04.04.2019

Вопрос13. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Принципы осуществления правосудия только судом и независимости судей


1. При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.

2. Гарантии независимости судей арбитражного суда устанавливаются федеральным законом.

N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Статья 6. Равенство перед законом и судом

Правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 7. Состязательность и равноправие сторон

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статья 8. Язык судопроизводства

1. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке.

2. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке.

Статья 9. Гласность разбирательства дел

1. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое.

Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом.

О разбирательстве дела в закрытом заседании выносится определение.

2. Разбирательство дел в закрытом заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражном суде.

Статья 10. Непосредственность судебного разбирательства

Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.

Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении споров

1. Арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

2. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов.

5. Арбитражный суд в соответствии с законом или международным договором Российской Федерации применяет нормы права других государств.

Статья 12. Применение иностранного права

1. В случае применения иностранного права арбитражный суд устанавливает существование и содержание его норм в соответствии с их толкованием и практикой применения в соответствующем иностранном государстве.

2. В целях установления существования и содержания норм иностранного права арбитражный суд может в установленном порядке обратиться за содействием и разъяснениями в компетентные органы и организации в Российской Федерации и за границей либо привлечь специалистов.

3. Если существование или содержание норм иностранного права, несмотря на принятые меры, не установлено, то арбитражный суд применяет соответствующие нормы права Российской Федерации.

Статья 13. Обязательность судебных актов

1. Арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления.

2. Вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

3. Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Глава 2. Состав арбитражного суда

Статья 14. Состав арбитражного суда

1. В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.

Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.

По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

2. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально.

3. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

4. Все судьи при рассмотрении дел пользуются равными правами.

5. В случае, когда настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично разрешать дела и отдельные вопросы, он действует от имени арбитражного суда.

Статья 15. Порядок разрешения вопросов арбитражным судом

1. Вопросы, возникающие при рассмотрении дела арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним.

2. Судья, не согласный с решением большинства обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят.

Статья 16. Отвод судьи

1. Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу:

1) если он является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей;

2) если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве эксперта, переводчика, прокурора, представителя или свидетеля;

3) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

2. В состав арбитражного суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

Статья 17. Отвод эксперта и переводчика

1. Эксперт и переводчик не могут участвовать в рассмотрении дела и подлежат отводу по основаниям, указанным в статье 16 настоящего Кодекса.

Кроме того, основаниями для отвода эксперта являются:

1) его служебная или иная зависимость в момент разбирательства дела или в прошлом от лиц, участвующих в деле, или их представителей;

2) производство им ревизии, материалы которой послужили основанием или поводом для обращения в арбитражный суд либо используются при рассмотрении дела.

2. Участие эксперта или переводчика в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве соответственно эксперта или переводчика не является основанием для их отвода.

Статья 18. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела

1. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде другой инстанции.

2. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в какой-либо инстанции, не может участвовать в повторном рассмотрении этого дела в той же инстанции, кроме случаев рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 19. Заявление о самоотводе и об отводе

1. При наличии обстоятельств, указанных в статьях 16 и 17 настоящего Кодекса, судья, эксперт, переводчик обязаны заявить самоотвод.

По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле.

2. Самоотвод и отвод должны быть мотивированы и заявлены до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела заявление о самоотводе и об отводе допускается лишь в случаях, когда основание самоотвода и отвода стало известно арбитражному суду или лицу, заявляющему самоотвод или отвод, после начала рассмотрения дела.

Статья 20. Порядок разрешения заявленного отвода

1. В случае заявления отвода арбитражный суд должен выслушать мнение лиц, участвующих в деле, а также заслушать лицо, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.

2. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем арбитражного суда или председателем судебной коллегии.

3. Вопрос об отводе судьи при коллегиальном рассмотрении дела разрешается составом арбитражного суда в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным.

Вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, рассматривающего дело, разрешается председателем арбитражного суда или председателем судебной коллегии.

4. Вопрос об отводе эксперта и переводчика разрешается составом арбитражного суда, рассматривающим дело.

5. По результатам рассмотрения вопроса об отводе выносится определение.

Статья 21. Последствия удовлетворения заявления об отводе

1. В случае отвода судьи, или нескольких судей, или всего состава арбитражного суда дело рассматривается в том же суде, но в ином составе.

2. Если в результате удовлетворения отводов невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения данного дела в том же арбитражном суде, дело должно быть передано в другой арбитражный суд того же уровня.

Глава 3. Подведомственность и подсудность

Статья 22. Подведомственность дел


Направленное из одного арбитражного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, которому оно направлено. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются. V. Стадии арбитражного процесса 1. Первая стадия - возбуждение производства по делу Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется в...

И справедливости принимаемых судами решений. На основании всего выше изложенного, закономерно следует, что в центре исследования данной работы будет процесс конституционного регулирования судебной власти в Российской Федерации. Актуальность темы исследования определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в...

Споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий. В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель...

Нарушение нормативных предписаний в области доказывания неизбежно вызывает неблагоприятные последствия для всех субъектов; 5) подчиненность доказывания принципам арбитражного процесса. Доказывание - гибкий правовой институт, содержание которого зависит от принципов судопроизводства. В классическом следственном гражданском процессе царил принцип письменного процесса, не было представительства, ...

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Статья 1. Судебная власть ФКЗ о Судебной системе

Вопрос 6.Принцип осуществления правосудия судом.

Статья 118КРФ

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом .

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Разрешение уголовных дел, признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему уголовного наказания производится исключительно только судом.

Это объясняется тем, что:

1) именно при разрешении уголовных дел возможно наиболее серьезное государственное принуждение, в случае необоснованного осуждения наступают наиболее значительные негативные последствия, цена ошибки в данном случае несравнимо больше, чем цена возможной ошибки при разрешении какого бы то ни было иного правового спора;

2) суд является таким органом, который в наибольшей степени застрахован от возможных ошибок.

Только реально независимые судьи могут осуществлять справедливое правосудие. Поэтому обеспечению независимости судей и судебной системы в целом уделяется в государстве большое внимание.

«Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ», - гласит ст. 120 Конституции РФ.

В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям несут установленную законом ответственность. Это записано в ст.1 Закона «О статусе судей в РФ».

1) судья – единственный государственный служащий, который никому не подчиняется и ни перед кем не отчитывается в своей работе;

2) все решения судья принимает самостоятельно, никто не вправе воздействовать на судей при принятии ими решений;

3) всякое вмешательство в деятельность суда, от кого бы оно ни исходило, преследуется по закону, в том числе и в уголовном порядке;



4) при рассмотрении дела в коллегиальном составе все судьи, входящие в коллегию, равны, никто из них не имеет преимуществ;

5) любое решение судья принимает, руководствуясь своим правосознанием, совестью и законом. Таким образом, судья независим только в рамках закона.

Гарантии независимости судей можно разделить на 3 группы:

Политические – реальное осуществление принципов разделения властей, демократическое государственное и общественное устройство, отсутствие монопартийности, свободные СМИ.

Экономические – материальные гарантии независимости относятся как к судебной системе в целом, так и к каждому конкретному судье. Экономические гарантии независимости судебной системы выражаются, в частности, в том, что деятельность по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, ресурсному и организационному обеспечению осуществляется не исполнительной властью, а органами, включенными в судебную систему РФ.

Законодательство устанавливает материальные гарантии независимости и применительно к каждому конкретному судье. Данное положение закреплено в законе «О статусе судей в РФ».

Правовые:

А) установление предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия.

Б) наличие предусмотренного законом запрета под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельности суда по осуществлению правосудия.

В) наличие установленного порядка прекращения и приостановления полномочий судьи.

Г) несменяемость судей.

Д) право судьи на отставку.

Е) установление неприкосновенности судьи.

Вместе с тем принцип независимости судей и подчинение их только закону имеет и другую сторону, выражающуюся в подчинении судей закону. Это положение означает, что как государственные должностные лица судьи обязаны принимать свои решения по делам и правовым вопросам в рамках, установленных законом.

Поэтому принцип независимости судей и подчинение их только закону необходимо рассматривать в единстве и связи названных положений, обеспечивающих справедливое правосудие.

1. В Конституции РФ закреплено: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом" (ст. 120 Конституции РФ).

2. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

3. Необходимо строго соблюдать требования установленного Конституцией РФ и законами РФ демократического принципа судопроизводства - независимости судей и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебного решения.

4. Установленный Конституцией РФ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.

5. Независимость судей и подчинение их только закону - это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определенных, закрепленных в ст. ст. 9 - 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" гарантий того, что этот процессуальный принцип возможно реализовать. Таковыми являются следующие:

а) требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назначения;

б) присяга судей;

в) предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

г) запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

д) установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

е) право судьи на отставку;

ж) неприкосновенность судьи;

з) система органов судейского сообщества;

и) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

6. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. К тому же у судьи есть право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

7. Требования к судье, кандидату в судьи и порядок назначения кандидата на должность судьи следующие. Согласно ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" судьей может быть:

а) гражданин РФ;

б) достигший 25 лет;

в) имеющий высшее юридическое образование;

г) стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

д) сдавший квалификационный экзамен и

8. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет, а судьей Верховного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий соответствующий стаж работы не менее десяти лет.

9. По общему правилу полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком. Исключение из этого правила - лишь мировые судьи. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

10. Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.

11. Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

12. Прекращаются полномочия судьи по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

7) избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

Принципы осуществления правосудия только судом и независимости судей.

1. Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Кодексом.

Статья 8.1. Независимость судей

1. При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

3. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.

В ст. 118 Конституции записано: «Правосудие в РФ осуществляется только судом». В ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» закреплено, что суды учреждаются только в соответствии с Конституцией и названным выше Федеральным конституционным законом.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ РФ «О судебной системе РФ», не допус­кается.

Принцип, сформулированный в ст. 118 Конституции РФ, получает свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму суть правосудия: признать лицо ви­новным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором . Только суд вправе принять решение о применении указанных в законе мер процессуального принуждения, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Только суд вправе принять решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера.

Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Принцип осуществления правосудия только судом не огра­ничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответ­ствуют характеру и назначению разрешаемых в данной стадии задач.

Принцип определяет такой правовой режим, при котором отме­на или изменение судебных решений допускается, не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по УД. Ни одно судебное решение не м/б отме­нено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в том числе высшей гос. властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: всту­пившие в законную силу решения суда обязательны для органов гос. власти, физических и юридических лиц.

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в разрешении уго­ловных дел, какими не располагает ни одна иная форма гос. деятельности. Этот порядок заключает в себе наиболь­шие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Самостоятельность суда определяется конституционным принци­пом разделения гос. власти на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ, гл. 7 Консти­туции РФ «Судебная власть»).

Самостоятельность суда определяют принципы правосудия и организации судебной системы РФ.

Самостоятельность суда требует реализации судебной власти независимыми судьями, присяжными и народными заседателями.

В ст. 120 Конституции РФ записано: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону». Их независимость гарантируется организационными принципами судебной системы, порядком формирования судейского корпуса и привлечением к судопроизводству присяжных и народных заседа­телей, мерами гос., социальной защиты судей, при­сяжных и народных заседателей, процессуальными принципами их деятельности, определенным в законе порядком рассмотрения и разрешения дел.

Эти гарантии нашли свое закрепление в ряде законов, приня­тых в последние годы. В них определены важные положения, обеспечивающие самостоятельность суда и независимость судей:

· формирование корпуса суда, присяжных и народных заседате­лей (ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 3-6 Закона о статусе судей, ст. 80-85 Закона о судоустройстве);

· неприкосновенность судей, присяжных и народных заседате­лей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о судебной системе);

· меры гос. защиты судей (ФЗ «О гос. защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли­рующих органов» (СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1455) и др.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону определяет также взаимоотношения судов различных инстанций . Кассационная и надзорная инстанции, отменяя приговор и направ­ляя дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением их независимость и самостоятельность (ч. 2 ст. 352, ч. 7 ст. 380 УПК).

Независимость судей и подчинение их только закону проявляет себя не только вовне, но и внутри самой судебной коллегии, усиливая в ней коллегиальное начало. Каждый судья, присяжный, народный заседатель свободно выражают свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением могут изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу.

Судья при разрешении дела должен быть свободен от собствен­ных впечатлений, ранее выраженных убеждений по рассматрива­емому делу, поэтому судья, принимавший участие в рассмотрении дела в одной судебной инстанции, не вправе участвовать в рас­смотрении того же дела в другой судебной инстанции, а равно участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции после отмены приговора или определения о прекращении дела, постановленного с его участием (ч. 1 ст. 60 УПК).



Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких профессиональных и морально психологических качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, осознания своей независимости, чтобы противостоять любому посягательству на нее и выполнить свой долг так, как повелевает закон и голос совести

Независимость суда гарантируется в уголовном судопроизводстве:

– запретом на смешение в его деятельности судебных и каких-либо других процессуальных функций. В частности, суд не вправе возбуждать уголовные дела, поскольку это является начальной формой уголовного преследования;

– правом на отвод и самоотвод судей;

– запретом на навязывание суду чьего-либо постороннего мнения;

– запретом в уголовном процессе на применение формальных критериев оценки доказательств;

– правом суда в случае признания подсудимым своей виновности продолжить рассмотрение дела, если собранные доказательства оставляют у него сомнения в достоверности такого признания (ч. 2 ст. 316 УПК);

– гласностью судебного разбирательства;

– участием в составе представителей народа - шеффенов либо присяжных заседателей;

– служебным судейским иммунитетом.

Статья 8. Осуществление правосудия только судом

1. Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Кодексом.

Комментарии

1. Правило, закрепленное в ч. 1 комментируемой статьи, конкретизирует положение ч. 1 ст. 118 Конституции, согласно которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции судебная власть осуществляется, в частности, посредством уголовного судопроизводства. Понятие уголовного судопроизводства шире понятия правосудия, так как включает в себя не только деятельность судов по рассмотрению уголовных дел, разрешению жалоб на действия и решения органов предварительного расследования и разрешению других вопросов (правосудие), но и досудебную деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

2. Под судами в данной статье понимаются: ВС РФ, областные, краевые и равные им суды, районные суды, военные суды, а также мировые судьи. Действуя в пределах своих полномочий, они рассматривают дела в первой, второй и надзорной инстанциях.

3. Из принципа осуществления правосудия только судом, как отмечалось в Постановлении КС РФ от 28.11.1996 N 19-П по делу о проверке конституционности ст. 418 УПК РСФСР , следует, с одной стороны, что никакой иной орган не может принимать на себя функцию отправления правосудия, а с другой - что на суд не может быть возложено выполнение процессуальных функций, не согласующихся с его положением органа правосудия (ВКС РФ. 1996. N 5).

4. Несмотря на то, что в комментируемой статье говорится о недопущении лишения права на рассмотрение уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено УПК, лишь подсудимого, в силу ч. 1 ст. 47 Конституции такого права не может быть лишено любое лицо, в том числе обвиняемый и потерпевший, обжалующие в суд действия и решения органов предварительного расследования. Подсудность уголовных дел суду определяется исходя из территориального, предметного (родового), персонального признаков, а также в зависимости от полномочий различных составов судов (см. ст. 61 - 63). При решении вопроса о праве конкретного судьи на рассмотрение того или иного уголовного дела должно учитываться не только наличие у него судейского статуса, но и уровень и местонахождение суда, в котором он работает, а также отсутствие предусмотренных УПК обстоятельств, исключающих участие данного судьи в деле.

5. Изменение государственным обвинителем в ходе судебного разбирательства квалификации действий подсудимого на статью, предусматривающую ответственность за преступление, дело о котором относится к подсудности суда более низкого уровня, не предполагает необходимости передачи дела в этот суд. Подобного рода решение могло бы привести к ограничению полномочий суда по осуществлению правосудия и к нарушению прав участников процесса на судебное разбирательство в разумный срок (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека 1950 г.).

6. Касаясь вопроса о праве каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, КС РФ в Постановлении от 16.03.1998 N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР, ст. 123 ГПК РСФСР (ВКС РФ. 1998. N 3) признал не соответствующим Конституции произвольное изменение подсудности уголовных дел во внепроцессуальной форме и в отсутствие прямо указанных в законе оснований и условий для этого (см. ст. 31 - 36).

Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии независимости судей

Обратите внимание, что 02.07.2013 в УПК РФ появилась новая статья 8.1, которая так и называется "Независимость судей". В статье указано:

1. При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

3. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.

Если быть честным, то судьям посвящен целый Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" . В нем, в частности, есть статья 9, которая так и называется "гарантии независимости судьи". А в ней указано:

1. Независимость судьи обеспечивается:

  • предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • правом судьи на отставку;
  • неприкосновенностью судьи;
  • системой органов судейского сообщества;
  • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии".

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов.

4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча