29.03.2019

Земельная правоспособность граждан. Субъекты, земельных правоотношений. Субъекты и объекты земельных правоотношений


Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности , и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (ст. 262 ГК РФ, ст. 71 ЗК РСФСР) (земли общего пользования в населенных пунктах).

Земельные правоотношения в сфере управления использованием и охраной земель составляют особый правовой институт. Независимо от того, находится ли земля в частной или публичной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель в стране, исходя из публичных интересов.

Эти земельные правоотношения, в свою очередь, подразделяются на правоотношения, связанные с выполнением соответствующих функций управления: государственного земельного кадастра; территориального планирования использования и охраны земель; предоставления и изъятия земель; землеустройства, мониторинга земель; государственного контроля за использованием и охраной земель.

Данная группа земельных правоотношений делится на правоотношения общего управления в сфере использования и охраны земель, осуществляемого исполнительными органами государственной власти общей компетенции, органами местного самоуправления и правоотношения специального управления, которое осуществляют исполнительные органы государственной власти специальной компетенции, и правоотношения ведомственного управления, выполняемого иными органами.

Особым видом земельных правоотношений являются охранительные земельные правоотношения. Их цель — обеспечить охрану права собственности на землю, иных прав на земельный участок и обеспечить сохранность земли как природного объекта. Основные формы реализации этих правоотношений — регулирование порядка использования и охраны земель путем закрепления в законе прав и обязанностей лиц, использующих землю, соответствующих функций управления, установления ограничений прав на землю и применение санкций к правонарушителю: мер административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в случаях нарушения земельного законодательства.

Характер земельных правоотношений зависит от того, в составе какой категории земель находится земельный участок, т.е. от правового режима соответствующей категории земель. В связи с этим выделяются виды земельных правоотношений по поводу использования и охраны соответствующих категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Наконец, земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные — предусмотрены нормами, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений по поводу земли. Процессуальные — нормами, устанавливающими порядок возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. В качестве примера процессуальных земельных правоотношений можно привести правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и изъятием земельных участков, правоотношения по поводу ведения государственного земельного кадастра, осуществления землеустроительных работ и т.д.

Субъекты и объекты земельных правоотношений

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.

Земли могут находиться в собственности муниципальных образований , т.е. быть объектами муниципальной собственности . Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.

Зонирование как метод регулирования использования земель, особенно в больших городах, впервые был применен в США . В начале, двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту сооружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безопасности населения. Ордонансы по зонированию обычно определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применительно к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, высоты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки. Зонирование применяется для регулирования использования сельскохозяйственных земель, охраны окружающей среды и т.д.

Зонирование использования земель в США имеет большое сходство с подразделением земель по категориям в нашей стране. Однако зонирование территорий по российскому законодательству имеет несколько иной характер. Зонирование территорий в России представляет собой дополнительный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий. Посредством зонирования уточняются и детализируются правила использования и охраны земель, регулируется порядок хозяйственной деятельности в публичных интересах.

Градостроительный кодекс в ст. 1 определяет территориальное зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Правовой режим использования территориальных зон определяется градостроительной документацией и градостроительными регламентами.

Зонирование территорий населенных пунктов устанавливает разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве и соответственно определяет содержание прав и обязанностей собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И, во-вторых, в процессе зонирования регулируются строительство и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены.

Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например национальных природных парков. На их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, охраны историко-культурных объектов, обслуживания, посетителей и др. Поскольку в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, то на содержание их прав и обязанностей не может не оказывать влияния существующий правовой режим хозяйственной деятельности на территории национального парка.

Содержание земельных правоотношений зависит также от экологического зонирования, предусмотренного Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». При экологическом зонировании содержание земельных правоотношений насыщается экологическими требованиями в зависимости от того, в пределах какой экологической зоны находится участок земли.

Ограничения прав лиц, использующих земельные участки. Указанные виды зонирования следует отличать от установления различного рода зон, предусмотренных в земельном законодательстве и законодательстве об охране окружающей среды и о природных ресурсах (зоны с особыми условиями использования земель, санитарные зоны, охранные зоны и т.д.). Установление таких зон не является зонированием. Задача установления зон в целях, предусмотренных законодательством, — ограничить права лиц, использующих земельные участки.

Земельное законодательство предусматривает различные случаи установления ограничений прав собственников земельных участков. Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на отдельные виды хозяйственной деятельности по использованию земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий или предоставление ограниченной возможности использовать чужой земельный участок для строго определенных целей.

Необходимо различать также понятия «сервитут» и «ограничение прав». Содержание этих понятий различно. Сервитут — право ограниченного пользования чужим участком земли. Ограничение права — установление запрета или требование о воздержании совершения действий либо право ограниченного использования чужого земельного участка, устанавливаемое на основании законодательства в административном порядке.

Таким образом, содержание и объем прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений зависит от основного целевого назначения соответствующей категории земель и дополнительных факторов: вида территориальной, функциональной либо экологической зоны, установленных ограничений и сервитутов.

Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основания возникновения земельных правоотношений . Основаниями возникновения земельных правоотношений служат юридические факты . Обычно такими юридическими фактами являются: договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , а также судебные решения.

Рассмотрим основания возникновения земельных правоотношений в сфере права собственности на землю. Основания приобретения права , собственности на земельные участки как недвижимое имущество конкретизированы в гл. 14 ГК РФ. Из всех перечисленных в ГК РФ оснований к приобретению права собственности на землю, в том числе к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение только ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении указанных выше условий. Все иные земельные участки не считаются бесхозным имуществом, поскольку являются государственной или муниципальной собственностью .

Что касается ст. 219 ГК, регулирующей вопросы возникновения права собственности на вновь создаваемое имущество, то она неприменима к такому объекту недвижимости , как земля. Земля как объект природы не может быть создана вновь.

Среди юридических фактов — оснований приобретения права частной собственности на землю наибольшее значение имеют договоры или сделки , а также административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . На основании совершения различных сделок с землей право собственности на земельный участок переходит от одного собственника к другому. В результате принятия административных актов (решений) о предоставлении земельных участков указанными органами граждане и юридические лица приобретают права на землю.

Большее распространение имеют случаи совершения сделок между собственником земельного участка и иным лицом, в результате чего право собственности на землю переходит к данному лицу — правоприобретателю.

Один из наиболее распространенных способов приобретения в частную собственность земельных участков — приватизация . Под приватизацией земель понимается приобретение права частной собственности физическими или юридическими лицами на земельные участки, находившиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земельное законодательство предусматривает различные процедуры приватизации земельных участков: приобретение земельных участков в частную собственность на торгах; приватизация земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий ; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земельных участков, ранее предоставленных в пользование гражданам, и приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Вопросы приватизации земель будут рассмотрены применительно к правовому режиму соответствующей категории земель.

Приобретение права частной собственности на земельные участки в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения договоров купли-продажи земельного участка или на основании издания административного акта — решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность. Так, право частной собственности может быть приобретено в результате совершения договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам торгов, или на основании факта приватизации государственного или муниципального предприятия и последующего заключения договора купли-продажи земельного участка.

Административный акт — решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка также является основанием приобретения права частной собственности юридическими лицами и гражданами. На этом основании приобретают землю в собственность, в частности, граждане-землепользователи при перерегистрации прав на земельные участки, а также граждане при организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, земельные участки могут быть предоставлены в собственность определенным категориям граждан, которые имеют льготы на получение земельных участков.

В законодательстве предусмотрены основания возникновения земельных правоотношений по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, которые не являются земельными собственниками. Так, право пожизненного наследуемого владения может возникнуть на основании административного акта — решения органа местного самоуправления о переоформлении прав на земельный участок или на основании решения о предоставлении земельного участка на данном титуле. Право пожизненного наследуемого владения может возникнуть в результате наследования земельного участка, принадлежавшего наследодателю на этом титуле. Основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования обычно является административный акт — решение о предоставлении земельного участка.

  1. добровольный отказ от земельного участка или его части;
  2. истечение срока, на который был предоставлен земельный участок;
  3. прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
  4. использование земли не по целевому назначению;
  5. прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел;
  6. нерациональное использование земельного участка, а также изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
  7. использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;
  8. систематическая неуплата земельного налога , арендной платы в установленные договором аренды сроки;
  9. неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства;
  10. выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;
  11. переход права собственности на строение, сооружение;
  12. изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
  13. смерть землевладельца, арендатора.

В настоящее время эта статья признана недействующей. Однако по некоторым из оснований, указанных в этой статье, земельные отношения могут быть прекращены и в настоящее время.

Так, собственник земельного участка может во всякое время отказаться от права собственности согласно ст. 236 ГК. Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок во временное пользование, и ныне является основанием прекращения земельных правоотношений, исходя из содержания ч. 2 ст. 45 ЗК. Согласно ч. 1 ст. 86 ЗК прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, также является основанием прекращения земельных правоотношений. Систематическая неуплата арендной платы в сроки, установленные договором аренды, может быть основанием для расторжения договора и соответственно прекращения земельных правоотношений. Выделение из земель сельскохозяйственной организации земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из ее состава, прекращает право на землю этой организации. Продолжает действовать ст. 37 ЗК, согласно которой при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд согласно ст. 28 и 29 ЗК является и в настоящее время основанием прекращения прав на землю.

Что касается случаев использования земли не по целевому назначению; нерационального использования земельного участка, а также изменения состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные; использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки; систематической неуплаты земельного налога; неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства, то по действующему законодательству такие действия или бездействия не являются основаниями для прекращения земельных правоотношений. Основания прекращения земельных отношений, указанные в гл.17 ГК, пока не применяются, поскольку нормы этой главы еще не действуют.

Следует также отметить, что основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть различные договоры. Например, в результате договора продажи земельного участка право собственности на него у собственника-продавца прекращается. Земельные правоотношения могут быть прекращены в результате истечения срока действия договора и т.д.

Субъекты земельных правоотношений. Субъектами земельных правоотношений, т. е. носителями прав и обязанностей в этих отношениях, законодательство признает Российскую Федерацию, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, юридических и физических лиц.

Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных правоотношений прежде всего в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих управленческих полномочий, правомочия распоряжения как собственников земельных участков, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности (федеральной собственностью) (п. 2 ст. 9 ЗК РФ). Такими же полномочиями наделены субъекты РФ в отношении земельных участков, которые являются их собственностью (п. 2 ст. 10 ЗКРФ).

Что касается исполнительных органов государственной власти, то они выступают субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т. е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также становятся субъектами земельных отношений. Эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель (ст. 11 ЗК РФ).

Юридические лица являются субъектами земельных правоотношений. По общему правилу юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента возникновения у них прав на землю, например, в результате предоставления земельного участка.

Юридические лица могут иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных основаниях.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранные юридические лица также признаются субъектами земельных правоотношений.

Объекты земельных правоотношений. Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений и, соответственно, объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков. Земельные правоотношения обычно возникают тогда, когда в установленном порядке обособлена и индивидуализирована определенная часть земли, т. е. образован земельный участок. Во всех этих случаях земельные правоотношения существуют одновременно как непосредственно по поводу земли, являющейся природным объектом и ресурсом природы, так и по поводу индивидуализированной части земли.

В зависимости от вида земельных правоотношений их объектами могут быть также земли, т. е. определенные категории земель, которые отграничиваются друг от друга на основании установленных критериев и признаков. Например, земли населенных пунктов отграничиваются от других категорий земель границами населенных пунктов. Объектами земельных правоотношений могут быть земли лесного и водного фондов. Как правило, эти земли находятся в публичной собственности. Лесное законодательство предусматривает право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах; водное законодательство - право общего водопользования, т. е. общедоступного, открытого пользования водными объектами для купания, рыбной ловли и других целей. Земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.

Юридическое понятие «земельный участок». Экспансия доктрины гражданского права о так называемых вещных правах в сферу земельного права привела к изменению определения понятия «земельный участок». До 1 марта 2015 г. ст. 11 1 ЗК РФ характеризовала земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Ныне п. 3 ст. 6 ЗК РФ содержит следующую дефиницию. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, на первый взгляд можно предположить, что только земельный участок может быть объектом права собственности и иных прав на землю и что земельный участок признается недвижимой вещью. Однако такое представление не соответствует не только теории земельного права, но и Конституции РФ, действующему законодательству, в том числе гражданскому.

1. Объектами права собственности и иных прав на землю могут быть не только земельные участки, обладающие характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенных вещей, но и земля. Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Это означает, что Конституция РФ признает объектом права собственности землю, а не земельный участок.

Указанное определение противоречит подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, который закрепляет принцип учет значения земли как основы жизни и деятельности человека: регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Кроме того, согласно подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ действует принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. В этих статьях речь идет о земле как недвижимом имуществе, а не о земельном участке как недвижимой вещи. Указанные правовые нормы-принципы имеют приоритет по отношению ко всем иным правовым нормам ЗК РФ. Эти нормы-принципы ставят во главу угла признание земли как природного объекта и ресурса. Земля признается недвижимостью, но не «недвижимой вещью».

Кроме того, в п. 3 ст. 6 ЗК РФ существует внутреннее противоречие. С одной стороны, объектом прав признается только земельный участок, а с другой - говорится о правах на землю, хотя с позиций гражданского права логически правильно было бы говорить о вещных правах или правах на земельные участки.

Данное определение, как это ни покажется на первый взгляд странным, не соответствует нормам ГК РФ. Данный Кодекс признает объектами права собственности и иных прав на землю не только земельные участки, но и землю. Согласно его п. 1 ст. 126 обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Пункт 3 ст. 129 ГК РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Пункт 3 ст. 209 ГК РФ определяет полномочия собственника в отношении земли, а не земельного участка. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 Кодекса), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Объектом права собственности и некоторых иных прав гражданское законодательство признает землю. Статья 260 ГК РФ называется «Общие положения о праве собственности на землю», а ст. 269 ГК РФ - «Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования».

2. Определение понятия «земельный участок» как объекта права собственности не позволяет применить его в отношении земель, которые находятся в публичной собственности. В публичной собственности могут быть не только земельные участки, но и земля, земли, т. е. отдельные категории земель. Объясняется это тем, что только очень незначительная часть государственных и муниципальных земель существует в виде земельных участков. Образование земельных участков, проведение государственного кадастрового учета земельных участков, в результате чего устанавливаются их границы, - это довольно сложный процесс. Очень трудно представить ситуацию, когда вся огромная территория нашей страны будет разграничена на отдельные земельные участки. Для этого потребуются века .

Хотя п. 3 ст. 6 ЗК РФ признает объектом прав на землю только земельный участок, гражданское законодательство считает объектами права государственной собственности землю, а не земельные участки. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Согласно ст. 8 ЛК РФ объектом права собственности признается лесной участок. Лесные (т. е. земельные) участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» уточняет это положение, признавая все земли лесного фонда федеральной собственностью, поскольку лишь на незначительной части данной категории земель образованы лесные участки.

Согласно п. 2 ст. 102 3К РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Поэтому подавляющая часть водных объектов и тем самым земель водного фонда (но не земельных участков) находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) (п. 1 ст. 8 ВдК РФ).

3. Законодательство признает земельным участком не только участок, границы которого определены, т. е. участок, характеристики которого позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи. В законодательстве используется понятие земельный участок в фактическом пользовании. На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин РФ вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие этого Кодекса.

Главное отличие такой дефиниции от определения в ст. 6 ЗК РФ заключается в том, что в отношении фактически используемого земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет и не определены его границы.

Кроме того, нужно иметь в виду следующее. Как предусмотрено в п. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, которые содержатся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Образование земельных участков. Согласно ст. II 2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности. Земельные участки образуются также при создании искусственных земельных участков.

Особо следует отметить, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых в указанных случаях образуются земельные участки.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в некоторых иных случаях. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется согласно проекту межевания территории, утвержденному в соответствии с ГсК РФ, или проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, либо утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (ст. 11 3 ЗК РФ).

В ст. II 4 ЗК РФ определены требования к разделу земельного участка. При этом образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, обычно прекращает свое существование. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При этом образуются один или несколько земельных участков. Земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (ст. 11 5 ЗК РФ).

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается. В этом случае у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок (ст. 11 6 ЗК РФ).

В соответствии со ст. II 7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка прекращается существование исходного земельного участка и образуется новый земельный участок. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в силу соглашений между собственниками.

Статья 11 9 ЗК РФ определяет требования к образуемым и измененным земельным участкам. Так, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых согласно законодательству о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если это приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные 3 К РФ, иными федеральными законами и др.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, утверждаются их условные номера (ст. 11 10 ЗКРФ).

Индивидуализация и идентификация земельного участка. Для того чтобы часть земли была признана земельным участком, он должен отвечать определенным признакам, которые выработаны в теории земельного права. Так, он должен быть индивидуализирован. Под индивидуализацией земельного участка понимается выявление таких особых его характеристик, с помощью которых возможно однозначно отличить данный участок от других земельных участков. Основными признаками (характеристиками) земельного участка, с помощью которых осуществляется его индивидуализация, являются местоположение, площадь и границы участка. Эти признаки устанавливаются в результате проведения государственного кадастрового учета земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь; другие сведения.

В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости: ранее присвоенный государственный учетный номер; адрес объекта недвижимости; сведения о вещных правах и об обладателях этих прав; сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование земельного участка и др. (п. 2 указанной статьи).

Местоположение земельного участка - это его адрес. Согласно п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. №42", запись об объекте недвижимости в Реестре объектов недвижимости имеет определенную структуру. В частности, указывается адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в Реестр вносится описание его местоположения с указанием субъекта РФ, муниципального образования, населенного пункта (при наличии).

Границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и выполнения обязанностей их собственников, других лиц, использующих земельные участки на законных основаниях.

Как предусматривает п. 8 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», площадью земельного участка, определенной с учетом установленных требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Согласно п. 7 ст. 38 этого Закона местоположение границ земельного участка указывается посредством определения координат характерных точек таких границ, т. е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При выполнении кадастровых работ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (п. 1 ст. 39 данного Закона).

Таковы основные способы индивидуализации земельного участка. Понятие «индивидуализация земельного участка» отличается от понятия «идентификация земельного участка». Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ст. 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Характеристики земельного участка. В законодательстве закрепляются по крайней мере два основных вида характеристик: 1) характеристики земельного участка как объекта природы, природного ресурса; 2) характеристики земельного участка как недвижимого имущества.

Характеристики земельного участка как объекта природы и природного ресурса отражают его качественные и количественные свойства и параметры. Например, они указаны в ст. 40 ГсК РФ: размеры земельных участков, конфигурация земельных участков, инженерно-геологические характеристики. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» 1 выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов и др.

Правовые характеристики земельного участка как недвижимого имущества закреплены в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости», в п. 3 ст. 1 которого указывается следующее. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества. Уникальные характеристики земельного участка, как отмечалось выше, указаны в ст. 7 этого Закона.

Виды документов на земельные участки. Законодательство содержит положения об оформлении ряда документов в отношении земельных участков. Так, п. 4 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает кадастровый паспорт объекта недвижимости. Это выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта иные сведения о нем. Форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2012 г. № 831 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» .

В соответствии сп. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. Свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 1 паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

Если на земельном участке находится памятник природы, то требуется оформление охранного обязательства, паспорта (п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Статья 44 ГсК РФ предусматривает оформление градостроительного плана земельного участка применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В законодательстве некоторых субъектов РФ требуется оформление и иных документов. Например, в соответствии со ст. 8 Закона Московской области от 2 декабря 2006 г. № 212/2006-03 «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области» оформляется паспорт плодородия земельного участка - документ, характеризующий уровень почвенного плодородия и его изменения в процессе хозяйственного использования земельного участка. В случае перехода права на земельный участок прежний собственник, землевладелец, землепользователь или арендатор земельного участка передает паспорт плодородия земельного участка новому собственнику, землевладельцу, землепользователю или арендатору.

Статья 1 Закона Ставропольского края от 15 мая 2006 г. № 31-кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» 1 предусматривает паспорт качества почв земельного участка - официальный документ о состоянии плодородия почв земельного участка.

Виды земельных участков. В законодательстве закреплены понятия различных видов земельных участков.

Так, понятие «лесной участок» аналогично понятию «земельный участок». Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в установленном порядке. В отношении лесного участка оформляется кадастровый паспорт лесного участка.

В ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений) .

Огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Дачный земельный участок представляет собой земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Существует также понятие земельные участки общего пользования. Так, п. 12 ст. 85 ЗК РФ относит к числу земельных участков общего пользования участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). В п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» 1 указаны земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, которые допускаются законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В законодательстве используется также понятие искусственный земельный участок. Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или на его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком (п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»),

Очень часто понятию «земельный участок» корреспондирует понятие смежный земельный участок. Смежный - находящийся непосредственно рядом, имеющий общую границу . Правовое значение взаимосвязанного использования этих двух понятии заключается в том, что с их помощью осуществляются индивидуализация земельного участка, постановка участка на кадастровый учет. Так, ст. 11 6 ЗК РФ предусматривает, что при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок и существование таких смежных земельных участков прекращается. Согласно ст. II 7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Следует различать понятия «смежный земельный участок» и соседний земельный участок. Соседний - расположенный вблизи, рядом с кем-нибудь, чем-нибудь 1 . Нельзя не отметить, что иногда указанные термины используются в законодательстве без учета этого различия. Примером тому может служить ст. 274 ГК РФ, согласно которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Существуют понятия, фактически тождественные понятию «земельный участок». Некоторые виды земель транспорта представляют собой довольно узкую полосу земли очень большой протяженности, например полосы отвода земли для железных или автомобильных дорог. Не совсем точно применять термин «земельный участок» в отношении таких земель с учетом того, что их основной отличительный признак - большая протяженность. В отношении данных земель используется термин полоса отвода.

Другой пример. Согласно п. 3 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов. Как указано в ст. 8 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» , в интересах надлежащего содержания Государственной границы РФ пограничным органам в порядке, установленном законодательством РФ, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государствен-

ной границы РФ на суше и при необходимости по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.

Понятие «угодье». Наряду с понятием «земельный участок» в законодательстве применяется понятие «угодье», которое отражает вид функционального использования земельного участка, обусловленный его естественными свойствами и наличием на нем определенных природных ресурсов. С помощью данного термина уточняется правовой режим отдельных участков земли.

Выделяются разные виды угодий. Статья 77 ЗК РФ рассматривает сельскохозяйственные угодья как вид земель сельскохозяйственного назначения. В ст. 79 ЗК РФ определяются подвиды сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Отличие понятия «сельскохозяйственное угодье» от понятия «земельный участок» заключается в том, что угодье не индивидуализуется путем определения его местоположения и границ в том же порядке, как и земельный участок. Обычно угодье является частью самостоятельного земельного участка, поэтому индивидуализация угодья осуществляется путем индивидуализации всего земельного участка.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 1 определяет охотничьи угодья как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Согласно ст. 7 этого Закона в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных данным Законом (закрепленные охотничьи угодья), и на охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).

Часть земельного участка. Как указано в ст. 6 ЗК РФ, объектом земельных отношений могут быть части земельного участка. Обычно объектом земельных правоотношений выступает земельный участок как единое целое. Однако возникают ситуации, когда части одного участка могут использоваться разными лицами, на разных титулах; когда участок применяется одним лицом, но одна его часть принадлежит ему на одном праве, а другая - на ином; когда отдельные части одного и того же земельного участка имеют различный правовой режим. В таких случаях приходится выделять части земельного участка как отдельные объекты земельных правоотношений. Типичны ситуации, когда одна часть земельного участка находится в собственности гражданина, а другая - в пожизненном наследуемом владении. В этом случае указанные части земельного участка выделяются особо, а иногда вовсе не выделяются. Кроме того, сервитут может быть установлен в отношении части земельного участка.

Содержание земельных правоотношений. Содержание земельных правоотношений составляют права и обязанности, установленные нормами земельного законодательства, в соответствии с которыми субъекты земельных правоотношений используют и обеспечивают охрану находящихся в их собственности, владении, пользовании, аренде либо на иных титулах и основаниях земельных участков.

Так, ст. 40 ЗК РФ определяет права собственников земельных участков по их использованию. Собственник земельного участка имеет права: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения и др. Права по использованию земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков закреплены в ст. 41 ЗК РФ. Так, по общему правилу лица, не являющиеся собственниками земельных участков, кроме обладателей сервитутов, осуществляют указанные выше права собственников земельных участков, за некоторыми исключениями.

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся их собственниками, по использованию земель сформулированы в ст. 42 ЗК РФ. Эти лица обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и т. д.

  • Примером может служить ситуация, сложившаяся в Великобритании. Работы по межеванию земель, составлению планов земельных участков в Англии и Уэльсе, которые проводит Государственное картографическое управление, начались еще в 1791 г., и они до сих пор не завершены.
  • См.: РГ. 2010. 9 апр.
  • СЗ РФ. 2002. №4. Ст. 251.
  • См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 723.
  • См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 730.
  • Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
  • СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Субъекты прав на землю – это лица, которые приобрели права на земельные участки, в установленном законом порядке. Субъекты прав на земельный участок, субъекты земельных и гражданских правоотношений совпадают.

Лица – обобщающее понятие для всех субъектов гражданских прав. Ст. 5 ЗК определяет, что участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования .

Под физическими лицами гражданское законодательство понимает граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28.11.1991г. «О гражданстве Российской Федерации». Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ. Лицо, которое не имеет доказательств о принадлежности к другому государству и при этом не является гражданином РФ, считается лицом без гражданства (апатрид). Тот, кто наряду с российским гражданством, имеет гражданство другой державы, является лицом с двойным гражданством (бипатрид).

Средствами индивидуализации граждан являются имя (которое, как правило, состоит из имени собственного, отчества и фамилии) и место жительства. В соответствии с ст. 19 ГК, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК).

Для того чтобы быть субъектом гражданских прав, лицо должно обладать совокупностью установленных законом качеств, которыми являются правоспособность и дееспособность. Понятие и содержание гражданской правоспособности граждан раскрывается в Гражданском кодексе (ст. 17; 18; 21).

Гражданская правоспособность это способность иметь гражданские права и нести обязанности. У граждан РФ она возникает с момента рождения, прекращается смертью и признается в равной степени за всеми. Земельная правоспособность граждан – способность иметь права на земельный участок и нести связанные с этим обязанности, определенные земельным законодательством . В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом (ст. 34 ЗК).

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их. У граждан полная дееспособность возникает с 18 лет. Гражданское законодательство предусматривает 2 исключения из этого правила – эмансипация и вступление в брак до достижения совершеннолетия. При вступлении несовершеннолетнего в брак, он приобретает полную дееспособность с момента заключения брака. Эмансипация – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, которое производится по решению органа опеки и попечительства, а при несогласии родителей, усыновителей или попечителей, по решению суда. Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по найму, либо занимается предпринимательской деятельностью. Гражданское законодательство наделяет частичной дееспособностью малолетних детей в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет. Однако земельная дееспособность, т.е. способность своими действиями осуществлять права на земельный участок и нести обязанности, возникает не постепенно, а сразу и только с момента приобретения полной гражданской дееспособности, т.к. земля находится в режиме недвижимого имущества и все сделки с земельными участками должны проходить государственную регистрацию. Гражданское законодательство определяет, что подобные сделки неправомочны совершать ни несовершеннолетние лица, ни, тем более, малолетние.

Правоспособность и дееспособность – неотъемлемые качества субъекта правоотношений. Никто не может быть не только лишен их, но даже ограничен иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом. Необходимо учесть, что такие ограничения в области земельных правоотношений могут быть установлены только федеральным законом, что вытекает из смысла ст. 9 ЗК РФ.

Способность нести самостоятельную юридическую ответственность за совершенные деяния называется деликтоспособностью. Только деликтоспосбный гражданин может быть привлечен к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Деликтоспосбность является частью дееспособности.

Например, собственником земельного участка может стать даже малолетний ребенок буквально с рождения, в случае, если он получил его в наследство или в дар. Право быть собственником имущества, в том числе в виде земельного участка – неотъемлемое право любого гражданина. Однако осуществить свои права в реальных действиях, например, использовать по своему усмотрению, продать или подарить земельный участок, он сможет, только достигнув совершеннолетия, т. е. с момента возникновения дееспособности в полном объеме, равно как и нести ответственность за соблюдение земельного и иного законодательства при осуществлении своих прав на землю. Права несовершеннолетних собственников реализуют их законные представители. ЗК РФ предоставляет законным представителям несовершеннолетнего собственника предавать земельный участок в аренду, в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, на срок до достижения наследниками совершеннолетия (п. 10 ст. 22).

Граждане, в соответствии с ЗК, могут быть субъектами права собственности, пожизненного наследуемого владения (если оно было предоставлено до введения в действие ЗК РФ или унаследовано); права постоянного (бессрочного) пользования (если оно предоставлено в установленном законом порядке до введения ЗК РФ в действие); обладать правом на служебный надел; арендовать земельный участок; быть владельцами сервитута.

Субъектами прав на землю так же являются юридические лица.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Право - и дееспособность юридические лица возникает одновременно с момента государственной регистрации.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на праве аренды. Юридические лица, определенные ст. 20 ЗК, могут быть субъектами права постоянного бессрочного пользования либо права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельные участки в зависимости от видов его организационно-правовой формы.

Особого рассмотрения требуют права иностранных граждан и иностранных юридических лиц на земельные участки. Если иностранные граждане - это лица, не имеющие российского гражданства, но являющиеся гражданами другого государства, то иностранными юридическими лицами признаются организации, учрежденные за пределами РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К тому же их права могут дополнительно ограничиваться, но только на основании федерального закона. Такие ограничения устанавливаются Земельным кодексом РФ.

Юридическим основанием установленных ограничений является норма ст. 9 Конституции РФ, где определено, что земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное конституционное положение можно толковать как принцип приоритета прав на землю граждан РФ перед правами иностранцев.

Параметры ограничения правосубъектности иностранных граждан и иностранных юридических лиц заложены в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, где говориться, что права этих лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК и федеральными законами. Таким образом, основные ограничения содержаться именно в области приобретения права собственности иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.

Если учесть, что названные лица, не могут обладать земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования, то ограничения не затронули только право аренды, где у иностранных граждан и юридических лиц тот же объем право- и дееспособности, что и у российских.

Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как субъектов земельных отношений объединяет их общая публичная природа. В земельных отношениях они выступают в двух качествах: как регуляторы земельных отношений по поводу земель, составляющих их территорию, и как собственники земель. Если в первых отношениях эти лица проявляют свой публично-властный характер, то в отношениях по поводу права собственности они участвуют на равных началах с другими субъектами гражданского оборота и гражданских отношений. П. 2 ст. 124 ГК РФ определяет, что к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно ст. 125 ГК от имени РФ и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

Земельный кодекс определяет, что Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования могут владеть земельными участками на праве собственности. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК, они участвуют в гражданских отношениях на равных основаниях с другими лицами, однако, публичные образования являются субъектами исключительно права собственности. Ни земельное, ни гражданское законодательство не предусматривает оснований возникновения иных вещных или обязательственных прав у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Земельное законодательство для обозначения некоторых субъектов прав на землю применяет специальные понятия, определение некоторым из которых дается в п. 3 ст. 5 ЗК:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Всех выше перечисленных лиц можно объединить под единым понятием «правообладатели земельных участков». При этом у каждого права свой круг субъектов, установленный законодательством.

3. Понятие и содержание права собственности на землю.

Право собственности занимает центральное место в системе прав на землю, так как все остальные права являются производными от права собственности. Только собственник может уступить часть своих правомочий, передав земельный участок другому лицу на каком – либо праве. Таким образом, как правило, иные права на землю возникают в результате волеизъявления собственника.

В юридическом плане право собственности – это закрепление правовыми нормами определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи . Право собственности – центральный институт гражданского права. Право собственности на землю – институт не только гражданского, но и земельного права. Его содержание определяется нормами как гражданского, так и земельного законодательства. Поэтому институт права собственности на землю рассматривается в качестве важнейшего института земельного права.

Право собственности – наиболее полное по объему право, дающее обладателю наибольшую свободу в осуществлении своих правомочий. Правомочия – волевые, т.е. основанные на автономии, независимости воли лица действия, которые собственник вправе осуществить по отношению к своему имуществу.

По общему правилу гражданского законодательства, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК). Собственнику принадлежат права по владению, пользованию и распоряжению имуществом и это как раз и составляет триаду правомочий собственника.

В Гражданском кодексе отдельно подчеркивается, что содержание права собственности на землю таково же по своему объему, как и по отношению к любому другому имуществу. Однако, ввиду особой ценности объекта отношений, коим является земельный участок, правомочия собственника существенно ограничиваются. Основные принципы правового регулирования права собственности на землю заложены в ст. 36 Конституции РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». Таким образом, основанием для установления ограничений является необходимость охранять землю как часть природной среды, а так же права и законные интересы других лиц. При этом круг лиц, интересы которых могут быть затронуты при осуществлении землепользования, не исчерпывается правообладателями земельных участков, а включает в себя всех, проживающих на данной территории людей. На это прямо указывает норма п. 1 ст. 9 Конституции: «Земля и другие природные ресурсы и используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В Конституции так же указывается, что условия, и порядок пользования землей, определяются на основе федерального закона (п. 3 ст. 36). Таким законом, прежде всего, является кодифицированный нормативный акт, обладающий большей юридической силой по сравнению с иными специальными законами – Земельный кодекс Российской Федерации. При этом регулирование земельных отношений основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п. 11 ст.1 ЗК РФ). Пределы оборотоспособности земли устанавливаются земельным и другим природоресурсным законодательством, на которое содержится прямая ссылка в п. 3 ст. 129 ГК, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется свободно в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Владение – право хозяйственного господства над имуществом. По отношению к земельному участку чаще всего выражается в огораживании, установке межевых знаков, возможности для юридических лиц числить земельный участок на балансе.

Пользование – извлечение полезных свойств вещи. Как известно, землю можно использовать в двух видах:

· Как средство производства и одновременно условие труда – в сельском и лесном хозяйствах;

· Как базис для размещения объектов, причем как природных, так и рукотворных.

Можно однозначно сказать, что земля используется во всех сферах деятельности человека. По общему правилу использует имущество только тот, кто им фактически обладает, т.е. владелец.

Пользование земельным участком может осуществляться только в соответствии с его целевым назначением. К тому же использовать земельный участок собственник может только в формах, прямо предусмотренных земельным законодательством. Таким образом, действует разрешительный характер земельного права.

Распоряжение – определение юридической судьбы вещи. В основном это выражается в праве совершать гражданско-правовые сделки, сопровождающиеся сменой собственника или без таковой, а так же иные юридически значимые акты.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам, не ущемляющие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, оставаясь при этом собственником этого имущества, отдавать свое имущество в залог, совершать с ним иные сделки.

Собственник имеет не только права, но и обязанности. В соответствии с ст. 210 ГК РФ каждый собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. По отношению к земельному участку это означает, что собственник в первую очередь уплачивает земельный налог. В соответствии с п. 7 ст. 1 ЗК РФ, любое использование земли осуществляется за плату. Закон «О плате на землю» определял, что налог устанавливается для стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а так же для выравнивания социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества. В настоящее время земельный налог относится к местным налогам и устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Основные начала земельного налога определены гл. 31 ч. II Налогового кодекса РФ. К тому же собственник за счет собственных средств обеспечивает охрану и защиту земельного участка, к чему его обязывает земельное законодательство.

Согласно ст. 211 ГК собственник несет риск случайной гибели или повреждения имущества. Это относится к случаям, когда гибель или повреждение произошли не по воле человека, либо виновного нельзя установить. Земля, в силу своих физических свойств, является неуничтожимой вещью. Однако земельный участок может быть испорчен, что проявляется в утрате или существенном снижении свойств земельного участка, что делает невозможным или затрудняет использование его по целевому назначению. В отношении земельного участка это может происходить в результате стихийных бедствий, антропогенных явлений глобального характера и т.п. (сели, наводнения, засухи, кислотные дожди, военные действия и т.п.).

Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.
Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.
Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений.
Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю.
Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Субъекты земельных отношений - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.)*. Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства - тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.

* ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.

Объекты земельных правоотношений. Общим объектом земельных правоотношений является земля как определенная часть земной поверхности. Это определенная территория - пространственная сфера деятельности использующего ее лица. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля может также использоваться как средство производства для выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и других растений.
В зависимости от вида земельных правоотношений их объектом могут быть определенная категория земель, их часть. Например, объектами земельных правоотношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривает право общего лесопользования и право общего водопользования, т.е. право граждан свободно пребывать в лесах и общедоступно, открыто пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей. Таким образом, земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.
Непосредственным объектом земельных правоотношений является земельный участок. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных правоотношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча