01.04.2019

Какого соотношение общества и государства. Соотношение государства и общества. Теория государства и права. Патриархальная теория происхождения государства


Общество - (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) исто­рически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство - это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосудар­ственные структуры (политические партии, политические движе­ния, общественные организации и объединения, трудовые коллек­тивы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и иг­рает в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам гос­подствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпа­дают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю свое­го развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности посто­янно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их вза­имодействия.

Еще по теме 11. Соотношение общества и государства:

  1. 2.2. Закономерности исторического движения государства и права, эволюция и соотношение современных государственно-правовых систем 2.2.1. Происхождение государства и права. Государство и право, их роль в жизни общества
  2. 3.3. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации, соотношения правового государства и гражданского общества
  3. 1.Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение)
  4. 32.Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).
  5. 1. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство.
  6. 2.3.3. Обеспечение устойчивости соотношения долей участия акционеров в обществе.
  7. 7.2 Государство в политической системе общества. Формы взаимодействия государства с иными субъектами политической системы общества

Теория разделения властей и особенности ее применения в России

Разделение властей как принцип правового государства

Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Всякое демократическое государство или любое другое, претендующее на это высокое звание, обязано создавать и необходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека. Речь в данном случае идет о законности. Режим законности представляет собой такие политические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов и добросовестное исполнение юридических обязанностей является принципом деятельности всех субъектов права, в том числе государственных органов, должностных лиц, негосударственных организаций и отдельных граждан.

Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение закона с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не просто подчиняются закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Государство обязано создавать правовые, политические, культурные, экономические, социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека.

Эффективной реализации прав и свобод личности должна служить и четкая работа органов, образующих правоохранительную систему. Ведущее положение занимает в ней суд. По месту и роли суда в обществе можно судить о степени демократичности государства. В последнее время во многих странах, в том числе и в России, сложился институт конституционного контроля, которому принадлежит важное место в юридическом механизме защиты прав и свобод человека.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей . Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.


Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Еще с древних времен установился двоякий подход к функционированию государственной власти. Одни считали, что государственная власть должна функционировать на принципах единоначалия. Носителем единоначалия является монарх, император, король и т.д. Наряду и параллельно с теорией единоначалия возникла и с переменным успехом развивалась теория разделения власти. Возникновение этой теории также уходит в древние века. Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы увести государственное управление обществом от деспотизма, диктатуры монархов. мысл принципа разделения власти сводится к тому, что даже законодательная власть не всесильна. Она принимает законы в рамках Конституции и не имеет права произвольно вмешиваться в сферу исполнительной и судебной ветвей властей.Отсюда полновесность теории разделения власти сводится не просто к наличию трех ветвей власти в государстве - законодательной, исполнительной и судебной (почти в любом государстве эти ветви власти имеются и их функции, в общем, и в целом разграничены), а к тому, что эти три ветви власти на законодательной основе функционируют как система сдержек и противовесов по отношению друг к другу.Конечно, такая раскладка трех ветвей властей требует очень четкой конституционной базы их деятельности, наличия недвусмысленных механизмов влияния друг на друга в случаях нарушения конституционных требований к их функциям и т.д.Принцип разделения властей характерен для истинно демократических правовых государств, с четко выделенной представительной формой правления. Принцип разделения власти предполагает безусловную легитимность государственной власти. Легитимность государственной власти применительно к конкретному обществу означает, что конституция этого общества принята с участием большинства народа и выражает его волю, а формирование и деятельность всех органов государства осуществляется в строгом соответствии с предписаниями конституции, особенно это относится к порядку формирования и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательная власть не всевластна, а ограничена в своих полномочиях конституцией. Исполнительная власть, как правило, также формируется выборным путем, а не назначается и освобождается законодательной властью. Короче говоря, государственная власть - это власть от народа и в интересах народа. Там, где государственная власть субъективно разделена между отдельными лицами или узурпирована кем-то, благодаря каким-то махинациям, власть теряет свою легитимность. Легитимная власть - это справедливая, народная, демократическая власть. Лишь при соблюдении легитимности власти можно говорить о действительном разделении власти.

33Государство и личность: взаимная ответственность в современных общественных отношениях

Взаимная ответственность государства и личности - важнейший самостоятельный принцип правового государства. Устанавливая в законодательной форме пределы свободы общества и личности, само государство также не свободно от ограничения предела собственных решений и действий. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком и обществом. Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, - обязанность государства. Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью

касается любого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая

надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у индивида определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе

отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли.

Все это обеспечивается системой гарантий, которые исклю-

чают произвол государства над личностью.

Что к ним относится?

1. Ответственность президента перед народом и методы воздействия на него в случае нарушения (импичмент).

2. Ответственность правительства перед президентом и парламентом.

3. Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности должностных лиц за нарушения прав и свобод личности.

4. Отчет народных избранников перед избирателями.

5. Свобода печати и т. п.

Личность также отвечает за свои действия перед государством. Меры принуждения носят правовой характер и должнысоответствовать тяжести совершенного правонарушения. Отношения личности и государства строятся на основе взаимной ответственности за действия в отношении друг друга.

Соотношение общества и государства имеет специфические черты.

Понятия «общество» и «государство» часто отождествляют, но они имеют существенные отличия.

Общество – это сложная, динамическая система исторически сложившихся форм совместной деятельности и отношений, возникающих между людьми. В обществе отношения возникают на основании различных явлений и процессов действительности. Общественные отношения тесно взаимосвязаны и объединяются в экономическую, политическую, социально–культурную и иные сферы общественной жизни.

Государство – это политическая, территориальная организация власти.

Общество возникло намного раньше, чем государство.

В общество, кроме государства, также входят различные политические партии, различные общественные организации, которые участвуют в политической жизни общества.

Государство играет в обществе главенствующую роль, так как является единственным официальным представителем всего общества и обеспечивает координацию всей общественной жизни. Поэтому государство обладает относительной самостоятельностью от общества.

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, которое уважает, обеспечивает свободу, создает возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывая механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства.

Структура гражданского общества:

1) личность, интересы которой ограничены только интересами других людей;

2) объединения людей (политические партии, общественные и религиозные объединения, семьи и т. д.);

3) экономические отношения и соответствующие им институты (собственность, труд, предпринимательство и т. д.);

4) духовные и культурные отношения, а также соответствующие им институты (образование, наука, культура и т. д.);

5) информационные отношения и соответствующие им институты (средства массовой информации, наблюдательные советы и т. д.).

Гражданское общество – сообщество экономически и политически свободных индивидов, которому присущи:

1) наличие демократических прав и свобод, устанавливающих достойный уровень жизни людей;

2) управление государственной властью, которая является легитимной, легальной, правовой и не вмешивается в частную жизнь личности, но создает необходимые условия для их жизнедеятельности;

3) активное использование механизма самоуправления;

4) использование правовых и иных форм социального контроля над государством;

5) свободное формирование общественного мнения;

6) всеобщая информированность и т. д.

35 Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.
Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.
Признаки гражданского общества: 1. Это открытая для общения с другими обществами социальная систем. 2. Это сложносконструированная и плюралистическая система.
3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Принципы гражданского общества: 1.экономическая свобода, рыночная экономика 2.легитимности и демократический характер власти 3.признание и защита естественных прав человека и гражданина 4.равенство перед законом и судом 5.наличие правового государства 6.невмешательство государства в частную жизнь.

Структура гражданского общества: 1. личность
2.семья 3.школа 4.церковь 5.собственности и предпринимательство 6.социальные группы, слои, классы 7.частная жизнь граждан и ее гарантии 8.институты демократии
9.общественные объединения 10.независимое правосудие 11.система воспитания и образования 12.свободные средства массовой информации 13. негосударственные социально-экономические отношения и др.

Введение

2.4.Теория насилия

Заключение

Введение

Всё имеет своё начало, свою история становления, возникновение и развитие. Так и такая дисциплина как теория государства и права изучает не только результат продуктивной деятельности различных народов, приведших к установлению своих режимов власти, своих законов но и саму причину возникновения и происхождения государства. Тема выбранная для написания курсовой работы, по моему мнению всегда была и будет актуальной, так как не изучив причину и этапы первичного становления любого вопроса сложно понять и проанализировать результат действий. В данной курсовой работе будут рассмотрены общие вопросы происхождения государства и более подробно каждая из теорий происхождения государства.

Вопрос происхождения государства можно в какой-то степени отнести к философскому вопросу, в связи с этим много величайших умов как нашей страны так и зарубежных стран приводили свои теории и размышления по этому вопросу, охватить их все в данной курсовой работе не представляется возможным, но основные теории, входящие в курс дисциплины теории государства и права будут рассмотрены.

Изучение вопроса теории происхождения государства, по-моему мнению относиться не только к познавательному вопросу, изучаемого в целях понимания таких понятий как: государство, право, общество, законы, режимы, но и показывает нам связующие звенья между этими понятиями (личность и общество, закон и общество, государство и общество, режим и государство и т.д.), что делает выбранную тему ещё более интересной, занимательной и не зря выбранной.

Целью данной работы является изучение основных теорий происхождения государства. Соответственно, задачами, поставленными в данной курсовой работы является изучение схожих закономерностей и нахождение отличий в происхождений государств у различных народов, а также детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства.

1.Причины возникновения государства.

Многие научные деятели ведут яростные дискуссии по вопросу проблем возникновения государства. Первой причиной этих дискуссий, является то, что в основе этого сложного (по своей сущности) вопросе лежат различные философские течения и воззрения (к примеру существует мнении, согласно которому государство существовало вечно). Для приверженцев этой точки зрения происхождения государства, проблем в вопросе возникновения государства вообще нет. Во-вторых применяя к вопросу происхождения государства методы таких наук как история и этнография, даёт нам всё новые знания о причинах возникновения государства.

В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дакоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого, первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа - все, что добывалось, сдавалось в "общий котел" и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло существовать и было бы обречено на вымирание. 1

Современники, представители материалистической науки связывают этапы возникновения государства с развитием производства, в частности с переходом от присваивающей экономики к производящей.

Эволюционные этапы развития человечества показывают нам как потребности человека, привели его от присвоения готовых животных и растительных форм к непосредственной трудовой деятельности, направленной на преобразование даров природы в орудия труда, готовые изделия для обмена и продажи и для обеспечения своей жизнедеятельности. Именно потребность в производящей экономике послужила толчком к разделению общественного труда на три основные составляющие – отделение скотоводство от земледелия, отделение ремесла и обособление слоя людей, занятых в сфере обмена (торговля). Эти крупные события становления государства послужили столь же крупным последствиям в общественной жизни, в изменившихся условиях довольно высоко возросла роль мужчин в обществе, которая стало более приоритетна для государства, в сравнении с женским трудом по ведению домашнего хозяйства. На этом этапе развития государства ярко прослеживается переход прав правления от матриархального к патриархальному, где родство уже ведётся по отцовской линии, а не по материнской.

По мимо перехода правления, родовая община постепенно начинается делиться на патриархальные семьи (земледельцы, скотоводы, ремесленники), и их интересы зачастую перестали совпадать с интересами рода.

Разложение родовой общины связывают с возникновением понятия семьи. Постепенно с развитием производительности труда, возникла необходимость его усовершенствования, появились экономические возможности для товарообмена и присвоения результата чужого труда, появляется понятие частной собственности, происходит социальное расслоение первобытного общества, образовываются новые различные классы, зарождается понятие государства.

Так же причины необходимости появления государства таяться не только в наличии производственной экономики, но и в воспроизводстве человека. Такой запрет, например, как инцеста, то есть кровосмешение внутри рода, способствовало укреплению и выживанию человеческого рода, а так же повлияло на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Для достижения цели внесения в общество понимания, что кровосмешение это запретное табу, потребовались суровые меры пресечения. Самой жестокой мерой наказания в то время, за нарушения норм родовых племён было изгнание из рода, что означало неминуемую смерть. Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов собрания. Проводилось собрание для того, что бы избрать старейшину, военачальника, лидера родового собрания, того в ком было собрана мудрость, жизненный опыт, организаторский талант и который мог бы предвидеть предстоящие события, которые могли оказать влияние на племя. Такими лидерами в большинстве случаев избирались мужчины, таким образом первобытное общество имело преимущественно мужскую управленческую иерархию. В то время власть не была наследственна, лидер мог быть смещён в любой момент. Не смотря на выше изложенное, у некоторых народов всё таки в народные собрания входили и женщины, но в большинстве случаев решающим мнением они были обделены. Помимо избрания лидеров собрание принимало так, же такие решения, как начало войны, установление мира, переход на другие земли, изгнание членов из своего рода. Избранный старейшина совместно с советом, в который входили старцы, заслуженные войны, занимались повседневными вопросами руководства родовой общины. В заключение выше изложенного определим систему управления первобытного общества, она выстроилась следующим образом: вождь, совет, старейшина, собрание членов рода.

Характерные черты власти в первобытном обществе – выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и её общественный характер. 2

Имеющиеся в обществе родовые организации постепенно трансформировались в государство, путём эволюции, но при этом сохраняя свою историческую преемственность, проходя при этом переходные стадии постепенно. К одной из таких переходных стадий относят военную демократию, в её период органы родового общественного самоуправления ещё сохраняются, но постепенно набирают силы новые структуры, предгосударственного характера, в лице военной дружины и военачальника.

Именно на этом переходном этапе появляются первые зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, так как родовая организация уже не в силах была разрешить и сдержать возникающие противоречия, всё более разрушающие вековые порядка.

Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил. Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение). По мнению многих исследователей, именно этот фактор являлся исходным в выделении человека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен.

Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. Понятно, что по содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре.

Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.

Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.

Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.

Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.

В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности. Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины. 3

Формирование государства – длительный, трудоёмкий процесс, который у различных народов шел разными путями. На сегодняшний день доминирует мнение, что одним из основных путей возникновения государства является восточный путь, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания).

Традиционными здесь оказываются социально-экономические отношения и структура родового строя – земельная община, коллективная собственность. Важнейшей функцией родоплеменной знати становиться управление общественной собственностью, которая постепенно превратилась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а интересы главенствующей знати всё более становились обособленными от остальных членов общества.

Основное отличие восточного (азиатского) варианта возникновения государственности от других вариантов, заключается в том, что родоплеменная знать, планов перешла в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность в государственную. Частная собственность не имела существенного значения.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

2.Основные теории возникновения государства.

2.1.Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория основывается на идеи о том, что бог создал государство. Основными представителями этой теории, описывающие её были Фома Аквинский, Маритен Ж., Дабен Ж.

Данная теория берёт своё начало ещё в средневековый период развития общества. Основателем этой теории признано считать Фому Аквинского (1225-1274), сочинения которого стали в то время своеобразным сводом, энциклопедией церковной идеологией. В современное время продолжение развития теологической теории происхождение государства дали представители идеологии исламской религии, католической церкви, представители неотомизма.

По мнения представителей этой теории, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. 4

Исходя из этой теории следует, что каждый обязан подчиняться государю. Эта же божественная сила, по которой образовалось государство и предопределила социально - экономическое и политическое неравенство. Непослушание государственной власти, приравнивалось к непослушанию воли Всевышнего.

2.2.Патриархальная теория происхождения государства

Основная идея данной теории – государство, как продукт развития семьи. Основными представителями этой теории, является Аристотель, Фильмер, Михайловский.

Представители этой теории утверждают, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, которое в свою очередь приводит к возникновению семьи. В последующем эти семьи разрастаются, объединяются, становиться многочисленными, что и приводит к необходимости образования государства. Таким образом государство, по идеи данной теории – это большая семья. Таким образом власть государя, это продолжение власти отца (патриарха), которая является неограниченной. Всякое сопротивление власти государя недопустимо. Лишь отеческая забота монарха приведёт к благополучия общества в целом.

2.3.Договорная теория происхождения государства

Идея данной теории заключается в том, что государство, это продукт соглашения между людьми.

Представителями данной теории являются Гоббс, Руссо, Радищев.

Данная теория наиболее логическое завершение в своих суждениях получила в 17-18 веке, в трудах Г.Гроция, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищева. По мнению представителей, государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. 5 После объединения людей индивиды, которые были единоличны, превращаются в единый народ. В результате у правителей о общества возникает система взаимных прав и обязанностей, с обоих сторон, соответственно и ответственность за их исполнение. Государство берёт на себя обязанности по приниманию законов, сборов налогов, наказанию преступников, но в то же время обязано защищать свою территорию, права своих граждан, их собственность. Граждане в свою очередь принимают на себя обязательство соблюдать законы, платить налоги и не совершать преступнеческих действий в отношении государства и общества в целом.

2.4.Теория насилия

Основной идеей теорией насилия является то, что государство возникло в результате военно – политических факторов.

Представителями данной теории являются Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский.

Наиболее логическое обоснования эта теория получила в 19 веке в трудах её представителях.

Основной причиной происхождения государства была не экономическая необходимость, не божественное провидение, не какие-либо договорные отношения между людьми, а военно – политические факторы, такие как насилие, порабощение одними племена других. Государство стало выполнять роль аппарата принуждения.

Государство – естественным образом, то есть в рамках данной теории, преимущественно насильственным путём возникает организация властвования одними племена над другими. В результате военных действий племена превращались в сословия, касты, классы. Люди, которых покорили завоеватели стали рабами. В результате можно сделать вывод, что государство в рамках теории насилия – это не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

2.5.Органическая теория происхождения государства

Основная идея этой теории, заключается в том, что государство выступает в роли специфической разновидности биологического организма.

Представители: Спенсер, Вормс, Прейс.

Своё широкое распространение данная теория получила во второй половине 19 века.

Государство выступает в роли огромного, сложного организма, все части которого общаются друг с другом в сравнении так же как и взаимодействуют молекулы живых существ.

Государство – это продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью биологической эволюции. 6

Государство, как любой биологический организм имеет свой мозг (правителя) и системы подчиняющиеся мозгу и выполняющие все его решения (подданные).

2.6.Материалистическая теория происхождения государства

Государство выступает в роли продукта социально-экономического развития.

Представителями данной теории являются Маркс, Энгельс, Ленин.

Первостепенное значение для развития государственности имело разделения труда: от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, которые занимались только обменом. Совершенствовались орудия труда, увеличивались объёмы производства, что привело к избытку товаров и в свою очередь повлекли образование частной собственности. Это повлекло за собой разделение общества на имущие и неимущие классы.

Важнейшим последствием возникновения частной собственности стало выявление публичной власти, которая не совпадала с обществом и не выражало интересы его членов. Основная власть сосредотачивается в руках богатых людей и для защиты своих экономических интересов возникает необходимость в создании государства. Из этого следует, что государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим.

2.7.Психологическая теория происхождения государства

Данная теория, говорит нам о том, что государство возникло в силу особенностей человеческой психики.

Представителями данной теории являются: Петражицкий, Фрейд, Тард.

Основными свойствами человеческой психики, которые повлекли необходимость возникновения государства, является потребность человека править над другими людьми, стремление подражать и подчиняться.

Во все времена существовали люди, которые выступали против действующих режимов и табу и что бы удержать в «узде» инокомыслителей и возникла необходимость в создании государства. Следовательно, государство необходимо не только для удовлетворения основных психологических потребностей человека, но и для подавления агрессивных влечений отдельных индивидуумов.

3.Соотношение общества и государства

Прежде чем начать размышления о соотношении таких объёмных понятий как общество и государство, необходимо, по моему мнению дать определения этим понятиям.

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например общество, противопоставленное государству, у Гегеля) 7

Государство – это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом , специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Общество и государство это несовпадающие понятия. Государство это лишь составляющая общества, поэтому общество более широкое понятие, государство является лишь политической частью общества.

Но несмотря на то, что понятия государства и общества далеки друг от друга, у них есть взаимосвязи:

1. Инструментом осуществляющей суверенную волю общества и всего народа является государство;

2. Государство реализует свои функции через правовые инструменты;

3. Государство связано с обществом взаимными правами, обязанностями и ответственностью.

4. В процессе формирования органов государственной власти на них возлагаются ряд обязанностей, которые закрепляются в Конституции, обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

В конституции определяется мера свободы и ответственности государства перед обществом, устанавливаются пределы вмешательства государства в сферу жизнедеятельности человека. Отличие демократического государства от других главным образом заключается в том, что закон обязателен к исполнению как для членов общества, так и для государства, включая все его ветви власти.

Естественными потребностями человека на всех исторических этапах развития, как общества, так и государства заключались в общении, безопасности и дружбе, без удовлетворения этих потребностей, человек не может ощущать себя благополучным. В современном мире взаимосвязь государства и общества соизмеримы и неотъемлемы. Но что же мы называем обществом, а что государством, какое определение современники дают этому слову.

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля. 8

Государство - основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Если сравнить определения этих двух объемных по своему смыслу понятий мы видим, что оба они базируются в - первую очередь на идеи того, что это группы людей, которых объединяет общая цель.

В тоже время как прослеживаются общие черты между государством и обществом, так и имеется ряд различий между ними. Вот к примеру общество появилось ещё в первобытное время, когда у людей возникла необходимость для того, чтобы защищать себя и свои материальные ценности от дикой природы. Необходимость государства же возникла лишь тогда, когда общество (племена) стали оседать на определенных территориях и провозглашали их своей собственностью.

В любом обществе, в любой сплочённой группе людей всегда есть лидер, которые принимает ответственные решения, иногда даже на благо общества, но его решения не всегда обязательны к исполнению. Самым страшным наказанием, которое мы можем наблюдать в обществе, это отречение от этого общества, изгнание. В государстве же применительно целая система ряда наказаний, разработанная для сдерживания моральных норм и правил в его членах. Эти системы включают в себя ряд санкций, мероприятий наглядного наказание за нарушения законов, специальные исполнительные аппараты притворяют эти наказания в жизнь. Самое главное отличие общества от государства, по моему мнению это наличие в последнем трёх ветвей власти: законодательной, исполнительно и судебной, что делает государство более разумным и нравственным аппаратом, чем общество.

Несмотря на явное преимущество государства по своему строению, функциям общество как отдельный механизм сплочённости людей является более живучим механизмом, так как государство теряя свои атрибуты и отличительные черты перестаёт существовать, а потребность людей в общении благодаря которой и создаётся общество всегда будет течь в жилах каждого человека.

Исходными чертами государства является то, что оно есть:

а) явление общественное;

б) явление политическое;

в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

а) «по вертикали» – отличие государства от органов власти общинно-родового строя;

б) «по горизонтали» – отличие государства от других политических организаций общества.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующее:

– признак «публичной» власти. Вообще-то публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект - объект»). Этот момент находит проявление в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, то есть субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Фридрих Энгельс замечал, что родовой старейшина «стоит внутри общества», тогда как монархи и другие государственные деятели «вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним». Таким образом, одним из основных признаков государства является то, что оно представляет собой аппарат публичной власти. С позиций этого признака государство характеризуется как организация политической публичной власти;

– в родовом обществе люди управлялись, можно сказать, непосредственно, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории, то есть власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна ;

Заключение

Проанализировав этапы развития человечества от первобытного общества до государства можно сделать вывод, что именно с развитием целостности общества возникла потребность в наличие государственности в этом обществе. Для любого человека в период воспитания и становления его как личности необходимы и кнут и пряник, так же происходит и во взаимоотношении общества и государства. Государство оказывает членам своего общества как поддержку в его становлении и развитии, что проявляется в различным государственных социальных программах поддержки населения, так и сдерживает его от нарушения моральных и нравственных табу, дабы не допустить расслоения общества. Существует множество форм и видов проявления государственности, но каждое из них должно быть нацелено в первую очередь на идею дать своим гражданам ощущение защищённости и благополучия, правда управленческие аппараты по разному смотрят на эту идею, кто то добивается этих целей путём тиранических сдерживаний, а кто то пытается пройти либеральный путь достижения данных целей.

Так же хотелось бы добавить, что несмотря на то, что во многих учебных изданиях высказывается теория о том, что потребность в государстве возникла как бы сама собой, нельзя упускать тот факт, что именно общество, его члены, то есть сами люди ввели данное понятие и все его составляющие в свою жизнь и именно мы сами участвуем в написании законов, введении новых санкций, мы выбираем правителей и наделяем их властью правления над нами.

Список используемой литературы

1.И.В.Григорьев «Теория государства и права»: учебное пособие –Тамбов, 2009г.

2.В.Н.Хропанюк «Теория государства и права»: учебник – М., 2008г.

3.Н.А.Власенко «Теория государства и права»: учебное пособие – М., 2011

4.А.В.Петренко «Теория государства и права»: конспект лекций, М.-2010.

5.А.В.Малков «Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях»: учебное пособие М. 2010

6.В.Д.Перевалов «Теория государств и права»: учебник для бакалавров, М. 2013.

7.Современный толковый словарь, изд.БСЭ, 2003

1 Н.А.Власенко «Теория государства и права» М., 2011

3 Н.А.Власенко «Теория государства и права» М. 2011

5 И.В.Григорьева «Теория государства и права» Т. 2009

6 В.Д.Перевалов «Теория государств и права»: учебник для бакалавров, М. 2013

7 Современный толковый словарь

8 Современный толковый словарь, 2003

Общество и государство, их соотношение - кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство - явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль - возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества - на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху - авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе Материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Возникновения права

Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. более зрелому периоду общественного развития. Для этого были необходимы определенные условия (предпосылки). К таким предпосылкам относятся: три крупных разделения труда; повышение производительности труда и в связи с этим появление избыточности продукта, имущественного неравенства, возникновение частной собственности; образование военной демократии, дающей возможность быстрого обогащения, прежде всего военной верхушке во главе с военным вождем.

Существенно то, что совершенствование орудий труда привело к его разделению. Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен. Производимый ими продукт был другим, не только использовался для потребления, но и давал сырье для производства.

Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело к совершенствованию орудий труда и производства.

Третье крупное общественное разделение труда связано с обменом, появлением металлических денег, с выделением из социальной среды особой группы людей, которые своим основным занятием избрали посредническую деятельность между производителями орудий труда и их пользователями.

Все это способствовало концентрации имущества в руках немногочисленного класса, созданию существенной разницы между общим и частным, социальному расслоению общества на слои с различными противоречивыми интересами – источнику социальных столкновений.

Первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти. Это объясняется тем, что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства привело к расхождению этих интересов.

В этих условиях первобытная система власти стала терять свою значимость. Противоположные интересы различных социальных групп уже не позволяли принять решение, которое бы удовлетворяло все сообщество. Требовался новый властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других, сдерживать противоборство между различными классами. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство, обеспечивавшее относительный порядок в общественных отношениях. К тому же, посредством государственной машины обеспечивались охрана и защита собственности и других интересов экономически господствующего класса.

Как видим, государство возникло как следствие (результат) развития самого общества, свойственных ему противоречий. Существенно то, что государство представляло собой средство классового господства, инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс подавляет сопротивление и осуществляет экономическую эксплуатацию угнетенного класса (Ф. Энгельс).

Новая организация производственной деятельности (появление новых управленческих функций), возникающая на этой основе новая социальная дифференциация общества, становление раннеклассовой структуры ведут к появлению новой регулятивной системы. «На известной, весьма ранней ступени развития общества, - отмечал Ф. Энгельс, - возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся из дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

В этой связи идет становление права – принципиально нового регулятора общественных отношений. Возникают нормы права, письменно закрепленные и охраняемые от нарушений мерами государственного принуждения. Следовательно, право объективно возникает на этапе становления классового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, обеспечения порядка в обществе с позиции интересов прежде всего господствующего класса. Становление права идет иным путем в сравнении с образованием родовых обычаев.

Отличие права от предыдущих обычаев (мононорм) можно провести по ряду следующих аспектов: по способам формирования; по содержанию; по формам выражения; по способам регулирования; по способам обеспечения (санкциям).

14.Государство: понятие и признаки

Определить и объяснить природу государства, назвать главные его характеристики, указать основные признаки, т.е. сформулировать соответствующее понимание – одна из основных задач теории государства.

Определение. Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, осуществляющая управленческие функции на определенной территории. Или: государство – политико-территориальная организация суверенной публичной власти, обладающая монополией на сбор налогов, осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (государственного аппарата).

От органов власти первобытного общества государство отличает ряд особенностей.

1 Признак «публичной» власти. Государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект-объект»). Это проявляется в существовании профессионального государственного аппарата, представляющего все общество в целом, имеющего свою материальную базу. Известно, что органы власти первобытного общества в отличие от государства функционировали по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества. Особенность публичной власти государства в том, что она не совпадает с обществом, обладает относительной самостоятельностью, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых. Публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также административные органы, суды, тюрьмы и другие учреждения.

2. Распространение власти государства на определенную территорию. Территория – фиксирует принадлежность данному государству определенной части земли, поверхности планеты, воздушного и водного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административно-территориальную организацию. Иными словами, территория государства – то пространство, на которое распространяется его власть, юрисдикция, в отличие, например, от власти, существующей в первобытном строе. Последняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их местонахождения.

3. Признак государства – налоги, т.е. учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц в пользу государства (в казну, бюджет). Наряду с налогами взимаются различные другие сборы и государственные пошлины. Таким путем формируется материальная финансовая база, необходимая для функционирования государства: для содержания и обеспечения деятельности органов государства, для осуществления различного рода программ в сфере экономики, экологии и др.

4. Государство – суверенная организация. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии ненарушения суверенитета других государств.

Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки, отличающие его от партий, общественных движений и иных политических организаций. В частности, государство:

Распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

Имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде гражданства или подданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны так и за ее пределами;

Обладает исключительным правом принимать законы и иные нормативные правовые акты, т.е. издавать властные обязательные предписания (юридические нормы).

Обладает монополией на легальное применение средств правового принуждения в отношении индивидов и организаций;

Имеет такие структуры, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности и т.п.).

15.Государство: сущность, содержание, социальное назначение.

Социальное назначение государства. Слово «назначение», согласно справочным изданиям, область, сфера применения кого (чего)-нибудь, цель, предназначение.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение справедливости в обществе. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение – добиться совершенствования жизни людей (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что государство необходимо для того, чтобы поддерживать общую безопасность личности, общества. По утверждению Ж.Ж.Руссо – предназначение государства – утверждение общей свободы в рамках нравственных правовых установлений. У Канта: основное назначение государства – объединение людей под эгидой права. Марксистская теория исходила из того, что основное назначение государства – его использование для утверждения власти господствующего класса, для обеспечения эксплуатации (кроме социалистического государства), подавления сопротивления определенных социальных сил, для чего создавался аппарат принуждения.

В современной юридической литературе признается, что главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:

Устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его;

Обеспечивать стабильность в обществе, выступая необходимым арбитром в отношениях между различными социальными группами при столкновении их интересов;

Гарантировать безопасность общества от преступных посягательств;

Защищать личность от произвола властных структур, создавать нормальные условия для всех членов общества, заботиться об определенных социальных группах населения;

Выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться согласия в обществе;

Заботиться о развитии экономики, культуры, образования, искусства, здравоохранения;

Поддерживать оптимальное состояние финансовой системы в условиях существующих кризисных проявлений.

Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности государства - это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики.

По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. При этом утверждалось: научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных сторон государства, а проникать в глубь познания его природы. Соответственно, под сущностью государства понималась его классовость. Государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим.

Содержание государства. В научной и учебной литературе проблеме содержания государства не уделено необходимого внимания. Прежде всего, отметим, «содержание» - понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в форме. В литературе также высказано следующее суждение: «содержание понятия, в противоположность его форме, есть совокупность признаков, характеризующих природу предмета, явления».

В рамках единой сущности, содержание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных политических режимов.

В юридической литературе по этому поводу высказано следующее суждение: « под содержанием государства следует понимать его разностороннюю деятельность, направленную на реализацию стоящих перед ним задач». В этой связи можно сказать, что содержание государства проявляется не только в его деятельности (функциях), но и в его механизме, т.е. системе государственных органов (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.), и функциях, т.е. основных направлениях его деятельности (внутренних и внешних).

Социальное содержание российского государства зависит и от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов федерации.

16.Государственность и государство: соотношение понятий, различные авторские подходы

Государственность» -синоним «государства» в большом печатном издании. По этому поводу высказаны и иные убедительные суждения. Утверждается, что понятия «государство» и «государственность» не тождественны (не идентичны, имеют разное содержание). Государственность – понятие шире, означает сложную многоуровневую систему. В.Е. Чиркин: «государственность - широкое понятие, охватывающее государство, предгосударственные образования, имеющие место при первоначальном возникновении государства, а также национально-государственные образования. и иные автономные образования политического характера» Известно, что народы. восстанавливающие утраченную государственность (например, Германия, после IIй мировой войны), прежде всего, создаются государственные органы, имевшие место в прошлом. либо новые. Затем на их основе формируются целые государства. Понятие «государственность» используется в вводной части преамбулы КРФ, но смысл понятия не раскрывается. Государственность охватывает не только гос. структуры различных уровней, предгосударственные образования, но также институты гражданского общества, принимающие участие в реализации государственных функций. (например, общественная палата РФ, ОМС) Элементы российской государственности. В качестве центральных, основополагающих элементов российской государственности выделяют: 1. Российское государство – главный регулятор и организатор системы общественных отношений. 2. Все органы государственной власти и управления, не только на федеральном, но и на региональном уровне – уровне субъектов РФ. 3. Институты гражданского общества, поддерживающие государственную власть, способствующие реализации функций: например, общественная палата посредством которой происходит взаимодействие граждан с государством. 4. Личность, граждане РФ во взаимодействии с государственной властью. Личности принадлежит существенная роль в период избирательной кампании, без явки граждан она обречена на провал. 5. Государственная идеология – способствует целостности и единству общества. Это относительная система поддержания государственных отношений, государственной власти, идей. воззрений, предложений, с учетом которых формируется и реализуется государственное положение в обществе. 6. Правовая система с системой общегосударственных норм. Таким образом, государственность – это комплекс элементов, структур публичной власти, иных институтов. взаимодействующих с публичной властью, оказывающих давление на политику.

17.Государственная власть: понятие,признаки.

Государственная власть: понятие, свойства, отличие от социальной власти догосударственного периода.

Государственная власть – высшая управляющая инстанция, обладающая верховенством на определенной территории, принимающая законы, использующая государственный аппарат для решения существующих задач, достижения политических и иных целей.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

1. Главное предназначение государственной власти состоит в реализации целей управления, осуществлении внутренних связей в обществе, урегулировании конфликтов. Она необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны ее жизнеспособность и функционирование.

2. Под государственной властью, как и под любой иной, подразумевается способность ее субъекта (государственного органа, должностного лица) навязать свою волю иным лицам (индивидам, организациям), управлять их действиями теми или иными средствами и методами.

3. Государственная власть базируется на организационной силе государственных органов; никакая другая власть (власть партий, религиозная и др.) такой возможностью не располагает.

4. Государственная власть публична, т.е. она осуществляется профессиональным аппаратом чиновников, реализующих ее предписания посредством возможности отдавать приказы, принимать иные акты и побуждать им повиноваться.

5. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость во вне и верховенство внутри страны. Имеется в виду то, что государственная власть выше по значимости относительно всех других организаций и общностей страны. Все они так или иначе должны подчиняться государственной власти с учетом требований законности и определенных организационных начал (регистрация уставных документов партий, иных общественных организаций в структурах Министерства юстиции и др.).

6. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и все население страны.

7. Государственная власть обладает исключительным правом на издание законов и других нормативных правовых актов

Легитимность и легальность (законность) власти – не совпадающие понятия. Легитимность означает признание власти населением как правомерной и справедливой, признание ее права на руководящую роль в обществе. Если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Следовательно, легитимность - это доверие власти со стороны населения, ее оправдание, что по сути, означает нравственную характеристику власти. Действительно, свойство легитимности выражает правильность оправданность, справедливость, другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности, установкам, ожиданиям общества, народа, людей (Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 121,122.). Именно поэтому, властвующий или претендующий на власть субъект, стремится обосновать свою власть с целью ее социального признания и соответствующей поддержке населением.


Теория государства и права: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

§ 5. Соотношение общества и государства

Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие „относительная самостоятельность государства“, – подчеркивает В.В. Лазарев, – призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество – обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество – ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой – соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема – найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.

Так, в 20 –30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933–1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.

Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 1. Понятие безопасности и ее виды В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность – состояние защищенности жизненно важных

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

Из книги Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

Из книги Федеральный закон «Об акционерных обществах». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Раздел VII. Государственное управление охраной и защитой безопасности личности, общества и

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Тема 29. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах личности, общества и государства 1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Глава III. Уставный капитал общества. акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества. Чистые активы

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Статья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны

Из книги автора

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

Из книги автора

12.1 Соотношение государства и права Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.Можно выделить пять основных позиций в

Из книги автора

Раздел второй. Соотношение общества, государства и

Из книги автора

§ 7. Соотношение государства и права Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.Этатически-тоталитарная

Из книги автора

Из книги автора

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от

Из книги автора

§ 10.7. Место и роль современного государства в политической системе общества Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов. Именно в этом качестве


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча