06.03.2019

Законодательная база российской федерации. Особенности сдачи-приемки в эксплуатацию систем пожарной автоматики: автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, установки пожаротушения (56034)



Пожалуй, самый ответственный этап работы проектно-монтажной (монтажной) организации – сдача объекта в эксплуатацию.

Для автоматических систем пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения существуют «Правила приемки и контроля. Методические указания». В них изложены основные требования, определяющие эффективность и безопасность автоматических систем пожаротушения (), автоматических систем пожарной сигнализации () и автоматических систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре ().

Приемка, в эксплуатацию осуществляется рабочей комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия. В состав рабочей комиссии входят представители заказчика, генподрядчика и государственной противопожарной службы МЧС РФ.

Комиссия проверяет качество и соответствие монтажных работ проекту и действующим нормативным документам, а также проводит испытания установленных систем. Если у комиссии замечаний к монтажу и к работе систем нет (что бывает крайне редко), то подписывается ввода объекта в эксплуатацию. Появлению комиссии на объекте предшествуют события, сравнимые со штормовым предупреждением, когда все силы подрядчика мобилизуются для отражения неминуемого удара стихии. Приближение срока сдачи нарушает размеренный ритм работы организации. Офис становятся похожими на улей в июльский день, работа на объекте закипает, она организовывается без выходных и в несколько смен. И все равно к сроку не успеть. Прежде всего такая ситуация характерна для крупных объектов. На крупном объекте, как правило, реализуется множество систем, в работе задействовано несколько субподрядных организаций, а, как известно, чем сложнее механизм, чем больше в нем деталей, тем выше вероятность сбоя. Грабли ломаются реже трактора. Здесь и задержки поставок, и рассогласованность действий, и вынужденные простои – субподрядчикам приходится ждать друг друга. Например, пока маляры не покрасят потолок, на него нельзя устанавливать датчики, а маляров, в свою очередь, могут задержать электрики, которые прежде должны провести в штробе проводку. Электрики же не могут приступить к работе, скажем, из-за того, что им вовремя не привезли кабель. Эти факторы формируют каскад ожиданий. Руководство старается минимизировать простои и перераспределить работу, но полностью избежать накладок невозможно.

Тем не менее сдача объекта заявлена в план и она неотвратима. С подобной ситуацией я столкнулась несколько лет назад, когда работала в компании, участвующей в реконструкции очень важного городского объекта. Это была большая стройка, на которой трудилось полгорода. А когда такая прорва народа работала слаженно? В итоге объект был готов к сдаче лишь отчасти. Раньше, чем архитекторы не закончат в залах лепнину, а художники не нарисуют на стенах фрески, извещатели монтировать нельзя. Без проложенных субподрядчиками труб и организованных ими же кабельных люков провода не прокинуть. Поэтому, как бы хорошо ни работала одна организация, она вынуждена ждать, пока не выполнят работу другие организации. Движение вперед парализуется, как в автомобильной пробке: кто-то ищет объездные пути, немного выигрывая время, но в целом все вынуждены продвигаться со скоростью потока.

Помнится, накануне приезда комиссии монтажники в пять утра развешивали извещатели. Благо стояли белые ночи, позволяющие работать круглосуточно. Подключить извещатели монтажники, конечно же, не успели. Но этого уже никто и не требовал – висят они, и ладно. Все всё понимали, в том числе и заказчик. Установка извещателей была символичной и означала, что они закуплены, поставлены и на объекте будут.

Готов объект к сдаче или нет – составляется испытания системы. В нем указываются все недостатки, список которых может быть бесконечным. В этом случае смысл акта – предъявить заказчику хоть какой-то результат и оформить его документально. На основании этого акта подрядчик должен в оговоренный срок устранить замечания и вновь предъявить объект к сдаче. Алая ленточка перерезана, банкет окончен, гости разъехались. Можно сдавать объект системами (а точнее, частями). То есть сдаются системы в отдельных сооружениях: зданиях, строениях, ангарчиках. Поэтому, проектируя систему, важно строить ее гибкой, чтобы она работала независимо от того, подключено оборудование в других зданиях или нет.

Итак, что требуется для сдачи системы? Прежде всего, исполнительная документация, в том числе, выполненных и скрытых работ и паспорта оборудования.

Исполнительную документацию предоставляет монтажная организация. Паспорта оборудования – его поставщики. Чтобы комиссия приняла систему, потребуется продемонстрировать ее работу, т. е. провести испытания. Испытания проводятся согласно методике испытаний. Методика испытаний содержит перечень действий, которые требуется выполнить.

Сначала производится внешний осмотр системы, при котором проверяются:

  • соответствие размещения оборудования рабочим чертежам проекта;
  • правильность установки и соединений оборудования;
  • соответствие монтажа электротехнического оборудования ПУЭ;
  • качество и соответствие выполненных монтажно-наладочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;
  • соответствие адресов пожарных извещателей проектной документации;
  • отсутствие у насадков, баллонов с огнетушащим газом, извещателей, оповещателей механических повреждений;
  • наличие и хранение модулей со 100%-ным резервным запасом газового огнетушащего вещества, достаточным для восстановления работоспособности установки, в любом из защищаемых помещений;
  • обеспечение приемно-контрольных приборов электропитанием: соответствие выходных параметров резервных источников постоянного тока с паспортными данными этих приборов и обеспечение бесперебойного питания в течение не менее 24 часов в дежурном режиме и 3 часов в режиме «Пожар»;
  • наличие в помещении пожарного поста световой и звуковой сигнализации в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009;
  • целостность пломб завода изготовителя и отсутствие механических повреждений на смонтированном оборудовании;
  • монтаж шлейфов и линий связи на соответствие проекту и требованиям РД 78.145-93. Тип, количество и расположение смонтированных приборов должны соответствовать проектной документации;
  • правильность расположения приборов систем оповещения людей о пожаре;
  • соответствие электропитания установки 1-й категории надежности согласно ПУЭ (наличие и соответствие проекту встроенных аккумуляторов в пожарных приборах);
  • качество монтажа шлейфов и линий связи на соответствие проекту и требованиям РД 78.145-93, при этом особое внимание обращается на выполнение следующих требований: соединения проводов «скруткой» недопустимы; установка в шлейф «дополнительных» электрорадиоэлементов, не предусмотренных заводом-изготовителем, недопустима;
  • качество выполнения сварных работ;
  • правильность крепления трубопроводов;
  • соответствие окраски трубопроводов требованиям ГОСТ14202-69.

Автоматическая система пожарной сигнализации

Методика испытаний АПС включает в себя:

  • измерение сопротивления шлейфа сигнализации и электропроводок;
  • устойчивость системы при переходе с основного питания на резервное; – проверку выдачи извещения «Пожар» при воздействии на извещатель имитаторами факторов пожара;
  • проверку выдачи извещения «Неисправность» при обрыве или коротком замыкании шлейфа сигнализации и соединительных линий управления;
  • проверку работоспособности станционного оборудования;
  • проверку работоспособности АПС в автоматическом режиме;
  • проверку работоспособности АПС в ручном режиме.

Автоматическая установка газового пожаротушения

Во избежание пуска установки пожаротушения ее испытания производятся при отключенном питании от модулей газового пожаротушения. Вместо модулей подключаются имитаторы. При испытании системы осуществляется:

  • проверка автоматического, местного (ручного) и дистанционного пуска установки;
  • проверка отключения и восстановления автоматического пуска установки;
  • проверка формирования сигналов и команд во внешние цепи;
  • проверка времени задержки выпуска газа и включения устройств оповещения о включении установки;
  • проверка автоматического переключения электропитания установки с основного источника на резервный;
  • проверка работоспособности приборов управления системы пожаротушения.

Автоматическая установка водяного пожаротушения

Перед проведением испытаний заполняются водой все элементы и узлы установки, емкости, подлежащие заполнению водой.

Автоматический водопитатель, заполненный расчетным количеством воды, должен быть закачан воздухом до рабочего давления, указанного в проекте.

Наполнение установки водой проводят в следующем порядке:

  • проверяют возможность выпуска воздуха из верхних точек;
  • открывают устройства для выпуска воздуха;
  • медленно наполняют водой установку;
  • закрывают все устройства для выпуска воздуха.

Испытания правильности работы узлов управления спринклерных установок следует проводить путем открытия крана на спускном трубопроводе, предназначенного для проверки работы установки, при этом должны вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство.

Испытания правильности работы узлов управления дренчерных установок следует проводить при закрытой задвижке, установленной выше клапана, путем открытия крана на побудительном трубопроводе, при этом должен вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство.

Емкости, работающие под давлением, должны быть зарегистрированы и испытаны в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

Гидравлические испытания емкостей, работающих без давления, необходимо проводить с соблюдением следующих требований:

  • запорная арматура должна быть закрыта и должно быть обеспечено отсутствие течи через затворы, сальники и т. д.;
  • залив воды производится в два этапа.

На первом этапе емкость необходимо залить на высоту одного метра и выдержать в течение суток для проверки герметичности днища. На втором этапе емкость необходимо залить до проектной отметки.

Автоматическая система оповещения и управления эвакуацией при пожаре

При испытании системы осуществляется проверка:

Также должно быть проверено:

  • двусторонняя связь с диспетчерским пунктом;
  • трансляция сигналов ГО и ЧС;
  • трансляция информации из диспетчерского пункта через микрофонные панели;
  • имитация неисправности всех вышеперечисленных подсистем.

В необходимых случаях комиссия проводит и другие проверки параметров, оговоренные техническими условиями на аппаратуру. Испытания могут проводиться в полном объеме или выборочно по согласованию с органами Ростехнадзора и по решению приемочной комиссии.

Кроме этого, проводятся испытания всех противопожарных систем в комплексе.

Системы автоматического пожаротушения, система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре считаются принятыми в эксплуатацию, если в ходе испытаний установлено:

  • проектная документация оформлена в порядке, установленном СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений»;
  • монтажные и пусконаладочные работы выполнены в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009, ПУЭ, РД 78.145-93 и технической документацией предприятий-изготовителей;
  • правильная работоспособность системы;
  • производится выдача сигнала «неисправность» с указанием адреса;
  • производится включение резервного источника электропитания при отключении основного;
  • срабатывание автоматических установок пожаротушения обеспечивает передачу необходимых извещений на главный дистанционный прибор индикации и управления с указанием адреса;
  • время задержки срабатывания установки газового пожаротушения соответствует времени эвакуации людей (30 сек.);
  • происходит отключение автоматического пуска при открывании дверей в помещениях, оборудованных автоматической установкой газового пожаротушения;
  • происходит отключение системы вентиляции и кондиционирования при срабатывании автоматических установок водяного и газового пожаротушения;
  • закрытие огнезадерживающих клапанов в помещениях, защищаемых газовым автоматическим пожаротушением, при срабатывании автоматической установки газового пожаротушения;
  • включение резервного источника электропитания при отключении основного;
  • комплексные испытания работоспособности технических средств дали положительные результаты.

размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 17-03-2003 132 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В... Актуально в 2018 году

VII. Участие органов ГПН при приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов

38. Государственные инспекторы участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов. В состав комиссий назначаются государственные инспекторы, наделенные необходимыми полномочиями.

39. Основанием для назначения государственного инспектора в состав комиссии является письменное обращение организации, уполномоченной создавать такую комиссию. Решение о назначении государственного инспектора в состав комиссии принимается руководителем органа ГПН в течение трех дней со дня обращения, о чем уведомляется обратившаяся организация.

К участию в работе комиссий могут привлекаться также государственные инспекторы, осуществляющие контроль за ходом строительства и эксплуатацией объекта в дальнейшем.

40. Замена государственного инспектора, назначенного для участия в работе комиссии, осуществляется в исключительных случаях (по болезни или другим уважительным причинам) с уведомлением организации, создавшей комиссию, и только после внесения необходимых изменений в документ, объявляющий состав комиссии.

41. Государственный инспектор при работе в составе комиссии:

проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем);

проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;

анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве, содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;

проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытания оборудования, систем и установок противопожарной защиты.

42. Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется государственным инспектором, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи объекта).

43. При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, государственный инспектор письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается.

44. Акт комиссии подписывается только тем государственным инспектором, который является членом комиссии.

45. Разногласия между государственным инспектором, работающим в составе комиссии, и заинтересованной стороной, предметом которых являются отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, рассматриваются в порядке, определенном в главе V настоящей Инструкции.

46. В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством (реконструкцией) объекта с нарушениями требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в особом мнении государственного инспектора, участвовавшего в работе комиссии, государственный инспектор должен принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

47. Приемка завершенных строительством (реконструкцией) объектов с нарушениями требований пожарной безопасности под гарантийные обязательства (гарантийные письма) не допускается.

48. По результатам участия в работе комиссии государственный инспектор составляет справку о проделанной работе и докладывает руководителю органа ГПН, от которого он был назначен в состав комиссии.

В справке отражается общая характеристика объекта, сведения о состоянии противопожарной защиты, объем проделанной работы и ее результаты с приложением необходимых документов.

Перечень необходимых документов и сведений, которые должны содержаться в справке, устанавливается руководителем территориального органа ГПН.

Справка регистрируется в установленном порядке и хранится в контрольно-наблюдательном деле на соответствующий объект контроля (надзора).

49. Об окончании строительства (реконструкции) объекта и приемке его в эксплуатацию в журнале профилактической работы делается соответствующая отметка.

111. Перечень должностных лиц органов ГПН, имеющих право участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, указан в приложении 22.

112. В состав комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов должны включаться работники, непосредственно закрепленные за ними и осуществляющие надзор в ходе проектирования и строительства.

113. Замена должностных лиц, представляющих органы ГПН в комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, осуществляется в исключительных случаях на основании

письменного распоряжения Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору, главных государственных инспекторов областей (г. Минска) по пожарному надзору.

114. Участвуя в работе комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, должностное лицо органа ГПН проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий проекту, техническим нормативным правовым актам системы противопожарного нормирования и стандартизации, результаты испытаний и комплексного опробования оборудования. При необходимости должностное лицо органа ГПН вправе потребовать проведения

контрольного вскрытия отдельных конструкций, дополнительного испытания оборудования и установок.

115. В случае обнаружения на вводимом в эксплуатацию объекте невыполненных противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом, или нарушений требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации должностное лицо органа ГПН акт комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта не подписывает и письменно излагает председателю комиссии свое особое мнение по форме согласно приложению 23, а также рапортом докладывает своему непосредственному начальнику.

116. При вводе объекта в эксплуатацию без подписи акта комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта должностным лицом органа ГПН к виновным применяются санкции в соответствии с правами, предоставленными органам ГПН, а также информируются для принятия соответствующих мер местные исполнительные и распорядительные органы, органы государственного строительного надзора, прокуратуры, статистики и другие

заинтересованные организации.

117. В срок не позже трех месяцев после приемки в эксплуатацию объект должен быть обследован органом ГПН в части выполнения технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

118. Материалы по разработке, рассмотрению и согласованию проектов технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации регистрируются в журнале по форме согласно приложению 24 и хранятся в контрольно-наблюдательном деле до изменения указанных актов.

119. Консультации специалистов проектных, строительных и других организаций, должностных лиц и граждан по вопросам пожарной безопасности учитываются в журнале по форме согласно приложению 25. Порядок проведения консультаций определяется соответствующим главным государственным инспектором по пожарному надзору.

12. Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Перечень составляющих работ и услуг при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Порядок лицензирования деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Контроль за осуществлением лицензиатом лицензионных требований и условий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

174. Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности (далее для целей настоящей главы – лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

175. Лицензируемая деятельность включает составляющие работы и услуги, указанные в пункте 10 приложения 1 к настоящему Положению.

Не требуется получения лицензии для:

реализации средств противопожарной защиты юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим их производство на территории Республики Беларусь;

создания и функционирования внештатных пожарных формирований, осуществляющих тушение пожаров;

выполнения проектировщиками в рамках проектных работ расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности, за исключением расчетов:

температурного режима пожара в помещениях зданий различного назначения;

соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов проектных решений по эвакуации людей из помещений и здания.

176. Лицензируемая деятельность может осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями по следующим составляющим работам и (или) услугам:

проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией;

создание и функционирование подразделений, осуществляющих тушение пожаров.

176 1 . Заявление (с прилагаемыми к нему в соответствии с настоящим Положением документами) о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, уведомление об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии, а также уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются соискателем лицензии (лицензиатом) в учреждение «Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности» Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – Республиканский центр).

176 2 . Республиканский центр в соответствии с настоящим Положением:

принимает указанные в пунктах 176 1 и 176 3 настоящего Положения документы в порядке, предусмотренном настоящим Положением;

извещает соискателя лицензии (лицензиата) о принятых в отношении его лицензирующим органом решениях;

выдает оформленные в установленном порядке лицензии их соискателю (лицензиату);

формирует и ведет реестр лицензий, предоставляет содержащиеся в нем сведения;

назначает проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата – при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям;

рассматривает вопрос о прекращении действия лицензии в порядке, установленном в пункте 85 1 настоящего Положения, и направляет соответствующие предложения в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

176 3 . В случае вынесения лицензиату требования (предписания) об устранении выявленных нарушений сообщения о факте вынесения такого требования (предписания), а также результатах оценки устранения указанных в нем нарушений представляются вынесшим это требование (предписание) контролирующим (надзорным) органом в Республиканский центр.

176 4 . Документы (их копии), представленные соискателем лицензии (лицензиатом) для получения лицензии, внесения в нее изменений и (или) дополнений, другие документы, относящиеся к лицензированию деятельности лицензиата, хранятся в Республиканском центре.

При прекращении действия, аннулировании лицензии, оформлении лицензии на новом бланке лицензиат обязан в порядке, установленном настоящим Положением, сдать ранее выданную ему лицензию (ее дубликат) в Республиканский центр.

177. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления заявленной лицензируемой деятельности, соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления оборудования, приборов и инструментов, необходимых для осуществления заявленной лицензируемой деятельности, соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих) (для торговли пожарной техникой (машинами и оборудованием), снаряжением, спасательными устройствами, огнетушителями, огнетушащими веществами и другими средствами противопожарной защиты – не менее одного работника) с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией, прошедших обучение (повышение квалификации) с учетом профиля выполняемых работ и оценку знаний в установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;

наличие согласованных с Министерством по чрезвычайным ситуациям локальных нормативных правовых актов, регламентирующих готовность подразделений к тушению пожаров, их оснащенность, организацию несения дежурств (для деятельности по созданию и функционированию подразделений, осуществляющих тушение пожаров);

наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

178. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

соблюдение лицензионных требований и условий, указанных в пункте 177 настоящего Положения;

функционирование систем контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников;

представление в Министерство по чрезвычайным ситуациям ежегодно до 1 февраля сведений об объемах выполненных за предшествующий год работ, составляющих лицензируемую деятельность.

179. Для получения лицензии ее соискатель дополнительно к документам, указанным в подпунктах 15.1–15.4 пункта 15 настоящего Положения, представляет:

сведения о работниках, которыми будет осуществляться лицензируемая деятельность, с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), образования, специальности, должности, квалификационного разряда и трудового стажа;

перечень помещений, оборудования, приборов и инструментов, соответствующих требованиям, указанным в абзацах втором и третьем пункта 177 настоящего Положения;

копию приказа руководителя об утверждении систем контроля за качеством лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников.

180. До принятия решения по вопросам лицензирования проводится оценка и (или) экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата – при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям.

181. Исключен.

182. Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

нарушения лицензионных требований и условий, ставшие причиной чрезвычайной ситуации и (или) способствовавшие ее развитию;

реализация или применение средств противопожарной защиты без наличия документов, устанавливающих область и условия их применения, а также документов об оценке соответствия такой продукции требованиям пожарной безопасности (для продукции, подлежащей обязательному подтверждению на соответствие требованиям пожарной безопасности);

необеспечение при выполнении работ и (или) оказании услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией необходимого согласно требованиям законодательства уровня работоспособности и (или) исправности соответствующих систем или их элементов.

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности и обучения (повышения квалификации) работников соискателей лицензий (лицензиатов)

1. Настоящая Инструкция определяет порядок разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности и обучения (повышения квалификации) работников соискателей лицензий (лицензиатов) (далее – система контроля).

2. Для целей настоящей Инструкции под системой контроля понимается комплекс организационных мероприятий, направленных на обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

3. Система контроля разрабатывается соискателем лицензии (лицензиатом) на основании анализа нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия выполнения работ (оказания услуг), составляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности (далее – нормативные документы).

4. Порядок функционирования системы контроля отражается в утвержденном приказом руководителя соискателя лицензии (лицензиата) Положении о системе контроля (далее – Положение).

5. В Положении указываются:

перечень нормативных документов;

периодичность повышения квалификации работников соискателя лицензии (лицензиата), которые будут выполнять (выполняют) работы и (или) оказывать (оказывают) услуги, составляющие деятельность по обеспечению пожарной безопасности;

описание работ (услуг), составляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности, которые соискатель лицензии (лицензиат) планирует осуществлять (осуществляет);

порядок выполнения работ (оказания услуг), установленный нормативными документами;

порядок контроля качества выполненных работ и (или) оказанных услуг;

порядок оформления документов (журналов, актов, протоколов и иных) по результатам выполнения работ и (или) оказания услуг;

ответственность работников соискателя лицензии (лицензиата) за соответствие нормативным документам выполненных работ и (или) оказанных услуг, составляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности.

6. Функционирование системы контроля должно обеспечивать выполнение лицензиатом требований нормативных документов.

7. Ответственность за функционирование системы контроля и ее актуализацию несет руководитель лицензиата.

13. Подтверждение соответствия продукции и товаров требованиям пожарной безопасности. Объекты подтверждения соответствия в области обеспечения пожарной безопасности. Документы о подтверждении соответствия. Маркировка продукции знаком соответствия. Надзор за соответствием требованиям пожарной безопасности продукции и товаров.

НАДЗОР ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ

И ТОВАРОВ (РАБОТ И УСЛУГ)

78. Должностные лица органов ГПН:

78.1. осуществляют проверку наличия у субъектов хозяйствования сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности при ее производстве (реализации);

78.2. осуществляют проверку ввозимых в Республику Беларусь и выпускаемых на ее территории изделий, представляющих пожарную опасность, при реализации которых потребителю должны предоставляться документы, устанавливающие область применения и меры пожарной безопасности при их использовании;

78.3. проверяют на объектах соответствие производимой продукции противопожарным требованиям стандартов и технических условий.

79. При выявлении производства или реализации продукции или товаров (работ и услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, должностное лицо органа ГПН составляет протокол по форме согласно приложению 12 и регистрирует в журнале установленной формы согласно приложению 13. Протокол составляется в трех

экземплярах: первый экземпляр вручается лицу, ответственному за производство или реализацию этой продукции, второй - направляется в территориальный орган Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, третий - остается в органе ГПН для контроля. Копия протокола направляется в РЦСиЭ. Приостановка (запрещение) выпуска, реализации продукции или товаров (работ и услуг) осуществляется в порядке, определенном

главой 10 Положения.

80. По выявленным фактам производства продукции и товаров (работ и услуг) с нарушением лицензионных требований и условий, а также безлицензионной деятельности:

80.1. главные государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору информируют главных государственных инспекторов областей (г. Минска) по пожарному надзору;

80.2. главные государственные инспекторы областей (г. Минска) по пожарному надзору информируют РЦСиЭ.

81. Информирование осуществляется рапортом по форме согласно приложению 14.

4.1 Декларирование соответствия в Системе является формой обязательного подтверждения со- ответствия. 4.2 Декларирование соответствия осуществляется изготовителями (продавцами), зарегистриро- ванными в установленном порядке в Республике Беларусь, − заявителями на подтверждение соот- ветствия (далее – заявители). Заявитель, являющийся изготовителем продукции, может принять декларацию о соответствии на серийно выпускаемую продукцию и на партию продукции (единичное изделие). Заявитель, являю- щийся продавцом продукции, – на партию продукции (единичное изделие), а также на продукцию, по- ступающую по контракту. Иностранные юридические лица, осуществляющие производство и (или) реализацию продукции, могут зарегистрировать принятую ими декларацию о соответствии серийно выпускаемой продукции при условии представления их интересов юридическим лицом или индивидуальным предпринимате- лем Республики Беларусь на основании договора. В договоре на представление интересов иностран- ного юридического лица должны быть указаны право представителя на подачу заявления на регист- рацию декларации о соответствии и ответственность в части обеспечения соответствия серийно вы- пускаемой продукции требованиям конкретных ТНПА. С заявлением на регистрацию декларации о соответствии может также обратиться открытое в ус- тановленном порядке представительство иностранной организации, осуществляющей производство и (или) реализацию продукции. 4.3 Декларированию соответствия подлежит продукция, в отношении которой данная форма обя- зательного подтверждения соответствия установлена в техническом (их) регламенте (ах) или (до введения в действие технических регламентов) которая включена в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Декларация о соответствии может приниматься в отношении конкретной продукции (наименова- ние, тип, вид, марка) или группы однородной продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению. 4.4 Декларирование соответствия осуществляется заявителем путем принятия декларации о со- ответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) и (или) аккредитованного органа по сертифи- кации (далее – орган по сертификации). 4.5 Декларирование соответствия проводится на соответствие требованиям технических регла- ментов, а для продукции, включенной в (далее – Перечень), на соответствие требованиям госу- дарственных стандартов, установленных в Перечне. Номенклатура показателей, контролируемых при выполнении работ по подтверждению соответ- ствия продукции, подлежащей декларированию соответствия в Республике Беларусь согласно Пе- речню, приведена в приложении А. 4.6 Декларирование соответствия продукции проводится по схемам подтверждения соответствия, установленным в соответствующем техническом регламенте, а в случаях, если схемы подтверждения соответствия в нем не установлены либо технический регламент отсутствует, - по схемам подтвер- ждения соответствия, применяемым при декларировании соответствия продукции (далее – схема де- кларирования), установленным в и приведенным в приложении Б. 4.7 Принятая заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в органе по серти- фикации с соответствующей областью аккредитации и вносится в реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее – реестр Системы) согласно ТКП 5.1.10. При наличии нескольких органов по сертификации, в область аккредитации которых включена продукция, на которую регистрируется декларация о соответствии, заявитель вправе обратиться в один из них. 4.8 Декларация о соответствии вступает в силу с даты ее регистрации в реестре Системы. ТКП 5.1.03/ОР 9 4.9 Заявитель вправе вместо принятия декларации о соответствии на продукцию, включенную в Перечень, провести обязательную сертификацию в органе по сертификации c соответствующей об- ластью аккредитации с получением сертификата соответствия.

НАДЗОР ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ (РАБОТ И УСЛУГ) 63. Центральный орган ГПН: 63.1. согласовывает технические условия и другие нормативные правовые акты; 28.07.2003 4484 № 8/9795 * Не приводится. 63.2. вносит предложения Главному государственному инспектору Республики Беларусь по пожарному надзору по номенклатуре продукции и товаров (работ и услуг), подлежащих обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности; 63.3. осуществляет информационно4справочное обеспечение территориальных и местных органов ГПН; 63.4. участвует: в аккредитации испытательных лабораторий (центров), претендующих на право проведения испытаний продукции на соответствие требованиям пожарной безопасности, а также по определению показателей пожарной опасности продукции; в аккредитации организаций, претендующих на право проведения сертификации продукции и товаров (работ и услуг) на соответствие требованиям пожарной безопасности; в аттестации экспертоваудиторов; в аттестации производств и сертификации систем качества; 63.5. проводит: экспертизу стандартов и технических условий на продукцию и товары (работы и услуги), входящие в перечень, утвержденный Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору; экспертизу и согласование новых методов испытаний продукции на соответствие требова4 ниям пожарной безопасности. 64. Территориальные органы ГПН: 64.1. осуществляют контроль за деятельностью аккредитованных испытательных подразделений в обслуживаемом регионе, специализирующихся на проведении испытаний в области пожарной безопасности, и взаимодействуют с ними по испытаниям продукции; 64.2. осуществляют проверку наличия у субъектов хозяйствования сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности при ее производстве (реализации); 64.3. проводят экспертизу стандартов и технических условий на продукцию и товары (работы и услуги), входящие в перечень, утвержденный Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору (в соответствии с их компетенцией); 64.4. осуществляют проверку ввозимых в Республику Беларусь и выпускаемых на ее территории изделий, представляющих пожарную опасность, при реализации которых потребителю должны представляться документы, устанавливающие область применения и меры пожарной безопасности при их использовании; 64.5. участвуют в работе комиссий по аттестации технологических процессов производств и сертификации систем качества. 65. Местные органы ГПН: 65.1. проверяют на объектах соответствие производимой продукции противопожарным требованиям стандартов и технических условий; 65.2. осуществляют проверку наличия у юридических и физических лиц сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности при ее производстве (реализации); 65.3. осуществляют проверку ввозимых в Республику Беларусь и выпускаемых на ее тер4 ритории изделий, представляющих пожарную опасность, при реализации которых потребителю должны представляться документы, устанавливающие область применения и меры пожарной безопасности при их использовании; 65.4. участвуют в работе комиссий по аттестации производств и сертификации систем качества. 66. При выявлении производства или реализации продукции или товаров (работ и услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, должностное лицо органа ГПН составляет протокол по форме согласно приложению 11* и регистрирует в журнале установленной формы согласно приложению 12* . Протокол составляется в трех экземплярах: первый экземпляр вручается лицу, ответственному за производство или реализацию этой продукции, второй – направляется в территориальный орган Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, третий – остается в органе ГПН для контроля. Копия протокола направляется в центральный орган ГПН. 67. По фактам выявления выдачи таможенными органами разрешений на использование юридическими и физическими лицами ввозимой продукции (товаров), подлежащей обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности, без сертификата соответствия главный государственный инспектор по пожарному надзору территориального органа ГПН направляет информацию в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и оформляет документы в соответствии с пунктом 66 настоящего Положения.

14. Внештатные пожарные формирования. Виды, порядок создания, основные задачи, права и обязанности членов внештатных пожарных формирований, организация работы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О пожарной безопасности" Кабинет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. положения:

о добровольных пожарных командах;

о добровольных пожарных дружинах на предприятиях, в учреждениях и организациях;

о группах внештатных пожарных инспекторов;

о пожарно-технических комиссиях;

об учебно-методических центрах органов местного самоуправления и предприятий по обучению населения правилам пожарной безопасности;

о клубе юных пожарных;

1.2. Типовое положение об условиях и порядке проведения смотров противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах.

2. Облисполкомам и Минскому горисполкому рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности создать внештатные пожарные формирования и организовать их работу, обеспечивать проведение смотров противопожарного состояния населенных пунктов и жилищного фонда.

3. Министерствам содействовать созданию внештатных пожарных формирований на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях.

ПИСЬМО МЧС РФ от 28.12.2006 N 43-4357-19 "ОБ УЧАСТИИ ОРГАНОВ ГПН В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации " определен новый порядок осуществления надзорных функций за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Одновременно указанным Законом признаны утратившими силу положения статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности ", касающиеся прав государственных инспекторов по пожарному надзору в части:


  • участия в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства и в приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
  • рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований или при отсутствии указанных требований;
  • проведения выборочных проверок в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, в части соответствия разрабатываемой документации требованиям пожарной безопасности.

В целях обеспечения выполнения Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ предлагаю:


1. Начальникам территориальных органов МЧС России:


1.1. Приостановить с 1 января 2007 г. участие государственных инспекторов по пожарному надзору в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства и подготовке заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности, а также проверке соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и проектной документации.

Не применять требования Приказа МЧС России от 17 марта 2003 г. N 132 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации " в части рассмотрения и согласования с органами ГПН градостроительной и проектно-сметной документации на строительство объектов.


1.2. Завершить до 31 декабря 2006 г. оформление архивных дел в соответствии с номенклатурой в порядке, установленном Приказом МЧС России от 16 марта 2006 г. N 160 "Об утверждении Инструкции по архивной работе в органах управления, соединениях, воинских частях войск гражданской обороны и организациях системы МЧС России".

Включить в состав архивных дел материалы контрольно-наблюдательных дел на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта, решения экспертных советов, а также другие материалы, характеризующие их противопожарное состояние. Указанные дела должны иметь соответствующие описи документов, нумерацию страниц, а также быть прошнурованы и скреплены гербовой печатью территориального органа МЧС России.


Направить до 31 декабря 2006 г. в территориальные органы государственного строительного надзора выписки, содержащие копии предписаний органов ГПН по результатам последнего контрольного мероприятия или особого мнения на объекты, которые предъявлялись к вводу в эксплуатацию. Данные копии документов должны быть заверены печатью территориального органа МЧС России.


При получении запросов по вопросам градостроительной деятельности от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц обеспечивать представление в установленном порядке выписок из архивных дел.

1.3. Организовать взаимодействие с соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, с целью получения в 10-дневный срок сведений об объектах, введенных в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта.

В 2-месячный срок с момента ввода объектов в эксплуатацию спланировать проведение силами управлений государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России плановые мероприятия для обеспечения контроля за выполнением требований пожарной безопасности на этих объектах и формирование соответствующих контрольно-наблюдательных дел согласно прилагаемому перечню.

Мероприятия по контролю проводить в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) ".

2. До принятия нормативного правового акта МЧС России, регламентирующего порядок разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности и согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности, возложить рассмотрение материалов по обоснованным отступлениям от требований пожарной безопасности или на объекты, на которые отсутствуют требования пожарной безопасности, на экспертные советы территориальных органов МЧС России, пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения. Последующее рассмотрение этих решений осуществлять в Управлении государственного пожарного надзора МЧС России.

3. Проводить в установленном порядке на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта органами ГПН мероприятия по контролю исключительно в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих строительство, в части соблюдения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации при производстве строительно-монтажных работ.


4. В случае обращения органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам оценки соответствия объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта требованиям пожарной безопасности в письмах ответах, подготавливаемых органами ГПН, в обязательном порядке делать запись, указывающую на их консультационный характер.

5. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии " в отношении объектов использования атомной энергии при осуществлении мероприятий по контролю государственными инспекторами по пожарному надзору руководствоваться полномочиями, установленными для органа государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии.

отменен/утратил силу Редакция от 17.03.2003

Наименование документ ПРИКАЗ МЧС РФ от 17.03.2003 N 132 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вид документа приказ, инструкция
Принявший орган мчс рф
Номер документа 132
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 17.03.2003
Номер регистрации в Минюсте 4477
Дата регистрации в Минюсте 30.04.2003
Статус отменен/утратил силу
Публикация
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МЧС РФ от 17.03.2003 N 132 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

VII. Участие органов ГПН при приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов

38. Государственные инспекторы участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов. В состав комиссий назначаются государственные инспекторы, наделенные необходимыми полномочиями.

39. Основанием для назначения государственного инспектора в состав комиссии является письменное обращение организации, уполномоченной создавать такую комиссию. Решение о назначении государственного инспектора в состав комиссии принимается руководителем органа ГПН в течение трех дней со дня обращения, о чем уведомляется обратившаяся организация.

К участию в работе комиссий могут привлекаться также государственные инспекторы, осуществляющие контроль за ходом строительства и эксплуатацией объекта в дальнейшем.

40. Замена государственного инспектора, назначенного для участия в работе комиссии, осуществляется в исключительных случаях (по болезни или другим уважительным причинам) с уведомлением организации, создавшей комиссию, и только после внесения необходимых изменений в документ, объявляющий состав комиссии.

41. Государственный инспектор при работе в составе комиссии:

проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем);

проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;

анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве, содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;

проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытания оборудования, систем и установок противопожарной защиты.

42. Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется государственным инспектором, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи объекта).

43. При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, государственный инспектор письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается.

44. Акт комиссии подписывается только тем государственным инспектором, который является членом комиссии.

45. Разногласия между государственным инспектором, работающим в составе комиссии, и заинтересованной стороной, предметом которых являются отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, рассматриваются в порядке, определенном в главе V настоящей Инструкции.

46. В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством (реконструкцией) объекта с нарушениями требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в особом мнении государственного инспектора, участвовавшего в работе комиссии, государственный инспектор должен принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

47. Приемка завершенных строительством (реконструкцией) объектов с нарушениями требований пожарной безопасности под гарантийные обязательства (гарантийные письма) не допускается.

48. По результатам участия в работе комиссии государственный инспектор составляет справку о проделанной работе и докладывает руководителю органа ГПН, от которого он был назначен в состав комиссии.

В справке отражается общая характеристика объекта, сведения о состоянии противопожарной защиты, объем проделанной работы и ее результаты с приложением необходимых документов.

Перечень необходимых документов и сведений, которые должны содержаться в справке, устанавливается руководителем территориального органа ГПН.

Справка регистрируется в установленном порядке и хранится в контрольно-наблюдательном деле на соответствующий объект контроля (надзора).

49. Об окончании строительства (реконструкции) объекта и приемке его в эксплуатацию в журнале профилактической работы делается соответствующая отметка.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча