23.02.2019

К числу основных стадий правового регулирования относится. Правовое регулирование. Стадии механизма правового регулирования


Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара. В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовывали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Эти и другие примеры свидетельствуют о регулятивной роли права до его фиксации в виде формально определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права - первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина определяется прежде всего конституционным законодательством, а также другими нормативными правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е. объем прав и обязанностей. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину или организации право требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, не- индивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, т. е осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.

Вторая стадия - стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т. е. реализуется правообеспечительная, правоохранительная функции права.

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п. Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.



1. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

2. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

3. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

84 85 86 87 88 89 ..

§ 5.

Процесс правового регулирования и его стадии

5.1. Широкая трактовка процесса правового регулирования. Правовое регулирование общественных отношений принято рассматривать как длящийся во времени процесс, который в своем развитии проходит определенные стадии. Вместе с тем различные авторы выделяют в этом процессе разное число стадий, именуя их тоже по-разному. Более того, чуть ли не принципиальным является вопрос о выделении такой стадии, как правотворчество – стадии, которая связана с установлением, изменением и отменой норм права. Одни исследователи считают правотворчество начальной стадией процесса правового регулирования, хотя и называют ее по-разному, другие же полагают, что правотворческая деятельность лежит за пределами правового регулирования и предшествует ему.

Не вдаваясь в подробности, можно предложить компромиссное решение, суть которого заключается в том, что процесс правового регулирования можно рассматривать как с широких, так и с узких позиций.

Приширокойтрактовкев процессе правового регулирования представляется возможным выделить две стадии: стадию правовой регламентации общественных отношений и стадию действия норм права. Стадияправовой регламентации общественных отношений связана с правотворчеством. На этой стадии осуществляется разработка и установление норм права . По своему характеру она является подготовительной, поскольку правового регулирования как такового, т. е. реального, фактического воздействия правовых норм на общественные отношения, здесь еще нет. Здесь определяются лишь основные параметры, можно сказать, программа правового регулирования тех или иных общественных отношений. В этой связи разработка и установление правовых норм играют в процессе правового регулирования роль организующего начала, без которого правовое регулирование общественных отношений вообще не может начаться. Стадиядействия норм права связана с функционированием правовых норм. На этой стадии осуществляется уже фактическое регулирование общественных отношений, реальное воздействие норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования (при его широкой трактовке) данная стадия является основной.

5.2. Узкая трактовка процесса правового регулирования. Приузкойтрактовке процесс правового регулирования – это процесс функционирования, действия норм права . При таком подходе правотворчество из процесса правового регулирования исключается, а правовое регулирование рассматривается только как процесс фактического воздействия норм права и других правовых средств на общественные отношения. В процессе правового регулирования при его узкой трактовке можно выделить три основных и одну дополнительную (факультативную) стадии. К основным стадиям относятся: стадия общего действия норм права, стадия возникновения субъективных прав и обязанностей и стадия реализации субъективных прав и обязанностей. К дополнительной стадии относится стадия применения права.

Стадияобщего действия норм права является начальной стадией процесса правового регулирования (при его узкой трактовке). На этой стадии правовое регулирование носит самый общий характер и выражается в упорядочении не конкретных (единичных) общественных отношений, а тех или иных их видов. Нормы права, являясь правилами поведения общего характера, рассчитаны не на единичные отношения, а на неопределенное множество типичных отношений. Поэтому, вступив в силу, они распространяют свое действие, прежде всего, на соответствующие виды общественных отношений, подчиняя их единому общему порядку. Они определяют: кто может быть участником (субъектом) данного вида общественных отношений; какие юридические права и обязанности эти субъекты могут иметь; при каких условиях, обстоятельствах данные права и обязанности у субъектов могут возникнуть; какие неблагоприятные последствия ожидают субъектов в случае злоупотребления ими своими юридическими правами, неисполнения ими своих юридических обязанностей и вообще отступления от того, что предписано правовыми нормами.

Общее действие норм права – это по сути своей нормативный уровень правового регулирования, на котором происходит упорядочение тех или иных видов общественных отношений и возникновение в связи с этим так называемых общих правоотношений. Однако правовое регулирование не сводится к упорядочению только видов общественных отношений. В процессе правового регулирования имеет место упорядочение и конкретных, единичных общественных отношений. Поэтому после того, как произведено упорядочение тех или иных видов общественных отношений, осуществляется упорядочение конкретных общественных отношений, в связи с чем происходит переход с нормативного уровня правового регулирования на его индивидуальный уровень . Этот переход связан с вступлением правового регулирования в стадию возникновения субъективных прав и обязанностей, которая является второй основной стадией процесса правового регулирования.

Стадиявозникновения субъективных прав и обязанностей характеризуется возникновением у конкретных субъектов (участников конкретных общественных отношений) конкретных юридических прав и обязанностей, которые в юриспруденции принято называть субъективными. Юридические права и обязанности, закрепленные в нормах права, при наличии обстоятельств, предусмотренных этими же нормами (гипотезами этих норм) и именуемых юридическими фактами, становятся субъективными правами и обязанностями, поскольку начинают принадлежать конкретным субъектам – участникам конкретных общественных отношений. В этой связи вторая стадия процесса правового регулирования связана с возникновением конкретных правоотношений, в которых регулирующую роль выполняют субъективные права и обязанности, ибо они выступают в качестве меры возможного (субъективное право) и должного (субъективная обязанность) поведения.

После возникновения субъективных прав и обязанностей и соответственно конкретных правоотношений процесс правового регулирования переходит в третью основную и заключительную стадию – стадиюреализации субъективных прав и обязанностей .Реализация субъективных прав и обязанностей получает свое выражение в поведении участников конкретных правоотношений. Реализуя свои субъективные права, участники конкретных правоотношений совершают дозволенные нормами права действия, а, реализуя свои обязанности, либо совершают предписанные нормами права действия, либо воздерживаются от действий, запрещенных нормами права.

При регулировании конкретных общественных отношений процесс правового регулирования нередко проходит еще одну стадию – стадиюприменения права .Под применением права принято понимать деятельность государственных (в некоторых случаях и негосударственных) органов и организаций, связанную с конкретизацией (индивидуализацией) предписаний правовых норм, которая оформляется официальным документом, именуемым актом применения права. Акт применения права, конкретизируя предписания правовых норм, определяет в индивидуальном правовом предписании меру возможного или должного поведения участников конкретных правоотношений, т. е. их субъективные права или обязанности, а также обеспечивает реализацию этих прав или обязанностей.

Необходимость в стадии применения права возникает в двух основных случаях: во-первых, когда субъективные права и обязанности, а, следовательно, и конкретные правоотношения, не могут возникнуть без правоприменительной деятельности и, во-вторых, когда необходимо обеспечить реализацию субъективных прав и обязанностей при помощи мер государственного принуждения. В первом случае стадия применения права вклинивается между первой и второй основными стадиями процесса правового регулирования, во втором – между второй и третьей. Поскольку процесс правового регулирования конкретных общественных отношений проходит стадию применения права не всегда, эта стадия и считается дополнительной, или факультативной.

Правовое регулирование представляет собой процесс, растянутый во времени, начало которого связано с осознанием необходимости и возможности регламентации взаимодействий субъектов нормами права. В связи с этим условно, для лучшего понимания места и роли каждого элемента в правовом воздействии процесс правового регулирования подразделяется на стадии.

Первая стадия - стадия правовой регламентации общественных отношений, когда государство приходит к выводу о необходимости регулирования тех или иных отношений нормами права и создает эти нормы. В целях достижения социального согласия и правопорядка государство должно контролировать систему складывающихся в обществе отношений, оценивая их с позиций интересов, целесообразности и справедливости. Если оно приходит к выводу о необходимости изменения или запрета каких-либо общественных отношений, то использует правовое регулирование. Тогда поведение субъектов права становится возможным лишь в рамках, очерченных законом. Обилие нормативных актов в каждом государстве свидетельствует о его стремлении активно воздействовать на общественные отношения во всех важнейших областях жизни и деятельности граждан, организаций и коллективов.

Вторая стадия - стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. В этом случае права и обязанности конкретных субъектов общественных отношений осуществляются на практике. Если субъективные права как мера возможного поведения осуществляются по желанию, то юридические обязанности как мера должного поведения реализуются в силу требований государства, а также физических и юридических лиц.

На этой стадии правовое регулирование достигает своей цели - удовлетворяет законные интересы субъектов права. Основным средством осуществления субъективных прав и обязанностей на практике являются акты реализации в форме использования, исполнения и соблюдения.

При использовании субъекту предоставляются какие-то блага, удовлетворяются его личные интересы.

При исполнении обязанностей субъект должен активными действиями стремиться удовлетворить интересы управомоченного лица.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права.

Применение права осуществляется только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Потребность в этой специфической форме реализации права возникает в случаях: 1)

когда для возникновения правоотношений необходим акт государственного органа, должностного липа (например, приказ ректора о зачислении в вуз), 2)

когда конкретное правоотношение спорно, отклоняется от стандарта, установленного в норме права, или совершено правонарушение и необходимо вмешательство государства (например, по договору найма жилого помещения наниматель не выполняет возложенных на него обязанностей - своевременно не уплачивает квартирную плату, не убирает помещение, открыл там притон).

Еще по теме 9.4. Стадии правового регулирования:

  1. Стадии правового воздействия и основные элементы механизма правового регулирования
  2. 76. Механизм правового регулирования: понятия, элементы, стадии
  3. Правовое регулирование и организация правового регулирования социального обслуживания на дому.
  4. Тема 18.Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления
  5. 19. Различные подходы к пониманию правового регулирования (правовое регулирование как форма государственной власти, как форма социальной коммуникации).
  6. 2.Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
  7. 64. Правовое регулирование в системе нормативного регулирования.
  8. 1.2. Понятие международно-правового регулирования и механизма международно-правового регулирования
  9. Административно-правовой и гражданско-правовой метода правового регулирования
  10. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Глава 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права - первая стадия правового регулирования.
На этой стадии создается нормативная основа правового регулирования, введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) устанавливается круг возможных прав и обязанностей.
На первой стадии осуществляется общее, неперсонифициро- ванное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.
На первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.
На второй стадии правового регулирования осуществляется индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей . После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых появляются конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни наделяются мерами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, другими словами, осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении). Так, цель правовой зашиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и другие убытки.
Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный период, например в длящихся правоотношениях (брачно-семейные, трудовые отношения). На третьей стадии происходит зашита нарушенных прав, устраняются препятствия на пути осуществления прав и интересов субъектов, т. е. реализуются правообеспечительная, правоохранительная функции права.

9. Правовая система общества: понятие и структура. Характеристика основных правовых систем

Правовая система общества – это конкретно-историческая со­вокупность права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии отдельного государства. Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

Элементы правовой системы общества:

Субъекты права - физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, государство, социальные общности и др. Долгое время правовая система характеризовалась как обезличенная структура, тогда как без личности социальная система не может состояться. Обращение к человеку как к систематизирующему фактору всех общественных явлений потребовало пересмотра предыдущих подходов к структуре правовой системы и выделения субъектов права в качестве непременного её элемента;

Правовые нормы и принципы;

Правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы;

Правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура;

Связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия - законность, правопорядок.

1. Англосаксонская правовая система .
Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.

2. Романо-германская (континентальная) правовая система.
В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему.

3. Система мусульманского (религиозного) права .
Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и других). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно-правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуется религиозные произведения.

4. Система традиционного (обычного) права
Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно-правовые акты страны.

10. Международное право
Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча