12.04.2019

Правоведение краткий курс. Курс лекций по дисциплине «Правоведение». Подзаконные нормативные акты


МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Вишневский В.В.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Курс лекций

Москва -2004


Вишневский В.В.Правоведение.Курс лекций.

В конспекте лекций по курсу «Правоведение» в 1 части рассмотрены основы теории права,

без знания которых невозможна полноценная правовая подготовка современных специалистов

и изучение конкретныхотраслей права системы права России.

Во 2 части рассмотрены основы важнейших отраслей системы права России – конституционного (государственного) права, гражданского права, семейного права,

трудового права, экологического права, административного права.

образовательных стандартов высшего профессионального образования для экономических специальностей.

ÓВишневский В.В.,2004

Ó МОСУ,2004

ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

Лекция 1.Введение.Роль и значение юридических знаний……………………………4

Лекция 2.Общество,государство,право…………………………………………………5

Лекция 3.Система социального регулирования. Право как нормативный регулятор.7

Лекция 4.Основные концепции происхождения и сущности права…………………..9

Лекция 5.Природа права…………………………………………………………………12

Лекция 6.Источники(формы) права……………………………………………………..14

Лекция 7.Нормативно-правовые акты…………………………………………………..18

Лекция 8.Система права………………………………………………………………….21

Лекция 9.Нормы права……………………………………………………………………24

Лекция 10.Правовые отношения…………………………………………………………26

Лекция 11.Реализация права. Понятия и значение законности и правопорядка…..…..30

Лекция 12.Правонарушения и юридическая ответственность…………………………36

Лекция 13.Правосознание и правовая культура………………………………………….40

Лекция 14.Право и экономика……………………………………………………………..42

ЧАСТЬ 2.ОСНОВЫ ОТРАСЛЕЙ СИСТЕМЫ ПРАВА РОССИИ

Лекция 15.Основы конституционного(государственного) права России……………….43

Лекция 16.Основы гражданского права России……………………………………………49

Лекция 17.Основы семейного права России………………………………………………..57

Лекция 18.Основы трудового права России………………………………………………..63

Лекция 19.Основы экологического права России…………………………………………72

Лекция 20.Основы административного права России…………………………………….76

Задания на самостоятельную работу студентам…………………………………………..81


ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

Право есть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia » - справедливость.В настоящее время под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права),

устанавливаемых государством для регулирования найболее важных общественных отношений.

Значение и ценность права в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития.

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств.

3. Цивилизованно решать глобальные международные проблемы.

Знание права гражданами:

1. Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности.

2. Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний.

3. Помогает им защитить свои права и законные интересы.

4. Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.

Существуют два подхода к правовому образованию студентов, обучающихся по неюридическим специальностям:

Узкий: студенты изучают только конкретные нормативно-правовые акты, необходимые для их профессиональной деятельности.

Широкий: студенты наряду с отраслевыми юридическими дисциплинами изучают основы теории права. В процессе изучения права студенты на первом этапе осваивают основные понятия и определения теории права, которые в дальнейшем используются для изучения конкретных отраслей права. Данный подход используется в курсе «Право России».

». Цели изучения курса:

· получение сведений об основных отраслях права, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

· повышение правовой культуры.

В соответствии с целями изучения курса основными задачами являются:

· овладение понятийным аппаратом;

· вооружение студента правовым кругозором;

· привитие студентам ценностных ориентаций в жизни и в практической деятельности;

· формирование умения осмысливать правовые явления и процессы.

Россия = Российская Федерация = РФ

Курс начинается с изучения основ теории права и особенностей системы права России (лекции 1-14). Далее рассматриваются основы отраслей права России, знание которых предусмотрено государственными образовательными стандартами по экономическим специальностям (лекции 15-20).

Лекция 2. общество, государство и право

I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленных на лучшее удовлетворение общих потребностей и интересов.

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы :

1. Отдельные личности.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государство есть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей).

Власть – влияние на поведение населения страны.

Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлять государством.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Признаки государства - территория , население , флаг, гимн, налоги .

Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние (основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

3. Экономическая.

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

5. Экологическая.

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государства включает в себя три элемента:

1. Форма правления (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима (демократический, антидемократический).

Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

2.связь государства и права. Правовое государство

Самим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны, государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной власти.

Легитимность – законность установления власти, степень поддержки власти населением государства.

Правовое государство-это государство, вставшее на более высокую ступень своего развития с новыми признаками. Такими новыми признаками дополнительными к обычным признакам государства являются:

1.Народный суверенитет. В государстве только народ реально выступает источником всей власти, которую реализует государство.

2.Господство(верховенство) права. Правовым законам должно подчиняться и само государство.

3.Распределение функций между различными государственными органами с целью предотвращения злоупотребления властью, повышения профессионализма в государственном управлении,осуществления контроля за деятельностью государственных органов.

4.Реальное обеспечение неотъемлимых прав и свобод граждан.

5.Наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольно обществу.

3.Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат – это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на следующие виды.

Организация самостоятельной работы студентов

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Понятие и принципы гражданского общества и правового государства

Защита прав человека в государстве

Психологические и социальные факторы развития российского правосознания

Права и обязанности человека и гражданина закрепленные в конституции РФ

Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права

Гражданское право Российской Федерации

Трудовое право Российской Федерации

Уголовное право Российской Федерации

Методическое обеспечение самостоятельной работы по Основам права/Право состоит из:

Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;

Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

Организация консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу основы права осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый. Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Итоговый контроль предусматривает экзамен в семестре.

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по основам права, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.) и сдаче дифференцированного зачета.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с правовой литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса основ права, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и небольшого объема аудиторных занятий.

Систематическая самостоятельная работа по изучению курса «основы права» обеспечит студентам успешную сдачу экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому образованному специалисту и просто неравнодушному человеку.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Основы права/Право» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:

Обзорные лекции;

Самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;

Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).

Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.

При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами, такими как « » и « » и др.

При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы. Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Вопросы к экзамену приведены в разделе « ».

Курс лекций по дисциплине «Правоведение»

Что изучает правоведение?

Правоведение (юриспруденция) изучает право и государство в их взаимосвязи и взаимообусловленности; закономерности, свойственные отношениям права и государства, т.e. право и государство являются объектами изучения юридической науки. Кроме прaвоведения государственно-правовые явления изучаются также и другими общественными науками, тaкими, как философия, политология, социология, история, экономика и др. Однако каждая из этих наук изучает эти явления c позиций своего предмета и метода.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект по-разному, c помощью познавательных средств и приемов, свойственных именно данной науке.

B процессе научного изучения исходные знания об объекте дополняются системой теоретических понятии об основных свойствах данного объекта, o закономерностях его происхождения, функционировaния и развития. Эта система теоретических понятий и является предметом соответствующей науки.

Предметом правоведения (юриспруденции), таким образом, являются основные сущностные свойства признаки права, особенности отдельных отраслей права, его системообразующих элементов, норм права, субъектов правоотношений отношении государства и права.

Если предмет отвечает на вопрос: что изучает наука, то метод указывает на то, как, каким образом она это делает. Метод есть прием или способ изучения действительности и получения о ней, объективных знаний. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования.

Методология правоведения представляет собой систему приемов (способов) изучения как общих закономерностей возникновения и развития государства и права, так и частных проявлений, конкретных результатов этого развития, выражающихся в возникновении и действии конкретных правовых норм, влиянии этих норм на общественные отношения.

Предмет правоведения весьма многогранен, поскольку право охватывает и регулирует самые разные стороны жизни общества. В связи c этим правоведение также имеет сложную структуру, оно состоит из совокупности отдельных юридических дисциплин (наук), каждая из которых изучает свои определенные аспекты права и государства. B совокупности эти дисциплины составляют единую систему юридических наук.

Существуют различные классификации этих юридических дисциплин. Приведем одну их многих:

1) юридические науки теоретического и исторического профиля (теория права и государства, история политических и правовых учений, всеобщая история права и государства, отечественная история права и государства и др.);

2) отраслевые юридические науки (конституционное право, административное право, гражданское право, земельное право, экологическое право, гражданское процессуальное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, Труворе право, семейное право, международное право и др.);

3) специальные юридические науки (правовая статистика, криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия и др.)

Общество, государство, политическая власть

Общество представляет собой определенную истерически сложившуюся форму общности людей.

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество: оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею.

Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Гражданское общество - это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане. Гражданское общество - общество граждан, имеющих различные групповые интересы.

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками.

1. Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория - это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке.

2. Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и не разделимая с кем-либо власть.

Основные концепции возникновения государства и права и их анализ.

Выделяются следующие теории происхождения государства: теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная (Платон, Аристотель); договорная (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, А.Н.Радищев); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); теория насилия (Л.Гумплович, К.Каутский); психологическая (Л.Петражицкий, Э.Фромм); органическая (Г.Спенсер).

Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. В патриархальной теории Платона и Аристотеля идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Они считали государство обручем, скрепляющим своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Теория насилия заключается в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Органическая теория считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция.

Существуют следующие концепции права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, «действительным» правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов.

Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и гражданина. Функции государства разделяются по следующим видам:

I. По субъектам:

функции законодательных органов власти;

исполнительные функции;

функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными государствами.

2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция;

III. По сфере деятельности:

1) правотворческую;

2) правоприменительную;

3) правоохранительную.

Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальное устройство государства: характер взаимоотношений между государством и его частями, между частями государства, между центральными и местными органами власти.

Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные.

Простое или унитарное государство не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Оно подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области т.д.) и имеет единые, общие для всей страны высшие органы власти управления.

Сложное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. К сложным государствам относятся империи, конфедерации и федерации.

Империя - насильственно созданное сложное государство, степень зависимости составных частей которого от верховной власти весьма различна.

Конфедерация - государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей.

Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго и либо распадаются, либо преобразуются федеративные государства (например, США).

Федерация - суверенное сложное государство, имеющее в своем составе государственные образования, называемые субъектами федерации. Государственные образования в федеративном государстве отличаются от административных единиц в унитарном государстве тем, что обычно имеют конституцию, высшие органы власти, а следовательно, и собственное законодательство. Однако государственное образование - это часть суверенного государства и поэтому государственным суверенитетом в классическом его понимании не обладает. Для федерации характерно такое государственное единство, какого не знает конфедерация, от которой она отличается рядом существенных признаков.

По правовым нормам закрепления государственных связей. В федерации эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило - договором.

По правовому статусу территории. В федерации есть единая территория, образованная в результате объединения ее субъектов с принадлежащей им территорией в одно государство. У конфедерации есть территория государств, вступающих в союз, но нет единой территории.

Федерация отличаемся от конфедерации решением вопроса о гражданстве. В ней имеется единое гражданство и одновременно гражданство ее субъектов. В конфедерации не существует единого гражданства, есть гражданство в каждом государстве, вступившем в союз.

В федерации существуют общие для всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются лишь органы, решающие общие для нее вопросы.

Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта, принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации.

Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.

Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию - власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.

Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия (Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, советская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.

Парламентская или президентская республики отличаются друг от друга ролью и местом парламента и президента в системе государственной власти. Если парламент формирует правительство и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если же исполнительная власть (правительство) формируется президентом и он обладает дискреционной властью, то есть властью, зависящей лишь от его личного усмотрения по отношению к членам правительства, то такая республика - президентская.

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - Конгрессом, в России - Федеральным Собранием, во Франции - Национальным Собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Классические Парламентские республики - Италия, Австрия.

Президент - выборный Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок. Классические Президентские республики - США, Сирия.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе.

Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.

Основными критериями, с помощью которых оценивается демократичность государства, являются:

1) провозглашение и фактическое признание народного (не национального, не классового и пр.) суверенитета через широкое участие народа в делах государства, его влияние на решение основных вопросов жизни общества;

2) наличие конституции, гарантирующей, закрепляющей широкие права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом;

3) наличие разделения власти на основе верховенства закона;

4) свобода деятельности политических партий и объединений.

Наличие официально закрепленного демократического режима с его институтами - один из основных показателей влияния гражданского общества на формирование и деятельность государства.

Авторитарный режим – абсолютно-монархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственный аппарат состоит из государственных органов (органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратура).

Государственный орган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган:

    осуществляет от имени государства его функции;

    имеет определенную компетенцию;

    обладает властными полномочиями;

    характеризуется определенной структурой;

    имеет территориальный масштаб деятельности;

    образуется в порядке, установленном законом;

    устанавливает правовые связи личного состава.

Виды государственных органов:

1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования либо в порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)

2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные - только на территорию административно-территориальной единицы)

3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст).

4) коллегиальные и единоличные.

    по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные.

Основные предпосылки возникновения и развития учения о правовом государстве.

Еще в самом начале развития цивилизации человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет сил и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Теорию о разделении властей предложил Дж.Локк, Ш.Монтескье был его последователем. Философское обоснование учения о правовом государстве и его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х.Фрайхера фон Аретина.

К концу ХХ столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идем правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Признаками правового государства являются:

верховенство в обществе легитимного закона;

разделение власти;

взаимопроникновение прав человека и гражданина;

взаимная ответственность государства и гражданина;

справедливая и эффективная правозащитная деятельность и др.

Сущность правового государства сводится к его подлинной демократичности, народности. К принципам правового государства относятся:

принцип приоритета права;

принцип правовой защищенности человека и гражданина;

принцип единства права и закона;

принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (власть в государстве обязательно должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную);

принцип верховенства закона.

Принцип разделения властей и его сущность.

1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействия трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей.

  • Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (9)

    Программа

    Курс лекций по дисциплине "Правоведение" Юрайт, 2007 .- 462 c. Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине "Правоведение" / С. Н. Мамедов; Владимирский государственный...

  • Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (18)

    Программа

    Юрайт, 2007 .- 462 c. Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине "Правоведение" Курс лекций по дисциплине "Правоведение" / С. Н. Мамедов; Владимирский государственный...

  • Материалы для подготовки к зачету по дисциплине «правоведение» 1 перечень вопросов для подготовки к зачету (в качестве темы для контрольной работы может быть использован любой из предложенных вопросов)

    Материалы для подготовки

    ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ» 1. Перечень вопросов для... : Акдемия, 2006. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько... 253 с. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и...

  • Методическое обеспечение самостоятельной работы по правоведению состоит из:

    Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

    Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

    Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;

    Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

    Организация консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

    Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу правоведение осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый. Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

    Итоговый контроль предусматривает зачет и экзамен в семестре.

    Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по правоведению, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.) и сдаче дифференцированного зачета.

    Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с правовой литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса правоведения, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и небольшого объема аудиторных занятий.

    Систематическая самостоятельная работа по изучению курса «правоведения» обеспечит студентам успешную сдачу зачета и экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому образованному специалисту и просто неравнодушному человеку.

    Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «правоведение» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.

    Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:

    Обзорные лекции;

    Самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;

    Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).

    Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.

    В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.

    При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами, такими как « » и « » и др.

    При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы. Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.

    Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет и экзамен. Вопросы к зачету и экзамену приведены в разделе « ».

    Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;140100 Теплоэнергетика и теплотехника; 220400 Управление в технических системах; 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств; 223200 Техническая физика; 231300 Прикладная математика; 240100 «Химическая технология».

    Тема самостоятельной работы

    Номер раздела

    лекционного

    Продол-житель-ность
    5

    Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 111400 Водные биоресурсы и аквакультура; 140400 Электроэнергетика и электротехника; 141100 Энергетическое машиностроение; 141100.62 Энергетическое машиностроение; 200100 Приборостроение; 210100 Электроника и наноэлектроника; 230100 Информатика и вычислительная техника; 230700.62 Прикладная информатика; 280700 Техносферная безопасность.

    Тема самостоятельной работы

    Номер раздела

    лекционного

    Продол-житель-ность
    5

    Понятие и принципы гражданского общества и правового государства

    Защита прав человека в государстве

    Психологические и социальные факторы развития российского правосознания

    Права и обязанности человека и гражданина закрепленные в конституции РФ

    Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права

    Гражданское право Российской Федерации

    Трудовое право Российской Федерации

    Уголовное право Российской Федерации

    Л. И. Малахова

    Издательско-полиграфический центр

    Воронежского государственного университета

    Рецензент кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного процесса Ю. В. Астафьев

    Правоведение: краткий курс лекций / сост. Л. И. Малахова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. - 270 с.

    Краткий курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Правоведение» для студентов экономического факультета. Материал излагается на основе действующего законодательства, а также практики его применения.

    Рассматриваются правовые основы регулирования общественных отношений, конституционный механизм Российской Федерации, имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, основы трудовых, административных, семейных, уголовно-правовых, гражданско-правовых, финансовых, налоговых, экологических правоотношений, а также правовые основы регулирования бухучета и аудита в РФ.

    Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика», «Управление персоналом», а также другим неюридическим специальностям.

    Список сокращений ________________________________________________6

    Предисловие _____________________________________________________7

    Глава 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» _______________8

    1.1. Понятие, предмет и система дисциплины «Правоведение»______8

    1.2. Государство и право, их роль в жизни общества______________9

    Глава 2. Соотношение права с обществом и государством _____________12

    2.1. Понятие, сущность и функции государства___________________12

    2.2. Теории происхождения государства__________________________16

    2.3. Форма государства________________________________________18

    2.4. Правовое государство и гражданское общество________________25

    Глава 3. Структура права __________________________________________27

    3.1. Понятие, принципы и функции права_________________________27

    3.2. Понятие, виды и структура нормы права______________________30

    3.3. Источники права__________________________________________34

    3.4. Понятие и виды законов____________________________________36

    3.5. Система права____________________________________________39

    3.6. Толкование правовых норм_________________________________40

    3.7. Понятие и принципы законности____________________________42

    3.8. Понятие и стадии законотворчества__________________________43

    3.9. Понятие, состав, признаки и виды правонарушений_____________45

    3.10. Понятие и виды юридической ответственности_____________47

    Глава 4. Основы конституционного права РФ. Сущность и значение Конституции РФ. Конституционно-правовой статус личности _________48

    4.1. Понятие, предмет и система конституционного права___________48

    4.2. Источники конституционного права_________________________54

    4.3.Общая характеристика Конституции РФ. Принципы конституционного строя___________________________________________56

    4.4. Правовой статус человека и гражданина. Институт гражданства__62

    4.5. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РФ_____________________________________________________________69

    Глава 5. Основы административного права_______________________ 74

    5.1.Предмет, метод и источники административного права_________74

    5.2. Административно-правовые нормы и отношения______________79

    5.3. Субъекты административного права_________________________84

    5.4. Административная ответственность и административное наказание_____________________________________________________86

    5.5. Административное принуждение___________________________89

    Глава 6. Основы уголовного права_________________________________ _90

    6.1. Понятие и предмет уголовного права. Общая характеристика уголовного закона_________________________________________________90

    6.2. Понятие и признаки преступления__________________________94

    6.3. Состав преступления______________________________________95

    6.4. Стадии совершения преступления__________________________103

    6.5. Соучастие в преступлении_______________________________107

    6.6. Понятие и виды наказаний________________________________109

    6.7. Обстоятельства, исключающие преступность деяния___________111

    Глава 7. Основы экологического права_____________________________ 116

    7.1. Понятие, предмет и принципы экологического права___________116

    7.2. Право природопользования_______________________________120

    7.3. Экологическое нормирование_____________________________123

    7.4. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды_____125

    7.5. Экологический контроль__________________________________127

    Глава 8. Основы семейного права_________________________________ 128

    8.1 Предмет и метод семейного права__________________________ 128

    8.2. Правовые вопросы заключения и прекращения брака__________132

    8.3. Права и обязанности супругов______________________________142

    8. 4. Правоотношения родителей и детей________________________160

    Глава 9. Основы гражданского права______________________________ 165

    9.1. Предмет, метод и принципы гражданского права______________165

    9.2. Граждане (физические лица)_______________________________168

    9.3. Юридические лица_______________________________________175

    9.4. Объекты гражданских прав________________________________180

    9.5. Сделки________________________________________________185

    9.6. Право собственности_____________________________________190

    9.7. Обязательства___________________________________________199

    9.8. Общие положения о договоре______________________________205

    9.9. Понятие и основания наследования________________________212

    Глава 10. Основы трудового права _________________________________215

    10.1. Предмет, метод и источники трудового права______________215

    10.2. Трудовые правоотношения______________________________218

    10.3. Коллективные договоры и соглашения____________________219

    10.4. Трудовой договор: порядок заключения и расторжения________221

    10.5. Правовое регулирование существенных условий труда________228

    10.6. Дисциплина труда_____________________________________231

    10.7. Оплата труда__________________________________________232

    10.8. Материальная ответственность___________________________234

    10.9. Порядок разрешения трудовых споров_____________________236

    Глава 11. Основы финансового, банковского права РФ и законодательства, регулирующего бухгалтерскую и аудиторскую деятельность________________________________________________ _242

    11.1 Понятие, предмет и метод финансового права______________242

    11.2. Финансовые правоотношения: особенности, виды, субъекты___244

    11.3. Система финансового права_______________________________248

    11.4. Финансово-правовые основы банковской деятельности в РФ___248

    11.5. Правовое регулирование бухгалтерского учета_______________251

    11.6 Правовое положение субъектов аудиторской деятельности_____253

    Глава 12. Основы налогового и страхового права ________________256

    12.1. Понятие и предмет налогового права_______________________256

    12.2. Налоги и их функции__________________________________258

    12.3. Предмет и система страхового права______________________259

    12.4. Понятие и виды страхования____________________________260

    12.5 Правовые основы защиты информации__________________262

    12.6. Правовые основы защиты государственной тайны_________264

    12.7. Коммерческая и служебная тайна________________________267

    Список использованной литературы ______________________________269


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча