06.04.2019

Нецелевое использование денежных средств ук рф. Расходование средств при ремонтно-строительных работах. Порядок обжалования решения Росфиннадзора



Введение

Заключение


Введение


Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.


Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на:

Единых методологических основах;

Нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;

Финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления), бюджетные кредиты юридическим лицам, субвенции и субсидии юридическим лицам;

Гранты физическим и юридическим лицам на выполнение научно-исследовательских работ;

Инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам;

Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные и муниципальные гарантии;

Налоговые расходы в размере предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В расходах бюджетов значительный удельный вес занимают расходы бюджетных учреждений, включающие:

Оплату труда;

Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

Трансферты населению;

Командировочные и другие компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством;

Оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Наряду с безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.

Бюджетная ссуда - это представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решением Федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.


2. Кассовое исполнение бюджета


Контроль расходования средств финансовые органы проводят в виде последующих плановых или тематических проверок.

В условиях высокого уровня дефицита и неравномерности поступления средств, а также в силу разного понимания приоритетов у руководителей при такой схеме финансирования возможно возникновение различного рода осложнений. Например, финансовые органы, перечисляя средства исходили из того, что на первой неделе месяца учреждения отрасли рассчитаются за электроэнергию, а руководители отрасли перечислили средства за водоснабжение. Через неделю, руководители исполнительного органа получили предупреждение о возможном отключении от электроэнергии, с последующими проблемами. Кроме того, такая схема не исключает нецелевого использования бюджетных средств.

Контроль использования средств в этом случае осуществляется более эффективно. Возможность нецелевого использования средств при этой схеме серьезно затруднено, что повышает эффективность использования средств.

Кассовое исполнение федерального бюджета осуществляется через органы федерального казначейства в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут осуществлять как финансовые органы, так и по договору, органы федерального казначейства.

Для субъектов РФ, имеющих высокий уровень дотаций из федерального бюджета, кассовое исполнение бюджетов через органы федерального казначейства, является обязательным. Перечень высокодотационных субъектов РФ определяется ежегодно законом о федеральном бюджете.

Кассовое исполнение бюджета, т. е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.

На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.


3. Казначейское исполнение бюджета


Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:

Организация исполнения федерального бюджета;

Контроль за его исполнением;

Управление бюджетными доходами и расходами;

Регулирование межбюджетных отношений;

Финансовое исполнение внебюджетных фондов;

Управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;

Осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

Отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;

Централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;

Совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима.

Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя:

Утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета;

Утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета;

Принятие обязательств федерального бюджета;

Подтверждение платежных обязательств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.

Действия по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа.

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов.

При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов.

При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

Решения о сокращении расходов обнародуются в источнике официального опубликования нормативных актов либо доводятся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или решений муниципальных образований.

Уведомления распорядителей и получателей бюджетных средств о режиме сокращения расходов бюджета производятся не позднее чем за 15 дней до даты его введения.

В случае, если в процессе исполнения бюджетов происходит снижение поступлений в бюджет, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% от годовых назначений, то исполнительный орган власти должен представить представительному органу власти проект закона об изменениях и дополнениях в закон о бюджете.

Представительный орган власти рассматривает указанный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Если этот законопроект не принимается в указанный срок, то исполнительный орган имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу.

При перевыполнении плана по доходам дополнительно полученные средства могут направляться финансовым органом на уменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.

При этом подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная роспись. Во всех других случаях финансирование расходов сверх утвержденного бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в утвержденный бюджет.

Главный распорядитель бюджетных средств также может перемещать ассигнования между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, но не более 5% от объема ассигнований, доведенных бюджетополучателю.

Бюджетные ассигнования для главного распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ассигнований не более чем на 10% от утвержденных бюджетных ассигнований.

В свою очередь бюджетные ассигнования для каждого отдельного бюджетополучателя в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюджетных ассигнований не более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.


Заключение


Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Существуют две основные схемы организации финансирования расходов бюджетополучателей.

Согласно первой схемы, финансовые органы в соответствии с бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств перечисляют средства главным распорядителям и распорядителям кредитов средства. Распорядители средств перечисляют средства получателям, которые осуществляют расходы в соответствии со сметой, самостоятельно определяя первоочередность финансирования.

Вторая схема, получавшая название кассового исполнения бюджета предполагает, что распорядители и получатели бюджетных средств на основе заявок готовят счета на оплату конкретного вида расходов и финансовые органы осуществляют перечисление средств на конкретные нужды – на оплату электроэнергии, проведенные ремонтов или на заработную плату.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.


Список использованной литературы


1. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2006. – 568 с.

2. Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. – М.: ТК Велби, 2002. – 192 с.

3. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – М.: КноРус, 2006. – 208 с.

4. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э. Бюджетная система России. – М.: Эксмо, 2006. – 752 с.

5. Пятаков В.А. Бюджетная система России. – М.: Приор-издат, 2005. –

7. Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.

8. Тедеев А.А., Парыгина В.А., Мельников С.И. Бюджетное право Российской Федерации. – М.: Приор-издат, 2003. – 192 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Cтраница 1


Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.  

Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.  

Ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств, зафиксированное в Гражданском, Бюджетном и Налоговом кодексах, в недостаточной степени учитывает специфику деятельности в сфере образования, вследствие чего у руководителей образовательных учреждений возникли сложности гибкого и оперативного маневра имеющимися ресурсами. Более того, в ряде случаев контроль распространяется на все средства, полученные бюджетным учреждением, то есть и на средства, полученные из внебюджетных источников. В результате этого, в частности, у образовательных учреждений возникают проблемы с привлечением инвестиций из внешних (относительно бюджетов) источников, и использованием средств, полученных от дополнительных видов деятельности.  

Конкретные направления и объемы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития. Выработка этих приоритетов представляет собой сложный процесс, в котором принимают участие различные социальные слои и группы населения, интересы которых выражают специфические общественные организации, представители делового и научного мира, законодательной и исполнительной власти. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и др.), финансирование народного хозяйства. Отношение между этими статьями определяется многими факторами: положением страны в мировой системе, социально-экономической структурой общества, историческими традициями и даже тем, какая партия находится у власти. Огромную роль играет бюджет в финансировании образования и подготовки квалифицированных кадров.  

Процедура финансирования состоит в расходовании бюджетных средств. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств. Кратко остановимся на организации исполнения регионального бюджета на примере областного бюджета. Исполнение областного бюджета организует Правительство области. Поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных в бюджете, определяется областным департаментом финансов. Министерства, комитеты, управления, департаменты представляют в департамент финансов свод доходов по установленной форме. В соответствии с утвержденным бюджетом и его поквартальным распределением департамент финансов составляет роспись доходов и расходов бюджета. В ходе исполнения областного бюджета в него могут вноситься изменения. Правительство области имеет право принимать решения о внесении изменений в областной бюджет в пределах утвержденных годовых ассигнований по каждому направлению расходов. Российской Федерации, которые принимаются после утверждения областного бюджета на очередной год, изменяют характеристики бюджета и пропорции межбюджетных отношений.  

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.  

Финансирование - это и есть расходование бюджетных средств в соответствии со сметой.  

Важная роль в организации рациональной системы расходования бюджетных средств отводится, прежде всего, принщщам бюджетного финансирования. К ним относятся: получение максимального эффекта от использования бюджет-ныхресурсов, что подразумевает нормирование соответствующих расходов, а также последовательную минимизацию государственных затрат относительно получаемого результата.  

Возникла острая необходимость наведения порядка в расходовании бюджетных средств и осуществлении бюджетного процесса.  

В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным федеральным законом.  

В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств должна претерпеть существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ, создавать финансовые возможности для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Правда, в течение ближайшего времени целевые бюджетные дотации на некоторые виды товаров еще сохранятся.  

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Ко второму уровню относятся подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. К третьему уровню относится классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая их финансирование по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. На четвертом уровне классификации детализируются направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.  

Бухгалтерский учет и отчетность бюджетных учреждений направлены на обеспечение систематического контроля за расходованием бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением. Бухгалтерская отчетность имеет также большое значение для осуществления задач финансового планирования.  

Анализ существующей финансовой системы страны показывает недостаточную оперативность учета за поступлением и расходованием бюджетных средств, контроля за их целевым использованием, длительность прохождения выделенных средств до конечного получателя, слабую взаимосвязь между финансовыми органами в процессе исполнения бюджетов различных уровней.  

  1. Понятие нецелевого использования средства
  2. Кто нарушитель?
  3. Форма ответственности

Расходы могут быть социальными, военными, экономическими, внешнеэкономическими или направленными на содержание судебной или законодательной системы. Направленные на выплату социальных пособий, содержание армии, или инвестирование передовых программ, они должны быть потрачены в полном объеме на установленные задачи. Расходование денежных средств на другие цели является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена и уголовная ответственность.
Понятие нецелевого использования средств
Распределение государственного бюджета осуществляется исходя из положений, принятых в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Именно он говорит о том, что все средства, выделяемые из казны, обязательно имеют строгие указания относительно использования (ст.38 БК РФ).
В этом кодексе есть и определение нецелевого задействования бюджетных денег. Под ним понимается оплата услуг или товаров, не предусмотренных в документе, определяющем ассигнование. Таким документом является бюджетная смета, свободная бюджетная роспись, закон о бюджете, контракт на предоставление субсидии или другой правомочный документ.
Виды нецелевого использования средств

Нецелевые расходы, допущенные главным распорядителем, управляющей компаний или получателем бюджетных средств, имеет свои последствия, кроме правовых бывают и фактические. Они напрямую определяются уровнем и формой совершенного правонарушения. Допустить его могут как участники бюджетного процесса, так и непосредственно сами автономные организации. Разновидности нецелевого использования формируются исходя из практики. Самыми распространенными нарушениями являются:

  • растраты на ведение хозяйственной деятельности в течение финансового года, если бюджетом они не предусматривались;
  • полученная прибыль была потрачена на другие цели, нежели были предусмотрены финансовым планом;
  • некорректное движение средств по статьям бюджетной квалификации, распределяющей все операции по секторам гос. управления;
  • произошло смешение разделов бюджета: на нужды одних были задействованы средства других;
  • объекты были профинансированы до того, как принята проектная смета;
  • деньги, выделенные из казны, потратили арендаторы, и впоследствии, расходы не были возмещены;
  • средства были использованы для оплаты услуг сторонней организации, вне деятельности учреждения, которое было профинансировано;
  • деньгами оплатили цели, которые планировались финансироваться на источники вне бюджета;
  • погашение расходов из федерального бюджета, в то время как они были предусмотрены на муниципальном уровне.

Требования в части нарушений расходования бюджета предусмотрены административным законодательством, а именно КоАП РФ. Бюджетные средства, переведенные на счета автономной организации, всегда находятся под строгим контролем. Осуществляет его Счетная палата РФ, Федеральное казначейство (оно приняло контролирующую функцию контроля в финансово-бюджетной сфере после упразднения Росфинннадзора), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба (в рамках контроля валюты), а также контрольно-счетные органы.
Нецелевое расходование субсидий
Из бюджета выделяются средства не только предусмотренные сметой, но и на основании заключенного соглашения. В этом случае речь идет о субсидировании деятельности социально важной организации. Полученные деньги должны тратиться, согласно установленных в договоре положений. Судебная практика отмечает следующие случаи нарушения оговоренных целей:

  • Внесение средств на счета сторонних организаций за услуги содержания чужой собственности. В особенности это касается имущества, не принадлежащего профинансированному учреждению.

    Исключением являются затраты, связанные с гос. заданием, в частности если они регулярные и полностью соответствуют установленной цели.

  • Перевод средств на счета сторонних организаций, за услуги, которые не были оказаны. В практике встречаются случаи, когда по документам подрядчик все предусмотренное условиями соглашения выполнил, о чем свидетельствуют акты приема-передачи, но при проверке по факту они не были выполнены полностью или в какой-то части. В этом случае речь идет об административном правонарушении, за которое предусмотрена .
  • Списание денег, выделенных из бюджета за услуги, не предусмотренные договором. К примеру, средства были потрачены на страховые полисы, в то время как юридические услуги оплачиваются из внебюджетных средств.

Ситуаций на практике бывает гораздо больше, и все они имеют свои особенности. В судах доказывают не только наличие факта нарушения, но и его необоснованность. В последнем случае организации требуется доказать, что она действовала только в рамках гос. задания.
Кто нарушитель?


Нецелевое использование бюджетных средств является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. Возлагается она в первую очередь на организацию, которая его допустила. До окончания разбирательства, деятельность юридического лица временно . Также вину несет должностное лицо, в ведении которого было распоряжение выделенными средствами из бюджета. Для него предусмотрены следующие санкции:

  • лишение свободы на срок, установленный законом.

Чаще всего ответственным должностным лицом является руководитель, в ведении которого находятся экономические вопросы. Определяется лицо, исходя из подписи на финансовых документах, без нее не возникает последствий правового действия. Если подписывал важные бумаги в период отсутствия руководителя его заместитель, и все полномочия он получил официально, согласно приказа, то ответственность он несет единолично.

То есть наказанию подлежит лицо, чьи действия повлекли за собой использование денег не по назначению, и кто ставил подписи на ключевых финансовых документах.

Форма ответственности
При выявлении нарушений в процессе использования выделенных денег из казны, контролирующие органы вправе приостановить деятельность учреждения, провести полную проверку. В 2019 году, нецелевое расходование бюджетных средств предусматривает два вида ответственности:

  • Административная. Санкции описаны в КоАП РФ, применяются если в действиях должностных лиц отсутствует уголовное деяние. В этом случае учреждение обязуется выплатить штраф, в сумме от 5 до 20% от выделенных средств из бюджета. Должностное лицо отстраняется от исполнения своих обязанностей сроком до 3 лет и обязуется выплатить от 20 до 5 тысяч рублей.
  • Уголовная. Санкции описаны в УК РФ. Согласно им в отношении виновного могут быть применены кроме штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы сроком до 3-х лет, арест на полгода, или отбывание наказание в тюрьме сроком до 2-х лет, с последующим запретом занимать определенные должности (или без такого ограничения).

Наказание ужесточается, если нецелевое расходование средств было спланировано группой лиц, и в совершении таких действий был умысел.

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -


наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


2. То же деяние, совершенное:


а) группой лиц по предварительному сговору;


б) в особо крупном размере, -


наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.




Комментарии к ст. 285.1 УК РФ


1. Одним из принципов бюджетной системы РФ являются адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ), означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетные средства (бюджетные ассигнования) - средства бюджетов разных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и управления.

Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. После утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса). Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса).

2. Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений.

3. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер - сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1,5 млн. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7,5 млн. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

4. Субъектом преступления является должностное лицо организации - получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.

5. Преступление совершается умышленно, мотивы и цели совершения данного деяния могут быть любыми, они не имеют значения для квалификации содеянного.

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости (см. ст. 39 УК и комментарий к ней).

6. Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления - участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.

7. Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст. 158 УК (см. комментарий к ней), и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению (см. комментарий к ст. 176). Бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности.

8. Поскольку комментируемая статья предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств, можно предположить, что нецелевое использование бюджетных средств, совершенное должностным лицом главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, не подпадает под действие ст. 285.1 и должно квалифицироваться как превышение должностных полномочий по ст. 286 УК.

Целевое использование поступлений из бюджета устанавливается в силу ст. 38 БК. Оно означает доведение ассигнований и лимитов обязательств до конкретных получателей с указанием направлений их распределения. Рассмотрим далее случаи нецелевого использования бюджетных средств.

Терминология

Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.

Получатели

Понятие этих субъектов разъясняется в ст. 6 БК. В качестве получателей выступают органы:

  • Госвласти.
  • Управления государственных фондов (внебюджетных).
  • Местной власти.
  • Муниципальной администрации, находящейся в ведении распорядителя.

Все они должны иметь право принимать либо выполнять финансовые обязательства от лица публично-правовой организации за счет соответствующего фонда. Бюджетное учреждение не выступает как получатель. Следовательно, на него не распространяется действие положений части 1 ст. 306.1 БК. Однако необходимо учесть ч. 2 указанной статьи, в которой также упоминается нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность по этой части наступает за бездействие/действие, нарушающее БК, прочие нормативные документы, регламентирующие финансовые правоотношения. Меры принуждения могут в этом случае применяться к субъектам, которые не выступают их участниками. Из этого следует, что нецелевое использование бюджетных средств бюджетным учреждением также преследуется по закону.

Виды нарушений

Штраф за нецелевое использование бюджетных средств может назначаться за:

КОСГУ

В соответствии со ст. 18, п. 1 БК, для составления и последующего исполнения доходно-расходных статей используется бюджетная классификация. Она представлена в виде группировки поступлений, затрат и источников покрытия дефицитов. В ее составе присутствует также классификация по операциям в секторе госуправления (КОСГУ). Порядок ее применения утверждается Минфином. В частности для финансовых ведомств устанавливаются перечни расходов, которые должны быть отнесены на определенные подстатьи и статьи КОСГУ.

Группировка операций в этой классификации осуществляется в зависимости от их содержания. При этом в каждой из статей и подстатей присутствует краткое описание процесса. Что касается затрат, то операции в них характеризуются перечнями направлений расходования финансов. Для эффективного планирования и надлежащего исполнения бюджета вопросы, касающиеся отражения издержек по статьям или подстатьям КОСГУ, могут регулироваться бюджетной сметой, госзаданием, методическими указаниями (рекомендациями) распорядителя и прочими документами, которые выступают в качестве основания для получения соответствующих поступлений.

Включение материальных ценностей в соответствующую группу нефинансовых активов (запасы или ОС) входит в компетенцию бюджетного учреждения. Оно принимает то или другое решение, руководствуясь инструкцией № 157н. При этом учитывается предназначение ценностей и порядок их эксплуатации.

Разъяснения Минфина

При нецелевом использовании бюджетных денежных средств, выявленном контролирующими органами, необходимо объективно, всесторонне и полно установить обстоятельства в их совокупности. Такое предписание присутствует в письме Минфина. Кроме этого, министерство настаивает на выяснении всех причин и условий, которые способствовали отнесению затрат на те или другие подстатьи/статьи в каждой отдельной ситуации.

Исключения

В случае выявления неправильного отнесения расходов получателем на подстатьи/статьи КОСГУ после выполнения комплексного анализа данное нарушение не рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств, если:

  1. Затраты обуславливаются сметой или обоснованиями, приложенными к ней, документами, подтверждающими доведение лимитов обязательств, плановыми и прочими актами главного распорядителя с применением сведений КОСГУ.
  2. Доказано, что получатель совершил ошибочные действия неумышленно.

Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность

Она устанавливается в КоАП. В частности по ст. 15.14 за нецелевое использование бюджетных средств наказание для должностных лиц устанавливается следующее:

  1. Дисквалификация на 1-3 года.
  2. Административный штраф. Его размер - 20-50 тыс. руб.

На юрлиц также распространяются санкции. Им придется выплатить от 5 до 25% от суммы, направленной не по назначению.

Субсидии

Они полагаются бюджетным учреждениям в соответствии со ст. 78.1, ч. 1 БК. Субсидии направляются на финансирование исполнения государственных или муниципальных заданий. Эти поступления рассчитываются с учетом нормативных расходов на оказание организациями соответствующих услуг и содержание имущества. Субсидии могут также предоставляться в иных целях. Порядок, в соответствии с которым осуществляется такое финансирование, утверждается правительством, высшей исполнительной структурой, администрацией МО или уполномоченными органами госвласти и территориального управления.

Субсидии на прочие цели, кроме направляемых на осуществление капвложений, предоставляются в порядке, согласованном с Минфином. Финансирование осуществляется органами, имеющими полномочия и функции учредителей. В соответствии с утвержденным порядком предусматриваются специальные положения, в которых указаны цели, условия, размер, правила и сроки направления средств. Заключаемое соглашение между получателем и распорядителем, таким образом, выступает как основание для предоставления финансирования.

ПФХД

Указанное выше соглашение является не единственным документом, которым можно подтвердить нецелевое использование бюджетных средств. РФ, выступая как правовое государство, в нормативных актах, касающихся финансовой сферы, устанавливает достаточно жесткие требования и правила. В частности, работа организаций, находящихся на госфинансировании, осуществляется в соответствии с ПФХД (планом по финансово-хозяйственной деятельности). Требования к этому документу устанавливаются приказом Минфина. В соответствии с ними ПФХД должен включать в себя такие разделы, как:

  1. Данные о деятельности муниципального/государственного учреждения, в том числе сведения о видах и целях, перечне услуг/работ, выполняемых платно.
  2. Показатели финансового положения организации. В этом разделе приводятся сведения об активах, обязательствах на последний отчетный день, предшествующий дате формирования плана.
  3. Показатели поступлений и выплат (плановые).
  4. Мероприятия по стратегическому развитию организации.

Таким образом, реальные действия должны совпадать с запланированными. Нецелевое использование бюджетных средств выявляется при сопоставлении сведений ПФХД и фактической ситуации.

УК

Кроме административных, за нецелевое использование бюджетных средств предусматриваются и уголовные санкции. В частности они установлены в ст. 285.1, ч. 1 УК. Формулировка состава преступления по этой статье аналогична той, которая приводится в КоАП. Однако в данном случае за нецелевое использование бюджетных средств виновному лицу грозит не только выплата в пользу государства 100-300 тыс. руб., но и:

  1. Арест до полугода.
  2. Заключение в тюрьму на период до 2 лет.
  3. Принудительные работы на срок до 2 лет.

При этом дополнительно суд может запретить должностному лицу заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенном посту в течение 3 лет. Стоит отметить, что указанные санкции применяются при нецелевом использовании средств в крупном размере. В качестве него признается сумма, превышающая 1,5 млн руб. Особо крупным будет считаться размер от 7,5 млн руб.

Обжалование выводов контролирующих служб

Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой - позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча