14.02.2019

Что изучает административно деликтное право. Административный деликт и административно-деликтное право


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Действие административного права весьма масштабно. Непосредственное административно-правовое воздействие распространяется на две большие сферы общественных отношений:

1) деятельность органов государственной власти и уполномоченных должностных лиц (органов исполнительной власти, государственных и муниципальных служащих) по реализации функций государственного управления и местного самоуправления. Административно-правовой режим подобной деятельности в различных областях (например, в государственной службе (служебном праве), милицейском праве, муниципальном праве, строительном праве, школьном и таможенном праве) устанавливается отраслевыми правовыми средствами и методами. Это так называемое управленческое право (включающее управление в отраслях и межотраслевых сферах), которое посредством регулятивной функции защищает права и свободы граждан, обеспечивает административное нормотворчество и устанавливает ответственность в государственном управлении;

2) обеспечение общественного порядка и безопасности, борьба с правонарушениями, совершенными в сфере, подконтрольной органам исполнительной власти (строительство, статистика, торговля, налогообложение, таможенное дело и т. д.). Это так называемое административно-деликтное право, осуществляющее административно-юрисдикционные функции и контрольно-надзорные полномочия.

Дели́кт (из лат. delictum «проступок, правонарушение») - частный или гражданско-правовой (delictum privatum) проступок, влекущий за собой возмещение вреда и ущерба или штраф, взыскиваемые по частному праву в пользу лиц потерпевших.

Административно-деликтное право

Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.

Отношения, возникающие между государственными органами и правонарушителями - это властные отношения. Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликты не обязательно, непосредственно возникают из управленческих отношений (например, уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17 КоАП РФ, занятие проституцией - 6.11 КоАП и др.). Во-вторых, нормы об административной ответственности за административные правонарушения (проступки носят универсальный характер, аналогичный нормам уголовного права). Их охранительная функция распространяется на отношения, регулируемые не только административным правом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано с определением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому его называют также административно-наказательным правом.

Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ), законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской области об административной ответственности) и др.

Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Административно-деликтное право как понятие в юридической науке фигурирует давно 1 . Термин «административное» подчеркивает связь с административным правом, «деликт» (от лат. (1еИс1ит - проступок) - это правонарушение. Иначе, административно-де­ликтное право - это право (совокупность правовых норм) об ад­министративных правонарушениях.

В российской и белорусской науке административного права подобную совокупность норм рассматривают в качестве отдельно­го института 2 , подотрасли 3 , крупнейшего блока 4 административ­ного права.

Нормы административно-деликтного права имеют свою функ­циональную направленность. По содержанию - это нормы запре­тительного характера. Ими определяется, какие общественно- вредные деяния являются административными правонарушения­ми, и устанавливаются меры ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим такие правонарушения.

См., например: Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право

Административно-деликтное право призвано охранять от по­сягательств общественные отношения, регулируемые нормами как административного права, так и других отраслей права. Админист­ративно-деликтное право не регулирует общественные отношения, составляющие объект его охраны. Оно лишь запрещает соверше­ние деяний, которыми может быть причинен существенный вред общественным отношениям, складывающимся в обществе и полу­чившим правовое регулирование.

Как правильно подчеркивает А.П. Шергин, «сам характер этих отношений, содержание, метод реализации, правовые позиции субъектов свидетельствуют о самостоятельной группе деликтных отношений, составляющих в совокупности предмет администра- тивно-деликтного права».

По своему характеру (запретительность, охранительность) административно-деликтное право тождественно уголовному праву.

Преобладающая часть общественных отношений, охраняемых нормами административно-деликтного права, относится к адми­нистративному праву. Например, отношения, возникающие в свя­зи с исполнением правил дорожного движения, пожарных, сани­тарных, таможенных правил, правил паспортной системы и т.д. Есть и отношения, которые составляют предмет правового регу­лирования других отраслей права: конституционного, гражданского, трудового, финансового и экологического. Так, нормы конститу­ционного права регулируют отношения, связанные с социальным статусом человека, его правами и обязанностями; гражданское право - отношения, вытекающие из права собственности, трудо­вое право - трудовые отношения, финансовое право - финансовые и налоговые отношения, экологическое право - сферу экологи­ческих отношений, а административно-деликтное право соответ­ственно охраняет эти отношения от противоправных (общественно вредных) посягательств, устанавливая административную ответ­ственность, например, за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП), нарушение законодательства о язы­ках (ст. 9.22), нарушение авторских, смежных и патентных прав (ст. 9.22), нарушение права государственной собственности на

недра (ст. 10.1), нарушение законодательства о труде (ст. 9.19), на­рушение законодательства о пенсионном обеспечении (ст. 9.14) и т.п.

Охраняя эти отношения извне, административно-деликтное право в конечном итоге охраняет и управленческие отношения, отношения по поводу управления государственной собствен­ностью, финансами, налоговой системой и т.п., обеспечивает ста­бильность и правопорядок в обществе, которые влияют на надле­жащее государственное управление. Налицо связь административ­но-деликтного права с административным правом.

Некоторые ученые полагают, что нормы об административной ответственности вызваны к жизни потребностью адекватной госу­дарственной реакции на один из видов неправомерного поведе­ния - административный проступок (деликт - отсюда и наиме­нование рассматриваемой совокупности норм). Типичная форма такой реакции выражается в применении к нарушителю опреде­ленного вида санкции - административного взыскания. Иными словами, отношения, возникающие по поводу применения послед­него - это отношения юридической ответственности, а не управ­ленческие отношения. Применительно к нашему типу эти отно­шения обозначены в юридической литературе как административно-деликтные (проступочные), что делает возможным, как не без основания подчеркивает Л.В. Коваль, «разграничение между отношениями по поводу административного проступка и отноше­ниями административно-правовыми (государственно-управлен­ческими)» 1 .

Регулирование охранительных административно-деликтных отношений является главным направлением административно-де­ликтного права. Такие отношения складываются между государ­ством в лице соответствующих юрисдикционных органов государ­ственной власти и физическими и юридическими лицами по по­воду соблюдения администативно-деликтных запретов. Подобные запреты с угрозой административной ответственности существу­ют для того, чтобы не допустить, предупредить совершение адми­нистративных деликтов. Они выступают в роли своеобразного профилактического средства.

Шергин А.П. // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 55; См.: Коваль Л.В.

Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.

Установление административно-деликтных норм уже таит в себе принуждение, несмотря на то, что это делается в целях защи­ты прав и интересов физических и юридических лиц, общества и государства. Принуждение проявляется в запретительном харак­тере названных норм, в общей их обязательности для исполнения всеми адресатами. В случае, когда совершается деяние вопреки запрету, возникают иного рода отношения между государствен­ным компетентным органом (должностным лицом) и лицом, со­вершившим это действие (бездействие). Названная возможность определяется установлением наличия или отсутствия администра­тивного правонарушения. Как видим, здесь возникает спор, конфликтная ситуация, в которой каждая из сторон наделена определенными правами и обязанностями.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что охра­нительные административно-деликтные отношения возникают с момента вступления в действие закона (его отдельной нормы), устанавливающего запреты под угрозой административной ответ­ственности. Хотя в этом случае еще нет самого деликта, но есть запрет на совершение определенных поступков, деяний. Это свое­го рода устрашение, предупреждение, нацеливание на соответ­ствующее поведение физических и юридических лиц с установле­нием, что в случае несоблюдения (непослушания), пренебрежения запретами наступает кара, наказание. Значительная часть указан­ных субъектов, соприкасаясь с подобными предписаниями, со­блюдает их. Подобное соприкосновение, соблюдение образует первый вид охранительных административно-деликтных отноше­ний. Их можно назватьобычными (предупредительными, или абсолютными) административно-деликтными отношениями. Они не столь заметны, очевидны, потому что становятся обычными, привычными в поведении людей.

Подобные отношения возникают вне конкретных связей меж­ду указанными субъектами административно-деликтного права. Они опосредствованы установленными административно-деликтными нормами. Физические и юридические лица вступают в рассматриваемые отношения путем воздержания от совершения деяний, признанных административными правонарушениями.

В случае неподчинения запретам, нарушения установленных административно-деликтных правил возникает второй вид охра­нительных отношений по поводу совершаемого деяния. Требуется

дать ему правовую оценку, определить наличие или отсутствие административного правонарушения и решить вопрос об адми­нистративной ответственности, если для этого будут установлены основания. Этот вид отношений можно назватьфактическими (реальными, практическими) охранительными административно-деликтными отношениями, поскольку они возникают по факту совершенного противоправного деяния. В уголовном праве подоб­ные охранительные отношения называют конфликтными 1 .

Охранительный характер первого вида отношений выражается и статике. Это своего рода конклюдентные отношения. Охрана отношений осуществляется путем молчания первой стороны (го­сударства) после установления запретительных правил под угро­зой административной ответственности и молчаливого следова­ния этим запретам другой стороны (физических и юридических лиц). В этом выражается устрашающее, психологическое охрани­тельное воздействие на лицо.

Охранительный характер второго вида отношений выражается в динамике. Компетентные органы (должностные лица) осущес­твляют действия в связи с ненадлежащим поведением физическо­го и (или) юридического лица, свидетельствующем о нарушении ими установленных запретов. Здесь проявляются наказательные, карательные (штрафные) свойства административно-деликтного права, охрана с помощью применения реального правового при­нуждения. Они порождают права и обязанности одной стороны - правонарушителя - нести административную ответственность, а другой - органа (должностного лица), ведущего административ­ный процесс, т.е. субъекта административной юрисдикции,- при­менить соответствующую санкцию нарушенной административ- ио-деликтной нормы.

Подобные охранительные отношения первого и второго вида в науке административного права рассматриваются в качестве одно­го из методов государственного управления. На основании этого делается вывод о том, что административно-деликтное право - это отдельный институт или подотрасль административного пра­ва. Подобный подход не отражает реального его статуса.

1 См.: Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.М. Хомича. Мн„ 2002. С.


Похожая информация.


Административное деликтное право включает в себя понимание административного правонарушения и его состава и административной ответственности.

. Административным правонарушением (проступком) признается бездействие или противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие, посягающее на государственный или общественный порядок, общественную собственность, права и свободы человека и гражданина, на установлен ный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Отсюда признакам административного правонарушения (проступка) являются: а) общественная опасность деяния б) противоправность в) виновность г) применение административного взыскания; административная соответствующих дальность.

Общественная опасность деяния в нормах административного деликтного права не называется признаком административного проступка. Но, несмотря на это, следует отметить, что административные правонарушения п посягающие на конкретные правоотношения, охраняемые административным законом и влекут им вред, а вместе вред правопорядку. К лицам, совершившим административные проступки, принимаются меры государственного принудительного воздействия. Итак, следует сделать вывод о том, что административные проступки являются также общественно опасными. При разграничении административных проступков и уголовных преступлений ступ инь общественной опасности играет главную роллроль.

Противоправность означает, что правонарушение характеризуется как действие или бездействие, запрещена административным законодательством. Понятие"деяние"следует рассматривать в следующих основных значениях: а) это волевое ный акт поведения человека, б) включает в себя две стороны поведения (действие или бездействие), обе из которых нарушают действующие нормы права, в) в административном законодательстве закрепляется запрет такой д ее или обязательства активно действовать в нужном направлении г) гражданин не действует там, где это требуется, или действует там, где это запрещено (осуществляет действия против права). Например, нарушает правила администратора ративного надзора, или не выполняет требований относительно постановки на учет военнообязанныхих.

Противоправность как признак административного правонарушения считается, если есть норма права, которая устанавливает определенный вариант поведения, и деяния лица (субъекта), которое противоречит предписания этой нормы. Пр ричому правовые нормы, которые устанавливают определенные правила, могут быть не только административными, но и трудовыми, земельными, финансовыми, хозяйственными, жилыми и т.д.. Отсутствие противоправности свидетельствовать ь об отсутствии административного правонарушенияня.

Важным признаком административного правонарушения является вина,. Это психическое (внутреннее) отношение субъекта к совершению определенного действия и его последствий. Различают две формы административной вины: умысел и неосторожности. Намерение может быть прямым и косвенным, а неосторожность - самоуверенностью и небрежностью. Отсутствие вины исключает наличие административного проступкапку.

За совершение административного проступка наступает ретроспективная административная ответственность, которая заключается в возложении на виновного в совершении административного проступка определенного вида и меры администра ативного взыскании.

Административное правонарушение (проступок) имеет свою юридическую модель (склад). Состав административного правонарушения - это предусмотренная нормами административного права совокупность объективных и субъективных их признаков, при наличии которых то или иное деяние можно квалифицировать как административное правонарушение. Он включает в себя: а) объект, б) объективную сторону в) субъект г) субъективную сторонну.

Объект административного правонарушения - это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом и регулируются нормами трудового, гражданского, земельного и финансового права и за нарушение которых налагаются административные взыскания. Объектом административного правонарушения могут быть определенные социальные блага (здоровье, честь и достоинство человека и др..).

Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность таких внешних признаков, как деяние (действие или бездействия), противоправные последствия, причинная связь между деянием и наступившими закрепляются я нормами права об административных правонарушениях, место, время, обстановка, обстоятельства, способы и средства совершения административного правонарушения.

Субъектами административных правонарушений могут быть граждане или должностные лица, иностранцы и лица без гражданства. Административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие 16-летнего в возраста. Если лицо в возрасте от 16 до 18 лет совершило административное правонарушение, она привлекается к административной ответственности на общих основаниях со спецификой"предусмотренной. Законом. Укра ни"Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних"от 24 января 1995. Должностные лица подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обовья зкы. Это означает, что должностные лица несут ответственность не только за нарушение определенных правил своими действиями, но и за необеспечение их выполнения другими лицами, прежде подчиненнымлими.

Субъективная сторона административного правонарушения включает в себя вину, мотив и цель поведения правонарушителя.

Объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения предусмотрены в соответствующих статьях. Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Административные правонарушения могут быть классифицированы по различным видам. Существуют следующие критерии для классификации::

1) в зависимости от степени общественной опасности выделяют основные и квалификационные составы правонарушений. Более высокая степень общественной опасности деяния характеризуют дополнительные признаки, которые принято наз зиваты квалифицирующими (например, повторность, наличие или возможность наступления вредных последствий, аварийная ситуация, оставление места происшествия, совершение деяния лицом, грубое нарушение правил т.д.). Склады правонарушений с такими дополнительными признаками называют квалифицирующими, а без таких признаков - основнымии;

2) в зависимости от субъекта правонарушения различают личные (частные) и служебные (должностные) правонарушения;

3) в зависимости от характера вреда административных правонарушениях подразделяют на материальные и формальные. К материальным относятся составы правонарушений, где включается материальный ущерб (например, уничтожение я леса в результате его поджога). В формальных правонарушений наступления вредных последствий не требуется (например, неявка по вызову в военный комиссариат));

4) по структуре состав бывают однозначные и альтернативные правонарушения. В однозначных складах четко указываются признаки правонарушения (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения). В альтерн нативных называют несколько вариантов признаков правонарушения (нарушение правил открытия полиграфических и штемпельных предприятий, приобретение, сбыт, использование, учет, хранение множительно й техники, шрифтов и матриц лицами, ответственными за соблюдение этих правил в соответствии с вот 189. КУоАП)П);

5) по особенностям конструкции различают описательные и бланкетные составы административных правонарушений. Описательные составы вполне раскрывают содержание правонарушения (например, заведомо ложный вызов сп пециально служб по ст 183. КоАП). Бланкетные указывают на то, что признаки проступка установлены отдельными правилами (например, нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры по ст 92. КУоАП) и иа ін.

  • 6. Действие административного деликтного закона во времени
  • 7. Наука административное деликтное право
  • Административное правонарушение. Административная ответственность
  • 8. Административное правонарушение
  • 8.1. Понятие и признаки административного правонарушения
  • 8.2. Соучастие в административном правонарушении
  • 8. 3. Повторное, длящееся административное правонарушение, совокупность административных правонарушений
  • 8.4 Состав административного правонарушения
  • 9. В и н а
  • 10. Понятие и принципы административной ответственности
  • 11. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением
  • Крайняя необходимость
  • Обоснованный риск
  • Административное взыскание
  • 12. Понятие, цели и виды административных взысканий
  • 12.1 Понятие и цели административного взыскания
  • 12.2 Виды административных взысканий
  • 13. Наложение административного взыскания
  • 13.1. Общие правила наложения административного взыскания
  • 13.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
  • 13.3. Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений и исчисление срока административного взыскания
  • 13.4. Сроки наложения административного взыскания
  • 14. Основания освобождения от административной ответственности
  • Приложения
  • Социальные функции административного деликтного права
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 1. 1. КоАп)
  • Структура административно- правовой деликтной нормы
  • Виды диспозиций
  • Виды санкций
  • Толкование норм права по приемам уяснения
  • Толкование норм права по объему
  • Толкование норм права в зависимости от юридических последствий
  • Задачи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях(ст. 1.2. КоАп)
  • Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в пространстве (ст. 1.4. КоАп)
  • Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени (ст. 1.5 КоАп)
  • Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 1.3. КоАп)
  • Административное правонарушение. Административная ответственность
  • Признаки административного правонарушения
  • (Ст. 2.1. КоАп)
  • 2. Административным правонарушением может быть деяние в виде:
  • Соучастие в административном правонарушении (ст. 2.4. КоАп)
  • Соучастники административного правонарушения
  • Состав административного правонарушения
  • Вина физического лица и ее формы (ст. 3.1. КоАп)
  • Совершение административного правонарушения умышленно (ст. 3.2. КоАп)
  • Совершение административного правонарушения по неосторожности (ст. 3.3. КоАп)
  • Принципы административной ответственности (ст. 4.2. КоАп)
  • Возраст, с которого наступает административная ответственность (ст. 4.3. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • 1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАп
  • Деяния, влекущие административную ответственность по требованию (ст. 4.5. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • Ответственность несовершеннолетних (ст. 4.6. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 4.7. КоАп)
  • Ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица (ст. 4.5. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (ст. 4.2. КоАп)
  • (Ст. 4.2. КоАп)
  • (Ст. 4.2. КоАп)
  • Административное взыскание
  • Понятие и цели административного взыскания (ст. 6.1. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • (Ст. 6.2. КоАп)
  • Основные и дополнительные административные взыскания (ст. 6.3. КоАп)
  • Предупреждение (ст. 6.4. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • Штраф(ст. 6.5. КоАп)
  • 4. (Не приводится как не вступившая в силу.)
  • 6. Если физическое лицо:
  • Исправительные работы (ст. 6.6. КоАп)
  • 3. Исправительные работы не могут быть назначены:
  • Административный арест(ст. 6.7. КоАп)
  • 2. Административный арест не может применяться к:
  • Лишение специального права (ст. 6.8. КоАп)
  • 3. Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:
  • Лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 6.9. КоАп)
  • Конфискация (ст. 6.10. КоАп)
  • Депортация (ст. 6.11. КоАп)
  • Взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ст. 6.12. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • Общие правила наложения административного взыскания (ст. 7.1. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • 2. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:
  • 3. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:
  • Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 7.2. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • 1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
  • Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 7.3. КоАп) (ст. 4.2. КоАп)
  • 1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
  • С о д е р ж а н и е
  • Учебное издание
  • Административный деликтный закон

    1. Понятие административного деликтного права, его предмет и метод

    Административное деликтное право – одна из отраслей права. В связи с чем, ей присущи все признаки, свойственные праву в целом, но в то же время она характеризуется самостоятельным содержанием, вытекающим из специфики ее отраслевой принадлежности.

    Каждая отрасль права регулирует определенные общественные отношения, т.е. имеет свой предмет правового регулирования.

    Административно-деликтные правоотношения представляют собой юридическую связь между участниками урегулированных административным деликтным правом общественных отношений, выражающуюся в наличии у них взаимных субъективных прав и юридических обязанностей (либо только права и соответствующей ему обязанности).

    Элементами административно-деликтных правоотношений являются субъект, объект и содержание.

    Под субъектами административно-деликтных правоотношений необходимо понимать участников управленческих и иных отношений, которых административно-деликтный закон наделил правами и обязанностями, способностью вступать в административно-деликтных правоотношения.

    Все субъекты административно-деликтных правоотношений должны обладать таким юридическим качеством как административно-деликтная правосубъектность, которая состоит из административно-деликтной правоспособности и административно-деликтной дееспособности.

    Административно-деликтная правоспособность – это установленная и охраняемая государством возможность (способность) конкретных субъектов вступать в различного рода правовые отношения.

    Административно-деликтная дееспособность – это процесс практической реализации правоспособности субъектов административно-деликтных правовых отношений, т.е. способность сознательно и самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

    Объектом административно-деликтных правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и соответствующие им обязанности. К объектам административно-деликтных правовых отношений относятся различные правила, стандарты, нормы и т.д. на нарушение которых государством установлен запрет под угрозой применения административного взыскания.

    Субъективное административно-деликтное право это предоставленная законом участнику административно-деликтных правовых отношений возможность определенного поведения, а также возможность требовать соответствующего поведения от другого лица (или других лиц) с использованием в необходимых случаях мер государственного принуждения.

    Обязанность, соответствующая субъективному праву – это необходимость (или долженствование) определенного поведения, обеспеченная применением мер государственного принуждения в случае уклонения от такого поведения.

    Можно выделить три разновидности общественных отношений, регулируемых административным деликтным правом.

      охранительные администртаивно-деликтные правовые отношения;

      общественные отношения, возникающие при предупреждении административных правонарушений;

      общественные отношения, возникающие при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

    Охранительные администртаивно-деликтные правовые отношения возникают в связи с совершением административного проступка. Лицо, совершившее такой проступок, обязано понести соответствующее взыскание. Компетентные органы (должностные лица) обязаны привлечь лицо, совершившее административное правонарушение к административной ответственности. Налицо субъекты правоотношения, которые наделены определенными субъективными правами и юридическими обязанностями. Эти отношения регулируются нормами административного деликтного права. Содержанием охранительных администртаивно-деликтных правовых отношений является реализация административной ответственности и административного взыскания, связанная с совершением административного правонарушения.

    Общественными отношениями, возникающими при предупреждении административных правонарушений, являются такие общественные отношения, которые связаны с удержанием от совершения административных правонарушений лиц, склонных к антиобщественному поведению, посредством угрозы применения административного взыскания.

    Общественные отношения, возникающие при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске - это такие общественные отношения которые возникают в случаях использования обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением. К таким обстоятельствам относятся:

      необходимая оборона;

      причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение;

      крайняя необходимость;

      обоснованный риск.

    Правоотношения, регулируемые такими нормами права, можно считать регулятивными административно-деликтными правовыми отношениями, так как они складываются на основе регулятивных (управомочивающих) норм и регулируют правомерное поведение лица.

    Административное деликтное право регулирует общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества путем установления запретов на совершение общественно опасных деяний под угрозой применения административного взыскания.

    Регулирующая роль административного деликтного права выражается в том, что субъект права действует в соответствии с его предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение требований административного деликтного права вызывает применение мер воздействия государства в лице его правоохранительных органов к нарушителю.

    В обществе нормы административного деликтного права выполняются, как правило, добровольно и сознательно в силу того, что их требования соответствуют интересам и потребностям людей. Вместе с тем эти нормы обеспечиваются и принудительными мерами, которые применяются в случае их нарушения.

    Таким образом, предметом правового регулирования административного деликтного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением административного проступка, предупреждением административных правонарушений и при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске.

    Сущностную сторону административного деликтного права характеризуют его функции, которые можно рассматривать как способы воздействия на административно-правовые деликтные отношения.

    К функциям административного деликтного права относятся:

      регулятивная;

      предупредительная;

      охранительная;

      воспитательная.

    Регулировать значит упорядочивать, организационно оформлять.

    Регулятивная функция заключается в воздействии административного деликтного права на общественные отношений путем закрепления в законе запретов на совершение общественно опасных деяний под угрозой применения административного взыскания.

    Предупредительная функция административного деликтного права проявляется в том, что оно в первую очередь направлено на предупреждение административных правонарушений.

    Охранительная функция административного деликтного права – это такой вид правового воздействия, который предусматривает защиту регулируемых этой отраслью права общественных отношений.

    Воспитательная функция административного деликтного права проявляется, прежде всего, в том, что оно направлено на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения. Воспитательная функция права направлена на формирование у населения правовой культуры.

    Административное деликтное право представляет собой совокупность юридических норм установленных высшим органом законодательной власти – Национальным собранием Республики Беларусь и закрепляемых в принятых им законах.

    Административное деликтное право - этоотрасль права, совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти и определяющих, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, устанавливающих основания и условия административной ответственности, взыскания, которые могут быть применены к лицам, совершившим административное правонарушение.

    При разграничении отраслей права учитываются особенности, как предмета, так и метода правового регулирования под которым понимаются формы, приемы, способы, применяемые государством для регулирования общественных отношений определенного вида. Метод правового регулирования обусловливается, прежде всего, предметом правового регулирования. Существенное значение при этом приобретают такие свойства предмета правового регулирования, которые проявляются в определенных юридических признаках конкретной отрасли права, т.е. специфике составляющих ее норм, а также регулируемых ими правоотношений.

    Государство, применяя тот или иной метод правового регулирования, воздействует на общественные отношения в определенных сферах жизнедеятельности общества и придает их развитию желаемое направление.

    Метод правового регулирования охранительных администртаивно-деликтных правовых отношений – это административно-правовое принуждение, выражающееся в применении взыскания за нарушение установленного государством административно-правового запрета.

    Метод правового регулирования общественных отношений, возникающих при предупреждении административных правонарушений – это угроза применения административного взыскания, путем его законодательного закрепления за нарушение установленного государством административно-правового запрета.

    Метод регулирования общественных отношений, возникающих при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске - это наделение граждан правами на борьбу с общественно опасными деяниями.

    Правоохранительные функции государственного управления и органов исполнительной власти обусловливают необходимость такой части , которая содержит нормы, регламентирующие порядок применения к физическим или юридическим лицам. Государственное управление может быть «принуждающим» (правоохранительным, «нападающим», ограничивающим права субъектов права, жестким). В этих случаях применяются меры административного принуждения, т. е. контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекотельного, показательного и восстановительного характера. Здесь даже возможно временное ограничение прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном правоохранительными органами и сотрудниками правоохранительной службы, контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений, защита общества от опасностей. Главными принципами «принуждающего» управления являются законность, обоснованность, гуманизм, уважение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

    Охранительные отношения регламентируются в основном административно-деликтным правом , которое устанавливает административную юрисдикцию. Административная юрисдикция включает в себя систему органов административного принуждения, полномочия должностных лиц по применению мер принуждения, административные производства, среди которых наиболее детально регламентировано производство по делам об административных правонарушениях. То есть главнейшей особенностью административной юрисдикции представляется применение административного принуждения.

    Административно-деликтное право устанавливает виды и меры административного принуждения, используемого государством в целях предупреждения правонарушений, наказания виновных лиц за совершенные административные правонарушения, пресечения противоправных деяний и возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.

    Включает так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикцион- ные) отношения, т. е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения. Административно-деликтное право состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право (например, применение административных наказаний) и процессуальное административно-деликтное право (например, порядок применения административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения). Административно-деликтные отношения (охранительные правоотношения) могут возникать также в целях предупредительного воздействия на различные субъекты права (например, меры административно-предупредительного характера) и в целях возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.

    Административно-деликтное право включает в себя нормы права, устанавливающие систему правоохранительной службы в Российской Федерации. Это, например, нормы, совокупность которых можно определить как «полицейское право», т. с. как такую подотрасль административного права, которая регламентирует отношения по организации и деятельности полиции в Российской Федерации. Полномочия должностных лиц по применению административно-правового принуждения содержатся во многих федеральных и региональных законах, например: Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», Законе РФ «О полиции», Федеральном законе «О государственной охране», законах Воронежской области от 31 декабря 2003 г. № 74-03 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», от 23 сентября 2005 г. № 62-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Воронежской области», от 27 марта 2008 г. № 18-03 «Об участии граждан и общественных объединений в охране общественного порядка на территории Воронежской области».


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча