04.03.2019

Незаконная рубка леса статья ук рф. Как классифицируется незаконная вырубка леса, согласно ук рф, куда жаловаться при обнаружении противоправных действий


На территории России процесс вырубки деревьев регулирует целый ряд законодательных норм. За незаконное уничтожение в зависимости от степени причиненного ущерба предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Что такое незаконная рубка лесных насаждений?

Понятие незаконной вырубки относится не ко всем деревьям. Например, растительность на своем участке вы можете спиливать безо всякой разрешительной документации. А вот за деревья находящиеся в муниципальной или государственной собственности уже придется отвечать.

К ним относятся следующие категории насаждений:

  1. Входящие в Гослесфонд.
  2. Насаждения в парках, аллеях.
  3. Деревья вдоль железных и автомобильных дорог.

При этом абсолютно никакой роли не играет то, были они высажены человеком или выросли самостоятельно. К объектам незаконной вырубки также можно отнести деревья, находящиеся на территории сельхозугодий и лесопитомников. При необходимости вырубки дерева, находящегося на муниципальной территории всегда обязательно получать соответствующее разрешение.

Под незаконной вырубкой понимается повреждение деревьев до состояния прекращения их роста при отсутствии соответствующей разрешительной документации. Также к этому понятию можно отнести незаконно выданные разрешения и вырубки, проведенные с нарушением сроков и несоблюдением указанных пород.

Административная ответственность. Штрафы за незаконную вырубку леса.

Административная ответственность за незаконную рубку предусмотрена для тех случаев, когда причиненный ущерб не превышает 5000 рублей. Регламентируется она КОАП ст. 8 подпунктом 28.

В соответствии с ней размер штрафа может составлять:

  1. Для физлиц от 3 до 4 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 20 до 40 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 200 до 300 тыс. рублей.

В случаях, когда в процессе незаконной рубки были задействованы механизированные средства размеры штрафов существенно возрастают:

  1. Для физлиц от 4 до 5 тыс. рублей.
  2. Для должностных от 40 до 50 тыс. рублей.
  3. Для юридических от 300 до 500 тыс. рублей.

Кроме того в отдельных случаях к перечисленным штрафам могут применяться и другие меры взыскания. Например, конфискация техники или объектов незаконной вырубки.

Также КОАП предусматривает ответственность и за сбыт и покупку незаконно вырубленной древесины.

Если сумма причиненного в результате незаконной вырубки ущерба превышает 5000 рублей, к нарушителям могут применяться меры уголовной ответственности. Они четко прописаны в ст. 260 УК РФ. Согласно им могут применяться штрафы в размере до 500 тыс. рублей. В отдельных случаях размер денежного взыскания приравнивают к доходу нарушителя. При этом для расчета используют размер его заработка за последние 3 года.

Кроме денежных взысканий эта статья также предусматривает до 480 часов обязательных работ или 2 лет исправительных. При особо крупных размерах вырубок к нарушителям применяется такая мера, как лишение свободы. При этом срок заключения в зависимости от обстоятельств может доходить до 2 лет и сопровождаться штрафом от 100 до 200 тыс. рублей.

При определении меры наказания суд обязательно принимает во внимание размер причиненного ущерба. При этом он учитывает следующие критерии:

  1. Ущерба свыше 5000 рублей будет достаточно для возбуждения уголовного дела.
  2. При ущербе свыше 50 тыс. рублей он будет считаться особо крупным.
  3. При превышении порога в 150 тыс. рублей ущерб отнесут к категории особо крупных.

Кто может привлечь к ответственности?

Привлечь к ответственности за незаконную вырубку может практически любой сотрудник лесничества: лесник, егерь, член лесного патруля. Также этим может заняться и сотрудник полиции, например, участковый. При этом к ответственности будут привлечены все участвующие, и заказчик и исполнители.

Куда обращаться, если вы узнали об незаконной вырубке леса? При подозрении на незаконную вырубку обращаться прежде всего стоит в лесничество. При этом лучше всего предварительно запастись соответствующими фото и видео материалами. Там либо подтвердят законность проводимых мероприятий, либо займутся расследованием.

В случаях, когда возникают подозрения по поводу причастности сотрудников лесничества обращаться стоит непосредственно к своему участковому. При этом он будет обязан посетить место вырубки и проверить всю необходимую документацию. В случае ее отсутствия или несоответствия он имеет право задержать лесорубов и конфисковать задействованную технику.

Факт №1

Интересную стратегию борьбы с незаконными вырубками разрабатывают в Румынии. Ее суть заключается в чипировании каждого спиленного дерева. Во время заготовки лесорубы будут обязаны забивать в каждое бревно специальный чип. В нем будет содержаться информация о месте заготовки и времени заготовки. Впоследствии для считывания этой информации достаточно будет всего одного смартфона.

Подобные системы отслеживания уже достаточно давно используются в пищевой промышленности. Например, для определения происхождения говяжьих туш. Согласно мнению разработчиков глобальное внедрение этой системы позволит почти полностью искоренить проблему незаконной вырубки.

Факт №2

С июля 2017 года на территории Приморского края для контроля вырубки лесов используется специальная спутниковая система «КЕДР». За время своей работы она помогла выявить 17 случаев нарушений на сумму около 3 млн. рублей.

Система быстро определяет очные координаты незаконных вырубок, что позволяет оперативно определять места предполагаемых преступлений. Мониторинг состояния лесов осуществляется 24 часа в сутки, в независимости от погодных условий. Внедренная система позволяет эффективно отслеживать даже незначительные по площади вырубки.

Факт №3

Один из жителей Прикамья незаконно вырубил 91 дерево. После подсчетов выяснилось, что его деяния нанесли ущерб на сумму около 1 млн. рублей. На суде нарушитель полностью сознался в содеянном. После чего ему было вынесено решение об уплате штрафа эквивалентного размеру ущерба. В настоящее время приговор уже вступил в силу.

Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) – осуществляемая без законных оснований и в существенном объёме деятельность по полному уничтожению (методом спиливания, вырубки, срезания) либо повреждению многолетних насаждений (кустарников, лиан и деревьев) до состояния гибели.

260 статья УК РФ в современной редакции содержит исключительный перечень действий, являющихся незаконной рубкой, а также условий, при которых наступает уголовная ответственность.

В широком смысле делинквентные поступки, запрещаемые ст. 260 УК РФ, посягают на стабильность экологии как одной из составляющих общей безопасности.

Каждый частный случай нелегальной вырубки объектов многолетней флоры наносит ущерб конкретному (непосредственному) объекту – отношениям по предотвращению неконтролируемого потребления лесных резервов, а также иных составляющих экологической устойчивости в РФ.

В практической деятельности по применению юридических норм, науке и отрасли уголовного права с категорией объекта преступления связывается также его предмет.

Предмет правонарушения – многолетние озеленительные насаждения; как располагающиеся в лесах, так и вне их.

Исключением из этого правила являются насаждения:

  • растущие на территориях, отведённых для сельскохозяйственных нужд, если они не включены лесозащитную категорию;
  • растущие на территориях, выделенных для строительства частного (индивидуального) жилья или гаражей;
  • произрастающие на частных (приусадебных) территориях;
  • произрастающие на дачных и садовых участках;
  • бурелом, сухостой и т. п.

В зависимости от конкретных обстоятельств вырубки действия по ликвидации или нанесению урона перечисленной выше растительности (деревьям, кустарниковым культурам) могут квалифицироваться как составы иных криминальных проступков.

Постановление Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 г., касающееся рассматриваемых вопросов, содержит официальные разъяснения, которыми обязаны руководствоваться все нижестоящие суды, а также органы дознания и предварительного следствия.

Этот нормативный акт содержит официальную дефиницию «рубки» и разъясняет наиболее важные моменты, имеющие решающее значение для единообразного толкования и применения правовых норм.

Рубкой лесных насаждений и деревьев (кустарников, лиан), не относящихся к лесным насаждениям, признаётся любое действие по разделению основной части (ствола) объекта и корневой системы, в том числе спиливание, срезание или срубание.

Помимо прочего, незаконными такие действия будут в следующих случаях:

  • когда они производятся в отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов;
  • когда они произведены сверх разрешённого лимита;
  • когда они произведены с нарушением разрешённого возраста или породы вырубленного дерева;
  • когда они произведены за границами выделенного участка, указанными в оформленных документах.

Судебная практика. Заместитель директора коммерческого предприятия У. без необходимого положительного заключения уполномоченного органа государственного контроля, поручив выполнение соответствующих работ подчинённым сотрудникам, нелегально вырубил многолетние озеленительные насаждения разного породного состава в пределах г. М-кого. Осуждён по ст. 260 УК РФ.

Повреждение может быть также соответствующим образом квалифицировано, если его результатом стала гибель многолетнего насаждения.

Такое деяние должно:

  1. Быть необратимым.
  2. Исключать возможность дальнейшего роста.

Закон предусматривает значительность размера противоправной деятельности по вырубке деревьев необходимым элементом объективной стороны основного состава (ч. 1 ст. 260 УК РФ). Примечанием к статье значительный размер определяется как ущерб на сумму более пяти тысяч, но не более пятидесяти тысяч рублей.

Ущерб вычисляется по специальным таксам и методикам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 (в ред. от 26.11.2007).

Криминальное деяние признаётся оконченным:

  • по завершении ликвидации или причинения фатального вреда многолетнему озеленительному объекту;
  • если ущерб от таких деструктивных действий составил или превысил 5тыс. рублей.

В ситуациях, когда ущерб составляет менее 5 тыс рублей и отсутствуют отягчающие обстоятельства, лицо подлежит ответственности за административный проступок по ст. 8.25 или 8.28 КоАП России.

Орудиями рассматриваемого правонарушения могут быть любые конструктивно приспособленные предметы, механизмы и транспортные средства (топоры, пилы, бензомоторные пилы, специализированная техника для валки дерева и другое). Такие предметы и транспортные средства могут быть обращены в доход государства (конфискованы) по соответствующему приговору суда.

Судебная практика. Т., Ч. и М., предварительно договорившись об обстоятельствах планируемой преступной рубки леса и приготовив необходимые орудия, прибыли к месту правонарушения – в лесной массив. Там Ч. принадлежащей ему бензомоторной пилой марки «Husqvarna» приступил к отделению стволовой части деревьев различных пород от корней, Т. посредством специально приспособленной вилки валил стволы деревьев в выбранном направлении, а М. с помощью самоходного транспортного средства трелевал их от места незаконной рубки на край деляны. По итогам судебного разбирательства бензопила марки «Husqvarna» была конфискована. Самоходный транспорт, не принадлежавший осуждённым, был возвращён собственнику.

Уголовная ответственность за неоконченную вырубку наступает при следующих условиях:

  1. За покушение – по обстоятельствам, не зависящим от злоумышленника (кто-то помешал, в момент спиливания отказала бензопила, физически оказался не в состоянии срубить дерево и прочее), криминальный деликт не был завершён.
  2. За приготовление к незаконной рубке, предусмотренной ст. 260 УК РФ, ч. 3 – поиск орудий, соучастников, создание иных условий для незаконной вырубки, если криминальное деяние не было завершено по не зависящим от субъекта обстоятельствам.

Неоконченное криминальное правонарушение предполагает менее суровое наказание в установленных законодателем пределах.

Статья за незаконную рубку предусматривает возможность совершения преступного деяния только с прямым умыслом.

Такая форма вины обязательно включает:

  • осознание противоправности и наказуемости своего деструктивного поведения;
  • предвидение неизбежности наступления последствий;
  • желание совершить запрещённое деяние.

Мотивация, побудившая к преступлению, особого значения не имеет. Как правило, субъектами, преступающими закон, в таких случаях движет желание незаконного обогащения (корысть).

Основной состав (ч. 1. ст. 260 УК РФ) не указывает на какие-либо специальные требования к лицу, совершающему деликт. Это предполагает, что субъект является общим – психически полноценное (вменяемое) лицо, достигшее на момент совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.

Часть 2 статьи 260 УК РФ предусматривает особый (специальный) субъект, признаки которого будут рассмотрены ниже. Девиантное поведение таких лиц представляет большую степень общественной опасности, в связи с чем для них предусмотрена более строгая мера наказания.

Алкогольное или наркотическое опьянение в момент деликта на ответственность или квалификацию не влияют.

Если злоумышленник не принимает непосредственного участия в вырубке объектов многолетней флоры, а привлекает к противозаконным действиям лицо, не отвечающее за свои поступки (малолетнего, страдающего психическими отклонениями), он подлежит ответственности как исполнитель.

Потерпевший

Как показывает анализ уголовных дел, потерпевшими при расследовании случаев противозаконной вырубки признаются:

  1. Сотрудники ведомственных лесных хозяйств, обслуживающих территорию, на которой имел место деликт.
  2. Иные собственники земельных участков, где вырублены объекты многолетней флоры (представители администрации соответствующего муниципального образования и др.).

Решение вопроса о признании потерпевшим отнесено к компетенции следователей и дознавателей, которые по получении сведений о нанесении урона и после предъявления необходимой доверенности обязаны вынести соответствующее постановление.

Части 2 и 3 статьи 260 УК РФ включают квалифицированные составы:

  • совершение групповой противозаконной вырубки;
  • совершение деликта лицом, наделённым особыми полномочиями;
  • нелегальная вырубка в крупном и особо крупном размерах.

Такие составы криминальных правонарушений, будучи опаснее по своему характеру и последствиям, наносят больший урон и наказываются строже.

Групповая порубка может совершаться в следующих формах:

  1. Группой лиц без предварительного сговора. Представляет минимальную общественную опасность, характеризуется отсутствием организационной составляющей.
  2. Группой лиц по предварительному сговору. Криминальным действиям предшествует планировка: распределяются роли между участниками, берутся в расчёт возможные обстоятельства (время, место, способ) и т. п.
  3. Организованной группойустойчивой группой лиц, целенаправленно сплотившихся для единичного или систематических преступных деяний. В таких преступных «ячейках» более детально прорабатываются преступные планы, участникам отводятся конкретные роли с определением характера и круга действий в планируемых мероприятиях, предполагается довольно продолжительное существование.

Судебная практика. Ю., нарушая законодательство Российской Федерации и И-кой области в сфере заготовки древесины, создал сплочённую группу для совершения систематических криминальных действий по рубке многолетних насаждений на территории М-ого лесничества. К участию в преступлениях Ю. привлёк Б. и Д. Будучи руководителем, Ю. осуществлял контроль за поведением других участников, занимался организацией транспортировки и реализации лесоматериала, добытого преступным путём, осуществлял распределение полученных от запрещённой деятельности доходов. По итогам судебного рассмотрения уголовного дела Ю., Б. и Д. были осуждены за незаконную вырубку леса по ст. 260 (ч. 3) УК РФ.

Совершение запрещённой вырубки лицом, наделённым особыми полномочиям, возможно:

  • должностными лицами, а также иными государственными или муниципальными служащими;
  • лицами, занимающими руководящие должности в иных организациях.

Судебная практика. Г., занимая должность ведущего специалиста-эксперта территориального отдела департамента лесного хозяйства администрации Б-кой области, пользуясь своим должностным положением, в нарушение закона произвёл вырубку объектов многолетней флоры на обслуживаемой им территории. Осуждён по п. «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ.

Крупным размером незаконной вырубки деревьев признаётся ущерб на сумму от пятидесяти до ста пятидесяти тысяч рублей. Особо крупным – свыше ста пятидесяти тысяч рублей.

Так как составы незаконной рубки отличаются уровнем угрозы для общества, законодатель варьирует наказание за них:

  1. По первой части – до двух лет лишения свободы (преступление небольшой тяжести).
  2. По второй части – до четырёх лет лишения свободы (преступление средней тяжести).
  3. По третьей части – до семи лет лишения свободы (тяжкое преступление).

Как показывает практика, по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ суды редко назначают наказание в виде реального лишения свободы с последующим направлением в исправительные учреждения.

В значительном числе случаев уголовное преследование по делам о нелегальной добыче лесоматериалов вообще прекращается в связи с примирением или деятельным раскаянием.

Правонарушитель может избежать санкций, предусмотренных законом по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ, если:

  • преступление совершено впервые;
  • состоялась добровольная явка с повинной, оказывалось содействие в расследовании, возмещён ущерб (ст. 75 УК РФ);
  • возмещён ущерб и получено согласие пострадавшего на примирение (ст. 76 УК РФ).

При соблюдении указанных условий лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, или его защитник могут обратиться с заявлением (ходатайством) о прекращении уголовного дела.

Стоит отметить, что прекращение уголовного преследования по таким основаниям исключает возможность реабилитации. То есть у субъекта не будет права требовать компенсации за издержки, связанные с расследованием и судебным разбирательством, за утрату репутации и т. п.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников. 1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены:
а) группой лиц;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий десять тысяч рублей, крупным размером - сто тысяч рублей, особо крупным размером - двести пятьдесят тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 260
1. Объект преступления - экологическая безопасность дикорастущей флоры в виде лесов и насаждений как компонента окружающей среды.
2. Предмет преступления - деревья, кустарники и лианы (вьющиеся древесные и травянистые растения, использующие в качестве флоры другие растения и предметы) в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревья, кустарники и лианы, не входящие в лесной фонд или запрещенные к порубке.
3. Понятия лесного фонда, группы лесов и их видов, особо защитных участков лесов определяются в Лесном кодексе Российской Федерации 1997 г. Лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и не лесные земли). В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. В местном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных категорий. К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение.
В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения диких животных, растений и другие).
4. Объективная сторона преступления характеризуется действиями, т.е. незаконной порубкой или повреждением до степени прекращения роста указанных в диспозиции ч. 1 ст. 260 УК предметов, совершенными в значительных размерах.
5. Требования, предъявляемые к законности порубок, определяются в Лесном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах. Так, порубка является незаконной, если она осуществляется без лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
6. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозки древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов.
7. Таким образом, в соответствии с ЛК РФ незаконной является порубка не только без лесорубочного билета, ордера или лесного билета как таковых, но и при их наличии, если нарушены определенные условия. К ним относятся: выдача лесорубочного билета (ордера, билета) с нарушением действующих правил рубок; осуществление порубок не на том участке или за его границами; осуществление порубок сверх установленного количества; осуществление рубки не тех пород деревьев, кустарников и лиан, которые указаны в лесорубочном билете (ордере) или не подлежат рубке; осуществление порубок не в указанные в лесорубочном билете (ордере) сроки рубки; осуществление порубки после решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда. Кроме того, незаконной признается рубка деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. (см. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения").
8. Под повреждением деревьев, кустарников, лиан до степени прекращения роста понимается причинение им такого вреда (любым способом), который препятствует их дальнейшему развитию и росту.
9. Понятие значительного размера незаконной порубки деревьев и кустарников определяется в примечании к ст. 260. Им признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий минимальный размер 10 тыс. руб.
10. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
11. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
12. Часть 2 ст. 260 предусматривает повышенную ответственность за незаконную порубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) группой лиц, б) неоднократно, в) лицом с использованием своего служебного положения, г) в крупном размере.
13. Крупный размер незаконной порубки конкретизирован в примечании к комментируемой статье. Им признается ущерб, превышающий 100 тыс. руб. Остальные квалифицирующие признаки понимаются так же, как и в других составах преступлений (т.е. с учетом положений ч. 2 ст. 35, ст. 16, примечания 1 к ст. 285 и примечания 1 к ст. 201 УК РФ).
14. В ч. 3 ст. 260 сконструирован состав преступления при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.
15. Особо крупный размер рассматриваемого деяния (также конкретизированный в примечании к ст. 260) - это причинение им ущерба, превышающего 250 тыс. руб. Понятия совершения данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой определяются (как и в других случаях) с учетом содержания ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

С принятием Уголовного кодекса РФ 1996 г. существенно изменились условия наступления уголовной ответственности, а также ее размер за незаконную порубку деревьев и кустарников. Если вначале это происходило в направлении либерализации, то с 2003 г., наоборот, в сторону определенного ужесточения. Последнее обусловлено, прежде всего, существенным приростом выявленных фактов преступной деятельности рассматриваемого вида. Если в 1991 г. по стране было выявлено всего 580 случаев незаконных порубок, то в 2001 г. - уже 8114, в 2003г. - 12 052, а в 2005г. - 14641 Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом. М., 2006. С. 122.. Таким образом, количество зарегистрированных незаконных порубок деревьев и кустарников за указанный период увеличилось в 21,5 раза. Они составляют более 46% в общем количестве экологических преступлений. Причем это происходит в условиях исключительно высокой латентности данного вида противоправной деятельности. Объяснить ее можно целым рядом причин - социально-экономическими, организационно-управленческими, коррупцией, ростом организованной преступности и другими. По оценкам специалистов, она превышает 90%, что наносит невосполнимый ущерб природным ресурсам страны, ее экономической и экологической безопасности.

Ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников предусмотрена в административном и уголовном порядке, хотя диспозиции ст.8.28 КоАП РФ и ст.260 УК РФ существенно различаются. На практике, однако, предпочитают вместо уголовной ответственности привлекать нарушителей к ответственности административной; к тому же большая часть обнаруженных правонарушений вовсе остаются нераскрытыми, а сами правонарушители остаются вне сферы какого-либо государственного реагирования. Так, например, Агентством лесного хозяйства по Вологодской области в 2000 г., было зарегистрировано 777 фактов незаконных порубок, ущерб от которых составил 9163,3 тыс. руб. Однако 446 фактов из их числа остались нераскрытыми. Уголовные дела возбуждались лишь в 9 случаях. Административных штрафов на правонарушителей наложено на сумму только в 1,5 тыс. руб. В 2005г. выявлено 274 факта незаконных порубок на сумму 70 996,2 тыс. руб., нераскрытыми остались 204 факта. Возбуждено 34 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечен 41 человек. Административных штрафов наложено на сумму 28 тыс. руб. Аналогичная ситуация складывается в Архангельской. Псковской, Мурманской, Костромской, Ярославской областях и в Республике Карелия.

Изложенное означает, что действенной и целенаправленной борьбы с незаконными порубками лесных насаждений фактически не ведется, реагирование происходит лишь на явные факты правонарушений, в основном со стороны безработных лиц из местного населения, которые таким образом пытаются заработать на свое существование См., например, Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. С.374. Как правило, эти лица совершают порубки эпизодически и в небольших размерах. Крупные расхитители в орбиту правоохранительных и судебных органов практически не попадают.

Такое положение дел обусловливают и существующую судебную практику, которая в основном сводится к применению в отношении виновных условных мер наказания с учетом их социального, имущественного и семейного положения, не применяя в большинстве случаев даже предусмотренную законом конфискацию орудии преступления (бензопил тракторов, автомашин).

Причиненный материальный ущерб от незаконных порубок, как правило, фактически не взыскивается, поскольку у виновных отсутствуют соответствующие финансовые средства и имущество, пригодное к продаже на аукционе. Статья 260 УК РФ в настоящее время предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, однако это наказание реально применяется исключительно редко.

Наказание в виде штрафа (особенно в крупном размере) применяется также редко, так как реально взыскать его с указанных лиц не представляется возможными. Суды чаще применяют наказание в виде исправительных работ, но рабочих мест для трудоустройства таких лиц в сельской местности явно недостаточно, хотя их количество может быть расширено за счет введения работ по обустройству лесов, лесопосадок, их культивированию.

Однако каких-либо мер в этом направлении фактически не предпринимается. Ситуация усугубляется и очередным реформированием государственных структур в области охраны природы. Федеральным законом от 21 декабря 2004г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий" часть функций, ранее выполнявшихся Агентством лесного хозяйства РФ, передана Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Одной из них является составление постановлений о привлечении виновных в порубке лесных насаждений лиц к административной ответственности.

При этом следует иметь в виду, что данная функция в этой службе является не главной. На территории Вологодской области расположены 194 лесничества, в которых ранее практически каждый сотрудник мог составлять такой материал, а в Росприроднадзоре по Вологодской области по этому направлению работают всего 4 сотрудника при этом составление постановлений об административной ответственности в их работе также не является главной функцией. Такой подход к делу, естественно, не может обеспечить его эффективность. Положение дел нужно менять, и кардинально. Охрана леса и борьба с браконьерствующим в нем лицами должна быть возложена на одно ведомство.

В этой связи на повестку дня выдвигается вопрос о необходимости разработки механизма государственного управления в области охраны окружающей среды, исходя из отношений собственности на лесной комплекс. Конституционное положение о совместной (федеральной и региональной) собственности на природные ресурсы зачастую искажается в законодательстве Субъектов Российской Федерации. Но даже там, где подобных фактов не наблюдается, правоприменительная практика часто идет в разных направлениях. В этом отношении особую значимость приобретает единство подходов к определению размера ущерба, причиненного незаконной порубкой лесных насаждений.

Этот размер определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 г. № 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному фонду и входящим в лесной фонд лесам лесного законодательства Российской Федерации", исходя не из реального ущерба, а его кратности (как устрашающей меры реагирования государства на подобные правонарушения). Однако практика неоднозначно восприняла данное указание. Зубкова В. Проблемы применения законодательства о незаконной порубке лесных насаждений по УК РФ // Журнал уголовное право. 2007. №2. С.243 В одних случаях правоохранительные и судебные органы определяют этот ущерб, исходя из кратности. В других случаях во внимание принимается только реальный ущерб.

Так, было обнаружено достаточное количество уголовных дел о порубках, совершенных в лесах одной и той же категории, в одинаковом объеме (в пределах 14 куб. метров). Одинаковыми были и породы срубленных деревьев (сосна). Но по Архангельской области по одному из таких дел в приговоре сумма ущерба была определена в размере 7320 руб., а в приговоре по аналогичному делу в Вологодской области - 53 615руб. Такая практика не способствует эффективности уголовно-правовой борьбы с незаконными порубками. Как правило, сумма причиненного незаконными порубками ущерба и размеры соответствующих взысканий с виновных суды определяют не полностью, а частично. Как уже отмечалось выше, при этом учитывается их неблагоприятное материальное положение. Исследование показало, что почти все незаконные порубки лесных насаждений осуществляются в целях продажи древесины, извлечения прибыли, добывания средств к существованию (так считает 98% опрошенных сотрудников дознавателей и следователей МВД (опрошено 196 человек) и 100% сотрудников лесничеств (опрошено 60 человек). Это ставит на повестку дня вопрос об ответственности скупщиков заготовленных браконьерами древесины. Практика свидетельствует, что услугами браконьеров в основном пользуются достаточно крупные заготовители и поставщики древесины, не желающие тратить свои средства на законную заготовку древесины, а зачастую и не имеющие разрешений на ее заготовку в лесах определенной категории и на заготовку отдельных пород деревьев. Для таких организаций "деловая" связь с браконьерами является исключительно выгодным и прибыльным делом. Когда изобличают и привлекают к той или иной ответственности браконьера, то процесс, как правило, на этом останавливается, поскольку правоохранительные органы и суды считают свою задачу выполненной.

Судьба изъятой у браконьеров незаконно добытой ими древесины законодательно не определена. Если дело рассматривается в административном порядке, то согласно ст.3.7 КоАП РФ по решению судьи она может быть конфискована как предмет административного правонарушения. Однако согласно ч.1 п.3 этой же статьи заготовленная браконьерским способом древесина должна быть возвращена законному собственнику (хозяину лесного массива, где совершена незаконная порубка), что уже не является конфискацией, рассматриваемой в административно-правовом аспекте.

Таким образом, налицо определенная коллизия норм данной статьи КоАП РФ, которая ставит вопрос: когда заготовленную древесину нужно конфисковать, а когда просто передавать законному собственнику? По нашему мнению, выход из этой ситуации может быть в реализации следующей схемы действий. В случаях обнаружения незаконно срубленных и оставленных на делянке деревьев и кустарников и неустановлении личности браконьера срубленная древесина работниками лесничества должна быть подвергнута клеймению (секвестрированию) и передана собственнику леса, в котором была произведена незаконная порубка. В случае обнаружения браконьера и привлечения его к административной или уголовной ответственности должна вступать в действие норма о конфискации незаконно срубленных деревьев. Это дает законное основание истребовать заготовленную древесину (или ее стоимость) у третьих лиц, которые приобрели ее.

Когда факт незаконной порубки приобретает уголовно-правовую окраску, то в действие вступает ч.1 и 4 ст.81 УПК РФ, в которых речь идет о конфискации орудий преступления и обращении в доход государства денег и иных ценностей, нажитых преступным путем. Согласно этой статье орудия преступления (бензопилы, трактора, машины и др.) конфискуются, а деньги и иные ценности, нажитые в результате совершения незаконных порубок деревьев и их реализации, подлежат обращению в доход государства. Было бы намного справедливее, если бы эти средства и ценности обращались в доход собственника леса, где была произведена незаконная порубка, а не только государству.

В статье 169 УК РСФСР 1960 г. предусматривалась конфискация незаконно добытой древесины. В этом случае конфискация не выступала в виде дополнительного наказания, так как на заготовленную древесину браконьер не имел законного права собственности. По всей вероятности, было бы целесообразно дополнить ст.260 УК РФ примечанием о том, что во всех случаях незаконной порубки деревьев и кустарников незаконно заготовленная продукция подлежит конфискации. . Экологическое правонарушение и ответственность: Учебник. / Под. ред. Жевлакова Э.Н. М., 2006. С. 453 Это соответствовало бы ст.104.1 - 104.3 УК РФ (в редакции Закона от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ) Федеральный закон от 27 июля 2006. № 153-ФЗ // Российская газета. 2006. № 165 (4131). 29 июля. С.213. В этом случае незаконно добытая древесина сразу могла бы быть секвестрирована работниками лесничеств, обнаружившими факт браконьерства, и передана государственным органам или собственнику леса.

На наш взгляд, акцент против действия незаконной порубки лесных насаждений должен быть несколько смещен: в обязательном порядке необходимо устанавливать не, сколько самих браконьеров, но и скупщиков древесины и привлекать их к ответственности (в данном случае по ст.175 УК РФ за приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем). В случае, если скупщиком выступает организация любой формы собственности к такой ответственности должны привлекаться ее руководители, иные должностные лица, давшие указание (согласие) на приобретение такой продукции, или конкретные лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В подобных случаях может встать вопрос, о применении ст. 201 (злоупотребление полномочиями) или 285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ. По крайней мере, эти вопросы было бы целесообразно отразить в специальном постановлении Пленума Верховного Суда РФ, что способствовало бы единообразному применению закона и имело бы значительный профилактический эффект.

На практике возникают вопросы, связанные с квалификацией действий лиц, виновных не только в самом факте самовольной порубки лесных насаждений, не и в той ели иной форме их реализации. Наблюдаются различные подходы к их Решению. В одних случаях квалификация деяний идет лишь по ст.260 УК РФ, а в других случаях эти действия дополнительно квалифицируются еще и по ст.174.1 УК как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления.

В третьих случаях действия виновных рассматриваются как незаконная порубка и кража (ст.158 УК). Такой разнобой в квалификации указанных деяний обусловлен самой конструкцией диспозиции ст.260 УК, где речь идет лишь о факте незаконной порубки деревьев, лесных насаждений, а равно их повреждении до прекращения роста и о размерах причиненного ущерба. Мотивы и цели совершения этих действий диспозиция данной статьи не предусматривает. Ими могут быть корысть, месть, хулиганство и иные, хотя, как уже отмечалось выше, основными побудительными началами выступают корысть, цель извлечения дохода.

Так, Петрозаводским городским судом было рассмотрено уголовное дело по обвинению А и Б, которые в зимний период 2006 г. в квартале 6 лесов г. Петрозаводска, не входящих в лесной фонд и относящихся к городским лесам, совершили незаконную порубку деревьев с причинением особо крупного ущерба в размере 363 937 руб. Полученную в ходе незаконной порубки древесину они реализовали, получив при этом значительную сумму денег.

Приговором суда А и Б признаны виновными в совершении указанных преступлений. Обоим подсудимым назначено наказание в виде штрафа по ч.2 ст.174.1 УК РФ. Окончательное наказание по совокупности преступлений определено в виде штрафа в сумме 53 000 руб. Аналогичное дело было возбуждено 28 апреля 2005г. в отношении Федорова В.Н. также по признакам ч. З ст.260 УК и ч.2 ст.174.1 УК РФ.

В ходе предварительного расследования было установлено, что в апреле 2005г. в квартале 49 Лоуховского лесничества Федоров совершил незаконную порубку деревьев с причинением ущерба в сумме 360 000 руб. Незаконно добытую древесину Федоров реализовывал в ОАО "Кемский лесопильнодеревообрабатывающий завод" Арбитражная практика по делам о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды// Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 2002. № 5 С.412. В обоих случаях суд согласился с квалификацией содеянного по совокупности ст.260 и 174.1 УК РФ. С такой позицией можно согласиться лишь в случаях, когда речь идет о систематической реализации крупных партий незаконно заготовленной древесины, когда действительно происходит легализация крупной партии имущества (деревьев), которым виновное лицо завладело преступным путем.

В борьбе с незаконными порубками лесных насаждений на практике, как уже отмечено, чаще прибегают к привлечению браконьеров к административной ответственности, нежели к уголовной. В принципе такой подход можно было бы приветствовать, если бы диспозиции статей о незаконной порубке лесных насаждений в УК РФ и КоАП совпадали, за исключением, естественно, размеров причиненного ущерба от этих неправомерных действий. В уголовном законодательстве России в настоящее время отсутствуют составы с административной преюдицией, когда повторное или очередное привлечение к административной ответственности за определенное правонарушение составляло бы состав уголовного преступления.

Но данное обстоятельство не означает, что аналогичные нормы УК и КоАП РФ не должны быть скореллированы и могут иметь разные диспозиции, мало совпадающие или вообще не совпадающие друг с другом. Как уже отмечалось выше, так произошло со ст.260 УК и ст.8.28 КоАП РФ. Прежде всего, даже названия этих статей не совпадают: в УК - это "Незаконная порубка лесных насаждений", а в КоАП - "Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан". Сами диспозиции этих статей разнятся еще больше. Состав административного правонарушения составляют следующие действия: незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение или повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев в лесных питомниках, на плантациях, либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках и плантациях. Размер причиненного ущерба для наступления административной ответственности значения не имеет. Достаточно наличия самого факта правонарушения. Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст.260 УК РФ Сулейманов А. Уголовно-правовые проблемы незаконной рубки лесных насаждений// Журнал уголовное право. 2006. , составляют деяния в виде незаконных порубок, а равно повреждений до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Как видим, разница объективных сторон административного и уголовно наказуемого правонарушения весьма существенная.

Целый ряд указанных в административном законодательстве незаконных действий, связанных с порубкой в крупном или особо крупном размерах либо причинивших значительный ущерб, не могут подпадать под действие ст.260 УК РФ, хотя логика закона свидетельствуют об обратном. Если бы диспозиции ст.260 УК и 8.28 КоАП РФ совпадали в своих основных чертах и разнились бы лишь величиной причиненного ущерба, то позиция законодателя была бы более четко выражена, что обеспечило бы единство политики по противодействию нарушениям лесного и экологического законодательства.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча