20.06.2020

Материальные и процессуальные нормы права. Про консультации.(нарушение норм материального и процессуального права) Материальные и процессуальные нормы права


Советы юристов:

1. В написании возражения на иск указываются нормы материального права. Какие именно?

1.1. Людмила!
Нормы права должны быть указаны, которые подтверждают вашу позицию в процессе. Вам нужно обратиться за юридической помощью, иначе можете проиграть дело.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Указать нормы материального права руководствуясь ст. 149 ГПК РФ,

2.1. Напишите, пожалуйста, вопрос в полном формате. Если это указано в определении суда, то вам необходимо выполнить все действия, которые вам предписано исполнить. Успешно решить Ваш вопрос можно с юридической помощью.
Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!

Вам помог ответ? Да Нет

3. Что такое материальное право? И что является нарушением его норм?

3.1. Материальное право - это нормы ГК РФ всех частей, вот когда они нарушаются при рассмотрении дел в судах, решения должны отменяться.

Вам помог ответ? Да Нет

3.2. Материальное право - где закреплены нормы права. ГК, например и другое
для составления жалобы на решение суда - обратитесь к юристу очно.

Вам помог ответ? Да Нет

4. Что такое нормы процессуального права и нормы материального права.

4.1. Нормы материального права - нормы, на которых основаны исковые требования (ГК РФ,ЖК РФ, СК РФ и так далее), нормы процессуального права - нормы, используемые при ведении процесса (ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и так далее).

Вам помог ответ? Да Нет

4.2. В общем смысле проще всего это объяснить на примере уголовного права.
Уголовно процессуальное право - является процессуальным и описывает порядок привлечения к уголовной ответственности в случае обнаружения преступления.
Уголовное право, является материальным правом и описывает сами составы преступления.

Вам помог ответ? Да Нет

4.3. Нормы материального права это нормы, которыми суд руководствовался при вынесении решения, нормы процессуальные-это нормы регламентирующие сам процесс суда, это все нормы ГПК и АПК.

Вам помог ответ? Да Нет

4.4. Нормы материального права закрепляют права и обязанности, например право граждан на объединение, свободу слова, свободный труд, охрану жизни и здоровья.
Нормы процессуального права определяют порядок реализации прав и исполнения обязанностей. Например, у гражданина есть право обращаться в суд за защитой, норма процессуального права устанавливает сроки исковой давности, т. е. в какой срок и как гражданин должен обратиться в суд.
В качестве примера: Гражданский кодекс РФ содержит нормы материального права, Гражданский процессуальный кодекс РФ - нормы процессуального права.
Удачи Вам!

Вам помог ответ? Да Нет

6. Чем отличаются нормы материального права от норм процессуального права.

6.1. Вы не юрист? Зачем вам это нужн?. Просто: нормы процессуального права изложены в процессуальных кодексах (УПК, ГПК),Ю нормы материального права - во всех остальных

Вам помог ответ? Да Нет

7. Что означает материальные нормы права, а что прцессуальные нормы права? Спасибо!

7.1. Материальные нормы устанавливают прав и обязанности сторон.

Вам помог ответ? Да Нет

8. Где описаны нормы материального права?

8.1. В основном в кодексах (за исключением процессуальных).

Вам помог ответ? Да Нет

8.2. Материальное пра?во - совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

Термин материальное право используется в юриспруденции в качестве понятия, обозначающего такие правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путём прямого, непосредственного правового регулирования.

Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, устанавливают правовой статус, основания и пределы юридической ответственности и т. д.

Материальное право неразрывно связано с процессуальным правом. Их можно рассматривать как юридические категории, выражающие единство двух сторон правового регулирования: непосредственной юридической регламентации общественных отношений и процессуальных форм судебной защиты этих отношений.
К отраслям материального права относятся:
конституционное право
административное право
финансовое право
предпринимательское право
гражданское право
жилищное право
семейное право
природоресурсное право
экологическое право
трудовое право
право социального обеспечения
уголовное право

Вам помог ответ? Да Нет

9. Где прописаны нормы материального права и нормы процессуального права?

9.1. Если Вы говорите о гражданском праве, то материальные нормы - в ГК и иных законах, процессуальные - в ГПК, АПК.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Скажите, банк програл 1 инстанцию, суд оставил только проценты ответчику. Была сделана судебно-расчетная экспертиза в пользу ответчика. Теперь банк подал аппеляцию, цитирую: экспертами допущено грубое нарушение норм материального права при проведении расчета задолжности в соответствии со ст.319 гк... эксперты в суде первой инстанции, сделали вывод что банк накладывал проценты на проценты. Что делать в этом случае?

10.1. Если ответчик считает решение суда правомерным ему нужно направить в суд апелляционной инстанции возражение на апелляционную жалобу. Ст. 319 ГК РФ устанавливает очередность денежного обязательства заемщиком при недостаточности суммы произведенного платежа. В 1 очередь - издержки кредитора связанные с исполнением, во вторую-проценты, в третью - погашение основного долга. Но это в том случае, если соглашением не предусмотрен иной порядок.

Вам помог ответ? Да Нет

11. Помогите пожалуйста! Гражданка попала в ДТП, находившись в маршрутном такси, был причинен легкий вред здоровью (сотрясение). Она взыскала со страховой 71 тыс, а теперь еще взыскала материальный и моральный вред с собственника маршрутки и водителя. Имела ли права взыскивать повторно? Дайте ссылку на норму, если нет...

11.1. Могу Вам сказать только одно: очень мало денег взыскала потерпевшая с собственника маршрутки. По поводу взыскания вреда с собственника маршрутки, и водителя - это было законное решение суда. Со страховой потерпевшая получила возмещение вреда здоровья, и утраченного заработка. Это разные статьи.

Вам помог ответ? Да Нет

12. Нормы ГПК и материального права были нарушены. Судья и секретарь изменили протокол судебного заседания. Ворожения на протокол отклонили. Приняли платежку у ответчика как доказательство без синей печати банка. Не внесли в протокол мои возражения.

12.1. Пишите апелляционную жалобу и там все укажите ошибки суда первой инстанции.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Постановлением первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, вписав свидетелей врачей психиаторов в водную часть постановления как участников процесса. А на самом деле они были приглашены в суд в качестве свидетелей.
Вопрос? Может ли это являться основанием для отмены постановления в апелляционной инстанции? И на какую ссылку закона мне указать? Заранее благодарю.

13.1. Пишите кассационную жалобу, прикладывайте все документы. Это может являться основанием, как и все факты юридические в любом деле.

С уважением.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Меня зовут Зоя. готовлю кассационную жалобу на апелляционное определение. Необходимо ли в обязательном порядке указывать в жалобе конкретные нормы материального либо процессуального права, нарушение которых привело к незаконному принятию судом апелляционной инстанции вынесенного определения? Или достаточно описать ситуацию?

14.1. Нет, недостаточно описать ситуацию в кассационной жалобе.
В ГПК РФ установлены нормы о содержании кассационной жалобы , в т.ч. нормы материального и процессуального права,

Вам помог ответ? Да Нет

15. Я проиграл гражданское дело в первых двух судебных инстанциях. В определении обе судебные инстанции по сути правильно указали законы и статьи Конституции. Но...соблюдение этих законов не исследовали и вынесли решение без учёта реальных обстоятельств дела. Смогу ли я ссылаться на то,что суд грубо нарушил нормы процессуального и материального права или только процессуального права для отмены решения или вообще не могу?

15.1. Максим, в соответствии со ст.387 ГПК РФ , основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. В соответствии с ч.2 ст.390 ГПК РФ , при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Исходя из Вашего вопроса, ответ однозначный "да, можете"

Вам помог ответ? Да Нет

16. Какие нормы материального права указать в возражениях на иск об уменьшении алиментов,-с целью сохранения минимального прожиточного минимума моего с моим ребенком.

17. Как Выиграть процесс, в случае, если ПРЕЗУМПЦИЯ НАСТУПЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ между участием в клинических испытаниях лекарственных средств и хирургическими операциями ОТРИЦАЕТСЯ МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ СУДОМ. Судья Московского городского суда СУДЬЯ КУРЦНИШЬ, прямо об этом пишет в Определении Московского городского суда. ДОСЛОВНО. ВЫ НЕПРАВИЛЬНО ТРАКТУЕТЕ НОРМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА И НЕ УЧИТЫВАЕТЕ ВСЕХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДЕЛА.

17.1. Алексей, когда дело уже прошло 2, а то и 3 инстанции, думаю понятно, что без изучения самого дела, как минимум судебных актов, сказать что-либо сложно...

Вам помог ответ? Да Нет

18. суд отказал в привлечении 3-го лица по делу. Это нарушением норма материального права или процессуального права?

18.1. Процессуального, поскольку суд не привлек к участию в деле лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются вынесенным судебным решением. Данное обстоятельство, в силу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ , является безусловным основанием для отмены вынесенного решения в апелляционном порядке.

Вам помог ответ? Да Нет

18.2. Нарушение материальных норм - это нарушение норм, которые регулируют непосредственно какие либо - правоотношения, которое как правило выражается в неправильном их применении или истолковании.
Процессуальное нарушение - это нарушение норм процессуального права, которые уже не определяют взаимоотношения между их участниками, а регулирует процедуру уже как правило судебных взаимоотношений.
Как предусмотрено ст. 42 ГПК РФ третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
В соответствии со ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Соответственно, если отказ суда в привлечении 3-го лица являлось действительно нарушением, то процессуальным.

Вам помог ответ? Да Нет

19. "Существенное нарушение норм материального и процессуального права" по КАС РФ - кто сможет расшифровать эту "абракадабру"? Или не существует определения этого понятия, тогда как Суды ЭТО определяют - НЕУЖЕЛИ ПРОИЗВОЛЬНО - КАК ВЗДУМАЕТСЯ?

19.1. Чтобы Вам объяснить Вы желательно как минимум должны иметь юридическое образование и то не факт, что с первого раза легко поймете. Как минимум существенность нарушений предполагает явное несоответствие выводов суда нормам закона регулирующим отношения относительно предмета иска. В каждом регионе по некоторым критериям существенности действительно могут быть разные позиции судов. Окончательная инстанция по ним - это Верховный суд. Изложите вопрос конкретно. Чтобы получить конкретный ответ;

Вам помог ответ? Да Нет

19.2. Неправильным применением норм материального права являются:
неприменение закона, подлежащего применению;
применение закона, не подлежащего применению;
неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Можно ли приобщать новый документ который подтверждает нарушения норм процессуального и материального права к Кассационной жалобе.

20.1. Нет, вы не можете прикладывать к кассационной жалобе новые доказательства. Суд кассационной инстанции выносит решение на основании тех документов, которые имеются в материалах судебного дела. Новые доказательства не принимаются.

Однако вы можете подать заявление в суд первой инстанции заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам на основании полученного от прокуратуры документа.

Вам помог ответ? Да Нет

20.2. Можно ли приобщать новый документ который подтверждает нарушения норм процессуального и материального права к Кассационной жалобе.

Имею ввиду Ответ Прокуратуры города Москвы который был получен после судебного заседания (апелляция) в Московском городском суде.

Можно, а вот примут или нет, решит кассация.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Четко заданный вопрос - как сформулировать в просительной части искового-привлечение к материальной и моральной ответственности работодателя перед работником за многочисленные нарушения норм трудового права тк рф?

21.1. В просительной части искового заявления вам придется указать конкретные суммы денежных средств, которые вы желаете взыскать в свою пользу.

Вам помог ответ? Да Нет

21.2. В просительной части искового заявления как правило пишут то, что вы хотите от работодателя, например, взыскать с него какую-то часть заработной платы (НЕВЫПЛАЧЕННУЮ), либо какое-то ПОСОБИЕ, признать его действия по привлечению вас к материальной и дисциплинарной ответственности НЕЗАКОННЫМ, ну и так далее. Всё зависит от того какие именно требования вы хотите предъявить работодателю.

Вам помог ответ? Да Нет

21.3. В просительной части Укажите конкретные суммы денежных средств которые хотите взыскать. Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.

Вам помог ответ? Да Нет

22. В чём разница между отменой и изменением решения суда?
Если прошу взыскать в большем объёме так как суды первой и апелляционной инстанции применили неправильные нормы материального права, то прошу изменить или отменить решения суда и принять в данной части новое решение суда?

22.1. На Ваш вопрос я могу Вам дать ответ следующего содержания:

Просите изменить решение в части размера взыскиваемой суммы

Спасибо за обращение на сайт.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Обязательно ли в кассационной жалобе развернуто описывать положения нарушенных норм материального права или достаночно фразы: суд не учел положение п. ст. ФЗ "о бухгалтерском учете" и т.п. и принял к рассмотрению документы не соответствующие требованиям этого закона.

23.1. Ольга! Насколько Вы аргументированно обоснуете доводы своей жалобы, настолько и будет зависеть решение суда кассационной инстанции. Вы думаете они будут сидеть там и разбираться? Ошибаетесь.. им все надо по полочкам разложить. Тогда и шанс появится...

Вам помог ответ? Да Нет

23.2. В кассационной жалобе необходимо указать конкретную норму права (подпункт, пункт, статью Закона).
Всего Вам доброго!

Вам помог ответ? Да Нет

23.3. Не нужно в жалобе цитировать нарушенные нормы материального права., Если вы это именно это имеете ввиду. Достаточно просто сделать ссылку.

Вам помог ответ? Да Нет

24. В кассационной жалобе в разделе где пишется на основании ст.: нужно перечислить только материальные нормы права неприменненые ли бо ошибочно истолкованные судом. А нарушенные статьи ГПК сюда нужно писать?

24.1. ☼ Здравствуйте, Можете перечислить все статьи, которые вы употребляли при написании кассационной жалобы, ошибки большой не будет

Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

24.2. На основании ст. может быть написано в любой части кассационной жалобы. Если в этой части имеет место нарушение материальных и процессуальных норм, то указывайте и те и другие.

Вам помог ответ? Да Нет

25. А если я в просительной части кассации сошлюсь только на п.2 ст.390 гпкрф. То станет ли краевой суд использовать п.5.ст.390 гпк-не передавая дело на рассмотрение в суд первой инстанции и принять новое постановление по делу, если допущена ошибка в применении и или толковании норм материального права? Или нужно так сформулировать просительную часть чтобы умудриться объединить и п.2 и п.5 ст.390 гпк в одной просьбе. Так вообще допустимо?

Пример запрещающей нормы: ТК РФ, Статья 60. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором

Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Вам помог ответ? Да Нет

26.3. Владислав!
Решение задач ленивым студентам является платной услугой. За её оказанием Вы можете обратиться в личные сообщения к любому юристу.
Иначе как Вы сможете стать юристом, не умея самостоятельно решать задачи?

29. можно ли ст. 56,57 ГПК РФ отнести к нарушениям норм материального/процессуального права при написании кассационной жалобы по гр.делу. Спасибо.

29.1. 1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-и видеозаписей, заключений экспертов.

Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

2. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Тут все зависит, какие доказательства были предоставлены в первой инстанции.

Вам помог ответ? Да Нет

29.2. Если были нарушения данных норм судом первой инстанции, то Вы конечно можете на это ссылаться в своей жалобе, Вы можете ссылаться на все обстоятельства которые Вы считаете не законным. Просто мы то не видимо конкретные обстоятельства, и деталей не знаем, чтобы более конкретно ответить.

Вам помог ответ? Да Нет

30. в апеляционной жалобе планирую указать, что в решении суда первой инстанции" не были учтены все обстоятельства в этом я вижу нарушение норм материального и процессуального права"На какую статью опираться? К отзыву на иск приложенв асе обращения в банк с уведомлениМи, об ухудшении мат. положения, справка о доходах 8800 в каждом обоащении/их 5 шт/с просьбой урегулировать вопрос, платить не отказывалась. Как же в графе "прошу" все это сформулировать? Подскажите пожалуйста. Спасибо.

30.1. Просите суд отменить решение суда и принять по данному гражданскому делу новое решение с учётом доводов, указанных в жалобе.

Вам помог ответ? Да Нет

30.2. Можете изложить свои доводы и возражения относительно решения суда. И том что не были учтены все обстоятельства в этом я вижу нарушение норм материального и процессуального права. Какие конкретно обстоятельства указывайте. Обратитесь в личную переписку за оказанием юр.помощи. Удачи.

Вам помог ответ? Да Нет

Полные и логические нормы права.

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом: если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза); то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция); иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция ).

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.

Регулятивные и охранительные нормы права.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждени я, характер и содержание этих мер.

Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права.

Дозволяющие нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности . Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить - реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора . В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством.



Императивные и диспозитивные нормы права.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях , действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения , иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

Нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений - юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности - процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

43) Источники (формы) права. Понятие и виды

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

1. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений . К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

2. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения , содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота );

3. юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

4. нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами , в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.;).

44) Закон: понятие и виды

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов :

  1. по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  2. по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  3. по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  4. по сроку действия (постоянные законы и временные);
  5. по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  6. по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

45) Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Принципы правотворчества:

  1. научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);
  2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);
  3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
  4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
  5. гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
  6. оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

В зависимости от субъектов

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления ;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

45) Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

1. Указы Президента РФ . Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

2. Постановления Правительства РФ . Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов . Эти акты регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты . Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

47) Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник , где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п.

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил собой 48 нормативных актов.

3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания . В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Например: кодексы, уставы, основы законодательств.

48) Коллизии в праве и способы их разрешения.

Коллизия - расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация и др.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующие;

5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие;

9) международные процедуры.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний ;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой ;

в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий. Например, в Конституции РФ есть норма о несменяемости судей (ч. 1 ст. 121), а в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" <*> установлен определенный срок полномочий судьи Конституционного Суда (ст. 12). Действует Федеральный конституционный закон.

Конституция предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом. Особо следует отметить роль Конституционного Суда РФ.

49) Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

  • через указание в тексте на календарную дату , с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;
  • через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.)
  • в результате приложения общих установленных государством правил и сроков.

Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

  • с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)
  • с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу)

Обратная сила закона - это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию. Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

50) Правовые отношения: понятие, признаки, виды

Правоотношение - урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами - носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности - и обеспечиваемое государством.

Признаки правоотношения :

1. Представляет собой разновидность общественного отношения , социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.

2. Является идеологическим отношением - результатом сознательной деятельности (поведения) людей.

3. Является волевым отношением , которое проявляется в двух аспектах:

а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения - они связаны предметом интереса, достижением его результата.

4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов .

5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, которые закреплены в правовых нормах.

По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, или государственно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения.

Деление их на материально-правовые и процессуальные .

Регулятивные и охранительные правоотношения . Регулятивные правоотношения являются результатом осуществления регулятивных юридических норм, закрепляющих определенный порядок отношений, создающих в обществе правопорядок. Охранительные правоотношения возникают как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права.

Различают также общие (в том числе общерегулятивные и общеохранительные) и конкретные правоотношения .

Правовое отношение имеет материальное , волевое и юридическое содержание. Материальное составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое - государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении , а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон правоотношения .

Субъективное право - гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. В основе лежит юридически обеспеченная возможность.

Юридическая обязанность - вид и мера должного или требуемого поведения. В основе лежит юридически обеспеченная необходимость.

Носитель возможности называется управомоченным; носитель обязанности - правообязанным.

Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента :

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом .

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием.

Элементы юридической обязанности:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований ;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

52) Субъекты правовых отношений.

Участниками правоотношений являются субъекты права , под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки.

Виды субъектов права. Субъекты права подразделяются на

  1. индивидуальные (физические лица): граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, бипатриды.
  2. коллективные (юридические лица): государство, субъекты государства, общественные объединения, избирательные округа, государственные органы и учреждения, промышленные предприятия, иностранные фирмы, юридические лица.

Юридические лица: 1) имущественная обособленность ; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности ; 3) быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность - признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности , способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. В понятии правоспособности существо заключается не в "праве", а в "способности".

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить лишь при известных условиях.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права . Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант . К примеру, профессия судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и др

Правоспособность юридического лица возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Дееспособность - способность осуществлять права и обязанности своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная наступает с совершеннолетием; частичная - с 14 лет; а ограниченная - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).

Эмансипация - несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность ; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность , т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

53) Объекты правовых отношений

Объект правового отношения - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

Две концепции - монистическая и плюралистическая . Согласно первой из них, объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов , поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда - у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь.

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений .

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты . Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

54) Юридические факты и их классификация. Фактический состав

Юридические факты - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правовые состояния .

По характеру последствий различают правообразующие , правопрекращающие и правоизменяющие факты.

Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).

Для правоотношения типа "студент - вуз" требуются следующие условия:

а) аттестат об окончании средней школы;

б) сдача вступительных экзаменов;

в) проходной балл по конкурсу;

г) приказ ректора о зачислении на первый курс соответствующего учебного заведения.

55) Понятие и формы реализации права

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

В основу деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм. В науке различают четыре основные формы реализации права:

1) соблюдение - при соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. Реализуется пассивно и естественно, то есть обычно никак не фиксируется.

2)использование - форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности , удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность.

3) исполнение - субъекты выполняют возложенные на них обязанности , функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Реализуется в основном в обязывающих, императивных нормах. Требует активных действий от субъекта.

4) применение - права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям.

56) Понятие и основания применения права.

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер ;

4) состоит из ряда последовательных стадий , т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания ;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием , касающимся персонифицированных субъектов;

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств ;

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права ;

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение , уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

57) Стадии применения права. Акты применения права

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания) - выяснение объективной истины по делу.

2. Выбор правовой нормы , по которой надлежит разрешить дело - юридическая квалификация совершенным действиям.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы .

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

Правоприменительный акт - известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер ;

2) являются властными и обязательными для исполнения ;

4) выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют;

5) исчерпываются однократным применением ;

6) обеспечиваются государственным принуждением .

Классический правоприменительный акт должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру .

Виды правоприменительных актов :

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные .

По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие .

По форме выражения - на письменные и устные ; акты-документы и акты-действия . Акты-действия на и конклюдентные, или молчаливые.

В зависимости от содержания норм международного права и их функций их можно разделить на материальные нормы и процессуальные.

1.) В материальных нормах воплощается содержание между­народного соглашения, они устанавливают права и обязанности субъектов и входят в основную часть международного договора.

Классификация материальных норм.

В зависимости от организационно-целевой направленности материальных норм их можно разделить на:

запретительные; обязывающие;

определительные;

программные;

оперативные.

Запретительные нормы содержаться, например, в принципах неприменения силы и угрозы силой и невмешательства во внутренние дела других государств («Декларация о принципах международного права». Сила…никогда не должна применяться в качестве средств урегулирования международных споров..»).

Обязывающий характер носят принципы добросовестного выполнения обязательств и мирного разрешения международных споров.

Определительные нормы устанавливают цели и направления международного сотрудничества. Наприме, Декларация тысячелетия ООН 200г.

Программные нормы регламентируют способ реа­лизации определительных норм.

Более сложную структуру имеют оперативные нормы, ко­торые включают все виды материальных норм.

Их особеннос­тью является то, что они действуют только в отношении конк­ретных субъектов и регулируют определенную сферу сотрудни­чества и рассчитаны на систематическое применение.

2.)Процессуальные нормы, хотя и относятся к нормам вто­ричного порядка, играют первостепенную роль в обеспечении и функционировании материальных норм, регламентируя меха­низм разработки материальных норм, их временную и про­странственную сферы действия, порядок их изменения и пре-кращения и механизм обеспечения их выполнения взаимодей­ствующими субъектами.

Классификация процессуальных норм

В рамках процессуальных норм выделяются:

1.) согласитель­ные нормы:

Они наиболее значимыми и сложными по составу. Они предназначены регулировать механизм применения мирных средств разрешения международных споров.

К которым, согласно Уставу ООН, относятся переговоры, обследова­ние, посредничество, примирение, арбитраж, судебные разбира­тельства, обращение к региональным органам или соглашени­ям или иное мирное средство по выбору конфликтующих сто­рон (ст. 33).

Свое название «согласительные» такие нормы получили потому, что их целью является с помощью перечисленных мир­ных средств достижение согласования позиций (компромисса), связанных с толкованием или применением международных договоров по спорному вопросу.


Среди согласительных процессуальных норм выделяются также организационные и процедурные нормы:

К организаци­онным относятся нормы, регулирующие процедуру открытия международной конференции, дату и место ее проведения, круг участников, виды и порядок принятия актов конференции либо процедуру проведения консультаций и переговоров либо сес­сий органов международных организаций.

Процедурные нормы - это разновидность согласительных норм.

Процедурные нормы регулируют порядок формирования органов международных конференций и международных орга­низаций, процедуру их работы, порядок принятия решений и других актов.

2.) принудительные процессуальные нормы. Они применяются только в исключительных случаях, если государство-нарушитель отказывается прекратить международное правонарушение либо выполнить обязательство. Например, принудительные меры военного характера…

2.7. Классификация норм международного права в зависимости от способа их осуществления

По способу осуществления нормы международного права делятся на самоисполнимые и несамоисполнимые.

1. самоисполнимые нормы международного права:

К самоисполнимым нормам международного права от­носятся те, которые не требуют для их реализации (имплементации) на национальном уровне со стороны соответствующих государственных органов действий, направленных на реформи­рование национального законодательства в целях приведения его в соответствие с нормативными предписаниями.

Так, в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О между­народных договорах Республики Беларусь» 1 указывается, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Рес­публики Беларусь, вступивших в силу... подлежат непосред­ственному применению, кроме случаев, когда из международно­го договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта» (ст. 33).

2. несамоисполнимые нормы международного права:

Несамоисполнимыми являются абсолютное большинство норм международного права. Причем несамоисполнимость до­говорных норм может определяться в самом тексте междуна­родного договора.

Так, в ст. 2 Международного пакта о граж­данских и политических правах 1966 г. устанавливается, что каждое государство - участник Пакта «обязуется принять все необходимые меры в соответствии со своими конституционны­ми процедурами и положениями Пакта для принятия таких законодательных мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, призываемых... в Пакте».

Выводы по 2-му вопросу:

Таким образом, из анализа классификационных критериев следует, что международное право включает огромный массив разнообразных норм.

§ 3. Системность международного права.

Международное право - это не просто совокупность раз­нообразных норм, но, как и национальное право, система норм, взаимодействующих и соподчиненных друг другу.

Система международного права, имея схожие свойства с национальной правовой системой, достаточно специфична.

В отличие от национальной правовой системы она характери­зуется двумя типами соотношения норм:

- отношения соподчинения, называемые иерархией норм, у-­
танавливающие связь по вертикали;

Отношения взаимодействия, обеспечивают связь по горизон­
тали.

Иерархическая зависимость норм международного права означает существование норм высшего и низшего порядка и проявляется в различных видах иерархических связей.

Выделяется общая, генеральная иерархия, согласно кото­рой высший иерархический ранг принадлежит нормам jus cogens (императивным нормам), включающим, в первую оче­редь, основные принципы международного права. «Дого­вор является ничтожным, если в момент заключения он проти­воречит императивной норме общего международного права» (ст. 53).

Кроме того, имеется договорная иерархия норм.

Например, устанавливаемая в соответствии со ст. 103 Устава ООН, со­гласно которой, если международные обязательства государств - членов ООН «окажутся в противоречии с международными обязательствами по какому-либо другому международному со­глашению, преимущественную силу имеют обязательства по... Уставу».

Особая иерархическая связь присуща нормам, закрепля­емым в актах международной организации.

Во-первых, на вершине иерархической пирамиды находится устав междуна­родной организации. Все документы, принимаемые междуна­родной организацией, не могут противоречить уставным поло­жениям.

Во-вторых, иерархия актов международной организа­ции зависит от уровня органа, принимающего их, в структуре международной организации. Например, решения Исполнитель­ного совета ЮНЕСКО (исполнительного органа) не могут про­тиворечить резолюциям Генеральной конференции (высшего органа ЮНЕСКО).

Системность обеспечивается и иными систе­мообразующими элементами. К ним относится ряд юридических предписаний - постулатов, максим, используемых как в международно-правовой, так и в национальных правовых системах, а именно: непротиворечи­вость; неретроактивность норм; изменение или отмена преды­дущей нормы последующей; приоритет специальной нормы по отношению к генеральной.

И так, вывод по3-му вопросу

§ 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Кодификация является обязательной стадией правотвор­чества в любой правовой систему способствуя ее совершен­ствованию и прогрессивному разв^ию.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:

1) выявление действующих обычных и договорных норм по
вопросу, подлежащему кодификации;

2) ревизия и пересмотр устаревших норм;

3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и
потребностей международных отношений;

4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласо-
ванном государствами международно-правовом документе:
договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руко­-
водстве по практике.

Попытки кодификации международного права предприни­мались отдельными юристами уже в XVIII в. Английский юрист и философ И. Бентам подготовил «План Уложения междуна­родного». Рекомендованный им кодекс зафиксировал действу­ющие в то время преимущественно обычные нормы классичес­кого международного права.

В XIX в. уже ряд юристов подго­товили свои кодексы. Среди них Блюнчли (Швейцария), Фильд (США), Манчини и Фиоре (Италия), Каченовский (Россия), Либер (Колумбия).

Общим, что объединяло все указанные кодифика­ции, было то, что они носили частный характер, были подго­товлены на неофициальном уровне и являлись лишь система­тизацией, регистрацией действующих норм классического меж­дународного права.

Первые шаги в официальной кодификации международно­го права были сделаны в начале XIX в. созывом в 1815 г. Венского конгресса, принявшего Регламент о рамках диплома­тических агентов. В доктрине международного права этот ко­дификационный документ оценивают как свидетельство ново­го понимания кодификационного процесса. Регламент не толь­ко закреплял действующие ранги дипломатических агентов, но и вводил в международную практику новые.

Аналогичное, более широкое понимание кодификационного процесса, не ограничивающееся систематизацией норм между­народного права, но и содействующее его развитию, проявилось в ходе работы международных конференций, происходивших в

60-80-х гг. XIX в. (Женевская 1864 г., Петербургская 1868 г., Парижская 1884 г., Гаагская 1889 г.) и начале XX в. (Гааг­ские конференции 1906 г. и 1907 г.), занимавшихся кодифи­кацией норм относительно законов и обычаев морской и су­хопутной войны и мирного разрешения международных спо­ров. Принятые конференциями декларации и конвенции не толь­ко обобщали обычную и договорную практику государств, но и внесли значительный вклад в формирование и развитие меж­дународного права в области регулирования вооруженных кон­фликтов.

Новых тенденций в кодификационном процессе придержи­вались и первые международные межправительственные орга­низации Лига Наций и Международная организация труда, созданные в 1919 г. и осуществлявшие кодификационную дея­тельность. Так, в принятой Ассамблеей Лиги Наций Резолю­ции в 1927 г., касающейся созыва I конференции по кодифи­кации, подчеркивалось, что «Конференция должна руководство­ваться таким пониманием кодификации, которое не будет ог­раничиваться простой регистрацией существующих правил, а должно состоять в их максимально возможной адаптации к современным условиям международной жизни» 1 .

Что касается доктрины международного права, то под вли­янием новой практики кодификационного процесса, в ней по­явилось два подхода: большинство, особенно западноевропейс­кие юристы, придерживались старого узкого понимания коди­фикации, меньшинство - латиноамериканские юристы - были сторонниками широкой трактовки кодификации, указывая на то, что «кодификация должна быть обобщением международ­ных законов, но обобщением прогрессивным, открытым для реформ» 2 . Следует отметить, что широкая трактовка кодифи­кационного процесса получила полное признание в современ­ной доктрине.

Кодификация международного права в современном пони­мании этого процесса стала осуществляться после Второй ми­ровой войны в рамках международных межправительственных организаций - универсальных и региональных, созданных в

этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: офици­альной и неофициальной.

Официальная кодификация в настоящее время осуществ­ляется в рамках международных межправительственных кон­ференций и организаций, обладающих нормотворческой функ­цией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная кодификация проводится в рамках непра­вительственных организаций и научных учреждений (напри­мер, Институт международного права, Ассоциация междуна­родного права), неправительственными правозащитными орга­низациями.

Однако статус таких форм кодификации не одинаков. Пред­ставляется справедливой позиция А.П. Мовчана, согласно ко­торой «кодификация международного права - это вид межго­сударственной деятельности, имеющий в силу этого только официальный характер» 1 . Проекты конвенций, подготовлен­ные научными учреждениями или неправительственными орга­низациями, могут использоваться как вспомогательный мате­риал при проведении кодификации в рамках международных межправительственных организаций, так как любой неофици­альный проект не может рассматриваться как кодифицирую­щий нормативный акт, если он не получил одобрение со сто­роны государств.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепен­ная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу уни­версальности ее нормотворческой функции, регулирующей со­трудничество государств во всех областях. Уставом ООН Гене­ральной Ассамблее (далее - ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследова­ний и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодифи­кации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие междуна-

родного права» и «кодификация международного права» и счи­тать ли прогрессивное развитие международного права и коди­фикацию автономными или взаимосвязанными элементами еди­ного кодификационного процесса.

Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее - КМП ООН) 1947 г. - главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессив­ное развитие международного права» означает подготовку про­ектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смыс­ле более точного формулирования и систематизации междуна­родного права в тех областях, где имеется обширная государ­ственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное разви­тие международного права выступают как обязательные эле­менты кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.

Структурно кодификационный механизм ООН включает:

Главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее - ЭКОСОС);

Специальные кодификационные органы, действующие на по­
стоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам челове­
ка, Комитет по мирному использованию атомной энергии;

Временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные
для разработки проекта конкретной конвенции (например,
Специальный комитет по разработке Конвенции против
транснациональной организованной преступности).

Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандида­тов, представленных государствами - членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам - быть признан­ным авторитетом в области международного права. В составе КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.

При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обес­печения представительства всех главнейших форм цивилиза­ции и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению соста­ва КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.

Универсальность состава КМП ООН, представляющего все регионы земного шара, можно проиллюстрировать на примере ее состава на 2002 г. Европейский регион представлен 9 юрис­тами (Англия, Испания, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Словакия, Российская Федерация, Португалия); аме­риканский регион - 7 (США, Венесуэла, Мексика, Коста-Рика, Уругвай, Аргентина); африканский регион - 7 (Южная Афри­ка, Гана, Камерун, Уганда, Мозамбик, Танзания); арабский ре­гион - 4 (Сирия, Катар, Тунис, Бахрейн); азиатский регион - 5 (Китай, Япония, Иран, Корея, Индия).

Темы для кодификации после проведения определенных ис­следований предлагаются Комиссией международного права ООН и окончательно утверждаются резолюцией Генеральной Ассам­блеей ООН. На 2003-2006 гг. в программу кодификационной работы КМП ООН включены следующие темы: оговорки к меж­дународным договорам, дипломатическая защита, односторон­ние акты государств, ответственность международных органи­заций, международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, фрагмента­ция международного права, общие природные ресурсы.

При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:

а) актуальность для международного сотрудничества;

б) наличие обширной практики государств, судебных преце­
дентов и доктрины международного права;

в) имеющиеся доктринальные разногласия.

обязательства в соответствии с этим принципом».

Кодификационный процесс начинается с назначения Спе­циального докладчика и формирования рабочей группы из чле­нов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчи­ку в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и дого­ворная практика по вопросу, являющемуся объектом кодифи­кации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Про­ект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.

Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с ком­ментариями, содержащими:

б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту
доктрины и практики государств, возникших при обсужде­
нии «разногласий, а также аргументов в пользу того или
иного решения (ст. 20).

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секрета­риатом для замечаний Шестому комитету ГА ООН и государ­ствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при даль­нейшей работе над подготовкой Проекта статей и представ­ляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и непра­вительственные организации по своей инициативе могут зани­маться разработкой проектов статей, которые через Секретари­ат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему ус­мотрению вопрос о возможности их использования в каче­стве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса ко­дификации международного права и обусловливает его затяж­ной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств.

Итогом работы КМП ООН является подготовка оконча­тельного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (на­пример, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправ­ные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, сознай кон ференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).

Понятие норм материального права в гражданском процессе

Материальное право обладает собственными необходимыми, присущими ему формами процессуальной защиты. Судебное право и процесс так же обладают тесной связью друг с другом. Единый дух должны иметь судебный процесс и законодательство, ибо процесс есть лишь форма жизни закона, а значит, отображение его внутренней жизни.

Определение 1

Норма материального права является нормой, выступающей начальным регулятором отношений в обществе, т. е. правилом поведения, на основании которого принимается конкретное решение по делу юридического характера.

Эта норма является общеобязательной, формально определенной и в установленном порядке может приниматься, изменяться, обеспечиваться государством. Она обладает четко определенной структурой:

  1. Гипотезой;
  2. Диспозицией;
  3. Санкцией (которая по содержанию является мерой справедливости и свободы).

Сущность норм материального права в гражданском процессуальном праве

Гражданское процессуальное право является принудительной формой реализации семейно-правовых, гражданско-правовых и иных правовых обязанностей.

Замечание 1

Право является ничтожным без аппарата, который способен принуждать к соблюдению его норм. Этим аппаратом принуждения в большинстве случаев выступает суд.

Одновременно с этим гражданское процессуальное право без регулятивного права являлось бы бесцельным, так как роль гражданского процессуального права заключается в охране и защите существующих прав.

Связь меж процессуальным и материальным правом проявлена непосредственным образом в отдельных нормах и институтах. Во множестве случаев нормы материального права, учреждая сделочную форму, разрешают вопрос по доказательствам, которыми могут устанавливаться факты образования этого правоотношения.

Связь гражданского процессуального права с конституционным правом проявляется в том, что принципы деятельности и организации суда устанавливаются нормами материального права, изначально Конституцией РФ.

Гражданское процессуальное право обладает связью с множеством иных отраслей материального права, нормы которых суд использует в рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Гражданское процессуальное право тесно взаимодействует с уголовным процессуальным правом. Данные правовые отрасли объединяет, прежде всего, то, что они урегулировали отношения в обществе, которые связаны с реализацией правосудия на территории России. В гражданском и уголовном процессуальном праве существуют похожие по сути принципы и институты.

Гражданское процессуальное право обладает тесной связью с арбитражным процессуальным правом. Данная связь обуславливается общностью задач судов общей юрисдикции и арбитражных судов в целях защиты субъективных прав и интересов, охраняемых законом.

В гражданском и арбитражном процессах существуют общие институтоы:

Предметом разбирательства дел могут служит споры по праву, которые возбуждаются посредством предъявления иска; разрешение и разбирательство дел производится в состязательной процессуальной форме при участии сторон и проверкой доказательств, на основании которых должны устанавливаться действительные взаимные отношения сторон.

Но если деятельность суда общей юрисдикции регламентирована материальными нормами Гражданского процессуального кодекса, то деятельность арбитражных судов урегулирована специализированными правовыми актами, которые устанавливают порядок рассмотрения споров в арбитражных судах.

Защита материальных прав в гражданском процессе

Содержанием материально-правовых способов защиты гражданских прав представляются действия, непосредственным образом направленные на устранение препятствий, которые возникают на пути реализации гражданских прав субъектами. Хоть в целом гражданско-правовые меры направляются на устранение препятствий в реализации гражданских прав, обладают восстановительным характером, их содержание представляется многообразным.

Замечание 2

По собственным целям материально-правовые действия защиты могут быть пресекательные, восстановительные и штрафные.

Особенности материально-правовых способов защиты обуславливаются соотношением специальных и общегражданских методов и средств правового регулирования. Кроме этого, необходимо понимать, что способы защиты гражданских прав предусматриваются охранительными нормами гражданского материального права.

Материально-правовыми способами защиты гражданских прав может достигаться реальное устранение препятствий, которые возникают по пути реализации субъектами их гражданских прав. Особенностями содержания материальных правовых способов защиты гражданских прав предопределяются конкретными направлениями защиты. В соответствии с этими целями материально-правовые способы защиты могут быть подразделены на восстановительные, пресекательные и штрафные.

Пресекательные меры заключаются в пресечении действий, которые нарушают право либо создают угрозу их нарушения; прекращении правовых отношений; приостановке работ; отмена актов, которые нарушают права и пр.

Восстановительные меры заключаются в восстановлении положения, которое существовало до нарушения прав; уничтожении препятствий в реализации права собственности; возврате имущества из незаконного хранения; возврате товара ненадлежащего качества; устранении недостатков реализованного товара; действиях по возмещению убытков и пр.

Штрафные меры выражаются неустойкой, отказом от приема работ и пр. Содержание пресекательных способов защиты состоит в том, что прекращаются неблагоприятные или незаконные действия, восстанавливается возможность беспрепятственного применения собственных прав.

Право представляет собой главный регулятор отношений между людьми в обществе, государством и гражданином, юридическими лицами. Все участники отношений обязаны подчиняться праву. Соответственно, само право включает совокупность четких норм, которые необходимы для урегулирования того или иного отношения. Указанные нормы объединяются в группы по признаку регулировки смежных отношений.

Все нормы права устанавливают определенный порядок поведения, правила построения правоотношений, ответственность за нарушение правил. Они в любом случае регулируют реальные отношения, которые имеют материальное выражение. Так или иначе, они связаны с пересчетом на деньги. Например, даже взыскание материального вреда происходит путем возмещения определенной денежной суммы, установленной судом. Необходимо понимать, что существуют процессуальные нормы права. Они устанавливают порядок действий государственных и судебных органов по рассмотрению жалоб, исков, производству расследования. Все перечисленные нормы права являются материальными. Так, нормы материального права в гражданском процессе представлены видами сделок, условиями заключения договоров, порядком вступления в наследство и так далее.

Особенности процессуальных норм

Гражданское законодательство состоит из двух основных частей. Это Гражданский кодекс и Гражданский процессуальный кодекс. В первом случае, закон включает все определения из данной области права, он содержит перечисление и описание участников гражданских отношений, права и обязанности сторон по сделкам, правила начисление пеней и штрафов, основания возмещения причиненного вреда. Кроме того, значительная часть норма кодекса посвящена наследственным отношениям. Все указанные нормы относятся к числу материальных.

При этом нормы процессуального права в гражданском процессе устанавливают порядок реализации положений Гражданского кодекса. Это подробное описание процесса защиты нарушенных прав, судебного разбирательства. Например, данные материальные нормы права устанавливают сроки обращения в суд, сроки обжалования судебных решение, обязанности судьи и участников процесса. Именно поэтому они называются процессуальными. .

Таким образом, нормы права в гражданском процессе это совокупность правил и моделей поведения, которым следуют участники судебного разбирательства. Они распространяются на судью, истца, ответчик, третьих лиц, свидетелей, экспертов и всех иных участников разбирательства.

Виды и особенности материальных норм гражданского права

Нормы материального и процессуального права это положения, которые устанавливают порядок взаимодействия между участниками общественных отношений. Как правило, основное назначение указанных норм делается на определение круга прав и обязанностей участников отношений. Представленные нормы гражданского законодательства нужно разделить на несколько категорий. Такое разделение основано на структуре самого Гражданского кодекса. Их можно описать следующим образом:

  • Можно выделить базовые материально правовые нормы. В гражданском законодательстве они касаются основных понятий, описание способов судебной защиты и основаниям обращаться за такой защитой. Например, данные базовые нормы устанавливают право участников отношений на возмещение убытков. Это безусловное право, которым можно воспользоваться при виновном поведении другого лица, которым причинены убытки;
  • Большая часть норм посвящена участникам правоотношений. Это физические или юридические лица. Материальные нормы права это инструмент упорядочения и определения прав и обязанностей таких лиц. Например, физическое лицо может выступать в качестве истца, ответчика, представителя. Юридические лица представлены органами опеки и попечительства, выступающими в защиту прав несовершеннолетних, различными компаниями, государственными органами;
  • Подробно описаны виды юридических лиц. Например, коммерческих корпоративных лиц, унитарных предприятий, акционерных обществ. Даны определения адвокатским палатам, нотариальным конторам и так далее. Соответственно, данные материальные нормы устанавливают правовой статус организации, его сферу деятельности. Соответственно, выбирая ту или иную сферу деятельности, необходимо регистрировать соответствующее юридическое лицо;
  • Много внимания уделено объектам гражданских прав. Это имущество, плоды, животные, интеллектуальная собственность. Кроме того, законом установлены виды сделок, права и обязанности участников таких сделок. На основе материальных норм права в договорах устанавливаются сроки исполнения обязательств, ответственность сторон, указываются обязательные положения о наименовании сторон, указании их статуса;
  • В отдельную категорию выделено наследственное право. все правовые нормы относятся к числу материальных. Они устанавливают порядок наследования, круг наследников, порядок их определения и призвания к наследованию.

Все перечисленные, а также иные нормы, которые содержатся в Гражданском и процессуальном кодексах относится к категории материальных. Они непосредственно регулируют гражданские правоотношения, устанавливая обязательные к исполнению правила. Поэтому, государственные органы, суды при рассмотрении споров основываются именно на данных нормах.

Таким образом, все нормы права являются материальными. Нематериальных норм права нет, поскольку нематериальные сферы жизни право на регулирует. Просто материальные нормы можно разделить на процессуальные и обычные. Первые устанавливают порядок действий, а вторые устанавливают понятия, права и обязанности, а также ответственность.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча