Коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров в организации.
  • Участие работников, их представителей в управлении организацией.
  • Участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Одной из форм социального партнерства можно считать принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников и согласование своих решений.

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленный в ст. 2 Трудового кодекса РФ, а также основным правом работников (ст. 21 ТК РФ). Данная форма социального партнерства раскрывается в ст.ст. 52, 53 ТК РФ (ст. 2, 21, 52, 53 ТК РФ).

К формам социального партнерства относится также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров , когда работник за разрешением индивидуального трудового спора обращается в комиссию по трудовым спорам. В порядке формирования КТС на паритетных началах в соответствии со статьей 384 ТК РФ проявляются основные принципы социального партнерства (ст. 384 ТК РФ).

Основные принципы социального партнерства:

1. Равноправие сторон

Равноправие сторон признается основным принципом социального партнерства. Однако для создания подлинно равных возможностей в ходе коллективных переговоров законодатель в ст. 39 Трудового кодекса РФ предусмотрел ряд гарантий для представителей работников как более уязвимой и слабой стороны.

2. Уважение и учет интересов сторон

Конвенция МОТ N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения. Обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях

К сожалению, не всегда сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь компромисса и урегулировать взаимные интересы.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для формирования социальной и экономической политики государства.

5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Социальные партнеры должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены трудовым законодательством.

6. Полномочность представителей сторон

Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для определения представителей и для наделения их соответствующими полномочиями – правами и обязанностями (ст. 29–34 ТК РФ).

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда

Согласно Конвенции МОТ N 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41, 46 ТК РФ).

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств

Каждая сторона социального партнерства добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, то есть стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами

Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Поэтому принятые по соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений

Этот принцип означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательные к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений

Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК РФ). Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Статья 51 Трудового кодекса РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений

Законодательством предусмотрена ответственность сторон социального партнерства и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст.ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28–5.31 КоАП РФ).

tagPlaceholder Tags: труд , партнерство

Партнёрство, как мне кажется, можно отнести к одной из самых сложных форм организации предпринимательской деятельности. Причем, как на управленческом, так и на законодательном уровне. Вряд ли кто то решится оспорить утверждение, что если у вас плохие партнеры, или вы плохой партнер, то ваше совместное партнерство обречено на провал. И нередко, даже партнерство, созданное на основе двух успешных бизнесов. терпит крах через довольно короткое время своего существования.

Вступление.

Но тема партнерства практически неисчерпаема. Постоянно сталкиваешься с новыми интересными историями о партнерстве, новыми примерами как положительных, так и очень плачевных результатов партнерства. И, перечитывая свои старые статьи, приходится их редактировать и писать новые о том, что не вошло в эти статьи.

Партнерство – какие виды партнерства бывают в малом бизнесе.

Прежде всего рассмотрим, какие виды партнерства встречаются в малом бизнесе.

По уровню организации, партнерство может быть двух видов. Первый – это зарегистрированная форма организации партнерства с участием двух, или более, физических или юридических лиц. Прежде всего, такое партнерство характерно для людей и бизнесов, которые занимаются ведением совместной экономической деятельности. Например, партнерский бизнес, партнерство в отношениях нескольких бизнесов и т.д.

Второй вид – это сотрудничество юридических или физических лиц, которое не закреплено в юридических документах, однако фактически существует и поддерживается. Например, партнерские отношения между и его поставщиками или потребителями и т.д.

По форме организации, партнерство может быть нескольких видов:

1) Коммерческое партнёрство. Это организация партнерства, которая носит коммерческий характер, и имеют целью получение прибыли. Это форма организации присуща большей части всех партнерских бизнесов в мире. Как я уже писал, для такого партнерства больше подходят другие определения, например компаньонство.

2) Некоммерческое партнёрство. Этот вид партнерства представляет собой некоммерческую организацию, которая основана на добровольном членстве и оказывает содействие членам в достижении определённых целей – культурных, социальных и т.д.

3) Полное партнёрство. Представляет собой партнёрство, при котором партнеры несут равную ответственность, которая может быть солидарной или общей.

4) Ограниченное партнёрство. Представляет собой партнерство, в котором каждый из партнеров несет ограниченную, заранее оговоренную, ответственность.

5) Стратегическое партнёрство. Представляет собой сотрудничество физических или юридических лиц с долгосрочной перспективой. Как правило, это партнерство присуще состоявшимся бизнесам.

Партнерство со своими сотрудниками.

Хочу очень кратко остановиться еще на одном виде партнерства – партнерстве со своими сотрудниками. Эта тема стала очень модной в последнее время. И я хочу высказать свое мнение об этом.

Безусловно, мечта любого бизнесмена, в любом бизнесе, сделать так, чтобы его работники относились к его бизнесу как к своему собственному . Как этого достичь?

Есть довольно много теоретиков, которые считают, что провозгласив в бизнесе лозунг « все мы – партнеры», можно создать эдакий бизнес-коммуну, в котором каждый будет вкладывать все свои возможности в общее дело и получать соответственно своему вкладу. Т.е. предлагают превратить бизнес в некое модернизированное подобие утопическому социалистическому предприятию.

В таком бизнесе все должно быть прозрачно — все работники должны знать зарплату всех работников, которая начисляется в процентах от общей суммы, выделенной на зарплату. Все работники должны знать и уметь оценить вклад каждого работника в общее дело.

Не знаю, как вам, а мне такой бизнес кажется совершенно утопическим. Особенно в сфере производства.

Я вижу только один путь партнерства со своими сотрудниками, который опробовал и который приносит пользу и владельцу бизнеса и его работнику. Это создание работником своего малого бизнеса, отделившегося от основного и, затем, партнерские отношения между бизнесами.

Приведу пример из собственной практики. Для доставки продукции потребителям, мне приходилось держать на фабрике грузовик с водителем. Естественно, грузовик требовал постоянного обслуживания, а водитель не особо заботился об экономии топлива, не особо заботился о самом автомобиле, да и проследить за использованием его времени было очень сложно.

И я принял решение и предложил водителю выкупить у меня в рассрочку автомобиль и открыть свой бизнес по перевозкам. Он согласился и мы стали партнерами. Больше меня не заботил расход топлива, состояние автомобиля, и рабочее время водитель. Наоборот, он теперь сам торопил рабочих побыстрее загружать его.

Иерархия в партнерстве.

Я хочу остановиться еще на очень актуальном вопросе партнерства – вопросе иерархии партнеров. В малом бизнесе этот вопрос очень актуален. Ведь в малом бизнесе, в отличии от крупного бизнеса, редко существует иерархические структуры управления. Управленцами в малом бизнесе чаще всего выступают его владельцы. Поэтому в малом бизнесе можно выделить два варианта партнерских отношений.

Первый вариант – это равноправное партнерство. Двое или более партнеров имеют равные доли в совместном бизнесе. Они либо вкладывают равные средства в создание бизнеса, либо находят эквиваленты вложенным средствам – не об этом сейчас речь. Главное, что их роль в бизнесе равнозначна. И в этом равноправии могут крыться очень серьезные проблемы. И основная из них, что такое партнерство может напоминать известную басню Крылова, когда лебедь, рак и щука будут тянуть бизнес в разные стороны. Конечно понятно, что ждет такой

Второй вариант — это неравноправное партнерство. В таком партнерстве доли партнеров в бизнесе не одинаковы. Один из партнеров владеет большей долей бизнеса, например 60%, а второй меньшей – 40%. В этом случае партнер, обладающий большей долей бизнеса (назовем его старшим партнером), обладает большей властью в бизнесе. И его право голоса в различных ситуациях является решающим.

И чем больше разница в долях бизнеса, тем больше власти у старшего партнера. В некоторых странах это даже закреплено законодательно. И партнер, имеющий малую долю в бизнесе — например, менее какого-то определенного процента — может не иметь права подписи в документах бизнеса.

Младший партнер в этом случае обладает практически совещательным голосом, и его позиция во многом зависит от главного партнера. Такие партнерские взаимоотношения особенно характерны для бизнесов, созданных с формой организации ООО.

Заключение.

И в заключение я хочу предупредить о порочности очень распространенного вида партнерства. Речь идет о вынужденном партнерстве. Очень часто приходится слышать от бизнесменов, особенно неудавшихся, фразу «я вынужден был взять себе партнера из-за ….» . И называется какая-либо причина, чаще всего отсутствие средств. Вынужденное партнерство почти всегда является смертным приговором еще не родившемуся бизнесу и очень редко приносит удачу.

Партнерство должно быть только добровольным. Нет денег на открытие бизнеса – ищи или , или на разумных условиях, или своди расходы по открытию бизнеса до минимума.

Повторяю, партнерство должно быть только добровольным. И критерий выгодности в партнерстве – необходимость друг в друге и финансовые показатели бизнеса. Если только партнерство позволяет достичь запланированные финансовые цели — партнерство выгодно.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча