18.02.2019

Иные меры уголовно правового характера кратко. Иные меры уголовно-правового характера


уголовный правовой воздействие

Иные меры уголовно-правового воздействия -- общее название для мер, принимаемых государством в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, которые не являются наказанием.

Разграничение наказания и иных мер уголовно-правового характера может производиться по формальным признакам и по содержанию. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе, как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия. Кроме того, у иных мер уголовно-правового характера могут быть отличные от наказания основания, сущность и цели:

Иные меры уголовно-правового характера назначаются не только приговором суда (например, принудительные меры медицинского характера согласно ст. 443 УПК РФ назначаются постановлением суда);

Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены к лицу, фактически совершившему преступное деяние, которое не является виновным в совершении преступления (принудительные меры медицинского характера применяются и к невменяемым лицам);

Иные меры уголовно-правового характера не обязательно включают в себя лишение или ограничение прав и свобод лица (например, не влияют на объём прав лица такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение или передача под надзор родителей);

Иные меры уголовно-правового воздействия могут иметь иные цели помимо восстановления справедливости, исправления осуждённого и предотвращения совершения новых преступлений (принудительные меры медицинского характера имеют целью улучшение психического здоровья лица).

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК.

В раздел VI УК РФ входят следующие меры уголовно-правового характера:

1) Принудительные меры медицинского характера, которые применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния, и нуждающимся в лечении психических расстройств. В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Данный вид назначается в том случае, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Кроме того, назначение данного вида принудительных мер определяется не только психическим состоянием лица, но и категорий лиц, которым могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Только амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается уменьшенно вменяемым, т. е. лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа. Психиатрический стационар общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. Психиатрический стационар специализированного типа может быть назначен лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначен лицу, которое по психическому состоянию представляет опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

В настоящее время в РФ не существует каких-либо мер уголовно-правового характера, применяемых к алкоголикам и наркоманам. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к таким лицам может быть применено обязательное лечение.

2) Конфискация имущества, которая заключается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства имущества лица, совершившего преступление. Конфискация имущества может быть полной или частичной.

В РФ конфискация имущества являлась одним из видов наказаний, однако в декабре 2003 года она была исключена из УК РФ. Она вновь появилась в уголовном законодательстве в июле 2006 года в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и касается не всех преступлений, а лишь тех, которые перечислены в законе (этот перечень включает террористический акт, деяния, связанные с терроризмом и организованной преступностью и т. д.). Конфискованы могут быть денежные средства, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения перечисленных в законе преступлений, либо используемые для финансирования терроризма или организованной преступности, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу. Чучаев А.И. Конфискация возвращена в уголовный кодекс, но в другом качестве // Законность. - 2006, №9. - С. 23.

К иным мерам уголовно-правового воздействия также относятся:

1) Принудительные меры воспитательного воздействия. Данные меры могут применяться к несовершеннолетним, совершившим преступление, не являющееся тяжким, вместо наказания.

В УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90):

Предупреждение;

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

Возложение обязанности загладить причинённый вред;

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

2) Условное осуждение. Если суд при рассмотрении уголовного дела приходит к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. На условно осуждённого могут быть возложены дополнительные обязанности, призванные способствовать его исправлению. Перечень таких обязанностей является открытым и может включать, например, обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учёбы, не посещать определённые места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную

поддержку семьи (ст. 73 УК РФ).

Цели иных мер уголовно-правового воздействия не могут выходить за пределы целей уголовного права и должны вписываться в рамки целей мер уголовно-правового характера, то есть охраны общественных отношений и предупреждения преступлений. Они должны конкретизировать их, учитывая, что данные категории соотносятся между собой как общее и частное. Во-вторых, цели иных мер уголовно-правового характера должны отличаться от целей наказания и должны быть направлены на решение тех задач, выполнение которых не обеспечивает применение последних.

Охрана общественных отношений по смыслу предполагает предотвращение их нарушения в результате совершения преступных посягательств, а также восстановление их нормального функционирования, если такое нарушение было допущено. Наказание не обеспечивает решение второй задачи. С этим согласны многие авторы. М.Д. Шаргородский писал, что возмещение ущерба, причиненного преступлением, не имеет ничего общего с наказанием, которое «ничего не возмещает, не имеет этой цели и по своей природе не может ничего возместить». Стало быть, одной из целей иных мер уголовно-правового характера является восстановления ущерба, причиненного личности обществу и государству преступлением.

Указанный вред может выражаться по-разному, затрагивая различные элементы структуры общественных отношений. Он может иметь материальные последствия, заключаться в ущербе, нанесенном здоровью потерпевшего, его благосостоянию и т. д., а также представлять собой нарушение прав и обязанностей субъектов отношений. Отсюда и восстановление нормального функционирования общественных отношений может иметь несколько видов проявления. Реальное возмещение ущерба, причиненного преступлением, возможно не всегда. Говорить о восстановлении установленного в обществе порядка взаимоотношений, нарушенного преступлением, возможно только в двух случаях: 1) возмещения экономического ущерба, а также вреда здоровью и морального ущерба в материальном, денежном эквиваленте; 2) принуждения нарушителя выполнить возложенную на него обязанность в рамках тех или иных отношений.

Восстановление вреда, причиненного преступлением государство должно обеспечивать, прежде всего, через воздействие на преступника. Для этого оно может заставить его загладить материальный и моральный вред, а также выполнить то или иное обязательное для восстановления нарушенных общественных отношений действие. В противном случае, когда преступник отказывается возместить нанесенный ущерб, выполнить возложенную на него обязанность или это невозможно по объективным причинам, данную функцию осуществляет само государство, и в первую очередь, за счет лица, совершившего преступление (если это возможно). Это, думается, вполне соответствует принципу справедливости.

Что касается второй цели - предупреждения совершения преступлений, то при рассмотрении ее в проекции на иные меры уголовно-правового характера необходимо учитывать некоторые нюансы. Во-первых, превенция в уголовном праве раскрывается в нескольких значениях, рассматривается в широком и узком смысле. Цель общей превенции имеет в качестве своих адресатов неопределенный круг лиц, на которых факт реального применения средств уголовного права к нарушителям закона оказывает воспитательно-информативное воздействие. В узком понимании предупреждение преступлений представляет собой удержание конкретного лица от нежелательного поведения с помощью применения к нему специфических средств. Во-вторых, она, как считает большинство ученых, может достигаться путем устрашения, применения карательных мер воздействия к лицу, совершившему преступление (прежде всего изоляция его от общества), а также путем его исправления и перевоспитания. Наказанию присущи в большей степени карательные методы воздействия на преступника с целью предупреждения его дальнейшей преступной деятельности. Стало быть, иные меры уголовно-правового характера должны быть направлены в первую очередь на исправление нарушителя предписаний уголовного закона.

Признание исправления целью мер уголовно-правового характера довольно широко критикуется в литературе. Многие ученые полагают, что уголовное право по своей природе не располагает необходимыми средствами ее достижения. Как писал С. Будзинский, «государство как внешнее учреждение, не может врываться в чисто духовную область, в сферу мыслей, убеждений и мотивов». Исправление находится вне сферы досягаемости уголовного права.

Как считают другие авторы, если даже предположить, что исправление осужденного выступает такой целью, то возникает вопрос, на основании каких показателей и критериев в уголовном праве можно проверить степень ее достижения? До сих пор не установлено и не может быть установлено таких признаков, по которым можно было бы судить об исправлении как о результате принудительного воздействия. В данной связи исправление осужденного, как правило, относят лишь к целям уголовно-исполнительного права.

В какой-то мере данная позиция справедлива. Действительно достижение цели исправления преступника вызывает некоторые сомнения, а порой это просто невозможно, например, когда речь идет о рецидивистах. Однако сама идея реализации цели предупреждения преступлений методами, отличными от покарания, не связанными с жесткими ограничениями прав и свобод лиц, их совершивших, думается, не лишена права на существование, а в отдельных ситуациях более чем оправдана. Только термин «исправление» в данном случае не совсем точно отражает сущность и назначение такого воздействия. В некоторых случаях лицо, совершившее преступление, не требуется исправлять, к примеру, при превышении пределов необходимой обороны. Думается, для предотвращения повторного подобного поступка достаточно лишь дать ему возможность критического переосмысления своих действий и осознания своей ошибки путем применения мер социально-психологического воздействия, общественного порицания, но в пределах действия уголовного права.

Для обозначения этой частной цели больше всего подходит понятие «ресоциализация преступника», которое включает все, что связано с его исправлением и в какой-то мере подразумевает оценку степени достижения названной цели. Надо заметить, опыт использования указанного определения, в том числе и на законодательном уровне, уже имеется, прежде всего, за рубежом. Данный термин используется, например, в УК Франции, Швеции, Польши, США и ряда других стран. В уголовном законодательстве Швеции эта специфическая цель применения средств уголовно-правового воздействия должна «гарантировать, чтобы лицо, совершившее преступление не укоренилось в преступных привычках, а также содействовать его включению в общество», то есть принять принятый в нем порядок взаимоотношений и следовать его устоям.

Тем не менее, конечной целью иных мер уголовно-правового характера в рамках предупреждения преступлений является все же обеспечение надлежащего, правомерного с точки зрения уголовного закона поведения преступника в дальнейшем и именно ее, на наш взгляд, наиболее правильно рассматривать как основную цель иных мер уголовно-правового характера.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Иным мерам уголовно-правового характера, применяемым за совершение преступлений, может быть присуща только цель частной превенции, поскольку обеспечение воздержания от совершения преступлений неопределенного круга лиц средствами, не связанными с существенным ограничением прав преступника, то есть, по сути, не представляющие для них угрозы, не достижимо по объективным причинам.

Применение лояльных, позитивных по своему характеру мер к лицу, совершившему преступления, вряд ли может повлиять на сознание криминально неустойчивых лиц и лиц, привыкших к антисоциальному образу жизни, выступить препятствием проявления преступного поведения с их стороны. Поэтому профилактическая цель рассматриваемых средств уголовного права должна иметь прежде всего индивидуальную направленность и предполагать соответствующее воздействие на конкретное лицо, совершившее преступление.

Отдельное значение в рамках частной превенции имеет предупреждение совершения общественно опасных деяний лицами, признанными невменяемыми в установленном законом порядке. Здесь не может идти речь о каком-либо информативно-воспитательном воздействии средств уголовного права, поскольку такие лица являются больными. Следовательно, для них не подходит использование терминов воспитание и исправление. Профилактика совершения преступлений такими лицами может быть связана только с их излечением, которое в необходимых случаях может потребовать изоляции от общества. Иные меры уголовно-правового характера: сущность и цели применения // Адвокатская ведомость , 06.02.2007

Таким образом, под иными мерами уголовно-правового воздействия следует понимать установленные уголовным законом меры государственного принуждения, применяемые к лицам, совершившим преступление, в целях восстановления нарушенных преступлением общественных отношений и предупреждения совершения новых преступлений, а также к невменяемым лицам, совершившим общественно опасное деяние, в целях улучшения их психического состояния и предупреждения совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI УК получил наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Тем самым законодательно оформлено существование самостоятельного уголовно-правового института – иных мер уголовно-правового характера, к которым, помимо конфискации имущества, отнесены принудительные меры медицинского характера.

В разгоревшейся научной дискуссии о правовой природе, особых признаках иных мер уголовно-правового характера, их перечне, соотношении с уголовной ответственностью и уголовным наказанием высказаны не просто противоречивые, но и взаимоисключающие мнения. Многие ученые категорично возражают против появления нового уголовно-правового института, считая его надуманным, искусственным, неоправданным (А.П. Козлов, В.Б. Малинин).

Законодатель, введя новый уголовно-правовой институт, отказался от конструирования нормы-определения иных мер уголовно-правового характера, в настоящее время это понятие активно разрабатывается представителями науки уголовного права, при этом (и вполне ожидаемо) отсутствует единое понимание иных мер уголовно-правового характера.

Объединяет указанные меры формальный признак - их предусмотренность уголовным законом (Общей частью УК РФ). Это государственные, принудительные меры. Применение любой меры уголовно-правового характера находится в исключительной компетенции суда.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ в УК РФ были включены принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Указанный вид медицинских мер применяется по просьбе или с согласия осуждённого, однако, осуждённые, выражая согласие на применение таких мер, находятся в условиях ограниченной свободы воли; фактически они понуждаются к согласию . В этой связи применение (тем более, процедура исполнения) медицинской меры не утрачивает принудительного характера, как и само наименование лечения – принудительное.

Принудительный характер мер уголовно-правового характера подчеркивает то, что назначение и исполнение таких мер осуществляется безотносительно воли соответствующего лица (хотя и не обязательно вопреки ей).

Иным мерам уголовно-правового характера не свойственно наличие карательной составляющей.

Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, возвращении имущества законному владельцу или возмещении причиненного ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма, экстремизма и организованных преступных структур. Тем самым, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица. Более того, это единственные меры, предусмотренные уголовным законом, срок применения которых не ограничен.

В отличие от наказания и типичных мер уголовно-правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания; судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости; равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.

Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех других уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

Следовательно, можно выделить такие признаки иных мер уголовно-правового характера:

1. могут быть назначены обвинительным приговором и другим решением суда;

2. назначаются в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как лицам их, совершившим, так в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих ли;

4. не обладают возмездным характером, не предусматривают лишения или ограничения прав и свобод адресата;

5. не влекут судимости и других юридических последствий;

6. целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция, а также иные специальные цели;

7. закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения.

Иная мера уголовно-правового характера может быть определена как предусмотренная уголовным законом некарательная мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как в отношении лиц их, совершивших, так и в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих лиц. Мера уголовно-правового характера применяется в целях восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений и других специальных целях.

Статья 44, смертная казнь и арест не применяются.

Читай о системе наказаний: от более мягкого к наиболее строгому, взаимозаменяемость.

Арест: противоречие норм, не предусматривает работы, учебу, а ведь необходимо исправление. Это нецелесообразно.

Домашний арест – особенности.

Иные меры уголовно – правового характера (воздействие)

Входят и иные меры уголовно – правового характера (воздействие):

    Конфискация имущества. Перенесена, так как вроде бы не носит эффект исправления. Связана с репрессиями, что не позволяет строить правовое государство. Включается обратно, так как ратификация документа, что подрывает деятельность террористов. Уголовные наказания име.т исправительный эффект, а иные меры не имеют.

    Принудительные меры медицинского характера. Не можем исправить, лечим. Часто параллельно с наказанием: лечение алкоголизма, наркотической зависимости.

    Условное осуждение – это иная мера (всегда подчеркивается санкция. Например, в виде лишения свободы. А по статистике условное осуждение около 60 %).

    Принудительные меры воспитательного воздействия

    Замена уголовных наказаний. Лицо отбывает обязательные работу, злостно уклоняется. Представление в суд о замене наказания. Чаще 8 часов на 1 сутки на лишение свободы. Непреступное уголовно – противоправное преступление (уклонение от выполнения работ).

    Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам, а так же имеющих детей до 14 лет. Закон от 21 февраля 2010 года по представлению ЗС Красноярского края. Суть: добавили мужчин, у которых на иждивении дети до 14 лет + уголовно-исполнительные инспекции жаловались, что женщина, допустим, совершает преступление, возможна отсрочка (кроме тяжких и особо тяжких по отношению к личности), а инспекция обязана осуществлять контроль еще в течение 10-12 лет или больше, до 14! Изменение: уголовно – исполнительные инспекции может выходить с отсрочкой и аннулированию отсрочки для женщины.

Меры постпенитенциарного контроля (надзора).

Суть в том, что лицо после освобождения почти бесконтрольно. Процесс исполнительного воздействия должен продолжаться. Ведь на лицо накладываются правоограничения, которые бы не зависели от того, в каких он местах отбывал срок. Это проблема сложная. Мера: запрет на выезд за пределы города, а так же работать в другой местности.

Средства исправления осужденных

Зафиксированы в ч.2 ст. 9 УИК.

    Установленный порядок исполнения и отбывания уголовного наказания – режим. Это первое средство исправления осужденных. Не карательные: соблюдение внешнего вида и др.

    Общественно – полезный труд. Законодатель его так называет, так как осужденные должны трудиться на благо общество на безвозмездной основе, но это не так, если поставлено на поток, гос-во оплачивает работу осужденных. Раньше был труд исправительно – трудовой, с помощью труда воспитывали. Сейчас уголовно – исполнительное. Труд – это не основное.

    Получение общего среднего образования. Не практикуется предоставление высшего образования. Однако в ЮИ СФУ есть квотированные места для осужденных. Но механизм не отлажен. Считается, что если осужденный получает высшее, среднее образование, значит, он сотрудничает с администрацией, его надо «истреблять».

    Профессиональная подготовка. Уделяется внимание в международных актах. Должна предоставляется возможность подготовка по многим предметам: маляр, слесарь и др.

    Воспитательная работа. Со стороны как тюрьмы, так и со стороны общественности + д.б. и со стороны родственников.

    Общественное воздействие. Государственные в том числе – уполномоченный по правам человека.

    Нет в РФ оно разбавлено в общественном воздействии и в воспитательной работе. Религиозное воздействие.

В предмет правового регулирование входит и содержание под стражой . Причины включения содержания под стражей (уголовно – процессуальная мера):

    Фактические условия содержания в СИЗО и др тождественны фактическим условиям содержания в местах лишения свободы.

    В следственных изоляторах фактически и юридически могут отбывать наказания осужденные (ст. 77 УИК)

    Следственный изолятор продолжает функции этапирования

    В СИЗО многие осужденные остаются для решения вопросов кассационного характера

«При всех разночтениях во взглядах на проблему определения понятия уголовной ответственности, её соотношения с уголовным наказанием в теории уголовного права сложилось единодушное мнение: уголовная ответственность за преступление представляет собой акт государственного осуждения 9порицания) лица, совершившего преступление, в форме обвинительного приговора суда, связанный, как правило, с наказанием и судимостью. Уголовное наказание при этом выступает одной из основных форм реализации уголовной ответственности. Таким образом, ключевой категорией в данном случае является уголовная ответственность. Для того чтобы определить соотношение уголовной ответственности и мер уголовно-правового характера, необходимо внести ясность в проблему о содержания понятия мер уголовно-правового характера и на этой основе назвать некоторые из них.

С формальной точки зрения к числу мер уголовно-правового характера следует отнести все меры, предусмотренные УК за преступление. Представляется, что определение юридического понятия, прежде всего, должно исходить не из социально-правовых или каких-либо иных, а из юридических параметров. Последние, в свою очередь должны включать в себя на только формальную, но и содержательную определённость. Поэтому при определении понятия мер уголовно-правового характера наряду с чисто формальным критерием должен учитываться и содержательный, суть которого в данном случае прослеживается в следующих аспекта.

1. К числу мер уголовно-правового характера следует относить только те меры, предусмотренные уголовным законом, которые сами по себе являются уголовно-правовыми. Другими словами, это те меры, применение которых влечёт за собой изменение уголовно-правового статуса личности. По этому параметру из числа мер уголовно-правового характера следует исключить принудительные меры медицинского характера, а также меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним. Общепринятое отграничение названных мер от уголовного наказания по основаниям и целям применения производно именно от их не уголовно-правовой природы. Не случайно меры медицинского характера и воспитательного воздействия применяются либо «вслед» за мерами (актами) уголовно-правового характера (например, освобождение от уголовной ответственности, наказания или его отбывания), либо вообще не в связи с уголовно-правовым поведением, как, например, при совершении деяния, предусмотренного Особенной частью УК, в состоянии невменяемости.



2. Важной характеристикой определения понятия мер уголовно-правового характера является ответ на вопрос о том, что выступает основанием их применения. В этой связи следует иметь в виду, что изменение уголовно-правового статуса субъекта может являться следствием не только преступного, но и любого поведения, имеющего уголовно-правовое значение. Последнее как разновидность правового поведения, включает в себя и противоправное (в том числе преступное) и правомерное уголовно-правовое поведение. Проявлением правомерного уголовно-правового поведения, например, выступает добровольный отказ от доведения преступления до конца, различные варианты деятельного раскаяния. В свою очередь, как свидетельствует содержание уголовного закона, уголовно-противоправное поведение – это не только преступное поведе­ние. Уголовно-правовое поведение со знаком «минус» имеет место в случаях уклонения от отбывания назначенного судом наказания (например, ч.5 ст.46, ч.4 ст.50, ч.4 ст.53 УК), при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей и т.п. Поэтому можно сделать вывод о том, что меры уголовно-правового характера применяются не только в связи с преступлением, как это вытекает из содержания ч.2 ст.2 УК. Основанием их применения выступает любой вариант уголовно-правового поведения.

3, С учетом названных выше признаков к числу мер уголовно-правового характера следовало бы отнести те меры, предусмотренные уголовным законом, которые влекут изменение уголовно-правового статуса субъекта вследствие поведения, имеющего уголовно-правовое значение. Дело, однако, в том, что в уголовном законе предусмотрен ряд мер, которые, будучи уголовно-правовыми по своей юридической природе, могут применяться не в связи с уголовно-правовым поведением. Примером такого рода может служить освобождение от наказания, от отбывания наказания вследствие болезни (ст.81 УК). По формальному и содержательному критериям эти меры входят в число уголовно-правовых. Другой вопрос, что с учетом юридической природы основания применения их нельзя считать мерами уголовной ответственности. По существу, именно это обстоятельство позволяет говорить о состоятельности введения в категориальный аппарат науки уголовного права наряду с понятием уголовной ответственности понятия мер уголовно-правового характера. В то время как в механизме реализации уголовной ответственности присутствует жесткая связь между уголовно-правовым поведением и его уголовно-правовыми последствиями (собственно уголовной ответственностью), в механизме применения мер уголовно-правового характера такая связь может отсутствовать. Меры уголовно-правового характера, в отличие от мер уголовной ответственности, могут и не нести в себе активное начало, характер воздействия. Они могут применяться безотносительно к характеру поведения субъекта при наличии (или возникновении) юридических фактов (событий) без интеллектуально-волевой основы. По-видимому, как раз этим обстоятельством объясняется тот факт, что из двух понятий, встречавшихся в теоретических исследованиях к моменту принятия УК 1996 г. («меры уголовно-правового воздействия» и «меры уголовно-правового характера»), законодатель избрал последнее. Таким образом, мерами уголовно-правового характера следует считать меры, предусмотренные уголовным законом, применяемые безотносительно к юридической природе поведения лица, совершившего преступление, с изменением его уголовно-правового статуса.

С учетом динамики развития уголовного правоотношения, возникающего в связи с фактом совершения преступления, система мер уголовно-правового характера, включая в себя отдельные их виды, может быть представлена следующим образом:

1) подсистема видов освобождения от уголовной ответственности – ст.31, ч.1 ст.75, ч.2 ст.75 и соответствующие примечания к статьям Особенной части – ст.76,78, ч.2 ст.84, ч.1 ст.90 УК;

2) подсистема видов наказаний – ст.44, 88 УК:

а) смягчение или усиление наказания вследствие обстоятельств, предусмотренных – ст.61, 62, 63 УК;

б) назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление – ст.64 УК;

в) условное осуждение (условное неприменение назначенного судом наказания) – ст.73, 74 УК;

г) отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, – ст.82 УК;

3) подсистема видов освобождения от наказания – ст.80.1, ч.1 ст.81, ч.2 ст.84, ст.92 УК;

4) подсистема видов освобождения от отбывания наказания – ст.79, ч.1 и 2 ст.81, ч.3 ст.82, ст.83, ч.2 ст.84, ч.2 ст.85, ст.93 УК;

5) подсистема видов замены неотбытой части наказания:

а) более мягким наказанием – ст.80, ч.3 ст.82, ч.3 ст.83, ч.2 ст.84, ч.2 ст.85 УК;

б) более строгим наказанием – ч.5 ст.46, ч.3 ст.49, ч.4 ст.50, ч.4 ст.53 УК;

в) погашение или снятие судимости – ст.86 УК.

Приведенная система мер уголовно-правового характера включает в себя и меры уголовной ответственности, основной формой реализации которой выступает уголовное наказание (Звечаровский И.Э. Уголовная ответственность и её основания // Российское уголовное право. Общая часть / под ред. В.С. Комиссарова. – СПб., 2005. С.129-132).

Некоторые юристы относят к уголовной ответственности все меры уголовно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление. Так, А.В.Наумов принудительные меры медицинского характера считает элементами уголовной ответственности (Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. М., 1996. С.46). Этот вывод представляется ошибочным. Принудительные меры медицинского характера не отражают суть уголовной ответственности. Они не преследуют цель исправления осужденного и не предполагают те правоограничения, которые сопряжены с уголовной ответственностью. В основу их реализации положена цель излечения лица или улучшения его психического состояния, а также предупреждения совершения им новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК (ст.98 УК РФ). Характер и продолжительность применения принудительных мер медицинского характера определяются, в основном, не тяжестью содеянного, а спецификой заболевания лица. Да и срок такого лечения зависит от характера заболевания. К тому же принудительные меры медицинского характера применимы и к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости. К таким лицам уголовная ответственность неприменима.

В юридической литературе встречается мнение о том, что элементом уголовной ответственности являются и принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С.13). С этим выводом согласиться трудно. В ст.92 УК РФ определено, что принудительные меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним, освобожденным от наказания.

Правовое регулирование иных мер уголовно-правового характера в действующем уголовном законодательстве

Понятие «иные меры уголовно-правового характера», используемое в тексте ряда статей (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7) и в названии раздела VI УК, восходит к ч. 2 ст. 2 УК. В ней сформулировано важнейшее положение, согласно которому задачи уголовного законодательства, упомянутые в ч. 1 данной статьи, должны обеспечиваться при помощи не только , но и «иных мер уголовно-правового характера». То есть такие меры предусматриваются в законе «для осуществления» указанных в ч. 1 ст. 2 УК задач в качестве альтернативы уголовному наказанию и имеют, следовательно, не менее важное значение, чем последнее. Однако это их значение не нашло, к сожалению, своего достойного отражения в уголовном законодательстве. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. изначально не было предусмотрено ни единого перечня «иных мер уголовно- правового характера», ни указания на то, какие меры следует относить к их числу, ни регламентации условий и порядка их применения. По этой причине в теории уголовного права по-разному определялась юридическая природа этих мер, их сущность, виды и значение, а на практике возникали трудности с их эффективным применением.

«Вспомнил» законодатель о нерешенности данного вопроса лишь впоследствии и лишь в связи с необходимостью решить другой острый вопрос — о возврате в уголовное законодательство такой необдуманно исключенной в 2003 г. из системы уголовных наказаний меры, как конфискация имущества. Было признано целесообразным вернуть эту меру в УК, но не в качестве уголовного наказания, а как «иную меру уголовно-правового характера».

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ раздел VI УК, называвшийся, как и гл. 15 УК, «Принудительные меры медицинского характера», был дополнен гл. 15 1 « » и переименован, теперь он носит название «Иные меры уголовно-правового характера». Таким образом, «иными мерами уголовно-правового характера» законодатель признает такие разные меры, как и конфискация имущества.

Такое решение проблемы вряд ли можно признать удачным. Ситуацию в рассматриваемом аспекте оно не только не улучшило, но и существенно усугубило.

Во-первых, законодатель как в названии раздела, так и по существу не учел («просмотрел» или проигнорировал) то обстоятельство, что согласно формулировкам действующего закона (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 УК) «иные меры уголовно-правового характера», как и меры уголовного наказания, должны применяться «за совершение преступлений», «к лицу, совершившему преступление», и, следовательно, должны «соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (ч. I ст. 6 УК). Между тем как принудительные меры медицинского характера имеют иную природу, иные предназначение, основание, цели и порядок применения и потому к указанным карательным мерам отнесены быть не могут. Равно как и конфискация имущества, цели применения которой в законе не определены, но, по смыслу соответствующих статей УК, основания, цели и порядок применения этой меры также не предполагают ее применение в качестве кары «за то, что» человек совершил преступление и «соразмерно тому, что» он совершил.

Во-вторых, непонятно, почему к числу «иных мер» не отнесена другая, весьма представительная группа мер, имеющих важное значение для реализации уголовно-правовых задач, которые предусмотрены действующим УК как раз в качестве альтернативы уголовному наказанию «за совершение преступлений», «к лицу, совершившему преступление». Они не только юридически, но и фактически составляют реальную (причем предпочтительную) альтернативу уголовному наказанию. Речь идет о различных видах освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, включая относящиеся к ним условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 73-85, 90, 92, ряд статей Особенной части УК). Учитывая, что согласно закону (ст. 2, 6, 7 УК) все предусмотренные им меры уголовно-правового характера могут быть отнесены либо к наказанию, либо к «иным мерам уголовно-правового характера» и (т.е. «третьего не дано»), принадлежность перечисленных мер к числу «иных мер» представляется очевидной.

В-трстьих, критической оценки заслуживает название раздела VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера», по отмеченным выше причинам диссонирующее как с важнейшими, устанавливающими принципы уголовного законодательства статьями 2, 6, 7 УК, так и с содержанием гл. 15 УК и с ее названием «Принудительные меры медицинского характера» (в обоих случаях курсив мой. — В.Д.). Из сравнения этих названий возникает вопрос — каков же характер у последних: уголовно-правовой или медицинский?

Недостатком ст. 2 УК является и то, что в ней не упоминается уголовно-правовая задача регулирования общественных отношений (см. об этом § 1 гл. 1 учебника) и, соответственно, отсутствуют указания на средства решения этой задачи.

Отмеченные недостатки в своей совокупности показывают, что законодательство, имеющее системный характер, не может изменяться бессистемно, по принципу починки «тришкина кафтана», как это нередко происходит; что решение вопросов правового регулирования требует высокого профессионализма творцов права, подкрепляемого обязательной квалифицированной научной экспертизой, а в особо сложных случаях и широким общественным обсуждением законопроектов.

Понятие иных мер уголовно-правового характера и проблемы совершенствования их правового регулирования

Проведенное исследование показывает, что правовое регулирование уголовно-правовых средств, призванных обеспечивать реализацию задач уголовного права, весь комплекс уголовно-право- вых норм, регулирующих соответствующие вопросы, нуждается в принципиально иной регламентации. В уголовном законодательстве должна получить более четкое закрепление система разнообразных, наиболее эффективных уголовно-правовых мер, которые призваны и способны служить средствами решения задач уголовного права - система уголовно-правовых мер противодействия преступности.

Преступление порой сравнивают с заболеванием, а средства реагирования на его совершение — с лекарствами. Как и больному, лицу, совершившему преступление, должно быть выписано именно то лекарство, которое способно его излечить. И общество в обоих случаях должно располагать для этого всеми необходимыми средствами и уметь грамотно их применять. В уголовном праве, как и в здравоохранении, необходим полный набор наиболее эффективных средств, и каждому в том нуждающемуся должно быть выписано именно ему необходимое «лечение». Для этих целей нужна полноценная, стройная система наиболее эффективных мер уголовно-правового противодействия преступности. Как следует из изложенного, на сегодняшний день такой системы еще не создано.

По мнению автора этих строк, все многообразие предусмотренных законом уголовно-правовых мер следует делить не по сомнительной линии «наказание и иные меры», а в зависимости от сущности и предназначения соответствующих видов мер — на карательные и некарательные («иные меры», или меры безопасности).

Структурно система уголовно-правовых мер противодействия преступности должна включать две группы мер. Первая из них — система мер уголовно-правового воздействия (система карательных мер), включающая в себя уголовное наказание и различные виды освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, в том числе относящиеся к ним условное осуждение и принудительные меры воспитательного воздействия. Перечисленные меры объединяет единая карательная сущность, все они представляют собой различные формы реакции государства на совершение преступления, применяются за совершение преступлений в отношении лиц, их совершивших, назначаются в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления во имя уголовно- правовых целей восстановления (утверждения) социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.

Вторая группа мер - система мер безопасности в уголовном праве, или иначе - «иные меры уголовно-правового характера» (система некарательных мер), включающая медицинские и иные меры безопасности, имеющие некарательную сущность, которые применяются не за совершение преступления, а в связи с совершением запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния к лицу, его совершившему, в целях обеспечения его безопасности для себя и для общества в целом, его излечения, ресоциализации и т.п. Кроме мер медицинского характера, к указанной группе могут быть отнесены нынешняя конфискация имущества и конфискация предметов, изъятых из гражданского оборота, орудий и средств совершения преступления, административный надзор или иное ограничение прав и свобод рецидивоопасного лица из «зоны риска» (например, ссылка, высылка), обсуждаемая ныне возможная кастрация «педофилов» и другие меры, которые появятся в будущем.

При таком подходе под «иными мерами уголовно-правового характера» («мерами безопасности в уголовном праве») предлагается понимать совокупность различных предусмотренных уголовным законом некарательных мер, которые призваны и способны участвовать в решении задач уголовного права: охранительно-регулятивной и регулятивно-охранительной.

Своеобразие таких мер как мер уголовно- правового характера проявляется в их специфических признаках:

  • основная их особенность — некарательная сущность, они применяются не в качестве реакции на совершение преступления (т.е. не «за то, что» лицо совершило преступление); не требуется соответствие (соразмерность) такой меры характеру и степени общественной опасности преступления; восстановление социальной справедливости (кара) не является их целью; соответственно, «иные меры» не указываются в санкциях;
  • предусматриваются они в Уголовном кодексе именно в таком качестве; основания, цели и принципы их применения регламентированы нормами УК; реализуются они в рамках специфических уголовно-правовых отношений;
  • такие меры имеют своими целями обеспечение безопасности самоголица и других лиц, предупреждение совершения правонарушений, оказание необходимой помощи в рамках реализации соответствующего уголовно-правового отношения;
  • их содержание состоит в минимально необходимом для достижения указанных целей ограничении некоторых прав и свободлица;
  • юридическим основанием применения таких мер служит законное и обоснованное решение суда, выносимое от имени государства;
  • их применение является принудительным — независимо от желания лиц, к которым они применяются, и их законных представителей;
  • это меры, альтернативные не только наказанию, но и всем иным мерам уголовно-правового воздействия (карательным), однако при необходимости они могут применяться наряду с последними в качестве «иных мер».

Справедливость требует оговориться, что совокупность приведенных признаков характеризует систему «иных мер уголовно-правово- го характера» скорее со стороны должного, чем сущего. Значение их представления в данном учебнике — способствовать становлению анализируемого важного уголовно-правового института и совершенствованию его правового регулирования.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча