04.03.2020

Может ли несовершеннолетний проживать отдельно от родителей, опекунов и попечителей? Правоотношения между родителями и детьми в мчп Закон страны постоянного проживания ребенка


Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (резолюция Комитета министров ЕС "О гражданстве детей, родившихся в браке"). В национальном законодательстве установлено: "Правоотношения между родителем и ребенком регулируются правом страны гражданства ребенка, когда такое право является тем же самым, что и право одного из родителей, или когда оно является тем же самым, что и право одного родителя, если другой родитель отсутствует. В иных случаях регулирование осуществляется по праву места обычного пребывания ребенка" (ст. 32 Закона о МЧП Японии).

Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми - установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. "Семейные правоотношения между родителями и детьми, особенно в отношении фамилии, опекунства, законного представительства, содержания и управления имуществом - кроме содержания родителей - регулируются личным законом ребенка" (§ 45.1.4 Указа о МЧП Венгрии).

Кроме личного закона детей и родителей применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда. Последний является вспомогательной привязкой и применяется при условии, что он наиболее благоприятен для ребенка: "К отношениям между родителями и детьми применимо право государства, гражданами которого они являются. Если родители и дети имеют различное гражданство, применимо право государства, на территории которого они имеют место жительства. Если родители и дети имеют различное гражданство и не имеют места жительства в одном и том же государстве, применяется право страны, гражданином которой является ребенок" (ст. 46 Закона о МЧП Македонии).

Если в момент рождения ребенок является законнорожденным согласно праву страны гражданства либо мужа, либо жены, он считается законнорожденным (ст. 28 Закона о МЧП Японии). При разном гражданстве супругов применяется закон общего места жительства родителей, а в его отсутствие - закон места рождения ребенка. Современный законодатель стремится установить право, наиболее благоприятное для признания ребенка законнорожденным: "Если супружеские отношения прекратились до рождения ребенка, ребенок признается законнорожденным, если это соответствует праву гражданства ребенка в момент рождения, или праву гражданства его матери, или мужа его матери в момент прекращения супружеских отношений" (§51 Закона о МЧП Тайваня).

Однако в Таиланде законнорожденность ребенка определяется законом гражданства мужа матери на момент рождения ребенка. Тот же самый закон регулирует иск об оспаривании законнорожденности ребенка (§ 29 Закона о МЧП).

Вопросы происхождения ребенка являются предпосылкой для разрешения проблемы взаимоотношений между родителями и детьми; эти вопросы, как правило, имеют самостоятельную коллизионную привязку. По вопросам происхождения ребенка современный законодатель, как правило, устанавливает цепочку коллизионных норм, нацеленную на отыскание наиболее благоприятного для ребенка права: "Происхождение регламентируется правом государства, чье гражданство ребенок приобрел к моменту рождения. Если это более благоприятный вариант для ребенка, то применяется: 1) право государства, чьим гражданином является ребенок или в котором у него есть обычное местопребывание к моменту установления происхождения; 2) право, которое применимо к личным отношениям между родителями к моменту рождения ребенка. Отсылка к праву третьего государства принимается, когда это право допускает устанавливание происхождения ребенка. Подтверждение отцовства действительно, если оно отвечает отечественному праву лица, которое осуществило его, или отечественному праву ребенка к моменту подтверждения отцовства, или праву государства, в котором находится обычное местопребывание ребенка к моменту подтверждения отцовства" (ст. 83 Кодекса МЧП Болгарии).

Происхождение ребенка, рожденного вне брака, определяется на основе альтернативных коллизионных привязок: закона гражданства ребенка, права его места жительства, закона гражданства его матери, закона места заключения брака. Во всех случаях "судье надлежит применить закон, наиболее благоприятный для установления происхождения ребенка, из следующих: закон гражданства ответчика или закон его места жительства, закон гражданства ребенка или закон его места жительства" (ст. 52 Кодекса МЧП Туниса).

Происхождение ребенка может оспариваться в соответствии с правом страны, где возникли предпосылки этого спора. Во всех случаях происхождение ребенка может оспариваться в соответствии с правом страны, где ребенок имеет обычное место нахождения (ст. 51 Закона о МЧП Грузии). В Эстонии к оспариванию происхождения применяется право местожительства ребенка в момент рождения либо право его местожительства во время оспаривания (ст. 62 Закона о МЧП).

Детальное коллизионное регулирование института признания внебрачного ребенка установлено в итальянском законодательстве: "Условия признания внебрачного ребенка определяются национальным законом ребенка на момент рождения, или, если это является более благоприятным, национальным законом субъекта, осуществляющего признание, в момент осуществления признания. Способность родителя осуществить признание определяется его национальным законом. Форма признания определяется правом государства, в котором осуществляется признание, или правом государства, которое регулирует существо данного правоотношения" (ст. 35 Закона о МЧП).

  • - по праву государства, гражданкой которого является мать. Отношения между отцом и ребенком, рожденным вне брака,

определяются в соответствии со следующей очередностью:

  • - по праву государства последнего общего гражданства родителей;
  • - по праву государства их последнего общего обычного места пребывания;
  • - по праву государства, гражданином которого является отец.

Отношения между матерью и отцом ребенка, который был рожден вне брака, определяются в соответствии со следующей очередностью:

  • - по праву государства последнего в течение беременности общего гражданства родителей;
  • - по праву государства последнего в течение их брака общего обычного места пребывания;
  • - по праву их общего простого места пребывания (ст. 19-21 ГК Греции).

Узаконение ребенка, рожденного вне брака, путем последующего брака его родителей регулируется статутом общих последствий брака. В случае разного гражданства родителей альтернативной привязкой является закон гражданства одного из них. Если узаконение производится в какой-либо иной форме (а не путем последующего брака), то компетентен закон гражданства того лица, чей ребенок подлежит узаконению: "Условия узаконения внебрачного ребенка путем последующего брака определяются согласно личному закону родителей. При отличающихся личных законах родителей является определяющим тот личный закон, который более благоприятен для узаконения ребенка. Условия узаконения внебрачного ребенка путем объявления о его брачном происхождении определяются согласно личному закону отца; если ходатайство об объявлении о брачном происхождении ребенка заявлено лишь после смерти отца, то согласно личному закону отца на момент его смерти. Если согласно личному закону ребенка является необходимым согласие ребенка или третьего лица, с которым ребенок состоит в семейно-правовой связи, то в данном отношении является определяющим также это право. Последствия брачного происхождения и узаконения ребенка определяются согласно праву того государства, в котором он имеет свое обычное местопребывание" (ст. 23-25 Закона о МЧП Лихтенштейна).

Во всех случаях приоритет отдается закону, разрешающему узаконение: "Установление происхождения регулируется законом гражданства ребенка в момент его рождения... если происхождение не может быть установлено этим законом - то в соответствии с законом места постоянного проживания ребенка. Если происхождение не может быть определено по этим законам, то оно устанавливается в соответствии с законом гражданства матери или отца в момент рождения ребенка и, если оно не может быть установлено в соответствии с этими законами, то применяется закон места совместного постоянного проживания матери и отца в момент рождения ребенка, а если оно также не может быть определено по этому закону, то применяется закон места рождения ребенка" (ст. 16 Кодекса МЧП Турции).

По вопросу алиментных обязательств в пользу детей основным коллизионным критерием является закон обычного места жительства ребенка, который определяет право на алименты, их размер и круг обязанных лиц (Австрия, Франция). На Украине алиментные отношения родителей и детей определяются личным законом ребенка или правом, которое имеет тесную связь с соответствующими отношениями и если оно является более благоприятным для ребенка (ст. 66 Закона о МЧП). В Польше право, применимое к вопросам взаимного содержания детей и родителей, определяется на основании Регламента Совета ЕС № 4/2009 от 18 декабря 2008 г. "О юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и о сотрудничестве по вопросам, касающимся алиментных обязательств" (ст. 63 Закона о МЧП).

По вопросу уплаты алиментов допускается заключение "соглашения в отношении алиментов". Это соглашение предполагает возможность автономии воли, но выбор сторон ограничен правом государства, гражданами которого они являлись во время выбора или на территории которого один из них в это время имел постоянное место жительства. При отсутствии выбора применяется право государства, на территории которого кредитор имел свое постоянное место жительства при заключении соглашения. Эти же коллизионные привязки (плюс требования права государства, места заключения соглашения) определяют действительность соглашения по форме (ст. 75 Кодекса МЧП Бельгии).

Установление совокупности альтернативных коллизионных привязок и целой "цепочки" коллизионных норм, применяемых при разрешении вопросов правового статуса детей, производится в интересах детей и направлено на достижение их максимальной защиты. Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве. На универсальном уровне приняты:

  • - Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  • - Гаагские конвенции:
  • o о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей (1956);
  • o о компетенции и применимом праве в отношении несовершеннолетних (1961);
  • o о гражданских аспектах международного похищения детей (1980);
  • o о юрисдикции, применимом праве, признании, принудительном исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мер по защите детей (1996);
  • o о международном взыскании алиментов на детей и других форм семейного содержания (2007).

На региональном (европейском) уровне действуют:

  • - Страсбургские конвенции:
    • o о правовом статусе внебрачных детей (1975);
    • o об осуществлении прав детей (1996);
    • o о контактах в отношении детей (2003);
  • - рекомендация Комитета министров ЕС "В отношении детей против жестокого обращения" (1979);
  • - резолюция Комитета министров ЕС "О гражданстве детей, родившихся в браке" (1977);
  • - постановление Совета ЕС о юрисдикции и признании, и исполнении судебных решений по супружеским вопросам и вопросам родительской ответственности обоих супругов за детей (2000);
  • - Регламент Совета ЕС № 4/2009 от 18 декабря 2008 г. "О юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и о сотрудничестве по вопросам, касающимся алиментных обязательств".

В российском праве коллизионное регулирование отношений между супругами по поводу происхождения или воспитания детей установлено в ст. 162 и 163 СК РФ. Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства (материнства), определено в ст. 162. Основная коллизионная привязка - закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами России обращаться в ее дипломатические и консульские представительства по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163. Основная коллизионная привязка - закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Предметом регулирования в МЧП являются личные и имущественные отношения супругов в браках, осложненных иностранным элементом.

Особенностью регулирования такого рода отношений в МЧП является практически полное отсутствие единых материально-правовых норм (например, в разных странах разные основания для рассторжения брака, некоторые страны закрепляют главенство мужа в семье и т.д.). В связи с этим, коллизионный метод для регулирования отношений супругов применяется чаще.

Национальные коллизионные нормы в области отношений супругов содержатся в семейных,а также гражданских кодексах государств.

Коллизионные нормы впо данному вопросу содержатся в международных конвенциях (Гаагские конвенции 1902-1906гг, Конвенция о взыскании за границей алиментов, Конвенция о признании разводов 1970г, Конвенция о заключении и признании действительности браков 1978г.).

Однако, РФ в большинстве Конвенций не участвует, поэтому для нашей страны особое значение имеют договоры о правовой помощи по гражданским и семейным делам (они также как и Конвенции содержат в себе коллизионные нормы).

Личные неимущественные и имущественные правоотношения супругов. в соответствии с СК правоотношения супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. если совместное место жительства отсутствует, то применяется право государства, на территории которого они имели последнее совместно место жительства. Однако, если супруги вообще не имели совместного места жительства будет применяться закон суда.

В случае несовпадения места жительства супругов на момент рассмотрения спора право их первого совместного места жительства может быть значительно оторвано от рассматриваемых отношений. именно в связи с этим некоторые государства применяют право общего гражданства супругов или право гражданства одно из супругов для восполнения пробелов.

В соотв. со ст. 161 СК РФ при заключении брачного договора или оглашения об уплате алиментов супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства могут избрать применимое право к их соглашению, но в любом случае такое соглашение должно быть заключено письменной форме для того что бы российский суд принял его во внимание.

Установление отцовства и материнства

ст 162 СК РФ данные вопросы определяются законодательством того государства, гражданство которого имеет ребенок по рождению при этом порядок отцовства или материнства на территории России определяется на законодательством РФ.

Привязка к праву гражданства ребенка в первую очередь направлена на обеспечение защиты прав ребенка. однако по вопросам установления отцовства многие страны закрепляют привязку личного закона лица чье отцовство устанавливается. Связанно это с тем, что свои отцовские обязанности данное лицо будет исполнять только в том случае, если го государство будет признавать такое отцовство и законодательство данного государства обеспечит выполнение таких обязанностей, определенными процессуальными мерами.

Применительно к обязанностям родителей и детей применимым является право того государства, на территории которого они имеют совместно место жительства. при отсутствии совместного места жительства СК устанавливает привязку к гражданству ребенка. Применительно к алиментным обязательствам может быть применено законодательство того государства, на территории которого ребенок постоянно проживает.

ст. 164 СК устанавливает, что алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства на территории которого они имуют совместное место жительства, а при его отсутствии право гражданства того лица, которое имеет право на получение алиментов.

28. Особенности правового статуса детей в трансграничных семьях. Личные и имущественные отношения родителей и детей: материально-правовое и коллизионное регулирование

Коллизионное регулирование правового положения детей в трансграничных семьях основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

Эти вопросы урегулированы в международном праве : в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.

Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

29. Международный гражданский процесс: понятие, правила определения подсудности. Соглашения о подсудности: понятие, виды, применимое право

Предметом международного гражданского процесса как института МЧП являются отношения, возникающие в связи с рассмотрением гос-ми судами дел с участием иностр лиц, в частности: 1) процессуальное положение иностранных граждан, организаций, а также иностр гос-в и междунар организаций в гражданском и арбитражном судопроизводстве; 2) международная подсудность по гражданским и торговым делам; 3) исполнение иноср судебных решений и иностр судебных поручений.

Междунар гражд процесс относят к сфере МЧП по традиции, поскольку процессуальное право – это публичное право, а суды при разрешении дел даже с участием иностр лиц применяют только свое процессуальное право.

Три основных определения подсудности:

1) Подсудность по месту жительства (нахождения) ответчика (германская система): иски к иностранцам, проживающим в данном гос-ве, надлежит предъявлять в суды данного гос-ва, а если ответчик находится за рубежом, то иск следует предъявлять в суд соответствующего иностр гос-ва. Иски к юр лицам предъявляются по месту нахождения административного центра (правления) юр лица. Такого принципа определения междунар подсудности придерживаются большинство стран континентальной Европы, в том числе Россия. Российские суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием иностр лиц, если организация-ответчик находится на территории РФ или гражданин ответчик имеет место жительства в РФ (ст. 402 ГПК)

2) Подсудность по признаку гражданства сторон спора (латинская система): иски компетентен рассматривать суд такого гос-ва, гражданином которого является ответчик. (Франция, Италия)

3) Подсудность по признаку фактического присутствия ответчика, когда принимается во внимание фактическая возможность вручения ответчику повестки о вызове в суд. (США, Великобритания, другие страны Британского Содружества).

Правила о междунар подсудности носят односторонний характер, возможны ситуации, когда правовая система одного гос-ва отсылает рассмотрение спора к суду другого гос-ва, а этот последний отказывается от рассмотрения спора в силу отсутствия компетенции по своему национальному законодательству. Иными словами, если в закон-ве одного гос-ва записано, что споры надлежит рассматривать по месту жительства ответчика, то это не означает, что суды иностр гос-ва (если этот ответчик проживает за рубежом) должны непременно принимать данное дело к своему производству.

Когда на разрешение одного и того же спора претендуют судебные учреждения двух и более гос-в – так называемая конкуренция юрисдикции. Для разрешения конкуренции юрисдикции существует международный обычай: компетентен суд того гос-ва, который впервые принял к производству исковое заявление.

Для того чтобы избежать ситуации отказа в принятии иска или ситуации конкуренции юрисдикции, гос-ва заключают международные договоры. (Брюссельская конвенция, Женевская конвенция)

Рассматривая дела с участием иностр лиц, суды России сталкиваются с необходимостью получения сведений об иностр лице, уведомления его о процессе, вручения документов, принятия мер по обеспечению иска за счет имущества, находящегося за рубежом. Для осуществления указанных действий российские суды направляют за рубеж судебные поручения, адресованные иностранному суду или властям. Порядок направления производится на основе международных договоров, пример Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (два порядка исполнения иностр судебных поручений – дипломатический и непосредственные сношения).

Международная подсудность по законодательству РФ установлена в гл. 44 ГПК и гл. 32 АПК. Компетенция российских судов общей юрисдикции включает в себя и рассмотрение гражданских дел с иностранным элементом. Основное правило для установления подсудности – это территориальная подсудность по месту жительства ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК). В законодательстве закреплен перечень случаев возникновения специальной подсудности дел с иностранным участием российским судам (п. 3 ст. 403 ГПК). Возможен и выбор подсудности по желанию истца. Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК). В российском МГП признается договорная подсудность (ст. 404 ГПК). Однако из общего принципа признания права сторон на выбор подсудности есть исключения (п. 2 ст. 404 ГПК). Специальные правила о подсудности установлены по делам о расторжении брака (ст. 16 CК).

Правила о международной подсудности ст. 247 АПК устанавливают общее правило – российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответчик находится или имеет место жительства на территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел российскому арбитражу: нахождение филиала или представительства иностранного юридического лица либо имущества ответчика на территории РФ; исполнение обязательства должно иметь место на территории РФ; деликтное обязательство связано с территорией РФ и др. Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК. Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации). Допускаются иностранные соглашения о компетенции российских арбитражных судов – соглашения о компетенции (ст. 249 АПК). Для соглашений о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2 ст. 249 АПК).

Соглашения о международной подсудности принято подразделять на пророгационные и дерогационные соглашения .

Пророгационные соглашения определяют государственный суд какого государства будет рассматривать спор между сторонами.

Дерогационные соглашения исключают возможность передачи спора государственному суду конкретного государства.

Возможность заключения пророгационного соглашения прямо оговорена действующими процессуальными кодексами, а так же постановлением пленума ВАС от 11 июня 99г. При этом упоминания о дерогационных соглашениях не встречается.

Однако формально можно утверждать, что к ним предъявляются одинаковые требования.

Форма обязательно письменная (в том числе путем составления отдельного документа).

Любое соглашение о международной подсудности должно быть достаточно четким, чтобы его можно было исполнить. В частности должно быть указано конкретное государство, в суд которого стороны решили обратиться в случае возникновения спора.

Одновременно с заключением соглашения о международной подсудности сторонам рекомендуется заключать соглашение о внутригосударственной подсудности

При его отсутствии компетенция конкретного суда будет определяться по правилам процессуального законодательства.

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей, т. е. отцовство и материнство, удостоверенное в установленном порядке. Законодательство, применяемое при установлении и оспаривании отцовства (материнства), определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 162 СК. Пункт 1 ст. 162 предусматривает правило, в соответствии с которым установление и оспаривание отцовства (материнства) в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Данное правило применяется независимо от последующего приобретения ребенком гражданства другого государства. Таким образом, при установлении и оспаривании отцовства (материнства) применяется российское законодательство в отношении детей, являющихся гражданами РФ по рождению, или иностранное законодательство в отношении детей, являющихся иностранными гражданами по рождению (законодательство государства их гражданства).

В связи с тем, что материальным правом, регулирующим установление и оспаривание отцовства (материнства), является законодательство государства, гражданином которого является ребенок по рождению, следует иметь в виду, что ребенок является гражданином РФ по рождению в случаях, если:

  • а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка), т. е. гражданство родителей автоматически распространяется на родившегося ребенка;
  • б) один из его родителей является гражданином РФ, а другой родитель - лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  • г) родители ребенка, находящегося на территории РФ, неизвестны и не объявились в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка;
  • д) оба его родителя являются гражданами иностранного государства, не предоставившего ребенку, родившемся на территории РФ, своего гражданства;
  • е) оба родителя ребенка, родившемся на территории РФ, являются лицами без гражданства (ст. 12 Закона о гражданстве РФ).

Статья 31 Конвенции СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, как и СК, устанавливает, что при установлении происхождения детей и оспаривании отцовства или материнства применяется законодательство государства - члена СНГ, гражданином которого является ребенок по рождению.

Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории РФ согласно п. 2 ст. 162 СК определяется только российским законодательством. Отсюда следует, что установление отцовства (материнства) ребенка на территории РФ, независимо от гражданства ребенка по рождению и соответственно законодательства, которое применяется при этом (в том числе и иностранное законодательство), осуществляется в органе загса или в суде (ст. 48-51 СК), а оспаривание отцовства (материнства) - в судебном порядке (ст. 52 СК).

В тех случаях, когда законодательством РФ допускается установление отцовства (материнства) в органах загса (например, при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка - п. 3 ст. 48 СК), то проживающие за пределами территории РФ родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином РФ, вправе обращаться с заявлением об установлении отцовства (материнства) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.

По общему правилу в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства (ст. 163 СК). Отсюда следует, что при совместном проживании в России родителей и детей (независимо от их гражданства) их личные неимущественные и имущественные права и обязанности будут определяться законодательством РФ, а именно ст. 54-88, 99-105 СК. Данное правило дает возможность применить к правоотношениям родителей и детей законодательство той страны, с которой они наиболее связаны в силу совместного места жительства.

Если родители и дети проживают в разных государствах (не имеют совместного места жительства), то права и обязанности родителей и детей регулируются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Например, при взыскании алиментов с отца ребенка (иностранного гражданина) по иску матери - гражданки РФ, проживающей с ребенком в РФ, российский суд должен применять законодательство РФ (ст. 80-83, 86, 107, 108 СК), если ребенок является гражданином РФ, или законодательство страны гражданства ребенка, если ребенок - иностранный гражданин. Таким образом, при отсутствии совместного места жительства родителей и детей определяющим при выборе законодательства признано считать гражданство ребенка. Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом законодательстве.

В порядке исключения в целях выбора наиболее благоприятного (предпочтительного) для ребенка законодательства к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми (несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными) может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок (вне зависимости от его гражданства). Как правило, данное положение относится к случаям, когда ребенок проживает на территории одного государства, а является гражданином другого государства. Применение законодательства страны постоянного места жительства ребенка, если оно является более благоприятным для него, позволяет истцу наилучшим образом защитить интересы ребенка и обеспечить ему более выгодный уровень материального содержания со стороны родителя (родителей). Однако применение законодательства страны места постоянного жительства ребенка на практике возможно только по требованию истца (родителя или опекуна (попечителя) ребенка). При отсутствии такого требования со стороны истца суд будет руководствоваться общими коллизионными правилами ст. 163 СК.

Правовое регулирование отношений между родителями и детьми при наличии иностранного элемента в государствах - членах СНГ осуществляется коллизионными нормами ст. 31, 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые по своему содержанию не отличаются от соответствующих норм СК (ст. 162, 163). Установление и оспаривание отцовства или материнства согласно ст. 31 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам производится по законодательству страны, гражданином которой ребенок является по рождению. Правоотношения родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются по законодательству государства, на территории которого они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей - по законодательству страны, гражданином которой является ребенок. Вместе с тем по требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство страны, на территории которой постоянно проживает ребенок (п. 1 ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Органом, управомоченным рассматривать дела по спорам, вытекающим из правоотношений между родителями и детьми, является суд того государства - члена СНГ, законодательство которого подлежит применению. Исполнение же решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого проживает ребенок (п. 3, 4 ст. 32 Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам).

Признание и исполнение решений иностранных судов других государств (т. е. не членов СНГ) по правоотношениям родителей и детей осуществляется в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ.

Законодательство, подлежащее применению к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу родителей и к алиментным обязательствам других членов семьи, определено коллизионными нормами ст. 164 СК. В соответствии с указанной статьей алиментные обязательства совершеннолетних детей по отношению к их родителям, а также алиментные обязательства других членов семьи (кроме супругов и бывших супругов) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, т. е. в интересах членов семьи и упрощения процедуры взыскания алиментов закреплен "территориальный" подход к решению данного вопроса. Таким образом, при проживании получателя алиментов и плательщика алиментов в Российской Федерации независимо от их гражданства следует применять российское законодательство (ст. 87, 88, 93-98 СК). При отсутствии совместного места жительства алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов. В этой связи не исключается обращение к законодательству РФ об алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи, если лицо, требующее уплаты алиментов, является гражданином РФ. Однако правило о выборе законодательства по гражданству лица, претендующего на получение алиментов, при отсутствии совместного места жительства сторон на территории какого-либо государства не всегда позволяет обеспечить интересы нетрудоспособного нуждающегося лица, поскольку круг лиц (членов семьи), имеющих право на алименты, в разных государствах неодинаков. Не во всех странах братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки, отчим, мачеха наделяются правом требовать уплаты алиментов. При применении законодательства государства, гражданином которого является лицо, претендующее на взыскание алиментов, возможен отказ компетентного органа в удовлетворении требования об уплате алиментов, если алиментная обязанность данных членов семьи законодательством этого государства не предусмотрена.

В государствах - членах СНГ алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи при наличии иностранного элемента определяются согласно ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам законодательством государства, на территории которого они имели совместное место жительства, а при его отсутствии - законодательством государства, гражданином которого является истец, т. е. лицо, претендующее на получение алиментов. Поэтому суд государства по месту совместного проживания родителей и совершеннолетних детей, других членов семьи (либо суд государства, гражданином которого является истец) компетентен рассматривать дела о взыскании алиментов на содержание родителей с совершеннолетних детей. Непосредственно механизм исполнения судебных решений о взыскании алиментов, а также перевода алиментов гражданам государств - членов СНГ определяется соглашениями от 9 сентября 1994 г. "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" и "О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам".

Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми - это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

Вопросы происхождения ребенка являются предпосылкой для разрешения проблемы взаимоотношений между родителями и детьми; эти вопросы, как правило, имеют самостоятельную коллизионную привязку.

Во Франции происхождение ребенка определяется по национальному праву матери. По вопросам узаконения и добровольного признания отцовства (материнства) предусмотрены альтернативные привязки: узаконение путем последующего брака должно соответствовать либо брачному статуту, либо национальному закону супругов, либо личному закону ребенка. Признание отцовства в судебном порядке производится по национальному закону либо заявителя, либо ребенка.

Во многих странах по вопросам рождения ребенка решающим является закон гражданства мужа матери ребенка (ФРГ, Португалия, Италия, Япония). При разном гражданстве супругов применяется закон общего места жительства, а при его отсутствии -- личный закон мужа.

По английскому праву вопрос о «законности» рождения в основном разрешается на основе закона домицилия мужа. Правовой статус ребенка, рожденного в законном браке, его «брачное происхождение», регулируется статутом общих условий брака. Альтернативной привязкой (применяемой в интересах детей) является закон гражданства каждого из родителей, если у них разное гражданство. Отношения между «законными» родителями и детьми в основном подчинены личному закону отца: праву его гражданства (ФРГ, Франция, Италия) или праву его домицилия (Англия). Возможно применение национального права родителей, права места их совместного проживания (Португалия).

Оспаривание факта брачного происхождения ребенка производится на основе права обычного места жительства ребенка или по закону его гражданства по рождению (Польша, Чехия). Закон домицилия ребенка регламентирует и отношения между родителями и детьми в случае прекращения брака.

Происхождение ребенка, рожденного вне брака, определяется на основе закона гражданства его матери. Коллизионное регулирование установления (оспаривания) отцовства подчиняется закону гражданства ребенка по рождению (Чехия, Польша). Альтернативной привязкой при установлении (оспаривании) отцовства может служить закон гражданства отца и закон постоянного места жительства ребенка. Такая альтернатива установлена в интересах ребенка, поскольку далеко не во всех государствах возможно установление отцовства в судебном порядке. В Чехии установление (оспаривание) отцовства в отношении детей, проживающих на ее территории, подчинено чешскому праву, если это соответствует интересам ребенка; действительность признания отцовства определяется на основе права того государства, где такое признание осуществляется.

По немецкому праву отношения между внебрачным ребенком и его родителями подчиняются закону гражданства матери; по праву других государств (Швейцария, Дания, Греция, Испания) -- личному закону отца либо личному закону ребенка (Чехия, Венгрия, Польша). Вопрос об обязанности отца по содержанию внебрачного ребенка решается на тех же коллизионных основаниях.

В Финляндии, если речь идет о платежах на содержание ребенка, зачатого на территории Финляндии, применяется финское право. В Венгрии к детям, имеющим иностранное гражданство, применяется личный закон отца в момент рождения ребенка; если ребенок проживает в Венгрии -- применимо венгерское право при условии, что оно является более благоприятным для ребенка.

Узаконение ребенка, рожденного вне брака, путем последующего брака его родителей регулируется статутом общих последствий брака. В случае разного гражданства родителей альтернативной привязкой является закон гражданства одного из них. Если узаконение производится в какой-либо иной форме (а не путем последующего брака), то компетентен закон гражданства того лица, чей ребенок подлежит узаконению.

По вопросу алиментных обязательств в пользу детей основным коллизионным критерием является закон обычного места жительства ребенка, который определяет право на алименты, их размер и круг обязанных лиц (Австрия, Бельгия, Швейцария, Франция, ФРГ, Турция). Проблема взаимного содержания детей и родителей разрешается на основе права того государства, гражданство которого имеет лицо, претендующее на получение алиментов (Чехия, Польша).

Установление совокупности альтернативных коллизионных привязок и целой «цепочки» коллизионных норм, применяемых при разрешении вопросов правового статуса детей, производится в интересах детей и направлено на достижение их максимальной защиты.

Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве (как на универсальном, так и на региональном уровне):

  • - в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.;
  • - в Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении несовершеннолетних 1961 г.;
  • - в Конвенции о правах ребенка 1989 г.;
  • - в Европейской конвенции о правовом статусе детей, рожденных вне брака, 1975 г.;
  • - в Рекомендации Комитета министров ЕС 1979 г. «В отношении детей против жестокого обращения.

Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК Российской Федерации. Основная коллизионная привязка -- это закон гражданства ребенка по рождению.

Порядок установления или оспаривания отцовства (материнства) на территории России определяется российским законодательством. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами РФ обращаться в дипломатические и консульские представительства России по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК Российской Федерации. Основная коллизионная привязка -- это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка.

Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии такового применяется законодательство государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Институт усыновления (удочерения) является одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира). Такие семейно-правовые отношения, осложненные наличием, так называемого иностранного элемента, регулируются нормами международного частного права, которое устанавливает юридические связи данного отношения с правопорядками нескольких государств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств, либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, применяется понятие «международного», или «иностранного» усыновления. При усыновлении правоотношения между людьми, не состоящими в кровном родстве, аналогичны правоотношениям между родителями и детьми. В результате усыновления наступают серьезные правовые последствия: одни лица теряют права и обязанности родителей, другие их приобретают. В большинстве государств предусмотрен судебный порядок усыновления (в РФ это дела особого производства). На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г.

В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. Поэтому в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению. Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС 1987 г. «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Коллизионные вопросы усыновления возникают в связи с различиями соответствующих предписаний материального права в законодательстве разных государств: возможность усыновления совершеннолетних лиц, согласие усыновляемого и его кровных родственников, сохранение правовой связи усыновленного лица с его кровными родственниками и т.д.

Как правило, статутом усыновления является либо личный закон усыновителя, либо личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное их применение). К усыновлению одним или обоими супругами применяется статут общих последствий брака.

Для определения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему комплексу вопросов усыновления необходимо учитывать и закон гражданства ребенка. Субсидиарно применяется закон суда, особенно в тех случаях, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено. Форма выражения согласия ребенка на усыновление законодательно не установлена. В п. 15 Постановления Правительства РФ № 275 « Об утверждении правил передачи на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ» лишь определяется, что согласие ребенка выявляется органом опеки и попечительства и отражается в отдельном документе либо в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновленного ребенка.

Французская судебная практика в основном применяет личный закон усыновляемого. Немецкое право исходит (с некоторыми ограничениями) из личного закона усыновителя. Закон гражданства усыновителя применяется в Чехии и Польше. При разном гражданстве усыновителя и усыновляемого должны учитываться постановления обоих правопорядков. В Англии усыновление подчиняется только английскому праву; здесь основной проблемой является вопрос о пределах юрисдикции суда. Господствующее правило (допускающее исключения): усыновитель должен иметь британский домицилий и усыновитель, и усыновленный должны иметь место жительства в Англии.

Иностранные акты усыновления признаются если усыновитель домицилирован в соответствующем иностранном государстве.

В законодательстве некоторых государств есть специальные правила на случай разного гражданства супругов-усыновителей: требуется кумулятивное соблюдение требований законов обоих государств (Чехия). Как исключение, усыновление может быть произведено на основе чешского права, если иностранный закон не допускает усыновления или чрезвычайно его затрудняет (при условии, что усыновители или хотя бы один из них долгое время проживают в Чехии).

По законодательству большинства государств вопрос о согласии ребенка, его родственников или каких-либо официальных органов на усыновление разрешается по праву гражданства усыновляемого (Чехия, Польша, Франция).

Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе «цепочки» коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином РФ. При этом закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров России (ч. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ). Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей -- российских граждан на территории своего государства презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств России. Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории Российской Федерации иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения России, законных представителей ребенка и самого ребенка.

При вынесении судом решения об установлении усыновления, семейное законодательство исходит из принципа нерасторжимости отношений по усыновлению, т.е. такие отношения устанавливаются навсегда. Несмотря на это, возможность отмены усыновления допускается в тех случаях, когда в результате усыновления условия жизни и воспитания ребенка не соответствуют интересам самого ребенка.

В случае возможного нарушения прав ребенка необходимо отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке.

При этом возникает вопрос, поскольку усыновление (удочерение) детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства производится верховными судами республик краевыми, областными и приравненными к ним судами, то какой суд должен рассматривать гражданские дела об отмене усыновления (удочерения)?

Ответ на этот вопрос содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, который пояснил, что «по действующему законодательству для дел об отмене усыновления детей иностранными гражданами либо лицами без гражданства специальной подсудности законом не предусмотрено».

В Семейном кодексе России имеется серьезный пробел -- полное отсутствие регулирования усыновления (удочерения) российскими гражданами за пределами России.

Гражданско-правовой институт опеки и попечительства представляет собой комплекс мер, направленных на охрану личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Для семейного права эти институты имеют значение, если опека устанавливается над малолетним или попечительство -- над несовершеннолетним.

В семейном праве опека и попечительство представляют собой совокупность отдельных норм, направленных на охрану личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних в праве стран континентальной Европы опека назначается в отношении несовершеннолетних, потерявших родителей; если родители лишены родительских прав или дееспособности в судебном порядке (ФРГ, Швейцария). В англо-американском праве опека тесно связана с охраной ребенка, поскольку его опекунами с рождения по закону являются его родители (точно так же этот вопрос решен и во Франции). В случае смерти родителей или лишения их дееспособности либо родительских прав опекунами несовершеннолетних назначаются лица, способные выполнять эти обязанности.

Опекуном может быть только дееспособное лицо. Круг лиц, на которых могут быть возложены обязанности опекунов, практически везде ограничен:

  • 1) опекунами не могут быть лица, сами находящиеся под опекой;
  • 2) опекунами не могут быть лица, имеющие попечителей или лишенные по суду почетных прав и преимуществ;
  • 3) опекунами не могут быть лица, ведущие аморальный образ жизни;
  • 4) опекунами не могут быть лица, чьи интересы в значительной степени находятся в противоречии с интересами подопечного;
  • 5) опекунами не могут быть лица, объявленные несостоятельными или в отношении которых не закончено конкурсное производство;
  • 6) опекунами не могут быть лица, в отношении которых был установлен запрет родителями несовершеннолетнего, когда они были живы.

Во Франции опекун назначается семейным советом, в ФРГ и Швейцарии -- опекунским судом, в Великобритании и США -- судом.

В обязанности опекуна входит забота о развитии личности подопечного, представительство его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного как «заботливый хозяин»; он несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения его дел.

В Великобритании и США опекун приобретает статус доверительного собственника. Деятельность опекуна контролируется опекунским судом и семейным советом. В странах континентальной Европы над несовершеннолетним, чьи родители или опекуны временно не могут выполнять свои обязанности по представительству, назначаются попечители.

Одной из форм попечительства является приемная семья. Приемные родители по отношению к приемным детям обладают правами и обязанностями опекунов (или попечителей -- в зависимости от возраста ребенка). Договор о передаче ребенка в приемную семью должен предусматривать срок пребывания в этой семье; условия содержания, воспитания и образования ребенка; права и обязанности приемных родителей; обязанности органов опеки и попечительства; условия и последствия прекращения договора. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его законные права и интересы без специальных на то полномочий.

Договор о передаче ребенка в приемную семью может быть досрочно расторгнут по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезнь, конфликт с ребенком и т.д.); по инициативе органа опеки и попечительства; в случае возвращения ребенка родителям или его усыновления. Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а в случае спора - в судебном порядке.

Отдельные вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними решаются в Гаагских конвенциях об урегулировании опеки над несовершеннолетними 1902 г. и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними 1905 г. Эти конвенции содержат унифицированные коллизионные нормы. Учреждение опеки и попечительства определяется в соответствии с национальным законом подопечного. Опека или попечительство в отношении иностранца, находящегося на территории данного государства, может быть учреждена, только если закон страны, гражданство которой имеет несовершеннолетний иностранец, не сохраняет за собой исключительного нрава учреждения опеки и попечительства над своими гражданами. Правоотношения между опекуном и попечителем регулируются национальным законом подопечного.

В настоящее время действует Конвенция о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних, 1961 г. Эта Конвенция для отношений между своими участниками заменила Конвенцию 1902 г. (в Конвенции 1961 г. участвуют Франция, ФРГ, Швейцария, Португалия и др.). В соответствии с Конвенцией 1961 г. в вопросах опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним компетентны в основном органы государства обычного места жительства несовершеннолетнего, которые при разрешении соответствующих дел применяют свое собственное право.

В российском праве данная проблема решается в гражданско-правовом порядке при помощи «цепочки» коллизионных норм. Основная коллизионная привязка -- это личный закон опекаемого и подопечного. Законодатель предусмотрел сочетание нескольких видов коллизионных привязок (принцип расщепления коллизионной привязки) -- применение закона страны компетентности учреждения, личного закона опекуна (попечителя), закона страны регистрации акта, российского права (если оно наиболее благоприятно для подопечного (опекаемого).

Помимо частноправовых отношений, реализующих международное усыновление, и отношений по опеке (попечительству), к объекту международного частного права Российской Федерации могут быть отнесены и другие виды отношений, обеспечивающие ребенку, оставшемуся без попечения родителей, право на семейное воспитание (патронатные отношения).

Регулирование патронатных отношений как объекта международного частного права может осуществляться гибкими коллизионными принципами: принципом наиболее тесной связи и принципом наиболее благоприятного права, которые предлагается использовать при регулировании семейных отношений с участием детей. Конструкцией, закрепляющей принцип наиболее благоприятного права в российском семейном законодательстве, предлагается следующая формулировка: «Патронатные отношения определяются по российскому праву, праву государства, гражданами которого являются приемные родители, праву государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, или праву другого государства, с которым патронатные отношения тесно связаны, при условии, что данное право является наиболее благоприятным для интересов ребенка».

Каждый ребенок имеет право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Местом жительства детей до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, является место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 54 , п. 3 ст. 65 СК РФ; п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Несовершеннолетние подопечные проживают совместно со своими опекунами и попечителями. При этом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

Место жительства эмансипированного несовершеннолетнего

Несовершеннолетним ребенок является до исполнения ему 18 лет. Однако есть случаи, когда несовершеннолетний становится полностью дееспособным и ранее 18 лет. Так, если несовершеннолетний ребенок достиг возраста 16 лет и работает по трудовому договору, контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Это называется эмансипацией (ст. 27 ГК РФ).

Есть два варианта эмансипации несовершеннолетнего — через орган опеки и попечительства либо в судебном порядке.

Если оба законных представителя ребенка согласны на то, чтобы ребенок был объявлен дееспособным, орган опеки и попечительства по заявлению ребенка с согласия законных представителей выносит решение об этом. Для этого нужно представить:

  • заявление о проведении эмансипации;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • документы, подтверждающие трудовую или предпринимательскую деятельность ребенка;
  • письменное согласие законных представителей;
  • паспорта законных представителей несовершеннолетнего.

Если у несовершеннолетнего нет согласия родителей или одного из родителей, усыновителей или попечителя, то 16-летний гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (ч. 1 ст. 287 ГПК РФ).

Заявление подается в суд по месту жительства и рассматривается с участием заявителя, родителей или одного из родителей, усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора (ст. 288 ГПК РФ).

При удовлетворении судом заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации (ч. 2 ст. 289 ГПК РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209 , ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Справка. Окончательная форма решения суда

Принятие решения суда в окончательной форме предусматривает изготовление вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей решения (ч. 1 ст. 198 ГПК РФ).

Резолютивная часть решения объявляется судом в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела (ч. 1 ст. 199 ГПК РФ).

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела. При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч. 4 ст. 198 , ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).

Эмансипированный 16-летний гражданин вправе определять место жительства на свое усмотрение.

Кроме эмансипации несовершеннолетний может также стать полностью дееспособным и в случае, если он вступил в брак до наступления совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Место жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей

Родители могут оформить соглашение и указать в нем, с кем остается ребенок после расторжения брака в случае раздельного проживания родителей.

Если родители не могут договориться, то каждый из них вправе обратиться в суд и установить место жительства несовершеннолетнего ребенка с одним из них (п. 3 ст. 65 СК РФ).

В суде место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65 , ст. 57 СК РФ).

При определении места жительства суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Учитывается род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10). Нужно иметь в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.

Место жительства детей, которые остались без попечения родителей

Несовершеннолетние могут остаться без попечения родителей в случаях, если родители:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • ограничены в родительских правах;
  • признаны недееспособными;
  • больны;
  • длительно отсутствуют;
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
  • создают действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
  • в других случаях отказывают в родительском попечении.

Защита интересов таких детей возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

Детей, оставшихся без попечения родителей, передают в семью на воспитание — усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Когда такой возможности нет, временно, на период до устройства на воспитание в семью, детей передают в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ). Такие дети проживают со своими законными представителями либо в детских учреждениях.

Следует также учитывать, что допускается временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях:

  • получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг;
  • обеспечения ему временного проживания в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

В этом случае права и обязанности законных представителей в отношении этого ребенка не прекращаются (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Временное помещение детей в организацию для детей-сирот осуществляется по заявлению их законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (п. п. 12 , Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N 481).


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча