16.04.2019

Социальные нормы: понятие, классификация. Социальные нормы, их место в социальной структуре общества


Норма - это образец, правило, мера. Норма показывают границы и пределы, в которых определенный объект сохраняет свои свойства и способность к дальнейшему функционированию, т.е. не теряет своей сущности.

Социальные нормы представляют собой правила, которые регламентируют поведение людей в обществе.

Социальные нормы отличаются наличием определенных свойств .

Во-первых, свойство социальности . Они регламентируют социальные сферы, включающие в себя: людей, общественные отношения, поведение людей. Следовательно, социальные нормы создают социальные структуры и подвергают регулированию социально значимое поведение человека.

Во-вторых, свойство объективности . Общество как сложноустроенная социальная система объективно испытывает потребность в регулировании. Социальные нормы складываются как результат нормативного обобщения и фиксации устойчивых повторяющихся общественных взаимосвязей и закономерностей во взаимодействии людей. Потребность в повторении необходимых обществу отношений и актов деятельности человека и создает феномен социального нормативного регулирования.

Однако следует принимать во внимание и роль субъективного фактора в создании социальных норм, т.е. необходимость в определенных социальных нормах должна осознаваться обществом.

В-третьих, свойство нормативности . Они обладают общим характером и функционируют как типовые регуляторы поведения людей. Их адресаты обособляются посредством перечисления их типовых признаков (например, возраст, пол и т.д.). Нормативность находит отражение и в многократности действия социальных норм. Их содержание определяет общую модель поведения.

В-четвертых, свойство ограниченности . Социальные нормы выступают мерой свободы человека, они устанавливают пределы для его социальной экспансии и поведенческой активности, обозначают способы удовлетворения потребностей.

В-пятых, свойство обязательности . Социальные нормы как нормативные предписания всегда в определенной мере обязательны для исполнения, они наделены предписывающим характером.

В-шестых, свойство процедурности . Их исполнению характерна процедурность, то есть наличие некоторых процедурных форм, детально отраженных порядков реализации и действия.

В-седьмых, свойство санкционированности . Каждый нормативный регулятор наделен механизмом обеспечения реализации собственных предписаний.

В-восьмых, свойство системности . Она свойственна как отдельным нормам, так и их совокупности. Общество должно продвигаться к созданию устойчивой системы норм, улучшению её системных качеств, а также повышению качества взаимодействия между отдельными видами социальных норм.

В современных обществах действуют правовые, политические, корпоративные, моральные и религиозные нормы, обычаи и другие регуляторы . Они взаимодействуют в нормативной системе общества. При этом каждый из них сохраняет качества особых социальных регуляторов. К основным социальным регуляторам принято относить право и мораль.

Порядок в обществе необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общ-ных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общ-ной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, слаженность различных процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта. От уровня общ-ного порядка зависят и состояние общ-ного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Общ-ный порядок не возникает сам по себе, он - следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать - направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки. Закономерности соц.регулирования: 1) каждое общ-во объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общ-ва, наличия в нем противоречий, от степени развития общ-ного сознания и культуры. 2) по мере развития социума в общ-ном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает. Давно сказано, что человек рождается не добрым и не злым, не преступником и не добродетельным, – таким делает его окружающая социальная среда. 3) с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм. В лит-ре различают два вида социального регулирования – индивидуальное и нормативное. Социальное регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей с помощью внешних факторов, а также посредством саморегулирования. Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего характера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепления и существования в общественном сознании - ценностный, информационный, директивный). Корельский выделяет 4 группы действующих в обществе нормативных регуляторов : 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой (формирует наука). 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами (технические нормы). 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием (большинство социальных норм). 4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед общ-вом, или потребностями конкретной его сферы (некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы).

Социальные нормы - правила поведения общего характера, являющиеся результатом волевой, сознательной деятельности людей, направленной на регулирование общ-ных отношений, обусловленные характером исторического развития данного общества, типом его организации и культуры. Предмет регулирования социальных норм – общественные отношения. Субъектный состав связан только с людьми. Корельский выделяет 3функции социальных норм: 1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общ-ва, они обеспечивают стабильность его

24. реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров). В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры гос-ного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

25. реализуют свои порой противоположные интересы и обеспечивают гармоническое развитие общ-ва без вмешательства государства как политической властной силы. 5. Гр.об-во - правовое демократическое общ-во, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретённых прав человека и гражданина. Гр.об-во возникает и развивается естественно-исторически. Хотя оно формируется внутри гос-ва, его отдельные элементы были ещё до появления гос-ва. Гос-во явл-ся инструментом по отношению к общ-ву выполняет служебную роль. Структура – это внутреннее строение общ-ва, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Началом, генерирующим энергию общ-ва, явл-ся человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юр. правах и обязанностях. Элементами структуры выступают различные объединения людей и отношения между ними. Структуру совр.рос. гр.об-ва можно представить в виде пяти основных систем: социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная. Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Экономическая - совокупность экономических отнош., в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распред., обмена и потреб. совокупного общест. продукта. Отношения собственности пронизывают все экономич.отношения и весь цикл общ-го производства и потребления. В РФ признаются и защищаются частная, госуд-ая, муниципальная и др. формы собственности. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью эконом.системы. Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся организации – госу-во, полит.партии, общественно-политические движения, отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Главным здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают всю полит.систему. Властные отношения: это отношения между гос-вом и иными структурными элементами, между гос.органами и учреждениями, отношения в связи с деят. полит.партий, отношения по проблемам объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан и др. Духовно-культурная система образ. из отношений между людьми, их объединениями, гос-вом и обществом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов (образоват., научных, культурных, религ.), через кот-е реализ. эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование явл-ся фундаментом в деле развития человеч. личности, характеризует перспективы развития общества. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через СМИ. Ее структурные элементы: общественные, муниципальные, частные организации, граждане и их объед., осущ. производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения пронизывают все сферы гражд-го об-ва. При характеристике структуры гр.об-ва учитываются три обстоятельства: 1) классификация носит условный характер, все структурные части взаимосвязаны. Объединяет их человек как совокупность общ-ных отношений и мера всех вещей. 2) при изучении всех систем как самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции). 3) связующим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общ-ва служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством.

26. нормальное функционирование полит.системы общества, всех ветвей гос.власти. Гос-во заботится и о развитиидуховной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и др.учреждения. Политика в отношении СМИ: гос-во обеспечивает возможности национального развития народов.

27. социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных заданий, команд руководителей. Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, кот-ые распространяются на все и кот-ым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Появление нормативного регулирования – поворотный пункт в становлении социального регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в общ-ве, снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Регуляторы: 1. Обычаи регулировали отношения в первобытном общ-ве и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей. Они выражали интересы всех членов сообщества 2. Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались силой обществ.мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, угрозой наказания свыше. 3. Мифы и сказания , обосновывающие образцы должного и запретного поведения. 4. Право .

28. функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. 2. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное). 3. Трансляционная. В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, про свещение). Виды (Корельский): 1. По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общ-ных отношений, т. е. предмета регулирования. 2. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Социальные нормы: нормы права, нормы морали, политические, эстетические, религиозные, корпоративные, технические нормы, нормы обычаев, традиций, привычек, деловые обыкновения.

Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называетсяинституционализацией . Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
- осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
- выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
- появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
- установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
- создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
- набор социальных ролей и статусов;
- социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
- совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
- необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.



Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

Структура права - это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством.

Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких «слоев» в структуре права насчитывается шесть (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Структура права

1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека - это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более 50.

Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России - в Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

2. Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае речь идет об аналогии права. К числу основополагающих приниципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.

Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.

Референдумное право - новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция РФ.

4. Нормы, изданные государством, или законодательные нормы. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, министерствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу.

В Российском государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5. Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления.

Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на се территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна и по своему объему они существенно опережают нормы законодательные.

6. Договорные нормы . Римские юристы говорили: «Договор - это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.

Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно- правовом характере договоров.

Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отмстить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.

В Роcсийской Федерации договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.

Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев» права могут быть в свою очередь сгруппированы.

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.

Нормы, принятые на референдуме, и законодательные нормы, т. е. изданные государственными органами , объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать «референдумное» и «законное» право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо

Замечание 1

Различные процессы и объекты имеют свои нормы, указывающие границы, в пределах которых объект сохраняет свое качество и способность к функционированию – естественные, технические, социальные.

Правила поведения людей в обществе регулируются социальными нормами.

Они имеют характерные для них черты:

  • Социальность, регулирующая социальные сферы, включающие людей, общественные отношения, поведение людей;
  • Объективность, потому что общество нуждается в регулировании под давлением социальной необходимости. Нормы являются результатом нормативного обобщения устойчивых повторяющихся связей и взаимодействия между людьми;
  • Нормативность. Имея общий характер, социальные нормы действуют как типовые регуляторы поведения, а нормативность проявляется в неоднократности действия норм;
  • При типовой ситуации в действие вступает социальная норма как общая модель поведения, как мера свободы индивида, как способ удовлетворения интересов и потребностей;
  • Обязательность;
  • Процедурность – наличие каких-либо процедурных форм;
  • Санкционированность, т.е. каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний;
  • Системность, она должна быть характерна как для отдельных норм, так и их массиву в масштабе всего общества.

Технико-юридические нормы в качестве регулятивного предписания имеют техническую норму, а как санкция – это будет охранительная норма, т.е. юридическая.

Исходя из этого, их можно рассматривать как юридические нормы технического содержания и, в то же время, как разновидность технических норм.

У специалистов существует два взгляда относительно природы технических норм – одни относят их к социальным нормам, а другие не относят, а считают их социальными.

Надо признать, что действительно, эти нормы своеобразны. С одной стороны, они исходят не от человека, а определяются законами природы и техники.

С другой стороны, они регулируют сферу несоциальную, потому что регламентируют отношения человека к природным объектам и технике.

Негативные последствия, которые появляются при нарушении естественных законов и технических правил выступают в качестве мер их обеспечения.

Замечание 2

Ряд специалистов, тем не менее, относят технические нормы к социальным, потому что объектом их регулирования является поведение людей, на что направлены и технические нормы. Эти нормы имеют социальное значение, т.к. искусственная среда обитания, связанная с развитием технической сферы, очень быстро развивается.

Сегодня, «техническая» норма стала актуальной, потому что определяет взаимоотношения человека и природы.

Социальная значимость технических норм по своему уровню различается и этот признак в оценке их «социальности» имеет большое значение. Например, поломка бытовой техники имеет социальную значимость равную нулю, потому что является результатом неправильного с ней обращения, но, опять же нарушение технических норм может привести к возгоранию и пожару.

Те технические нормы, которые имеют наибольшее значение, обеспечиваются правовыми санкциями и становятся технико-юридическими нормами.

Здесь тоже есть аргумент, что технические нормы могут принадлежать к социальным, а именно – технико-юридические нормы, как любые правовые, считают социальными. Несмотря на то, что их обеспечили правовой санкцией, природа не изменилась, и сохранились все черты, по которым они не относятся к социальным нормам.

Чтобы разрешить данное противоречие профессор А.Б. Венгеров считает, что надо различать юридико-технический и нормативно-технический социальные регуляторы.

Группы социальных норм

Групповые нормы относятся к социальным нормам и представляют собой эталоны должного поведения с точки зрения общества в целом.

В узком смысле это выработанные и принятые группой правила, которым должны подчиняться все её члены для совместной деятельности.

Это значит, что по отношению к этой деятельности нормы выполняют регулятивную функцию.

Те или иные социальные явления, опыт в организации определенной деятельности лежат в основе формирования ценностей группы. Очень важным фактом для групповой жизнедеятельности является различная значимость разного рода ценностей, их различное соотношение с ценностями общества.

Общими ценностями для всех общественных групп и рассматриваемые как ценности общества, являются такие понятия как добро, зло, счастье и др.

Если оценка идет конкретных общественных явлений – труд, образование, культура, то различие групп будет происходить по принимаемым оценкам.

Ценности той или иной группы не всегда совпадают, и о ценностях общества говорить становится уже труднее. Место социальной группы в обществе определяет специфику отношений к ценностям.

Именно на групповые ценности опираются правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы. Взаимоотношения индивида с членами группы можно определить при условии, если известно, какие нормы группы он принимает, а какие отвергает и почему.

Проблемой является мера принятия норм каждым членом группы. Важным здесь является следующее:

  • насколько индивиды принимают групповые нормы;
  • каково отступление каждым, от соблюдения этих норм;
  • каково соотношение социальных и «личностных» норм.

Функция социальных норм в том и состоит, что с их помощью личности предъявляются требования общества.

Для возвращения своего члена на путь соблюдения норм важен анализ санкций, которые могут быть поощрительные, запретительные, позитивные, негативные. Санкции необходимы для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Рассмотренные понятия представляют собой определенную концептуальную сетку с помощью которой можно дать социально-психологическое описание группы.

Структура социальных норм

Для правовой нормы характерна особая структура, потому что она отличается единством, целостностью, неделимостью.

Определение 1

Структура – это строение и внутренняя форма организации системы.

Норма права, если будет способна реагировать на реальные условия жизни, то сможет исполнять роль регулятора общественных отношений. Чтобы норма права не стала пожеланием, в ней должна быть предусмотрена принудительная реализация предписания.

Замечание 3

Таким образом, норма права – это единство элементов-предписаний, выполняющих все функции.

Структура правовой нормы включает в себя следующие три элемента:

  1. Гипотезу, содержащую описание условий действия правовой нормы, она указывает на фактические обстоятельства, с наступлением которых необходимо применять правило. Гипотеза будет простой, если указывается одно обстоятельство, с которым связывается действие юридической нормы. Например, на момент рождения ребенка его родителя являлись гражданами РФ, то и ребенок будет являться гражданином РФ независимо от того, где он родился. Сложная гипотеза ставит в зависимость одновременно несколько обстоятельств. Например, если родители ребенка, родившегося на территории РФ, не имеют гражданства этой страны, то ребенок все равно является гражданином РФ.
  2. Следующий структурный элемент нормы права – диспозиция. Это само правило поведения, им руководствуются при наступлении условий, которые предусматривает гипотеза. Когда формулируются правовые нормы перед и позади диспозиции, указывающей на конкретные права и обязанности участников правоотношений, может стоять гипотеза.
  3. Санкция является третьим элементом нормы права. Она указывает на меры, которые могут быть применены к неправомерно поступающим субъектам права – это меры государственного принуждения. Например, организация притонов, продажа наркотиков (это гипотеза). Данные противоправные деяния наказываются лишением свободы, срок которой выносит суд.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча