Цели уголовно-исполнительного законодательства определены в ч. 1 ст. 1 УИК РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства (ст. 1 ИТК РСФСР), которое практически дословно воспроизводило формулировку ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства несколько отличаются от целей наказания, закрепленных в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Отсутствие в ст. 1 УИК РФ цели восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.
Цели уголовного преследования и расследования должны быть соразмерны посягательству на основополагающее право на защиту данных. Принцип ограничения цели должен соблюдаться в целом и, как правило, при передаче электронных персональных данных в правоохранительные органы. Принцип ограничения цели означает, что личные данные могут собираться только для явной, уточненной и законной цели и не обрабатываться таким образом, как несовместимые с этими целями.
Отступление от ограничения по назначению допускается только в соответствии с законом в исключительных случаях, когда передача данных в правоохранительные органы необходима для предотвращения, расследования или преследования серьезных преступлений и уважает принцип пропорциональности.
Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление). В науке уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальная, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь – изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обусловливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч. 1 ст. 9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.
Правовая основа должна обеспечивать наличие адекватных средств и пороговых значений для доступа и раскрытия хранимых данных и что они контролируются независимым органом. Принудительные меры не должны допускаться для сбора данных для создания информационных позиций, если только не будет получено разрешение суда.
Никакие надзорные полномочия, используемые для создания информационных позиций, не должны нарушать права на неприкосновенность частной жизни или другие основные права. Адекватные технические средства должны использоваться для контроля доступа к данным с целью создания информационных позиций.
Цель предупреждения совершения новых преступлений реализуется по двум направлениям. Первое – недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания (специальное предупреждение) осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилактических мероприятий. Они особенно разнообразны, когда исполняются такие виды наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль, применение специальных средств и другие меры по обеспечению режима). При исполнении других наказаний применяется иная система предупредительных мер, основное место в которой занимает контроль за поведением осужденного и соблюдением им порядка и условий отбывания назначенного наказания со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего данный вид уголовного наказания.
В законодательстве следует установить, в каких случаях и при каких условиях данные, собираемые для создания информационных позиций, могут быть переданы другому органу. Следует обеспечить, чтобы законы были адаптированы к поиску и изъятию неосязаемых данных.
Раскрытие данных, не связанных с уголовным разбирательством, должно быть предотвращено. Объем, условия и требования для такого сотрудничества должны быть изложены в законе. Соблюдение таких юридических обязательств не должно вызывать какой-либо гражданской ответственности в отношении клиентов компании.
Вторым направлением является общее предупреждение преступлений иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. В отношении остальных неустойчивых граждан сдерживающим фактором в совершении ими преступлений должен выступать сам достаточно жесткий порядок и условия отбывания уголовного наказания, когда существенным образом ограничиваются права и свободы человека.
Из-за изменчивости электронных доказательств закон должен способствовать оперативному сохранению и хранению цифровых данных. Судебные инструменты для предотвращения изменения хранимых данных должны быть доступны и регулярно использоваться. Защита должна быть гарантирована доступом к цифровым данным, чтобы иметь возможность проверить ее подлинность и представить ее в суде эффективным, а не чрезмерно ограниченным образом.
Электронные доказательства, полученные прямо или косвенно средствами, которые представляют собой нарушение основных прав и свобод, которые ставят под угрозу равенство сторон и справедливость судопроизводства, являются неприемлемыми. Необходимо предоставить финансовые ресурсы для достижения этой цели.
Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путем решения конкретных задач . В ч. 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).
Видеоконференции должны быть доступны для передачи показаний уязвимых или недоступных свидетелей, гарантирующих личность свидетеля и разрешающего их рассмотрение в тех ситуациях, которые разрешены законом. Экзамен и перекрестный допрос детей-жертв на досудебной стадии должны быть записаны на видео в случае, если ребенок недоступен для дачи показаний в суде по причинам, касающимся защиты благополучия ребенка.
Ответчик, как правило, должен всегда физически присутствовать в ходе судебного разбирательства. В редких случаях, когда присутствие посредством видеоконференций разрешено, оно должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно защищать привилегию против самообвинения, право на адвоката и право на перекрестный допрос свидетелей.
Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений, возникающих в этой сфере. Причем уголовно-исполнительное законодательство в главах Особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.
Отмечая, что государства разделяют суверенитет в киберпространстве и имеют общую заинтересованность в его регулировании и защите. Принимая во внимание особенности киберпространства, такие как скорость передачи данных, его волатильность и тот факт, что к нему можно получить доступ в любой точке мира.
Признавая далее трудности с локализацией информации и доказательств в киберпространстве. Подчеркивая основополагающее значение защиты прав человека, в частности принцип законности, права на неприкосновенность частной жизни и защиту данных, право на справедливое судебное разбирательство, принцип пропорциональности в расследовании и судебном преследовании за преступления, а в целом правила и принципы надлежащего процесса.
Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.
Определение в целях настоящей резолюции принудительных мер означает меры против воли субъекта или нарушения их права на неприкосновенность частной жизни. Государствам следует разработать последовательный ответ на вызов киберпреступности, в частности, путем проверки их законодательства и практики в целях обеспечения того, чтобы их режимы уголовного права, уголовного судопроизводства и взаимной правовой помощи отвечали потребностям современного взаимосвязанного глобализованного мира, при соблюдении основополагающих и прав человека.
Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19 – 24 УИК РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Государствам следует рассмотреть возможность присоединения к существующим международным документам о киберпреступности. Хотя принцип территориальности остается основным принципом юрисдикции также в киберпространстве, он создает неблагоприятные последствия при применении к преступлениям в киберпространстве, поскольку он фактически позволяет государствам локализовать правонарушения на своей территории почти на основе универсальности и оставляет людей в сомнениях как к которым государства могут требовать юрисдикции.
Государства должны проявлять сдержанность при осуществлении юрисдикции в ситуациях, когда действие не «толкается» преступником в государство, а «втягивается» в него лицом в этом государстве. При определении последствий государства должны рассматривать наличие конкретной связи с преступлением, например, намерение преступника, как это может быть связано с использованием данного языка, предоставление внутренних платежных средств, предоставление услуг в конкретных городах, и т.п.
Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 УИК РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.
Когда государство локализует последствия преступления в его границах, принцип законности требует, чтобы у преступника было разумное ожидание того, что его поведение может вызвать последствия в этой стране. Государство может осуществлять свою юрисдикцию над физическим лицом на своей территории, которое «тянет» содержание, которое запрещено в его собственной правовой системе, даже если оно является законным в соответствии с правовой системой производителя.
Государствам и международному сообществу следует рассмотреть вопрос об установлении корпоративных требований соблюдения и ответственности за уголовные преступления юридическими лицами в отношении киберпреступности. Государствам следует рассмотреть возможность создания в соответствии с национальным законодательством обязанности поставщиков услуг сотрудничать, при условии разрешения независимым судебным органом, с правоохранительными органами. Это обязательство регулируется принципом соразмерности и соблюдения основных и международных прав человека.
– часть общероссийского законодательства, представляющая систему законов, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе отбывания и исполнения уголовного наказания.
Уголовно-исполнительное законодательство - совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания уголовного наказания и применение к осужденным средств исправления.
Государства, проводящие расследование, должны предоставить всем лицам, имеющим отношение к защите, которые будут начисляться им в аналогичном внутреннем деле, а также предоставлять им защиту, которая начисляется им в соответствии с национальной правовой системой государства, в котором проводятся следственные меры или когда соответствующие лица находятся при проведении следственных мероприятий.
Международное сотрудничество и правоприменение в уголовных вопросах. Государства должны удостовериться, что при предоставлении взаимной правовой помощи в отношении киберпреступлений они могут принимать все следственные меры, которые могут быть законно приняты в аналогичном внутреннем деле.
Предмет законодательства - круг общественных отношений, регулируемых с помощью норм соответствующей отрасли законодательства, т. е. отношения между осужденными и государством в лице специально уполномоченных органов (должностных лиц), возникающие в период исполнения отбывания наказания.
Предмет регулирования - исполнение всех видов наказаний как соединенных, так и не соединенных с мерами исправительного воздействия, а также иных уголовно-правовых мер: принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним, принудительных мер медицинского характера и контроль за поведением условно осужденных.
Государствам следует, в частности, иметь возможность оказывать быструю помощь и осуществлять временный порядок сохранения или замораживания информации и доказательств в разумные сроки и без неоправданного воздействия на права сторон. Государства не могут отказываться от взаимной правовой помощи, основанной на отсутствии двойной преступности в отношении преступлений, связанных с киберпреступностью, криминализация которых требуется в соответствии с международно-правовым обязательством, возложенным на них.
По возможности предпочтение следует отдавать, чтобы сделать сайт недоступным на территории запрашивающего государства, избегая при этом ненужного ограничения кибербезопасности. Более позднее использование информации, собранной разведывательными службами по уголовным делам, разрешается только там, где соответствующая информация могла быть получена с помощью регулярных механизмов для судебного или правоохранительного сотрудничества по уголовным делам.
Цели уголовно-исполнительного законодательства :
исправление осужденных;
предупреждение совершения новых преступлений осужденными (специальная превенция);
предупреждение совершения преступления иными лицами (общая превенция).
Задачи уголовно-исполнительного законодательства :
правовое регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;
Реальные фундаментальные и права человека в виртуальном мире. Государства должны уважать международно признанные стандарты в области прав и прав человека, применимые к ним, также в контексте цифрового мира. Если государства действуют экстерриториально при расследовании в киберпространстве, они должны соблюдать стандарты основополагающих прав и прав человека, применимые к их юрисдикции, а также законы, применимые к государству, в котором проводятся экстерриториальные расследования, и когда соответствующие лица находятся, когда экстерриториальные расследования происходят.
определение средств исправления осужденных;
охрана прав, свобод и законных интересов осужденных;
оказание помощи осужденным в социальной адаптации.
Структура уголовно-исполнительного законодательства :
Конституция РФ;
федеральные законы:
а) Уголовно-исполнительный кодекс РФ; б) Закон РФ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совокупности преступлений» и др.;
Они также должны раскрыть такие записи для защиты в целях обеспечения справедливого судебного разбирательства и поиска средств правовой защиты перед механизмами контроля. Ответственность конкретного государства за нарушения основных прав или прав человека должна определяться после обнаружения нарушения, а не как условие приемлемости жалобы с надзорными механизмами.
Сообщения могут быть отправлены в цифровой форме властями непосредственно подозреваемым, обвиняемым, свидетелям, потерпевшим и экспертам, физически присутствующим в другом государстве, при условии принятия последнего этого метода связи. Сообщения должны сопровождаться переводом на язык, понятный адресату, и заявлением, в котором излагаются права и обязанности адресата в отношении полученного сообщения, в частности в том, что касается права на помощь адвоката, обязанность появляются, неуважение к суду и лжесвидетельство.
указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (Указ Президента РФ от 08.10.1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.);
межведомственные и ведомственные нормативные акты: приказы, инструкции, наставления, указания.
общие положения и принципы исполнения наказаний;
Необходимо расширить возможности использования цифровых технологий, таких как видеосъемки, в международном уголовном правосудии, с тем чтобы уменьшить необходимость принятия принудительных мер, таких как экстрадиция, а также во избежание ненужной временной передачи задержанного лица или физического вида свидетелей и экспертов в органах власти за рубежом.
Государствам следует рекомендовать рассмотреть возможность и условия представления доказательств с использованием цифровых технологий на этапе судебного разбирательства, даже если обвиняемый физически не присутствует на слушании. Безопасность, целостность и надежность цифровой связи, используемой властями, должны быть самого высокого стандарта.
применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных;
порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания различной помощи освобожденным лицам (п. 2 ст. 2 УИК РФ ).
3-4 вопрос
Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний
Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права
Конституция 1933 г. (п. «о» ст. 71), определяя компетенцию, уточнила название законодательства в области исполнения уголовных наказаний. Оно стало именоваться не исправительно-трудовым, а уголовно-исполнительным. Это обусловлено, прежде всего, сменой политики в данной сфере государственной деятельности, а также расширением предмета уголовно-исполнительного права. В силу ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) к нему можно отнести регулирование общественных отношений, связанных с:
а) исполнением всех видов наказаний, а не только с применением мер исправительно-трудового воздействия (трудом, воспитательной работой, обучением и т.д.), т. е. исправление осужденных на основе общественно-полезного труда не исключается. Эта мера остается в системе способов воспитательного воздействия, но не является превалирующей, как было раньше;
б) применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;
в) регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
г) порядком участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;
д) процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобожденным лицам.
Цели уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Исправление осужденных есть генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (естественно, кроме смертной казни). Эта линия определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными, и ее осуществление является непосредственней задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.
Цель предупреждения преступлений достигается работой по двум направлениям. Первое - недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими наказания. Второе - предупреждение преступлений со стороны бывших осужденных и иных лиц.
Поставленные перед уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации цели достигаются путем решения следующих задач: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ). Названные общие задачи опосредуются в более конкретные, которые реализуются учреждениями и органами, исполняющими наказания и обеспечивающими таким образом одну из важнейших государственных функций - исполнение приговора.
УИК РФ является в настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний. Другие законы и подзаконные акты лишь дополняют и развивают его отдельные положения. Это коренным образом отличает новый УИК РФ от ранее действовавшего ИТК РСФСР, который регулировал лишь отдельные наказания, в связи с чем наряду с ним действовали другие нормативные акты, регламентирующие отбывание иных видов наказаний.
В уголовно-исполнительное законодательство помимо УИК РФ могут входить и другие федеральные законы. К примеру: Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с послед, изм. и доп.); Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с послед, изм. и доп.); Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с послед, изм. и доп.) и др.
Отдельные положения иных федеральных законов содержат указания на особенности реализации излагаемых в них предписаний относительно осужденных, но эти законы не могут быть включены в уголовно-исполнительное законодательство.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации устанавливает (ч. 2 ст. 2 УИК РФ) общие положения и принципы исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (далее - УК РФ). К иным мерам уголовно-правового характера относятся: принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывании наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Уголовно-исполнительное законодательство также регламентирует:
-порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и применения основных средств исправления осужденных. Требования по исполнению наказаний законодатель относит к государственным органам, должностным лицам и иным субъектам, связанным с исполнением наказания либо имеющим те или иные правоотношения с осужденными. Все, что касается порядка и условий отбывания наказания, относится к осужденным;
-порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В нем много норм посвящено регулированию порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;
-порядок освобождения осужденных и оказания помощи освобождаемым лицам. Нормы об оказании помощи освобождаемым лицам в большей мере относятся к законодательству о социальной профилактике и реабилитации лиц, утративших социально-полезные связи с обществом.
3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты
Согласно ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Тем самым закрепляется приоритет действия международных норм перед национальными. УИК РФ воспроизвел здесь норму Конституции РФ {ч. 4 ст. 15). К тому же наличие данной нормы в уголовно-исполнительном законодательстве нашей страны являлось одним из условий принятия России в Совет Европы.
Международные стандарты обращения с осужденными вырабатываются в результате межгосударственного сотрудничества, в том числе и в сфере соблюдения прав человека, и воплощают мировой опыт исполнения уголовных наказаний и гуманистические устремления в этой области государственной деятельности.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (на уровне имеющих юридическую силу конвенций, пактов, договоров) и Конституцией РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Россия как правопреемница СССР в Декларации о государственном суверенитете и в Конституции РФ заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права. В 1994 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ подтвердила намерения совершенствовать российское законодательство в духе Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания 1 .
Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения, с осужденными 2 реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Многие международные документы носят рекомендательный характер. В некоторых из них содержится прямое указание на то, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны, а также целей и задач национальной системы уголовного правосудия. Поэтому неосновательны попытки определенных сил понудить Россию следовать в точности всем международным нормам в сфере обращения с осужденными, признавая все подобные нормы для нее обязательными.
2 См., например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утвержденные ООН 30 августа 1955г. Одобрены Экономическим и Социальным Советом 994-мпленарном заседании 31 июля 1957 г. //Сов. юстиция, 1992 №2.
Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определяемой законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. Нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предмету его ведения. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы РФ, нормативные постановления палат Федерального собрания РФ, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и др.
Многолетняя нормотворческая практика выработала понятие «законодательство» в узком и широком смысле. В узком смысле оно подразумевает лишь собственно законы, всю их совокупность в целом или в конкретной отрасли. В широком смысле законодательство воспринимается как совокупность законов, так и подзаконных нормативных актов, включая сюда и постановления Правительства РФ, и акты нормативного характера, издаваемые различными федеральными министерствами и службами.
В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство состоит из УИК РФ и других федеральных законов. В общей сложности имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного и комплексного междисциплинарного характера (помимо названных выше (см. вопрос 2), к ним также относятся: Федеральный закон от 21 июля 1997т. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с послед, изм. и доп.).
Статья 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнительного права относит также основанные на законе нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти (подзаконные акты). Так, Правительство РФ принимает необходимые нормативные правовые акты по реализации УИК РФ и конкретные нормативные акты уголовно-исполнительного характера, например, действуют следующие постановления Правительства РФ: от 4 июня 1997 г. № 669 «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» 1 , от 2 августа 1997г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» 2 и др.
Среди названных источников важнуюроль играют нормативные правовые акты ведомственного и межведомственного характера: совместные приказы, инструкции Министерства юстиции РФ и Генеральной I прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ, Министерства юстиции РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др., на пример: приказ Министерства юстиции РФ от 12 мая 2000 г. № 148 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации 3 ; приказ Министерства юстиции РФ от 7 марта 2000 г. № 83 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях» 4 и др.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Оно осуществляет контроль за тем, чтобы данными актами не были нарушены или ущемлены права граждан, закрепленные в Конституции РФ и иных законах РФ. Не прошедший такой регистрации нормативный правовой акт не может применяться.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международных договоров (ч. 4 ст.15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 Декларации прав человека и гражданина 1991г., ч. 2 ст. 3 УИК).
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч.1 ст. 15 Конституции РФ).
Основным кодифицированным источником, непосредственно регулирующим Уголовно-исполнительную деятельность, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК).
Исходя из того, что УИК является кодифицированным источником уголовно-исполнительного права и социально, предназначен для регулирования деятельности по исполнению уголовного наказания, все иные нормы, которые также направлены на регулирование указанной деятельности, но содержащиеся в других законах, должны соответствовать не только конституции РФ, но и УИК..
1 Собрание законодательства СЗ РФ. 1997. № 23. Ст. 2697.
2 Там же. 1997. № 32. Ст. 3787.
3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 24.
6. Действие уголовно -исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации. Тем самым никаких исключений ни для одного субъекта РФ не предусматривается, в том числе и для тех, на территории которых, к примеру, исповедуется ислам и культивируются законы Шариата.
Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения (ч. 2 ст. 6 УИК РФ). Следовательно, если происходит ужесточение порядка и условий отбывания наказания во время его исполнения, то применяется последняя по времени принятия правовая норма, предусматривающая такое ужесточение. Это правило относится и к оказанию помощи освобождаемым лицам, в том числе и материальной.
Для выяснения начала действия закона, регулирующего исполнение наказаний, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, сформулированных в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которому законы подлежат официальному опубликованию. Не опубликованные официально для всеобщего сведения законы не применяются.
Так, Федеральный закон от 8 января 1997 г. «О введении в действие уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установил введение его в действие с 1 июля 1997 г. (ст.1).
Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене конкретного акта или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе.
Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его onределение или постановление суда, вступившие в законную силу; а также акт помилования илиакт об амнистии (ст. 7 УИК РФ).
Указание законодателя на определения или постановления судебных инстанций, изменяющих приговор суда, в качестве основания отбывания наказаний вполне оправданно. Вышестоящие судебные инстанции могут изменить первоначальный приговор весьма существенно: изменить не только размер, но и вид наказания. Поэтому в ряде случаев основанием отбывания конкретного наказания выступает уже не приговор, постановивший, например, наказание в виде лишения свободы, а определение или постановление вышестоящей судебной инстанции о применении к виновному иного, более мягкого наказания. I
В соответствии с положениями Конституции РФ Президент РФ может издавать акты о помиловании конкретных лиц, осужденных к тому или иному виду наказания, а Государственная Дума Федерального Собрания РФ - издавать акты амнистии, распространяющие свое действие лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом акте амнистии.
Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.
Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким его видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Эти основания могут выступать в качестве таковых и при применении иных мер уголовно-правового характера.