13.04.2019

Смежные права в гражданском праве. Защита смежных прав: актуальные способы


Смежные права

Смежные права возникли параллельно с авторскими правами. Стоит признать, что индустрия записи исполнительского искусства приобрела коммерческий размах уже в первой половине XX в. Деятельность исполнителей, публикаторов, студий записи фонограмм выходила за сферу авторского права. И поэтому законодатели многих стран решили охранять права исполнителей не с помощью инструментов авторского права, а с помощью сходного с ним института смежных прав (т.е. прав, смежных с авторским правом). В настоящее время сфера смежных прав регулируются международными соглашениями ВИОС, в частности «договор по исполнениям и фонограммам» подписанного в Женеве 20 декабря 1996 году, и другими международными нормативно-правовыми актами, а также законодательством каждого отдельного государства.

Источником смежного права в России является Глава 71. ГК РФ. Согласно, статье 1303, смежными правами признается права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав.

Смежные права являются одним из тех прав, с которыми каждый сталкивается в повседневной жизни. Телевизионные шоу, концерты, спектакли, фонограммы, радио вещания и самая обычная музыка, что играет в плеерах - охрана всего этого регулируется сферой смежных прав. Смежные права или права смежные с авторскими правами тесно связаны с авторскими правами, в частности с произведениями, которые стали всеобщим достоянием.

Статья 1304 ГК РФ устанавливает пять видов объектов смежных прав:

· исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров -- постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

· фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

· сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

· базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

· произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Субъектами или обладателями смежных прав являются: исполнители различных произведений; студии производители фонограмм; организация эфирного и кабельного вещания; публикаторы; изготовители базы данных.

В соответствии с «соглашениями по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» права исполнителей и производителей объектов смежных прав в частности фонограмм охраняется в течении, по меньшей мере 50 лет, а права организаций, по меньшей мере 20 лет. В российском законодательстве сроки действия исключительного права на такие объекты смежных прав, как фонограммы, исполнения и постановки действует в течении всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет от даты исполнения, записи или обнародования. Немного отличается сроки действия исключительных прав различных публикаторов и изготовителя программ для ЭВМ. В целом для публикаторов и публикаций необнародованных произведений защищается в течении 20 лет от даты обнародования, а программное обеспечение и базы данных защищается в течении 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. По истечению данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

Как и объекты авторского права, смежные права имеют свой знак правовой охраны. Это значит любой исполнитель или изготовитель фонограмм вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который обычно помещается на соответствующих документах, на каждом экземпляре или на каждом футляре.

Например:

Sound recording copyright, 2009

При этом под экземпляром объекта смежных прав понимаются ее копия на любом материальном носителе.

интеллектуальный собственность патентный авторский

Общие положения

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Смежные права - это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

2. фонограммы;

3. сообщения передач;

4. базы данных;

5. публикации.

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право - возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам - исполнителям или режиссерам-постановщикам.

3.​ Иные - права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Субъекты смежных прав

1.​ Исполнитель - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

2.​ Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного таковым признается тот, чье имя или наименование указаны обычным образом на ее экземпляре и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ.

3.​ Вещательная организация или организация эфирного или кабельного вещания - юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

4.​ Изготовитель базы данных - юридическое лицо или гражданин, организовавшее ее создание и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

5.​ Публикатор - гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Отдельно стоит сказать о коллективах исполнителей (например, актеров, оркестрантов), совместно принимающих участие в создании, например, спектакля. Права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива, а при его отсутствии - участники совместно. Постоянно функционирующие коллективы исполнителей обычно зарегистрированы в качестве юридических лиц, заключающих трудовые договоры с участниками. Все их исполнения при этом будут считаться служебными, а права на них переходят коллективу.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны - для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик - до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

На четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

В случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя - 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого - в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций - в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

4.Для изготовителя базы данных - в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества - компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Смежные права
Рубрика (тематическая категория) Изобретательство

В первую очередь следует отметить, что в настоящем модуле употребляется термин смежные права (на английском языке употребляется новый термин "related rights" вместо ранее употреблявшегося "neighbouring rights"). Начните ваши занятия с прослушивания звукового фрагмента͵ касающегося смежных прав.

Могли бы вы снова определить для меня понятие смежные права?

Смежные права не являются авторским правом, однако они тесно связаны с ним; они вытекают из произведения, охраняемого авторским правом. По этой причине, в некотором смысле, эти два понятия всœегда являются близкими. Смежные права предлагают тот же самый вид исключительности, что и авторское право, однако они не распространяются на произведения как таковые. Οʜᴎ охватывают нечто, включающее в себя само произведение и, обычно, способ доведения его до широкой публики. Давайте воспользуемся примером песни, охраняемой авторским правом, и проведем ее по различным этапам.

Предположим, что у нас есть оригинальная песня. Она, конечно, охраняется в отношении композитора и автора слов, являющихся первоначальными обладателями авторского права; они в должное время предложат ее певцу, который исполняет ее, и ему или ей также потребуется определœенная форма охраны. В случае если песня записывается, или если певец надеется исполнить ее в эфире, тогда эти действия выведут на авансцену другую фирму, которая при заключении соглашения тоже захочет иметь определœенную форму охраны. Тогда, в первую очередь, смежными правами являются права тех, кто исполняет произведения, а именно исполнителœей, певцов, актеров, танцоров, музыкантов и так далее.

Вместе с тем, существует и вторая группа: производители фонограмм, или, более точно, производители звукозаписей, поскольку материальный носитель записи от виниловых грампластинок для фонографов эволюционировал в компакт-диски и цифровые носители записи. По сути, здесь мы имеем дело в большей степени с охраной коммерческих интересов, так как охрана изготовления качественной звукозаписи больше относится к охране инвестиций, чем к творческому процессу, связанному с созданием, написанием или исполнением песни. Тем не менее, даже здесь, в общем процессе выбора инструментальной поддержки, репертуара, аранжировки музыки и т. д., присутствуют некоторые творческие элементы, наряду с более очевидным и важным экономическим элементом. Мы должны иметь в виду то, что эти производители находятся среди наиболее частых жертв пиратства, так как они не получают денег, ʼʼотвлекаемыхʼʼ в пользу производителœей пиратской продукции, но затем, конечно же, их потери, их финансовые потери по цепочке распространяются на исполнителœей и авторов. Вот почему производителям записей также предоставлены специальные права.

Третью группу лиц, пользующихся охраной смежных прав, составляют организации вещания. Их права вытекают из их творческого вклада, а именно, создания вещательных передач, и эти права касаются не содержания передачи, не кинофильма, к примеру, а действия, связанного с его вещанием. Тот факт, что они способны передавать сигналы, представляющие собой вещательную передачу, дает им охраняемые права как бы на эти сигналы. И здесь вновь фигурируют инвестиции и усилия, которые они вкладывают в реализацию различных программ, являющихся предметом вещания

Смежные права традиционно принадлежат трем категориям бенефициаров: исполнителям, производителям записей и организациям эфирного вещания.

  • Права исполнителœей признаются в силу того, что их творческое участие крайне важно для того, чтобы дать жизнь, к примеру, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.
  • Таким же образом права организаций эфирного вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.

Смежные права для организаций эфирного вещания спортивных событий

Права организаций вещания также имеют особое значение в отношении спортивных программ. Во многих странах считается, что спортивные программы не заслуживают охраны, предоставляемой авторским правом. Существуют страны, и США является лучшим примером, которые относят футбольный матч, когда он снимается на пленку, к аудиовизуальному произведению, поскольку считается, что запись обладает достаточным элементом творчества для того, чтобы относиться к произведению. При этом во многих странах законы предусматривают, что определяющим фактором является игра, и запись не обладает элементом творчества в степени, достаточной для того, чтобы подпадать под охрану. Оператор просто следует за действием, разворачивающимся на поле, и за другими случайными событиями. Он может искусно манипулировать камерой, однако он не художник. По этой причине считается, что очень немногие вещательные передачи такого рода, в случае если они вообще существуют, заслуживают охраны.

Не правда ли, инвестиции вряд ли были бы привлекательными, в случае если бы вещательные организации, за годы вперед заплатив огромные суммы денег за получение исключительной лицензии на вещательную передачу или на исключительный доступ к освещению других главных спортивных событий на определœенных диапазонах вещания, были бы не в состоянии воспользоваться охраной, предоставляемой их смежными правами, для того, чтобы воспрепятствовать другим компаниям осуществлять ретрансляцию их произведения или запись и продажу видеокассет с ним.

Краткий перечень примеров предназначен для иллюстрации причин, в силу которых рассматриваемые группы, а именно исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания , стали обладать правом на получение смежных прав .

Первой организованной международной реакцией на крайне важно сть в предоставлении правовой охраны трем категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 ᴦ. Римской конвенции или, более конкретно, ʼʼМеждународной конвенции по охране прав исполнителœей, производителœей фонограмм и организаций эфирного вещанияʼʼ. В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют по пятам национального законодательства и призваны синтезировать существующие законы, Римская конвенция явилась попыткой установить международные нормы в новой области, в которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Это означало, что большинство государств должны были составить проекты законов и принять их до присоединœения к Конвенции.

Со времени принятия Конвенции в 1961 ᴦ. большое число государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к Конвенции, и законы многих таких государств превышают минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.

Самой последней международной реакцией на эти всœе возрастающие потребности в правой охране стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (ʼʼДИФʼʼ), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 ᴦ. Разработка этого договора предполагала предоставление дополнительной охраны имущественным и неимущественным правам исполнителœей и производителœей фонограмм , в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года.

Теперь, когда вы знаете о видах отдельных лиц и организаций, которые могут пользоваться охраной, охватываемой смежными правами, пора рассмотреть следующий вопрос, а именно: ʼʼчто представляют из себяэти права?ʼʼ. В принципе, они сходны с правами, предоставляемыми обладателям авторского права. Это право воспрепятствовать другим лицам осуществлять противоправное использование охраняемого исполнения, записи или вещательной передачи.

Смежные права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Смежные права" 2017, 2018.

  • - Смежные права

    Право интеллектуальной собственности- совокуп­ность правовых норм, регулирующих отношения по соз­данию и использованию произведений литературы, нау­ки, искусства, открытий, изобретений, рационализатор­ских предложений, промышленных образцов, программ­ных средств для... .


  • - Смежные права

    Зависимые произведения.......... Соавторство Объекты авторских прав 2. Субъекты авторских прав т1. Объектыавторского права - это произведения науки, литературы и ис­кусства, которые: . являются результатом творческой деятельности, то есть... .


  • - СМЕЖНЫЕ ПРАВА.

    АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА 1. Объекты авторского права 2. Субъекты авторского права 3. Смежные права 4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав Авторское право и смежные права – гражданско-правовой институт, который регулирует... [читать подробнее] .



  • - Смежные права изготовителя базы данных

    Изготовителем базы данных признается лицо организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих её материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или же юридическое лицо, имя или же... .


  • - Смежные права изготовителей фонограмм

    Изготовителем фонограмм признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или же... .


  • - Смежные права

    Охрана топологии интегральных схем Охрана программ для ЭВМ и базы данных Объекты охраны интеллектуальной собственности Основные понятия интеллектуальной собственности Интеллектуальная собственность ВОПРОСЫ ДЛЯ... .


  • Смежные права - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК РФ). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и их название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

    Охрана смежных прав предусмотрена как нормами законодательства РФ, так и международными нормами. Это обусловлено тем, что большинство случаев их незаконного использования выходит за рамки национальных границ. В 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Россия присоединилась к ней с 26 мая 2003 г.). Указанная Конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации). В 1971 г. в Женеве была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к ней с 13 марта 1995 г.). Эта Конвенция развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

    Согласно п. 1 ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав являются:

    • 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
    • 2) фонограммы, т. е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
    • 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
    • 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
    • 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

    Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако в соответствии со ст. 1305 ГК РФ изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы «Р» (от англ, phonorecord - звукозапись) в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

    Как и в отношении других результатов интеллектуальной деятельности, в законодательстве РФ предусмотрены случаи, когда объекты смежных прав могут использоваться свободно, т. е. без получения согласия правообладателя и без уплаты вознаграждения. Обусловлено это необходимостью учета не только интересов их создателей, но и публичных интересов. В частности, к числу таких случаев можно отнести использование объектов смежных прав исключительно в личных целях, в информационных, научных, учебных или культурных целях, свободное публичное исполнение музыкального произведения (во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправдывающем характер такой церемонии), воспроизведение произведения для целей правоприменения, свободную запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1273, 1274, 1277-1279 ГК РФ).

    Субъекты смежных прав обладают как личными неимущественными правами, так и исключительными правами, которые по своей природе являются имущественными. Исключительными указанные права называются потому, что третьи лица не имеют права использовать объект смежных прав без согласия правообладателя за исключением изъятий, установленных в законе. Кроме того, у субъекта смежных прав есть исключительное право по распоряжению ими.

    Личные неимущественные права неразрывно связаны с личностью правообладателя и не имеют материального содержания. Они различаются в зависимости от субъекта и объекта смежных прав.

    Следует иметь в виду, что исключительное право на объект смежных прав (речь идет об исключительном праве на его использование) может отчуждаться субъектом первоначального смежного права другим лицам по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (ст. 1307 ГК РФ). При этом первый приобретатель исключительного права может отчуждать его и далее. Кроме того, субъект смежного права (лицензиар) может заключить лицензионный договор, согласно которому он (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах (ст. 1308 ГК РФ).

    Поскольку ответственность за нарушение смежных прав по своей природе относится к гражданской (в особых случаях может возникнуть уголовная и административная ответственность), в случае нарушения смежных прав помимо двух обычных форм гражданской ответственности - неустойки и возмещения убытков - применяется специальная ответственность, предусмотренная ст. 1311 ГК РФ. Речь идет о так называемой законной компенсации, размер которой указан в упомянутой статье. Правообладатель объекта смежных прав освобождается от обязанности документального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных указанной статьей, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

    В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров или фонограмм влечет ее наступление.

    Применяются также специальные формы ответственности, установленные за нарушение интеллектуальных прав всех правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности. К числу таких форм относятся: ликвидация юридического лица на основании судебного решения по требованию прокурора либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению или приговору суда (ст. 1253 ГК РФ). Кроме того, согласно ст. 1252 ГК РФ субъект смежных прав может предъявить требования о признании права, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, о возмещении убытков, об изъятии материального носителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

    Вопрос 1. Субъектами смежных прав являются:

    А. режиссеры и сценаристы

    Б. исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания

    В. только артисты-исполнители

    Вопрос 2. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами может осуществляться в случаях:

    А. прямо установленных законом

    Б. определённых договором между правообладателями и пользователями

    В. когда практическое осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно

    Г. при любых видах использования произведений и объектов смежных прав.

    Вопрос 3. Объектами смежных прав являются:

    А. кинофильмы;

    Б. фонограммы;

    В. программы для ЭВМ.

    Г. селекционные достижения.

    Вопрос 4. Кто из указанных лиц является обладателем смежных прав:

    А. композитор;

    Б. издатель газеты или журнала;

    В. артист-исполнитель.

    Г. программист

    Вопрос 5. Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами (например, Российское авторское общество - РАО, Российское авторское общество КОПИРУС) создаются:

    А. лицами, использующими большое количество произведений;

    Г. коммерческими организациями.

    Вопрос 6. Что делают организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами?

    А. предоставляют лицензии (разрешения) пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, собирают с пользователей вознаграждение и распределяют его между правообладателями;

    Б. осуществляют использование произведений и фонограмм, полученных для управления на коллективной основе;

    В. вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе;

    Г. контролируют условия договоров, заключаемых обладателями авторских и смежных прав при осуществлении их имущественных прав.

    К теме № 4. Патентное право.

    Вопрос 1. В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами патентных прав могут являться:

    А. результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным Гражданским Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным Гражданским Кодексом требованиям к промышленным образцам;


    Б. устройство, способ, вещество, полезная модель и промышленный образец

    В. устройство, способ, вещество, сорта растений и породы животных

    Г. устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных

    Вопрос 2. Критериями патентоспособности полезной модели являются :

    А. новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость;

    Б. новизна и промышленная применимость;

    В. оригинальность;

    Г. новизна, оригинальность, промышленная применимость

    Вопрос 3. Можно ли сразу без подачи заявки на изобретение в Российское патентное ведомство подать международную заявку?

    А. можно по истечении 6-ти месяцев с даты раскрытия информации

    Б. можно по истечении 4-х месяцев с даты раскрытия информации

    В. нельзя

    Г. можно, испросив разрешение компетентных органов

    Вопрос 4.

    Каким образом осуществляется оспаривание выдачи патента на изобретение или свидетельства на товарный знак?

    А. подача искового заявления в арбитражный суд

    Б. подача жалобы в Федеральную службу по антимонопольной политике

    В. подача возражения в Палату по патентным спорам

    Г. подача заявления в Третейский суд при Торгово-промышленной Палате РФ

    Вопрос 5. Можно ли получить на один и тот же объект?

    А. патент на полезную модель и промышленный образец

    Б. патент на изобретение и полезную модель

    В. патент на изобретение и промышленный образец

    Г. патент на промышленный образец и свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара

    К теме № 5. Средства индивидуализации юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг

    Вопрос 1. Что такое товарный знак?

    А. зарегистрированное в установленном порядке словесное, графическое, звуковое, световое или объемное обозначение, а также иные обозначения или их комбинации;

    Б. любой знак, нанесенный на товар или его упаковку;

    В. только зарегистрированное в установленном порядке словесное и графическое обозначение или комбинации таких обозначений.

    Г. обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей

    Вопрос 2. Кто может быть обладателем прав на товарный знак?

    А. любое физическое или юридическое лицо;

    Б. физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или юридическое лиц;

    В. только зарегистрированное в установленном порядке словесное и графическое обозначение или комбинации таких обозначений;

    Г. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

    Вопрос 3. Можно ли использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров?

    А. Можно в условиях чрезвычайного положения;

    Б. Нельзя;

    В. Можно в исключительных случаях и лишь с согласия компетентного государственного органа;

    Г. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча