07.04.2019

Личные права и свободы человека и гражданина. Культурные права человека. Экологические, социальные и культурные права


Человек и государство всегда являлись взаимодополняющими друг друга категориями. Потому что именно посредством людской деятельности появился в этом мире. Мало кто знает, что эта структура является исключительно социальной. Анализ истории это подтверждает как нельзя лучше. Ведь в самом начале люди были разрознены между собой. Впоследствии они начали понемногу объединяться в группы, которые с течением времени увеличивались. Этот процесс привел к появлению государства в той форме, в которой все мы привыкли его видеть. Но с развитием этой категории возникла проблема с регулированием отношений внутри неё. Существовало несколько способов координирования общественных отношений в государстве. Первым стало насилие. Но оно не принесло должного результата, потому что его использование должно происходить руками сильного лидера, который есть не всегда. После насилия была испытана религия. Однако, её действие распространилось исключительно на верующих людей. Последним «вариантом» стало право. Его используют по сей день. С помощью права определяются юридические режимы государства, человека и их взаимосвязи. Что касается последних двух категорий, то они существуют в таком понятии, как права и свободы человека и гражданина, о которых будет рассказано далее в статье.

Понятие права

Дабы наглядно рассмотреть права и свободы человека и гражданина, понятие и виды которых будут представлены далее в статье, необходимо прежде всего понять, откуда они берутся. Конечно, исходной категорией в данном случае является право в его классическом виде. Однако, невзирая на распространенность данного термина, мало кто знает, что он собой представляет. Учитывая теоретические наработки в этой области, можно сделать вывод, что право - это основной отношений, построенный на принципе общеобязательности и нормативности. В структурном виде данная категория представляет собой иерархичную систему правовых норм, которые влияют на те или иные общественные отношения. В данном случае права человека и гражданина, понятие и виды которых будут представлены далее, являются связующим звеном между упомянутым регулятором и непосредственно социумом.

Человеческие права

Перед судом и законом все равны, то есть, реализация основных правомочий и свобод осуществляется без вреда аналогичным юридическим возможностями иных лиц;

Мужчины и женщины полностью равны в своих правовых режимах;

Международные, общепризнанные нормы имеют бесспорный авторитет перед законами Российской Федерации;

Существуют строгие рамки, на основе которых происходит любого рода ограничения человеческих свобод;

В РФ запрещается использовать главные юридические правомочия людей для разжигания войны, расовой или религиозной ненависти, изменения политического или территориального строя государства и т. п.

Данные виды гарантий прав человека играют весомую роль в процессе реализации основных правомочий. Помимо этого, они в большей части закреплены на законодательном уровне, что делает их общеобязательными.

Основные виды прав человека

Существует несколько основных классификационных видов всех имеющихся человеческих прав и свобод. Все они были сформированы на основе существующей Основные права, как правило, принадлежат всем, однако, некоторыми из них могут обладать лишь граждане отдельных государств. Таким образом, выделяют следующие права и свободы, а именно:

  • Личные.
  • Политические.
  • Социальные.
  • Экономические.
  • Культурные и экологические.

Каждый вид имеет свои особенности и характерные черты, о которых автор расскажет далее.

Личные человеческие права

Личные правомочия человека относятся к первому поколению юридических возможностей. То есть, их наличие ничем не обусловлено и достаточно сложно ограничивается. Личные права являются природными и неотчуждаемыми. Как объект притязания государство не может их использовать. Наличие подобных юридических правомочий необходимо во время построения гражданского, демократического общества. К личным правам на сегодняшний день относятся следующие, например:

Личную неприкосновенность;

Право на достоинство личности;

Право пользоваться языком родным;

Иметь неприкосновенное жилье;

Иметь свободное передвижение по территории Российской Федерации.

В зависимости от государства, личные права человека, понятие и виды которых представлены в статье, могут дополняться на уровне Конституции.

Права политические

Личностными свободами второго поколения можно назвать политические права. Эта группа показывает связь человека и государства, а также обеспечивает реальное участие граждан в политическом процессе страны. Политические права, по сути, являются продуктом демократии, так как их понятие было сформировано во времена активного революционного движения по всему миру. Степень фактической реализации политических прав показывает уровень демократичности государства. На сегодняшний день к числу подобных юридических возможностей относятся:

Право избирать и быть избранным в органы политической власти.

Право на реальное участие в делах своей страны, а также социума.

Право на абсолютно равный доступ к службе государственного характера.

Право на создание профессиональных союзов.

Право на проведение всевозможных собраний, митингов и т. п.

В Российской Федерации политические права существуют и активно реализуются гражданами этого государства, что позволяет судить о высоком уровне демократии в стране.

Экономические правомочия

Экономические права и свободы человека показывают его роль в процессе распределения материальных благ и построении экономики государства в целом. Помимо этого, при помощи экономических правомочий люди имеют вход на для повышения своего материального положения. К экономическим правам относятся следующие:

Право на имение частной собственности.

Право иметь в структуре частной собственности земельные участки.

Право на вольную предпринимательскую деятельность.

Право на наследование имущества и иных благ.

Экологические, социальные и культурные права

На сегодняшний день существует ряд правомочий, которыми регулируются наиболее динамические отрасли жизнедеятельности человека. К числу подобных можно отнести социальную, экологическую и культурные сферы. Посредством своих прав люди реализуют личные интересы. В данном случае правомочия представленного характера просто необходимы, так как благодаря им человек имеет жилье, реализует свои творческие замыслы, вольно работает, живет в чистых населенных пунктах и т. п.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели понятие и виды прав и свобод человека и гражданина. Данный аспект все еще нуждается в теоретической доработке, дабы юридическая система нашего государства работала качественно.


В российской науке конституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как различающиеся правомочия личности. Действительно, и право, и свобода личности представляют собой установленную конституцией и законами возможность личности избирать вид и меру своего поведения. В то же время нельзя не отметить, что субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни и т.п.), конкретным действием (право участвовать в управлении делами государства и пр.), указанием определенного объекта («каждый», «граждане Российской Федерации» и т.п.).

Свобода личности чаще всего увязывается с правомочиями, очерчивающими сферу самостоятельности личности или защищающими от вмешательства в ее внутренний мир. Кроме того, конституционное признание или, наоборот, запрещение ограничения либо отрицания свободы в определенной сфере чаще всего безымянно (например, гарантируется свобода массовой информации, деятельности общественных объединений и др.). Достаточную условность различия между правом и свободой можно обнаружить в российской Конституции, где право может одновременно рассматриваться и как свобода личности.

Например, согласно ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Именно эта условность зачастую дает основание объединять права и свободы одним понятием «субъективные нрава личности».

Конституционные права, свободы составляют основу прав, свобод, устанавливаемых нормами иных отраслей права. Они имеют всеобщий характер, поскольку закрепляются за каждым человеком и гражданином, а не за узкими группами субъектов. Обеспечены повышенной защитой государства.

Таким образом, конституционные права, свободы - неотъемлемые основные правомочия человека, гражданина, установленные Конституцией РФ в соответствии с целями развития общества, признаваемые в качестве естественных, принадлежащих каждому от рождения, или производных, принадлежащих каждому гражданину Российской Федерации.

По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются конституционные личные или гражданские, Политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина.

Личные права, свободы направлены на защиту индивидов как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод право на жизнь, личная свобода и неприкосновенность, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени человека, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, право на свободный выезд за ее пределы и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести и вероисповедания и др.

Политические (публичные) права, свободы обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в сферу политической жизни общества путем отправления функции народовластия, участия в деятельности государства, политической системы, в форме самоуправленческой активности.

К политическим правам, свободам относят: право выборов и референдумов, право нормотворческих инициатив, право на местное самоуправление, свободу мысли, слова, право на информацию, свободу массовой информации, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, право на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на защиту Отечества, др.

Социально-экономические права, свободы призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Советская концепция прав человека исходила из первичности этой группы правомочий. На первое место ставились социально-экономические права (право на труд, на отдых, на пенсионное обеспечение). Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место личные права. Видимо и сегодня, развивая всю совокупность индивидуальных прав, необходимо особо заботиться о социально-экономических правах. Но вот в рамках этой группы прав важно сместить акценты по сравнению с советской моделью социально-экономических правомочий граждан.

Вместо привычного начала - право на труд, право на отдых - на первое место выдвигается конституционное закрепление прав, позволяющих индивидам входить в экономическую сферу общества самостоятельно, помимо государства. Первостепенное значение здесь принадлежит праву индивидуальной собственности, включая интеллектуальную собственность и производительную собственность на орудия, средства производства. Такой подход нашел отражение в современной российской Конституции: право частной, иной гражданской собственности закрепляется не только в специальной главе о правах и свободах человека и гражданина но и в ее первой главе, учреждающей основы конституционного строя.

Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, свобода экономической деятельности. Право на труд означает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд. Добровольное участие индивида в создании капитала частного собственника - составной элемент его права на свободный труд.

Ориентир на развитие свободной гражданской экономики, чтобы он достиг своих целей, тесно увязан в Конституции с той частью юридических прав, что направлены на обеспечение социально-экономических гарантий малоимущих, полностью или частично нетрудоспособных. Ведь та же приватизация ведет к расслоению общества на бедных и богатых, что заставляет вводить меры по смягчению противоречий между экономическими интересами различных групп населения.

Духовно-культурные права, свободы нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизации, и совершенствования окружающей их культурной среды. В числе этих прав право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Конституционные обязанности человека и гражданина представляют собой установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью «ядра» конституционного положения личности.

Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое соответствие достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, т.е. посредством закрепления юридических обязанностей в широком смысле.

Конституция РФ устанавливает следующие обязанности: обязанность человека и гражданина при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); Обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38); обязанности каждого получить основное общее образование и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43) обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59). Отсутствие широкого перечня конституционных обязанностей вызвано традицией закреплять в конституциях прежде всего права и свободы, установлением универсальной конституционной обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), акцентированием внимания на закреплении наиболее социально значимых обязанностей человека и гражданина.

При этом требует пояснения то, что универсальная обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы предполагает более широкую трактовку:

  1. во-первых, соблюдаться должны не только собственно нормы Конституции РФ и законов РФ, но и федеральные подзаконные акты, конституции, уставы, законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые на основе федеральной Конституции;
  2. во-вторых, данная обязанность распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на каждого находящегося в сфере действия Конституции РФ человека, в том числе проживающего в России гражданина иностранного государства, лица без гражданства.

Важно отметить также и то, что обязанность соблюдать Конституцию РФ означает, по существу, обязанность соблюдать основы конституционного строя и все многообразие принципиальных положений, составляющих основы правового статуса личности, общественного и государственного строя.

Иначе говоря, с точки зрения содержания, данная конституционная обязанность столь обширна, что установление ее одной оказалось бы достаточным для определения вида и меры дозволенного поведения человека и гражданина посредством конкретизации юридическими обязанностями, закрепляемыми нормами конституционного, административного, гражданского, трудового и других отраслей права.

Конституция РФ, как уже указывалось, устанавливает одновременно ряд конкретных социально значимых обязанностей, которые, с одной стороны, развивают универсальную обязанность соблюдения Конституции РФ, а с другой, являются конституционной основой меры должного поведения личности в определенной сфере и в этом качестве находят конкретизацию в юридических обязанностях, закрепляемых нормами соответствующих отраслей права.

В зависимости от времени закрепления выделяют права, свободы и обязанности трех поколений. Права первого поколения закреплены декларациями, конституциями и развивающими их законами западных стран в конце-XVIII - начале XX в. Это преимущественно личные и политические права и свободы. К таким правам относятся закрепленные российской Конституцией право на равенство перед законом и судом (ч. 1 ст. 22), право на жизнь (ч. 1 ст. 20),"право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 29), свободу совести, вероисповедания, мысли и слова (ст. 28 и ч. 1 ст. 29), право на участие в управлении делами государства (ст. 32) и др.

Изначально такого рода права и свободы должны были сдерживать государство от вмешательства в сферу личной свободы и обеспечивать условия для участия человека в политической жизни.

Права и свободы второго поколения появились в конституциях и законах в первой трети XX в. на волне усиления роли государства в экономической социальной и культурной сферах. Эти права (и обязанности) находили отражение также и в Конституции СССР 1936 г., и в Конституции РСФСР 1937 г., в авторитетных международных актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., международных пактах о правах человека). В действующей российской Конституции к ним относятся право на свободу труда, право на безопасные условия труда и вознаграждение за труд, право на индивидуальность и коллективные трудовые споры, право на отдых (ч, 1-5 ст. 37), право на государственную защиту материнства и детства (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на образование (ст. 43), свободу творчества (ст. 44) и др. Реализация данных прав и свобод требует целенаправленных усилий государства, в том числе посредством разработки экономических, социальных и культурных программ, перераспределения материальных благ, социальных ресурсов общества.

Права человека третьего поколения - права и свободы общностей, ассоциаций людей, получающие закрепление в конституциях и законах главным образом с первой трети XX в.. Эти права называют еще «солидарными правами» или правами, основанными на солидарных действиях людей. В Конституции РФ к ним относятся, например, право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом или право коммуникации между людьми (ч. 4 ст. 29).

Дифференциация прав и свобод личности по времени их конституционно-правового признания тесно связана с более распространенным их делением на «естественные» и «позитивные» права. Это деление берет свое начало с эпохи Просвещения и первых буржуазно-демократических революций. «В современной конституционной доктрине и практике под естественными правами понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от. рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им».

Суть естественных прав и свобод вне зависимости от их объяснения религиозными, антропологическими или Социальными мотивами в том, что они являются неотъемлемым свойством биологической природы человека не дарованы государством и соответственно неотчуждаемы. Позитивные права и свободы - те, которые приобретаются человеком в результате его взаимодействия с государством, «даруются» государством и могут быть отчуждены.

На рубеже XX-XXI вв. проблема соотношения естественных и позитивных прав не находит однозначного решения ни в России, ни в зарубежных странах. До сих пор высказываются различные точки зрения. В соответствии с первой из них невозможно выделение естественных и позитивных прав человека в принципе: вся совокупность прав и свобод человека обусловлена взаимодействием человека с обществом и государством, и соответственно эти права и свободы могут быть ограничены либо отчуждены вообще. Вторая точка зрения основывается на том, что выделение «естественных, неотчуждаемых и священных» прав человека, с одной стороны, и позитивных прав человека (гражданина, подданного), с другой стороны, было характерно для периода становления и существования либерального государства XVIII-XIX вв.

Сегодня в силу проникновения государства во все сферы жизнедеятельности человека невозможно достаточно четко провести грань между естественными и позитивными правами: круг прав человека постоянно расширяется, в том числе за счет прав граждан (например, избирательное право), а позитивные права нередко признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

Сторонники третьей точки зрения считают, что различие между естественными и позитивными правами сохраняет свое практическое значение на современном уровне развития человеческой цивилизации. Это подтверждается, в частности, признанием международным сообществом неотчуждаемых, данных человеку от природы естественных прав, имеющих приоритет перед позитивными правами и оттого требующих особого соблюдения и защиты государством. Ориентируясь на авторитетные международно-правовые акты, конституции большинства государств мира исходят из концепции сочетания естественных и позитивных прав.

Конституция Российской Федерации 1993 г. идет в этом же направлении. К естественным правам отнесены личные права (ст. 19- 28), право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней (ст. 42), право на свободное развитие творчества человека (ст. 44) и др. Позитивные права - это преимущественно политические права (ст. 22-23), экономические и социальные права (ст. 34-42).

С проводимой классификацией тесно переплетается выделение индивидуальных и коллективных прав человека, осуществляемое с конца XIX в. Индивидуальные права - права, которыми могут обладать и которые могут реализовывать отдельные личности. Они подчеркивают индивидуальность личности. В Конституции РФ к ним можно отнести большинство личных прав, некоторые политические, экономические и социальные права (например, право на жизнь, нерушимость собственного достоинства, свободу мысли и слова, частную собственность, вознаграждение за труд, судебные гарантии).

Коллективные права - права, обладание и пользование которыми возможно лишь сообща; коллективно. Подобные права указывают на «встроенность» интересов человека в общественный процесс, возможность Удовлетворения этих интересов лишь через коллектив. Зачастую «коллективные» права отождествляют с социальными правами, среди которых право на заключение коллективного трудового договора, социальное страхование и обеспечение, защиту экономических интересов посредством создаваемых профессиональных союзов и забастовок.

Однако коллективная природа характерна, например, и для некоторых политических прав (право участвовать в управлении делами государства, образовании и деятельности общественных объединений, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право на коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления и др.).

Объединение индивидуальных и коллективных прав личности в конституции символизирует действие принципа сочетания личных и общественных интересов, сбалансирование элементов индивидуализма и коллективизма в правовом статусе личности, своеобразный характер взаимоотношения личности, общества и государства, при котором индивидуальное право защиты интересов личности, в том числе и от вторжения государства, дополняется правом коллективной защиты интересов личности.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью.

По сути дела все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права, как право на социальное обеспечение , на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания , выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний.

Отдельная проблема в этой области — право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни; в связи с вступлением в Совет Европы Россия должна будет подписать в течение одного и ратифицировать не позднее чем через три года с момента вступления Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров . В настоящее время в РФ смертная казнь как исключительная мера наказания не применяется впредь до принятия федерального закона , реально обеспечивающего каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.). Указанное право должно быть обеспечено в равной степени всем обвиняемым на всей территории РФ, ибо оно выступает в качестве особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права каждого на жизнь.

Право на достоинство является, по существу, основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле достоинство человека — источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием "достоинство человека". Достоинство - это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества.

Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, а также без добровольного согласия — медицинским, научным или иным опытам. Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Поэтому защите подлежит достоинство любой личности — не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и душевнобольных.

Достоинство гарантируется и защищается личными правами . Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социально- экомических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом на социальное обеспечение, гарантирующим достойный уровень жизни. В развитие конституционных норм, достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права , вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступлений, как против чести и достоинства, клевета и оскорбление.

Право на свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем. Указанное право слагается из следующих компонентов: 1) индивидуальной свободы личности располагать собой по своему усмотрению; 2) физической, нравственной и психической неприкосновенности личности. Незаконное лишение свободы квалифицируется в уголовном законодательстве как акт насилия — физического или психического. Однако существуют ситуации, требующие принудительного ограничения свободы или неприкосновенности. Такого рода действия должны основываться на законе.

К основным принудительным способам ограничения свободы гражданина относятся: арест , заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; временная "изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми инфекционными заболеваниями; направление несовершеннолетних в интернаты, спецшколы и т. п. В демократическом государстве ограничение свободы во всех этих случаях допускается, как уже отмечалось, на основе закона и только по судебному решению. Гарантии от незаконного ограничения свободы личности подробно регламентируются административным, уголовно-процессуальиым, уголовным правом .

Следует остановиться и на праве на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны . Уважение к частной жизни есть один из аспектов индивидуальной свободы. Это право означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений частного, интимного характера.

В содержание рассматриваемого права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни частного лица, оглашение которых оно по тем или иным причинам считает нежелательным (тайна завещания, усыновление, врачебные диагнозы, дневниковых записей и пр. Личные тайны, доверенные представителям ряда профессий для защиты прав и законных интересов граждан, следует рассматривать как тайны профессиональные. К ним относят медицинская, адвокатская тайны, тайна предварительного следствия, нотариальных действий, тайна исповеди и др. Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение.

Большую роль в уяснении природы рассматриваемого права играет защита чести и доброго имени гражданина. Конституционное право на защиту чести и доброго имени конкретизируется в гражданско-процессуальном и уголовно- процессуальном законодательстве. Это возлагает на всех граждан и должностных лиц обязанность воздерживаться от вмешательства против воли человека в его частную жизнь, в случае необходимости требовать от компетентных органов ограждения его чести и доброго имени от незаконных посягательств. Поэтому гражданин вправе требовать по суду наряду с опровержением порочащих сведений возмещения убытков и морального вреда , причиненных их распространением. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является развитием и одной из основных гарантий права на охрану частной и деловой жизни. Это право предусмотрено международными нормами, закреплено почти во всех современных конституциях, включая Конституцию РФ (и. 2 ст. 23). Ограничение этого права допускается только на основании закона и судебного решения. Как правило, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, а также Федеральным законом РФ от 5 июля 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности ". За нарушение тайны переписки устанавливается уголовная ответственность , которой подлежат не только должностные лица, но и граждане. Принцип невмешательства в личную и семейную жизнь человека предполагает предоставление каждому члену общества гарантированной государством возможности контролировать сбор и обработку информации о его частной жизни. Очевидно, что соответствующее законодательство требует достаточно детальной регламентации. В частности, к органам, занятым сбором и обработкой информации о гражданах, должны предъявляться четкие требования, закрепленные в Законе. По общему правилу нельзя ограничить права граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и пр. принадлежности. Гарантируется это субъективное право судебной защитой.

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Таким образом, неприкосновенность жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности. По закону нарушение иеприкосновенностн жилища (незаконный обыск , незаконное выселение, вселение и переселение и др.) влечет уголовную или административную ответствениость. В РФ указанное право принадлежит всем гражданам, проживающим на любой жилой площади независимо от ее правового режима.

Неприкосновенность жилища нельзя считать абсолютной и беспредельной: во всех странах этот принцип сопровождается ограничительными оговорками. В отдельных случаях, предусмотренных уголовпо-процессуальным законодательством, Законом об оперативно-розыскной деятельности допускается вторжение в жилище без согласия проживающих в нем лиц, например в целях раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, пресечения правонарушений , борьбы со стихийными бедствиями и т. п.

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. Фактически это право личности на свободное этническое самоопределение, реализуемое как возможность выбора собственной культурной идентичности и право удовлетворять интересы и запросы, связанные с этнической принадлежностью. В этом праве объективно обосновывается понимание нации как "согражданства", поэтому указание своей национальной принадлежности — это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться основанием для дискриминации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.

Сюда же примыкает право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества. Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-правовых актах.

Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну, признается международным сообществом и зафиксировано во всех основополагающих международно-правовых актах о правах человека. Указанное право является существенным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст. 27) гарантирует это право.

Понятие места жительства раскрывается, например, в ст. 20 ГК РФ: это место постоянного или преимущественного проживания гражданина. Как известно, действовавшая в советский период система паспортной прописки по существу ограничивала свободу передвижения, ставила каждого гражданина под гласный надзор государственных органов . В настоящее время в РФ, как и в большинстве европейских стран, существует процедура регистрации по месту жительства, которая носит не разрешительный, а уведомительный характер. Дееспособные граждане по своему усмотрению избирают место жительства, а компетентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.

Вместе с этим данное право не носит абсолютного характера; свобода передвижения может стать объектом предусмотренных законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц. Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бедствия, территорий, где введено чрезвычайное или военное положение .

Одной из фундаментальных духовных свобод является свобода совести. Свобода совести в этическом плане — это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание — свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. Достижение свободы совести — обязательная предпосылка создания демократического общественного строя, ибо демократия предполагает защиту гражданина от идеологического господства любых учений как материалистического, так и идеалистического толка.

Свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Государство устанавливает систему специальных гарантий, обеспечивающих это право.

Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Гарантии свободы совести и религии включают 1) равноправие граждан независимо от их отношения к религии не допускающее ограничений прав граждан по мотиву конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве; 2) отделение религиозных, атеистических объединений от государства; 3) светский характер системы государственного образования; 4) равенство религии, религиозных объединении перед законом.

Государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Каждый гражданин может свободно высказывать; распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной или любой другой форме. Граждане, пожелав сообща проповедовать определенную религию, объединяются в религиозные общества на основе разработанных уставов осуществляют свою деятельность, не спрашивая на это санкции властей, а лишь зарегистрировав свое объединение.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами право на свободу совести связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного порядка. Например, в РФ воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное сообщество или выходу из него, равно как и применение в этих целях мер принуждения, наказывается по закону. В уголовно- правовом порядке наказуемо возбуждение вражды и ненависти вследствие религиозных или атеистических убеждений, причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.

Стремясь максимально гарантировать избирательное право, современные демократические государства отказались от существовавших ранее цензов (имущественного, оседлости, и др.). Как известно, в советском обществе в условиях тоталитарного режима имело место ограничение избирательных прав по классовому и национальному признаку. Жесткий классовый подход к пользованию политическими правами непосредственно вытекал из стремления авторитарной власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества, имевших опыт политического участия в решении государственных дел.

В качестве элементов избирательного права выступают: 1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме); 2) право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. К этому следует добавить, что современные конституции и избирательные законы устанавливают минимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и быть избранным.

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая идею примата этой фундаментальной свободы, идеолог французского Просвещения Вольтер писал: "...нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли".

Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Следовательно, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования демократического общества. Не случайно русский дореволюционный юрист Е.Н. Тарновский указывал, что "свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова".

Поскольку общество никогда не образует интеллектуального единства и не может выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняет свою индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем. Свобода мысли и слова является по существу дела существенным фактором раскрытия человеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальности каждой личности. Какое-либо насильственное воздействие на человека с целью принудить его к выражению своей позиции или отказу от нее недопустимо.

Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений.

Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично отражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнения. В-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, т. е. на свободу доступа к источникам информации.

Хотя в большинстве современных конституций содержится запрет цензуры, это не означает, что свобода выражать мнения является безграничной и абсолютной. Как правило, запрещается использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению легитимной государственной власти, разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны , подстрекательства к преступлениям , разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорбления и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность. Иными словами, использование свободы мнений налагает особые обязанности и ответственность и сопряжено с определенными законными ограничениями, призванными исключить злоупотребление рассматриваемым правом.

Большинство современных конституций закрепляют такие формы политической активности граждан, как свобода собраний, митингов, демонстраций и пр. Эти демократические институты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Указанными политическими свободами граждане пользуются как в интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для своего активного участия в общественно-политической жизни.

Правовое содержание рассматриваемых свобод включает наличие правомочий трех видов: право на личные положительные действия (организация публичного мероприятия и участие в нем); право требования (предоставление общественных зданий, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведения массовых публичных мероприятий); право притязания (юридическая возможность в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и государственной защиты). Очевидно, что это право должно выступать в форме реализации общеправового принципа — разрешено все, что не запрещено законом (разумеется, применительно к данной сфере общественных отношений).

Для осуществления свободы собраний, митингов, демонстраций, как правило, вводится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, при котором их организаторы ставят в известность органы государственной власти о предстоящем мероприятии. Причем последние вправе воспрепятствовать проведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условия его проведения представляют угрозу общественному порядку.

В связи с тем, что возможность ограничить основные права и свободы личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц нередко таит в себе угрозу, если и не злоупотреблений, то принятие несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер, в законе закрепляется строго ограниченный перечень оснований, по которым публичное мероприятие может быть признано незаконным.

Цель проведения публичных мероприятий не должна противоречить Конституции и текущему законодательству. Например, по российскому законодательству публичное мероприятие может быть запрещено по требованию представителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано заявление о его проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3) если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и здоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок. Во многих странах проведение публичных мероприятий не допускается "на общественном пути", т. е. в местах функционирования городского транспорта. Российское законодательство предусматривает уголовные и административные санкции за нарушение установленного порядка организации и проведения публичных мероприятий.

Право на объединение в общественные организации в числе других политических прав и свобод обеспечивает участие индивида в общественно- политической жизни. Это право, известное также под названием свобода союзов и ассоциаций, представляет собой право образовывать любой союз в рамках требования закона. Общественные объединения создаются в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения общих целей. Обычно это право предполагает принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправие. По общему правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядок этой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.

Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их интересы. Основные принципы образования и деятельности общественных объединений нередко закрепляются в конституциях. Например, Конституция РФ (ст. 30) к их числу относит добровольность, свободу образования и деятельности. Законодательство РФ закрепляет право создавать общественные объединения в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. В качестве основных каналов, фокусирующих политическую активность граждан, выступают политические партии , профсоюзы , женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие союзы.

Право на объединение ограничивается лишь в четко установленных законом случаях. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения этого права в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.

В числе политических прав следует указать и право на обращение, именуемое еще правом петиции. Посылаемые в государственные органы и органы местного самоуправления петиции граждан представляют собой не только способ восстановления нарушенного права, но и форму политического участия в решении публичных дел. Реализация этого права предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. Как правило, порядок подачи и рассмотрения письменных обращений, как и принятия по ним решений, определяет закон.

Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственные органы. Обращения, имеющие форму жалобы , чаще всего сводятся к требованию устранить нарушение субъективного права гражданина, допущенное в результате неправомерного действия (или бездействия) властей. Поэтому анализируемому праву соответствует обязанность должностных лиц в установленном порядке и в установленные сроки принять по ним обоснованные и законные решения. В отличие от жалобы предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события.

Экономические и социальные права

Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматривает разнообразные формы социальной поддержки семьи. Предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты материнства, особая охрана и помощь детям и подросткам, запрет применения детского труда в случае, если он может повредить физическому или нравственному здоровью ребенка или его развитию. Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. В связи с этим законодательство РФ регулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительные гарантии по социальной защите отдельных категорий граждан. В РФ действуют Федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся на попечения родителей ", от 14 января 1997 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), другие законы и иные нормативно-правовые акты .

Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться. Утверждая "основное право каждого человека на свободу от голода", Пакт обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов производства и распределения продуктов питания, более эффективного использования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условий жизни включает в себя также право на наивысший достижимый, уровень психического и физического здоровья, которое, согласно ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства должны обеспечивать путем: сокращения мертворождаемости и детской смертности;

улучшения всех аспектов гигиены и лечения эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни является предоставление каждому права на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяет право на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у граждан жилым помещением , его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. Жилищное законодательство , обеспечивающее реализацию права на жилище, в настоящее время представлено федеральными законами "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с изменениями и Дополнениями 1996 г., "Об основах федеральной жилищной политики" (1996 г.), "О товариществах собственников жилья (1996 г.) и др.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации гарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможность бесплатного получения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми актами и федеральными программами.

Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления , предприятий , учреждений и организаций независимо от форм собственности , должностных лиц за необеспечение прав граждан в о6ласти охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Для международной защиты социально-экономических прав человека и для исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций (среди которых — оказание содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в экономической, социальной области, в сфере здравоохранения, всеобщему уважению и соблюдению прав человека) создан и действует Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - ведущая контрольная инстанция в области защиты социально-экономических прав и основной координатор экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; 6) обеспечить во всех государственных заведениях в равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ , которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях . Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии права граждан на образование определены также Федеральным законом от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в редакции Закона от 13 января 1996 г.), Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью . Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах ", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы , является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Исторический опыт совместного проживания людей позволяет выявить закономерности развития прав человека, общие и специфические принципы их формирования и реализации. В данном случае представляется возможным обратить внимание на следующие положения.

Во-первых, права человека носят универсальный характер. Они распространяются на всех людей, применимы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов и прежде всего от уровня развития общества в целом.

Во-вторых, права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ. Наглядную трансформацию претерпевало право голоса американских граждан в XV (1870 г.), XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.) поправках к Конституции США.

В-третьих, права человека – это не юридическая догма, не социальный фетиш. Их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества. В Швейцарии свободная продажа и купля земли ограничена соображениями целесообразности. Например, земли сельскохозяйственного назначения при замене владельца не могут быть использованы по иному назначению.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча