30.03.2019

16 ответственность государственных служащих понятие виды. Порядок дисциплинарного взыскания государственных служащих


К государственным служащим применяются все известные виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная,

уголовная и материальная. За материальные последствия иногда отвечает государственный орган, где состоит служащий. Случай, когда описано применение принципа внепартийности ответственности "номенклатурных работников", приведен М. Восленским: председателя колхоза, растратчика, предают суду, только с предварительным исключением его из коммунистической партии1.

Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих в современном государственном аппарате Российской Федерации в силу ее непосредственности, оперативности и возможности учета конкретной обстановки правонарушения совершенно компетентным в ситуации лицом -- вышестоящим начальником государственного служащего.

В Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ "О выборах президента РФ" в ст. 16 "Статус члена избирательной комиссии" дается определение непосредственного подчинения: "Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий имеет право отдавать ему приказы, распоряжения, давать указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания".

Вызывает научную дискуссию характер ответственности, если она применяется судом: трудовая, служебная или административная. Дисциплинарная ответственность -- это ответственность по подчиненности. По существу, под дисциплиной понимают повиновение установленным порядкам. Сознательное выполнение своих обязанностей иногда предполагает неповиновение, например, при неправомерном приказе. Восленский М. Номенклатура. М., 1991. С. 519.

Основанием ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок. Можно считать должностным упущением и некачественные акты управления, издаваемые должностными лицами. В дальнейшем они могут порождать иски граждан. Так, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривался казус, когда территориальная Госналогинспекция № 2 города Костромы обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском к индивидуальному предпринимателю Скрынник С. А. о взыскании 10 тысяч рублей заниженного дохода, штрафа в размере заниженного дохода и недоимки по подоходному налогу. Местный арбитражный суд быстро все требования инспекции удовлетворил, а Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установил, что уже вступил в действие новый Налоговый кодекс, которым ответственность смягчена и применима к данному казусу, и что штраф признается не равным заниженной налогооблагаемой базе, а только 20% от ее величины, и другие обстоятельства не вполне судом изучены1. То есть государственным служащим тоже свойственно совершать ошибки, может быть, и не всегда по умыслу. Обычно такие последствия действий должностного лица не являются основанием для применения дисциплинарной ответственности.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в п. 1 настоящей статьи, гласит п. 2 ст. 14 Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г.).

Кроме дисциплинарного проступка, особым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей является требование представительного органа работников. Оно регулируется ст. 195 Трудового кодекса РФ. Там предусмотрено: "Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения". Это либо широкая уступка профсоюзному движению, либо фикция, так как диспозиция статьи имеет совершенно безразмерные формулировки, легко подпадающие под субъективное толкование.1 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. № 7. С. 10--11.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ, отличаются большой лаконичностью: "За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) увольнение по соответствующим основаниям".

Эта же статья ограничивает возможность установления иных взысканий: "Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине".

Дисциплинарная ответственность государственного служащего регулируется ст. 14Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г., п. 1 которого

гласит: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ) (ТК РФ) содержит ряд положений о дисциплинарной ответственности. В ст. 5 "Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права" предусматривается широкий круг лиц, создающих нормы трудового права: от президентов до органов местного самоуправления. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений регулируется ст. 6 ТК РФ: "К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: ...виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения..."

Среди основных прав и обязанностей работодателя ст. 22 ТК РФ предусматривает его право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Специально урегулирован учет дисциплинарных наказаний. Это личное дело государственного служащего и трудовая книжка: "В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (ст. 66 ТК РФ).

Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается Федеральным законом (п. 3 ст. 14 Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г.). Такой порядок установлен в ст. 193 Трудового кодекса РФ. В ней предусмотрено:

"До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки -- позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров".

Дисциплинарное взыскание может быть снято. Во-первых, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Во-вторых, работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников. Это закреплено в ст. 194 Трудового кодекса РФ.

Положительными качествами дисциплинарной ответственности являются оперативный характер ее применения. Быстро, непосредственно, поучительно для работника. Сильно ее моральное влияние на сотрудника. Недостатками является ее ведомственный характер, при котором, хотя служащий и приучается повиноваться своему начальнику и быть ему приятным, народ, ради которого и существует государственный аппарат, не осведомлен о справедливости дисциплинарных наказаний и даже о самом факте их существования, публичной регистрации дисциплинарной ответственности нет, она отсутствует. И даже хорошие предложения Ю. Н. Старилова о принятии Дисциплинарного кодекса всей государственной службы1, а не только дисциплинарных уставов в отдельных отраслях народного хозяйства, не изменяет таких ее качеств, если специально не заложить в проект кодекса обязанность публиковать сведения о

дисциплинарных наказаниях государственных служащих. Надеяться же на такое развитие событий нет оснований, так как в открытой публикации нет сведений даже и о предприятиях на "свободном" рынке в России, нет фиксации движения капитала и возможности народу убедиться в непреступном его характере. При таких условиях надеяться на иное развитие событий в отношении дисциплинарной ответственности нет смысла.

Дисциплинарная ответственность нехороша еще и тем, что часто правонарушение служащего остается незамеченным его руководителем, а иногда им и разделяемым. А ничто так не разлагает народ и служащих, как отсутствие последствий, наказания после правонарушения. Внешний по отношению к государственному служащему государственный орган административной юстиции в этом отношении более беспристрастен, проводит унифицированную правоприменительную практику и не может оставить без внимания или логического завершения поступившее дело.

Некоторые замечания о дисциплинарной ответственности в зарубежных странах.

В Японии предусмотрены только четыре вида дисциплинарных взысканий: увольнение, приостановка пребывания в должности, сокращение заработной платы, предупреждение (ст. 82). Дисциплинарные взыскания применяются тем же лицом, которое имело и право найма (ст. 84-1). Важной гарантией прав служащего является требование Закона об обязательном представлении принимающим дисциплинарные меры лицом письменного объяснения лицу, подвергающемуся дисциплинарному наказанию, о причинах принятия серьезных дисциплинарных мер к нему вопреки его воле (ст. 89, п. 1). 2 1 Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996. С. 315.

2 Старилов Ю. Н. Административное право. Ч. 2. Кн. 1. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 495.

К серьезным мерам относятся, в частности, сокращение заработной платы, понижение, временное отстранение от должности, увольнение и подобные меры. Закон определяет также и некоторые реквизиты такого объяснения, такие как срок и место обжалования взыскания.

Французский Закон 1984 г. содержит широкий набор мер взыскания, позволяющий варьировать наказания без излишней жестокости, но с возможностью мягкой детализации их применения (ст. 66), отсрочки исполнения наказания. По французскому закону государственный служащий пенсии может быть лишен и после ухода на пенсию (ст. 72). Срок рецидива увеличен до 3 или 5 лет. Взыскания могут применяться как основные, так и дополнительное взыскание, каковым является исключение из списка повышения в должности. Среди взысканий варьируются меры экономического наказания (прекращение выплат всякого вознаграждения). Само назначение наказания обусловлено предварительным заключением дисциплинарного совета (ст. 67), что очевидно снижает субъективный характер применения наказания соответствующего органа, уполномоченного применять наказания.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КАП РФ 2002 г.). Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, как пишет Ю. Н. Старилов, "основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности"1. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу (например, заражение природы радиоактивными отходами), которые он не в состоянии когда-либо компенсировать. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан- к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственностиза данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1 КАП РФ 2002 г.).

Административная ответственность государственных служащих имеет выгодные черты по сравнению с дисциплинарной в том, что она внешняя по отношению к органу, где работает служащий. Кроме того, она сопровождается материальными убытками для нарушителя в виде штрафа, как преобладающего вида административных наказаний. Кроме того, хотя и келейно, ведомственно, но административная ответственность фиксируется или обязана быть фиксируема в государственных органах, по крайней мере, ее применивших, так как административная ответственность предполагает рецидив, и при повторном совершении аналогичного административного проступка нарушитель несет повышенную административную ответственность или даже уголовную. Это возможно, если правильно налажен учет совершенных административных правонарушений.

Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, штрафы очень большие, а исполнение ответственности оставляет порочящее свойство для индивида в виде судимости. Судимость в некоторых законодательно определенных случаях ограничивает возможности гражданина пользоваться некоторыми правами человека и гражданина.

Наиболее распространенное преступление -- "злоупотребление должностными полномочиями" предусмотрено ст. 285 УК РФ:

  • 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
  • 2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет".

Уголовно наказуемым является и служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Подвержено уголовно-правовому воздействию и неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ), довольно часто допускаемое на практике. Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государствен^ ного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Законодательство зарубежных стран также регулирует некоторые правоотношения, связанные с привлечением государственного служащего к уголовной ответственности. Так, ст. 80 Устава Римской курии предусматривает, что порядок дисциплинарных взысканий не применяется при увольнении в связи с вынесением компетентными органами власти государства-города Ватикан или других государств обвинительного приговора за совершение умышленного преступления. То есть применяется один вид ответственности, или дисциплинарная, или уголовная. В Японии привлечение к уголовной ответственности (ст. 109--111) не препятствует применению и дисциплинарной ответственности, так следует из ст. 85 Закона Японии.

Материальная ответственность государственного служащего -- значительно менее ощутимый для него вид государственного воздействия. Никакой государственный служащий законно не может иметь такой уровень материального благосостояния, которое давало бы ему возможность в случае причинения ущерба государству рассчитаться с государством из своих собственных материальных запасов. Поэтому государственно организованный народ всегда очень рискует, давая согласие на занятие тем или иным лицом государственной должности, так как на должности от имени всего народа, СССР, недобросовестный М. С. Горбачев наделает столько долгов от внешних займов -- никакой народ не рассчитается.

В Великобритании этого и не пытаются достичь. "За соблюдение обязательств по договору, в который он вступил от имени Короны, личной ответственности гражданский служащий обычно не несет", -- пишет Д. Гарнер1. "Ему нельзя предъявить иск и о нарушении договорных гарантий, данных им от ее имени. Если он совершит правонарушение, находясь при исполнении должностных обязанностей, то в большинстве случаев отвечать за него будет его наниматель, т. е. Корона. Но, как правило, он не может избежать ответственности, сославшись в свое оправдание на приказ вышестоящего должностного лица или на государственную необходимость, если правонарушение совершено им не на службе ее величества и если истец не является британским подданным".

В истории России применялись и другие способы ответственности государственных служащих. Так, Петр Шафиров, член Сената при Петре I, ослушался регламента, по которому полагалось выйти в определенный момент из Сената. Но когда возникла перепалка в Сенате и прокурор потребовал от Шафирова выйти, тот не вышел. За такое нарушение регламента Петр I предал Шафирова суду. 1 Гарнер Д. Указ. соч. С. 79. Суд приговорил его к смертной казни. Казнь совершили в Москве. Палач поднял топор и в момент отрубания головы опустил топор рядом с головой. В этот момент Шафирову объявили, что он помилован. Так Петр I ценил, уважал параграф и шведский порядок государственной службы, сообщал 30 января 2002 г. на канале "Культура" центрального телевидения РФ Феликс Разумовский в программе "Кто мы?".

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе - обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовы-ми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступ-ка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисци-плины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение гос-ударственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать гос-ударственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.
Дисциплинарная ответственность заключается в нало-жении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников).
Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном со-ответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком.
Приказ (распоряжение) или постановление о дисци-плинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
Если в течение года со дня применения дисциплинар-ного взыскания государственный служащий не будет под-вергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.
Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного слу-жащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.
В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответ-ственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.
Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285-293 УК РФ).
Для государственных служащих установлена матери-альная ответственность. Она выполняет правовосстанови-тельную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.
43.

Понятие и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих

Тема 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Неукоснительное соблюдение, укрепление дисциплины на порученном участке деятельности – одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности. Ответственность выражается в применении к служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение ими правонарушения, то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаны как запрещенные и вредные.

Под юридической ответственностью государственных гражданских служащихследует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственных гражданским служащим правонарушения.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей государственные и муниципальные служащие несут всœе виды юридической ответственности. Порядок привлечения к ответственности, наложения взысканий, исполнения наказаний регулируется нормами различных отраслей правовой системы РФ. Специфика различных видов государственной службы предопределяет специфику ответственности различных государственных служащих (военнослужащих, к примеру).

Юридическая ответственность гражданских служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают:

Равенство всœех перед законом;

Единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении;

Привлечения к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Вместе с тем в регламентации ответственности гражданских служащих имеются и некоторые особенности;

В ряде случаев – повышенная ответственность;

Специфические санкции, применяемые только в отношении гражданских служащих.

В установленных федеральным законодательством случаях за несоблюдение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей государственные и муниципальные служащие органов могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности на базе действующих законов. Общее для всœех видов таких деяний:

1) они связаны с выполнением обязанностей службы;

2) они совершаются виновно (умышленно или неосторожно);

3) за их совершение к виновным применяются установленные законодательством санкции;

4) к ответственности привлекают компетентные государственные ор­аны в порядке, четко установленном законодательством.

ʼʼПравонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки бывают дисциплинарные, административныеʼʼ.

ʼʼДисциплинарная ответственность ʼʼ - ϶ᴛᴏ применение мер дисциплинарного воздействия к служащим в порядке служебного подчинœения за виновные нарушения правил службы, не преследуемые в уголовном порядкеʼʼ.

Дисциплинарная ответственность установлена на общих основаниях с другими гражданами, однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. К примеру, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, применяемые только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии и др.).

Средством наказания за должностной проступок является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание - ϶ᴛᴏ мера воздействия, закрепленная в нормативно-правовых актах, налагаемая специально уполномоченными субъектами линœейной власти на служащих, совершивших дисциплинарный проступок. Цель использования взыскания – общая и частная превенция правонарушений – достигается как содержанием, так и процедурой его применения. Поскольку дисциплинарные взыскания реализуются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (увольнение).

В некоторых случаях исходя из вида государственной службы закреплены особые санкции. Так, к примеру, для сотрудников ОВД предусмотрено ʼʼпонижение в должностиʼʼ, а для сотрудников органов госнаркоконтроля - ʼʼснятие с должностиʼʼ. Для тех и других существуют взыскания в виде снижения в специальном звании на одну ступень.

За каждое нарушение назначается только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание должна быть наложено не позднее месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Временем обнаружения следует считать день, когда о проступке стало известно прямому начальнику. В случае передачи материалов о правонарушении в органы дознания или предварительного следствия, дисциплинарное взыскание должна быть наложено не позднее месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Месячный срок давности является относительным, так как исчисля­ется не с даты совершения проступка, а с даты обнаружения деяния или прекращения дела. Порядок привлечения к ответственности принято называть дисциплинар­ным производством, он урегулирован правовыми актами, хотя и непол­но. В этом производстве четыре стадии.

Материальная ответственность служащего наступает за служебный проступок, в результате которого причинœен ущерб государству, муниципальному образованию, предприятию, учреждению, организации.

ʼʼОтветственность выражается в возмещении служащим причинœенного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность наступает при наличии: реального (прямого) ущерба; непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинœении ущерба; если его виновные действия не являются преступлением. Этот вид ответственности наступает либо в административном порядке, либо по судуʼʼ.

Материальная ответственность серьезно отличается от гражданской. В первую очередь, к ней привлекаются только работники организаций и военнослужащие, то есть только члены устойчивых коллективов, занимающихся общественно полезной деятельностью. Во-вторых, она наступает при наличии вины. В-третьих, при исчислении размера ущер­ба во внимание принимается только прямой действительный ущерб, а неполученные доходы (упущенная выгода) не учитываются. В-четвертых, – и это самое главное – материальная ответственность, как правило, ограничивается среднемесячным заработком виновного. В-пятых, возмещение ущерба производится по распоряжению администрации, приказу коман­дира или на базе их исков в суд.

Сегодня в Российской Федерации вопросы материальной ответственности государственных служащих регулируются двумя актами: Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 12 июля 1999ᴦ. №161 ʼʼО материальной от­ветственности военнослужащихʼʼ. На основании данного закона ущерб взыскивается с военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных.

Государственные и муниципальные служащие несут такжеадминистративную ответственность . Ее основанием является совершение служащим административного правонарушения.

ʼʼК административной ответственности привлекаются служащие, чаще всœего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РФ и другими актами с административными санкциями, в случае если соблюдение вменено им в обязанность. Иными словами, основанием административной ответственности служащих выступает деяние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступокʼʼ.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населœения и других правил, обеспечение выполнение которых входит в их служебные обязанности.

На чем хотелось бы заострить внимание - ϶ᴛᴏ возможность применения мер дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ военнослужащие, а также лица, призванные на военные сборы ʼʼнесут ответственность по дисциплинарным уставамʼʼ за административные правонарушения. Исключения составляют нарушения правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения, таможенных правил и т.д. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях. Представляется, что существование данной нормы в современных условиях не отвечает требованиям, предъявляемым к нормам права в целом и здравому смыслу, в частности, по ряду причин.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. В Уголовном кодексе РФ выделœены должностные преступления государственных служащих, в частности в главе 30 УК РФ.

Общественная опасность преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями данной главы, проявляется в том, что, действуя вопреки интересам службы или с нарушением установленных законом положений, предписаний, виновные в рассматриваемых преступлениях лица подрывают авторитет государственной власти, причиняют вред правам и законным интересам граждан.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления - ϶ᴛᴏ общественно опасные деяния, посягающие на установленную законом и подзаконными нормативными актами нормальную деятельность органов государственной власти, их должностных лиц, совершаемые вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий.

Законодатель предусмотрел в ряде составов преступлений данной главы в качестве обязательных признаков корыстную или иную личную заинтересованность, а также существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства. Исходя из этого, указанные преступления можно классифицировать на следующие две группы:

1. Преступления, совершенные по мотивам корысти или иной личной заинтересованности (ст. 285, 289, 290-292 УК РФ);

2. Преступления, не характеризующиеся мотивом корыстной или личной заинтересованности (ст. 286-288, 293 УК РФ).

С учетом признака существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества или государства рассматриваемые преступления классифицируются на такие две группы:

1. Преступления, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов (ст. 285, 286, 288, 293 УК РФ);

2. Преступления, не повлекшие указанных последствий (ст.287, 289, 290-292 УК РФ).

Важно отметить и то, что некоторые государственные органы являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, а также органами дознания по отдельным категориям преступлений. В связи с данным обстоятельством должностные лица правоохранительных органов, которым такое право принадлежит по должности, бывают привлечены к уголовной ответственности и по нормам гл. 31 УК РФ за преступления против правосудия.

Вместе с тем, военнослужащие несут уголовную ответственность за воинские преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ.

Непосредственно перед гражданами, юридическими лицами государственные и муниципальные служащие ответственности не несут.

Понятие и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих" 2017, 2018.

Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов.

В отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помо­щью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи выступает социальная ответственность. Однако социальная ответственность - это лишь общее название целого комплекса элементов. Наиболее значимыми его блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная. Общим свойством право­вой ответственности являются, безусловно, осознание, правильное пони­мание лицом лежащих на нем в силу закона или морального долга обязан­ностей, правильное отношение к своим обязанностям. Различие же состоит в форме, видах требований, которые предъявляются к лицу в отношении исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения исполнения им своих обязанностей; различных мерах взысканий и наказа­ния лица в случаях нарушения требований закона.

Правовая (юридическая) ответственность гражданского служащего

представляет собой сложное многоаспектное явление. Ответственность гражданского служащего наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисци­плины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и по иным установленным законодательством основаниям.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях и принципах ответственности по российскому нраву, которые включают:

¾равенство всех перед законом;

¾ единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении;

¾привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности.

Вместе с тем в регламентации ответственности государственных служа­щих имеются и некоторые особенности. В. М. Манохин выделяет следую­щие специфические черты юридической ответственности государственных служащих".

повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;

специфические санкции, применяемые только в отношении государ­ственных служащих (понижение в должности, лишение права занимать должности государственной службы и др.);



привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответствен­ность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной .

Выделяют следующие виды юридической ответственности государ­ственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. Рассмотрим виды юридической ответственности в их вза­имосвязи со статусом государственного служащего.

1. Дисциплинарная ответственность государственного служащего. Наиболее распространенной и широко применяемой в силу ее прямой взаимосвязи с должностным статусом государственного служащего явля­ется дисциплинарная ответственность. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего содержатся в ст. 57, 58 и 59 Федерального закона № 79-ФЗ. В соответствии со ст. 57 за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (дисциплинарный проступок) на гражданского служащего могут налагаться пред­ставителем нанимателя (органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность гражданской службы) следующие дисциплинарные взыскания:

¾ замечание;

¾ выговор;

¾ предупреждение о неполном должностном соответствии;

увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп, «а» - «г» п. 3, п. 5-6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Что касается порядка применения дисциплинарных взысканий для государственных служащих, состоящих на государственной гражданской службе, то применяется порядок, установленный ст. 58 и 59 (порядок при­менения и снятия дисциплинарного взыскания) Федерального закона № 79-ФЗ, согласно которым до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя, уполномоченный налагать дисциплинарные взыскания, должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт, причем отказ гражданского служащего от дачи объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взы­скания проводится служебная проверка.



В ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается, что при про­ведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и все­сторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного про­ступка;

2) вина государственного гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявле­ния гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государ­ственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и представителя профсоюзной организации государственных служащих данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо и косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих слу­чаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему слу­жебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от уча­стия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служеб­ную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может временно отстраняться от замещаемой должности с сохра­нением на этот период денежного содержания по замещаемой должности государственной гражданской службы.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) государственных гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) участвовать лично или через своего представителя в служебной про­верке;

4) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составля­ющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указы­ваются:

1) факты и обстоятельства, установленные но результатам служебной проверки;

2) предложения о применении к гражданскому служащему дисципли­нарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыска­ния.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписы­вается руководителем подразделения государственного органа по вопро­сам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу государственного гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца го дня его обнаружения, не считая времени болезни гражданского слу­жащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительной причине, а также времени проведения служебной про­верки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено после шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результа­там проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки Не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пи I и дней со дня его издания.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано гражданским слу­жащим в письменной форме в комиссию государственного органа по слу­жебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взы­скания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Последнее может быть снято и до истечения одного года по инициативе представителя нанимателя, или по письменному заявлению гражданского служащего, или по ходатайству его непосредственного руководителя.

С дисциплинарной ответственностью может быть связана и админи­стративная ответственность гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей.

2. Административная ответственность государственного служащего. Административная ответственность - это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер администра­тивного

наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административного правонарушения. Государственные служащие в основ­ной массе несут административную ответственность на общих основаниях с рядовыми гражданами. Вместе с тем можно выделить особую категорию государственных служащих, несущих административную ответственность в повышенном размере - должностные лица. Ответственность именно должностных лиц занимает видное место в институте административной ответственности. В КоАП РФ должностные лица в качестве специального субъекта выделены более чем в ста статьях. Рассмотрим, прежде всего, вопрос об основаниях административной ответственности государствен­ных служащих.

Фактическим основанием административной ответственности долж­ностных лиц государственной службы являются административные пра­вонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Можно выделить три разновидности административных правонаруше­ний, совершаемых должностными лицами:

1)прямое нарушение правил;

2)дача незаконных указаний подчиненным;

3)отсутствие контроля за действиями работников, повлекшее наруше­ние правил. Вторая и третья разновидность, очевидно, являются специфи­ческими именно для должностных лиц.

Субъектами административной ответственности в целом могут высту­пать как физические, так и юридические лица.

К государственным служащим могут применяться те же администра­тивные взыскания, что и к обычным гражданам: предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмездное изъятие имущества, конфискация, исправительные работы, административный арест.

Для должностных лиц действующее законодательство предусматривает только два основных административных взыскания: предупреждение и штраф.

Основная особенность» административной ответственности должностных лиц заключается в повышенном размере применяемых к ним штрафов.

Таким образом, административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисципли­нарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспита­нию нарушителей и профилактике правонарушений. Но она имеет и свои особенности:

Устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции органы исполнительной власти;

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях;

Если при дисциплинарной ответственности между лицом, применя­ющим взыскание, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответ­ственности такая подчиненность исключается. Наложение административ­ных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями);

Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, достаточно самого факта нарушения;

Основанием административной ответственности является соверше­ние административного проступка. Таким проступком признается пося­гающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления проти­воправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие за которое предусмотрена административная ответственность. Она насту­пает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не вле­чет уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности.

Административный проступок к тому же представляет собой посяга­тельство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного;

Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. По сравнению с порядком рассмотрения уголовных и гражданских дел он проще, что создает условия для оперативного и эко­номного разрешения дел об административных правонарушениях;

Административная ответственность отличается от других видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только граждане и должностные лица, в некоторых случаях это и предприятия, учреждения, организации (например, в случаях экологических правонарушений) .

Уголовная ответственность государственного служащего. Уго­ловная ответственность распространяется на гражданских служащих как на общих основаниях (наравне со всеми гражданами), так и в специаль­ных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с определенными нормами УК РФ.

Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответствен­ностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, большие штрафы, а исполне­ние ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости.

Обязательным признаком большинства должностных преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыст­ный мотив (получение взятки).

В гл. 30 УК РФ (ст. 285-293) перечислены составы преступлений про­тив государственной службы (это может быть распространено и на муни­ципальную службу), в частности, злоупотребление должностными пол­номочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Феде­ральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (соответственно - пред­ставительному органу субъекта РФ или муниципального образования), присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в пред­принимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный под­лог, халатность.

В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и государственной, муниципальной службы, также предусмотрены составы преступлений, которые совершаются субъектами публичного управления. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономиче­ские преступления (гл. 22), за преступления против общественной безопас­ности (гл. 24), экологические преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения и эксплуатации на транспорте (гл. 27), против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), про­тив правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человечества (гл. 34). В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), воз­можно нарушение им правил безопасности при ведении горных, строитель­ных и иных работ работ (ст. 216). Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне (ст. 276). Многие из этих составов преступлений распространяются на должностных лиц муниципальной службы.

Наиболее серьезные санкции за должностное преступление предусмо­трены ст. 290 УК РФ «Получение взятки». Понятие «взяточничество» охватывает два преступления - получение взятки (ст. 290) и дачу взятки (ст. 291).

Наиболее распространенное преступление - злоупотребление долж­ностными полномочиями, предусмотренное ст. 285 УК РФ.

Злоупотребление должностными полномочиями это использование долж­ностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло

существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ).

Данной статьей предусмотрены различные виды наказания за совер­шенное преступление в зависимости от должности и тяжести последствий.

Превышение должностных полномочий - это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлиявших на существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 286 УК РФ).

Субъективная сторона квалифицированного и особо квалифициро­ванного видов превышения служебных полномочий включает осознание виновным, помимо выхода за пределы своих полномочий, также и факта применения насилия или угрозы либо оружия или спецсредств и желание совершить превышение в одной из таких форм.

Общественная опасность незаконного участия в предпринимательской деятельности согласно ст. 289 УК РФ заключается в том, что должностное лицо учредило организацию для занятия предпринимательской деятель­ностью либо участвует в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, который установлен законом, только если его деяние связано с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с покрови­тельством в иной форме.

Уголовно наказуемым является и служебный подлог.

Служебный подлог - внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся долж­ностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинте­ресованности (ч. 1 ст. 292 УК РФ).

Уголовным кодексом РФ также предусмотрена ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению (ст.315 КУ РФ). Данный вид правонарушения довольно часто допускается на практике.

3. Материальная ответственность государственного служащего. Материальная ответственность в сфере государственной службы- это самостоятельный вид юридической ответственности государственных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а право­восстановительный характер. С этим связана главная особенность материаль­ной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уго­ловной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих:

1) материальная ответственность по трудовому законодательству;

2) материальная ответственность по гражданскому законодательству;

3) возмещение материального ущерба, возникшего в результате совер­шения административного правонарушения;

4) имущественная ответственность по приговору суда за уголовное пре­ступление.

Материальная ответственность по нормам трудового права наступает в случае причинения ущерба юридическому лицу, в данном случае государ­ственному органу. Основными условиями применения материальной ответ­ственности в соответствии с действующим законодательством являются:

¾ наличие прямого действительного ущерба;

¾ противоправность поведения (действия или бездействия) должност­ного лица;

причинная связь между поведением должностного лица и возник­шим ущербом;

¾ вина должностного лица. Согласно ТК РФ отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возможность возложения на государственного служащего материальной ответственности.

Трудовой кодекс РФ предусматривает два вида материальной ответ­ственности: ограниченную и полную. Последняя является своего рода исключением и может применяться лишь в случаях, прямо предусмотрен­ных законом.

Во всех случаях полной материальной ответственности виновный работник обязан возместить причиненные предприятию убытки в пол­ном размере без каких бы то ни было ограничений, независимо от вели­чины. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета.

Применение мер полной материальной ответственности является доста­точно серьезной мерой. В некоторых случаях речь идет о возмещении достаточно значительных сумм. В особенности это касается финансовых и бухгалтерских работников, чьи неосторожные действия могут причинить существенный ущерб организации.

Во всех остальных случаях на работника может быть возложена только ограниченная материальная ответственность. При ограниченной матери­альной ответственности работник возмещает ущерб в заранее установлен­ных пределах. Таким пределом, как правило, является средний месячный заработок.

Наряду с общими нормами материальной ответственности, распространя­ющимися на всех работников независимо от занимаемой ими должности, тру­довое законодательство содержит некоторые специальные нормы, касающи­еся должностных лиц, в том числе должностных лиц государственной службы.

Должностныелица, виновные в незаконном увольнении или переводе на другую работу рабочего или служащего, обязаны возместить предприя­тию ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Более интересным представляется вопрос о возмещении должностным лицом государствен­ного органа материального вреда, причиненного гражданам его незакон­ными действиями. В Российской Федерации право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или

бездействием) орга­нов государственной власти или их государственных служащих закреплено в Конституции РФ. Однако нормативные правовые акты указывают, что вред во всех случаях возмещается за счет соответственно казны Россий­ской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образо­вания. Субъектом ответственности, таким образом, выступает государство в целом, а не отдельные государственные служащие. Административное законодательство в отдельных случаях допускает возмещение вреда в слу­чае совершения должностным лицом административного правонарушения, повлекшего за собой причинение ущерба, в том числе и полное. Однако следует подчеркнуть, что в данном случае идет речь о материальной ответ­ственности на общих основаниях, ответственности как гражданина, а не как государственного служащего.

Все сказанное свидетельствует о том, что институт юридической ответ­ственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государ­ственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушения прав и законных интересов как отдельных граж­дан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обрат­ной связью в отношениях между государственно-управленческими систе­мами и социумом.

Контрольные вопросы и задания

1. Что вы понимаете под социально-правовым статусом гражданского служаще­го?

2. Перечислите права и обязанности гражданского служащего.

3. Раскройте понятие и охарактеризуйте основные виды ответственности граж­данского служащего.

4. Что такое дисциплинарная ответственность и каков порядок наложения дис­циплинарных взысканий на гражданских служащих?

5. Проанализируйте особенности применения материальной ответственности к гражданским служащим.

6. Каковы условия привлечения к административной ответственности граждан­ского служащего в связи с его должностным статусом?

7. Выделите специфику административной ответственности государственного служащего.

8. В каких случаях гражданский служащий привлекается к уголовной от­ветственности, обусловленной совершением преступлений, направленных против государственной власти и интересов государственной службы?

9. Какие государственные гарантии предоставляются гражданским служащим?

В юридической практике известны четыре вида ответственности: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная. Как правило, уголовная ответственность пугает больше всего, так как ее последствия – тюрьма и конфискация имущества.

Материальная и административная выражается в форме уплаты штрафов, а дисциплинарная «ставит крест» на работнике как должностном лице. Как итог – понижение по должности, отсутствие карьерного роста и порицание сослуживцев.

Что это такое

Дисциплинарные взыскания– это мероприятия по наказанию провинившегося лица, с которым заключен служебный контракт или трудовой договор. Дисциплинарное взыскание выносится в том случае, если суть вины доказана и очевидна для представителя нанимателя.

Причиной к инициированию процедуры может быть не только явное опоздание, прогул, но и невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее исполнение таковых. Единственное условие: данная нагрузка предварительно оговаривается в должностной инструкции, согласовывается с наемным работником под подпись.

Термин «дисциплинарное взыскание» описан в Трудовом Кодексе. Согласно статье 192 существует три вида должностных порицаний:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Увольнение.

Для обоснованности действий работодателя нужно доказать вину нарушителя дисциплины. Если эти факты задокументированы, то начинается процедура объявления взыскания.

Чтобы было все законно, данный спорный вопрос может решиться на комиссии по индивидуальным трудовым спорам.

Дисциплинарные взыскания государственных служащих явно не отличаются от общепринятых. Правда, к ТК РФ здесь учитывается Закон о государственной службе № 79-ФЗ. Данный регламент увеличивает меры ответственности служащего в несколько раз.

Ведь статус государственного исполнителя требует соблюдения запретов и ограничений, антикоррупционного законодательства.

Виды ответственности

В статье 57 Федерального закона описывается 4 вида дисциплинарных взысканий, налагаемых на госслужащих. Сюда входят:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • Увольнение.

Для обывателей неясна грань между выговором/ замечанием и предупреждением/увольнением. Кажется, что эти меры наказания дублируют друг друга. Но законодатель четко определяет, что указанные «дисциплинарки» располагаются в списке от меньшей меры ответственности до более крупных и судьбоносных мероприятий.

С одной стороны, замечание рассматривается как скорее устное порицание. С другой стороны, выговор по статье не посулишь даже своему врагу.

Устное замечание все-таки оформляется в письменном виде. Перед началом разбирательства виновное лицо предупреждается о начале служебной проверки. С этого времени у него есть право давать устные и письменные объяснения.

Если нарушивший должностную инструкцию, трудовой договор и иные Правила отказывается в даче пояснений, то об этом факте составляется акт.

Замечание, как и выговор, объявляется приказом начальника. С тех пор официальная бумага подшивается в личное дело сотрудника. И нужно не забывать, что после второго дисциплинарного взыскания в течение года последует увольнение.

Предупреждение о неполном должностном соответствии – это угроза к увольнению. Как правило, работник «при исполнении» предупреждается в том, что он будет понижен по должности.

Ему будет предлагаться другие вакантные ставки, соответствующие его уровню образования и квалификации. Но что произойдет, если у работодателя не будет свободных вакансий? Тогда нерадивому сотруднику придется покинуть место работы.

Увольнение как один из видов дисциплинарной ответственности налагается в тех случаях, когда нарушение спровоцировало конфликт интересов, полное искажение данных, ошибки-расхождения в документах на 20 и более процентов, искажающие достоверные данные.

Увольнение из-за нарушения должностных инструкций производится по нескольким основаниям (статьям):

Видео: Процедура

Служебная дисциплина на рабочем месте

Различные виды дисциплинарных взысканий стимулируют к грамотной работе госслужащих, ответственному подходу при принятии решений, которые входят в их компетенцию. Также они призывают к соблюдению норм общественного порядка и к дисциплине.

Четкие нормы распределения рабочего времени описываются в ТК и любое их неприятие может повлечь карательные меры со стороны вышестоящего начальства.

Служебная дисциплина регламентируется статьей 56. С точки зрения законодателей, это – обязательное условие для эффективного труда. Распорядок дня, перерывы на обед обсуждаются на уровне руководства и профсоюзных объединений, если таковые имеются, и закрепляются нормативными актами.

Естественно, что наряду с кнутом должен существовать и пряник. Поэтому в законодательстве предусматриваются различные виды поощрений.

Формы поощрения определяются самостоятельно представителем нанимателя (работодателя) и могут выглядеть следующим образом:

  • Награждение Благодарственной грамотой и выплата единовременного поощрения;
  • Присвоение почетных званий;
  • Награждение знаками отличия, орденами, медалями;
  • Вручение ценного подарка;
  • Иные формы поощрения.

Поощрения и награждения имеют психологический мотив, побуждают к положительным эмоциям. В тоже самое время, дисциплинарные виды ответственности говорят об обратном. Работодатель как бы косвенно сообщает, что он не доволен работой работника, его должностными и личностными характеристиками.

Ведь государственная служба – это то место занятости, где должны работать те, кто может подать хороший пример для других граждан России. Здесь должны работать «лучшие из лучших», настоящие профессионалы с безупречной автобиографией и исполнительским поведением.

Порядок применения дисциплинарных взысканий государственных служащих

Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентируется в статье 58 Закона о госслужбе.

Процедура делится на несколько этапов:

  • 1 этап. Требование написать письменное пояснение по нарушению.
  • 2 этап. Составление акта, если работник отказывается дать письменные и устные объяснения.
  • 3 этап. Проведение служебной проверки. При инициировании служебного расследования учитывается все обстоятельства: 1) тяжесть и степень вины; 2) умышленные или неумышленные действия; 3) события, которые отягчают положение и степень вины госслужащего; 4) факты, которые смягчают меры ответственности нарушителя.
  • 4 этап. Объявление дисциплинарного взыскания в виде акта (приказа), где указаны основания его применения.
  • 5 этап. При желании сотрудника происходит оспаривание правомерности возложенного должностного взыскания. Это действие инициируется в суде или обсуждается комиссией по индивидуальным трудовым спорам, которая создана при органе государственной власти.
  • 6 этап. Снятие должностного взыскания.

Сроки применения

Закон о государственной службе защищает лиц, замещающих должности госслужбы. Поэтому для объявления замечания, выговора и иных мер дается всего лишь один месяц. Эти 30 дней отсчитываются с момента документальной фиксации проступка (акта проверки).

Если работодатель (представитель нанимателя) не уложился в данный срок, то пусть пеняет на себя.

Иной порядок существует по проверкам финансово-хозяйственной деятельности. Если организацию проверил аудит, произошла ревизия, то для объявления дисциплинарного взыскание дается 2 года. В этот период не входят время, потраченное на судебные разбирательства.

В общем и целом, у работодателя есть 6 месяцев, чтобы приступить к карательным мерам. Из этого временного промежутка исключаются периоды временной нетрудоспособности работники, его отпуска.

Так что если государственный служащий находится в отпуске по уходу за ребёнком или на длительном больничном, то у работодателя нет возможностей его наказать «по всей строгости закона.

Срок действия дисциплинарного взыскания типа выговора или замечания – ровно год. Через год оно снимается с сотрудника. Никто не вправе наказывать работника еще раз за один и тот же проступок.

Дисциплинарные взыскания государственных служащих – это действенные методы борьбы с коррупцией, антиморальным поведением и несоблюдением Кодекса поведения, Правил внутреннего трудового распорядка. Любое лицо, принимающее на себя те или иные должностные обязанности, должно понимать меру ответственности за нарушения Законов.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча