29.04.2019

Каковы условия для банкротства субъектов естественных монополий. Банкротство субъектов естественных монополий


Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Эти требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника. Перечень такого имущества содержит Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Банкротство субъектов естественных монополий

Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий

1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

2. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Статья 198 . Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Статья 199 . Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий

1. В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Статья 200 . Внешнее управление субъектом естественной монополии

1. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

2. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Статья 201 . Продажа имущества должника — субъекта естественной монополии

1. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве , в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

2. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:

согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, последствия банкротства ип заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

3. В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти.

При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. Дешевое банкротство ИП. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

4. При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

6. Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом.

Субъект естественной монополии представляет собой предприятие, специализирующуюся на производстве или продаже продукции в условиях монополии. Данный субъект может быть признан неспособным удовлетворить финансовые обязательства перед кредиторами в том случае, если они не были исполнены в течение полугода.

Банкротство субъектов естественных монополий происходит в арбитражном суде. Процедура возможна в том случае, если финансовая задолженность субъекта перед кредитором насчитывает не менее 500 тыс. рублей .

Положения в законе

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Анализируя действующее законодательство РФ, можно выделить общие положения, характеризующие банкротство субъектов естественных монополий:

  • В соответствии с Законодательством Российской Федерации субъектом монополии выступает предприятие, которое реализует производство или продажу продукции в контексте естественной монополии.
  • Субъект, то есть должник, признается неспособным удовлетворить финансовые требования кредиторов в тех случаях, когда с момента срока исполнения обязательств прошло не менее полугода.
  • реализуется арбитражным судом в том случае, если сумму задолженности субъекта монополии перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Перечисленные требования подлежат подтверждению исполнительным документом.

Кроме того, в Законодательстве, а именно в статье 198 регламентируется, что лицо, которое принимает участие в деле должника, должен быть признан федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен Правительством РФ, для проведения государственной политики в отношении субъекта монополии.

Процедура несостоятельности будет реализована при условии подтверждения требований исполнительным документом и в том случае, если требования не будут удовлетворены посредством обращения на взыскание имущества должника

Особенности

Признание несостоятельности субъекта монополии процесс не из легких. Законодательные нормы содержат в себе множество тонкостей, знание о которых будет полезным всем участникам процесса.

Управляющий По отношению к должнику, в рамках установленных норм, могут быть введены различные процедуры банкротства. К примеру, порядок продажи имущества характеризуется некоторыми специфическими моментами.

Таким образом, не имеет права на следующие действия:

  • Осуществлять отказ от обязательств, прописанных в договоре между должником перед потребителями его услуг, в отношении которых невозможно допустить прекращение обязательств со стороны субъекта монополии.
  • Отчуждать собственность должника, являющуюся технологическим комплексом субъекта монополии. В данном случае речь идет, как о движимом, так и не о движимом имуществе, которое применяtтся для производства и реализации товаров и услуг, а также о сырье и материалах, используемых для исполнения договоров монополии.
Лоты и сделки Собственность заемщика, которая применяется как для производства, так и для продажи продукции в рамках может быть выставлена на торги единым лотом.

Главенствующими условиями для оформления купли – продажи собственности заемщика является следующее:

  • покупатели, должны дать официальное согласие на принятие обязательств заемщика по договору поставки продукции в рамках закона о естественной монополии;
  • покупатели должны взять обязательства касательно предоставления товаров и услуг для потребительской аудитории;
  • покупатели должны иметь соответствующую лицензию на производства и реализацию продукции.

В том случае, если покупатель не выполнит свои обязательства, арбитражный суд в дальнейшем расторгнет заключенный договор, на основании заявления от федерального органа. Расторгая договор, покупатель получит возмещение за счет федерального бюджета.

Имущество
  • В случае продажи имущества, которое используется для производства и реализации продукции, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные структуры, представляющие собой уполномоченные органы вправе приобрести имущества должника, которое было выставлено на продажу.
  • Более того, уполномоченные лица имеют право временно остановить продажу собственности в процессе внешнего управления на срок, не превышающий три месяца. Процедура возможна в тех случаях, когда уполномоченные лица будут реализовывать разработку предложений, предназначенных для восстановления платежеспособности должника.

Как проходит банкротство субъектов естественных монополий

Процесс банкротства субъектов естественной монополии сложен и многогранен. Как владельцам должников-предприятий, так и кредитором стоит изучить его специфику для того чтобы сориентироваться на всех стадиях процесса.

Участие суда

Согласно нормам, установленным Законодательством РФ, процедура несостоятельности субъектов монополии выполняется посредством арбитражного суда. Судебный процесс осуществляется в том случае, если сумма задолженности перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Более того, требования должны подтверждаться исполнительным документом.

Стоит отметить, что арбитражный суд должен получить доказательства, подтверждающие неудовлетворение требований кредиторов:

  • имущество, не используемое в процессе производства, к примеру, ценные бумаги или сумма денежных средств на депозитном счету;
  • готовые товары или материальные ценности, не относящиеся к процессу производства.

Важно обратить внимание на тот факт, что арбитражный суд, при определенных условиях, вправе приостановить дело. Процедура возможна в том случае, если должник до момента принятия судебным органом заявления о несостоятельности должника предоставит иное заявление, которое гласит о некорректности актов от государственных органов касательно стоимости на товары и услуги субъекта монополии.

Судебное дело приостанавливается до вступления в силу непризнания актов государственных органов.

В том случае, если акты недействительны, суд может отказаться признать должника банкротом

Ведение дела

Особенности признания банкротами субъектов естественных монополий регламентированы Законодательством РФ. Правовые нормы подробно описывают процедуру признания несостоятельности должника.

Основанием для ведения дела является неспособность должника удовлетворить финансовые обязательства перед кредитором проистечение полугода с установленного срока выплаты. Кроме того, факт неуплаты нужно подтвердить исполнительным документом.

Отзыв предприятия должника о признании банкротства должен содержать данные о задолженности потребителей, снабжение которых не может быть ограничено или прекращено, а также тех лиц, которые подлежат финансированию из бюджета разных уровней или заключали международный договор поставки.

В дальнейшем, арбитражный суд назначает лицо, которое имеет опыт в сфере деятельности заемщика и соответствующий аттестат, который был получен федеральным органом. Одной из главенствующих целей указанного органа является реализация процедур по предотвращению банкротства должников и реализации процесса несостоятельности.

Сроки внешнего управления, согласно установленным нормам, составляет восемнадцать месяцев. По решению арбитражного суда, срок может быть продлен до пяти лет. В таком случае, предприятие – должник должно начать расчет с кредиторами через двенадцать месяцев с тех пор, как был продлен срок управления.

Меры предупреждения кризиса

Современные PR технологии содержат в себе ряд действий, которые направлены на антикризисную деятельность. Вся совокупность мероприятий условно разделяется на два этапа.

Первый этап специалисты обозначили как стратегическое планирование.

Среди основных целей первого этапа можно выделить следующее:

  • определение слабых сторон предприятия;
  • анализ вероятных угроз;
  • разработка эффективных мероприятий по предотвращению сложившихся проблем.

Второй этап носит название посткризисных мероприятий. Специалисты утверждают, что при возникновении кризисной ситуации возникает необходимость разработки действий на начальный период, который как показывает практика, является самым сложным. Грамотно составленный план действий должен стать неким буфером, защищающим предприятие от негативной информации.

Руководящим лицам организации рекомендовано работать в прежнем режиме и обратиться к специалистам в сфере PR. В этом случае, на экстренной встрече соберется команда специалистов, которая была назначена PR агентством, к которому обратились руководители компании.

В антикризисных мероприятиях важно брать в учет ресурсы, которыми обладает предприятие. В данном случае речь идет о денежных средствах, интеллектуальных способностях, опыте работников, полезных связях и прочее. В кризисной ситуации важную роль играет оперативное использование всех ресурсов, взамен на недостаток временного ресурса.

Банкротство естественных монополий относится к принципиально новым аспектам правового регулирования, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Форма и порядок процедуры регламентируется параграфом 6 Главы IX Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

Основные положения

Согласно со статьей 197 указанного Закона, субъектом естественной монополии является организация (юридическое лицо), осуществляющая реализацию и (или) производство продукции (товаров, услуг, работ) в условиях естественной монополии. Неплатежеспособность субъекта понимается, как невозможность исполнить им обязательства по уплате обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды и (или) удовлетворить денежные требования кредиторов в течение шести месяцев после наступления установленной даты исполнения.

Дело о признании банкротства (несостоятельности) возбуждается арбитражным судом при наличии у должника (субъекта естественной монополии) задолженности в размере не менее, чем 500 000 тыс.руб. (пятьсот тысяч рублей). Указанный долговой минимум достигается путем сложения денежных требований кредиторов и обязательств по уплате обязательных платежей в госбюджет и внебюджетные фонды. Весомыми для составления заявления в арбитражный суд являются только требования, подтвержденные исполнительным документом, но не удовлетворенные в полном объеме вследствие обращения взыскания на имущество должника, оговоренное пунктами 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Ключевые особенности

Законодательно особенности банкротства субъектов естественных монополий распространяются на лицо, участвующее в деле о признании несостоятельности (статья 198 Закона №127-ФЗ). Наряду с юридическими и физическими лицами, определенными ФЗ, в деле о банкротстве указанного должника принимает участие федеральный орган исполнительной власти, наделенный, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, полномочиями проводить государственную политику в отношении данного субъекта естественной монополии.
Существующая редакция Закона упраздняет процедуру добровольного признания несостоятельности, регламентируя особенности внешнего управления и продажи имущества задолжавшего субъекта естественной монополии, неспособного удовлетворить денежные обязательства и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Внешний управляющий должника при продаже имущества субъекта и исполнении договоров перед потребителем имеет право (статья 200 Закона):

  • отчуждать имущество должника, составляющее единый технологический комплекс указанного субъекта естественной монополии. К числу данного относится недвижимость, оборудование и иное имущества, используемое для реализации и (или) производства продукции (товаров, услуг, работ). Также, отчуждению могут подлежать запасы расходуемых материалов и сырья, использующиеся для исполнения договоров, связанных с осуществлением деятельности должника, как субъекта естественной монополии;
  • отказаться от исполнения обязательств должника перед потребителями, в отношении которых, согласно Федеральному законодательству и иным нормативно правовым актам, прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий не допустимо.

До принятия арбитражным судом заявления об инициализации процедуры несостоятельности (банкротства) должника, управляющий субъекта вправе подать исковое заявление о признании недействительными актов, составленных органами государственной власти, об утверждении тарифов (цен) на продукцию (услуги, работы), реализуемые и (или) производимые в условиях естественной монополии.


В данной статье автор анализирует правовые аспекты процедуры банкротства, применяемой к субъектам естественных монополий. Отдельно рассматриваются особенности отнесения должника к субъекту естественных монополий, отличия в процессе возбуждения процедуры банкротства, специальные участники такого дела о банкротстве, а также возможность приостановления производства по делу.

Хотя банкротство предприятий коммунальной сферы случается относительно редко, для коммунальщиков и других субъектов естественной монополии высокая долговая нагрузка не является чем-то необычным. Они не защищены от тех же рисков, с которыми сталкиваются другие компании в условиях экономической нестабильности. Так, согласно данным Верховного Суда Российской Федерации, в 2015 г. было подано 52 заявления о признании субъектов естественной монополии банкротом, при этом всего в пяти случаях было принято решение о признании должника банкротом. Рост к 2014 г. составил 13 %. Статистика при этом не отражает сведения о введении процедуры наблюдения в отношении таких должников.

Общественная и социально-экономическая значимость деятельности субъектов, необходимость бесперебойного функционирования являются причинами, по которым регулирование процедуры банкротства для них выделено в отдельный параграф девятой главы Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Во многом положения указанного параграфа заимствованы из Федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», который действовал с 2002 по 2009 г.

Особенности процедуры несостоятельности таких субъектов проявляются в (1) понятии должника в процедуре, (2) критериях для возбуждения процедуры, (3) участии органов исполнительной власти на правах лица, участвующего в деле, (4) оспаривании тарифа как основании для приостановления дела, (5) особенностях внешнего управления, (6) особенностях продажи имущества. Рассмотрим некоторые из них.

Особенности отнесения должника к субъектам естественной монополии

Закон о банкротстве понимает под субъектом естественной монополии организацию, осуществляющую производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Это понятие почти идентично тому, что предусмотрено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147 ФЗ «О естественных монополиях».

Отнесение той или иной организации к субъекту естественной монополии является прерогативой суда, который рассматривает поступившее заявление о банкротстве такого лица. Наиболее достоверным свидетельством отнесения должника к субъекту естественной монополии является включение должника в реестр субъектов, который ведется Федеральной антимонопольной службой. Впрочем, в этом правиле могут быть исключения: утрата характеристик субъекта естественной монополии должником, который включен в такой реестр, должна означать невозможность применения соответствующих положений Закона о банкротстве, невзирая на наличие записи в реестре о таком должнике.

Закон также не содержит правила на случай, если должник, являющийся субъектом естественной монополии, в преддверии банкротства передал имущество, с помощью которого осуществлял регулируемую деятельность, третьему лицу. Ведь долг перед кредиторами мог созреть, когда такой должник оказывал услуги в условиях естественной монополии, а производство по делу о банкротстве будет вестись уже в отношении обычного хозяйствующего субъекта. Что должно происходить в случае, если в ходе производства по делу права должника на имущество, переданное должником, с помощью которого оказываются услуги в сфере естественной монополии, будут восстановлены? По всей видимости, можно говорить о появлении оснований для пересмотра судебного акта о введении соответствующей процедуры либо о появлении оснований для непосредственного применения положений параграфа 6 главы 9 Закона о банкротстве к уже ведущимся процедурам.

Например, в ходе рассмотрения дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия (далее МУП) городского поселения Сергиев Посад «Теплосеть», после того как конкурсный управляющий добился возврата в конкурсную массу имущественного комплекса предприятия, с помощью которого оказывались услуги по теплоснабжению 1 , суд первой инстанции не стал давать оценку применимым нормам к возбужденному делу, невзирая на то, что МУП фактически вновь стал монополистом.

Факт невключения юридического лица в реестр субъектов естественной монополии сам по себе также не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии.

Для определения наличия либо отсутствия у должника статуса субъекта естественной монополии суду необходимо установить, осуществляет ли должник деятельность в условиях естественной монополии на момент введения процедуры банкротства. При этом суд должен ориентироваться на признаки, которые установлены Законом о естественных монополиях. В частности, это осуществление деятельности в сфере, которая регулируется Законом о естественных монополиях: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение и проч. Например, оказание услуг по водоснабжению единственным предприятием в городе определенно является монопольным. Сложнее ситуация, когда в городе имеется несколько таких предприятий. Очевидно, что не всякое осуществление таких услуг может происходить монопольно. Суд должен исследовать долю рынка, занимаемую должником, является ли она доминирующей. В спорных ситуациях, когда доминирующее положение должника неочевидно, суду следует обращаться за содействием в антимонопольную службу.

Особенности возбуждения дела о банкротстве

До 2009 г. в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий» применялись следующие критерии банкротства: организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования. Эти условия были практически невыполнимыми, особенно с учетом того, что размер прав требований мог произвольно увеличиваться недобросовестным должником, действующим в сговоре с иными лицами.

В настоящее время установлены следующие критерии для возбуждения процедуры: если требования кредиторов по денежным обязательствам составляют не менее чем один миллион рублей, и указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 13 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (п. 3 ст. 197 Закона о банкротстве).

В соответствии с указанными положениями в первую очередь производится взыскание движимого имущества, непосредственно не участвующего в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий; во вторую очередь — на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь — на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Судебная практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев отказом для возбуждения дела о банкротстве служит то, что кредиторы не представляют доказательств, подтверждающих обращение взыскания на имущество должника, за счет которого требования заявителя не были удовлетворены в полном объеме. Какие доказательства помимо исполнительного листа следует представлять кредиторам для того, чтобы обосновать соблюдение предусмотренного порядка? Это сведения об оценке имущества судебным приставом-исполнителем, подтверждающие, что стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований заявителя, а также то, что реализация судебным приставом-исполнителем не задействованных в производстве имущественных прав должника не позволит удовлетворить требования кредитора.

Это протоколы о признании торгов по реализации указанного имущества несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них. Кроме того, кредитор может представить постановление об окончании исполнительного производства в отношении должника в связи с невозможностью обращения взыскания на его имущество и о возвращении взыскателю исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу решений суда.

Специальные участники дела о банкротстве

Рассмотрение дела о банкротстве должника — субъекта естественной монополии имеет предусмотренные Законом особенности, в том числе в отношении круга лиц, участвующих в деле. В силу статьи 198 Закона лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Уполномоченным органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью естественных монополий, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба. Закон о банкротстве не содержит каких-либо особенностей в статусе указанного органа, кроме одной. Так, пункт 2 статьи 201 Закона о банкротстве устанавливает, что при продаже непосредственно используемого монополистом имущества путем проведения конкурса антимонопольная служба заключает соглашение с покупателем об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем имущества должника, положений указанного соглашения договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления антимонопольной службы.

Характерно, что в открытых базах отсутствуют свидетельства того, чтобы такие иски когда-либо рассматривались в судах. Более того, судебная практика отражает чрезвычайно низкую активность уполномоченных органов в деле о банкротстве таких должников.

Наличие статьи 198 Закона о банкротстве зачастую используется недобросовестными должниками для обжалования возбуждения производства по делу в связи с непривлечением органов антимонопольной службы к участию в деле. Между тем, если суд по своей инициативе не привлек антимонопольную службу к участию в деле при рассмотрении вопроса о введении в отношении должника процедуры наблюдения, это не может являться безусловным основанием для отмены судебных актов, поскольку служба может быть привлечена в дальнейшем по инициативе суда либо ходатайству лица, участвующего в деле.

Закон о банкротстве предусматривает ограниченные права Российской Федерации и ее субъектов, а также права муниципальных образований в лице соответствующих уполномоченных органов на участие в деле о банкротстве. Указанные лица вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 1007488_6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который предусматривает возможность включения в состав лиц, участвующих в деле, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника. По мнению авторов проекта, присутствие в делах о банкротстве только уполномоченного федерального органа не в полной мере способно отражать интересы представителей всех уровней региональной и местной власти, поскольку взаимодействие с налоговыми органами в данном вопросе не всегда эффективно, а иногда и ограничено законодательством (например, в части защиты персональных данных).

Приостановление производства по делу

В соответствии со статьей 199 Закона о банкротстве в случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Предусмотренный механизм задуман таким образом, чтобы должник, столкнувшийся с дефицитом денежных средств ввиду необоснованно низких тарифов на продаваемые им товары, мог приостановить процедуру банкротства на время оспаривания соответствующих актов в судах. Тем самым должник, сохраняя преимущества, появляющиеся у него при возбуждении дела о банкротстве, включая мораторий на удовлетворение требований кредиторов, может продолжать оспаривать необоснованные тарифные решения, приобретая возможность на финансовое оздоровление через отмену незаконных тарифов и возмещение неучтенных в тарифе затрат. Примечательно, что судебная практика также не содержит примеров успешного обращения должников — субъектов естественной монополии за защитой в порядке, предусмотренном статьей 199 Закона о банкротстве.

1 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2014 г. по делу № А4110304/10.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча