17.04.2019

Законотворческий процесс в рф схема. Законотворческий процесс понятие, стадии, участники - закон. Федеральное агентство по образованию


МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

РЕФЕРАТ

На тему:

«ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

План:

1. Понятие законодательного процесса

2. Законодательная инициатива

3. Обсуждение законопроекта

4. Принятие закона

1. Понятие законодательного процесса

Понятие законодательного процесса подразумевает его толкование в двух значениях: во-первых, как порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта; во-вторых, как саму эту деятельность.

Законодательный процесс непосредственно как деятельность осуществляется законодательным органом - парламентом или главой государства. В определенных случаях в законодательном процессе может участвовать правительство, а иногда, в редких случаях, он осуществляется посредством особой процедуры - референдума.

Необходимо отличать понятие законодательного процесса от законотворчества, поскольку последнее является более широким понятием, которое охватывает не только собственно создание закона, но и включает оценку его эффективности и возможность последующей корректировки. В законотворчестве участвуют субъекты, которые никакими специальными правами в данной области не обладают ("группы давления", исследовательские центры и т.д.).

В отличии от вышесказанного, законодательный процесс, как порядок деятельности, является более сложным явлением и требует более детального изучения. Законодательный процесс имеет свои стадии. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

3) принятие закона;

2. Законодательная инициатива

Законодательная инициатива - это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Между законопроектом и законопредложением существуют различия. Под законопроектом подразумевается текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.); законопредложение же имеет целью лишь идею или концепцию будущего закона. Но вместе с этим в ряде стран между этими понятиями имеются также различия по субъекту внесения в законодательный орган. Так, в частности, законопредложением именуется законопроект (несмотря на наличие всех атрибутов) который вносится определенным субъектом, не имеющим право вносить законопроект.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но вместе с этим, разумеется, парламент не обязан принять соответствующий закон или может принять его совсем в ином виде, чем предполагалось при внесении.

Круг субъектов права законодательной инициативы различен в разных странах и определяется в основном конституциями. Так в соответствии с Конституцией США таким правом обладают лишь парламентарии (за исключением проектов бюджета). В Германии законопроекты вносятся Федеральным правительством, депутатами Бундестага и Бундесратом (статья 76 Основного закона).

В странах с двухпалатным парламентом в соответствии с конституциями или законами субъекты права законодательной инициативы обычно обращаются со своими проектами и предложениями либо в любую из палат, либо только в нижнюю. В США законопроекты (билли) могут вноситься в любую палату; парламентарий обычно вносит свой проект в ту палату, членом которой состоит; исключение составляют лишь финансовые билли, которые вносятся в палату Представителей (часть первая разд. 7 ст.I Конституции США). В Германии законопроекты вносятся только в Бундестаг (ст. 76 Основного закона).

В настоящее время к осуществлению своего права субъектам законодательной инициативы предъявляются ряд требований. Так, например, согласно Регламенту Германского Бундестага законопроекты, вносимые его депутатами, должны быть, как правило, подписаны одной из фракций или 5% депутатов (примерно более 30 человек), причем законопроекты должны содержать краткое обоснование.

Эти меры осуществляются в основном для того, чтобы вносились законопроекты, уже получившие определенную поддержку, а не всевозможные предложения отдельных парламентариев.

В подавляющем большинстве стран главным поставщиком законопроектов является правительство. Именно поэтому часто в конституциях и законодательстве правительство указывается как один из субъектов права законодательной инициативы. Но нередко эта инициатива облагается конституцией особыми условиями. Так, к примеру, Основной закон Германии в ч.2 ст.76 предусматривает, что проекты Федерального правительства следует сначала направлять в Бундесрат (чтобы выявить позицию земель), который может высказаться в течение шести недель. Если же законопроект обозначен как срочный, то правительство может направить его сразу в Бундестаг, куда затем поступает заключение Бундесрата. В свою очередь Бундесрат, в случае внесения им законопроекта, должен также предоставить его Федеральному правительству, которое делает по нему свое заключение.

Главы государств, как правило, не входят в число субъектов права законодательной инициативы, но в ряде президентских республик это право реализуется косвенным путем. Так, Конституцией США в разделе 3 статьи II предусмотрены послания Президента Конгрессу о положении Союза. Эти послания нередко содержат программу законодательных мероприятий, на базе которой парламентарии, принадлежащие к президентской партии, выступают формально со своей личной законодательной инициативой.

Особым видом законодательной инициативы является так называемая "народная инициатива". В данном случае субъектом права законодательной инициативы являются граждане данного государства. В отношении народной инициативы часто устанавливаются различные ограничения. Так часть вторая статьи 71 Итальянской Конституции устанавливает, что для законодательной инициативы необходим актив не менее 50 тысяч избирателей, а также, чтобы проект вносился ими в форме статей закона. Помимо этого в статья 71 в части 1 записано, что право законодательной инициативы предоставляется определенным органам и учреждениям, а в части 3 статьи 99 и части 2 статьи 121 устанавливается, что это право предоставляется Национальному совету экономики и труда по экономическим и социальным вопросам. Это так называемая специальная инициатива.

3. Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта - это работа над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях). Это наиболее объемная стадия законодательного процесса. Она организуется в различных сочетаниях.

Обсуждение на пленарных заседаниях палат часто именуется чтением законопроекта. Как правило закон принимается в трех чтениях. В каждой стране эти чтения имеют свою специфику, но в общем они имеют общую суть и ряд характерных признаков.

Смысл первого чтения заключается в том, чтобы решить необходимо ли принятие конкретного закона вообще. В первом чтении как правило заслушивается доклад инициатора законопроекта, а сами парламентарии должны оценить основную идею законопроекта, а также должны определиться, существуют ли в этом направлении пробелы в законодательстве, есть ли в нем какие либо дефекты. Если по мнению большинства членов палаты необходимости в таком законе не существует, то законопроект отклоняется и дальнейшему обсуждению не подлежит; если же выносится решение в пользу необходимости закона, то законопроект считается принятым в первом чтении и передается в соответствующие комитеты (комиссии) для дальнейшей разработки.

Второе чтение означает обсуждение проекта в целом, по существу, включая его детали. Оно проводится как правило по докладу комитета, проводившего его разработку. Во втором чтении обсуждаются предложения различных групп по отдельным принципиальным решениям. Если выясняется что определенную часть парламентариев этот закон не устраивает в таких принципиальных положения, то законопроект отклоняется и прекращается всякая работа над ним; если же такого не происходит, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки к тексту. При этом регламентами устанавливаются дополнительные требования к процедуре принятия поправок: например, в США устанавливается ограничение на время обсуждения поправок - не более 5 минут. После голосования поправок палата в случае серьезных разногласий может вернуть законопроект на доработку в комитет или, если палата одобрила проект во втором чтении, он возвращается в комитет (комиссию) для редакционной отработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается в целом со всеми принятыми ранее поправками. На этом этапе новые поправки уже не допускаются. Разумеется и в третьем чтении закон может быть отклонен голосованием, если он не набрал требуемого большинства голосов. Это как правило происходит в случаях, когда часть его сторонников не может согласиться с тем, что их поправки оказались отклонены. Но если необходимое большинство голосов набрано, то законопроект считается принятым или одобренным палатой.

В некоторых странах роль комиссий в законодательном процессе не одинакова. В частности, в Италии при подготовке проекта к чтению комиссии могут выносить решение по законопроекту вместо палаты, то есть фактически законодательствовать. А в Конгрессе США комитеты вообще могут придать биллю любые угодные им содержание и форму, решить его судьбу в целом. Кроме этого в США комитетами организовывается публичное слушания, когда комитет рассылает копии законопроекта заинтересованным организациям и дает их представителям выступить на своем заседании. Кроме этого в палате представителей Конгресса США, в палатах итальянского Парламента, в случае разногласий членов комиссии по законопроекту, меньшинство комиссии может подготовить по нему отдельный доклад и назначить своего докладчика.

Прекращение обсуждения подлежит оформлению. Инициатива может исходить от депутата, группы депутатов или председателя палаты. Решение по этому вопросу, как правило, принимается простым большинством присутствующих членов палаты, как, например, в Сенате США, где для этого требуется голоса двух третей присутствующих сенаторов.

4. Принятие закона

Эта стадия различается в зависимости от структуры конкретного парламента. В однопалатных парламентах эта стадия по сути есть завершение последнего или единственного чтения - последнее голосование. Голосование бывает обычным и поименным, причем тайное голосование используется крайне редко, а некоторыми регламентами напрямую запрещается.

В двухпалатных парламентах законопроект должен быть одобрен в одной и той же редакции обеими палатами. Но иногда предусматривается и другой порядок.

Все зависит от того какая из палат парламента имеет большую компетенцию, т.е. большую силу. В странах со слабой верхней палатой, например, процедура рассмотрения законопроекта в ней может быть сильно упрощена.

В случае расхождения во мнениях между палатами предусматриваются следующие варианты решения вопроса:

1) если палаты в законодательном процессе равноправны, закон не принимается;

2) если нижняя палата сильнее, закон в конце концов принимается в ее редакции;

3) есть редкие случаи, когда закон принимается только верхней палатой;

4) закон принимается на совместном заседании палат.

Так, в США закон не может быть принят, если одна из палат Конгресса с ним не согласна и работа согласительной комиссии не дала результатов. Основной закон Германии в статье 74-а устанавливает небольшую категорию обычных законов, которые не могут быть приняты без согласия Бундесрата. В отношении остальных законов Бундесрат в течение трех недель после их принятия Бундестагом может потребовать созыва согласительного комитета или в течение двух недель заявить протест против принятого закона, который может быть отклонен Бундестагом. Однако если Бундесрат принял протест двумя третями голосов своих членов, то отклонить его Бундестаг может лишь голосами двух третей присутствующих депутатов или по крайней мере большинством их общего числа. Кроме этого статья 81 Основного закона предусматривает возможность обойти главный законодательный орган - Бундестаг, в случае, если он не желает принять закон, принятие которого считает необходимым Федеральное правительство. Если этот конфликт между законодательной и исполнительной властью не привел к роспуску Бундестага, то по предложению Федерального правительства и с согласия Бундесрата Федеральный президент может объявить чрезвычайное законодательное положение (состояние законодательной необходимости). Если же и после этого Бундестаг вновь отклонит законопроект или одобрит его в редакции, неприемлемой для Федерального правительства, то закон, принятие которого добивается Федеральное правительство, будет считаться принятым, если его одобрит Бундесрат. Иными словами, закон принимается в этом случае одной лишь верхней палатой.

В течение шести месяцев после объявления чрезвычайного законодательного положения таким образом может быть принят и любой другой закон, отклоненный Бундестагом, но после истечения этого срока чрезвычайное положение не может объявляться вновь, пока длится срок полномочий того же Федерального канцлера.

Санкционирование закона осуществляется главой государства путем подписания его официального текста. В настоящее время сам термин санкционирование встречается довольно редко; как правило в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация".

В некоторых странах процедура санкционирования является в большей степени формальностью, поскольку не в силах повлиять на что-либо. Так, в соответствии с частью 1 статьи 82 Основного закона Германии устанавливает, что Федеральный президент лишь оформляет законы после контрассигнатуры и публикует их в "Бундесгазетцблатт" ("Федеральном вестнике законов"). У него нет никакого права вето.

Но во многих странах эта процедура имеет довольно серьезное значение. Дело в том, что в большинстве стран глава государства имеет право отлагательного вето, после чего закон возвращается в парламент на новое рассмотрение. Часто при этом глава государства сообщает парламенту свои замечания и возражения по содержанию закона. Так, согласно части второй раздела 7 статьи 1 Конституции США, каждый билль, прошедший обе палаты Конгресса, прежде чем стать законом, представляется Президенту, который либо подписывает билль, либо возвращает его со своими замечаниями в ту палату, в которую он поступил первоначально. Если после повторного рассмотрения каждая из палат примет билль двумя третями своих голосов, билль становится законом. Президенту на подписание дается 10 дней, по истечении которых билль становится законом даже если Президент не отреагировал на него.

Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в установленные конституцией сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике.

Другими словами, это издание специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осуществляется обычно указом, приказом или другим актом главы государства, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

Опубликование - это напечатание текста закона в установленном официальном издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Устанавливается срок вступления закона в силу (введения в действие), который определяется датой опубликования закона. Нельзя вводить закон в действие с момента его подписания (кроме законов, обращенных к государственным органам и не затрагивающих интересы, права и свободы человека и гражданина). Срок вступления закона в силу различен в разных странах: например, в Италии - 15 дней. В тексте самого закона может быть установлен и более длительный срок.

Список использованной литературы:

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т.2. Отв.ред. Б.А.Страшун.-М.:Издательство БЕК, 1995. - 448 c.

2. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие-МГЮА,1993

3. Конституция США.

4. Основной закон Германии.

1. Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

2. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

3) принятие закона;

2.1. Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий закон.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово‑экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).

Обсуждение законопроекта

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

2.3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух‑палатный, то для принятия закона требуется согла‑сие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

2.4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство - не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2 /3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Промульгация закона - опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Тема 18. Гражданство РФ

Нормативным выражением основ взаимоотношений гражданина и государства в том или ином обществе является правовой статус личности, под которым понимают законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности человека. Основы правового статуса человека и гражданина устанавливаются конституциями государств, а затем конкретизируются и гарантируются многочисленными законами и другими нормативно?правовыми актами.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы правового статуса личности. К ним относятся:

а) признание и гарантированность государством прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

б) равноправие и равенство граждан, запрещение дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

в) неотчуждаемость основных прав и свобод человека;

г) непосредственное действие прав и свобод человека;

д) возможность ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения в соответствии с законом, кроме оговоренных Конституцией (права на жизнь, на достоинство личности, на защиту от пыток и насилия, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайны, на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и вероисповедания, на свободное использование имущества, на жилище, на соблюдение процессуальных прав в уголовном судопроизводстве);

е) запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод;

ж) государственная (в том числе и судебная) защита прав и свобод человека.

Ряд ученых включает в правовой статус личности гражданство и общую правоспособность физических лиц, что вызывает возражения других специалистов, полагающих, что эти элементы следует считать лишь предпосылками правового статуса.

Гражданством называется устойчивая право?вая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. На территории государства могут проживать различные категории физических лиц:

а) граждане государства - лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства;

б) иностранные граждане - лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

в) лица без гражданства (апатриды) - лица, не являющиеся гражданами данного государства и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Основным нормативно?правовым актом, регулирующим наряду с Конституцией вопросы гражданства Российской Федерации, является принятый в 2002 г. Федеральный закон «О гражданстве РФ».

Общими принципами российского гражданства являются:

а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;

б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;

в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;

г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства;

д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства;

е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;

ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;

з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.

Законом «О гражданстве РФ» устанавливаются следующие основания приобретения гражданства:

1. Приобретение гражданства по рождению:

а) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;

в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;

г) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;

д) ребенок, родившийся на территории РФ У родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;

е) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

г. Прием в гражданство РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратить?ся с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно;

б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком.

Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года в случае:

а) рождения лица на территории РСФСР и наличия у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояния в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;

в) наличия у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ;

г) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;

д) предоставления лицу политического убежища на территории РФ;

е) признания лица беженцем.

В упрощенном порядке (без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ) в гражданство РФ принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, если они:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя - гражданина РФ;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

3. Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Однако они должны соответствовать условиям, предъявляемым при приеме в гражданство в общем порядке. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ;

б) в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления, законно выдворялись за пределы РФ;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за совершения преступления;

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом;

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство или в течение 5 лет непрерывного проживания на территории РФ.

4. Иные основания приобретения гражданства (например, при приобретении гражданства РФ обоими родителями их дети также становятся гражданами РФ).

При изменении Государственной границы РФ лица, проживающие на территории, которая вошла в состав РФ, имеют право на выбор гражданства РФ (оптацию) в порядке и в сроки, установленные соответствующим международным договором РФ.

Российское законодательство предусматривает наряду с основаниями приобретения гражданства РФ также и основания его прекращения. В качестве таких оснований закон устанавливает:

1. Выход из гражданства, который может иметь место по добровольному ходатайству гражданина РФ. Выход из гражданства не допускается, если гражданин РФ:

а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

2. Иные основания (например, при прекращении гражданства РФ обоих родителей гражданство РФ их Детей прекращается при условии, что они не станут лицами без гражданства).

При изменении государственной принадлежности (выходе из состава РФ) территории постоянного проживания гражданина РФ последний может (в соответствии с условиями международного договора) выбрать иное гражданство.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы гражданства РФ относятся к компетенции Президента РФ Важную роль в принятии решений по вопросам гражданства играют министерства иностранных и внутренних дел РФ.


Похожая информация.


В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Законотворческий процесс - это создание и принятие закона или прочего нормативного акта при соблюдении определенной последовательности. При рассмотрении названной деятельности следует указать, что осуществляют ее компетентные органы: или парламент. Отдельные случаи предусматривают осуществление законотворческого процесса при участии правительства. В редких случаях проводится референдум.

Требует для осуществления определенных знаний. В мировой юридической практике они имеют название законодательной техники. Представляет она (техника) собой определенную структуру, включающую требования, которые необходимо соблюдать при формировании законов, нормативных и а также при их систематизации.

Законотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта закона. Вместе с этим определяется не только тема, но и направленность будущего акта. На этом этапе большое значение имеет основная идея и метод ее преподнесения, соответствие законопроекта в целом потребностям общественности в настоящее время.

Как правило, вместе с предлагаемым к разработке актом составляется предварительно и концепция, в содержание которой включен общий смысл и план, характеристика и основные направления и идеи.

Следующие стадии законотворческого процесса включают такие действия, как:

Внесение законопроекта в компетентный орган (проявление законодательной инициативы);

Рассмотрение;

Принятие;

Внесение предлагаемого акта возможно субъектом, наделенным законодательной инициативой. Компетентный орган обязан согласиться на предложение о принятии того или иного закона. Однако это не означает обязанность издать закон. Кроме того, компетентный принимающий орган может принять проект в совершенно ином виде, нежели было предложено.

При этом следует отметить определенное различие между законопроектом и законопредложением. Так, второе понятие характеризует лишь идею, концепцию предполагаемого нормативного акта. В то время как законопроект являет собой весь текст закона, со всеми прилагающимися атрибутами (параграфами, преамбулой, статьями и прочими элементами).

Рассмотрение нормативного акта подразумевает его обсуждение, работу над ним и в комиссиях (комитетах) и на пленарных заседаниях. Специалисты определяют этот этап, как наиболее объемный из всех, входящих в законотворческий процесс.

Обсуждение в ходе пленарных заседаний часто называют чтением. Обычно принятие закона осуществляется в трех чтениях.

Этап принятия закона в однопалатных парламентах завершает единственное или последнее чтение и являет собой голосование, которое разделяется на поименное или обычное. Крайне редко применяется тайное голосование.

Этап санкционирования закона осуществляет глава государства, подписывая его официальный текст. Сегодня указанное понятие применяется достаточно редко. Чаще всего конституции содержат такие определения, как «промульгация» или «подписание».

Промульгацией называют официальное провозглашение принятого парламентом закона. также значит, что закон был санкционирован в установленный Конституцией срок главой государства и опубликован в официальном вестнике.

Опубликованием называют напечатание текста в соответствующем установленном издании (официальном). В нем осуществляется воспроизведение полного аутентичного текста принятого нормативного акта. Вместе с этим устанавливаются сроки вступления (введения в действие) закона в силу. Этот этап завершает законотворческий процесс.

При рассмотрении законотворческого процесса на первый план выдвигается его характеристика как упорядоченной системы определенных стадий, которые связаны между собой и направлены на создание первичных юридических норм - принцип этапности.

В юриспруденции под стадией законотворческого процесса понимают самостоятельный этап в осуществлении процедурных действий по формированию государственной воли, либо организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание норм права высшей юридической силы .

Стадии этого процесса присущи принятию как законов, гак и для подзаконных актов, так как любой правотворческий процесс включает в себя два основных этапа:

  • 1) предварительные действия по созданию нормативного правового акта;
  • 2) действия соответствующего правотворческого органа по принятию нормативного правового акта.

Однако в современном обществе нельзя обойтись в правотворческом процессе и без дополнительных процедурных действий по доведению содержания принятого акта правотворчества до сведения всех адресатов. Таково содержание третьего этапа - официального опубликования текста нормативного правового акта. Таким образом, при первом приближении в законотворчестве можно четко обособить три основных стадии, о которых еще пойдет в дальнейшем речь.

Однако иногда считается целесообразным указать большее количество стадий :

  • 1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;
  • 2) подготовка проекта нормативного правового акта;
  • 3) рассмотрение его правотворческим органом;
  • 4) обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;
  • 5) принятие нормативного правового акта;
  • 6) опубликование нормативного правового акта.

Большинство из выделяемых стадий носит подготовительный или вспомогательный характер и не порождает юридически значимых последствий. Однако для осуществления правотворческого процесса они необходимы.

В последнее время одним из элементов правотворческого процесса в России становится проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения (см. параграф 1.4).

Только принятие проекта нормативного акта как правового соответствующим правотворческим органом превращает его в общеобязательный документ и позволяет признать эту стадию правотворческого процесса в качестве основной. А официальное опубликование текста принятого акта правотворчества способно возвести содержащиеся в нем правила поведения во всеобщий ранг и должно рассматриваться как решающая стадия правотворчества .

Законотворческий процесс носит более сложный характер. Однако и здесь в любом случае четко обособляются три основополагающие стадии. Правда, их именуют немного иначе:

  • 1) начальная (предпарламентская) стадия подготовки и внесения законопроекта;
  • 2) основная (парламентская) стадия рассмотрения и принятия закона;
  • 3) заключительная (послепарламентская) стадия промульгации (обнародования).

Промульгация (обнародование) - это официальное провозглашение принятого парламентом закона, которое означает его санкционирование главой государства в установленные конституцией (обычные и сокращенные) сроки, а также опубликование в официальном издании.

При этом под санкционированием понимается подписание главой государства официального текста закона.

Ряд конституций различают промульгацию, санкционирование и опубликование закона. В этом случае под промульгацией понимается особый акт главы государства, постановляющий об опубликовании принятого парламентом законодательного акта и предлагающий органам исполнительной власти соблюдать предписания этого акта .

Каждая из основополагающих стадий может включать несколько основных и дополнительных этапов. Их количество и содержание определяется принятой в стране регламентацией законодательного процесса, т.е. законодательной процедурой, которая в разных странах обладает рядом особенностей, но в то же время имеет много общих черт .

Соответственно, в Российской Федерации выделяют следующие стадии законотворческого процесса:

  • 1) стадия законодательной инициативы;
  • 2) стадия обсуждения законопроекта;
  • 3) стадия принятия закона;
  • 4) стадия промульгации.

Стадия законодательной инициативы - это официальное внесение законопроекта в законодательный орган (Государственную думу РФ) субъектами, обладающими таким правом в соответствии со ст. 104 Конституции РФ (идентично ст. 103 Регламента ГД РФ), влекущее за собой обязанность законодателя рассмотреть законопроект на своем заседании. Среди субъектов, обладающих правом законодательной инициативы - Президент РФ, Совет Федерации РФ, депутаты ГД РФ и многие другие органы государственной власти и должностные лица (всего 715 субъектов). Право законодательной инициативы является субъективным нравом и может быть осуществлено только в определенных формах. Часть 2 ст. 104 Конституции РФ предусматривает одну форму реализации права законодательной инициативы - законопроект. Статья 104 Регламента ГД РФ определяет, что право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную думу:

  • проектов федеральных конституционных и федеральных законов;
  • законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные и федеральные законы либо о признании этих законов утративших силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства СССР;
  • поправок к законопроектам.

Основная масса законопроектов (до 90%) вносится Правительством РФ. Регламент ГД РФ устанавливает определенные требования к оформлению представляемых законопроектов. Наряду с текстом законопроекта следует представить:

  • пояснительную записку к законопроекту;
  • перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;
  • финансово-экономическое обоснование (в случае если реализация законопроекта потребует материальных затрат);
  • заключение на проект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает производство расходов из федерального бюджета).

Часть 3 ст. 104 Конституции РФ устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Право Правительства РФ на обязательную экспертизу можно рассматривать как его право на своеобразное, не столько юридическое, сколько политико-экономическое, предпарламентское вето отлагательного типа на определенный Конституцией РФ вид законопроектов. Такое вето может быть преодолено ГД РФ в рамках стандартной парламентской процедуры.

Ряд проектов проходит особые, дополнительные стадии подготовки, что обусловлено их исключительной важностью и значимостью для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта нередко используется его общественное обсуждение.

Скажем, ст. 35 Трудового кодекса РФ предусматривает право органов социального партнерства на соответствующих уровнях инициировать разработку проектов законов и других нормативных правовых актов в сфере труда. Им же предоставлено право на обеспечение условий для участия в разработке и (или) обсуждении проектов названных актов. При этом указанная статья предусматривает обязанность органов, принимающих эти акты, направлять проекты нормативных правовых актов, а также документы и материалы для их обсуждения в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях Государственной думы РФ. Вначале внесенный законопроект направляется Советом ГД РФ в профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание ГД РФ с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании называется чтением закона, в ходе которого в его текст вносятся поправки. Таких чтений может быть три (см. параграф 1.4).

Стадия принятия закона , которое происходит путем голосования депутатов ГД РФ. Федеральные законы принимаются Государственной думой РФ большинством голосов от общего числа депутатов.

В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной думой закон должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 50% от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней не было составлено заключение Совета Федерации об этом законе. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой РФ. В случае несогласия ГД РФ с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы РФ (ст. 105 Конституции РФ).

Президент РФ имеет право наложить вето на федеральный закон, принятый Федеральным собранием РФ, не допустив или, по крайней мере, отсрочив его вступление в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т.е. преодолеть вето. В Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной думы РФ и членов Совета Федерации.

Принятие федеральных конституционных законов регламентируется ст. 108 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Па принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента РФ.

Стадия промульгации , на которой происходит опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки (см. параграф 2.6). Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение семи дней после подписания их Президентом РФ. См.: Нисевич Ю. Л., Платонов В. М., Слизовский Д. Е. Законодательная деятельность...С. 111.

  • См.: Парламенты мира: сб. М.: Интерпракс, 1991.

  • © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча