02.03.2019

Правовой статус и защита жертв вооруженных конфликтов. Конспект урока на тему: "Международно - правовая защита жертв вооружённых конфликтов (9 класс)


25. Правовой статус иностранных граждан

Исходя из понятия термина «иностранец», принятого в современной международно-правовой практике, он включает в себя каждое лицо, которое не является гражданином страны пребывания. По признаку гражданской принадлежности, иностранцы делятся на 2 категории: иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Режим иностранца устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

Существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области собственными гражданами государства пребывания.

Режим наибольшего благоприятствования с означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.

Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства.

Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении иностранцев; д) дипломатической защиты, оказываемой иностранцам государством их гражданства.

Иностранные граждане в РК

В РК правовой статус иностранных граждан регулируется Закон РК «О правовом положении иностранных граждан». от 19 июня 1995 г

В РК иностранные граждане бывают: постоянно проживающие и временно пребывающие

Постоянно проживающими в РК признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел.

Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в РК является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, своей платежеспособности в период пребывания в РК в порядке, определяемом Правительством РК.

Иностранные граждане, находящиеся в РК на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РК. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из РК по истечении определенного им срока пребывания.

Конституция РК закрепила основной принцип, определяющий правовой статус этой категории лиц. В нашей стране установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК. Такой режим называется национальным режимом.

Иностранцы в РК пользуются следующие права

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, имеют право на получение образования наравне с гражданами РК в порядке, установленном законодательством РК.

Иностранным гражданам в РК гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности.

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в РК на общих основаниях с гражданами РК,

Иностранные граждане в РК имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав.

Иностранные граждане, находящиеся на территории РК, в сфере охраны здоровья имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в РК на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК.

Ограничения в следующих правах

Иностранные граждане не могут поступить государственную. службу.

У иностранцев нет избирательных прав. Иностранные граждане в РК не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РК, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РК, за исключением случаев, установленных международными договорами.

Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК: а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство. г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином РК явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в РК.

Одной из основных целей права вооруженных конфликтов является защита жертв войны, к которым относятся следующие категории лиц: 1)раненые; 2)больные; 3)потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; 4)военнопленные; 5)гражданское население. Под защитой жертв войны понимается предоставление им такого статуса, который гарантировал бы им максимальную защиту в условиях вооруженного конфликта. Соответствующий статус закреплен Женевскими конвенциями 1949 года и двумя Дополнительными протоколами к ним 1977 года.

Ранеными и больными признаются лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые вследствие ранения, травмы, болезни или иного физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Таким образом, раненые и больные должны удовлетворять двум признакам: во-первых, необходимость в медицинской помощи или уходе, во-вторых, отказ от любых враждебных действий (сопротивления). Если раненое или больное лицо продолжает оказывать сопротивление, оно лишается соответствующего статуса. Для отнесения лица к данной категории жертв войны не имеет значения, в каком качестве оно участвовало в вооруженном конфликте до того, как стало нуждаться в медицинской помощи. Это означает, что ранеными и больными могут быть признаны лица, входящие в личный состав ополчений, партизанских отрядов, некомбатанты, гражданское население неоккупированных территорий, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие и т. д.

Правовой режим раненых и больных включает в себя следующие элементы. Они должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. Сторона, во власти которой они окажутся, обязана обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации. Преимущество в очередности оказания раненым и больным медицинской помощи допускается только по медицинским причинам неотложного характера. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, в частности, запрещается добивать и истреблять их, подвергать пыткам, проводить биологические опыты, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения. Запрещены такие действия, как взятие из числа раненых и больных заложников, коллективные наказания, лишение этих лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство и другие негуманные действия, оскорбляющие достоинство личности.

Все перечисленные обязанности несут во время вооруженного конфликта не только воюющие стороны, но и нейтральные государства. Характерно, что сами раненые и больные не могут отказаться от оказываемой им помощи, если она оказывается в соответствии с нормами международного права. Иными словами, такая помощь может быть оказана раненым и больным принудительно.

Для реализации статуса раненых и больных государства берут на себя целый ряд обязательств. В частности, они обязаны принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать этих лиц. С этой целью, а также с целью эвакуации раненых и больных, между воюющими сторонами могут быть заключены временные перемирия и соглашения о прекращении огня. Допускается и поощряется помощь местных жителей в оказании раненым и больным помощи и ухода. Воюющие стороны в обязательном порядке должны создавать специальные медицинские формирования, которые следует размещать так, чтобы они, по возможности, не подвергались нападению противника. Кроме того, стороны конфликта должны осуществлять регистрацию попавших в плен раненых и больных и передавать соответствующие данные государствам, гражданами которых они являются. Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, должна оставить с ними, насколько это позволят военные требования, часть своего санитарного персонала и снаряжения для ухода за ними. Здания, имущество и склады постоянных санитарных учреждений не могут подвергаться преднамеренному уничтожению.

Правовой режим военнопленных регулируется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 года. Согласно статье 4 этой Конвенции, военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица (комбатанты), принадлежащие к личному составу вооруженных сил, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, а также лица, следующие за вооруженными силами, на которых возложено их обслуживание, члены экипажей судов торгового флота, население неоккупированной территории, которое стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками.

Основополагающим элементом правового статуса военнопленных является то, что они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Поэтому, независимо от ответственности, которая может быть наложена на отдельных лиц, держащее в плену государство всегда несет международную ответственность за обращение с военнопленными.

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного, являются серьезным нарушением Конвенции. Запрещено подвергать военнопленных физическому калечению, научным или медицинским опытам, унижению их чести и достоинства, а также какой-либо дискриминации по признаку расы, национальности, вероисповедания или политических убеждений. В то же время допускается установление отдельным категориям военнопленных привилегированного режима в связи с состоянием здоровья, возраста или квалификации. Военнопленные должны пользоваться защитой от любых актов насилия или запугивания, в том числе от оскорблений и любопытства толпы. По общему правилу, они сохраняют свою гражданскую правоспособность, которая может быть ограничена лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена. Через выборных доверенных лиц военнопленные имеют право поддерживать связь с официальными властями держащего в плену государства, представителями государства-покровителя и МККК.

Держащее в плену государство обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и необходимую им медицинскую помощь. Условия размещения военнопленных должны быть не хуже, чем условия, в которых находятся войска неприятеля, расположенные в той же местности. При этом допускается использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания и физических способностей. Категорически запрещен принудительный труд военнопленных из числа лиц офицерского состава. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих его здоровью, а также унизительных работах и работах, имеющих военный характер или назначение. Денежные средства военнопленных являются их законной собственностью и не могут быть обращены в собственность держащего в плену государства. Военнопленные вправе носить знаки отличия, вести переписку, получать индивидуальные и коллективные посылки с продуктами питания и медикаментами. Тяжело раненых и тяжело больных военнопленных государство, во власти которого они находятся, обязано отправлять на родину независимо от их звания и количества.

Военнопленный находится под юрисдикцией держащего в плену государства. Это означает, что он должен подчиняться законам и воинским уставам держащего в плену государства. Их нарушения влекут за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Однако предварительно администрация лагеря для военнопленных должна довести до них содержание действующих правил и приказов на понятном для военнопленных языке. По общему правилу, побег военнопленного из мест содержания не считается уголовным преступлением и влечет за собой дисциплинарное взыскание.

По прекращении военных действий военнопленные должны быть немедленно освобождены и репатриированы на родину. Единственное исключение составляют те военнопленные, которые, находясь в плену, совершили уголовное преступление. Они могут быть задержаны до окончания суда или отбытия ими наказания. Расходы по репатриации справедливо делятся между держащим в плену государством и государством, за которым числятся военнопленные.

Последней категорией жертв войны, согласно Женевским конвенциям, является гражданское население . Как свидетельствует статистика жертв вооруженных конфликтов, наблюдается устойчивая тенденция к росту удельного веса гражданского населения в общем числе пострадавших. Известно, что среди убитых в ходе Первой мировой войны лишь 5 % принадлежали гражданскому населению, а среди жертв Второй мировой войны эта цифра достигла уже 48 %. Что же касается современных вооруженных конфликтов, то удельный вес их жертв из числа гражданского населения составляет абсолютное большинство. Это связано с тем, что защитные средства военнослужащих (комбатантов) постоянно эволюционируют, чего нельзя сказать о средствах защиты гражданского населения. Кроме того, современные конфликты характеризуются все большим применением техники и дистанционных средств ведения войны, что также уменьшает риск потерь среди комбатантов и увеличивает опасность гибели мирного населения.

Его статусу во время вооруженного конфликта посвящена Конвенция о защите гражданского населения во время войны. Под защитой этой Конвенции находятся лица, которые в какой-либо момент или каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующего государства, гражданами которого они не являются. К гражданскому населению относятся только такие лица, которые не принадлежат ни к одной категории участников вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в военных действиях. Согласно действующему международному праву, гражданское население не теряет своего статуса, даже если среди него присутствуют отдельные военные лица. Статус гражданского населения распространяется на всех лиц независимо от расы, национальности, религии или политических убеждений.

Согласно статье 13 Конвенции, ее положения "...должны способствовать смягчению страданий, порождаемых войной". Под особой защитой при этом должны находиться раненые, больные, инвалиды, престарелые, матери с детьми до 7-летнего возраста, беременные женщины, а также дети в возрасте до 15 лет.

Лица, составляющие гражданское население, при любых обстоятельствах имеют право на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений, обрядов, привычек и обычаев. Гражданское население охраняется от любых актов насилия или запугивания, его представителей запрещено брать в заложники, грабить, терроризировать, а также искусственно вызывать на оккупированных территориях голод, безработицу и массовые беспорядки. Женевская конвенция запрещает также мародерство, уничтожение государственного и частного имущества, изменение статуса должностных лиц неприятельского государства, принуждение гражданского населения к службе в оккупационных войсках и т.д. Привлечение населения к работам возможно только при условии, что они не имеют военного характера и справедливо оплачиваются.

На оккупированной территории может устанавливаться новое уголовное и административное законодательство, которое вступает в силу только после того, как будет доведено до населения на понятном ему языке. Вместе с тем, оккупационные власти обязаны уважать существующие в стране законы и порядки и не допускать на захваченных участках социальных бедствий. В частности, на оккупированной территории должна быть организована деятельность медицинских учреждений и налажено снабжение населения продовольствием.

Гражданское население не может быть депортировано с оккупированной территории помимо своей воли. В то же время возможна его временная эвакуация в случаях, когда дальнейшее проживание в данной местности представляет для населения опасность. Запрещено эвакуировать гражданское население на территорию оккупирующего государства; после завершения военных действий эвакуированных людей как можно быстрее необходимо вернуть на ранее занимаемые территории. Помимо эвакуации, возможно также интернирование гражданского населения, то есть помещение его в специально отведенные места, безопасные с военной точки зрения. Интернированные лица должны иметь собственную администрацию и содержаться отдельно от военнопленных и лиц, приговоренных к лишению свободы.

Республика Казахстан присоединилась к Женевским конвенциям 27 декабря 1993 года, взяв тем самым на себя соответствующие международные обязательства по защите жертв вооруженных конфликтов. Данный шаг представляется необходимым для любого цивилизованного государства. Отказ от международного сотрудничества в рассматриваемой области может повлечь для страны весьма печальные последствия. Например, СССР отказался присоединиться к Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1929 года, хотя ее подписали большинство государств, принимавших участие во Второй мировой войне. Это обстоятельство впоследствии стало одной из причин антигуманного обращения Германии (кстати, тоже участницей Конвенции) с советскими военнопленными. Помимо Женевских конвенций 1949 года, Казахстан является участником Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года. В соответствии с этим Соглашением стороны взяли на себя обязательство принять все необходимые меры для пресечения любых действий, нарушающих международное гуманитарное право, включая наказание лиц, виновных в совершении деяний, квалифицируемых как военные преступления или преступления против человечества по международному праву и национальному законодательству. Кроме того, государства-участники решили предпринимать согласованные меры для защиты лиц, незаконно лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, а также для возвращения военнопленных и безоговорочного освобождения заложников. Координация данной совместной деятельности должна осуществляться с участием национальных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК).

Примечательно, что одной из обязанностей государств в области защиты жертв войны является проведение своеобразной просветительской работы. Например, согласно статье 47 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, государства обязуются как в мирное, так и в военное время распространять текст Конвенции в своих странах. С этой целью приветствуется включение изучения Конвенции в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования, чтобы с ее принципами было ознакомлено все население в целом и особенно сражающиеся вооруженные силы, санитарный персонал и священнослужители.

Большую роль в деле защиты жертв войны традиционно играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК), мандат которых на соответствующую деятельность закреплен действующим международным правом. Республика Казахстан также активно сотрудничает с данными структурами. Так, 10 августа 1992 года был заключено Соглашение между Республикой Казахстан и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца о статусе регионального представительства Международной Федерации в Алма-Ате.

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью.

Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.

Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.

Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве

За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней - это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли 1 . Смерть и разру­шения всегда были и остаются спутниками вой­ны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.

В XX в. мир пережил две мировые войны, ко­торые были беспрецедентны по человеческим по­терям и нанесенному ущербу. Развитие техноло­гий, изобретение и совершенствование новых ви­дов вооружения привели к тому, что на земле сегодня накоплен арсенал, которого хватило бы для полного уничтожения нескольких таких планет, как наша. На вооружение армий многих государств день за днем поступает новое оружие, изобретаемое в кабинетах ученых. Так, в ходе ко­рейской войны начала 50-х гг. XX в. было при­менено 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме (1964-1975 гг.) - 25, в четырех ара­бо-израильских вооруженных конфликтах (60- 80-е гг. XX в.) - 30, а в войне в зоне Персидско­го залива (1991 г.) - уже около 100.

Наиболее смертоносное из всех изобретенных видов оружия - ядерное. Усилиями многих го­сударств сегодня угроза глобальной ядерной вой­ны существенно уменьшена.

Уже со второй половины XIX в. начался про­цесс закрепления норм международного права, направленных на защиту людей, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликта­ми. Эти нормы провозглашены международными документами, составившими в совокупности ос­нову современного международного гуманитар­ного права.

После Второй мировой войны были приняты четыре основных документа международного гуманитарного права, существенно усилившие защиту жертв вооруженных конфликтов:

Женевская конвенция об улучшении учас­ти раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;

II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораб­лекрушение, из состава вооруженных сил на мо­ре от 12 августа 1949 г.;

;IV Женевская конвенция о защите граждан­ского населения во время войны от 12 августа
1949 г.

В 1977 г. положения этих конвенций были расширены двумя дополнительны­ми протоколами:

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся
защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.;

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся
защиты жертв вооруженных конфликтов немеж­дународного характера (Протокол II) от 8 июня
1977 г.

Цель международного гуманитарного права состоит также в том, чтобы ограничить разру­шительную силу вооруженных" конфликтов, воздерживая воюющие стороны от бессмыслен­ной жестокости, и не допустить превращения вооруженного конфликта в неприкрытое вар­варство. Помимо положений, обеспечивающих защиту определенных категорий лиц, в этом праве также закреплены основные ограниче­ния, которые должны соблюдать воюющие стороны (схема 39).

Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, возможна только при условии, что воюющие стороны могут отличить гражданское население от тех, кто непосредственно участвует в боевых действиях (комбатантов).


Согласно нормам международного гуманитар­ного права, конфликтующие стороны обязаны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами и принимать все воз­можные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население. В то же время, если гражданскому населению создают условия защи­ты от насилия и нападений со стороны противни­ка, то это предполагает, что оно не участвует в конфликте.

Во время Второй мировой войны нередки были случаи, когда гражданские лица становились жертвами репрессий. Такие факты зафиксирова­ны, например, в ноте Молотова германскому пра­вительству от 27 апреля 1942 г.: «...В деревнях Лотошинского района Московской области гитлеровцы замучили и повесили 153 чело­века, 13 семей заживо сожгли... Только за январь 1942 г. из Харькова поступили сведения о казни 370 заложников качестве репрессий за действия партизан».

Современное международное гуманитарное право запрещает акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Международным гуманитарным правом пре­дусмотрены ограничения ведения военных дей­ствий.

Ограничения по объектам нападения пред­ставлены на схеме 40.

Международным гуманитарным правом уста­новлены также ограничения по средствам и ме­тодам ведения военных действий.

Главный принцип ведения военных дей­ствий гласит: право сторон, находящих­ся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является нео­граниченным.

Прогресс в сфере создания новых средств веде­ния войны требует постоянного усовершенство­вания правовой базы их использования. Так, на­пример, применение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию осо­бой опасности этого вида оружия и его запреще­нию в 1925 г. 1

Принятые в конце XIX - начале XX в. доку­менты, касающиеся ограничения средств и мето­дов ведения военных действий, по мере возник­новения новых типов вооружения были дополне­ны положениями конвенций, преимущественно направленных на запрещение бактериологиче­ского и химического оружия или средств воздей­ствия на окружающую среду.

1 Женевский Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, токсических или им по­добных газов и бактериологического оружия от 17 июня 1925 г.


Ограничение методов и средств веде­ния боевых действий предусматривает:

Запрещение нападений неизбиратель­ного характера.

Цель этого ограничения - исключить исполь­зование тех методов и видов вооружений, кото­рые не обладают достаточной точностью для про­ведения необходимого различия между военными объектами и гражданскими населением и объек­тами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.


Запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди
гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам, которые
были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному пре­
имуществу, которое нападающие предполагают получить.

Это положение касается в том числе и назем­ных мин. Мины сегодня - самое смертоносное оружие; Они наносят удар вслепую и причиняют своим жертвам жестокие страдания и раны. В ра­диусе 30 м они убивают, в радиусе 100 м - кале­чат. Большинство жертв мин - мирные жители. Многие мины сконструированы" таким образом, что их практически невозможно обезвредить, у большинства отсутствует механизм самолик­видации. Их крайне трудно обнаружить. Часто их устанавливают в количествах, не соответст­вующих военной необходимости. Мины по-на­стоящему начинают свою смертоносную работу именно тогда, когда конфликты заканчиваются. Специалисты подсчитали, что в среднем на 20 де­тей в мире приходится одна мина.

Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают уби­вать и калечить людей и сейчас, через 55 лет после ее окончания

Схема 40 Ограничения по объектам нападения

Одно из главных препятствий в деле организации разминирования - его сто­имость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 долл. США, может обойтись в 1000 долл.

Проявление при ведении военных дей­ствий заботы о защите природной среды.

Современная концепция охраны окружающей среды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба в целях сохранения здо­ровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Она за­претила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насажде­ний.

Кстати, в России, согласно статье 358 Уголов­ного кодекса РФ массовое уничтожение расти­тельного или животного мира, отравление атмо­сферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологиче­скую катастрофу, наказывают лишением свобо­ды на срок от 12 до 20 лет.

Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди граж­данского населения.

Нельзя подвергать нападению, разрушать, вы­возить или приводить в негодность объекты, не­обходимые для выживания гражданского насе­ления (например, запасы продуктов питания, по­севы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).

Запрещение военных действий, осно­ванных на вероломстве.

Актами вероломства считают действия, направленные на то, чтобы с целью обмана вызвать доверие противника и за­ставить его поверить, что он имеет право на за­щиту или обязан предоставить такую защиту, со­гласно нормам международного гуманитарного права.

Поэтому преднамеренное злоупотребление об­щепризнанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защит­ной эмблемой культурных ценностей и другими общепринятыми защитными знаками) запреще­но. Также запрещено во время нападения или защиты или для прикрытия военных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) сто­роны противника, а также национальных симво­лов и эмблем государств, не являющихся сторо­нами в конфликте.

Международное гуманитарное право, основ­ные документы которого ратифицированы почти всеми государствами мира, ограничивает право сторон использовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных дей­ствиях, следовать правилам, позволяющим регу­лировать отношения между сторонами в воору­женном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.

Вопросы

1. Назовите три основных типа ограничения воен­ных действий в международном гуманитарном праве. 2. Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. 3. Чем вызвано введение ограниче­ния по объектам нападения во время вооруженного конфликта? 4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий? 5. В чем за-

Лючается цель международного гуманитарного пра­ва? 6. Что понимают под общей защитой гражданско­го населения в международном гуманитарном праве? 7. Сформулируйте главный принцип ведения воен­ных действий. 8. Что считают в международном гума­нитарном праве актом вероломства?

Международные отличительные знаки, используемые во время международного конфликта

Международное гуманитарное право призвано смягчить ужасы военных конфликтов, ограни­чить их разрушительную силу, а это значит в первую очередь - обеспечить необходимую за­щиту людям, которые перестали принимать участие в военных действиях, гражданскому на­селению и тем, кто оказывает помощь населению и пострадавшим в результате вооруженного конфликта.

Чтобы ограничить ущерб, наносимый воюю­щими сторонами во время боевых действий, не­обходимо отличать военные объекты от граждан­ских, а комбатантов от некомбатантов. В соответ­ствии с нормами международного гуманитарного права для обозначения лиц и объектов, находя­щихся под его защитой, используют следующие международные отличительные знаки.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча