04.04.2019

Статья 38 упк рф что означает. Рассмотрение и разрешение сообщений специальными органами. Обеспечение подозреваемым и обвиняемым права на защиту


Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и последующей передачи уголовного дела в суд для рассмотрения по существу или прекращения уголовного дела.

Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно - процессуальном законодательстве применительно к производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, возникающим в ходе предварительного следствия.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Следователь процессуально самостоятелен при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.

Вместе с тем прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2ст. 37 УПК РФ).

Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, представлять необходимые предметы документы.

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).

Властный характер полномочий следователя обнаруживается в его взаимоотношениях с органами дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о произведении оперативно - розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В случае незаконного или необоснованного уголовного преследования следователь принимает надлежащие меры по реабилитации лица.

Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь, определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определены законом.

Следователь занимает специфичное положение в уголовном процессе. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Следователь является непредвзятым, незаинтересованным участником уголовного процесса (в противном случае он подлежит отводу – ст. 62 УПК РФ), то есть он объективно, беспристрастно исследует все обстоятельства уголовного дела, собирает доказательства не с целью подтверждения во что бы то ни стало подозрения, а чтобы разобраться в деле, во всех его обстоятельствах, дать им правильную оценку; и результатом такого исследования должен быть вывод, дающий основание либо направить дело прокурору, а затем – и в суд, либо прекратить его, либо приостановить.

В соответствии со статьей 38

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

2. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного

Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления(ч. 2 ст. 21 УПК России);

С этой целью следователь по находящимся в его производстве делам вправе:

вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие, предусмотренные законом следственные действия;

требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, позволяющих по делу установить фактические данные;

на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком (в соответствии

со ст. 42, 44, 54 УПК РФ)

задерживать лиц по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ) ;

привлекать лиц в качестве обвиняемых (ст. 171 УПК России); применять к ним меры пресечения(ст. 97 УПК России); приостановить производство по делу(ст. 208 УПК России);

направить дело с согласия руководителя следственного органа через прокурора в суд (ч.6 ст. 220 УПК России)

Следователь вправе прекратить уголовное преследование своим постановлением при наличии обстоятельств, предусмотренныхст. 24 - 28 УПК России .

Следователь обязан устанавливать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (ст. 73 УПК России), которые должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и

объективно. В основном дела направляются для производства дополнительного расследования из-за неполноты предварительного следствия, которая в большинстве случаев в необходимости производства различного рода экспертиз, установления и допроса дополнительных свидетелей, приобщения ряда документов.

Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, принимать меры к их устранению. Если свои обязанности следователь не выполнил, суд укажет об этом в частном определении (постановлении) и, при наличии к тому оснований, поставит перед вышестоящим органом вопрос об ответственности следователя. Почти каждое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о судебной практике рассмотрения той или иной категории уголовных дел включает в себя требование выявления причин и условий (обстоятельств) совершения преступлений, которые входят в предмет доказывания, и подлежат обязательному установлению в ходе предварительного расследования.

Согласно закону следователь обязан разъяснить участвующим в деле лицам их права и обязанности, и обеспечить возможность осуществления ими своих прав (ст. 11 УПК РФ). Следователь обязан обеспечить подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав (ст. 16 УПК России). На следователя уголовно-процессуальным законом возложена обязанность обеспечить защитника на предварительном следствии, в случаях, предусмотренных ч.З ст. 16 УПК России.

Следователь обязан принять меры к охране прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления. Так, существенным ущемлением прав потерпевшего является, невнесение его в список лиц, подлежащих вызову в суд. Следователь обязан рассматривать ходатайства, заявляемые участниками процесса (ст. 159, 219 УПК РФ).

Ведомственная дифференциация

полномочий следователя

Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных установленном законом порядке, определены УПК РФ:

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции. В связи с созданием Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в Следственном комитете при МВД России образуется управление по расследованию экономических и налоговых преступлений.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о

направлении следствия и производстве следственных действий следователь

Вывод

Из анализа действующего уголовнопроцессуального закона и УПК России можно сделать вывод о том, что следователь обладает широким спектром полномочий при производстве предварительного следствия. Однако они не систематизированы и находятся не только в статье 38 УПК РФ, но и в различных разделах и главах УПК.

I ). Обжалование постановления: механизм 125 УПК для этого не подходит

В судебном заседании при рассмотрении жалобы, поданной в порядке 125 УПК - нельзя подать никаких ходатайств о проведении следственных действий (проведении экспертизы, допросов свидетелей), в п.21 Пленума № 1 четко указано, что судья не имеет права предопределять действия должностных лиц. То есть судья просто не имеет права приказать провести экспертизу.

А тут получится, что Вы:

а) обратитесь не к тому субъекту (судья - ненадлежащий субъект);

б) потребуете того, то этот субъект и права-то сделать не имеет. То есть удовлетворив требование он нарушит закон. Никакой судья так "подставляться" не станет. Следственный отдел крайне ревнив к своей процессуальной свободе, и такое решение обжалует со 100% отменой в апелляции.

То есть бороться с постановлением следователя с помощью механизма125 УПК бесперспективно полностью. Вы копаете совсем не в том направлении, просить помощи в суде на досудебной стадии - нет никакого смысла.

Вы занимаетесь совершенно тупиковыми вещами, бороться с невыгодной экспертизой так не получится (фактически Вы сейчас подыгрываете обвинению, хотя искренне считаете свои действия "борьбой"). Я на месте следователя сейчас только осторожно улыбался бы украдкой и с "тревогой" в голосе просил бы Вас не обжаловать постановление о назначении экспертизы в порядке 125 УПК ;

Типа "только не бросайте меня в терновый куст" (знаете сказку?), самое выгодное для следователя как раз это.

Свобода действий следователя

Есть "священная" норма , следователь самостоятельно направляет ход расследования. Эта норма, краеугольный камень, принципиальный для стороны обвинения, именно в ней сказано, что о том проводить липроцессуальные действия или нет решает следователь (фактически конечно решает не он, а руководитель следственного органа, но это не важно).

II ). Правильно: подать ходатайство о повторной экспертизе

Правильное направление: ходатайствовать о повторной или дополнительной экспертизе, и не просто ходатайствовать, а с дополнительными вопросами;

Подавать ходатайство нужно следователю, в любой момент до окончания следствия:

а) ходатайство можно подать в любой момент, даже следователя видеть необязательно, в приемную сдать и все (ч.1 159 УПК );

б) либо в момент, предусмотренный ч.4 217 УПК при ознакомлении с делом.

И пусть отказывают, это будет закладка для апелляции - смысл в том, что высказывается просьба (ходатайство), которую возможно удовлетворить, но должностное лицо не удовлетворяет. (Откажут точно, и норма ч.2 159 УПК которая запрещает отказывать в экспертизе здесь Вам не помощник, она ведь запрещает отказывать просто в экспертизе, но не обязывает проводить повторную, если экспертиза уже была).

Отказ в ходатайстве с помощью механизма 125 УПК обжаловать не стоит

А вот обжаловать отказ в ходатайстве по 125 УПК , это и совершенно неграмотно и даже вредно. А вред заключается в том, что если обжалование окажется неудачным (в данном случае это уже на 100 % предопределено) - то обжалуемые действия получат некую "легитимность", сторона обвинения получит возможность приводить довод "суд уже проверял законность этих действий и не нашел нарушений".

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. 2. Следователь уполномочен: 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом; 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. 3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Консультации юриста по ст. 38 УПК РФ

Задать вопрос:


    Жанна Смирнова

    Если нет руководителя организации при проведении орд, могут ли его проводить сотрудники без представителя? А также взламывать замки в складские помещения и при этом не предоставив никому копию постановления?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Анатолий Сенягин

    сущесвтует ли приглашение-уведомление в следственный отдел? ссылаются на ст. 38 УПК РФ. вызвали в следственный комитет по повестке о вызове на допрос. Следователь оформил её с нарушениями, не вручили, а подпихнули под дверь. Мы написали жалобу и перечислили нарушения.... Прислали ответ, что это было якобы приглашение-уведомление согл. ст. 38 УПК и оно не имеет формализованного бланка. Как обосновать уже на это жалобу?

    • Обязательно.. . Повесткой о вызове на допрос называется...

    Лариса Петухова

    Должен ли следователь давать указания органу дознания только в письменном виде, если приказом начальника УМВД. несколько сотрудников органа дознания закреплены за следователем для расследования конкретного уголовного дела?

    • Ответ юриста:
  • Валерий Семиотрочев

    В чём отличие следователя от дознавателя???

    • Ответ юриста:

      Основные отличия: 1. Различная подследственность (определена в ст. ст. 150 и 151 УПК РФ) , т. е. каждый расследует уголовные дела отнесенные к его подследственности. Однако, следователь вправе расследовать уголовные дела отнесенные к подследственности дознания, а дознаватель уголовные дела, отнесенные к подследственности следователя расследовать не вправе. 2. Различные полномочия (определены в ст. ст. 38 и 41 УПК РФ) , например, следователь принимает решения самостоятельно, дознаватель же с согласия прокурора и указания которого для дознавателя обязательны, в отличие от следователя, и т. д. 3. Дознаватели есть не во всех федеральных структурах: например, дознавателей нет в СК РФ. Следователи также есть не во всех структурах: например, следователей нет в ФССП. P.S. Так что на деле и согласно Закону далеко НЕ "те же яйца".

  • Тамара Морозова

    Господа юристы, помогите с одним вопросом. Решаю вот задачу и возник вопрос: если обвиняемый и его защитник обратились с ходатайством об ознакомлении с материалами дела, ходатайство удовлетворили. Обвиняемый и защитник приступили к ознакомлению, хотели снять копии интересующих их документов, но ксерокс в следственном органе был сломан, а вынести материалы дела, чтобы снять с них копии им не разрешили, имеется ли здесь нарушение права обвиняемого на защиту? Я считаю, что нет, но опять же меня смутило то, что в УПК не содержится прямого указания, что снимать копии при ознакомлении с материалами можно только в следственных или судебных органах, но можно же делать выписки или фотографирование...

    • Ответ юриста:

      Вообще копии с материалов дела обвиняемый и защитник вправе делать за свой счет.. . ст. 47 ч. 4 п. 13 УПК РФ. Следовательно следователь не обязан им предоставлять тех. средства для снятия копий и нарушения права на защиту нет, кроме того место и время проведения следственных действий в том числе и ознакомление с материалами уголовного дела определяет следователь. ст. 38 и 152 УПК РФ.

    Вера Яковалева

    кто может возбудить уголовное дело и на основании чего?. какие полномочия у участкового, может ли он возбудить уголовное дело и как?

    • Ответ юриста:

      Возбуждать уголовные дела вправе следователи, руководители следственных органов, дознаватели и руководители подразделений дознания. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ , и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ст. 38-41 УПК РФ) . Поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ) . Таким образом, участковый уполномоченный полиции правом возбуждения уголовного дела не обладает.

    Илья Ростов

    Как стать следователем? Хочу стать следователем.

    • Ответ юриста:

      Для начала разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, упол¬номоченное осуществлять расследование уголовного дела, со¬бирать доказательства, подтверждающие событие преступле¬ния, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: Следственный комитет России Органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности . Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. Для работы следователем нужно соответствовать следующим требованиям: - Быть гражданином Российской Федерации - Имеють высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования - Обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами - Быть способным по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на следователя служебные обязанности. Помните по долгу службы вы будете обязаны решать судьбы людей, а это без того нелегкая задача, без хороших, специальных знаний во всех отраслях права просто невыполнима. Любой руководитель Следственного органа отдаст большее предпочтение кандидату, закончившему приличное Высшее Учебное Заведение, а не какой нибудь заштатный коммерческий ВУЗ, поэтому задумайтесь перед выбором учебного заведения. Говоря о юридическом образовании, Багмет отметил, что выпускники коммерческих юридических вузов, не могут качественно расследовать уголовные дела из-за недостатка знаний. "Поэтому задача заключается в том, чтобы на рынке образовательных услуг остались только те высшие учебные заведения, дипломы которых являются "знаком качества" полученного образования", – подытожил гость интернет-интервью, организованного 23 сентября ИА "ГАРАНТ", сообщил директор Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации Анатолий Багмет. Лучше всего оканчивать ведомственные учебные заведения систем МВД, ФСБ, ФСКН и СК России.

    Эдуард Адонисов

    Подскажите мне пожалуйста по какой ст.решать!. В производстве следователя находилось уголовное дело по обвинению Волошина и Сергеева в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ . За несколько дней до окончания предварительного следствия прокурор дал письменные указания следователю о необходимости квалифицировать действия Сергеева по ч. 1 ст. 161 УК РФ , а в отношении Волошина прекратить уголовное преследование за отсутствием в его действиях состава преступления. 1.Вправе ли прокурор давать указания следователю? Если да, то в какой форме?

    • Ответ юриста:

      На данном этапе уголовного процесса прокурор не вправе давать указание следователю о необходимости изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого, а так же о прекращении уголовного дела. (п. 15, ч. 2, ст. 37 УПК РФ) . Следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. (п. 3, ч. 2, ст. 38 УПК РФ) . Прокурор имеет право принять решение о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями после окончания предварительного расследования и получения от следователя уголовного дела с обвинительным заключением (ст. 221 УПК РФ) . Однако следователь уполномочен обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ , решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 5, ч. 2, ст. 38 УПК РФ) .

    Александра Тимофеева

    выбор работы. хочу стать следователем. чем различаются следаки из мвд, след. комитета и. т. п. ? в каких еще структурах есть следователи и чем они различаются друг от друга?

    • Ответ юриста:

      Для начала разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовного дела, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: 1. Следственный комитет России 2. Органы внутренних дел 3. Федеральная служба безопасности 4. Органы по контролю за оборотом наркотиков Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. Поэтому определитесь каким следователем вы хотите стать и в каком Ведомстве работать, В каждом ведомстве свои нюансы и подводные камни при поступлении на службу. Основное отличие - это категории дел, определенных статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. , расследуемых следователями конкретного ведомства. Престижнее же всего служить в системе Следственного комитета России Созданный в 2011 году "Следственный комитет России". Призван быть консолидирующим звеном всей уголовно-процессуальной системы. Все самые резонасные преступления, преступления о коррупции и взятничестве, превышении должностных полномочий, убийства и износилования находятся в исключительном ведении сотрудников этого Ведомства! А все сотрудники СКР наделены огромными полномочиями, обладают высоким статусом и правовым иммунитетом (неприкосновенностью).

    Яков Кошельков

    Для тех, кто работает или знает про профессию следователь,прокурор.. Скажите пожалуйста! Кто работает, работал или что-то знает про работу следователей? сложно ли? да и вообще, кротко про эту профессию, помогите?

    • Ответ юриста:

      Для начала разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовного дела, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: 1. Следственный комитет России 2. Органы внутренних дел, 3. Федеральная служба безопасности 4. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ . Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. Говорю за Следственный комитет (Бывший Следственный комитет при прокуратуре) , т. к. сам собираюсь связать свою жизнь со службой в этом ведомстве. Все самые резонансные преступления, преступления о коррупции и взятничестве, превышении должностных полномочий, убийства и изнасилования находятся в исключительном ведении сотрудников этого Ведомства. Сотрудники Следственного комитета наделены огромными полномочиями, обладают высоким статусом и правовым иммунитетом (неприкосновенностью) . У меня знакомый 1,5 года был общественным помощником Следователя Следственного комитета, когда устроился на должность, полгода не выдержал подал на увольнение. Его коментарии по этому вопросу: «У меня семья, ребенок. Жена недовольная постоянно, где ты сутками пропадаешь, я одна тебя всё нет и нет И т. д. " Поэтому удерживаются там те, у кого ни семьи ни детей… Вот у нас в городском Университете преподает бывшая следователь СКП, Старший советник юстиции (чин прокурорского работника приравненный к воинскому званию полковник) в отставке – типичный следователь. К 60 годам у неё ни семьи, ни детей. Но зато начав свою карьеру в районной прокуратуре, она дослужилась до должности Следователя при Генеральной прокуратуре, там и ушла в отставку, на пенсию… В следствии нужны вот такие люди как она, я например, готов к такой жизни. Мой выбор это Служба всю жизнь в Следственных органах! Я выбрал эту профессию, я на нее учусь. И жаловаться никогда не буду. Потому что это всё равно, что плевать самому себе в лицо. В Прокуратуре же, как правило, дислоцируются одни "блатные" так как высокий статус и ранг, работа, спокойнее и чище, легче чем в следствии. Согласно действующему законодательству на органы прокуратуры возложены следующие задачи: *Осуществление всеобщего надзора за соблюдением законов на территории РФ *Надзор за органами предварительного расследования, дознания, оперативно-розыскных действий *Поддержка Государственного обвинения в Судах То есть, за всеми оперативными сотрудниками и следователями надзирает прокурор. О всех задержаниях, о любых постановлениях вынесенных следователями и дознавателями незамедлительно ставится в известность прокурор. Прокурор следит за ходом следствия, ходатайствует в суде об избрании меры пресечения, отменяет незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя. Утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет дело в суд; возвращает дело следователю и дознавателю для дополнительного расследования со своими указаниями; В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. Главная сложность при работе в прокурорско-следственных органах заключается в том, что очень много бумажной работы, ненормированный график работы. Присутствует профессиональный риск, ответственность за принятые решения, действия (бездействия) . В общем, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА со всеми её вытекающими!! !

    Вероника Федорова

    Поручение следователя и отдельное поручение следователя. В чем отличие?. Как будет правильнее? Я в каком то издании читал, что словосочетание "Отдельное поручение" является не достаточно удачным.

    • в количестве слов-по сути своей-это одно процессуальное действие-отдельное поручение следователя

    Геннадий Синяев

    стоит ли учится на следователя? знакомые и родственники отгаваривают))????говорят это ад....

    • Ответ юриста:

      В Прокуратуре следователей уже нет с 2007 года!! ! с 2007 года Образовался Следственный комитет при Прокуратуре (СКП РФ) А с 2011 года решением Президента России на базе СКП образовался независимый следственный орган - "Следственный комитет России". Призванный быть консолидирующим звеном всей уголовно-процессуальной системы. Все самые резонасные преступления, преступления о коррупции и взятничестве, превышении должностных полномочий, убийства и износилования находятся в исключительном ведении сотрудников этого Ведомства. Для начала разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовного дела, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: 1. Следственный комитет России 2. Органы внутренних дел, 3. Федеральная служба безопасности 4. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ . Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. У меня знакомый 1,5 года был общественным помощником Следователя Следсвенного комитета, устроился на должность, полгода не выдержал подал на увольнение. «У меня семья, ребенок. Жена недовольная постоянно, где ты сутками пропадаешь, я одна тебя всё нет и нет И т. д. - его слова. Поэтому удерживаются там те, у кого ни семьи ни детей… Вот у нас в городском Университете преподает бывшая следователь СКП, Старший советник юстиции в отставке – типичный следователь. К 60 годам у неё ни семьи, ни детей. Но зато начав свою карьеру в районной прокуратуре, она дослужилась до должности Следователя при Генеральной прокуратуре, там и ушла в отставку, на пенсию… В следствии нужны вот такие люди как она, я например, готов к такой жизни. Мой выбор это Служба всю жизнь в Следственных органах! Я выбрал эту профессию, я на нее учусь. И жаловаться никогда не буду. Потому что это всё равно, что плевать самому себе в лицо.

    Алексей Маракушев

    Полиция и прокуратура). Племянница-школьница, впечатлилась каким-то детективом и захотела пойти учиться и далее работать в полицию) Но дело не в этом, дело в том что она закидала меня кучей вопросов, на которые как я поняла я сама не очень-то могу найти ответы) Вот смотрите, полиция, это то место куда приходят писать заявление по поводу краж, драк и т. д. А прокуратура это то место где расследуют убийства, ведь так?) Тобишь прокуратура главнее полиции) Где надо учиться что бы попасть в прокуратуру?) можно ли сразу туда пойти работать после например университета мвд или чего-то в этом роде) обязательно ли сначала работать просто в полиции?) переводят ли из полиции в прокуратуру или это вообще абсолютно разные враждующие вещи?) вообщем ряд наверно глупых вопросов, но тем не менее меня заинтересовавших)

    • Ответ юриста:

      1.Полиция занимается охраной общественного порядка, расследованием преступлений в форме предварительного следствия и дознания. 2.Долгое время и в СССР, и в России следственные функции лежали в основном на прокуратуре. Теперь же прокуратура расследованием дел заниматься не будет, её функцией станет надзор за соблюдением законности и поддержка гособвинения в судах. То есть, создание Следственного комитета можно считать частью общей реформы правоохранительной системы. Чтобы в их новой структуре каждый занимался определенным делом: одни - охраной правопорядка, другие - оперативной работой, третьи - следственной, как, в общем-то, и действует правоохранительная система в большинстве стран мира. 3.Расследованием преступлений, как правило, занимается следователь или дознаватель. Теперь разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовного дела, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: 1)Следственный комитет России 2) Органы внутренних дел, 3) Федеральная служба безопасности 4) Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ . Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. В полиции делать нечего! Там бытовуха, хулиганы, пьяницы, бомжы, кражи, мошенничество и т.п. Полиция занимается расследованиями таких преступлений как "драка пьяных подростков в ночном клубе" - вот и вся ментовская романтика... После моих слов Вы до сих-пор считаете это интересной и захватывающей профессией? А на "серьёзные дела" и большую дичь - ловец другой, как правило, Прокуратура, Следственный комитет, ФСБ... Расследование самых сложных преступлений находится в исключительном ведении Следственного комитета России. Все сотрудники данного ведомства наделены огромными полномочиями, обладают высоким статусом и правовым иммунитетом(неприкосновенностью). При этом, оперативно-розыскную деятельность(оперативное сопровождение при расследовании преступлений) осуществляют оперативные сотрудники МВД(Чаще всего Уголовный Розыск), ФСБ, ФСКН и другие. То есть руки следователя это «опера». Следователь раздает поручения сотрудникам МВД, ФСБ и ФСКН. «Оперативники» ведут наружное наблюдение, работают с агентурой(осведомителями в криминальных кругах), прослушивают телефоны, отрабатывают ранее судимых за аналогичные преступления, проводят задержание преступников и лиц подозреваемых в совершении преступлений., а результаты всей этой работы Следователь приобщает к делу, допрашивает, назначает экспертизы, обыски, ходатайствует в суде об избрании меры пресечения. А за всеми оперативными сотрудниками и следователями надзирает прокурор. О всех задержаниях, о любых постановлениях вынесенных следователями и дознавателями незамедлительно ставится в известность прокурор. Прокурор следит за ходом следствия, ходатайствует в суде об избрании меры пресечения, отменяет незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя. Утверждает обвинительное заключение или обвинитель¬ный акт и направляет дело в суд; возвращает дело следователю и дознавателю для допол¬нительного расследования со своими указаниями; В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. P.S. Опыт работы нужно получать будучи "общественным помощником" в прокуратуре или в Следственном комитете(!) А Если прослужить хоть день в МВД, дорога в такие структуры как Прокуратура и ФСБ для такого кандидата 100% заказана! Бывших ментов туда не берут! Конкуренция служб! Про то как стать прокурорско-следственным работником, смотрите мои ответы: http://otvet./question/75299829/ http://otvet./question/75343396/ http://otvet./question/76582428/

    Любовь Денисова

    нарушена подписка о не выезде. Обвиняемым нарушена подписка о не выезде (направлялся в аэропорт) . Следователь был информирован. Однако времени на возбуждение перед судом ходатайства о применении в отношении обвиняемого заключения под стражу в качестве меры пресечения, а так же получения согласия прокурора не было. как стоило поступить в данной ситуации? мог ли следователь задержать обвиняемого по ст. 91 92 УПК РФ

    • Ответ юриста:

      Следователь вправе в соответствии с ч. 2 ст. 91 УПК РФ задержать обвиняемого в связи с необходимостью возбуждения перед судом ходатайства об измекнении обвиняемому меры пресечения и заключения его под стражу. Общий срок задержания не свыше 48 часов, и получает согласие на возбуждение соотвествующего ходататйства не у прокурора, а у руководителя следственного подразделения (ст. 38, 39, 91 и ст. 108 УПК РФ).

    Геннадий Палагушкин

    Почему прокуратура всегда стоит на стороне следствия, а не законности?

    • А наша прокуратура не то, чтобы на стороне следствия. Так удобно: работы меньше. Я вообще считаю, что в нашем государстве КПД органов прокуратуры 0,0%.

    Оксана Жукова

    Помогите решить задачу.

    • Следователем является процессуально самостоятельное лицо, которое вправе решать кого и каким образом допрашивать. Свидетель предупреждается за отказ от дачи показаний по

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к Ст. 38 УПК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи частично воспроизводит определение, содержащееся , согласно которому следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

2. Предварительное следствие в современной России производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов Федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей каждого из перечисленных ведомств, иначе говоря, подследственность, определяется ; он различен. Процессуальное же положение каждого следователя, т.е. его права и обязанности при работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково; но не зависит ни от его ведомственной принадлежности, ни от должности в рамках родового понятия «следователь» (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), ни от фактических обстоятельств дела, его сложности и объема работы.

3. Следователь процессуально самостоятелен. Он вправе без согласования с кем бы то ни было возбудить уголовное дело по своей подследственности, принять его к своему производству, определить направления расследования и произвести необходимые следственные действия по собиранию доказательств, принять и реализовать решения о применении мер процессуального принуждения либо, если этого требует УПК, возбудить соответствующее ходатайство о принятии такого решения перед судом или истребовать согласие начальника следственного органа.

4. По отношению к органу дознания следователь занимает более высокое положение в уголовном процессе и обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Не будь такого правила, следователь-одиночка в целом ряде случаев, прежде всего крупных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности. Ему, кабинетному юристу, не под силу, например, производство трудоемких обысков, выемок или задержаний подозреваемых, которые в наше время зачастую носят характер боевого столкновения.

5. В числе законоположений, характеризующих процессуальную самостоятельность следователя, особое место занимают те, что закреплены в пункте 5 части второй и в части третьей комментируемой статьи. Их общий смысл заключается в том, что в определенных случаях следователь вправе не согласиться с позицией прокурора, занимаемой последним по конкретному уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Эти положения новы и небесспорны. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что ни требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, ни решение прокурора о возвращении следователю уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, больше не обязательны ни для следователя, ни для начальника следственного органа, в котором служит данный следователь. На указанные требования, не исполняя их, достаточно (через начальника следственного органа) просто ответить письменными возражениями, а в ответ на прокурорское постановление о возвращении уголовного дела для дополнительного следствия, изменения обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (см. пункт 2 части первой статьи 221 УПК), тоже не исполняя его, следователь при согласии руководителя следственного органа может перевести свои разногласия с прокурором в плоскость дальнейшей инстанционной конфронтации с прокуратурой. Так что если в ходе предварительного следствия допущены существенные нарушения УПК, повлиявшие на его итоги, но в споре между двумя органами уголовного преследования — ведомственным следственным аппаратом и прокуратурой — прокурор, например, района или области не был поддержан Генеральным прокурором РФ, ему предстоит принять на себя функцию государственного обвинителя по делу, следственные материалы которого он добросовестно и профессионально уже давно считает бракованными.

6. Кроме того, с согласия своего непосредственного начальника — руководителя следственного органа следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору наиболее важные, имеющие определяющее значение для судьбы уголовного дела процессуальные решения прокурора, осуществляющего надзор за досудебным производством по данному уголовному делу. Приведенный в пункте 5 части второй комментируемой статьи перечень таких решений является исчерпывающим. Их обжалование приостанавливает исполнение прокурорского решения до рассмотрения жалобы вышестоящим прокурором (часть пятая статьи 221 УПК), а решение данного прокурора может быть, в свою очередь, обжаловано вышестоящему прокурору, то есть — Генеральному. Его решение носит окончательный характер.

7. Наряду со следователем самостоятельным участником досудебного производства по уголовным делам является следователь-криминалист, который в УПК впервые упомянут и, таким образом, узаконен в 2008 г. (Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 5 дек.), когда в статье 5, определяющей основные понятия, которыми пользуется этот Кодекс, появился новый пункт 40.1, согласно которому следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. В основе данного законоположения — многолетний опыт функционирования прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры в период, когда прокурорам принадлежало право возбуждать уголовные дела и производить предварительное расследование. Главный смысл деятельности следователя-криминалиста заключается в том, что расследование по уголовному делу в целом или же частично оказывается в компетенции должностного лица, обладающего всей полнотой процессуальных полномочий следователя и одновременно углубленными знаниями и (или) опытом в области криминалистической техники, криминалистической тактики производства отдельных следственных действий или криминалистической методики расследования данного вида преступлений.

8. В условиях строительства демократического правового государства положение российского следователя привлекает пристальное внимание общества. Рассредоточенность следственного аппарата по четырем различным ведомствам, три из которых (МВД, ФСБ и ФСКН России) осуществляют оперативно-розыскную деятельность, заключает в себе проблему. Несмотря на провозглашаемую независимость, следователи, с одной стороны, подчинены начальнику следственного отдела, который обладает огромными процессуальными полномочиями «ведомственного прокурора», с другой — так или иначе зависят от руководителей соответствующих органов, в структуру которых они вмонтированы. И наконец, следователи в работе по конкретным уголовным делам недопустимо сближаются с оперативными работниками, что подрывает условия их объективности. Между тем по природе своей предварительное следствие относится к юстиции, оно отделено от судебного разбирательства уголовных дел лишь в целях более тщательной «проработки материала». Его включенность в ведомства, осуществляющие полицейские функции, — такая же аномалия, как если бы, например, к полиции были приписаны судьи. Сложившееся положение имеет глубокие исторические корни. Они произрастают из сущности советского тоталитарного государства и трагического прошлого нашего общества, в котором на протяжении многих десятилетий милиция, политический сыск, предварительное следствие, прокуратура, разведка, контрразведка и даже суды, будучи обособленными друг от друга лишь условно, для отвода глаз обывателя, составляли единый конвейерный агрегат, предназначенный на входе принимать всякого, кого сочтет нужным власть, а на выходе выдавать полностью сломленного изгоя общества (или не выдавать вообще). Коренное реформирование предварительного следствия в соответствии с истинным смыслом этого вида государственной деятельности — одна из крупнейших задач, без решения которой, как представляется, судебно-правовая реформа не может быть завершенной.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча