02.03.2019

Правовой статус трудящихся мигрантов. О мигрантах в России: права, трудоустройство, проблемы


С 2015 года условия трудоустройства иностранцев в РФ изменились. Поправки были внесены в Федеральный закон № 115-ФЗ от 2002 года. Целью нововведений было усиление контроля, уменьшение количества нелегальных работников, улучшение условий работы для законопослушных граждан. Каковы трудовые права иностранцев в России?

Всех мигрантов, приезжающих в нашу страну в поисках заработка, можно условно разделить на несколько категорий:

  • граждане стран – членов Таможенного Союза (Армения, Белорусия, Казахстан, Киргизия), а также иностранцы, имеющие вид на жительство, могут трудоустраиваться точно так же, как и обычные россияне, без получения разрешений;
  • иностранцы, которым для посещения России нужна виза (дальнее зарубежье), должны оформить специальный документ – разрешение на работу. Этим занимается работодатель;
  • жители так называемого ближнего зарубежья, которым визы не нужны, устраиваются на работу по патенту, получить который можно самостоятельно, обратившись в органы ГУВМ МВД (бывшая ФМС).

Для граждан ТС

Возможности в трудоустройстве иностранцев в Российской Федерации несколько ограничены, при этом неважно, к какой категории принадлежат работники. Им нельзя устраиваться на государственную службу, занимать избираемые должности, работать в силовых структурах, секретных организациях, на оборонных предприятиях.

Более никаких ограничений для граждан стран Таможенного союза при трудоустройстве не имеется. Им, как и гражданам России, нужно предоставить работодателю стандартный набор бумаг: паспорт, трудовую книжку, документы об образовании.

Для визовых иностранцев

Въезд иностранцев из визовых стран, желающих устроиться на работу, ограничен квотами. Чтобы работник такой категории мог въехать в страну и начать трудовую деятельность, работодатель (только юридическое лицо) должен подать ходатайство в миграционную службу, чтобы оформить специальное приглашение, а также получить разрешение на работу. Но прежде работодатель сам должен выхлопотать себе разрешение на наём зарубежной рабочей силы в рамках квоты.

Действует разрешение в течение срока, указанного в контракте, но не больше одного года, и «привязано» к определенному региону. Продлить его можно только при наличии оснований, например, если работодатель пролонгирует трудовой контракт.

Переехать в иной регион, работать по специальности, отличной от указанной в разрешении, нельзя: нужно оформлять новый документ.

Специалисты

Гораздо большей свободой обладают высококвалифицированные специалисты. На них не действуют установленные квоты, они могут менять место работы, а разрешение действует в течение трех лет, причем его можно продлевать множество раз. Заниматься оформлением документов в миграционной службе может как работодатель, так и сам специалист.

Законом установлен минимум заработной платы для таких иностранцев – от 58 500 рублей в месяц, в зависимости от сферы их деятельности. Зарплата указывается в договоре, что и служит подтверждением особого статуса специалиста для миграционной службы. Действительно ли принятый на работу человек обладает нужной квалификацией, определяет сам работодатель.

Имеются преференции и для членов семей иностранных специалистов – они также имеют право на въезд, проживание и трудоустройство без получения специальных разрешений.

Патент

Патент нужно получать тем мигрантам, которым виза для въезда в РФ не нужна. Еще на въезде в РФ нужно написать в миграционной карте, что цель приезда – трудоустройство. Иначе разрешительный документ оформить не получится. Мигранты, которые пересекали границу под предлогом посещения родственников или туризма, а сами пополняли ряды трудяг-нелегалов, остались не у дел.

Для мигрантов

Теперь, с введением системы патентов, все иностранцы из безвизовых с Россией стран могут устраиваться на работу без учета квот. Таким образом, исключена возможная коррупционная составляющая, когда квоты выбирались фирмами-посредниками, торгующими рабочими местами.

Ранее патент давал право на трудоустройство исключительно у частных предпринимателей – физических лиц. Теперь можно искать работу и в организациях, имеющих статус юридического лица.

С другой стороны, патент ограничивает трудовые права иностранцев в РФ. Во-первых, это финансовые ограничения. За получение патента и его продление нужно платить. Сумму взноса устанавливает регион, поэтому в каждом субъекте РФ она своя. Кроме того, региональные власти могут регулировать численность иностранных наемников, самостоятельно увеличивая стоимость патента.

Приходится платить и за обязательные теперь экзамены по русскому языку (верно для всех иностранцев).

Во-вторых, патент ограничивает право трудового мигранта на свободу передвижения – место работы может находиться лишь в том регионе, где был выдан документ.

Для работодателя

С ужесточением наказаний за нелегальный труд работодателям стало не так выгодно нанимать иностранцев на работу – нужно получать разрешения, платить налоги, заниматься постановкой на миграционный учет. Обязательно нужно заключать договор в соответствии со всеми нормами внутреннего трудового законодательства. Это защищает сотрудника от возможного произвола со стороны работодателя.

Трудовые права мигрантов. Центры занятости населения: видео

Согласно международному праву к мигрантам относятся все лица, меняющие место своего пребывания или проживания. В России в основном к мигрантам относят иностранных граждан, приехавших в Россию для временного пребывания или постоянного проживания.

Также отдельное законодательство разработано для внутренних мигрантов – граждан России, меняющих место жительство внутри страны. В зависимости от категории предусмотрены различные права для мигрантов в России.

Закон о правах мигрантов в Москве

Основной закон о правах мигрантов в России –Федеральный законправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Правила пребывания иностранных граждан в России регулируются законом о миграционном учете. Данные документы регламентируют:

  • правила временного пребывания;
  • особенности получения разрешения на проживание или вида на жительство;
  • особенности трудовой иммиграции;
  • порядок оформления разрешительных документов на въезд и другие правила.

Особенности применения законодательных норм в отношении мигрантов зависят в первую очередь от цели пребывания на территории России и продолжительности нахождения в стране.

Граждане большинства иностранных государств перед посещением России обязаны оформить визу. Для некоторых стран предусмотрен упрощенный порядок оформления или возможность безвизового посещения гражданами на срок не более 180 дней в зависимости от родного государства. Также при въезде заполняется специальная миграционная карта.

Право для мигрантов на длительное пребывание в России становится доступным при получении разрешения на временное пребывание. При желании постоянного проживания должен быть оформлен вид на жительство или получено гражданство РФ.

Права трудовых мигрантов в России

Отдельно регулируется временная трудовая миграция для граждан иностранных государств. В этом случае закон о правах мигрантов на работу в России рассматривает иностранцев в зависимости от профессии и квалификации специалиста.

Главным требованием является получение патента (разрешения) на работу. Новые права для мигрантов по закону предусматривают возможность получения такого разрешения в течение 30 дней с момента въезда. При этом в миграционной карте в качестве цели приезда должно быть указано трудоустройство в России.

Законодательство предусматривает три вида разрешений на работу:

  • стандартный патент, выдаваемый по квоте в общем порядке или без квоты в особом порядке для отдельных профессий;
  • патент для специалистов высокой квалификации;
  • лицензия на работу в частных домашних хозяйствах для граждан стран с правом безвизового въезда.

Гражданам стран, входящих в Таможенный союз, не требуется оформление специальных разрешений для работы на территории РФ.

При этом независимо от гражданства иностранцы не имеют права управлять коммерческим автотранспортом, а также автобусами, такси и грузовиками без получения российского водительского удостоверения. В этом плане рабочие права для мигрантов ограничены одинаково для всех стран, включая участников Таможенного союза.

Получить новые права для мигрантов на управление транспортными средствами необходимо по следующей процедуре:

  • успешно сдать экзамены в Государственной инспекции безопастности догожного движения, включая теоретический экзамен, а также проверку практических навыков на площадке и в условиях движения по городу;
  • пройти проверку состояния здоровья и получить медицинское заключение;
  • подать документы в Государственную инспекцию безопастности догожного движения.

Документы должны включать:

  • удостоверение личности;
  • иностранные права мигранта, полученные ранее в родном государстве;
  • медицинскую справку;
  • свидетельство о сдаче экзаменов;
  • заявление.

Более подробно разобраться в вопросах прав для мигрантов и действующих законах Вы можете в юридической Компании «Правовое решение». Наши юристы расскажут Вам, какими правами и обязанностями обладают мигранты, помогут быстро оформить документы, включая новые водительские права для мигрантов.

Вопрос 3. Трудовые права мигрантов и иностранцев

По мнению зарубежных специалистов, около 80 млн. человек живет сейчас в чужих странах (не считая бывшего Советского Союза и Югославии) и их число постоянно растет. Каждый год эмигрируют около 1 млн. человек, кроме того, еще 1 млн. ищут политического убежища в разных странах. К этому следует прибавить еще18 млн. беженцев, которые покинули свои дома из-за природных катастроф или преследования по политическим мотивам.

Трудящиеся-мигранты - это лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

Основными задачами государственной миграционной политики являются: зашита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий, совершенствование системы иммиграционного контроля; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов с учетом климатических особенностей мест расселения; создание условий приема и размещения, стимулирующих активное участие мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграция - это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя и внутренняя), виду (возвратная и безвозвратная). Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежища, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные лица, вынужденные переселенцы и др.), возвратной и безвозвратной. Незаконная миграция может быть внешней и внутренней (в том числе вынужденной и добровольной).Внешняя трудовая миграция относится к добровольной возвратной, может быть незаконной. Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции.

Субъектами внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе граждане КР, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение семей, вступление в брак); лица ранее прибывшие на территорию КР и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с ее территории; б) эмигранты транзитные-граждане бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами КР, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках Союза ССР и прибывающие в Кыргызстан; в) иммигранты-иностранцы (иностранные граждане и лица без гражданства), прибывшие в КР (находящиеся на территории КР) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца; г) иммигранты транзитные-иностранцы, прибывающие в КР с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны.

Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории КР, в том числе: а) граждане бывшего Союза ССР; б) граждане государств - бывших республик Союза ССР, в том числе граждане КР; в) граждане других государств; г) лица без гражданства (апатриды); д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Субъектами незаконной миграции являются: а) эмигранты неконтролируемые-граждане КР, выезжающие с территории государств - бывших республик Союза ССР в другие иностранные государства; б) эмигранты нелегальные - граждане КР, нелегальным способом выезжающие за рубеж или пересекающие государственную границу КР с иностранными государствами; в) иммигранты незаконные: иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям; иностранцы, въезжающие по поддельным документам; иностранцы, прибывающие в Кыргызстан нелегально.

Временные иммигранты - это лица, имеющие визу и разрешение на работу на определенный период. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу. Другие являются сезонными рабочими и приезжают на несколько недель или месяцев.

Временные работники обычно имеют очень низкий уровень социальной защиты, поскольку они не живут в стране достаточно длительный период, чтобы внести свою долю в систему социального страхования. В США временные работники не могут получить пособие по инвалидности, поскольку они не платили налогов. Они также не получают пособия по безработице. Большинство стран Персидского залива, которые ввели бесплатное медицинское обслуживание для своих граждан, не распространяют его на временных иммигрантов.

Нелегальные иммигранты обычно находятся в наиболее ненадежном положении, поскольку в любое время могут быть депортированы. Однако это не означает, что они полностью лишены каких-либо прав. Например, в 1982 г. Верховный суд США постановил, что дети нелегальных иммигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку Конституция США провозглашает равную защиту законом всех людей, вне зависимости от того, являются ли они гражданами Америки или иностранцами. «Нелегалам» может быть также предоставлена медицинская помощь. В Японии нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе.

Иммигрантами могут быть граждане конкретного государства, имеющие статус «постоянно проживающего». Им открыт доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, образование, жилье и здравоохранение. Обычно их нельзя вынудить покинуть страну, если они вдруг окажутся безработными. В ряде стран мигранты имеют право голоса, хотя в этом отношении часто устанавливаются ограничения. Например, в Нидерландах иностранцы, прожившие в этой стране минимум пять лет, имеют право голоса, но только на выборах в местные органы. В некоторых случаях они также могут сами быть избранными: в Швеции в 1988 г. 100 иностранцев были избраны в муниципальные советы. Наиболее часто встречающимся ограничением для постоянно проживающих является то, что они не имеют права занимать государственные должности. Например, в Австралии они не могут стать государственными служащими.

Согласно Закону о правовом положении иностранцев в Литовской Республике 1991 г. иностранцы, находящиеся на постоянном жительстве в Литовской Республике, могут заниматься любой трудовой или хозяйственной деятельностью, если она не запрещена законами Литвы и если для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие - иметь гражданство Литовской Республики.

Закон Украины о правовом статусе иностранцев 1994 г. признает за иностранцами право на трудовую деятельность.



Согласно ст. 8 Закона Украины о правовом статусе иностранцев, иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины. Иностранцы, постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью. Иностранцы, иммигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с полученным в установленном порядке разрешением на трудоустройство. Однако они не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в КР, если они имеют на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Они вправе работать по трудовому договору на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью.

В Кыргызской Республике иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике» работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный на территории КР в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, иностранный гражданин может вступить в трудовые правоотношения двумя способами: а) по приглашению; б) в результате заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Для приглашения иностранного гражданина на работу работодатель или заказчик работ (услуг) обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; предоставить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в КР Работодатель или заказчик должны содействовать выезду иностранного работника из КР по истечении срока заключенного с ним договора.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников (кроме моряков и рыбаков) и приглашение на въезд в КР иностранного работника выдаются органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству работодателя или заказчика работ. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в соответствующий орган разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Вместе с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Изложенный выше порядок найма иностранного гражданина не распространяется на иностранных граждан: постоянно проживающих в КР;

временно проживающих в КР; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в КР, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц(производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, являющихся журналистами, аккредитованными в КР; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; приглашенных в КР в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, временно проживающий в КР иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта КР, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется органом, выдавшим разрешение на работу. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), его разрешение изымается.

Согласно закону Кыргызской Республики «О беженцах». беженец - это лицо, которое не является гражданином Кыргызской Республики и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие этих опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В Кыргызской Республике лицо, признанное беженцем, имеет право на работу

по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами КР, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами КР. Такие лица также имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, на равнее с гражданами КР (Закон КР «О беженцах»).

Мигранты в России – явление не исключительное, ведь в поисках лучшей жизни человек выбирает законодательство стран, которое лояльно относится к беженцам и переселенцам. С какими проблемами сталкиваются те, кто был вынужден оставить свой дом, и на что могут рассчитывать приезжие?

Миграционная статистика

На одной из последних пресс-конференций глава МВД Владимир Колокольцев, отвечая на вопросы журналистов о том, сколько мигрантов в России в 2017 году, рассказал, что количество въехавших в страну на конец прошлого года превысило 15 млн. граждан:

    примерно 70% – жители СНГ;

    чуть более 11% прибыли из стран Евросоюза.

Если говорить о том, из каких стран приезжают в Россию мигранты, то, по данным Росстата, по бывшим республикам Советского Союза 2015 рейтинг выглядит так

    Украина – 184180 человек;

    Узбекистан – 74242;

    Казахстан – 65750;

    Таджикистан – 47638;

    Армения – 45670;

    Молдавия – 34026;

    Киргизия – 26045;

    Азербайджан – 24326;

    Беларусь – 17741;

    Грузия – 7038;

    Туркмения – 6539.

Проблемы мигрантов в России хорошо известны, и связаны они в основном с беженцами, лицами, получившими временное убежище и вынужденными переселенцами. Достаточно и тех, кто находится в стране давно, но в силу различных причин не легализовался и является лицом без гражданства. Правозащитники в одни голос уверяют, что к решению судьбы каждого конкретного человека нельзя подходить формально, при этом в отдельных вопросах законодательство в отношении беженцев пока не является совершенным.

Трудоустройство: легко ли заработать в России?

Россия – один из мировых лидеров по привлечению трудовых ресурсов из-за границы, но несмотря на то что ежегодно количество официально трудоустроенных мигрантов переваливает за миллион, не меньшее число трудится нелегально.

С начала 2015 г. в силу вступили поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые коснулись правил въезда и трудоустройства мигрантов в России.

Основные изменения таковы.

    Получившим временное или постоянное разрешение на проживание не требуется отдельного документа для найма на работу.

    Те, кто прибыл без визы или в случаях указания в миграционной карте «трудоустройство» как цель приезда, должны оформить патент.

Федеральное законодательство делит прибывающих иностранцев на лиц:

    с видом на жительство (в том числе белорусы);

    с визой (граждане государств, не входящих в СНГ, а также туркмены и грузины);

    приехавших в безвизовом порядке (украинцы, армяне, казахи, молдаване, азербайджанцы, таджики, узбеки и киргизы).

В течение 30 дней с момента прибытия в страну без визы или с целью трудоустройства иностранец обязан подать документы на предоставление патента, который даст ему право трудиться в РФ. Количество выдаваемых патентов ограничено, как и срок их действия. Через год разрешение аннулируется, а иностранец обязан покинуть страну. Чтобы трудоустроиться повторно, придется снова пересекать границу и получать патент.

По информации МВД, за 2016 год российский бюджет увеличился на 38 млрд.рублей за счет продажи трудовых патентов, что почти в полтора раза больше показателей 2015 г. Такие поступления в 2,3 раза превышают размер налогов на прибыль, которые платят нефтяные компании. Подобные новости для мигрантов в России сегодня, безусловно, становятся «лучиком света» в противовес сообщениям о «резиновых квартирах», разбоях и убийствах, совершенных их бывшими соотечественниками.

Сложнее стало тем, кто получал работу, въезжая в страну по визе. Их наниматели теперь обязаны получать разрешение на привлечение работников-мигрантов, а также полностью отвечать за иностранца, вплоть до того, что самостоятельно подавать в МВД бумаги на регистрацию. Понятно, что далеко не каждый работодатель четко соблюдает правила.

Права мигрантов в России по закону таковы, что только в течение 90 дней они могут искать работу самостоятельно. Если же этого сделать не удалось, придется немедленно вернуться на родину.

Заработки трудовых мигрантов облагаются НДФЛ, при этом налоговая ставка зависит от времени пребывания и сроков трудоустройства. Расчет осуществляется по количеству отработанных дней за год:

    если число дней менее 183 – из заработка вычтут налог 30%;

    если более – 13%.

На заметку! При наличии миграционной карты пенсионные взносы не отчисляются, но уплатить их придется, если работник-иностранец имеет разрешение на временное проживание или ВНЖ.

Проблемы нелегалов

С помощью ужесточения законодательства удалось упорядочить миграционные потоки, стабилизировав резко возросшее количество въезжающих лиц и сократить объемы тех, кто пытается пересечь границу нелегально.

По словам Колокольцева, отсутствие регулирующих механизмов может обернуться катастрофой для страны. Среди основных проблем:

    рост социальной напряженности среди россиян, связанный в первую очередь с безработицей – приезжие готовы работать больше и за меньшие деньги;

    возникновение конфликтов на почве религии или этнической принадлежности;

    рост преступности;

    угроза нацбезопасности – обострение ситуации в азиатском регионе провоцирует усиление миграционных процессов и создает благоприятные условия для проникновения в РФ экстремистов под видом беженцев.

Глава ведомства подчеркнул, что ужесточение закона и принудительные меры контроля не препятствуют привлечению трудовых ресурсов на вакантные рабочие места. Трудовые мигранты в России нужны, но только те, которые не нарушают закон.

Именно потому, что главной проблемой по-прежнему остаются нелегальные мигранты в России, МВД планирует тщательно проанализировать более четырех десятков действующих международных договоров, а также уделять особенное внимание сотрудничеству с другими государствами и проведению масштабной профилактики.

Одна из задач, стоящих перед ГУВМ – совершенствование механизма контроля въезда и пребывания иностранцев. Корректировки законодательства 2015 г. запретили въезжать в страну тем, кто неоднократно нарушил закон, однако число нелегалов от нововведения снизилось несущественно.

На заметку! По данным МВД, под видом мигрантов в 2016 г в РФ пыталось въехать 3 тысячи наркодилеров.

В список регионов России, наиболее привлекательных для мигрантов, традиционно входят Москва и Санкт-Петербург (и их областные города), а также хлебосольный Краснодарский край и близкий к Европе Калининград . А вот за очень большими заработками многие рискуют отправиться в города Тюменской области. Теплолюбивые выходцы же из Средней Азии любят столицу Татарстана – в Казани им проще адаптироваться, чтобы затем продолжить путешествие по стране в поисках лучшей жизни для своих семей.

Часть III. Права человека всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Статья 8

1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения. Это право не должно подлежать каким-либо ограничениям, за исключением тех, которые предусматриваются законом, необходимы для охраны национальной безопасности, общественного порядка (ordre public ), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признанными в настоящей части Конвенции другими правами.

2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право в любое время въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

Статья 9

Право трудящихся-мигрантов и членов их семей на жизнь охраняется законом.

Статья 10

Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не должны подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему их достоинство обращению или наказанию.

Статья 11

1. Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не должны содержаться в рабстве или в подневольном состоянии.

2. Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не должны привлекаться к принудительному или обязательному труду.

3. В тех государствах, где в виде наказания за преступление может предусматриваться лишение свободы с каторжными работами, пункт 2 настоящей статьи не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда.

4. Для целей настоящей статьи термином «принудительный или обязательный труд» не охватываются:

а ) любая не упоминаемая в пункте 3 настоящей статьи работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

b ) любая служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или стихийных бедствий, угрожающих жизни или благосостоянию общества;

с ) любая работа или служба, которая входит в обычные гражданские обязанности, если к ним также привлекаются граждане данного государства.

Статья 12

1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей не должны подвергаться принуждению, умаляющему их свободу, иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали и основных прав и свобод других лиц.

4. Государства-участники настоящей Конвенции обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, по крайней мере один из которых является трудящимся-мигрантом, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Статья 13

1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на свободное выражение своих мнений; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренным в пункте 2 настоящей статьи правом налагает особые обязанности и особую ответственность. Следовательно, оно может подлежать некоторым ограничениям которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

а ) для уважения прав и репутации других лиц;

b ) для охраны национальной безопасности соответствующих государств, общественного порядка (ordre public ), здоровья или нравственности населения;

с ) для целей предотвращения всякой пропаганды войны;

d ) для целей предотвращения всякого выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющего собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

Статья 14

Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не должны подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его или ее личную и семейную жизнь, произвольным и незаконным посягательствам на неприкосновенность его или ее жилища или тайну его или ее переписки или других форм связи или незаконным посягательствам на его или ее честь и репутацию. Каждый трудящийся-мигрант и член его или ее семьи имеют право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 15

Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не могут быть произвольно лишены собственности, которой они владеют индивидуально или совместно с другими лицами. Там, где в соответствии с действующим законодательством государства работы по найму активы трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи экспроприируются полностью или частично, соответствующее лицо имеет право на справедливую и надлежащую компенсацию.

Статья 16

1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на обеспечиваемую государством эффективную защиту от насилия, телесных повреждений, угроз и запугивания как со стороны государственных должностных лиц, так и со стороны частных лиц, групп или учреждений.

3. Любая проверка должностными лицами правоохранительных органов личности трудящихся-мигрантов или членов их семей осуществляется в соответствии с установленными законом процедурами.

4. Трудящиеся-мигранты и члены их семей не могут быть подвергнуты произвольному аресту или содержанию под стражей, индивидуально или коллективно; они не должны лишаться свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такими процедурами, какие установлены законом.

5. Трудящимся-мигрантам и членам их семей, подвергаемым аресту, в момент ареста сообщается, насколько это возможно, на языке, который они понимают, о причинах их ареста и без задержек сообщается на языке, который они понимают, о любых предъявляемых им обвинениях.

6. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, подвергаемые аресту или задержанию по обвинению в уголовном преступлении, без задержек доставляются к судье или другому должностному лицу, наделенному по закону судебной властью, и имеют право на судебное разбирательство в разумный срок или на освобождение. Содержание под стражей в ожидании суда не является общим правилом, однако их освобождение может быть поставлено в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство на любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

7. В случае ареста или заключения в тюрьму или содержания под стражей до суда или задержания в какой-либо иной форме трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи:

а ) консульским или дипломатическим учреждениям государства его или ее происхождения или государства, представляющего интересы этого государства, если он или она просят об этом, немедленно сообщается о его или ее аресте или задержании и о причинах этого;

b ) соответствующее лицо имеет право связываться с упомянутыми учреждениями. Любое сообщение соответствующих лиц, направленное упомянутым учреждениям, немедленно доводится до их сведения, и он или она также имеют право получать без задержки сообщения, направленные упомянутыми учреждениями;

с ) соответствующему лицу немедленно сообщается об этом праве и о правах, вытекающих из любых соответствующих договоров, если они применимы в отношениях между соответствующими государствами, переписываться и встречаться с представителями упомянутых учреждений и заключать соглашения с ними для его или ее правового представительства.

8. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, лишенные свободы вследствие ареста или задержания, имеют право возбуждать дело в суде с тем, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести решение относительно законности их задержания и распорядиться об их освобождении, если задержание является незаконным. В случае их участия в таком разбирательстве они пользуются помощью устного переводчика, при необходимости бесплатно, если они не понимают или не говорят на используемом языке.

9. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, ставшие жертвами незаконного ареста или задержания, имеют подкрепляемое правовой санкцией право на компенсацию.

Статья 17

1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности и культурной самобытности.

2. Обвиняемые трудящиеся-мигранты и члены их семей, кроме исключительных обстоятельств, отделяются от осужденных лиц и им предоставляется отдельный режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц. Обвиняемые несовершеннолетние отделяются от взрослых, и их дела разбираются в кратчайшие сроки.

3. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи, задержанный в государстве транзита или в государстве работы по найму за нарушение положений о миграции, содержится, насколько это практически осуществимо, отдельно от осужденных лиц или лиц, находящихся под стражей в ожидании суда.

4. В любой период тюремного заключения в соответствии с приговором, вынесенным судом, существенной целью обращения с трудящимся-мигрантом или членом его или ее семьи является его или ее перевоспитание и социальная реабилитация. Малолетние преступники отделяются от взрослых, и им обеспечивается обращение, соответствующее их возрасту и правовому статусу.

5. Во время задержания или тюремного заключения трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются одинаковыми с гражданами этого государства правами на свидание с членами своих семей.

6. В любом случае, когда трудящийся-мигрант лишается свободы, компетентные органы соответствующего государства учитывают проблемы, с которыми могут столкнуться члены его и ее семьи, в частности супруг и дети младшего возраста.

7. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, если они подверглись какой-либо форме задержания или заключения в соответствии с законом, действующим в государстве работы по найму или государстве транзита, пользуются такими же правами, как и граждане этих государств в аналогичном положении.

8. Если трудящийся-мигрант или член его или ее семьи задерживается с целью установления нарушения каких-либо положений о миграции, он или она не несут никаких связанных с этим расходов.

Статья 18

1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на равенство с гражданами соответствующего государства в судах и трибуналах. При определении любого предъявляемого им уголовного обвинения или их прав и обязанностей в процессе судопроизводства они имеют право на справедливое и публичное заслушание компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным соответствии с законом.

2. На трудящихся-мигрантов и членов их семей, обвиняемых в уголовном преступлении, распространяется презумпция невиновности, пока в соответствии с законом не будет доказана их виновность.

3. При предъявлении им любого уголовного обвинения трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на следующий минимум гарантий:

а ) быть незамедлительно и подробно информированными на языке, который они понимают, о характере и основании предъявляемого им обвинения;

b ) иметь достаточно времени и возможностей для подготовки своей защиты и сноситься с адвокатом, которого они выбирают сами;

с ) быть судимыми без неоправданной задержки;

d ) быть судимыми в их присутствии и защищать себя лично или через посредство адвоката, которого они выбирают сами; быть информированными, если у них нет адвоката, об этом праве и пользоваться услугами назначенного им адвоката в любом случае, когда этого требуют интересы правосудия, и безвозмездно в любом таком случае, когда у них нет достаточно средств для оплаты таких услуг;

е ) допрашивать показывающих против них свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, которые существуют для свидетелей, показывающих против них;

f ) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если они не понимают языка, используемого в суде, или не говорят на этом языке;

g ) не быть вынуждаемыми к даче показаний против самих себя или к признанию своей виновности.

4. В отношении несовершеннолетних процесс должен быть таков, чтобы учитывать их возраст и желательность содействия их перевоспитанию.

5. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, осужденные за какое-либо преступление, имеют право на то, чтобы их осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.

6. Если трудящийся-мигрант или член его или ее семьи окончательным решением был осужден за уголовное преступление и если вынесенный ему или ей приговор был впоследствии отменен или он или она были помилованы на том основании, что какое-либо новое или вновь открывшееся обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, то лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию в соответствии с законом, если не будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было своевременно обнаружено исключительно или отчасти по вине соответствующего лица.

7. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не может быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он или она были окончательно осуждены или оправданы в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом соответствующего государства.

Статья 19

1. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или бездействия, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением; не может также назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент его совершения. Если после совершения правонарушения законом устанавливается более легкое наказание, то на него или нее распространяется действие этого закона.

2. При вынесении приговора за правонарушение, совершенное трудящимся-мигрантом или членом его или ее семьи, следует принимать во внимание гуманитарные соображения, касающиеся статуса трудящихся-мигрантов, в частности в отношении его или ее права проживания или получения работы.

Статья 20

1. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не должен подвергаться тюремному заключению только на основании невыполнения какого-либо договорного обязательства.

2. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не должен лишаться разрешения на проживание или получение работы или высылаться только на основании невыполнения обязательства, вытекающего из трудового соглашения, если только выполнение такого обязательства не представляет собой одно из условий получения такого разрешения.

Статья 21

Никто, кроме государственного должностного лица, наделенного законом соответствующими полномочиями, не может в законном порядке конфисковать, уничтожить или попытаться уничтожить документы, удостоверяющие личность, документы, дающие разрешение на въезд или пребывание, проживание или поселение на национальной территории, или разрешение на работу. Никакая санкционированная конфискация таких документов не должна производиться без выдачи подробной расписки. Ни в коем случае не допускается уничтожение паспорта или аналогичного документа трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи.

Статья 22

1. На трудящихся-мигрантов и членов их семей не распространяются меры коллективной высылки. Каждый случай высылки рассматривается и решается в индивидуальном порядке.

2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут быть высланы с территории государства-участника лишь во исполнение решения, принятого компетентным органом в соответствии с законом.

3. Такое решение доводится до их сведения на языке, который они понимают. В тех случаях, когда это не носит обязательного характера, по их просьбе решение доводится до их сведения в письменном виде и, при отсутствии исключительных обстоятельств, связанных с интересами государственной безопасности, сообщаются также причины принятия такого решения. Заинтересованные лица уведомляются об этих правах до вынесения или, в крайнем случае, во время вынесения решения.

4. За исключением случаев, когда окончательное решение выносится судебным органом, заинтересованные лица имеют право на представление доводов против своей высылки и на пересмотр своего дела компетентным органом, если иного не требуют высшие интересы государственной безопасности. До такого пересмотра заинтересованные лица имеют право ходатайствовать о приостановлении решения о высылке.

5. Если уже исполненное решение о высылке впоследствии отменяется, заинтересованные лица имеют право ходатайствовать о компенсации в соответствии с законом, и принятое ранее решение не может быть использовано с целью воспрепятствовать их повторному въезду в данное государство.

6. В случае высылки соответствующим лицам перед выездом или после выезда предоставляется разумная возможность урегулировать любые претензии, связанные с заработной платой или другими причитающимися им выплатами, и любые неисполненные обязательства.

7. Без ущерба для осуществления решения о высылке трудящийся-мигрант или член его или ее семьи, на которого распространяется это решение, может просить разрешения на въезд в другое государство, помимо государства его или ее происхождения.

8. В случае высылки трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи он не несет расходы, связанные с высылкой. Соответствующему лицу может быть предъявлено требование оплатить свои расходы по переезду.

9. Сама высылка из государства работы по найму не наносит ущерба каким-либо приобретенным в соответствии с законами этого государства правам трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи, включая право на получение заработной платы и других причитающихся ему или ей выплат.

Статья 23

Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на получение защиты и помощи со стороны консульских или дипломатических учреждений государств своего происхождения или государства, представляющего интересы этого государства, когда нарушаются права, признанные в настоящей Конвенции. В частности, в случае высылки соответствующее лицо безотлагательно информируется об этом праве, и власти высылающего государства содействуют осуществлению этого права.

Статья 24

Каждый трудящийся-мигрант и любой член семьи трудящегося-мигранта повсюду имеют право на признание его правосубъектности.

Статья 25

1. Трудящиеся-мигранты пользуются не менее благоприятным обращением, чем то, которое применяется к гражданам государству работы по найму, в вопросах вознаграждения и:

а ) других условий труда, а именно: сверхурочного времени, рабочего времени, еженедельного отдыха, оплачиваемых отпусков, безопасности, охраны здоровья, прекращения трудовых взаимоотношений и любых других условий труда, на которые в соответствии с национальными законами и практикой распространяется это понятие;

b ) других условий занятости, а именно: минимального возраста занятости, ограничения надомного труда и любых других вопросов, которые в соответствии с национальными законами и практикой считаются условиями занятости.

2. Отклонение от принципа равного обращения, упомянутого в пункте 1 настоящей статьи, в частных договорах найма являетется незаконным.

3. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы трудящиеся-мигранты не лишались никаких прав, вытекающих из настоящего принципа, в силу какого-либо отклонения в статусе их пребывания или занятости. В частности, работодатели не освобождаются от каких-либо правовых или договорных обязательств, и их обязательства никоим образом не будут ограничены в силу любого такого отклонения.

Статья 26

1. Государства-участники признают право трудящихся-мигрантов и членов их семей:

а ) принимать участие в собраниях и мероприятиях профсоюзов и любых других ассоциаций, созданных в соответствия с законом с целью защиты их экономических, социальных, культурных и других интересов, подчиняясь только правилам соответствующей организации;

b ) свободно вступать в любые профессиональные союзы и любые такие вышеупомянутые ассоциации, подчиняясь только правилам соответствующей организации;

с ) обращаться за помощью и поддержкой к любому профессиональному союзу и любой такой вышеупомянутой ассоциации.

2. На осуществление этих прав не могут накладываться какие-либо ограничения, помимо ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе для обеспечения интересов национальной безопасности, общественного порядка (ordre public) или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 27

1. Что касается социального обеспечения, то трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются в государстве работы по найму правами наравне с его гражданами в той степени, в какой они выполняют требования, предусмотренные применимым законодательством этого государства и применимыми двусторонними или многосторонними договорами. Компетентные органы государства происхождения и государства работы по найму могут в любое время установить необходимые процедуры для определения условий применения этой нормы.

2. В тех случаях, когда применимое законодательство не предусматривает трудящимся-мигрантам и членам их семей права на пособие, соответствующие государства рассматривают возможность возмещения заинтересованным лицам суммы взносов, сделанных ими в связи с этим пособием, на основе равенства обращения с гражданами соответствующего государства.

Статья 28

Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на получение любой медицинской помощи, которая является крайне необходимой для сохранения их жизни или избежания непоправимого ущерба их здоровью на основе равенства с гражданами соответствующего государства. Им нельзя отказывать в такой срочной медицинской помощи в силу каких-либо отклонений, в том что касается пребывания или занятости.

Статья 29

Каждый ребенок трудящегося-мигранта имеет право на имя, регистрацию рождения и гражданство.

Статья 30

Каждый ребенок трудящегося-мигранта имеет основное право на образование на основе равенства обращения с гражданами соответствующего государства. Не может быть отказано в посещении государственных дошкольных учебных заведений или школ, или ограничено это посещение по причине отсутствия постоянного статуса, в том что касается пребывания или занятости любого из родителей, или по причине отсутствия постоянного статуса, в том что касается пребывания такого ребенка в государстве работы по найму.

Статья 31

1. Государства-участники обеспечивают уважение культурной самобытности трудящихся-мигрантов и членов их семей и не препятствуют им поддерживать культурные связи с государством их происхождения.

2. Государства-участники могут принимать соответствующие меры в целях оказания помощи и содействия усилиям в этом отношении.

Статья 32

Трудящиеся-мигранты и члены их семей по окончании своего пребывания в государстве работы по найму имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения и, в соответствии с применимым законодательством соответствующего государства, вывозить свое личное имущество и вещи.

Статья 33

1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на получение от государства происхождения, государства работы по найму или государства транзита - в зависимости от обстоятельств - информации, касающейся:

а ) их прав, вытекающих из настоящей Конвенции;

b ) условий их пребывания, их прав и обязанностей согласно законам и практике соответствующих государств и таких других вопросов, которые позволят им соблюдать административные и другие формальности в этом государстве.

2. Государства-участники принимают все меры, которые они считают целесообразными, для распространения указанной информации или для обеспечения ее предоставления нанимателями, профсоюзами или другими соответствующими органами или учреждениями. По мере необходимости они сотрудничают с другими заинтересованными государствами.

3. Такая адекватная информация предоставляется трудящимся-мигрантам и членам их семей по их просьбе бесплатно и, по возможности, на языке, который они могут понять.

Статья 34

Ничто в настоящей части Конвенции не освобождает трудящихся-мигрантов и членов их семей от обязательства соблюдать законы и правила любого государства транзита и государства работы по найму или от обязательства уважать культурную самобытность жителей таких государств.

Статья 35

Ничто в настоящей части Конвенции не должно толковаться как подразумевающее установление постоянного статуса для трудящихся-мигрантов или членов их семей, которые не имеют документов или постоянного статуса или какого-либо права на получение такого постоянного статуса, равно как не должно препятствовать осуществлению мер, направленных на обеспечение разумных и справедливых условий для международной миграции в соответствии с положениями части VI настоящей Конвенции.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча