05.05.2019

Регистрационный учет. Временная регистрация, снятие с учета. Постановка на регистрационный учет по месту жительства


Государственная услуга смены регистрации часто откладывается «на потом»: боязнь долгих очередей, подготовки бумаг, слабое понимание последовательности действий. В конечном итоге отсутствие обнаруживается в самый неподходящий момент.

Получение загранпаспорта, подача налоговых деклараций и постановка на учет автомобиля – эти и многие другие услуги требуют регистрации. Поэтому лучшим решением будет своевременно сменить прописку.

В каких случаях и как производится снятие с учета

Согласно закону любой человек может сняться с регистрации по месту жительства без указания причины. По желанию можно внести лишь адрес места выбытия, который, впрочем, не проверяется.

Чаще всего документы на снятие учета подаются в следующих случаях:

  1. Продажа недвижимости. При из нее выписываются предыдущие жильцы, этот факт предусматривается стандартным .
  2. Переезд на постоянное место жительства в другой город или за рубеж.

Для того чтобы зарегистрироваться на новом месте пребывания, понадобиться выписаться по старому адресу.

Законодательно разрешено 2 способа снятия с учета по месту жительства:

  1. По убытию.
  2. Автоматически.

По убытию

Необходимо сдать в территориальный орган федеральной миграционной службы (ФМС) или районное отделение многофункционального центра (МФЦ) 3 документа:

  • паспорт;
  • заявление о снятии с регистрации в произвольной форме;
  • заполненный адресный листок убытия

Бланк предоставит регистратор или его можно подготовить заранее (форма №7 в нижней части страницы сайта ФМС России).

Через 3 рабочих дня можно забрать паспорт с внесенными изменениями и второй экземпляр листка убытия.

Автоматически

Снятие с учета по прежнему месту пребывания произойдет автоматически, если подать документы на регистрацию по новому адресу.

Возможны ситуации, когда жителя страны могут снять с учета без личного обращения за такой услугой:

  • в случае смерти, признания умершим или безвестно отсутствующим;
  • при утрате прав на занимаемое место жительство, аннулировании регистрации из-за ее ошибочного оформления или доказательства фиктивности постановки на учет.

Список документов для изменения прописки

В случае постановки на учет по новому месту жительства в районный отдел ФМС России или МФЦ нужно предоставить:

  1. заявление на регистрацию (форма №6 в нижней части страницы сайта ФМС России);
  2. паспорт;
  3. документ, который дает право жить по новому адресу ( , или ордер);
  4. листок убытия в случае если заранее была пройдена процедура выписки (форма №7 в нижней части страницы сайта ФМС России);
  5. заявление о согласии от собственников, если прописывающееся лицо не является владельцем места жительства.

Заявление на прописку, бланки и образцы

Заявление унифицированной формы можно заполнить двумя способами:

  1. Электронно. Если прописывающийся житель имеет регистрацию на портале «Госуслуги» , то в разделе федеральной миграционной службы следует выбрать «Регистрация по месту жительства» и следовать инструкции на странице.
  2. Лично. Бланк можно заполнить в отделениях МФЦ, ФМС или дома, скачав форму №6 в нижней части страницы сайта ФМС России.

В заявлении прописываются:

  • личные данные (паспорт, ФИО и дата рождения) и данные собственника жилья (если это другой человек);
  • информация о старом и новом адресе регистрации, а также о документе-основании для прописки.

Ниже приведены бланки и образцы заявлений и других документов, которые могут потребоваться при смене прописки.

Смена прописки, какие документы менять

При изменении адреса регистрации рекомендуется внести изменения в следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации автомобиля . Для внесения изменений следует обратиться в отделения госавтоинспекции.
  • Военный билет . Мужчины любого возраста обязаны оповестить районный военкомат и получить отметку в военный билет.

Кроме того, при изменении адреса важно:

Где менять прописку, сколько потребуется времени, есть ли госпошлина за услугу

Услуга смены регистрации по месту жительства предоставляется бесплатно . Для этого необходимо обратиться в районный отдел ФМС или в МФЦ.

Для того чтобы не потратить несколько часов в очередях желательно записаться к регистратору заранее через порталы МФЦ или «Госуслуги» . Длительность оформления по смене прописки не превышает 20 минут .

Заранее следует предусмотреть, что ответственный сотрудник возьмет на оформление паспорт на срок от 3 дней . На 4-ый день документ с внесенными изменениями можно забрать без записи и очередей.

Как сменить прописку онлайн

Портал «Госуслуги» дает возможность электронной подачи заявления на смену регистрации.

  1. Первым делом нужно найти раздел «Регистрация по месту жительства».
  2. Далее в форму вводятся паспортные данные, личная и контактная информация, старый и новый адреса регистрации, данные по собственнику (если это не прописывающийся) и документам, удостоверяющим право на жилье.
  3. В случае успешного заполнения система присвоит заявлению номер. В течение 3 дней заявку примут в обработку и пригласят прописывающегося человека на прием к регистратору с указанием даты, времени и перечня оригиналов документов.

Важно: данные по статусу рассмотрения заявления и информация по записи на прием будет продублирована на электронную почту заявителя при ее указании.

За какой срок необходимо прописаться после выписки

Законом устанавливается семидневный срок постановки на учет по новому адресу. Для того чтобы не попадать в рамки такого короткого промежутка времени, юристы рекомендуют не выписываться из квартиры отдельно, а пройти процедуру автоматически при регистрации по новому адресу.

Важно: даже при продаже квартиры в договоре с покупателем можно предусмотреть период выписки собственника, которого будет достаточно для получения новой прописки (например, 1–2 месяца после переезда).

Как поменять прописку при переезде в другой город

При переезде в другой город можно:

  1. Сразу оформить регистрацию. Для этого следует явиться в ФМС или МФЦ по новому месту пребывания и подать стандартный пакет документов. При этом заранее выписываться по старому адресу необязательно.
  2. Получить временную регистрацию. В случае длительного отъезда каждый человек вправе оформить временную регистрацию в течение 90 дней пребывания на новом месте.

Важно: для временной регистрации не нужно выписываться с постоянного места проживания.

Как оформить прописку ребенку

За месяц с момента рождения ребенка родители должны получить свидетельство о рождении. В последующие 7 дней после выдачи документа законом положено прописать новорожденного по адресу родителей или одного из них.

Важно: при прописке ребенка в квартиру, в которой зарегистрированы мать или отец, не требуется согласия собственников или других проживающих там лиц.

Для оформления регистрации на ребенка понадобятся 3 документа:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта обоих родителей;
  • свидетельство о браке.

Документы сдаются в МФЦ или территориальный отдел ФМС. При смене прописки процедура та же, выписка по предыдущему месту жительства снимется автоматически.

Важно: если родители новорожденного не состоят в законном браке, то для с одним из родителей требуется письменное согласие второго.

Пошаговая инструкция

Для получения новой регистрации понадобится сделать всего 4 шага :

  1. Определяемся с видом услуги. Либо сразу подаем документы на прописку по новому адресу, либо сначала выписываемся, а только потом подаем документы на регистрацию. Чаще всего выбирается первый вариант, так как не нужно несколько раз посещать ФМС, заполнять листок убытия, отдавать паспорт. Лишь в редких случаях прописку получают поэтапно. Например, если при покупатель требует выписки всех старых собственников до сделки, а въехать им пока некуда.
  2. Выбираем способ подачи документов – лично или электронно. Регистрация на портале государственных услуг позволит заполнить заявление в электронном виде с удобной навигацией и получить приглашение в регистрирующий орган.
  3. Приготовить и сдать оригиналы документов в МФЦ или отдел ФМС.
  4. По истечении 3-х дней забрать паспорт с отметками об изменении регистрации.

Полезно: электронная запись в МФЦ позволит не стоять в длинных очередях.

Штраф за отсутствие прописки

Согласно кодексу административных правонарушений РФ, штраф за проживание без регистрации более 7 дней составляет от 2–5 тыс. руб . Величина штрафа еще выше для жителей Москвы и Санкт-Петербурга – от 5–7 тыс. руб .

Важно: физические или юридические лица, которые предоставляют жилье незарегистрированным гражданам, также могут быть оштрафованы на 3–5 тыс. руб. и 50–750 тыс. руб. соответственно . Для городов федерального назначения суммы еще существеннее – 5–7 тыс. руб. и 300–800 тыс. руб .

Как зарегистрироваться по новому месту жительства через Интернет? Видеоинструкция

На видео ниже представлен учебный фильм-инструкция про прохождению процедуры регистрации онлайн.

В этом материале содержатся советы для управляющих компаний, которые занимаются регистрационным учетом граждан. В числе прочих мы рассмотрим вопросы о том, зачем нужно вести такой учет, и как собранные в рамках него сведения передаются при появлении новой УК.

Регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания – обязательство организации, управляющей домом. Функции УК здесь определяются Правилами регистрации. Паспортный учет неразрывно связан с основной работой управляющей компании по обслуживанию домов. Разработанные ФМС формы № 9 и № 10 входят в число документов, относящихся к управлению МКД. о регистрированных гражданах.

Сняться с регистрационного учета по месту жительства гражданин может разными способами. В зависимости от этого различаются...управляющей МКД организации в лице паспортиста или иного работника, который отвечает...

УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК обязаны передать документы регистрационного учета граждан, если: ...

Обязанность уведомить орган регистрационного учета о том, что в жилом помещении проживает гражданин без регистрации , лежит на...или нанимателе помещения. Это предусматривает пункт 35 Правил № 713.

Регистрационный учет реализуется для того, чтобы гражданин мог реализовывать свои права и свободы, а также исполнять имеющиеся у него обязанности. Это предусматривается в законе № 5242-1 от 25 июня 1993 года, а также в Правилах регистрации, утвержденных ПП № 713 от 17 июля 1995 года. Указанные нормативные акты обязывают граждан регистрироваться по месту жительства и пребывания.

Местом пребывания называется место, где человек живет временно. Это может быть, к примеру, гостиница, больница или квартира, не считающаяся местом жительства. Здесь гражданин должен зарегистрироваться в течение 90 дней с момента прибытия.

Местом жительства называется место для постоянного или преимущественного проживания. Гражданин здесь может быть как владельцем, так и нанимателем. Кроме многоэтажных и частных домов местом жительства может считаться служебное жилье, общежитие, маневренный фонд и так далее.

Пример

Нужно ли обращаться в органы регистрационного учета родственникам, которые живут в квартире больше 3 месяцев, если у них уже есть регистрация в этом городе, но по другому адресу?

Нет, не нужно.

Если у человека есть регистрация по месту жительства в том же регионе, то ему не нужно вставать на учет по месту пребывания. С Москвой и МО, Санкт-Петербургом и ЛО это правило действует в отношении обоих субъектов. Так прописано в статье 5 закона № 5242-1.

Кто занимается ведением регистрационного учета

В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации постановкой граждан на учет и снятием с него занимаются территориальные подразделения ФМС. Ответственность за прием и передачу документации в орган регистрационного учета может возлагаться на:

  • должностных лиц органов власти на разных уровнях, контролирующих пользование жилфондом;
  • владельцев жилья, самостоятельно управляющих им;
  • уполномоченных лиц в управляющих компаниях;
  • уполномоченных лиц в МФЦ, оказывающих госуслуги.

Если данными вопросами занимается УК, то она ведет документацию двух типов (форм):

  • карточка регистрации – №9;
  • поквартирная карточка – № 10.

Обе эти формы утверждаются приказом ФМС № 288 от 11 сентября 2012 года. Хранить указанные карточки должны лица, ответственные за перенаправление бумаг в органы регистрационного учета по месту жительства.

Может ли человек сам пойти в ФМС, чтобы зарегистрироваться или сняться с учета? Эксперты справочной системы « » отвечают на этот вопрос в

Какая документация регистрационного учета передается, когда меняется УК

Особенности ведения учета жильцов, передачи технической документации на здание и прочих связанных с управлением им бумаг определяются в разделе 5 Правил управления, утвержденных ПП № 416 от 15 мая 2013 года.

Перечень технических документов устанавливается в пункте 20 Правилах содержания, утвержденных ПП № 491 от 13 августа 2006 года.

Список технических документов приводится также в пунктах 24-26 Правил содержания. Бумаг, относящихся к регистрационному учету, в названном перечне нет. В то же время в нем содержатся списки владельцев и нанимателей квартир в МКД. Они составляются с соблюдением требований закона о защите персональных данных. Такое правило прописано в пункте 26 Правил содержания (подпункт д(1)).

Если проанализировать все перечисленные выше нормативные акты и учесть положения пункта 27 Правил содержания, то получается, что за управляющей компанией закрепляется обязательство по ведению паспортного учета жильцов, если именно она отвечает за прием бумаг и их передачу в орган регистрационного учета. УО должна поддерживать актуальную информацию в карточках, которые заводятся по формам № 9 и № 10. Она же занимается хранением этих документов. Указанные карточки входят в пакет документации, связанной с управлением домом.

О том, подробно рассказывает эксперт справочной системы « » Денис Нестеренко.

Что такое "место жительства"?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " (далее – Закон № 5242-I) к понятию "место жительства " относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с , который определяет понятие "место жительства "как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает , не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое "жилое помещение"?

Жилым помещением, в соответствии с , признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " ".

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

При этом необходимо предъявить :

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с . Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 " " предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Аналогичный смысл имеет , который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения и , правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства .

Стоит отметить и выраженную в позицию: "Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора , заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства , которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства ."

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено , которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча