14.04.2019

Принцип юридического равенства участников гражданских отношений означает. Характеристика отдельных принципов гражданского права


Гражданское право – одна из отраслей единой системы права России. Оно представляет собой совокупность норм, регулирующих товарно-денежные и иные имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. В предусмотренных законом случаях гражданское право регулирует также и иные личные неимущественные права.

Указанный круг общественных отношений, называется предметом гражданского права и включает в себя следующие составные части:

имущественные отношения, т.е. отношения, складывающиеся по поводу материальных благ (кроме вещей, к материальным благам нужно отнести работы, услуги и другое имущество);

личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, т.е. отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности (произведений науки, литературы, искусства, изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и т.д.), а также средств индивидуализации товаров и их производителей.

неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага, т.е. защита жизни и здоровья, достоинства личности, чести и доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, права авторства, иных личных неимущественных прав и других нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона.

Одним из элементов регулирования гражданского права служат также отношения между предпринимателями или с их участием.

Чтобы отграничивать предмет гражданско-правового регулирования от круга отношений, регулируемых иными отраслями права, необходимо учитывать метод правового регулирования. В теории права под ним понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Выделяют два метода правового регулирования:

§ метод власти и подчинения (метод субординации, императивный метод);

§ метод равенства участников правоотношений (метод координации, диспозитивный метод);

Первая разновидность характерна для публичного права, вторая - для частного, в том числе для гражданского.

Основными признаками метода гражданско-правового регулирования являются:

§ юридическое равенство участников гражданских правоотношений;

§ автономия воли участников;

§ имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений;

Основными и наиболее важными чертами метода гражданско-правового регулирования являются следующие:

§ 1. равенство участников гражданских отношении. Субъекты гражданского права - физические лица, юридические лица, государство и административно-территориальные образования - имеют равные основания возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав у их носителей независимо от материального и социального неравенства, от организационно-властной зависимости друг от друга, а также равные основания ответственности за гражданские правонарушения;


§ 2. автономия воли участников гражданско-правовых отношений, означающая способность и возможность лица самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Так, физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. ГК РФ содержит открытый перечень оснований возникновения прав и обязанностей: из судебного решения, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие причинения вреда другому липу, вследствие неосновательного обогащения и ряда иных. Однако в основании возникновения большей части отношений между участниками гражданского оборота как равными и свободными в своем волеизъявлении субъектами лежит соглашение, т. е. их инициативный волевой акт;

§ 3. имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений, обусловленная характером этих отношений. Это означает, что в большинстве имущественных отношений они выступают в качестве обладателей обособленного имущества, наделенных распорядительной самостоятельностью. Так, право обладать имуществом и совершать сделки с ним входит в содержание правоспособности гражданина. Что касается юридического лица, то его имущественная обособленность закреплена законодателем в качестве конституирующего признака;

§ 4. защита нарушенных гражданских прав как мера возможного поведения управомоченного лица, которая включает ряд возможностей, обеспечивающих реализацию субъективного права на различных ее этапах и в различных ситуациях. Участники гражданских правоотношений имеют равное право на защиту и свободны в выборе конкретной возможности защиты. В частности, в этом проявляется равенство участников и диспозитивность норм гражданского права. Так, участники гражданских правоотношений могут защищать свои нарушенные права непосредственно в момент их нарушения посредством самозащиты либо путем применения предусмотренных законом мер оперативного воздействия по собственной инициативе. Кроме того, закон предусматривает судебную защиту гражданских прав как основной способ защиты нарушенных прав, когда спор между сторонами разрешает орган, не связанный в административном отношении ни с одной из сторон. При этом потерпевший, обращаясь в компетентные государственные или общественные органы с требованием применить к правонарушителю меры государственно-принудительного характера, может задействовать механизм гражданско-правовой ответственности. Зашита гражданских прав в административном порядке применяется в виде исключения;

§ 5. гражданская ответственность характеризуется тем, что имеет компенсационную направленность, отвечающую принципу полного возмещения убытков или вреда, т. е. воздействие оказывается не на личность правонарушителя как таковую, а на его или указанных в законе третьих лиц соответствующие имущественные сферы. Аналогичным требованиям отвечает защита личных неимущественных прав, которая предусматривает имущественно-стоимостные меры воздействия, например денежную компенсацию. Иными словами, для гражданского права важны не штрафные меры, а восстановление имущественно- или личности о-право во го положения, которое существовало до факта правонарушения.

К принципам гражданского права относятся:

§ равенство участников правоотношений;

§ неприкосновенность права собственности;

§ свобода договора;

§ недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

§ автономия воли участников - приобретение и осуществление гражданских прав гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе;

§ беспрепятственное осуществление гражданских прав;

§ обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту.

Принцип равенства участников гражданских отношений . Данный принцип означает, что ни один из участников не обладает властными полномочиями относительно другого участника, в том числе государство.

Принцип неприкосновенности собственности является конституционным. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускаются, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся обращение взыскания на имущество по обязательствам; отчуждение имущества (ч. 3 ст. 35).

Принцип свободы договора означает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключеним случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Этот принцип базируется на положениях ст. 23,24 Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни, личной, семейной тайны граждан.

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав . Граждане и юр.лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора.

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ.

Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты . Основной функцией гражданского права является компенсаторная функция, направленная на восстановление нарушенных прав. Наиболее распространенной формой защиты гражданских прав является судебная.

Неприкосновенность собственности.

Свобода договора.

Невмешательство в частные дела.

Беспрепятственное осуществление гражданских прав.

Восстановление нарушенных прав.

Судебная защита нарушенного права.

Определение предмета отрасли гражданское право предопределяет систему курса гражданского права как учебной дисциплины, в основу которой положены достижения науки гражданского права как комплекса знаний о гражданско-правовых явлениях, а также выработанные практикой механизмы применения гражданско-правовых норм.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Контрольные вопросы:

1. Почему гражданское право относится к сфере частного права?

2. Исторические типы систем построения отрасли гражданского права.

3. Отношения, регулируемые гражданским правом.

4. Признаки метода гражданско-правового регулирования.

5. Объективное и субъективное право.

6. Принципы гражданского права.

7. Понятие гражданского права как науки и учебной дисциплины.

Задание 1.

Определите, все ли из названных ситуаций носят правовой характер и если да, то являются ли соответствующие отношения предметом гражданско-правового регулирования?

1. Из квартиры Филатова, взятой под охрану органами внутренних дел была совершена кража имущества на сумму 100 тыс. рублей.

2. Между двумя обществами с ограниченной ответственностью возник спор о правомерности использования товарного знака.

3. Власов обратился в ОВД по поводу регистрации его по месту жительства.

4. Петров дал взаймы Иваникину 3 млн. рублей.

5. Красильникова обратилась в отделение милиции с просьбой снять с доски объявления фотографию ее сына, под которой содержалось сообщение о том, что он разыскивается милицией за злостное уклонение от уплаты алиментов. В ее просьбе было отказано.

6. Молодой человек И. не уступил место пожилой женщине в зале ожидания аэровокзала.

7. Слепцов, потерявший свою собаку, дал объявление в газете, пообещав лицу, указавшего место нахождения его любимца, выплату вознаграждения.

Задание 2

Определите, какие из приведенных статей ГК РФ содержат императивные, а какие диспозитивные нормы: ст.ст. 17, 51, 87, 96, 100,102, 169, 196, 211, 311, 312, 315, 316, 383, 384.

Нормативные правовые акты. Судебная практика

Гражданский кодекс РФ



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. - 1998. - № 8. - С. 114-119.

Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988.

Мальцев Г.В. Властный характер права и правовых отношений// Вестник Международного университета. Право. - 1996. - Вып. 1. - с. 11

Суханов Е.А. Частное право в российской правовой системе. - В кн.: Государство и право на рубеже веков (материалы всероссийской конференции): Гражданское право. Гражданский процесс. - М., 2001.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994.

Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М., 2000.

Экономическое право в 3-х томах //под ред. проф. Видяпина В.И.. М., изд. Питер. 2004.

Источники гражданского права

Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы к занятию:

1. Понятие и система источников гражданского права.

2. Действие норм гражданского права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

3. Применение аналогии в гражданском праве.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., не только изменила структуру законодательства, но и привнесла в нее ряд новых правовых институтов - федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы принимаются лишь в случаях, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 108), и регулируют исключительно важные сферы государственной деятельности:

· установление отдельных ограничений прав и свобод граждан (ст. 56);

· порядок введения чрезвычайного положения (ст. 56);

· порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65);

· изменение статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66);

· государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования (ст. 70);



· порядок назначения референдума (ст. 84);

· определение режима военного положения (ст. 87);

· об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);

· порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114);

· установление судебной системы Российской Федерации (ст.118);

· полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128);

· созыв Конституционного Собрания (ст. 135);

· принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации путем изменения ст. 65 (ст. 137).

Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются как по предметам ведения РФ, так и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Что касается разграничения предметов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то оно урегулировано ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ.

Процедурные вопросы принятия и подписания федеральных конституционных законов и федеральных законов решаются соответственно ст. 108 и ст. 105-107 Конституции РФ.

15 июня 1994 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями от 22 октября 1999 г.). Согласно ст. 1 этого Закона правовую силу имеют только те законодательные акты, а также акты Совета Федерации и Государственной Думы, которые официально опубликованы.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания - не позднее десяти дней после дня их принятия (ст. 3). Официальные источники опубликования - "Российская газета" или Собрание законодательства РФ. При этом днем официального опубликования считается день первой публикации в любом из этих изданий (ст. 4).

Вступают в силу федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также акты палат Федерального Собрания одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6).

Что касается понятия нормативного правового акта, то его четкое определение в действующем законодательстве отсутствует.

В этих условиях, следует исходить из постановления Государственной Думы "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" от 11.11.96 N 781-11ГД, в котором сказано, что "нормативный правовой акт это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм".

В свою очередь, под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Более конкретно о правовых актах говорится в статье 3 (п.6) ГК РФ, которая к иным правовым актам (содержащим при этом нормы гражданского права) относит только указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Здесь следует иметь ввиду, что согласно статье 71 Конституции Российской Федерации, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Решения Президента РФ и Правительства РФ должны быть обязательно опубликованы.

Согласно п. 3 ст. 15 Конституции РФ "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

Вопросы опубликования и вступления в силу решений Президента РФ и Правительства РФ урегулированы в Указе Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.96 N 763, а также в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 N 2-ФКЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.).

Официальные источники опубликования актов Президента и Правительства - "Российская газета" и Собрание законодательства РФ. Кроме этого, официальными являются и тексты, распространяемые научно-техническим центром правовой информации "Система".

Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат опубликованию в следующем порядке.

Акты Президента РФ публикуются в течение десяти дней после дня их подписания. Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Что касается решений Правительства РФ, то порядок их опубликования и вступления в силу регулируется Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 N 2-ФКЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.).

В силу ст. 23 этого Закона датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости незамедлительного, широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Согласно статье 3 (п.7) ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В целях защиты прав и законных интересов граждан установлена государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Минюсте РФ, введенная Указом Президента РФ от 05.12.91 N 261 и практически осуществляемая с 15 мая 1992 г.

В настоящее время вопросы государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов, их опубликования и вступления в силу регулируются двумя документами. Это Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 (о котором уже шла речь) и постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с последующим изменением, внесенным постановлением Правительства РФ от 11.12.97 N 1538).

Важность и необходимость государственной регистрации ведомственных актов в Минюсте РФ неоспорима. Об этом свидетельствует то, что в пункте 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 имеется прямое указание на то, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие госрегистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, правовой силы не имеют и никаких правовых последствий не влекут.

При этом следует отметить, что государственной регистрации в Минюсте РФ подлежат только те нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организации либо имеют межведомственный характер.

Источниками опубликования зарегистрированных ведомственных актов являются "Российские вести", а также Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, официальным считается указанный Бюллетень, распространяемый научно-техническим центром правовой информации "Система".

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные в Минюсте РФ, публикуются в указанных изданиях в течение десяти дней после дня их регистрации, а вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Рассмотрение вопросов, раскрывающих содержание темы данного семинарского занятия, ставит своей целью определение круга общеобязательных правил поведения в рамках отношений, регулируемых нормами гражданского права, а также механизм и условия действий таких правил. Общеобязательный характер правилам поведения придает определенная форма их выражения (именно форма выражения правовых норм и получила название «источника права»).

Следует еще раз подчеркнуть и отметить следующее: гражданское законодательство состоит только из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Важную роль в регулировании гражданских правоотношений играют обычаи делового оборота, не зафиксированные в каких-либо нормативных правовых актах. Обычаями можно руководствоваться как юридическими нормами, только при условии, что они не противоречат положениям законодательства или договору.

В некоторых случаях судьи вынуждены прибегать к аналогии закона или аналогии права.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Контрольные вопросы:

1. Каково значение иерархии источников гражданского права по их юридической силе?

2. Является ли договор источником гражданского права?

3. Как соотносятся понятия «гражданское право» и «гражданское законодательство»?

4. Какова роль разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ?

5. Какое значение имеют решения Конституционного Суда РФ в гражданско-правовом регулировании общественных отношений?

6. Чем аналогия закона отличается от аналогии права?

7. В каких случаях при регулировании гражданских отношений необходимо руководствоваться требованиями добросовестности, разумности и справедливости?

Задание 1

Перечислите федеральные законы, в которых содержатся нормы гражданского права.

Равенство как правовой принцип

Принцип равенства, или иначе принцип недискриминации, является одним из наиболее значимых правовых принципов (основных правовых положений). Под равенством понимается право участников общественных отношений на равные правовые условия, равные критерии оценки их поведения, равное отношение правоприменительных органов и суда.

Субъектам правовых отношений не может оказываться какое-либо преимущество, вытекающее из их пола, расовой или национальной принадлежности, имущественного или должностного положения; вероисповедания и участия в общественно-политической деятельности.

В настоящее время принцип равенства закреплен в следующих актах:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 1);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 14, 26);
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 14);
  • Конституция РФ (ст. 19).
  • формально-юридическое равенство;
  • равноправие;
  • равная защита участников общественных отношений.

Замечание 1

Принцип правового равенства не исключает дифференцированного правового регулирования, т. е. установления различных норм в отношении определенных групп субъектов. Такое регулирование может как ухудшать положение участников общественных отношений (например, правоограничения, вызванные фактом судимости), так и улучшать его (разнообразные льготы и привилегии, например для многодетных семей).

Разновидности равенства в праве

  1. Фактическое равенство. Оно предполагает, что субъекты правовых отношений действительно равны, т. е. имеют равные возможности реализовать свои права и исполнить обязанности независимо от каких-либо обстоятельств. Фактическое равенство, однако, представляется утопичной категорией, поскольку не учитывает естественных, природных различий между людьми, экономических и региональных различий между организациями и предприятиями.
  2. Формальное (юридическое) равенство. Эта разновидность равенства – равенство лишь по форме, которое проявляется в том, что с фактически находящимися в различных условиях субъектами обращаются, как с равными. Антиподом формального равенства выступают, с одной стороны, дискриминация, а с другой – произвол.

Равенство как принцип гражданского права

Равенство участников гражданских отношений наряду с неприкосновенностью собственности, свободой договора, беспрепятственным осуществлением гражданских прав является основным началом гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

При этом в науке гражданского права равенство может быть рассмотрено:

  • с гносеологических позиций – как закрепленная в ГК РФ идея, определяющая специфику гражданско-правового регулирования;
  • с онтологических позиций – как объективный социальный фактор, лежащий в основе формирования частного права в целом и гражданского права в частности.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений нашел применение в:

  • правотворчестве в сфере гражданских правоотношений;
  • установлении ограничений гражданских прав;
  • применении норм гражданского права судом и иными органами власти;
  • осуществлении гражданских прав и обязанностей конкретных субъектов.

Замечание 2

Регулируя правовое положение участников гражданских отношений, принцип равенства устанавливает правоспособность как универсальное правовое состояние и определяет правовое положение субъектов конкретного гражданского отношения.

Функции принципа равенства участников гражданских правоотношений

В цивилистической науке выделяют следующие направления воздействия принципа равенства:

  • универсального неперсонифицированного регулирования (установление единых норм поведения для всех субъектов частноправовых отношений);
  • дифференцированного регулирования (установление законодательных различий в целях сгладить фактическое неравенство, например предоставление больших гарантий слабой стороне договора);
  • ориентации (направляет поведение участников гражданских правоотношений);
  • координации (обеспечивает взаимодействие участников гражданских правоотношений);
  • анализа (используется для толкования и систематизации правового массива, выявления пробелов и коллизий в праве).

Метод гражданско-правового регулирования основан на юридическом равенстве, признаваемом за участниками правоотношений, на автономии их воли (независимости их волеизъявления при вступлении в правоотношения, их изменении или прекращении), а также на их имущественной самостоятельности.

Юридическое равенство выполняет роль «лакмусовой бумажки», фиксирует присутствие элементов гражданско - правового регулирования.

Суть юридического равенства означает отсутствие между субъектами гражданского права связи, построенной на началах власти и подчинения.

Равенство субъектов с позиции юридических фактов означает, что лица в одинаковой мере наделены правовой инициативой и диспозитивностью. Стороны располагают в принципе равной возможностью усмотрения отностительно вступления или не вступления в правовую связь. Равенство субъектов обнаруживается и в содержании прав и обязанностей. Управомочное лицо обладает правом, но не велением; наделение одного лица правом требования определенного поведения от другого не означает одновременного снабжения властью первого и подчинения ему второго лица.

Принцип юридического равенства сторон следует понимать так, что ни одна из сторон в гражданско - правовых отношениях не может иметь преимущества над другой только в силу занимаемого ей в правоотношении положения. То есть каждая из сторон обладает независимостью и самостоятельностью, позволяющими сторонам проявлять инициативу и предприимчивость при совершении любых действий, не запрещенных законом, что имеет большое значение в условиях рыночной экономики.

Цель регулирования, преследуемая таким методом, состоит в обеспечении преимущественно координационных связей между ними, при которых вступление в правоотношение происходит по воле, усмотрению самого участника гражданского оборота, а не по велению одного из таких участников (как это имеет место при субординационном подходе к установлению правоотношений).

Другими словами, юридическое равенство участников гражданских правоотношений означает, что такие участники (субъекты) равноправны и независимы друг от друга. Однако их равноправие не означает равенства содержания субъективных прав, принадлежащих участникам правоотношения. Достижение подобного равенства не составляет цели гражданско-правового регулирования, да оно и невозможно в тех весьма распространенных отношениях, которые предполагают наделение одной стороны только правами при возложении на другую сторону только обязанностей. Именно такое распределение прав и обязанностей может иметь место, например, в договоре займа.

Равенство участников гражданских правоотношений - это вовсе не наделение равными, одинаковыми по объему правами и обязанностями. В такой, например, сделке как договор займа, один участник имеет в основном только права (кредитор), а другой в основном только обязанности (должник). Между тем, договор займа - это гражданско-правовая сделка, не исключаемая из-под действия гражданско-правового регулирования.

Обеспечение равенства участников как метод гражданско-правового регулирования имеет своим назначением вовсе не уравнивание прав, приобретаемых сторонами отдельных видов сделок, а исключение подчинения одной стороны другой в ходе заключения сделки. Уместно подчеркнуть в этой связи необходимость различать право в объективном смысле и субъективные гражданские права. Это позволит избежать отождествления понятия права как вместилища норм и правил регулирования с понятием права как конкретного правомочия конкретного лица.

Какой же круг общественных отношений охватывается регулированием посредством гражданско-правового метода? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 2 ГК РФ: гражданско-правовым регулированием охватываются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

К числу имущественных отношений, входящих в предмет гражданско-правового регулирования, относятся:

отношения собственности и оборот движимостей и недвижимостей (ст. 130 ГК РФ);

отношения интеллектуальной собственности (ст. 1 ГК РФ);

личные неимущественные отношения, связанные с имущественными.

Имущественная самостоятельность сторон - участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам.

Защита гражданских прав - преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы; в установленных законом случаях - в административном порядке.

Имущественный характер гражданско-правовой ответственности - объект взыскания - имущество, а не личность должника. Гражданско-правовая ответственность носит, по общему правилу, компенсационный характер.

Поскольку преобладающую массу отношений, регулируемых гражданским правом, составляют имущественные (или связанные с ними неимущественные) отношения, гражданско-правовая ответственность, как и большинство других гражданско-правовых мер защиты, тоже носит имущественный характер. Она состоит в возмещении убытков потерпевшей стороне либо также во взыскании в её пользу иных сумм или имущества, как правило, не превышающих размер убытков. Иначе говоря, она имеет компенсационный характер, соответствующий принципу эквивалентности, действующему в сфере стоимостных (товарно-денежных) отношений. Даже возмещение морального вреда по гражданскому праву производится в денежной (имущественной) форме. Имущественные убытки могут возмещаться и при нарушении личных неимущественных прав (п. 5 ст. 152 ГК).

Принцип юридического равенства характеризует правовое положение (статус) участников гражданских правоотношений. Они не имеют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, даже если в этом качестве выступает публично-правовое образование. Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможностями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско правовые нормы. Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов товарообмена (товаровладельцев). В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из названого принципа. Так, в гражданский закон в некоторых случаях устанавливает специальные правила для предпринимателей, предъявляя к ним как к профессиональным участникам оборота более жёсткие, повышенные требования. Для граждан-потребителей в их отношениях с предпринимателями, наоборот, предусматриваются дополнительные правовые гарантии соблюдения их интересов как это, например, происходит при заключении так называемых публичных договоров в соответствии с правилами (ст. 426 ГК).

Договорные отношения – это одна из самых больших групп отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации основательно вошел в жизнь российского общества как один из наиболее фундаментальных законов рыночной экономики.

В п. 1 статьи 1 ГК РФ сформулированы основные начала (принципы) гражданского законодательства, которые базируются на положениях Конституции РФ, которые были рассмотрены в предыдущем параграфе, и выражают как сущность гражданско-правовых отношений, так и особенности гражданского законодательства Российской Федерации в условиях перехода к рынку. Таких начал в п. 1 названо семь:

· равенство участников регулируемых гражданским законодательством отношений;

· неприкосновенность собственности;

· свобода договора;

· недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

· необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав;

· обеспечение восстановления нарушенных прав;

· судебная защита нарушенных гражданских прав.

Как видим, принцип равенства правового статуса субъектов гражданского правоотношения стоит на первом месте.

Равенство участников гражданских отношений выражается в признании за всеми гражданами равной правоспособности (ст. 17 ГК РФ), а за всеми юридическими лицами - правоспособности, соответствующей целям их деятельности (ст. 49 ГК РФ). Недопустимо наделение одного из участников гражданских правоотношений властными полномочиями в отношении другого. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

Принцип равенства участников гражданских правоотношений, помимо его закрепления в общей форме в п. 1 ст. 1, повторен в п. 1 ст. 2 ГК РФ и специально упоминается во многих последующих статьях ГК РФ, когда речь идет об институтах, где существует повышенная опасность нарушения этого принципа (розничная купля-продажа, бытовой подряд - п. 1 ст. 731, строительный подряд - п. 1 ст. 748, перевозка - п. 1 ст. 789, банковский счет - п. 3 ст. 845).

Равенство участников гражданских правоотношений не исключает различий в объеме и содержании принадлежащих им субъективных гражданских прав. Такие различия неизбежны в силу разных имущественных возможностей отдельных субъектов гражданского права, вследствие степени их образования и способностей, а также различия их жизненных и хозяйственных интересов .

Принцип равенства реализуется в договорных правоотношениях, придавая им диспозитивный характер.

Договорные правоотношения - один из видов правоотношений. В силу этого им присущи как общие черты и признаки, характерные для всех правоотношений, так и специфические, обусловленные тем, что гражданские правоотношения возникают в результате гражданско-правового регулирования имущественных и некоторых личных неимущественных отношений. Иначе говоря, специфические черты и признаки договорных правоотношений предопределены особенностями самого гражданского права.

К их числу относятся следующие:

· субъекты договорных правоотношений обособлены друг от друга как в имущественном, так и в организационном плане, в силу чего они самостоятельны, независимы друг от друга, соотносятся друг с другом как равные.

· равенство участников общественных отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования, заложено в данных отношениях, имманентно присуще им. Гражданское право всеми средствами и способами, имеющимися в его арсенале, юридически обеспечивает такое равенство. Вследствие этого договорные правоотношения формируются как правоотношения между равноправными субъектами, как правоотношения особенного структурного типа, в которых обязанность корреспондирует субъективному праву как притязанию, а не как велению. При всей полярности субъективных прав и обязанностей в гражданских, в том числе и в договорных правоотношениях обязанный субъект во всех случаях находится в равном положении с управомоченным субъектом, т.е. в отношениях координации, а не субординации.

· самостоятельность участников общественных отношений, подпадающих под гражданско-правовое регулирование, диспозитивность указанного регулирования обусловливают то обстоятельство, что основными юридическими фактами, порождающими, изменяющими и прекращающими гражданские правоотношения, являются акты свободного волеизъявления субъектов - сделки.

· в качестве юридических гарантий реализации гражданских правоотношений применяются присущие только гражданскому праву меры защиты субъективных гражданских прав и меры ответственности за неисполнение обязанностей, обладающие главным образом имущественным характером.

На основании вышеприведенного можно утверждать, что гражданское правоотношение - юридическая связь равных, имущественно и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера .

Содержание договорного правоотношения составляют субъективные права и обязанности его участников.

Субъективное гражданское право есть мера дозволенного поведения субъекта гражданского правоотношения. Субъективное гражданское право - сложное юридическое образование, имеющее собственное содержание, которое состоит из юридических возможностей, предоставленных субъекту. Юридические возможности как составные части содержания субъективного гражданского права называются правомочиями.

При весьма большом разнообразии содержания субъективных гражданских прав можно обнаружить, что оно является результатом разновариантных комбинаций трех правомочий:

· правомочия требования, представляющего собой возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;

· правомочия на собственные действия, означающего возможность самостоятельного совершения субъектом фактических и юридически значимых действий;

· правомочия на защиту, выступающего в качестве возможности использования или требования использования государственно-принудительных мер в случаях нарушения субъективного права.

Типичными субъективными правами, для содержания которых характерно наличие двух правомочий - правомочия требования и правомочия на защиту, являются субъективные гражданские права, входящие в содержание гражданско-правовых обязательств, возникающих из договоров.

В них управомоченный субъект - кредитор, в целях удовлетворения своих интересов может требовать от обязанного субъекта - должника совершения действий по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг и т.п., а в случае их несовершения - требовать применения к должнику гражданско-правовых мер.

Классической моделью субъективного гражданского права, включающего в свое содержание всю триаду правомочий, является субъективное право собственности. Собственник обладает юридической возможностью требовать от всех лиц, чтобы они не нарушали принадлежащее ему право собственности. Он также может притязать на применение к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия. Но главное и определяющее ядро в содержании субъективного права собственности - правомочие субъекта на собственные действия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению в договорных отношениях.

Субъективная обязанность - мера должного поведения участника договорного правоотношения. Сущность обязанностей кроется в необходимости совершения субъектом определенных действий или воздержания от социально вредных действий.

В договорных правоотношениях бывают два типа обязанностей - пассивный и активный. Это обусловлено наличием в гражданско-правовом регулировании общественных отношений двух способов законодательного закрепления обязанностей - позитивного связывания и метода запретов - негативного связывания.

Обязанности пассивного типа вытекают из гражданско-правовых запретов и по своей природе означают юридическую невозможность совершения действий, нарушающих публичные интересы и интересы управомоченных лиц.

Функции запретов в механизме гражданско-правового регулирования весьма разнообразны. Одна из главных функций запретов состоит в установлении пределов осуществления субъективных гражданских прав. Так, собственник-гражданин не должен при осуществлении своих правомочий наносить ущерб окружающей среде, нарушать права, охраняемые законом интересы граждан, организаций.

Запреты порождают обязанности одного субъекта гражданского правоотношения перед другим: запрет одностороннего отказа от исполнения договора, перевода долга без согласия кредитора и им подобные.

Особое место занимают запреты, порождающие обязанности, исполнение которых препятствует трансформации относительных гражданских правоотношений одного вида в другой. Например, запрет хранителю использовать имущество, переданное ему на хранение поклажедателем с оплатой услуг по хранению, препятствует трансформации правоотношения хранения в правоотношения имущественного найма.

Весьма своеобразны в гражданском праве общерегулятивные запреты, налагающие на всех субъектов гражданских правоотношений обязанности принципиального характера - соблюдать требования законов и правовых актов; осуществлять субъективные гражданские права разумно и добросовестно.

Социальное назначение гражданско-правовых обязанностей активного типа состоит в побуждении субъектов к совершению общественно полезных действий. Всякая гражданско-правовая обязанность активного типа содержит требование к субъекту совершить действие либо по передаче имущества, информации или иного блага, либо по выполнению работы, созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности, либо по оказанию услуги. Требование, заключенное в обязанности активного типа и составляющее ее содержание, означает для обязанного субъекта необходимость действовать в интересах управомоченного субъекта, так как оно обеспечивается санкцией за неисполнение обязанности.

Требование, составляющее содержание обязанности, концентрированно выражает социальную необходимость той или иной линии поведения субъекта в определенном промежутке времени, в определенном месте, по отношению к определенным лицам, явлениям объективной действительности, вытекающую из норм гражданского права, условий договора, реализующихся в рамках того правоотношения, элементом которого является данная обязанность.

Содержание обязанностей активного типа может быть сложным - в рамках общего требования включать в себя «подтребования». Так, в обязанности по передаче имущества в рамках общего требования совершить действия по передаче имущества обособляются подтребования к качеству и комплектности передаваемого имущества .

Структура содержания договорного правоотношения может быть простой и сложной. Элементарно простой выглядит структура содержания правоотношения, возникающего между заемщиком и заимодавцем, без права заимодавца на получение процентов. Единственному праву заимодавца требовать возврата долга по истечении срока займа корреспондирует единственная обязанность заемщика вернуть долг.

Большинству договорных правоотношений присуща сложная структура содержания. Примером может служить структура содержания правоотношения, возникающего на основании договора поставки. Помимо главного права покупателя требовать передачи купленных товаров и его главной обязанности уплатить за товар и корреспондирующих им главных прав и обязанностей продавца, у сторон возникают многочисленные права и обязанности, связанные с исполнением и осуществлением главных прав и обязанностей. К числу таковых можно отнести права и обязанности сторон по способам и формам расчетов за поставленный товар, способам выборки и доставки товара, порядку и методам приемки товара по количеству и качеству, ответственному хранению товара и т.п.

Разграничение структур содержания договорных правоотношений на простые и сложные имеет важное практическое значение, состоящее в следующем.

В различных правоотношениях со сложной структурой содержания мы нередко встречаем однородные элементы. Например, обязанность хранения имущества имеет место в правоотношениях по перевозке грузов, залогу вещей в виде их заклада залогодержателю, хранению вещей у профессионального хранителя. Между тем два первых правоотношения - самостоятельные цельные правовые образования, к которым неприменимы напрямую нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора хранения. Прямое применение норм о договоре хранения применимо только к третьему правоотношению. Как видно, только определив, элементом содержания какого правоотношения являются однородные права и обязанности, можно установить, на основе каких правовых норм они возникли.

Структура содержания договорных правоотношений может быть комплексной, включать структурные образования, которые могут существовать и в качестве самостоятельных правоотношений. Такую структуру, например, имеет правоотношение, возникшее на основе договора на проведение опытно-конструкторских работ по созданию оборудования, его поставке, осуществлению его монтажа и проведению пусконаладочных работ. В этом случае в комплексную структуру возникшего правоотношения оказались включенными структурные образования, присущие правоотношениям на проведение опытно-конструкторских работ, поставку оборудования, подрядных работ. Но данные структурные образования являются составными частями более сложной, цельной структуры, представляющей собой единое правоотношение.

Субъектами гдоговорных правоотношений могут быть:

· физические лица (граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства);

· юридические лица (российские, иностранные, международные), государственные и административно-территориальные (публично-правовые) образования, обладающие гражданской правосубъектностью.

Действующее гражданское законодательство РФ относит к числу последних Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования. Их правосуектность будет подробно рассмотрена в следующей главе.

В каждом договорном правоотношении различают две стороны - управомоченную и обязанную. Как на управомоченной, так и на обязанной стороне могут выступать одно или несколько лиц (субъектов).

Состав участников гражданского правоотношения может изменяться в порядке правопреемства, под которым понимают переход прав и обязанностей от одного лица - правопредшественника к другому лицу - правопреемнику, заменяющему его в правоотношении.

Всякое гражданское правоотношение имеет свой объект, в качестве которого выступает то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его участников.

Деятельность субъектов договорных правоотношений ограничена пределами субъективных гражданских прав и обязанностей.

Предмет деятельности субъектов договорного правоотношения традиционно именуется объектом правоотношения. Его составляют существующие материальные и идеальные блага либо процесс их создания. Материальные блага в их естественном состоянии или произведенные людьми в гражданском праве называются вещами. Вещи, включая деньги и ценные бумаги, наряду с имущественными правами именуются имуществом. Процесс создания материальных и духовных благ именуется либо производством работ, либо оказанием услуг. Идеальные блага выступают:

· в виде продуктов (результатов) интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д.);

· в виде личных неимущественных и иных нематериальных благ (честь, достоинство, личное имя, тайна частной жизни, для юридического лица -деловая репутация и т.д.).

В современных условиях во многих случаях предметом деятельности субъектов договорных правоотношений является информация.

Следовательно, объектами договорных правоотношений могут быть:

· вещи и иное имущество, в том числе и имущественные права;

· работы и услуги;

· результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

· нематериальные блага;

· информация.

Несмотря на бесспорную важность принципа равенства участников гражданских правоотношений, его активное применение судами только началось. Тем не менее, уже существует судебная практика, достаточная для систематизации и теоретического осмысления.

В научной литературе отмечено, что принцип равенства устанавливает отсутствие отношений власти и подчинения между участниками гражданского оборота , наличие равного правового режима для всех участников, распространение на них одних и тех же гражданско-правовых норм , равенство граждан и организаций и государственных органов в гражданско-правовых отношениях .

Равенство как принцип гражданского права - это, прежде всего, равенство правовых возможностей субъектов правоотношений. Он проявляется в равенстве прав участников гражданского оборота в их общем статусе, вне связи с конкретным правоотношением, и в равенстве правовых возможностей участников конкретного гражданско-правового отношения. М.А. Кудрявцев, рассматривая реализацию конституционного принципа равноправия (равенства) в отраслевом законодательстве, выделяет частноправовой и публично-правовой подходы к этому принципу. Первый предполагает «контрактную или контрагентную модель равноправия, основанную на идее равенства субъектов частного права - экономических индивидов как участников сделки». Подход, действующий в публичном праве, понимает равноправие как «универсальное, т.е. равноправие перед лицом «третьей силы» - публичной власти, реализуясь преимущественно в форме процессуального и процедурного равноправия» . Равенство участников гражданского оборота перед лицом государства можно назвать публично-правовым равенством в гражданском праве, а равенство участников конкретного правоотношения - контрактным (частноправовым) равенством. Взаимопроникновение этих двух начал обусловливает специфику гражданско-правового принципа равенства, которая позволяет говорить о его двух сторонах - внешней и внутренней.

Внешняя сторона принципа равенства участников гражданских правоотношений проявляется в следующем.

Принцип равенства участников используется судами для обеспечения равных правовых возможностей при вступлении в гражданские правоотношения, при приобретении гражданских прав и обязанностей.

Принцип равенства нарушается, например, если договор купли-продажи заключается с нарушением порядка проведения торгов. Он будет также нарушен, если передача земельного участка одной из не скольких пользующихся этим участком организаций предоставляет ей преимущество перед другими.

В судебной практике можно встретить решения, подтверждающие эти выводы. Суд первой инстанции удовлетворил требование истца, с которым не был заключен договор купли-продажи арестованных проведения акций должника, о признании ничтожным договора продавца с другим покупателем. Суд решил, что, реализовав арестованные акции в порядке комиссионной продажи, ответчик (продавец акций) нарушил требования закона, поскольку продажа арестованных акций должна была осуществляться на торгах в порядке, определенном ст. 447, 448 ГК РФ. ВАС РФ, рассматривая это дело в порядке надзора, поддержал это решение, отметив, что суд первой инстанции обоснованно указал на нарушение установленных законодательством условий продажи акций, а также условий о равенстве участников торгов и правильно признал договор купли-продажи акций ничтожным . В другом деле ФАС Северо-Кавказского округа указал, что п. 2 и 3 оспариваемого постановления земельный участок выделен лишь одной из нескольких организаций, фактически пользующихся участком.

При этом другие организации отнесены к посторонним землепользователям, тем самым ограничены их возможности по оформлению прав на землю. Суд указал, что «одному из субъектов гражданских прав предоставлено преимущество по отношению к другим субъектам, занимающим аналогичное правовое положение. Тем самым нарушен один из принципов гражданского права - принцип равенства участников гражданских правоотношений, изложенный в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» .

Принцип равенства участников гражданских правоотношений предполагает рассмотрение всех заявлений о заключении договора аренды муниципального имущества и обусловливает равные условия публичного договора.

Индивидуальный предприниматель (истица) обратилась в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом города о признании недействительным его распоряжения в части предоставления нежилого помещения в аренду ЗАО.

Как следует из материалов дела, истица обращалась в комитет с заявлениями о заключении с ним договора аренды нежилого помещения. Порядок управления и распоряжения муниципальным нежилым фондом предусматривает, что здания, сооружения, нежилые помещения передаются в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, победившим на аукционе или в конкурсе на право аренды, а в целевую аренду - на основании рекомендаций городской комиссии по рациональному использованию нежилых помещений. Согласно протоколу, на заседании городской комиссии вопрос о передаче в аренду нежилого помещения обсуждался только с участием ЗАО (другого претендента), чем были ущемлены права и законные интересы предпринимателя, заявления которой комиссии вообще не представлялись.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, суд кассационной инстанции его решение поддержал. При этом ФАС округа отметил, что в соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Игнорирование (оставление без внимания) заявления истицы о предоставлении нежилого помещения в аренду, а также рассмотрение вопроса об аренде спорного помещения без ее участия является нарушением принципа равенства участников гражданских правоотношений .

Из материалов другого дела следует, что администрация города своим постановлением утвердила тарифы на услуги муниципального предприятия по группам потребителей, согласно которому для промышленных предприятий был установлен тариф на водоотведение в размере 6,23 руб./м3, а для предприятий текстильной промышленности - 2,20 руб./м3. Муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о признании постановления недействительным (в части утверждения тарифов на услуги водоснабжения для группы предприятий текстильной промышленности), а также о взыскании убытков. Истец ссылался на ст. 1, 426 ГК РФ, согласно которым участники гражданских правоотношений имеют равные права, а цена и иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий администрации города и в соответствии со ст. 14, 31 Федерального закона РФ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поданная истцом кассационная жалоба была удовлетворена, и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал, что в соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений имеют равные права, а условия публичного договора должны быть одинаковы для всех .

Принцип равенства предполагает равные правовые возможности при осуществлении гражданских прав. Недопустимы ограничительные условия осуществления гражданских прав, не предусмотренные законом.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений нарушается при выдаче квот на производство этилового спирта и спиртосодержащих растворов, денатурацию спирта только государственным предприятиям и акционерным обществам, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.

Кассационная коллегия ВС РФ указала на то, что «установленные условия осуществления производства не могут быть расценены иначе, чем ограничительные, нарушающие равенство участников гражданских правоотношений, что противоречит... статье 49 ГК РФ, в силу которой коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом» .

В другом случае суд отменил выданное заводу налоговым органом предписание о необходимости получить квоту на закупку спирта собственного производства. Суд указал, что это требование нарушает равенство участников гражданских правоотношений, поскольку получение такой квоты не предусмотрено действующим законодательством (в том числе ст. 49 ГК РФ) .

В подобных спорах суды обоснованно ссылаются на ст. 49 ГК РФ, устанавливающую общую правоспособность коммерческих юридических лиц. В правиле о равной правоспособности также проявляется принцип равенства участников гражданских правоотношений.

Равенство подразумевает и равные возможности при осуществлении правомочий собственника.

Гражданско-правовой принцип равенства включает в себя правило о равных материальных и процессуальных возможностях при защите гражданских прав.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений требует, чтобы при установлении отсрочки исполнения решения суд учитывал материальное положение и иные заслуживающие внимания обстоятельства обеих сторон спора.

ТОО обратилось в арбитражный суд с иском к республиканской конторе по реализации топлива о взыскании стоимости выполненных работ по перевозке угля. Исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Ответчик обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения. Суд предоставил отсрочку исполнения решения сроком на один год с момента выдачи исполнительных листов. При этом он принял во внимание, что задолженность ответчика перед истцом образовалась в связи с тем, что правительство республики не обеспечило своевременное возмещение ответчику разницы в цене на топливо, реализуемое населению.

ТОО подало кассационную жалобу, в которой просило судебный акт отменить. По его мнению, суд при разрешении ходатайства об отсрочке исполнения решения нарушил требования ст. 1, ст. 6, ст. 10 ГК РФ, которыми установлен принцип равенства участников гражданских отношений, добросовестности, разумности, справедливости в процессе реализации гражданских прав и обязанностей. Вопреки этим требованиям суд отдал предпочтение лишь интересам ответчика, сославшись на его дебиторскую задолженность и ненадлежащее финансирование его клиентов Министерством финансов РФ.

Суд кассационной инстанции согласился с доводами ответчика, но при этом подчеркнул, что при установлении периода отсрочки исполнения решения до одного года с момента выдачи исполнительных листов суд первой инстанции принял во внимание только интересы ответчика. Вместе с тем истец также находится в тяжелом финансовом положении, являясь должником по кредитному договору и иным обязательствам, в том числе и по обязательствам перед бюджетом.

Принимая во внимание установленный ст. 1 ГК РФ принцип равенства участников гражданских отношений, ФАС посчитал необходимым изменить определение в части установления отсрочки исполнения решения, уменьшив ее на полгода .

Принцип равенства участников гражданских правоотношений требует, чтобы все лица, имеющие право на один и тот же объект гражданских прав, приняли участие в споре, касающемся данного объекта.

В частности, ФАС Уральского округа признал нарушением этого принципа принятие решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле .

Тот же суд в другом случае установил, что для правильного разрешения дела суду необходимо было привлечь к участию в нем третьих лиц, так как требование истца о понуждении передать недвижимое имущество и зарегистрировать за ним право собственности касается их прав и законных интересов .

Принцип равенства участников гражданских правоотношений был провозглашен и в советском гражданском праве, однако в действительности не был реализован, поскольку существовало множество льгот и привилегий для государственных и общественных организаций. Так, в соответствии со ст. 153 ГК РСФСР от 11 июня 1964 г. неправомерно отчужденное государственное имущество, а также имущество общественных организаций могло быть истребовано от любого приобретателя, в то же время право гражданина на виндикацию ограничивалось, если вещь находилась у добросовестного возмездного приобретателя и выбывала из обладания собственника по его воле. На то, что эта норма нарушала принцип равенства участников гражданского оборота указывалось в советской правовой литературе . В ныне действующем ГК РФ установлены одинаковые условия виндикации вещи для всех субъектов гражданских правоотношений.

Внутренняя сторона принципа равенства участников гражданских правоотношений заключается в следующем.

Внутри конкретного правоотношения принцип равенства участников гражданских правоотношений «работает» по-иному, здесь правовые возможности субъектов правоотношения должны корреспондировать друг другу. Предполагается, что равенство в равенства конкретном правоотношении должно обеспечивать баланс имущественных интересов его участников. Этот принцип наиболее часто используется Европейским судом по правам человека, который при рассмотрении дел обращается к «справедливому» , «необходимому» , «надлежащему» балансу интересов сторон и подчеркивает, что «обязанность избежать столкновения интересов сторон и сохранить баланс между ними лежит на судебной власти» .

Категория «баланс интересов сторон» применяется и в практике Конституционного суда РФ, в одном из постановлений которого отмечено: «Установив такой механизм обеспечения исполнения обязательства по выплате страховых сумм, который создает преимущества для страховщика в его отношениях с застрахованным лицом (выгодоприобретателем), а также фактически освобождает страхователя (а следовательно, и государство) от какой-либо ответственности, законодатель тем самым нарушил баланс... прав и обязанностей участников соответствующего договора и несоразмерно ограничил права застрахованных лиц» .

Принцип равенства предполагает соразмерность прав и обязанностей сторон гражданско-правового обязательства, т.е. соответствие прав и обязанностей одной его стороны правам и обязанностям другой. Явное несоответствие прав и обязанностей сторон свидетельствует о нарушении баланса интересов сторон и, как следствие, принципа их равенства.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений нарушается условиями договора, которые ставят одну из сторон в дискриминируемое положение.

ФАС Северо-Западного округа исключил из договора аренды условие, налагающее на арендатора ответственность (в виде пени в размере 7 у.е. за каждый день просрочки) за непредоставление платежных поручений (п. 5.3 договора аренды), посчитав их дискриминационными, поскольку основной обязанностью арендатора в соответствии со ст. 606, 614 ГК РФ является своевременное внесение арендной платы. За ненадлежащее исполнение этого обязательства п. 5.2 договора установлена санкция в виде начисления пеней. Пункт 5.3 проекта договора в редакции истца предусматривает штраф за нарушение иных условий договора. Кроме того, подлежащая уплате неустойка, установленная п. 5.3 договора в редакции, принятой судом, явно несоразмерна возможным последствиям нарушения обозначенного обязательства. Несвоевременность представления арендатором подлинников платежных поручений не влечет негативных последствий. С учетом вышесказанного данный пункт не подлежит включению в договор.

Приняв такое решение, суд привел стороны в состояние равенства, сбалансировал их имущественные интересы .

Противоречит принципу равенства участников гражданских правоотношений и является недействительным договор, заключенный на условиях, явно выгодных для одной стороны и явно невыгодных для другой. Оплата по договору должна быть разумной и соразмерной исполненному обязательству.

Передавая одно из дел на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции отметил, что в заключении договора аренды помещений с правом выкупа заинтересован был в основном арендатор (по договору тот, в частности, определял порядок и сроки внесения суммы выкупа). Баланс интересов сторон был нарушен в связи с неадекватностью обязательства, которое одна сторона предоставляла другой .

В другом деле ФАС Западно-Сибирского округа пришел к выводу о нарушении в агентском договоре баланса интересов сторон в связи с неадекватностью обязательства, которое одна сторона предоставляла другой. Суд указал, что вознаграждение агента не может составлять 3 336 364 руб. при сумме сделки в 663 636 руб., эту сумму нельзя признать разумной и соразмерной исполненному агентом обязательству . Принципу равенства участников гражданских правоотношений и паритетности интересов сторон противоречит оплата электроэнергии по повышенным в десять раз тарифам.

Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к ОАО и муниципальному предприятию о признании одного из пунктов договора энергоснабжения недействительным.

Как следует из материалов дела, между ОАО (энергоснабжающей организацией) и муниципальным предприятием (абонентом) заключен договор энергоснабжения. По этому договору в случае самовольного (без разрешения ОАО) использования электроэнергии для термических целей, присоединения субабонентов, электроотопительных и водонагрева-тельных установок, использования электронагревательного оборудования, не предусмотренного договором, а также нарушения установленного режима электропотребления и работы электротермического оборудования абонент оплачивает использованную с нарушением договора электроэнергию по тарифам, повышенным в десять раз.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, отметив, что взыскание энергоснабжающей организацией десятикратной стоимости электрической энергии, потребленной абонентом с нарушением установленного режима электропотребления и работы электрического оборудования, противоречит требованиям ст. 15, 547 ГК РФ.

Апелляционная инстанция приняла постановление об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом она исходила из того, что условие договора, устанавливающее ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства, не вступает в противоречие с нормами законодательства.

Суд кассационной инстанции, в который обратился прокурор области, признал его кассационную жалобу обоснованной и отметил, что спорное условие договора противоречит принципу равенства участников гражданских правоотношений и паритетности интересов сторон, а также допустимых пределов осуществления гражданских прав (ст. 1, 10 ГК РФ) .

Принципу равенства участников гражданского оборота соответствует уменьшение судом неустойки, явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства.

Комитет по управлению муниципальным имуществом обратился в арбитражный суд с иском к предприятию о взыскании задолженности по договору аренды и неустойки в размере 17 547 руб. 90 коп. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг, но размер неустойки при этом уменьшен до 3 тыс. руб. (ст. 333 ГК РФ).

В кассационной жалобе истец просил удовлетворить его первоначальные требования о взыскании неустойки в размере 17 547 руб. 90 коп.

Суд кассационной инстанции с доводами его жалобы не согласился, отметив при этом: «...с учетом достаточно высокого процента неустойки - 108% (при ставке рефинансирования 13% годовых) вывод суда о явной несоразмерности неустойки и возможности реализации права суда на ее снижение является правильным и соответствует принципу равенства участников гражданского оборота». Кассационная жалоба была оставлена без удовлетворения, а судебные акты без изменения .

Равенство участников предполагает равные возможности при исполнении ими обязательств.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений требует, чтобы истец пригласил представителя ответчика для определения размера причиненных ему убытков. Из этого принципа следует также, что любая из сторон договора может обратиться с заявлением о его государственной регистрации.

Заместитель прокурора области в защиту интересов муниципального предприятия обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о взыскании вреда, возникшего в результате дорожно-транспортного происшествия, которое было совершено по вине работника ответчика. В результате ДТП был нанесен вред имуществу муниципального предприятия.

ФАС Поволжского округа установил, что исходя из равенства участников гражданских правоотношений для определения размера вреда или убытков истец должен был пригласить представителя ответчика. Материалами дела такое приглашение (вызов) не подтверждено. Поскольку убытки определены в одностороннем порядке, размер нанесенного вреда и убытков имуществу истца следует считать не доказанным .

ФАС Северо-Западного округа рассматривал дело о признании недействительным (ничтожным) договора аренды здания. Истец (арендодатель) аргументировал свою позицию тем, что договор аренды был заключен против его воли и зарегистрирован по заявлению арендатора, истец же своей воли на регистрацию договора не выражал. Суд установил следующее: «Довод подателей жалоб о том, что договор заключен вопреки воле собственника, не может быть принят во внимание, поскольку наличия у собственника на момент совершения сделки таких пороков воли, которые могли бы служить основанием для признания сделки недействительной, не установлено, а после подписания договора, подлежащего государственной регистрации, исходя из принципа признания равенства участников гражданских правоотношений и ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», любая из сторон договора аренды могла обратиться с заявлением о его государственной регистрации» .

Равенство участников конкретного правоотношения заключается в недопущении каких-либо необоснованных льгот и привилегий для одной из сторон.

Анализ судебной практики показывает, что на получении привилегированного статуса в гражданском обороте чаще всего настаивает государственный орган . Об этом подробнее будет сказано в параграфе 2.3 настоящей работы.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений закреплен в тексте ГК РФ прямым способом и поэтому обладает статусом правовой нормы, является нормой-принципом . С учетом этого нарушение или неправильное применение нормы-принципа равенства будет являться основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном или кассационном порядках.

Кроме того, судам следует учитывать, что нормы-принципы обладают большей юридической силой по отношению к иным гражданско-правовым нормам и при соответствующей правовой коллизии должны применяться нормы-принципы. При обнаружении пробела в гражданском праве принцип равенства участников может быть использован по аналогии права как основное начало гражданского законодательства (п. 2 ст. 6 ГК РФ).

Таким образом, принцип равенства обеспечивает стабилизацию гражданского оборота и отражает диспозитивный характер отрасли гражданского права.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений обладает высоким правоприменительным потенциалом, может быть использован при разрешении самых сложных споров. Анализ судебных дел позволяет сделать вывод, что сложившаяся арбитражная практика наполнила этот принцип конкретным содержанием, определила его элементы и основания использования.


Грибанов В.П., Иоффе О.С. Пределы осуществления субъективных гражданских прав // Советское государство и право. - М.: Наука, 1964, № 7. - С. 76-85

Гражданское право. В 4 т. Т.1. Общая часть. Учебник / отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 142.

Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник / Белов В.А.. - М.; АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. С. 72.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча