29.03.2019

Получение права собственности на земельный участок. Процесс получения свидетельства о регистрации права на землю. Получение кадастрового плана


Свидетельство о собственности на земельный участок – это правоустанавливающий документ, в котором констатирован статус (), в сторону указанного в документе лица. Выдаётся на основании оформления земель в собственность, после проведения имущественной сделки или перерегистрации надела:

  1. в результате приватизации;
  2. в результате выкупа.

Регламент выдачи опирается на Федеральный Закон о Госкадастре недвижимости (ГКН), от 21.07.97 г. № 122-ФЗ . Здесь урегулированы все правила регистрационной процедуры, с передачей права выдачи Свидетельства региональным муниципалитетам.

Зачем оно нужно?

Свидетельство о регистрации земельного участка (образец доступен для скачивания ниже) требуется для подтверждения права собственности в различных ситуациях (подробнее о ).

Главное требование – представление данного документа при участии ЗУ в имущественных сделках или при оформлении завещания и вступлении правопреемников в наследство по закону. Если ЗУ выступает в роли предмета залога, банки так же требуют предоставления данного документа.

Разновидности форм

Общие сведения, которые требуется вносить в документ, унифицированы и являются общими для всех регистрирующих органов. К ним относятся:

  1. данные правообладателя;
  2. сведения о ЗУ;
  3. сведения о регистрирующем органе.

Свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок оформляется на бланке , утверждённом локальным актом региональной администрации. Они могут различаться по внешним признакам в разных регионах. Но единый Субъект РФ на своей территории выдаёт только Свидетельства одинаковой формы – как в областном центре, так и в районных поселениях. При этом не все из них оформляют документ на бумаге с защитными знаками. Это не является обязательным требованием и не влияет на правоспособность документа.

В верхней части указывается административный орган , на территории которого расположен ЗУ. Свидетельства с аналогичными сведениями должны быть идентичными. Но и здесь могут появиться различия, если очередное административное постановление региона утвердило новую форму Свидетельства.

В таком случае следует рассмотреть дату утверждения бланка, которая должна быть указана мелким шрифтом в нижней части документа.

ВНИМАНИЕ! С 1 января 2015 поменялась форма свидетельства. Теперь оно имеет такую форму:

Новая форма свидетельства (лицевая сторона)


Новая форма свидетельства (оборотная сторона)


Старая форма

Более подробно об актуальности форм можно узнать на сайте Росреестра .

Как получить свидетельство на право собственности на земельный участок?

После оформления гражданско-правового договора имущественной сделки, приватизации или получения свидетельства о наследовании, стороны или лицо, вступившее в право собственности, отправляются в многофункциональный центр (МФЦ), где проводится .

Подают заявление , в котором указаны цели обращения в МФЦ. К заявлению прилагают пакет документации, который участвовал в сделке, и квитанцию об оплате госпошлины. Документы принимаются под расписку ( ?).

Регистрация свидетельства о праве собственности на земельный участок может продолжаться один месяц или 21 рабочий день . По завершении учётных работ, заявитель оповещается о готовности документации. Придя на вторичный приём, заинтересованное лицо получает зарегистрированный договор имущественной сделки (или иное) и свидетельство о праве собственности.

Такая процедура называется регистрацией права собственности и совершается единоразово.

Если владелец ЗУ потеряет или испортит иным образом данный документ , право собственности не потребуется. Все внесённые учётные сведения останутся актуальными. По заявке об утрате свидетельства, специалист сможет войти в информационный банк и получить доступ к Реестру собственников ЗУ. На этом основании будет выдан дубликат Свидетельства, а процедура ограничится только его получением.

Данный пример говорит о том, что в регистрационной деятельности ГКН главными факторами являются регистрация и оформление права собственности – внесением в учётные записи. Получение документа выступает в роли юридического последствия регистрации правового прецедента.

4774

Свидетельство о праве собственности на земельный участок

Свидетельство о праве собственности на землю – это один из правоудостоверяющих документов, необходимых для подтверждения факта государственной регистрации.

Не следует путать этот документ с (договор купли-продажи, мены, приватизации, решение суда), которые свидетельствуют о на объект недвижимости. Одного свидетельства недостаточно для совершения юридически действительной сделки, однако и без него она не будет иметь силы.

Свидетельство обязательно прилагается в комплекте документов в следующих случаях:

  • земли.
  • Дарение, мена, наследование.
  • Оформление приватизации земли.

Сделки с землей без этого документа имеют не больший юридический вес, чем устная договоренность. Даже при проведении операций, которые по закону не требует получения свидетельства, пройти регистрацию крайне желательно – это недвусмысленно подтверждает существующая практика по судебным спорам.

Временное свидетельство также желательно обновить, поскольку в таких документах слишком много ошибок и исправлений.

Оригинал документа выдается заявителю в бумажной форме . С 1 января 2015 года он может быть напечатан на простой белой бумаге, без водяных знаков. Все данные о госрегистрации хранятся в Росреестре, поэтому в любой момент можно заказать выписку – она с надежностью 100% подтвердит подлинность документа.

Информация, содержащаяся в свидетельстве о праве собственности на землю

Оно содержит следующую информацию:

  • Дата выдачи.
  • Документы-основания. Это может быть любой правоустанавливающий документ, например, решение местного органа власти о предоставлении земли, договор купли-продажи, вступившее в силу мировое соглашение и т. п. Указывается дата оформления договора .
  • Данные о собственнике, то есть, о субъекте права. Если это физическое лицо, то указывается его Ф.И.О, дата и место рождения, СНИЛС , гражданство. Для юридического лица – наименование и реквизиты.
  • Вид права.
  • Кадастровый номер .
  • Описание участка (объекта права). Указывается целевое назначение земель или вид разрешенного пользования, категория земли.
  • Обременения, имеющиеся на участок.
  • Ф.И.О. регистратора, наименование органа, выдавшего документ, печать.

Если была произведена замена свидетельства, то в новом будет указано «Повторное».

Получение свидетельства о праве собственности на землю

Если все документы были подготовлены заранее, то оформление свидетельства на на землю не потребует много времени:

  1. Собрать пакет документов для получения свидетельства. Обязательный минимум показан ниже. Список документов может незначительно варьироваться в зависимости от ситуации.
  2. Оформить заявление. Посмотреть и скачать можно здесь: .
  3. Оплатить госпошлину . Погашение платежа можно провести разными способами: через сайт oplatagosuslug.ru, терминалы, любой банк (реквизиты для платежа можно посмотреть на сайте Росреестра).
  4. Предоставить заявление и пакет документов любым подходящим способом из описанных ниже.
  5. Дождаться выдачи свидетельства о гос. регистрации права собственности или сообщения об отказе. Получить результат можно теми же способами, что и при подаче документов: через МФЦ , почтой, лично, через представителя.

Переоформление осуществляется по той же схеме. Причин для отказа достаточно много, большинство из них связаны с нарушением регламента процедуры, поэтому нужна тщательная предварительная проверка документов и соблюдение правил оформления.

Собранный пакет документов подается в территориальное отделение Росреестра либо в МФЦ (многофункциональный центр). Подавать документы можно лично или через представителя. В последнем случае нужна доверенность, заверенная у нотариуса. При подаче заявки онлайн нужны электронная подпись и установка специальных программных компонентов. Для заявителей, живущих в труднодоступных местах, возможно выездное обслуживание или прием документов почтой.

Свидетельство о праве собственности на землю выдается в течение 15 дней со дня подачи полного пакета документов, не включая день их представления. То есть, отсчет срока начинается со следующего дня. В случае электронной подачи документов регистрация проводится в течение суток.

Список документов для получения

Если необходимо оформить свидетельство о праве собственности на земельный участок , полученный в результате покупки, продажи или дарения, список необходимых документов будет следующим:

  • Заявление (заполняется в Росреестре , образец выдается на месте) либо можно заполнить заявление онлайн в разделе «Государственные услуги». Для юридических и физических лиц заявления составляются по разным формам
  • Документ, удостоверяющий личность. Для иностранцев это может быть не паспорт, а другой документ. В случае обращения через представителя, последний должен предоставить доверенность, заверенную у нотариуса, либо (когда по доверенности действует представитель юридического лица) документ, подтверждающий его полномочия, например, решение учредителя
  • Документ-основание. Это договор о совершении сделки (дарения, купли-продажи, мены). Прилагается согласие сторон на совершение сделки, заверенное у нотариуса
  • Оригинал и копия квитанции на оплату госпошлины . Размер пошлины в 2016 году составляет: для физических лиц - 2000 рублей ,для юридических лиц - 22000 рублей
  • Выписка из кадастрового плана (получать также в Росреестре)
  • Документы, подтверждающие право собственности от стороны, предоставляющей землю

Если земельный участок получен физическим лицом в порядке наследования, то дополнительно потребуются:

  • Свидетельство о праве на наследство (и по завещанию, и по закону).
  • Соглашение о разделе имущества, заверенное нотариально.

Заключение

  1. Свидетельство о праве собственности на землю является обязательным для проведения любых сделок с землей.
  2. Способов подачи документов – множество. Основные – МФЦ и региональные отделения Росреестра. Для оформления онлайн через сайт Россреестра, понадобится электронная подпись. Срок изготовления документа по общему правилу15 дней .
  3. Сформировать индивидуальный список документов для получения свидетельства с учетом своей ситуации можно на сайте Росреестра при помощи специальной формы. Там же будет рассчитан индивидуальный размер госпошлины.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

К доброму старому всегда возвращаются, но с другого конца.

Д.С. Лихачёв - филолог, искусствовед, академик РАН

Эта страница является логическим продолжением статьи " ". Но после изучения этого материала у вас однозначно возникнет желание снова вернуться к названной статье с целью проверки всех сведений о вашей недвижимости, заложенных в Свидетельство на право собственности на землю, и идентичных им сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости . Речь пойдёт о так называемых в народе "розовых" и "синих" свидетельствах о праве собственности на землю. Такие свидетельства выдавались гражданам РФ в период, начиная с 1992 по 1999 годы включительно.

Разбор легитимности и действительности старых свидетельств на право собственности на землю необходим потому, что один из видных экспертов, комментирующий реалии, с к-ми сталкиваются сегодняшние садоводческие объединения и, прежде всего, сами садоводы, явно заблуждается, пытаясь неверно истолковать нормы ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", а именно статей 69 " " и 70 " ". За его пояснениями, типа "Караул, грабят" стоит неглубокое знание норм, что очевидно связано с таким же неглубоким анализом текста и его увязыванием с нормами других близких по теме законов. Эта основная причина ошибки налицо, а глубинные нам неведомы.

При подготовке содержания статьи, на первый взгляд показалось, что она уже почти готова: всего-то, напечатать текст нормативного правового акта и ведомственного документа. Но, когда пошёл отсчёт времени, изложение норм законодательства и их закрученность вокруг "синих" и "розовых" свидетельств на право собственности на землю , то тогда пришло понимание того факта, что неделя на эту статью - это провал всей задуманной инициативы. Времени нужно больше, чтобы основательно не только разъяснить всё то, что связано со старыми свидетельствами на право собственности на землю, но и увязать это с сегодняшними требованиями новых законов. И при этом всем нам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

На основании каких нормативных правовых актов выдавались свидетельства на право собственности, др. вещных правах на землю до 2000 года?
Каким образом в Едином государственном реестре недвижимости учитываются сведения о правах на земельные участки, оформленные до 2000 года?
Какие нормы законодательства подтверждают легитимность старых свидетельств на право собственности на землю, выданные до 2000 года?
Есть ли необходимость смены старых свидетельств на право собственности на землю на новые, когда они будут заменены и в каких случаях?

Давайте начнём разбираться. Времени до даты 01.01.2018 года , о которой шла речь на предыдущей странице, осталось мало.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ
НА ЗЕМЛЮ ОБРАЗЦА 1992 г.

1. Порядок выдачи свидетельства о праве собственности на землю
образца 1992 года, его содержание и связь с ЕГРН.

Для начала давайте определимся, о каких документах вообще идёт речь, чтобы не обсуждать то, о чём у отдельных новых садоводов нет понятия. Ниже представлены два образца "синих" свидетельств на право собственности на землю (представленным документам уже много лет и поэтому, к сожалению, качество картинки оставляет желать лучшего).

"Синее" свидетельство о праве
собственности на землю для физлица

"Синее" свидетельство о праве
собственности на землю для с/т

Не следует пренебрегать изучением данного материала по причине того, что у вас новое свидетельство о регистрации права собственности на землю, на другую недвижимость. Все документы, которые вы имеете, даже полученные вчера, имеют ноги. А ноги растут из 1992 года. Именно в это время у вас или теперь уже ваших предшественников появились основания для регистрации права собственности или другого вещного права на земельный участок. Эти основания и сейчас необходимо хранить вместе с остальными новыми документами. Страна большая. Мало ли что может произойти. Чиновников много, президент один, земельный участок у вас тоже один.

Обратите внимание на следующие реквизиты:

Во-первых, документ называется "Свидетельство о праве собственности на землю ". Такое свидетельство имеет одну страницу и все необходимые сведения указаны на ней. Никаких приложений и дополнительных страниц для этих документов не предусматривалось.

Во-вторых, в документе, чуть выше круглой печати мелким шрифтом написано: "Свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы" . Что это за форма и с чем её едят, увидим ниже, а также в связи с временностью документа не будем разбирать его подробно. Но на детали посмотрим:

Очень интересно само содержание документа, к-й слева. При увеличении (щелчок мышкой на снимке экрана) видно, что свидетельство является подтверждающим документом для Садоводческого товарищества "Здоровье" о том, что товарищество на основании решения Администрации Ногинского района получило в коллективную совместную собственность землю общего пользования в садоводческом объединении. Первый экземпляр выдан товариществу, а второй хранится в Комитете по земельной реформе. Ну и что?


Постановление мэрии Калининграда 334 от 07.03.1995 г. о предоставлении
в общую совместную собственность ЗОП и в собственность гражданам -
членам товарищества занимаемых ими земельных участков

А вот что: в многочисленных письмах, поступающих на почтовый ящик сайта, садоводы очень часто полагают, что земля общего пользования принадлежит им на праве собственности (общей, долевой, совместной - это вопрос второй). Как доказательство предъявляется постановление администрации того или иного органа самоуправления граждан. Это ошибочное мнение, к-е не подтверждается нормами права. Рассмотрим снимок слева. Это одно из таких постановлений № 334 от 07.03.1995 г. мэрии г. Калининграда. Нам очень интересны пункты 4 и 9 постановления. Согласно первому С/т "Пищевик" предоставлена бесплатно в общую совместную собственность ЗОП без выделения доли каждого члена товарищества в натуре. А в пункте 9 правлению предписывается получить в Комитете по земельным ресурсам Свидетельство на право общей совместной собственности на земли общего пользования и обеспечить его хранение. История Пищевика не отвечает на вопрос: почему никто не удосужился получить свидетельство о праве собственности на ЗОП? Несомненно одно: документ - основание был, а реализован он в процессе чьего-то неразумного царствования в с/т не был.

Очень странно, что наши садоводы очень хорошо понимают весь процесс приватизации своего земельного участка, но не понимают аналогичный процесс в отношении земли общего пользования . Справа внизу вам предоставлена копия с оригинала выписки из Постановления мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г., к-я выдавалась каждому члену садоводческого товарищества для того, чтобы он мог оформить своё право собственности на занимаемый им к моменту выхода постановления садовый земельный участок. В этом же постановлении имеется приложение № 1, включающее в себя весь полный список членов с/т по состоянию на 7 марта 1995 г. Выписка сделана согласно этому приложению. Тогда фактически все садоводы Пищевика, исключая единицы, оформили в Комитете земельных ресурсов Московского района г. Калининграда свои первые свидетельства на право собственности на землю.

Выписка из постановления мэрии
№ 334 от 07.03.95 г.
- основание для приватизации

А потом настали другие времена. На месте с/т чудесными, волшебными действиями председателя с/т, точно также не обладающему знанием права, никогда не заглядывающему в нормы ст. 39 "Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" ФЗ-66 от 15.04.98 г. и аналогичными действиями налоговой службы в декабре 2001 года вдруг нарисовалось СНТ. А это уже совсем другая песня и другое юридическое лицо, с другими правами и обязанностями отличными от с/т. Поэтому получить ЗОП в собственность по постановлению 1995 года невозможно. Всю эту работу теперь закон взвалил на садоводов. Вот только никто не может объяснить необходимость, нужность, а главное, выгоду от приватизации ЗОП в СНТ. Ничего кроме дополнительных расходов, ответственности и обязанностей по содержанию земля общего пользования не несёт. Ну, а если всё же появляется собственник в лице СНТ, то тогда тут же нарисовываются чиновники с желанием построить в одну шеренгу, заставить, оштрафовать, запретить и другие любители применять на практике прочие отрицательные глаголы. Двигаемся дальше.

Что имеем на выходе почти повсеместно:

1. У с/т, как правило, есть (вернее было) основание для получения свидетельства на право собственности на ЗОП. Др. словами был документ, по которому можно было оформить право собственности. Само постановление право собственности на землю общего пользования, как и право собственности на садовый земельный участок не даёт.
2. У с/т мог бы быть, но нет право подтверждающего документа на ЗОП, к-м является только свидетельство на право собственности на землю.

Подытожим. Постановление органа самоуправления граждан являлось основанием для регистрации права собственности с/т на ЗОП. Нет документа о зарегистрированных правах - нет и права собственности. В настоящее время ничего не изменилось. Для регистрации права собственности на землю общего пользования орган самоуправления точно также издаёт постановление, на основании к-го СНТ может зарегистрировать права за ЗОП в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вторая страница документа
с основными сведениями

Лицевая сторона документа,
(красным подчеркнуты; серия, номер)

Вернёмся к образцам документов. В 1995 году, по крайней мере в Калининграде точно, Комитеты по земельным ресурсам органов самоуправления граждан начали выдавать розовые свидетельства на право собственности на землю. Бланки таких свидетельств состояли из двух листов, где на основных двух внутренних страницах записывались почти все сведения, к-е вносятся и сейчас в новые свидетельства о регистрации права. От "синих" свидетельств "розовые" отличались тем, что в сведения были дополнительно включены:

  • паспортные данные собственника (в "синих" только Ф.И.О.);
  • реестровый номер земельного участка (потом этот номер трансформируется в кадастровый номер);
  • раздел с ограничениями и обременениями участка земли;
  • регистрационный номер и дата записи в реестре;
  • план на участок, передаваемый в собственность, выполненный в масштабе и в окружении других участков земли (является приложением к свидетельству);
  • раздел о совершении сделок и иных действий по распоряжению земельным участком;
  • бланк свидетельства являлся документом строгой отчётности и имел свой порядковый номер, серию и различные степени защиты.

Таким образом, свидетельство на право собственности на землю, было первым документом в РФ после распада СССР, к-е подтверждало право собственности физического лица на земельный участок. Других документов не было. Вернее они были, но права на землю не подтверждали. В этих случаях в 90-х годах при притязании физического или юридического лица на земельный участок необходимо было доказывать свои права и получать этот новый документ, к-м являлось свидетельство на право собственности на землю.

3-я внутренняя сторона документа
(важен текст напечатанный вверху)

Приложение к Свидетельству
на право собственности на землю

Порядок притязаний и способы доказательств своих прав подробно рассмотрен в Части 1 Гражданского кодекса, содержащей в себе специальный Раздел II "Право собственности и другие вещные права". Гражданский кодекс в новой редакции, уже новой России, вступил в силу 30.11.1994 года (ФЗ-51). Кодекс детально раскрывает все понятия, права и обязанности физических и юридических лиц, связанные с собственностью, в т.ч. с недвижимостью . Судя по дате вступления в силу, Гражданский кодекс не случайно был принят Государственной Думой в это время.

Чтобы перекинуть мостик в наш сегодняшний день, в 2016 год и дальше, нам обязательно нужно точно знать, как и каким образом выдавались свидетельства о праве собственности, где, кроме сундуков граждан, хранится вся информация об акте органа, принявшем решение о передаче земельного участка в собственность гражданина, как осуществлялся учёт земельных участков до 2000 г. и, наконец, можно ли найти эту информацию и подтвердить свои права в случае утери документов? Важно также знать и понимать весь процесс передачи в собственность земельных участков до 2000 г., чтобы иметь железобетонные основания для отстаивания своих прав на землю в случае игнорирования ваших старых документов или ссылок чиновников на отсутствие в архивах и недрах Государственного кадастрового учёта сведений о вашем участке, а как следствие, снятие его учёта или появления др. неприятностей, о к-х идёт речь на странице "Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость ". Используя эти знания и само содержание старого бланка свидетельства на право собственности на землю, вы всегда сможете доказать свои права и выиграть любой суд. Двигаемся дальше.

17.09.1991 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление № 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей " (проследовав по ссылке, вы откроете для себя полный текст документа, скачанного с системы Консультант+ с изменениями внесёнными 25.01.1999 г. В конце текста постановления есть ссылка, по к-й можно вернуться к этому месту статьи).

Содержание Постановления СМ РСФСР № 493 от 17.09.1991 г. (только текст без приложений):

    Совет Министров РСФСР постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).

    Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в месячный срок утвердить инструкцию о порядке выдачи указанных государственных актов.

  2. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований обеспечить издание бланков государственного акта.

    Министерству печати и массовой информации РСФСР предоставить в 1991-1993 годах полиграфическую базу для этих целей. Министерству по экономике РСФСР выделить по заявке Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств необходимое количество офсетной бумаги N 1.

  3. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечить проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей государственных актов.

    Министерству экологии и природопользования РСФСР, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Государственному комитету РСФСР по архитектуре и строительству, Комитету по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР принять участие в выполнении указанных работ.

Для нас важным является первый пункт постановления. Согласно ему Роскомземом 09.03.1992 г. была утверждена "Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй " (полный текст инструкции вынесен на отдельную страницу, ссылка для возвращения к этому месту статьи имеется). Для ленивых и ограниченных временем приводим краткое содержание данного документа:

    Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 09.03.1992 г.
  • Настоящая Инструкция заменила действовавшую с 1976 г. "Инструкцию о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землёй " Министерства сельского хозяйства.
  • Обратите внимание: "право пользования землёй" - не есть "право собственности на землю". Между понятиями есть большая разница!

  • Согласно нормам Постановления СМ № 493 от 17.09.1991 г. на всей территории РСФСР действует и выдаётся единый документ о праве собственности на землю, другом вещном праве, к-й подтверждается Государственным актом.
  • Разработаны основы и условия передачи земли, утверждены органы, имеющие право распоряжаться земельными ресурсами.
  • Определены вид, размер и прочие атрибуты для государственных актов на право собственности на землю.
  • Установлены порядок и перечень мероприятий по подготовке государственного акта о передаче земли в собственность, на другом вещном праве гражданам и юридическим лицам, участие всех заинтересованных лиц в данных мероприятиях.
  • Разработан состав, наименование и содержание всех документов, входящих в государственный акт на право собственности на землю.
  • Определён порядок выдачи государственного акта о праве собственности на землю гражданам, другим лицам на другом вещном праве, порядок учёта всех сведений о выдаче актов и производства всех регистрационных записей, органы, осуществляющие данные функции.
  • Ответственными за хранение государственных актов о праве собственности на землю определены главы местных администраций (определены также лица, имеющие право доступа к таким документам) и собственники земли.

Нижеизложенный текст страницы до второй части статьи написан в соавторстве с экспертом в области СНТ и прочих объединений, связанных с землёй, Андреем Францевым.

"Что даёт нам эта Инструкция?" - может возникнуть вопрос. А вот что:

Данная инструкция подтверждает факт того, что выданные свидетельства на право собственности прошли:

  • государственную регистрацию права в полномочном государственном органе;
  • в ходе подготовки документов были определены границы участка;
  • согласно установленному порядку земельный участок поставлен на кадастровый учёт .
  • Отсутствие отметок в свидетельстве на право собственности на землю говорит о том, что все операции пункта выполнены в полном объёме.

Отсюда следует то, что в Архивах районного (городского) комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или в Архивах сельской, поселковой, городской администрации находятся книги записей государственных актов и вторые экземпляры государственных актов на право собственности на землю. Это палочка-выручалочка на случай потери документов. Далее нам необходимо проследить факт преемственности государственных организаций с 1991 по 2016 годы, а именно, историю преобразований комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в управления государственной регистрации, кадастра и картографии по областям РФ:

1. Во времена Советского Союза центральным органом управления в сфере земельных отношений являлось Главное управление по землеустройству Министерства сельского хозяйства СССР. В государстве был установлен порядок, согласно которому все министерства и ведомства контролируют использование земли подведомственными им предприятиями и организациями. Так, к примеру, Садоводческое товарищество "Пищевик" и земля, на к-й располагались все садовые участки и земля общего пользования, относилась к Калининградскому мясокомбинату. Учёт и контроль пользования участками комбинат осуществлял через профсоюзную организацию. На всех документах товарищества стояла печать профсоюза.

2. В 90-х годах возникла необходимость перехода к рыночной экономике. Это привело к созданию Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ (Роскомзем). Роскомзем являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов в стране. В таком статусе Комитет просуществовал около пяти лет, после чего были совершены кардинальные преобразования.

3. Согласно Указу Президента РФ в апреле 1998 г. было образовано Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Минземстрой России). Создание данной структуры было осуществлено посредством слияния нескольких ведомств.

В соответствии с Указом Президента РФ в сентябре 1998 г. вновь был создан Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем России). Госкомзем России с этого времени осуществлял межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного учёта, оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной земельных ресурсов.

4. Очередная реорганизация Госкомзема была произведена в 2000 г. Во исполнение Указа Президента РФ Правительство РФ создало Федеральную службу земельного кадастра Российской Федерации (Росземкадастр России). Росземкадастр являлся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними; а также по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

5. В результате административной реформы в 2004 году Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (уже знакомую нам - Роснедвижимость). Однако на этом реформирование не закончилось.

6. С 1 марта 2009 г Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной регистрационной службе Министерства экономического развития РФ (Росреестр). Это произошло в ходе выполнения Указа Президента № 1847, подписанного 25 декабря 2008 г., согласно которому Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, исполнение функции по государственному земельному контролю возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории субъектов РФ созданы территориальные органы - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вывод: Свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй однозначно и безусловно подтверждают:
- право собственности (др вещного права) на земельный участок;
- наличие факта государственной регистрации права, оформленного документально;
- надлежащее установление и документальную фиксацию границ земельного участка.

Что всё это значит? Можно ли спать спокойно, зная о том, что все документы находятся в надёжном хранилище в двух разных независимых друг от друга местах? Можно ли надеяться на то, что органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сами, без посторонней помощи, согласно требованиям действующих федеральных законов 122-ФЗ от 21.07.1997 г., 221-ФЗ от 24.07.2007 г. и вступающего в силу 218-ФЗ от 13.07.2015 г. приведут все учёты и внесут все необходимые сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Конечно, можно, если не вспоминать: один из факторов нашей истории, который с одной стороны всегда мешает развитию страны, а с другой не даёт врагам правильно оценить резервы России. Этот фактор является героем многих анекдотов и имя ему: разгильдяйство.

Разгильдяйству подвержены все и собственники, и чиновники. Но между первыми и вторыми есть разница. Собственники от невыполненных обязанностей чиновниками могут потерять участок и пуститься во все тяжкие грехи в своём стремлении доказать свои права на земельный участок. А чиновник в лучшем случае получит только лёгкое внушение от своего начальника. Поэтому садоводам нужно использовать народную мудрость: "На бога надейся, а сам не плошай" . Что из этого следует:

Важный совет: Имея на руках Свидетельство на право собственности на землю, выданное с 1992 и до 1999 г. включительно, собственнику садового земельного участка, не откладывая в долгий ящик, желательно до 01.01.2017 г. проверить все сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав, а с 01.01.2017 г. в Едином государственном реестре недвижимости.

Обратите внимание: Вы всегда можете заменить старое свидетельство на право собственности на землю на новое свидетельство о регистрации права, но данные документы не подтвержают факт того, что сведения о вашей недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, соответствуют нормам федерального законодательства.

Какие сведения нужно проверять? Как это сделать, не выходя из дома? Ответы на эти вопросы вы найдёте на странице: "Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость ". Если вы не найдёте сведений о своём участке в недрах управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то пользуясь знаниями этой и второй страниц примите меры к внесению чиновниками сведений о вашей недвижимости в государственные реестры. Для этого ещё есть время.

И всё же, если вы обладаете необходимыми юридическими знаниями, опытом борьбы с нашим неповоротливым чиновничьим аппаратом, то даже в случае наличия на руках старого "розового" свидетельства на право собственности на землю можно продолжать спать спокойно. Может вам в удовольствие повоевать с местными администрациями, органами государственного кадастра, отстоять свои права в суде, а никто об этом пока не знает. Тогда вперёд, победа гарантирована. Просто она несколько передвинется в некоторое отдалённое будущее.

2. Связь свидетельства на право собственности на землю образца 1992 г.
с современным законодательством

Как уже говорилось, одной из главных задач органов государственной регистрации, кадастра и картографии является точное и скрупулёзное перенесение всех данных о правах на недвижимость из различных источников в формируемый Единый государственный реестр недвижимости , вступающий в действие с 1 января 2017 г. согласно нормам ФЗ-218 от 15.07.2015 г. Как будет выполнена эта сложная задача нам с вами неведомо. Механизм для нас не виден под скрытыми от посторонних глаз внутриведомственными инструкциями. Причём, часть таких инструкций можно увидеть и прочитать, если они утверждены и зарегистрированы в установленном порядке через Министерство юстиции РФ, а др. часть внутренних приказов, служебных указаний и распоряжений до нас никогда не будет доведена. Но необходимости их читать нет. Почему? А потому что все эти документы основываются на требованиях нормативных правовых актов государства. А ими являются законы, принятые Государственной Думой и постановления, распоряжения правительства Российской Федерации. Следовательно, в действиях каждого собственника земельного участка, другого объекта недвижимости должны быть использованы только нормы указанных документов. И только при этих условиях вы всегда сможете отстоять свои права, в том числе, и в суде любой инстанции.

Сейчас нам нужно по идее внимательно проанализировать все три федеральных закона, касающихся в той или иной степени объектов недвижимости, документальному оформлению прав и внесению сведений о них в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав (с 01.01.2017 г. в ЕГРН). Но такое длинное и утомительное путешествие по нормам законов мы проводить не станем. Ограничимся их упоминанием, а разберём только последний из законов, к-й чётко всё расставляет на свои места: обязанности и работу государственных органов с одной стороны, обязанности и права собственников недвижимости с другой стороны.

Итак, на сегодняшний день существует три основных действующих федеральных закона:

  • ФЗ-122 от 21.07.1992 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (редакция 29.12.2015);
  • ФЗ-221 от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" (редакция 13.07.2015 г.);
  • ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

Обратите внимание на то, что первые два закона обновлены в 2015 году, что связано с новыми требованиями и нормами 218-фз от 13.07.2015 г.

Может возникнуть вопрос о цели принятия последнего 218-фз. А целью на наш взгляд являются два повода:

Во-первых, завершается планомерное реформирование всей системы государственного учёта недвижимости, к-е проводится на основе

Во-вторых, с 1 января 2017 года начинает действовать Единый государственный реестр недвижимости (под него и создан закон). До этой даты существует две параллельные системы, одна из которых занимается кадастровым учётом недвижимости, а вторая - реестром прав на эту недвижимость.

Чтобы не допускать иносказаний, перевёртывания норм закона наизнанку, трактовки отдельных положений с целью набивания себе популистского рейтинга попробуем разобрать прямой текст, к-й напрямую связывает старые свидетельства на право собственности на землю и текущее законодательство:

  • В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
    1. имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
    2. Т.е., в случае поступления запроса от физического или юридического лица на предоставление сведений из ЕГРН, орган регистрации обязан внести сведения на основе того, что у него имеется о ранее учтённом объекте недвижимости, несмотря на то, что на момент запроса сведений нет.

    3. документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации " и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

      Как раз здесь идёт речь о том, что собственник в ходе проверки сведений, содержащихся в реестре (ЕГРН), выясняет то, что информация фактически отсутствует. В целях предотвращения неприятностей в будущем собственник обращается в органы регистрации с заявлением, прикладывая копии имеющихся в его распоряжении документов на недвижимость. Орган регистрации обрабатывает заявление и вносит сведения из документов в ЕГРН. На выходе собственник получает кадастровую выписку об объекте недвижимости и внесённые в неё сведения, что и подтверждает проведённую органом работу.

      Внимательно смотрим на норму ФЗ-137 от 25.10.2001 г. Это очень важно для связывания воедино старых свидетельств образца 1992 г., новых свидетельств о регистрации права и ЕГРН:

      Статья 3, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

      1. Государственные акты , свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

        Из этого количества слов мы выуживаем то, что нам необходимо. Свидетельства на право собственности на землю (это старые свидетельства образца 1992 г. утвержденные постановлением 493 от 17.09.91 г. и временные свидетельства, утвержденные постановлением 177 от 19.03.92 г.) действительны, если они были выданы уже после введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 года и до начала выдачи новых свидетельств о регистрации права, утвержденных постановлением правительства 219 от 18.02.1998 г.

        Свидетельства на право собственности, выданные до введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 г., исходя из норм первого абзаца п. 9, признаются юридически действительными наряду с другими документами без условий и оговорок. Важно только то, чтобы они были на руках у собственника.

      2. 1. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

        Можно и нужно воспользоваться этим правом и оформить права собственности, пока государство не передумало.

        В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

        Государство и здесь идёт навстречу при условии, что гражданин обрабатывает землю и хочет это делать в дальнейшем. Важно иметь хоть что-то, хоть какой-то документ о принадлежности к садоводческому объединению, членскую книжку, лицевой счёт члена СНТ, справку от председателя и можно оформить права собственности на участок. Следует подчеркнуть, что данный номер не пройдет, если участок заброшен и никто на нём не появляется уже много лет. Маловероятно, что СНТ пойдет навстречу и будет ходатайствовать о предоставлении такого заброшенного участка в собственность бездельнику. А без СНТ и его ходатайства тут не обойтись.

        Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

        Это случаи, когда участок, к примеру, находится в природоохранной зоне, на территории объекта культурного наследия и в др. случаях предусмотренных законом.

        Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

        В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

        (п. 9.1 в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 268-ФЗ)

    4. документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
  • Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
  • А вот в этом пункте указан механизм, к-й предусматривает направление запроса из органа регистрации права в органы местной (городской, поселковой) администрации или федерального БТИ на предоставление сведений о правах собственности (др. вещных правах) или сведениях технического характера об объекте недвижимости, в отношении к-го был сделан запрос. Собственник в этом процессе участия не принимает.

  • В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
    1. в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
    2. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
    3. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
    4. С 1 января 2015 года в случае выдачи уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по запросу заинтересованного лица о предоставлении сведений об объекте недвижимости орган кадастрового учета обязан самостоятельно сделать запросы в органы, организации, осуществляющие государственный технический учёт, а в случае получения указанных сведений обеспечить их внесение в ГКН и предоставить их заинтересованному лицу без дополнительных запросов и платы. Т.е., фактически ответить два раза на запрос.

  • Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
    1. имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
    2. в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
    3. сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
    4. ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
    5. Закон предусматривает всего 4 случая, когда орган регистрации прав может отказать во включении сведений в учёт. Если ваши документы подделаны или не соотвествуют образцам, если вы никогда не обращались в органы БТИ для осуществления технического учёта, если сведения уже содержатся в реестре и, если вы не обращались в органы регистрации с заявлением о внесении сведений о недвижимости, или, если органы местного самоуправления (администрация) не могут подтвердить ваши права на земельный участок или объект недвижимости, то вы можете получить отказ. Но все эти случаи можно обойти, исправив документы.

  • Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
  • Особенность данной нормы в том, что сведения о недвижимости вносятся в ЕГРН при условии обращения с данной просьбой самого собственника, получившего первичные документы образца 1992 г.

  • В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.
  • В данном пункте идёт речь о том, что если объект недвижимости был ранее учтён, имеет кадастровый номер, но в течение 5 лет хитро мудрые владельцы не хотят регистрировать права на свою недвижимость. К примеру, не хотят регистрировать право собственности на основании свидетельства о праве на наследство, не хотят регистрировать права на участок после совершения сделки: купли - продажи, дарения, решения суда и др., не хотят достраивать объект недвижимости и т. д. Однако такие люди продолжают пользоваться недвижимостью, умудряясь ни за что не платить. Так вот на эту хитро мудрость государством придуман свой болт с резьбой.

    К сожалению, не учтены случаи, когда сведения о недвижимости должны быть в органе регистрации прав, а их нет по причинам часто не зависящим от исполнителей. Ну, к примеру, сгорела поселковая администрация вместе с вашими документами (вернее вторыми экземплярами свидетельств на право собственности на землю и всеми приложениями). В этом случае пока вы не побеспокоитесь, никто никаких сведений в ЕГРН не предоставит.

    Результатом направления сведений из органа регистрации прав об отсутствии чьих-либо прав будет инициализация администрацией органа самоуправления обращения в суд с иском о признании судом такого объекта недвижимости бесхозным с последующей продажей на торгах другому собственнику.

    Справка: 01.03.2008 г. - дата вступления в силу ФЗ-221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

    3. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

    Впору снова кричать: "Караул! Землю отбирают!", - если не разобраться о чём собственно речь. Не секрет, но во многих СНТ, Пищевик не исключение, существуют участки, к-е до сих пор никем не приватизированы. Как так? Разберём на примере. В СНТ "Пищевик" существует несколько участков, в пределах 10, к-е согласно Государственному акту (постановление мэрии № 334 от 07.03.95 г.) о передаче земли в собственность по разным причинам до сих пор не обрели своих владельцев. Соответственно перед принятием постановления и передачей земельных участков гражданам, мэрией были произведены: отвод земли, межевание границ инд. участков, подготовлены списки членов с/т и др. документы согласно закону. Дальше необходимо было: гражданам получить свидетельства на право собственности на землю, а правлению свидетельство на право собственности на землю общего пользования. Эти 10 граждан и само СНТ не получили завершающего документа: свидетельства о праве собственности на землю. А всучить насильно земельный участок в собственность закон не позволяет.

    Прошло время с момента вступления постановления в силу. За получением свидетельства на право собственности на землю пользователи данных десяти участков в Комитет по земельным ресурсам мэрии не пришли. Многих из них уже нет, и теперь у наследников нет права на приватизацию таких участков (согласно ГК, ст. 17 правоспособность возникает с рождением гражданина и заканчивается смертью). Участки зависли.

    Что получается по факту? Все документы мэрией г. Калининграда подготовлены, все индивидуальные садовые участки поставлены на кадастровый учёт. А десять из них, как не имели собственников, так и не имеют. Как не платился земельный налог в 95 году, так и сейчас не платится. Как не платились членские взносы такими пользователями, так и не платятся. Как выход из ситуации: согласно нормам 218-фз от 13.07.2015 г. земельные участки, не имеющие собственников, будут сниматься с учёта и органы самоуправления смогут ими распоряжаться по своему разумению. Наиболее вероятно то, что мэрия в дальнейшем продаст участки с торгов или передаст их нуждающимся льготникам.

    Подытожим:

      Выводы действии свидетельства на право собственности на землю образца 1992 года:
    1. Связь между старыми свидетельствами на право собственности на землю, отменёнными нормативными правовыми актами прослеживается и подтверждается нормами нового ФЗ-218 от 13.07.2015 г.
    2. Закон признаёт старые документы действительными и юридически значимыми, подтверждающими права собственности и осуществление государственного кадастрового учёта земельных участков в установленном порядке, не зависящих от желания собственника.
    3. Наличие сведений в Государственном кадастре (ГКН) о вашей недвижимости неоднозначно и не гарантируется, несмотря на нормы закона, что объясняется в т.ч. изменившимися требованиями к определению границ земельных участков (объектов) на местности.
    4. Актуальность проверки сведений содержащихся в ЕГРН о вашем объекте недвижимости и внесение в реестр недостающих сведений зависит от желания собственника и предоставлено ему в силу закона.
    5. Внесение всех необходимых актуальных сведений об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, в т.ч. по заявлению правообладателя, гарантирует владение, распоряжение и пользование недвижимостью в полном объёме прав предоставленных законом.

    теперь, когда вы имеете полную картину по действующим нормам законодательства и разобрались в них, можно задать вопрос: "Есть ли противоречия в законодательстве или нет?" Ответьте на вопрос сами и не слушайте страшилки, выскакивающие из уст спецов и экспертов про ограбление народа негодяями - чиновниками. Всё в ваших руках. Держите нос по ветру, и тогда вас никто, никогда, даже на пьяной козе не объедет.

    Изменения 2016 года в законодательстве о регистрации недвижимости коснулись и вопроса правоудостоверяющих документов. В частности, начиная с 15 июля 2016 года свидетельства о праве собственности на любые объекты недвижимости (в том числе и на земельные наделы) больше не выдают.

    Что представляло из себя это свидетельство и как сейчас получить новый документ в подтверждение ? Этому вопросу посвящена данная статья.

    Ранее выдаваемое свидетельство, подтверждающее права собственника на его участок – это документ, который удостоверяет факт регистрации такого права за конкретным лицом – гражданином или организацией.

    До вступления в силу изменений 2016-го года свидетельства выдавались Росреестром, по результатам подачи заявления и документов для регистрации.

    Свидетельство было необходимо для официального подтверждения регистрационных действий в отношении права собственности за владельцем.

    Не нужно путать этот вид документа с правоустанавливающими, к коим относятся различные договоры по отчуждению (дарения, мены, ), свидетельство о вступлении в наследство, судебное решение или другой официальный акт и т.д.

    Так вот начиная с лета 2016 года , после ряда изменяющих актов, было принято решение:

    • отменить все ранее выдававшиеся свидетельства;
    • удостоверять право собственности исключительно выпиской из ЕГРН на конкретный участок. По своему содержанию современная выписка является даже более информативным и полным документом, нежели выдаваемые ранее цветные официальные бланки.

    Формы свидетельств до отмены в 2016 году

    Свидетельства, подтверждающие право собственности, начали выдаваться госорганами с 1992 года. На тот момент они представляли собой лист специальной бумаги синего цвета, на котором записывались данные о собственнике, о земельном участке, дате выдачи свидетельства и т.д.

    Вот так выглядел этот документ:

    Начиная с 1995 года в некоторых регионах страны начали выдавать свидетельства розового цвета, состоявшие уже из 2х листов (то есть 4х страниц). Первый из них было чем-то вроде титульного листа, где были указаны:

    • субъект, в котором выдан документ;
    • серия и номер свидетельства;
    • наименование.

    Фото свидетельств образца 1995 года:

    На второй странице содержались основные сведения о земельном наделе и о собственнике. По сравнению с синими свидетельствами, в розовых прописывались и паспортные данные гражданина. Третья страница включала в себя специальную таблицу для заполнения совершаемых сделок с землей, а также штамп регистрирующего органа и подпись специалиста. К свидетельству прилагался также схематический план участка.

    Розовые свидетельства относились законом к бланкам строгой отчетности и имели различные степени защиты.

    Свидетельство нового образца имеет свою официально утвержденную форму. Ее разработал и утвердил приказом от 23 декабря 2013 г. № 765 Минэкономразвития России. В свидетельстве указывались следующие данные:

    • дата выдачи;
    • документы-основания;
    • субъект (субъекты) права;
    • вид права;
    • кадастровый (условный) номер;
    • объект права;
    • существующие ограничения (обременения) права;
    • номер записи регистрации;
    • Ф.И.О. государственного регистратора.

    Нужно ли менять старые свидетельства?

    Многие собственники задавались подобным вопросом и стараются до сих пор поскорее получить новое свидетельство. Однако можно с уверенность обозначить два основных момента:

    1. Несмотря на то, что на большинстве старых свидетельств была пометка об их временности, они имеют аналогичную юридическую силу, что и свидетельства нового образца. Поэтому менять их можно не торопиться.
    2. С учетом последних изменений 2016 года в законодательстве, в качестве доказательства регистрации права собственности выступает обычная , ни о каких свидетельствах (ни о старых, ни о новых) уже речь не идет.

    Подробнее об особенностях выписки и ее получения читайте далее в статье.

    Одним из главных является несоблюдение условий договора.

    Узнать кадастровый номер участка, зная лишь фамилию владельца, невозможно. Какими еще сведениями нужно обладать, вы узнаете, прочитав .

    Как получить выписку из ЕГРН: пошаговая инструкция

    В настоящий момент можно сказать, что выписка из ЕГРН является не только документом, успешно заменяющим свидетельство о праве собственности. Это достаточно расширенный вариант документа, в котором отражен более полный объем информации о земельном наделе. Именно поэтому закон “О государственной регистрации недвижимости” № 218-ФЗ отменил кадастровый паспорт как вид документа на землю, потому что содержащиеся в нем сведения теперь можно получить в виде единой выписки из ЕГРН. Это несомненный плюс нововведений закона.

    Выписка включает в себя информацию о:

    • адресе, площади и категории участка;
    • графическом плане;
    • кадастровой стоимости;
    • кадастровом номере, а также дате, когда он был присвоен;
    • ФИО или названии юрлица, являющихся собственниками надела, по которому сформирована выписка;
    • дате регистрации права и номере;
    • том, в связи с наличием какого документа участок приобретен (договора, свидетельства о наследстве и др.);
    • том, имеются ли какие-то ограничения (). Об этом ставится соответствующая отметка.

    Кроме того, по запросу заинтересованного лица могут предоставлять дополнительные сведения из ЕГРН, такие как:

    1. уведомление о том, что никто ранее не получал сведения о земельном участке;
    2. справки о лицах, которые получили сведения о земле;
    3. уведомление о том, что в ЕГРН не содержатся запрашиваемые данные по объекту;
    4. решение об отказе в выдаче документа о запрашиваемых сведениях из ЕГРН;
    5. информацию о наличии сделок с участком и др.

    ЕГРН не содержит сведений о неприватизированной недвижимости, поэтому, в таком случае в выписке будет записано: «Запрашиваемые сведения отсутствуют».

    Но как эту самую выписку? Алгоритм действий таков:

    1. Обращаться нужно в отделение Росреестра по месту расположения интересующего участка земли. Также можно прийти в МФЦ и подать заявление туда, но ждать придется немного дольше, потому что некоторое время уйдет на передачу сведений оттуда в Росреестр. Формой обращения служит заявление по форме о выдаче выписки. Его бланк предоставят там, куда обращается лицо. Кроме того, данный документ можно заказать и в режиме онлайн. Например, на портале Госуслуг или на сайте Росреестра.
    2. При заказе в регистрирующем органе выписки не нужно прилагать никаких удостоверяющих документов, кроме квитанции об уплате госпошлины.

    В некоторых случаях выписка из ЕГРН может быть выдана и вовсе . Это касается запросов из правоохранительных органов и органов исполнительной власти, а также судов, МФЦ для предоставления госуслуг и муниципалитета и др. Кроме того, бесплатно может предоставляться выписка по заявлениям любых лиц, если это касается кадастровой стоимости земельного надела. Во всех других случаях за получение такого документа надо заплатить госпошлину.

    Расценки по госпошлине следующие:

    Тип заказываемого документа – выписка из ЕГРН Форма выдачи выписки и кто заявитель
    Бумажный документ Электронный документ
    Граждане Организации Граждане Организации
    Об объекте недвижимости (в нашем случае – о земельном участке) 750 2200 300 600
    об основных характеристиках и имеющихся правах на объект недвижимости, которые официально зарегистрированы 400 1100 250 500

    Срок выдачи выписки: в МФЦ – 5 дней, в отделении Росреестра – 3 дня, на официальном сайте этого органа – 3 дня.

    Поэтому, если у вас имеется какое-то либо свидетельство о праве собственности, будь то старое или новое, все равно при совершении каких-то сделок или юридических действий, вам понадобится только выписка из ЕГРН.

    Кстати, этот документ не имеет как такового срока действия, поэтому можно пользоваться им до момента необходимости внесения каких-либо изменений в кадастр. Для совершения сделок лучше, чтобы выписка была выдана не позднее 30 дней.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча