10.03.2019

Признание гражданства. В судебной коллегии по гражданским делам


Порядок регулирования основных процедур института гражданства определен самой Конституцией, в силу чего нормы Федерального закона о гражданстве должны рассматриваться в русле конституционно-правового регулирования и в целом рассматриваются как содержательная часть конституционно-правового института гражданства РФ.

Право на гражданство не подразумевает безусловного принятия любого человека в гражданство любого государства, равно как и обязанности такого приема. В национальном законодательстве любого государства устанавливают различные ограничения реализаций данного права. Яковлев П.А. Миграционная политика государств постсоветского пространства. - М.: Олма-пресс, 2005

Признания гражданства это одна из форм возникновения гражданства. Признание гражданства -- это волевой акт государства, в результате которого определяется, кого считать гражданином.

Федеральный закон от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», вступивший в силу с 1 июля 2002 года (ст. 45), признает гражданами Российской Федерации лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом.

Одним из наиболее распространенных случаев признания гражданства является, так называемое, признание гражданства в силу рождения, особенность которого заключается в том, что оно обусловлено двумя основными факторами: гражданством родителей и местом рождения. Волеизъявления лица здесь не требуется.

Порядок приобретения гражданства России устанавливается в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» и определяется в Указе Президента России от 14 ноября 2002 года «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

Приобретение гражданства России основано на сочетании двух принципов: «права крови» (jus sanguinis) и «права почвы» (jus soli). Положение о комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13 августа 1998 г. // Российская газета. 1998, 17 августа.

Основания приобретения гражданства России:

  • 1) Филиация - по рождению. Ее видами являются:
    • § оба родителя или один из них имеют гражданство РФ. Место рождения ребёнка не важно.
    • § один из родителей имеет гражданство РФ, другой родитель - лицо без гражданства либо признан безвестно отсутствующим.
    • § один родитель - гражданин РФ, другой родитель - иностранный гражданин. Ребёнок родился в РФ либо, если в ином случае он будет лицом без гражданства.
    • § родители неизвестны и не объявляются в течение 6 месяцев.
  • 2) Натурализация. Приём в гражданство РФ по заявлению. Критерии для заявителя:
    • § совершеннолетие
    • § 5 лет непрерывного проживания в РФ с момента получения вида на жительство
    • § владение русским языком (лица, определённые законом, освобождаются от предоставления документа, подтверждающего знание русского языка).

Срок проживания в России может быть уменьшен до одного года в силу особых профессиональных особенностей, благодаря которым гражданин представляет интерес для России.

Президент своим указом может принять в гражданство РФ без всяких критериев.

Упрощён порядок приёма в гражданство России гражданам СНГ. Ограничения для приёма в гражданство РФ:

  • § -лица, выступающие за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями угрожающие безопасности России.
  • § лица, участвующие или участвовавшие в прошлом в вооруженных конфликтах либо в совершении в ходе таковых действий, направленных против Вооруженных сил РФ, либо в совершении террористических актов или в подготовке к их совершению
  • § лица, предоставившие подложные документы или сообщившие заведомо ложные сведения при подаче заявления.
  • § лица, состоящие на военной службе, службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства
  • § лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость как в РФ, так и за её пределами.
  • § лица, преследуемые компетентными органами (как России, так и иностранных государств) в уголовном порядке за совершение преступлений (соответствующих преступлениям по нашему законодательству).
  • 3) Восстановление.

В гражданство РФ по личному заявлению принимаются лица, ранее имевшие гражданство России. Критерии:

  • § совершеннолетие
  • § 3 года непрерывного проживания в РФ с момента получения вида на жительство
  • § обязательство гражданина исполнять Конституцию РФ и законодательство РФ
  • § владение русским языком
  • § наличие законного источника средств к существованию.
  • 4) Оптация как принятие в гражданство при его выборе в результате изменения Государственной границы Российской Федерации. Активная - требуются какие-либо действия со стороны гражданина. Пассивная - требуется либо соглашение на это гражданина, либо его бездействие. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. - м.: Юрист, 1994.
  • 5) Следование ребенка гражданству родителей

Ребенок приобретает гражданство РФ в результате приобретения его родителями.

Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаются таковыми те, которые являются гражданами. Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 4, ст. 302

Из всех оснований приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от ранее действующего закона объединяет все условия приобретения гражданства по рождению в ст. 12. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:

  • а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
  • б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  • г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев.

Закон устанавливает правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство Российской Федерации в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14).

Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.

Поскольку государства не признают себя обязанными принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранца или каждое лицо без гражданства, то прием в гражданство обусловливается специальными условиями. Эти условия служат материально-правовым основанием приобретения гражданства лицами, не имеющими права на гражданство данного государства и достигшими совершеннолетия.

Устанавливая такие условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства только как средства избегнуть, например, уголовного преследования и т.п. Поэтому прием в гражданство допускается после получения о желающем приобрести гражданство необходимых государству сведений, для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в стране в течение определенного срока.

Существенные изменения в порядок приема в гражданство Российской Федерации внес Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям закона. Эти лица должны:

  • § проживать на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
  • § взять на себя обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
  • § иметь законный источник средств к существованию;
  • § обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
  • § владеть русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства, однако оно в определенной мере снимает коллизию с законами о гражданстве стран СНГ и открывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий может быть принято в гражданство Российской Федерации лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.

Вместе с тем Закон 2002 г. предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

  • § наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
  • § предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
  • § признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Наряду с установлением общего порядка приема в гражданство российское законодательство неоднократно использовало и так называемый упрощенный порядок. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8. - с. 21-24.

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

Упрощенный порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости проживания на территории Российской Федерации и позволяет приобрести гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:

  • § имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
  • § имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" установил также, что упрощенным порядком пользуются граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

В этом законе также устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного законом, если указанные граждане и лица:

  • § родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
  • § состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
  • § являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
  • § имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
  • § имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного законом, и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., № 1948-1, с изменениями от 17 июня 1993 г., № 5206-1. - М.: Дом Советов, 1993

Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

  • § ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
  • § ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;
  • § ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, также могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.

Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

  • а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
  • б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
  • в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
  • г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
  • е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  • ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Таким образом, законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим законом основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.

Одним из традиционных оснований приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве, известное законодательству со времен Российской империи. Например, бывшая русская подданная в случае вдовства или расторжения брака имела право восстановиться в русском подданстве. Для этого было необходимо только представить местному губернатору удостоверение о прекращении ее брака с иностранцем. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 6.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства Российской Федерации (п. "в" ст. 11). В нем указывается (ст. 15), что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство Российской Федерации (ч. 1 ст. 13). При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Правовое регулирование прекращения российского гражданства

Основания для прекращения гражданства России:

  • 1) Выход из гражданства РФ. Необходимо заявление гражданина и исполнение всех обязательств перед Россией: воинская обязанность, отсутствие задолженностей по налогам, отсутствие инцидентов привлечения компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу и вступившего в отношении гражданина обвинительного приговора, подлежащего исполнению. Также заявитель должен либо иметь гражданство иностранного государства, либо гарантии его приобретения.
  • 2) Обратная оптация. Выбор гражданства другого государства при изменении Государственной границы Российской Федерации.
  • 3) Изменение гражданства родителями.

Отказ от гражданства России, в отсутствии другого гражданства и без гарантий приобретения такового, Конституцией РФ и действующим законодательством допускалось до вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», не допускающего такой выход.

размер шрифта

ПРИКАЗ ФМС РФ от 19-03-2008 64 (ред от 29-04-2010) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ... Актуально в 2018 году

Определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации (пункты 51 - 52 Положения)

15. Процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.

Заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу, уполномоченному осуществлять прием таких заявлений.

Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя.

На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений, объясняет правила и технологию их сбора и заполнения, выдает бланк квитанции об уплате госпошлины (в предусмотренных случаях).

15.1. Заявитель (компетентный орган) обеспечивает сбор необходимых документов и сведений. По результатам сбора пакета документов заявитель согласно пункту 51 Положения составляет заявление (запрос) в произвольной форме и лично подает имеющийся у него пакет документов либо направляет по почте для проведения проверочных мероприятий.

15.2. Заявление (запрос компетентного органа) должно содержать следующие конкретные сведения о:

постоянном проживании на территории Российской Федерации и временном выезде за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвращении в Российскую Федерацию на жительство после указанной даты;

постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта;

приобретении гражданства Российской Федерации;

месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, а также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) на новое место жительства;

прохождении военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах, имевших войска и воинские формирования, давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходивших службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, на 6 февраля 1992 года, или о дате перевода для прохождения службы на территории Российской Федерации после указанной даты и вплоть до 1 июля 2002 года;

зачислении курсантами в военные учебные заведения Российской Федерации на 1 сентября 1991 года;

принадлежности к членам семей военнослужащих, с представлением соответствующей справки (выписки из личного дела), заверенной полномочным органом Министерства обороны Российской Федерации, а также сведений о регистрации (проживании) на территории России до 6 февраля 1992 года, с последующим выездом и регистрацией на территории иных государств на жилую площадь других лиц или воинской части, а также сведения о регистрации на территории России после возвращения в Россию (регистрация по месту жительства (пребывания), постановка на миграционный учет по месту пребывания);

наличии волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации либо решения о выходе из гражданства Российской Федерации;

последнем месте прописки по месту жительства (проживании) на территории РСФСР непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности до 6 февраля 1992 года или на указанную дату в отношении лиц, отбывающих наказание, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, и впоследствии возвратившихся на жительство на территорию Российской Федерации;

об изменении по различным причинам установочных данных (фамилия, имя, отчество) проверяемого лица.

Сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов. Имеющий юридическое значение для определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации факт постоянного проживания до 6 февраля 1992 года и на указанную дату может быть установлен в соответствии с гражданским законодательством.

Должностное лицо осуществляет прием заявления от заявителя, проверку комплектности и правильности заполнения пакета документов. Максимальное время приема пакета документов от заявителя составляет 30 минут.

На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо принимает решение о готовности пакета документов для начала проведения проверочных мероприятий или о необходимости дальнейшего сбора документов.

15.3. Принятые материалы подлежат регистрации и докладу руководителю (заместителю руководителя, курирующему данное направление деятельности) полномочного органа, который организует проведение проверочных мероприятий, назначает ответственное должностное лицо, уполномоченное проводить подобные проверки <1>, и устанавливает срок исполнения.

15.4. Исполнитель формирует дело, направляет запросы по проверке пакета документов заявителя по имеющимся учетам ФМС России и Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации <1>, в соответствующие органы, имеющие информацию в отношении проверяемого лица (полномочные органы по месту рождения на территории Российской Федерации и месту жительства проверяемого лица, иные органы исполнительной власти, суд и др.), проводит анализ результатов проверочных мероприятий по полученной информации.

При проведении проверки, в совокупности с другими материалами, также учитываются надлежащим образом оформленные результаты опросов свидетелей.

15.5. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы.

15.13. По запросам федеральных органов исполнительной власти проверку наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации осуществляет ФМС России.

По аналогичным запросам компетентных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проверку проводят территориальные органы по месту их расположения.

FAQ - Установление немецкого гражданства

25-06-2002 [ handy, dresdner ]

В. Для кого и чего предназначен этот форум?
О. Этот форум (частично) предназначен для тех людей, чьи родители, прародители, прапрародители во время войны получили немецкое гражданство и теперь хотят установить его и въехать в Германию как граждане этой страны. Как правило, немецкое гражданство во время войны могли получить лица немецкой национальности, проживавшие на территории СССР, оккупированной немецкими войсками.

В. Каким образом "советские" немцы во время войны получали немецкое гражданство?
О. Во время войны существовало множество способов приобретения немецкого гражданства: индивидуальная натурализация, коллективная натурализация, вступление в ряды немецких вооруженных сил. Однако в настоящее время немецкое государство фактически признает из них только индивидуальную натурализацию. В других случаях требуется предоставление документов подтверждающих, что в данном конкретном случае немецкие власти рассматривали приобретение немецкого гражданства состоявшимся. Нахождение подобных документов практически исключено. Что касается индивидуальной натурализации, то большая часть архивов нацистского учреждения по натурализации сохранилась и хранится в настоящее время в Бундесархиве. Индивидуальная натурализация проводилась в 1943-45 гг. в основном на территории современной Польши, куда немецкие власти эвакуировали немецкое население, проживавшее на оккупированных территориях (в основном на территории Украины). Натурализованные совершеннолетние лица получали свидетельства о натурализации. Разумеется, случались и случаи отказа. В большей части свидетельства о натурализации были уничтожены принятыми в гражданство лицами, когда их дальнейшая судьба (депортация в СССР) стала очевидной. Но, как уже говорилось, в Бундесархиве сохранились копии всех документов, включая заявления на прием в гражданство. Эти заявления составляют основу базы данных сайта odessa.org.

ВНИМАНИЕ! Во многих статьях, распространяемых в интернете, утверждается, что для приобретения немецкого гражданства достаточно факта проживания на 21.06.1941 на территории (будущего) Рейхскоммисариата Украины. Это утверждение было спорным уже в момент написания этих статей. Окончательную точку в этом вопросе поставило решение Федерального административного суда от 27.07.2006 (BVerwG 5 C 3.05), который постановил, что этого факта не достаточно и требуется предоставление документального доказательства фактически состоявшегося внесения в список немецкого народа Украины (напр. Volkslistenausweis). Поиск такого доказательства возложен на заявителя. До сих пор на форуме не сообщалось ни об одном случае нахождения подобного доказательства.

В. Что такое "наследование гражданства"?
О. Термин "наследование гражданства" - очень неудачный и часто вводит в заблуждение. Гражданство не "наследуется", оно приобретается в соответствии с законом (о немецком гражданстве). Следует учесть, что релевантной является редакция текста немецкого закона о гражданстве (и прочих могущих иметь отношение к делу законов) на момент события (рождения ребенка, заключения брака и т.п.), потенциально ведущего к "передаче" гражданства (см.ниже).
На этом форуме под "наследованием гражданства" подразумевается его приобретение по рождению. Необходимым (но отнюдь не всегда достаточным) условием такого приобретения является наличие немецкого гражданства хотя бы у одного из родителей на момент рождения ребенка.

В. Что такое "установление гражданства"?
О. Установление гражданства - это формальная административная процедура, как правило инициируемая подачей заявления на выдачу свидетельства о наличии немецкого гражданства (Staatsangehörigkeitsausweis). В ходе этой процедуры устанавливается 1) факт и момент приобретения гражданства (как правило в результате натурализации или рождения) и 2) факт неутраты гражданства (как правило в результате приобретения иного по собственному заявлению).

В. Что такое "восстановление гражданства"?
О. Такое понятие в немецком законодательстве отсутствует за исключением лиц, которые в период с 30.01.1933 по 8.05.1945 года были лишены немецкого гражданства по политическим, расовым или религиозным причинам. В практике форума такие случаи не встречались. Однако многие участники форума ошибочно считают, что они "восстанавливают" или "получают" гражданство. Это - в корне не правильно. Как правило речь идет всего лишь об установлении гражданства, приобретенного по рождению. Важным исключением является случай людей, рожденных в период с 1.04.1953 по 31.12.1974 в браке матери-немки с отцом-иностранцем. Эти люди действительно приобретали (до этого отсутствовавшее) немецкое гражданство в результате подачи соответствующей декларации. Однако в настоящее время подача таких деклараций невозможна.

В. Я по паспорту русский, мама - украинка, папа - русский. Не мешает ли мне это унаследовать немецкое гражданство? К тому же я совсем не говорю по немецки.
О. Приобретение немецкого гражданства потомками немецких граждан не зависит от национальности, указанной в советских (постсоветских) документах, от степени владения немецким языком и от прочих подобных обстоятельств.

В. Если гражданство я хочу установить только для себя от бабушки / дедушки, а моя мама / мой папа не хочет себе его устанавливать. Могу ли я "перепрыгнуть"?
О. Вы можете установить его только себе, не устанавливая родителям (если понимать под "установлением" выдачу Staatsangehörigkeitsausweis; разумеется фактически BVA будет устанавливать и гражданство по крайней мере одного из родителей на момент Вашего рождения).

В. Моя мама переселилась 10 лет назад в Германию по линии "поздних переселенцев" и является немецкой гражданкой. Могу ли я унаследовать от нее немецкое гражданство?
О. Если Ваша мама приобрела немецкое гражданство как "поздняя переселенка", Вы не можете "унаследовать" от нее немецкое гражданство, поскольку приобретение ею гражданства произошло после Вашего рождения. Впрочем ее въезд в качестве "поздней переселенки" конечно не исключает возможности наличия у нее "скрытого" немецкого гражданства и до этого. Вам следует подробнее исследовать возможность приобретения ею или ее родителями немецкого гражданства во время войны.

В. Мой дед был принят в немецкое гражданство в 1944 году. Его сын - мой отец - однако был депортирован в начале войны с остатком семьи в Казахстан. Могу ли я унаследовать гражданство от деда?
О. Не можете. Ваш отец не приобрел немецкое гражданство вместе со своим отцом. Все свидетельства о натурализации того времени снабжались оговоркой, что натурализация распространяется только на перечисленных в ней членов семьи, и вносились в свидетельство только несовершеннолетние дети, реально присутствовавшие вместе с родителем в переселенческом лагере. Поскольку немецкое гражданство отсутствовало у Вашего отца, то и Вы не могли приобрести немецкое гражданство по рождению. Не видно также никаких других предпосылок к приобретению Вами немецкого гражданства в какой-либо другой момент времени.

В. Как я могу узнать, что мой предок получил немецкое гражданство во время войны?
О. Прежде всего обратитесь в архив МВД того населенного пункта, откуда родом Ваш предок. Если там есть документы о реабилитации (а таковые имеются теперь на всех лиц немецкой национальности), то Вы их можете получить и узнать, за что был репрессирован Ваш предок. Если в архивной справке имеются сведения о том, что Ваш предок был эвакуирован немецкими властями, то тогда вероятность приобретения им гражданства достаточно велика. Теперь можно обращаться в Федеральный архив Германии (хотя можно также подать запрос и параллельно запросу в МВД), по адресу: Bundesarchiv, Postfach 450 569, 12175 Berlin или Bundesarchiv, Finckensteinallee 63, 12205 Berlin (http://www.bundesarchv.de... ) с просьбой прислать имеющиеся на Вашего предка документы. К запросу следует приложить документы, подтверждающие родство с предком (свидетельства о рождении и т.п.). Приблизительная форма запроса в Bundesarchiv: .

Данные о натурализации во время войны Вы можете также найти в http://www.odessa3.org/collections/war/ewz/ewzindex.html . Проще всего воспользоваться прямым поиском: http://www.odessa3.org/search.html . Наберите имя Вашего предка (по немецки!!! попробуйте поочередно разные комбинации, если не уверены в правописании) в поле "Query String:", выберите "War records:" в поле "Data Category:" и нажмите кнопку "Submit Query". Связь между немецкими и русскими (украинскими) названиями населенных пунктов в бывшем СССР можно найти в http://wolgadeutsche.net/diesendorf/Verzeichnis_vor_1917.pdf .

Не отчаивайтесь, если своего предка Вы в списках не найдете. На форуме сообщалось, что в бундесархиве имеются списки натурализованных персон, заявления о натурализации которых не сохранились, и чьи данные соответственно отсутствуют на "одессе". С другой стороны не спешите радоваться, если найдете его в этих списках. Помимо самих заявителей, эти списки включают также имена их родственников (например родителей и детей), указанные в заявлении о натурализации. Кроме того, надо учитывать, что заявление могло быть и отклонено.

В. У меня есть справки из русских/украинских архивов, в которых говориться о том, что мой предок переселялся во время войны на территорию Польши/Германии и что там он получил немецкое гражданство. Достаточно ли для немецких властей такой справки?
О. Нет не достаточно, но как косвенное доказательство эти справки могут быть применены. Однако лучше всего сначала запросить документы в Федеральном Архиве Германии.

В. Я получил документы из Бундесархива, свидетельствующие о присвоении моим предкам немецкого гражданства. Что мне с ними делать?
О. С этими документами и анкетой заявления на выдачу удостоверения о наличии немецкого гражданства (Staatsangehörigkeitsausweis) Вам необходимо обратиться в федеральное административное учреждение (Bundesverwaltungsamt - BVA). Анкету (и руководство по ее заполнению) можно скачать с сайта BVA: http://www.bva.bund.de/... . Анкету также можно получить в ближайшем консульстве или посольстве Германии.

ВНИМАНИЕ: если Вы родились в браке немецкой гражданки и "иностранца" в период с 1.4.1953 по 31.12.1974, Вам следует незамедлительно после получения положительного ответа из Бундесархива (а лучше и не дожидаясь его) обратиться в BVA или консульство с декларацией о желании приобрести немецкое гражданство. [Хотя с 1.8.2006 подача такой декларации невозможна, Вам все-равно следует это сделать, если Вы не собираетесь останавливаться и готовы дойти до Конституционного суда.]

В. Нужно ли мне обращаться в Бундесархив, если документы о приобретении немецкого гражданства предком у меня уже на руках?
О. Не нужно. Вы можете сразу обращаться в BVA.

В. Как определить, могу ли я унаследовать немецкое гражданство от предка?
О. Если Вы родились до 1.1.1975 в браке немецкой гражданки с не имевшим немецкого гражданства отцом, то немецкое гражданство по рождению Вы не приобрели. Немецкое гражданство детей рожденных в браке "передавалось" до 1.1.1975 исключительно от отца, а внебрачных детей - до 1.7.1993 - исключительно от матери. С 1.1.1975 дети рожденные в браке немецких матерей с иностранцами также приобретают немецкое гражданство. С 1.7.1993 внебрачные дети немецких отцов также приобретают немецкое гражданство.
Для брачных детей немецких гражданок, родившихся в период с 1.4.1953 по 31.12.1974, не приобретших немецкое гражданство по рождению, до 1.8.2006 существовала возможность приобретения немецкого гражданства путем подачи соответствующей декларации. Впрочем после 31.12.1977 приобретение гражданства было возможно только в случае доказательства наличия обстоятельств, препятствовавших ее своевременной (т.е. до 1.1.1978) подаче. Наличие подобных обстоятельств принималось для "советских" немцев приблизительно до середины 1992 года, после этого и они должны были приводить веские причины задержки (обычно - незнание о немецком гражданстве матери). Приобретение немецкого гражданства в результате декларации не распространяется на потомков.
Для внебрачных детей немецких отцов, рожденных до 1.7.1993, до сих пор существует возможность до исполнения 23 лет подачи декларации о желании стать немецким гражданином. Однако одним из условий приобретения гражданства является трехлетнее проживание непосредственно перед подачей декларации в Германии, что делает эту возможность не представляющей большого интереса для "советских" немцев.
Еще одним важным обстоятельством, которое следует учитывать, является тот факт, что до 1.4.1953 года жены немецких граждан приобретали немецкое гражданство в результате брака (и таким образом Вы можете "унаследовать" немецкое гражданство от "не-немецкой" матери, если например родились вне брака после ее развода с немецким мужем). Напротив, немецкие гражданки утрачивали немецкое гражданство в случае заключения до 1.4.1953 брака с иностранцем (после 24.5.1949 однако только в том случае, если не становились при этом лицами без гражданства; для "советских" немцев это исключение как правило не представляет интереса, т.к. при приобретении немецкого гражданства во время войны советское сохранялось).
На "наследовании" немецкого гражданства также могло оказывать влияние законодательство стран, в которых проживали "скрытые" немецкие граждане, потому что такие понятия как "брак", "брачный или внебрачный ребенок" и т.п. при определенных обстоятельствах должны или могут определяться по законодательству страны проживания или другого (не-немецкого) гражданства (например, до 8.7.1944 незарегистрированный брак в СССР приравнивался к зарегистрированному). При этом надо учитывать, что немецкое законодательство, определяющее обстоятельства, при которых должно учитываться иностранное законодательство, тоже неоднократно менялось.
Необходимо также иметь в виду, что немецкое гражданство автоматически утрачивается при добровольном принятии по собственному заявлению иностранного гражданства. Это обстоятельство представляет не только теоретический интерес, так как в связи с распадом СССР многие приобретали гражданство вновь образованных государств по заявлению (в первую очередь это касается людей, переселявшихся в 1990-е годы из других бывших советских республик в Россию). Однако недавно Федеральный административный суд принял решение (BVerwG v. 10.04.2008 - 5 C 28.07), что немецкое гражданство не утрачивается, если на момент обращения с заявлением о приобретении гражданства другого государства, заявитель не знал о наличии у него немецкого. Кроме того суд постановил, что возможны и другие исключения, связанные с приобретением гражданства новообразованного государства (например РФ) в результате распада государства прежнего гражданства (например СССР). Впоследствии федеральный административный суд уточнил критерии "незнания" о своем немецком гражданстве (BVerwG v. 29.04.2010 - 5 C 4.09 u. 5 C 5.09, v. 29.09.2010 - 5 C 20.09).

В. Я заполнил анкеты, подготовил документы, что теперь мне с ними делать?
О. Документы можно сдать (лично или по почте) в немецком консульстве по месту Вашего жительства или в Bundesverwaltungsamt по следующему адресу:

Bundesverwaltungsamt
50728 Köln

По почте документы лучше отправлять заказным письмом с уведомлением.

Если Вы проживаете в Германии заявление следует подавать по месту Вашего жительства (Rathaus).

В. Куда лучше сдать анкеты и документы? В консульство или непосредственно в BVA?
О. Лучше всего сдавать документы непосредственно в BVA. При подаче документов через консульство, оно будет являться промежуточным звеном в передаче документов, что означает, что дохождение отправляемых или получаемых документов задержится на один-два месяца. Если у Вас есть в Германии родственник, которому Вы на 100% доверяете, лучше назначить его своим представителем (все переписка с BVA будет вестись через него). Однако в этом случае имеется опасность, что Вам не сообщат своевременно об отказе, и Вы опоздаете с подачей протеста или судебного иска.

В. Стоит ли обращаться к адвокату и сколько мне это будет стоить?
О. До тех пор, пока Вы не получили отказ в установлении Вам гражданства, к адвокату обращаться не стоит. Хотя если у Вас сложная ситуация, то хотя бы за консультацией к специалисту обратиться стоит.

В. Я отправил анкеты в консульство/BVA/Rathaus. Что мне дальше делать?
О. Через месяц или два Вам должны присвоить номер (Aktenzeichen), причём Вам стоит побеспокоиться о своевременном присвоении номера самостоятельно - приблизительно через два месяца Вы можете смело писать в BVA с просьбой сообщить Ваш номер.

В. Я хотел бы сделать запрос в BVA о состоянии моих дел, куда я могу его послать (и-мэйл, адрес)?
О. актуальный адрес корреспонденции: Staatsangehörigkeitsausweise für Antragsteller im Ausland .

В. Как я узнаю о том, что мне установили гражданство?
О. В зависимости от того, куда вы подавали документы (консульство/BVA/Rathaus), оттуда придет письмо с просьбой оплатить 25 евро. Вы оплачиваете и отсылаете квитанцию обратно.

В. А что если придет отказ?
О. В случае получения отказа (Ablehnungsbesheid) по Вашему делу Вы должны в месячный срок подать протест (Widerspruch). Однако, как правило, BVA остается при своем мнении и отвечает повторным отказом (Widerspruchsbescheid). В этом случае Вы должны в течение месячного срока обжаловать решение BVA в судебном порядке. Обратите внимание, что месячный срок отсчитывается от момента доставки (т.е. опускания письма в почтовый ящик) Вам отказа до момента доставки Вашего протеста в BVA или иска в суд. Если Вы не уложитесь в этот срок, поезд ушел. Поэтому рекомендуется не пренебрегать возможностью назначения доверенного лица. Немецкая почта в отличие от постсоветских работает безукоризненно.

В. Я получил свидетельство о наличии немецкого гражданства. Что мне нужно, чтобы переехать жить в Германию?
О. Обращайтесь в ближайшее немецкое консульство с заявлением о выдаче немецкого заграничного паспорта (Reisepass). После его получения, остается только купить билет на поезд/автобус/самолет/паром до Германии и переехать.

В. Нужно ли за что-то платить при рассмотрении моего дела?
О. При сдаче документов ни за что платить не надо. С Вас возьмут взнос после рассмотрения Вашего дела, при положительном ответе - 25 евро, при отрицательном - 18.

В. Я хотел бы разобраться в этом вопросе сам. Какие законы мне нужно прочитать?
O.
Staatsangehörigkeitsgesetz (StAG)
http://www.verfassungen.de/de/de67-18/rustag13.htm
Уникальная ссылка, в которой указаны хронологические изменения положений закона вплоть до 21.08.2002 (более поздние изменения не представляют интереса для темы "наследования" гражданства).
Другие законы
http://www.info4alien.de/einbuergerung/gesetze/andere-stag.htm

print

Наиболее актуальной и вызывающей множество вопросов проблемой является удостоверение, оформление и определение наличия гражданства Российской Федерации у несовершеннолетних детей до 14 лет в виде постановки отметок о наличии гражданства Российской Федерации в свидетельствах о рождении или выдачи вкладышей о принадлежности к гражданству РФ в свидетельствах о рождении детей. Учреждения социальной защиты, здравоохранения, образования, жилищных организаций, пенсионного фонда, транспортных организаций, при пересечении границы в большинстве случаев требуют от родителей вкладыш или печать о принадлежности к гражданству Российской Федерации на ребенка.
В связи с изменениями в законодательной базе по вопросам гражданства Российской Федерации Отдел Управления Федеральной миграционной службы направляет в Ваш адрес для применения в работе с гражданами методические рекомендации, касающиеся определения гражданства детей.
В соответствии со вступившим в силу с 06.02.2007 г. Указом Президента Российской Федерации от 03.11.2006 г. № 1226 «О внесении изменений в действующее Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации выдача вкладышей к свидетельствам о рождении детей в возрасте до 14 лет, имеющих гражданство РФ, отменена.
Все выданные ранее вкладыши о принадлежности ребенка к гражданству Российской Федерации сохраняют свою силу и не требуют замены на другие документы.

От 14 до 18 лет гражданство несовершеннолетних детей удостоверяется выданными им паспортами гражданина Российской Федерации (заграничными паспортами).


До 14 лет наличие у ребенка гражданства Российской Федерации подтверждается (в зависимости от конкретных обстоятельств):

1. самим свидетельством о рождении (в указанных ниже случаях),
2. штампом установленного образца, проставляемом в верхней части оборотной стороны свидетельства о рождении,
3. записью о наличии у ребенка гражданства Российской Федерации в паспорте (или в заграничном паспорте) родителя - гражданина России, заверенного печатью ОУФМС,
4. заграничным паспортом ребенка.

Гражданство ребенка, рожденного 01.07.2002 г. и позднее, может быть подтверждено самим свидетельством о рождении, без каких-либо отметок и дополнительных документов в случаях, если:

1. в свидетельстве о рождении ребенка родители (или единственный родитель) указаны как граждане Российской Федерации, независимо от места рождения ребенка.
2. в свидетельстве о рождении ребенка один из родителей указан как гражданин Российской Федерации, а второй - как лицо без гражданства, либо в графе о гражданстве второго родителя проставлен прочерк, независимо от места рождения ребенка.
3. в свидетельстве о рождении ребенка один из родителей указан как гражданин Российской Федерации, а второй - как иностранный гражданин, при условии, что ребенок рожден на территории Российской Федерации.

В перечисленных случаях истребование каких-либо других подтверждений наличия гражданства Российской Федерации у детей, а также направление родителей ребенка в ОУФМС для проставления печати о принадлежности к гражданству Российской Федерации в свидетельство о рождении ребенка, необоснованно.

До 14 лет детям, рожденным до 01.07.2002 г., необходима процедура оформления наличия гражданства Российской Федерации, проводимая ОУФМС. По окончании процедуры проставляется штамп о принадлежности к гражданству России, а при желании родителей вносятся записи о гражданстве Российской Федерации ребенка.

Данные рекомендации составлены на основании решения Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации от 05.06.2007 г.
При необходимости получения более полной информации Вам можно обратиться в кабинет № 4 по вопросам гражданства ОУФМС по ул. Обороны, 44 а г. Михайловка.

Ст. инспектор ОУФМС России
по Волгоградской области в
Михайловском районе
ст. лейтенант внутренней службы Л.П. Зайцева


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча