30.03.2019

Субъекты и объекты земельного права российской федерации. Конспекты юриста



Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект объект – вопрос охраны
2) земельные участки - определенная часть территории, имеющая индивидуальные границ, установленные в соответствии с законодательством
3) части земельных участков
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Часть земельного участка может быть объектом земельных отношений только до его раздела. Если же происходит раздел, то часть земельного участка перестает быть объектом земельных отношений, поскольку вместо нее возникает другой объект - новый земельный участок
Земельный участок можно разделить в случае, если это не приведет к возникновению нового земельного участка меньше предельного размера, установленного для земельных участков определенного целевого назначения
Субъекты: физические и юридические лица, РФ, ее субъекты и муниципальные образования. Однако в ст. 5 ЗК не указаны такие участники, которые названы непосредственно в ст. 9 Конституции, а вслед за ней и в ст. 3 ЗК, - народы РФ
В ст. 5 ЗК участниками земельных отношений именуются:
собственники земельных участков - лица, имеющие право собственности на земельные участки
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на правах постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или на правах безвозмездного срочного пользования земельным участком
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на правах пожизненного наследуемого владения земельным участком
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками
Таким образом, следует, что участником земельных отношений является лицо, обладающее правом на земельный участок, предусмотренным земельным законодательством. Возможно, поэтому к участникам земельных отношений не отнесены народы РФ, а также лица, обладающие правом доверительного управления земельным участком, установленным гражданским законодательством. Учредителем доверительного управления земельным участком может быть только его собственник
К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица, не имеющее доказательства наличия гражданства. В настоящее время только граждане РФ могут иметь землю на любом праве, предусмотренном законодательством. Они ограничены лишь в возможности приобретения постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и правах безвозмездного срочного пользования земельным участком
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это определение по ГК, которое не учитывает особенности участия юридических лиц в земельных отношениях, то придется признать, что юридическое лицо может иметь земельный участок только на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Между тем ни в одном законодательном акте не говорится о том, что юридическое лицо может иметь земельные участки на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Напротив, в ЗК организации наряду с правом собственности на земельные участки могут иметь их на иных правах: правах постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, праве аренды и сервитуте. Отсутствие в ГК упоминания о данных правах объясняется тем, что организации могут иметь земельные участки в соответствии с нормами земельного (а не гражданского) права.
РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в земельных отношениях как публичные образования в интересах общества. Поэтому они прежде всего осуществляют управление землей, в том числе находящейся в частной собственности (посредством проведения землеустройства, земельного контроля и т.п.). В собственных интересах, т.е. в части совершения сделок с земельными участками, они должны выступать на равных началах с иными участниками земельных отношений
В соответствии с ГК от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований органы государственной власти или ОМС в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также юридические лица и граждане могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде
Непосредственно публичные образования могут иметь землю только на праве собственности. Создаваемым ими организациям (унитарным предприятиям, учреждениям), а также ОГВ и ОМС предоставляются отдельные земельные участки на правах безвозмездного срочного пользования земельным участком

  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс. Ресурс – вопрос рационального использования, объект – вопрос охраны 2) земельные участки...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс. Ресурс – вопрос рационального использования, объект – вопрос охраны 2) земельные участки...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс. Ресурс – вопрос рационального использования, объект – вопрос охраны 2) земельные участки...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс. Ресурс – вопрос рационального использования, объект – вопрос охраны 2) земельные участки...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс.


  • Различные точки зрения объекта : 1. Монистическая единый объект правоотношений -поведение чел-ка.
    преимущественно являются субъектами земельных


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс.


  • Круг субъектов наследственных правоотношений может определяться как при помощи завещания, так и на основани.
    Объекты наследственных правоотношений .
    Достаточно скачать шпаргалки по земельному праву - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Различные точки зрения объекта : 1. Монистическая единый объект правоотношений -поведение чел-ка.
    преимущественно являются субъектами конституционных, административных, земельных , финансовых, уголовно-правовых...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс.
    Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений .

Найдено похожих страниц:10


Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Земельные правоотношения, как и любые правоотношения, имеют внутреннюю структуру, которую составляет единство трех элементов:

Субъекты земельных отношений,

Объекты земельных отношений

Под субъектами понимаются участники земельных правоотношений, то есть лица, обладающие земельной правосубъектностью.

В п. 1 ст. 5 ЗК РФ перечисляются участники земельных отношений, которыми являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Крассов О.И., комментируя данную статью дает характеристику участникам земельных правоотношений.

«Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ - это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.


Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами земельных отношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и частной собственности».

Признавая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц участниками земельных правоотношений, п. 2 ст. 5 указывает на ограниченность их прав на приобретение в собственность земельных участков. Такие ограничения устанавливаются на уровне федеральных законов в дополнении к тем ограничениям, которые установлены в отношении российских граждан и юридических лиц. Так иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в пределах приграничных территорий, а так же земли сельскохозяйственного назначения. Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных земельно-правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из этих понятий придается иной смысл.

Исходя из п. 3 ст. 5 ЗК РФ, можно сделать вывод, что земельно-правовое понятие «собственник земельного участка» совпадает с гражданско-правовым значением этого понятия. В силу положений п. 2 ст. 9 и п.1 ст. 36 Конституции, норм гражданского и земельного законодательства, собственника земельных участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

В то же время, если в гражданско-правовом смысле «землепользователи», это лица, осуществляющие использование земельного участка, при том, что оно может быть не сопряжено с владением, то ЗК РФ сужает это понятие до обозначения обладателей двух земельно-правовых титулов, в название которых входит слово «использование» В законе зафиксировано: землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Одновременно законодатель раскрыл содержание данных прав, в которое входят правомочия по владению и пользованию земельным участком, но не по распоряжению им. Поэтому землепользователь всегда сам, самостоятельно владеет и пользуется земельным участком, в отличие от собственника, который может передать эти правомочия другому лицу (например, арендатору), при этом, не теряя титул собственника.

Круг субъектов права постоянного (бессрочного) пользования в настоящее время очень узок. В силу ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако граждане все еще могут носить данный титул на законном основании, так как земельные участки, предоставленные гражданам на этом праве до введения в действие ЗК РФ, за ними сохраняются без установления обязанности и срока их переоформления. Однако им предоставляется право переоформить в упрощенном порядке право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (п. 3 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Иная ситуация с юридическими лицами, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие ЗК РФ и которые не вошли в перечень, установленный п. 1 ст. 20 ЗК РФ. Они были обязаны переоформить земельные участки в аренду или приобрести в собственность до 1 июля 2012 года (п. 2 ст 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Так как срок уже истек, то лица, не выполнившие данную обязанность, сохраняют титул землепользователя, но становятся правонарушителями. Исключение составляют религиозные организации, которые могли переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан и гаражные потребительские кооперативы, переоформление права которых сроком не ограничивается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Субъекты прав на землю – это лица, которые приобрели права на земельные участки, в установленном законом порядке. Субъекты прав на земельный участок, субъекты земельных и гражданских правоотношений совпадают.

Лица – обобщающее понятие для всех субъектов гражданских прав. Ст. 5 ЗК определяет, что участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования .

Под физическими лицами гражданское законодательство понимает граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28.11.1991г. «О гражданстве Российской Федерации». Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ. Лицо, которое не имеет доказательств о принадлежности к другому государству и при этом не является гражданином РФ, считается лицом без гражданства (апатрид). Тот, кто наряду с российским гражданством, имеет гражданство другой державы, является лицом с двойным гражданством (бипатрид).

Средствами индивидуализации граждан являются имя (которое, как правило, состоит из имени собственного, отчества и фамилии) и место жительства. В соответствии с ст. 19 ГК, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК).

Для того чтобы быть субъектом гражданских прав, лицо должно обладать совокупностью установленных законом качеств, которыми являются правоспособность и дееспособность. Понятие и содержание гражданской правоспособности граждан раскрывается в Гражданском кодексе (ст. 17; 18; 21).

Гражданская правоспособность это способность иметь гражданские права и нести обязанности. У граждан РФ она возникает с момента рождения, прекращается смертью и признается в равной степени за всеми. Земельная правоспособность граждан – способность иметь права на земельный участок и нести связанные с этим обязанности, определенные земельным законодательством . В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом (ст. 34 ЗК).

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их. У граждан полная дееспособность возникает с 18 лет. Гражданское законодательство предусматривает 2 исключения из этого правила – эмансипация и вступление в брак до достижения совершеннолетия. При вступлении несовершеннолетнего в брак, он приобретает полную дееспособность с момента заключения брака. Эмансипация – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, которое производится по решению органа опеки и попечительства, а при несогласии родителей, усыновителей или попечителей, по решению суда. Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по найму, либо занимается предпринимательской деятельностью. Гражданское законодательство наделяет частичной дееспособностью малолетних детей в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет. Однако земельная дееспособность, т.е. способность своими действиями осуществлять права на земельный участок и нести обязанности, возникает не постепенно, а сразу и только с момента приобретения полной гражданской дееспособности, т.к. земля находится в режиме недвижимого имущества и все сделки с земельными участками должны проходить государственную регистрацию. Гражданское законодательство определяет, что подобные сделки неправомочны совершать ни несовершеннолетние лица, ни, тем более, малолетние.

Правоспособность и дееспособность – неотъемлемые качества субъекта правоотношений. Никто не может быть не только лишен их, но даже ограничен иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом. Необходимо учесть, что такие ограничения в области земельных правоотношений могут быть установлены только федеральным законом, что вытекает из смысла ст. 9 ЗК РФ.

Способность нести самостоятельную юридическую ответственность за совершенные деяния называется деликтоспособностью. Только деликтоспосбный гражданин может быть привлечен к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Деликтоспосбность является частью дееспособности.

Например, собственником земельного участка может стать даже малолетний ребенок буквально с рождения, в случае, если он получил его в наследство или в дар. Право быть собственником имущества, в том числе в виде земельного участка – неотъемлемое право любого гражданина. Однако осуществить свои права в реальных действиях, например, использовать по своему усмотрению, продать или подарить земельный участок, он сможет, только достигнув совершеннолетия, т. е. с момента возникновения дееспособности в полном объеме, равно как и нести ответственность за соблюдение земельного и иного законодательства при осуществлении своих прав на землю. Права несовершеннолетних собственников реализуют их законные представители. ЗК РФ предоставляет законным представителям несовершеннолетнего собственника предавать земельный участок в аренду, в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, на срок до достижения наследниками совершеннолетия (п. 10 ст. 22).

Граждане, в соответствии с ЗК, могут быть субъектами права собственности, пожизненного наследуемого владения (если оно было предоставлено до введения в действие ЗК РФ или унаследовано); права постоянного (бессрочного) пользования (если оно предоставлено в установленном законом порядке до введения ЗК РФ в действие); обладать правом на служебный надел; арендовать земельный участок; быть владельцами сервитута.

Субъектами прав на землю так же являются юридические лица.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Право - и дееспособность юридические лица возникает одновременно с момента государственной регистрации.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на праве аренды. Юридические лица, определенные ст. 20 ЗК, могут быть субъектами права постоянного бессрочного пользования либо права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельные участки в зависимости от видов его организационно-правовой формы.

Особого рассмотрения требуют права иностранных граждан и иностранных юридических лиц на земельные участки. Если иностранные граждане - это лица, не имеющие российского гражданства, но являющиеся гражданами другого государства, то иностранными юридическими лицами признаются организации, учрежденные за пределами РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К тому же их права могут дополнительно ограничиваться, но только на основании федерального закона. Такие ограничения устанавливаются Земельным кодексом РФ.

Юридическим основанием установленных ограничений является норма ст. 9 Конституции РФ, где определено, что земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное конституционное положение можно толковать как принцип приоритета прав на землю граждан РФ перед правами иностранцев.

Параметры ограничения правосубъектности иностранных граждан и иностранных юридических лиц заложены в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, где говориться, что права этих лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК и федеральными законами. Таким образом, основные ограничения содержаться именно в области приобретения права собственности иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.

Если учесть, что названные лица, не могут обладать земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования, то ограничения не затронули только право аренды, где у иностранных граждан и юридических лиц тот же объем право- и дееспособности, что и у российских.

Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как субъектов земельных отношений объединяет их общая публичная природа. В земельных отношениях они выступают в двух качествах: как регуляторы земельных отношений по поводу земель, составляющих их территорию, и как собственники земель. Если в первых отношениях эти лица проявляют свой публично-властный характер, то в отношениях по поводу права собственности они участвуют на равных началах с другими субъектами гражданского оборота и гражданских отношений. П. 2 ст. 124 ГК РФ определяет, что к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно ст. 125 ГК от имени РФ и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

Земельный кодекс определяет, что Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования могут владеть земельными участками на праве собственности. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК, они участвуют в гражданских отношениях на равных основаниях с другими лицами, однако, публичные образования являются субъектами исключительно права собственности. Ни земельное, ни гражданское законодательство не предусматривает оснований возникновения иных вещных или обязательственных прав у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Земельное законодательство для обозначения некоторых субъектов прав на землю применяет специальные понятия, определение некоторым из которых дается в п. 3 ст. 5 ЗК:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Всех выше перечисленных лиц можно объединить под единым понятием «правообладатели земельных участков». При этом у каждого права свой круг субъектов, установленный законодательством.

3. Понятие и содержание права собственности на землю.

Право собственности занимает центральное место в системе прав на землю, так как все остальные права являются производными от права собственности. Только собственник может уступить часть своих правомочий, передав земельный участок другому лицу на каком – либо праве. Таким образом, как правило, иные права на землю возникают в результате волеизъявления собственника.

В юридическом плане право собственности – это закрепление правовыми нормами определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи . Право собственности – центральный институт гражданского права. Право собственности на землю – институт не только гражданского, но и земельного права. Его содержание определяется нормами как гражданского, так и земельного законодательства. Поэтому институт права собственности на землю рассматривается в качестве важнейшего института земельного права.

Право собственности – наиболее полное по объему право, дающее обладателю наибольшую свободу в осуществлении своих правомочий. Правомочия – волевые, т.е. основанные на автономии, независимости воли лица действия, которые собственник вправе осуществить по отношению к своему имуществу.

По общему правилу гражданского законодательства, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК). Собственнику принадлежат права по владению, пользованию и распоряжению имуществом и это как раз и составляет триаду правомочий собственника.

В Гражданском кодексе отдельно подчеркивается, что содержание права собственности на землю таково же по своему объему, как и по отношению к любому другому имуществу. Однако, ввиду особой ценности объекта отношений, коим является земельный участок, правомочия собственника существенно ограничиваются. Основные принципы правового регулирования права собственности на землю заложены в ст. 36 Конституции РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». Таким образом, основанием для установления ограничений является необходимость охранять землю как часть природной среды, а так же права и законные интересы других лиц. При этом круг лиц, интересы которых могут быть затронуты при осуществлении землепользования, не исчерпывается правообладателями земельных участков, а включает в себя всех, проживающих на данной территории людей. На это прямо указывает норма п. 1 ст. 9 Конституции: «Земля и другие природные ресурсы и используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В Конституции так же указывается, что условия, и порядок пользования землей, определяются на основе федерального закона (п. 3 ст. 36). Таким законом, прежде всего, является кодифицированный нормативный акт, обладающий большей юридической силой по сравнению с иными специальными законами – Земельный кодекс Российской Федерации. При этом регулирование земельных отношений основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п. 11 ст.1 ЗК РФ). Пределы оборотоспособности земли устанавливаются земельным и другим природоресурсным законодательством, на которое содержится прямая ссылка в п. 3 ст. 129 ГК, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется свободно в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Владение – право хозяйственного господства над имуществом. По отношению к земельному участку чаще всего выражается в огораживании, установке межевых знаков, возможности для юридических лиц числить земельный участок на балансе.

Пользование – извлечение полезных свойств вещи. Как известно, землю можно использовать в двух видах:

· Как средство производства и одновременно условие труда – в сельском и лесном хозяйствах;

· Как базис для размещения объектов, причем как природных, так и рукотворных.

Можно однозначно сказать, что земля используется во всех сферах деятельности человека. По общему правилу использует имущество только тот, кто им фактически обладает, т.е. владелец.

Пользование земельным участком может осуществляться только в соответствии с его целевым назначением. К тому же использовать земельный участок собственник может только в формах, прямо предусмотренных земельным законодательством. Таким образом, действует разрешительный характер земельного права.

Распоряжение – определение юридической судьбы вещи. В основном это выражается в праве совершать гражданско-правовые сделки, сопровождающиеся сменой собственника или без таковой, а так же иные юридически значимые акты.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам, не ущемляющие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, оставаясь при этом собственником этого имущества, отдавать свое имущество в залог, совершать с ним иные сделки.

Собственник имеет не только права, но и обязанности. В соответствии с ст. 210 ГК РФ каждый собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. По отношению к земельному участку это означает, что собственник в первую очередь уплачивает земельный налог. В соответствии с п. 7 ст. 1 ЗК РФ, любое использование земли осуществляется за плату. Закон «О плате на землю» определял, что налог устанавливается для стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а так же для выравнивания социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества. В настоящее время земельный налог относится к местным налогам и устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Основные начала земельного налога определены гл. 31 ч. II Налогового кодекса РФ. К тому же собственник за счет собственных средств обеспечивает охрану и защиту земельного участка, к чему его обязывает земельное законодательство.

Согласно ст. 211 ГК собственник несет риск случайной гибели или повреждения имущества. Это относится к случаям, когда гибель или повреждение произошли не по воле человека, либо виновного нельзя установить. Земля, в силу своих физических свойств, является неуничтожимой вещью. Однако земельный участок может быть испорчен, что проявляется в утрате или существенном снижении свойств земельного участка, что делает невозможным или затрудняет использование его по целевому назначению. В отношении земельного участка это может происходить в результате стихийных бедствий, антропогенных явлений глобального характера и т.п. (сели, наводнения, засухи, кислотные дожди, военные действия и т.п.).

Субъектами земельных правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей. Совокупность правомочий субъектов земельных отношений, которыми они обладают в соответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовой статус.

В зависимости от правового статуса участников земельных правоотношений можно выделить следующие категории субъектов.

Особым участником земельных правоотношений является Российская Федерация. Государство как участник земельных правоотношений обладает двумя группами функций. Государство регулирует земельные отношения, прежде всего в качестве органа власти, суверена. К такому виду регулирования относится управленческая деятельность государства, осуществление контроля над использованием и охраной земель, установление санитарных, строительных правил.

Органы местного самоуправления выступают в земельных правоотношениях, прежде всего как собственники земельных участков. Кроме того, возможность делегирования им части полномочий государственного управления земельным фондом. Подобное наделение государственными полномочиями негосударственных органов допустимо исключительно посредством федеральных законов.

Физические лица как участники земельных правоотношений должны, прежде всего, отвечать требованиям, установленным гражданским законодательством. Различают особенности участия в земельных правоотношениях физических лиц как граждан и как индивидуальных предпринимателей. Граждане в качестве участников земельных правоотношений наделяются правом использования земельных участков для личных нужд. Так, к личному землепользованию граждан относится садоводство, огородничество, индивидуальное жилищное строительство и др. Индивидуальные предприниматели вправе обладать земельными участками с целью извлечения прибыли.

Юридические лица как участники земельных правоотношений так же, как и физические лица, обязаны отвечать требованиям правосубъектности, установленным гражданским законодательством. Использование земельных участков осуществляется всеми юридическими лицами, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Земельным законодательством также устанавливается специальный субъект участия в земельных правоотношениях. Это сельскохозяйственный кооператив, который согласно Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. является специализированным производителем сельскохозяйственной продукции.

Перечисленные субъекты по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включая куплю-продажу. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 15 ЗК Президентом РФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т. п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность.

Общие права и обязанности участников земельных правоотношений устанавливаются ст. 40 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей теорией государства и права определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. По общим правилам, полная дееспособность у участников земельных правоотношений возникает у таковых при достижении возраста 18 лет, для юридических лиц после соответствующей государственной регистрации.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча