05.04.2019

Понятие конституционного строя и его отличия от общественного и государственного строя. Значение института основ конституционного строя


Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все соответствует конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16 , где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены . Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов и Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Введение. 3

1. Основы конституционного строя как институт конституционного права. 5

2. Субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус. 11

3. Конституционно-правовые основы судебной власти в РФ.. 19

Список литературы.. 24


Введение

Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и утверждающих в этих целях определенную систему государственной власти, в то же время это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Нахождение баланса власти и свободы человека и его прав составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

Так как конституционное право регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, то оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе всего права. Собственно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Столь огромное значение конституции в жизни всякого государственно-организованного общества обусловливает необходимость ее изучения как самостоятельного объекта научного познания. Всем гражданам Российской Федерации необходимо иметь четкие представления о наиболее эффективных формах и методах применения норм конституционного права в деятельности государственных органов и общественных объединений, повседневной жизни, а будущим юристам-профессионалам, необходимы фундаментальные знания базовых положений конституционного законодательства РФ в процессе исполнения ими функций по должностному предназначению.

Изучение конституционного права не вызывает сомнения, тем более что демократическая Россия, принявшая свою Конституцию в 1993 году, в данный момент все еще переживает переходный период, и конституционное право находится в фазе становления, закрепления, и осмысления первых результатов непосредственного действия Конституции РФ, ее роли в установлении надлежащего режима законности и правопорядка во всех сферах государственной и общественной жизни страны. Стоит отметить, что роль этой отрасли права постоянно возрастает потому, что в российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты многие социальные институты и т.п., поэтому конституционное право, будучи само объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживает борьбу за власть различных политических, в том числе и экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения.

Целью данной работы является исследование конституционного строя Российской Федерации, закрепленного в нормах Конституции РФ. Так как, понятие конституционного строя весьма обширно, то для достижения указанной цели, в работе будет сосредоточено внимание на следующих вопросах: понятие конституционного строя, его основ, соотношение конституционного строя с общественным строем; раскрыто содержание системы принципов, регламентирующих конституционный строй в РФ; далее, будут рассмотрены субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус; исследованы конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации.

В современной науке государственного (конституцион­ного) права все чаще используется понятие «конституци­онный строй». Оно фиксирует строго определенную, ос­новополагающую часть социальных отношений, закреп­ляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституцион­ным.

Понятие «конституционный строй», «основы конституционного строя» появились в отечественном конституционном праве сравнительно недавно. Они были востребованы началом глубоких преобразований политической системы российского общества в начале 1990-х годов. Так, 16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял новую редакцию ст. 7 Конституции РСФСР 1978 г., установившую недопущение создания и деятельности партий, организаций и движений, ставящих своей целью насильственное изменение «советского конституционного строя».

Ранее в науке и законодательстве широко использовалось понятие «общественный строй», содержанием которого охватывались определенная система, отражение в Основном законе тенденций функционирования и развития общественно-экономической формации. Понятно, что оно прямо и опосредовано связывалось с партийно-государственными установками о принадлежности государству основных средств производства, наличием либо отсутствием эксплуатации человека человеком, классовой структурой общества и пр. В связи с этим в научном обороте использовались во многом идеологически окрашенные термины – «социалистический строй», «капиталистический строй» и т.п. В настоящее время под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех ее сторон и обусловленную определенным уровнем производственных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений .

Идея замены понятия «общественный строй» понятием «конституционный строй» был с воодушевлением воспринята созданной по I Съезда народных депутатов РСФСР Конституционной комиссией, ответственным секретарем которой являлся О.Г. Румянцев . По его мнению, конституционный строй существует далеко не в каждом государстве, имеющем конституцию. Это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям, основанная на совокупности основополагающих регуляторов, которые «содействуют закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством». Существуют и иные определения понятия «конституционный строй». Так, М.В. Баглай считает, что конституционный строй есть порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Аналогичной точки зрения придерживается О. Е. Кутафин: конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как явление конституционное .Н. А.Богданова полагает возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами .

Обобщая мнения большинства современных отечественных государствоведов, следует отметить, что главное свойство конституционного строя – обеспечивать подчинение государства праву и конституции как верховному его источнику.

Между понятиями общественного и конституционного строя можно провести различия. Следует согласиться с О. Е. Кутафиным, что общественный строй является не государственно-правовой категорий, а скорее – социально-политическим понятием, охватывающим всю суммы социальных отношений в обществе. Далее, как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество является преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах строя конституционного.

Но далеко не всякое государство, даже имеющее самый совершенный писанный Основной закон, обладает конституционным строем. В понятие конституционный строй включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное – государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется. Таким образом, недостаточно просто закрепить существование конституционного строя на бумаге. Важно, чтобы конституции были подчинены абсолютно все субъекты, прежде всего само государство. Причем конституционный строй – это не столько упорядоченность, сколько целостная, скрепленная нормами права система общественных отношений, включая ее экономический, политический, социальный и духовный компоненты.

Понятно, что столь масштабную систему отношений объективно невозможно закрепить каким-то одним нормативно-правовым актом. Эта совокупность общественных отношений существует объективно, а задача конституции – закрепить лишь основополагающие устои государства, принципы его отношений с личностью и гражданским обществом. В Конституции РФ указанные принципы, устои именуются основами конституционного строя. Одновременно основы конституционного строя выступают как генеральный институт конституционного права России.

Таким образом, конституционный строй есть совокупность (система) социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих.

Необходимо отметить, что впервые упоминание о «незыблемых основах конституционного строя России» появилось в Конституции «Основном законе) Российской Федерации – России в редакции от 21 апреля 1992 г. Тогда к ним были отнесены: народовластие; федерализм; республиканская форма правления; разделение властей.

ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ЕГО ПРИНЦИПЫ

1. Понятие и содержание конституционного строя Российской Федерации и его основ.

2. Принципы конституционного строя и их содержание.

1. Понятие и содержание конституционного строя Российской Федерации и его основ.

В России термин «Конституционный строй» был официально введен I Съездом народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.). Позже VI съезд российских депутатов внес в ст. I Конституции (Основного Закона) РСФСР положение о «незыблемых основах конституционного строя России».

Образованная I съездом народных депутатов для разработки новой Конституции РФ Конституционная комиссия (июнь 1990 г.) определила, что при разработке проекта новой Конституции необходимо отказаться от характеристики нового строя как «социалистического», подчеркнув, что он должен быть, прежде всего, демократическим и конституционным.

Наука и отрасль конституционного права России содержат государственно-правовую категорию и одновременно институт - «конституционный строй и его основы». Правовая категория «конституционный строй» - понятие для юридической науки и практики России новое. Оно пришло на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

Под общественным строем понимается исторически конкретная система общественных отношений, или можно сказать - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни, охраняемая государством и правом.

Общественный строй находится под постоянным воздействием государства, которое создается обществом для охраны общественного строя. Но государство, оказывая воздействие своей политикой на общественный строй и исходя из принятых политических целей, может приобретать самостоятельность и становиться над обществом, подчиняя его интересы интересам государственного аппарата (тоталитарное государство).

Таким общественным отношениям соответствовали определенные государственно-правовые институты, которые носили ярко выраженный идеологический характер.

Реформирование общественной и государственной жизни в России, начавшееся в конце восьмидесятых годов, требовало отказаться от идеологизированной формы закрепления общественного строя, что придавало бы ему черты конституционного строя.

Конституции СССР и РСФСР закрепляли также форму государства, как организацию государственной власти в стране, выраженную в форме правления и в форме государственного устройства.

Форма государственного правления - это организация высшей власти в государстве, которую представляют глава государства, законодательная власть, правительство, органы правосудия.

Форма государственного устройства - это структура государства, отношение государства как целого и частей этого государства. Существует три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерация.

В дореформенный период форма государственного устройства переживала кризис, так как СССР был по сути унитарным государством при наличии внешних атрибутов федерации. Реформирование российской государственности после распада СССР стало неотложной задачей.

Понятие «конституционный строй» воплотило в себе смысл и содержание общественно-политических категорий «общественный строй» и «государственный строй». В чем состоит различие между понятиями «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй»? В науке конституционного права признается, что общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее - социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

Общественный строй, как и государственный, может быть неконституционным, а воздействие государства на общество являться не правовым. Если государство воздействует на общественный строй посредством установления правовых норм, обеспечивает их реализацию, опираясь на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет обязательства перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя.

Отличительной особенностью конституционного строя следует считать его ориентированность на неидеологическую природу. Никакая идеология классов, политических партий конституционно не может быть установлена в качестве общеобязательной, общегосударственной или официальной, если это действительно конституционный строй (см. п. 2,3 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

Важная черта конституционного строя - отражение справедливого баланса и общности интересов различных социальных групп. Конституционный строй утверждает согласованные идеи справедливости, систему ценностей, к которым общество стремится, делает государственными идеологию демократии, идеи демократического правового государства, утверждает другие демократические институты. Однако эти идеи всего общества или его большинства, но не классовые и не корпоративные.

Несомненно, наличие в государстве Конституции не означает, что в таком государстве уже установлен конституционный строй. При конституционном строе должно, прежде всего, обеспечиваться подчинение государства праву. Для этого необходимо обеспечить подчинение его определенным принципам, образующим конституционный строй и составляющих его основу. Важнейшие из них возводятся Конституцией в ранг конституционных принципов. Таким образом, под основами конституционного строя, а следовательно и всего конституционного строя, понимаются главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву. К моменту принятия Конституции России 1993 г. в России в основном сложились те общественные отношения, которые составляют суть конституционного строя, а Основной Закон лишь закрепил их существование в определенных конституционных принципах и институтах.

Таким образом конституционный строй - это система основополагающих общественных отношений (экономических, социальных, политических, духовно-нравственных) и соответствующих им государственно-правовых институтов и принципов, закрепленных в Основном Законе государства.

Из этого определения следует, что конституционный строй - единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений.

Конституция РФ 1993 г. в ст. 16 определяет, что положения главы I Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации (заметим, что указанная глава так и называется «Основы конституционного строя»).

Основы конституционного строя как важнейший объект правового регулирования закрепляют:

а) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя, к которым относится верховенствующий над государством и законом императив справедливости, трактуемый как социальная, правовая и историческая справедливость; нравственные ценности, ценности социального мира, демократии, патриотизма, интернационализма и др. (см. Преамбулу Конституции РФ 1993 г.);

б) основные принципы как руководящие начала конкретных институтов конституционного строя;

в) конституционно-правовые институты и нормы, закрепляющие и регулирующие всю совокупность общественных отношений.

Нормы основ конституционного строя воздействуют на общественные отношения путем закрепления начал устройства общества и государства. Они, как правило, не порождают конкретные правоотношения – они определяют содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, адресованы всем субъектам правоотношений. По своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями (определениями), нормами-целями, предполагают для их реализации включение всей правовой системы государства, всех отраслей права.

Основы конституционного строя имеют свою специфику, которая выражена в том, что нормы и институты основ конституционного строя являются основополагающими, фундаментальными, имеющими обобщающее значение, они имеют политико-правовой и постоянно действующий характер. Положения основ конституционного строя являются принципами, которым должно следовать конституционное законодательство, вся система права. Иначе говоря, принципы основ конституционного строя являются общими принципами всей правовой системы России, поскольку Конституция составляет ее ядро.

Основам конституционного строя посвящена первая глава Конституции РФ. В ней содержатся базовые принципы и государственно-правовые институты, которые можно выделить в следующие группы: гуманистические, демократические основы конституционного строя; основные характеристики Российского государства; экономические, социальные и политические основы конституционного строя и основы организации государственной власти.

2. Принципы конституционного строя и их содержание.

Институт основ конституционного строя Российской Федерации закрепляет основополагающие принципы, определяющие развитие общества в целом и обеспечивающие реальное осуществление народом его суверенной воли. Это головной конституционный институт, имеющий своей целью:

Установить содержание философии, которая формирует теоретические подходы к пониманию всех политико-правовых институтов нашего общества;

Сформировать нормативно-правовую базу развития общественных отношений на ближайшую и более отдаленную перспективы;

Выразить и зафиксировать на высшем уровне юридической регламентации приверженность нашего общества общечеловеческим ценностям, приоритету прав человека, общепризнанным принципам и нормам международного права;

Зафиксировать гарантии необратимости последовательного и поступательного развития идей конституционализма, законности и демократии;

Закрепить условия для благоприятного функционирования конституционных институтов и надлежащей реализации конституционных норм.

Анализ действующего конституционного законодательства показывает, что в России в ходе политических и экономических реформ начинает утверждаться принципиально новый строй цивилизованных, гуманных, демократических и правовых общественных отношений.

Цивилизованный характер новых общественных отношений предполагает выбор между добром и злом в пользу добра. Это означает, что нравственной базой конституционных институтов признаются такие общечеловеческие моральные ценности, как: уважение человеческого достоинства каждого, недопустимость совершения противоправных действий, признание любой собственности неприкосновенной, верность идеалам социальной справедливости, отказ от насилия в качестве средства разрешения социальных, национальных, религиозных противоречий и конфликтов, признание приоритета международных норм.

проявляется в человеколюбии, признании человека и его прав высшей ценностью, что прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Государство несет ответственность за каждого человека, что в равной мере обеспечивает социальную защиту всего населения, законодательно запрещает жестокие меры наказания.

Демократизм конституционного строя состоит в том, что в социальной практике и государственном управлении в качестве основополагающей реализуется идея всевластия народа, когда народу принадлежит первичная суверенная политическая воля, лежащая в основе любого вида власти. Демократический характер общественных отношений в России − это свобода политического, экономического и национального развития, свобода мысли, слова и действий.

Правовой характер конституционного строя Российской Федерации означает приверженность общества идеалам конституционализма и законности. Правовое демократическое общество базируется на следующих основополагающих идеях:

Приоритет Конституции в законодательной системе;

Верховенство закона среди других нормативных актов;

Законность как обязательное исполнение закона и необходимое условие нормального социального и экономического развития;

Правовая справедливость, под которой понимается требование безусловного и четкого исполнения предписаний законодательных норм;

Легитимность законодательных установлений, означающая нравственный характер законов и их достаточное социально-экономическое обоснование, оптимальное соотношение в законе противоборствующих интересов;

Разумное соотношение сущего и должного, желаемого и возможного.

Основу конституционного строя Российской Федерации составляют следующие принципы : государственный суверенитет РФ; права и свободы, человек - как высшая ценность; народовластие; федерализм; социальное государство; многообразие и свобода экономической деятельности; разделение властей; идеологическое многообразие; принцип светскости государства; целостность и незыблемость основ конституционного строя. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ). Понятие «суверенитет» производно от французского слова «суверен», которое первоначально применяли для характеристики политической, экономической и правовой мощи государства. Так, Жан Боден, французский мыслитель и юрист, теоретик естественного права второй половины XIV в., понимал под государственным суверенитетом верховную власть. В середине XVIII в. другой французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо ввел в научный оборот понятие «народный суверенитет», который он трактовал как власть, определяемую общей волей. Во второй половине ХХ в. российские ученые А.И. Лепешкин, Ю.Г. Судницин и др. развивали учение о национальном суверенитете, как о реализованном народом-этносом его праве на самоопределение и самостоятельное развитие.

В современной мировой юридической науке, в том числе и в российской, центральное место отводится народному суверенитету. Многие ученые считают, что государственный и национальный суверенитеты есть формы проявления народного суверенитета.

Под национальным суверенитетом следует понимать верховное право нации на самоопределение, самостоятельный выбор той или иной формы своего национально-государственного устройства. Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, в силу которого она является верховной, независимой от какой-либо иной государственной власти при решении вопросов как внутреннего, так и внешнего характера.

В теории суверенитета выделяют следующие элементы: верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость.

Верховенство национального суверенитета означает, что никто, кроме самой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне её. Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций на самоопределение, признаваемом в мировом сообществе и нашей стране.

Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, что только данной государственной власти принадлежит верховное право решать свои внутренние и внешние дела, и никакая иная государственная власть не может их решать, за исключением тех случаев, когда на это есть добровольное согласие самого суверенного государства. Вместе с тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство под флагом суверенитета не имеет права нарушать общепризнанные нормы международного права.

Неотчуждаемость суверенитета − важнейший элемент его содержания. Суверенитет существует до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, что не может рассматриваться как ограничение суверенитета по следующим причинам: а) эта передача не затрагивает суверенных прав государства (иметь конституцию, территорию, гражданство и т. д.); б) в этом проявляется верховенство государства, которое добровольно передает часть своих прав межгосударственному образованию; в) государства, передавшие часть своих полномочий, не отстраняются от участия в их реализации; г) за государством сохраняется право контроля за тем, как переданные полномочия осуществляются.

Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем является народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим. Суверенитет - категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельство его отсутствия у соответствующей стороны.

Важным элементом содержания суверенитета является независимость государства. Если верховенство − это проявление суверенитета государства внутри страны, то независимость есть суверенитет во внешнеполитической сфере. Межгосударственные отношения − это общение суверенных государств, которое осуществляется в мирное время только в форме их взаимных соглашений. Суверенные государства могут согласиться подчинять свои действия тем или иным общим правилам (нормам международного права). Это согласие добровольное и не подрывает их независимости.

В настоящее время многие понимают, что федеративное устройство России нуждается в реформе. Для того чтобы прекратить конфликты, коллизии и отвести потенциальную угрозу распада Российской Федерации, необходимо решить несколько ключевых проблем.

1. В соответствии с теорией конституционного права и международной практикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будет уже не федерация, а конфедерация. Если федерация суверенна, то не суверенны ее субъекты, и наоборот.

2. Поскольку политические и экономические проблемы в РФ слиты воедино, важнейшей из них является отказ от асимметричного устройства Российской Федерации, когда разные ее субъекты обладают неодинаковыми правами. Россия должна состоять из однопорядковых субъектов − республик. С этой целью следует предоставить право ныне существующим республикам, краям и областям объединяться в новые республики с тем расчетом, чтобы они составляли единый территориально-промышленный комплекс.

3. Необходимо в полном объеме уравнять в правах все образованные новые республики, создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных и республиканских интересов. Сделать это весьма трудно, пока республики, края и области по форме и по своему статусу фактически неравны.

4. Государственным суверенитетом в Российской Федерации должна обладать только сама Россия, а не ее субъекты.

Свобода личности и естественных прав человека как основа демократического общества (ст. 1, 4 Конституции РФ). Человек, его права и свободы − высшая ценность. Гуманизм − своеобразный принцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции Российской Федерации свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек – государство», при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в придаток государственной машины.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека − таков главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение «высшая ценность» − это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества – как облеченных, так и не облеченных властью. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства.

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. Сейчас это положение изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований.

К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.

Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Именно так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

Первоначально многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство – это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики, но и в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким и при смене правительства.

Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов постоянно улучшается.

В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера заработной платы;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ). Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с тем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:

Отношения собственности (существуют две основные формы собственности − частная и публичная, все остальные формы производны от них);

Производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации − субъекты, в унитарном государстве − административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ. Следует подчеркнуть, что Гражданский кодекс РФ − второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит все важнейшие институты и правила, необходимые для регулирования всех основных экономических отношений.

Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен перевод из частной собственности в публичную - национализация, а также из публичной в частную - приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции).

Разделение властей и единство государственной власти в Российской Федерации (ст. 10, 11 Конституции РФ). Принцип разделения властей получил свое воплощение в России в последние ХХ-го века, в ходе осуществления демократических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами в государстве может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название системы «сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Особенностью Российской Федерации является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения власти. Одной из важнейших задач Президента является координация деятельности всех ветвей власти в Российской Федерации. Для этого он наделен Конституцией различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной области.

На федеральном уровне система разделения власти выглядит следующим образом:

Законодательная власть - Федеральное Собрание Российской Федерации;

Исполнительная власть- Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ;

Судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учетом положений ст. 71, 72 Конституции.

Идеологическое многообразие (политический плюрализм). Признание в Российской Федерации политического многообразия закреплено в ст. 13 Конституции РФ. Плюрализм означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что, благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Под политическим плюрализмом понимается, прежде всего, многопартийность − система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью законных средств.

Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами Российской Федерации устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих.

Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединении, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В настоящее время общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Принцип светского государства. Это означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В Российской Федерации основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей.

Сейчас признается, что церковь тоже играет заметную роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

Закрепление светского государства не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной дея

Наука и отрасль права - Конституционное право России - содержат государственно-правовую категорию и одновременно институт 2 - «конституционный строй и его основы». Правовая категория «конституционный строй» - понятие для юридической науки и практики России новое. Оно пришло на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

Понятие «конституционный строй» воплотило в себе смысл и содержание общественно-политических категорий «общественный строй» и «государственный строй». В чем состоит различие между понятиями «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй»? В науке конституционного права признается, что общественный строй является, не государственно-правовой категорией, а скорее - социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

Под общественным строем понимается - исторически конкретная система общественных отношений, или можно сказать - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни, охраняемая государством и правом.

Государственный строй – это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Государственный стой может отличаться от конституционного строя, если воздействие государства на общество проявляется во внеправовой форме в обход Конституции и иных легитимных источников права, с нарушением своих обязательств гражданином и обществом.

В Российской Федерации термин «Конституционный строй» был официально введен I Съездом народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.) после изменения им редакции ст. 7 Основного Закона, запретившей «создание и деятельность партий..., имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя». Позже, VI съезд российских депутатов внес в ст. I Конституции (Основного Закона) РСФСР положение о «незыблемых основах конституционного строя России».

Образованная I съездом народных депутатов для разработки новой Конституции России Конституционная комиссия (июнь 1990 г.) определила, что при разработке проекта новой Конституции России необходимо отказаться от характеристики нового строя как «социалистического», подчеркнув, что он должен быть, прежде всего, демократическим и конституционным. В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории – власть, суверенитет и свобода личности.

Исторический опыт развития общества показывает, что наличие конституции в государстве, однако ещё не говорит о реальности конституционного строя. Его реальность обусловлена наличием демократических институтов и принципов закрепленных в Конституции и реальное их функционирование.

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права.

Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

Нормы основ конституционного строя воздействуют на общественные отношения путем закрепления начал устройства общества и государства. Они, как правило, не порождают конкретные правоотношения – они определяют содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, адресованы всем субъектам правоотношений. По своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефенициями (определениями), нормами-целями, предполагают для их реализации включение всей правовой системы государства, всех отраслей права.

Институт основ конституционного строя Российской Федерации закрепляет основные принципы, определяющие развитие общества в целом и обеспечивающие реальное осуществление народом его суверенной воли. Это головной конституционный институт, имеющий своей целью:

Сформировать нормативно-правовую базу развития общественных отношений на ближайшую и более отдаленную перспективы;

Выразить и зафиксировать на высшем уровне юридической регламентации приверженность нашего общества общечеловеческим ценностям, приоритету прав человека, общепризнанным принципам и нормам международного права;

Зафиксировать гарантии необратимости последовательного и поступательного развития идей конституционализма, законности и демократии;

Закрепить условия для благоприятного функционирования конституционных институтов и надлежащей реализации конституционных норм.

Конституционные основы организации общества позволяют народам России развиваться в условиях, когда наше государство находится в цивилизованных отношениях с другими государствами.

Понятие основ Конституционного строя.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

Охрана Конституции.

Реализация Конституции.

Реализация – это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность. Реализация Конституции имеет несколько уровней:

1. Уровень реализации нормы:

· использование права;

· исполнение обязанностей;

· применение полномочий;

· соблюдение запретов.

2. Уровень реализации институтов:

· идеализация;

· прямое действие;

· правотворчество.

3. Уровень достижения цели Конституции.

Правовая охрана Конституции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, строгое соблюдение режима Конституционной законности .

Правовые элементы правовой охраны Конституции:

1. Самоохрана закрепление в Конституции норм, обеспечивающих ее выполнение (ст.4, 15, 16, 18, 82, 103, 113, 120).

2. Конституционный контроль деятельность компетентных государственных органов по проверке, выполнению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов и действий правоприменителей в Конституций. Его осуществляют:

· Президент РФ (ст.80, 82);

· Парламентский контроль (гл.5);

· Органы исполнительной власти;

· Органы прокурорского надзора и судебные органы;

· Конституционный суд (ст. 125).

Общественный строй (устройство) – это исторически конкретная система общественных отношений, то есть организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в различных сферах жизни . Существуют следующие виды общественного строя: например, феодализм, капитализм, социализм и так далее.

Конституционный строй – это определенная форма или способ организации государства, закрепленный в Конституции . Элементами Конституционного строя являются:

1. Гуманистические основы Конституционного строя;

2. Политическая, экономическая и социальная системы, существующие в государстве;

3. Сущность власти и принцип ее реализации.

Государственный строй – понятие более широкое, чем Конституционный строй. Государственный строй – это система всех социальных, экономических и политических отношений, установленных в государстве . Государственный строй может регулироваться в Конституции. Признаком его является регулирование отношений государственной власти.

Понятие и содержание основ Конституционного строя.

Основы Конституционного строя – это устои государства, его основные принципы, определяющие ключевые черты (сущность) общественного строя, государства, власти, форму правления, государственного устройства, политического режима . Особенности основ конституционного строя (как конституционно-правового явления):


1. «фундамент» Конституционного строя (ст.16);

2. нормы состоят, в основном, из одного вида – нормы-принципы;

4. особая юридическая сила (ст.16);

5. особый усложненный порядок пересмотра Конституции (ст.135);

6. максимальная стабильность основ Конституционного строя.

Как модель комплекса общественных отношений государства и общества, основы Конституционного строя подразделяются на три уровня:

1. Базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии Конституционного строя.

2. Основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон Конституционного строя и отрасли Конституционного права.

3. Конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Фундаментальные (или базовые) ценности являются отражением сверхзадачи, которую народ воплощает в Конституционном строе, и выражаются в формулировании в нормах Конституции определенных категориях счастья, добра, справедливости, свободы, равенства, солидарности, порядка. Сформулированные в Конституции базовые ценности формируют правосознание граждан, которые реализуют цели, поставленные в институтах Конституционного строя. Базовыми ценностями являются:

1. Демократия – права и свободы закреплены в качестве высшая ценность, гражданский мир, согласие, демократическое государство;

2. Государственность – сохранение исторически сложившегося государственного единства;

3. Народность – провозглашение принципов равноправия и самоопределение народностей;

4. Преемственность ;

5. Нравственность ;

6. Патриотизм – благополучие и процветание России;

7. Социальное равенство ;

8. Детернационализм – осознание себя как части мирового сообщества.

Принцип гуманистических основ Конституционного строя, закрепленный в ст.2 Конституции РФ, выражается в следующем:

1. Суверенитет личности исходит из суверенитета народа (ст.3);

2. Принцип защиты личности от государства;


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча