26.03.2019

О приватизации государственного имущества. О приватизации государственного и муниципального имущества в россии. Виды приватизации государственного и муниципального имущества


На рельсы рыночного развития включают целый комплекс действий, предполагающих создание новой конфигурации экономической системы в целом. Такие программы реализуются практически во всех странах с так называемым переходным типом экономики, а потому сама по себе приватизация государственного и муниципального имущества - достаточно новый правовой механизм, который продолжает совершенствоваться по мере накопления опыта в этой сфере деятельности. В России данные процедуры оговорены в ст. 217 ГК, которая определяет, что приватизация представляет собой процесс передачи госимущества в собственность частным лицам или организациям. В содержательном аспекте, это означает прекращение прав публичной собственности и образования прав частой собственности.

Приватизация в каких бы формах она не проводилась, какие мотивы не инициировали бы ее, всегда требует разработки четкого правового механизма ее проведения. Это продиктовано той важностью процесса приватизации для всего общества и возможными негативными последствиями для общества в целом, в случае неподготовленности правовой стороны реализации данной политики. Поэтому приватизация государственного и муниципального имущества диктует необходимость принятия специальных законов. Она может проводиться как возмездным путем, так и бесплатно, это зависит от конкретных условий самого процесса приватизации и характеристик имущества, которое включается в этот оборот.

Проводится в отношении следующих объектов собственности:

Земельных участков.

Предприятий, имущества и ценных бумаг, которые ранее принадлежали государству;

Приватизация жилья;

По каждому из указанных объектов, государство определяет и реализует конкретные цели экономического и социального характера. Так, например, целью приватизации госпредприятий декларировалась необходимость формирования слоя индивидуальных предпринимателей, развитие страны, повышение эффективности бизнес-деятельности, улучшение финансового положения. На начальных этапах проведения приватизация государственных и проводилась, как правило, на возмездной основе. Но, как показал исторический опыт, первые попытки приватизации в России были крайне неудачными, особенно в части обеспечения их Поэтому в 2006 году была принята которая существенно трансформировала не только целевые установки приватизации, но и процедурные. Так, например, в качестве главной цели программы называется «максимизация» эффективности приватизационных мероприятий с целью увеличения конкурентоспособности экономики страны. Реализация программы предполагает решений следующих задач:

Социально ориентированная приватизация государственного и муниципального имущества, выведенного из оборота использования государством;

Сокращение количества федеральных унитарных формы собственности;

Эффективная реструктуризация ряда отраслей экономики;

Увеличение федеральных доходов.

В сфере приватизационной программы по жилью и земельным участкам, ставятся такие цели:

Создание благоприятных условий для формирования жилищного и земельного рынков; - сокращения расходов, направляемых на содержание жилья за счет государства;

Стимулирование эффективного использования земли и земельных угодий;

Усиление социальной поддержки сельскохозяйственных работников.

Исходя из этих целей, Программа предполагает, что приватизация государственного и муниципального имущества должна проводиться сначала на безвозмездной основе, и только по мере продвижения к поставленным целям, надо осуществлять поэтапный переход к возмездной приватизации. Именно такой поход обеспечит наиболее гармоничное сочетание интересов государства и граждан в ходе приватизационного процесса.

Закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” регулирует правовую основу для отчуждения федеральной собственности в пользу физических или юридических лиц. Основное назначение его положений сводится к созданию единой системы, по которой организовывается вся процедура передачи собственности в частное владение. С момента принятия закон претерпел ряд изменений, которые ориентированы на его приведение в актуальное состояние и соотношение с законодательной базой.

  • общие положения регламентируют основные понятия ФЗ 178, принципы, правовую основу и связь с иными законодательными актами по вопросам приватизации;
  • процедура планирования передачи государственной и муниципальной собственности в частное владение;
  • порядок передачи федерального имущества, гарантии, предоставление документов;
  • способы приватизации государственной и муниципальной собственности по закону;
  • особенности передачи отдельных видов имущества;
  • оплата и распределение средств от продажи;
  • особенности создания акционерных обществ и ООО с долей государственной или муниципальной собственности в уставном капитале.

Приведенное краткое содержание ФЗ 178 “О приватизации государственного и муниципального имущества” позволяет наглядно увидеть, каким образом осуществляется передача государственной и муниципальной собственности во владение физических и юридических лиц. Последние изменения в Федеральный закон о приватизации были внесены 1 июля 2017 года.

Скачать

Скачать Закон о приватизации 178 ФЗ в последней редакции можно по данной . Документ представлен со всеми изменениями на 2017 год, включая последнюю редакцию статьи 5 ФЗ 178.

Текст Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества” позволяет ознакомиться с порядком и организацией данного процесса. Подобное изучение полезно не только для тех, кто непосредственно сталкивается с данной процедурой, но и для рассмотрения соответствующего законодательства в целом.

Последние изменения Закона о приватизации

Последние изменения в Закон о приватизации были введены 1 июля 2017 года посредством принятия . Коснулись они статьи 5 Закона о приватизации, регламентирующей перечень покупателей государственной и муниципальной собственности. Была изменена редакция ее первого пункта, новая версия указывает, что участниками приватизации могут быть любые физические и юридические лица, кроме :

  • государственных и муниципальных учреждений и организаций;
  • юридических лиц, у которых в уставном капитале доля собственности РФ составляет более 25%;
  • юридических лиц, зарегистрированных на территории государств, включенных в соответствующий перечень Министерства финансов РФ;
  • юридических лиц, которые контролируются офшорной компанией или группой лиц, в которую таковая входит.

Изменения в Законе о приватизации предписывают, что третий и четвертый пункт данного положения актуальны для тех продаж, информация о которых размещена на соответствующих площадках после 1 июля 2017. Кроме последних поправок следует рассмотреть и те статьи ФЗ 178, редакция которых наиболее актуальна для физических и юридических лиц.

Статья 13 Федерального закона о приватизации регулирует способы, которыми она осуществляется:

  • преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или ООО;
  • продажа федерального имущества через аукцион;
  • продажа акций на специализированном аукционе;
  • реализация через конкурс;
  • продажа акций за пределами территории РФ;
  • реализация федерального имущества через публичное предложение;
  • продажа без объявления цены;
  • внесение федерального имущества в качестве составной части уставного капитала юридического лица;
  • реализация акций через доверительное управление.

Большинство указанных положений Закона о приватизации были отредактированы в 2015 году. Последние изменения в статью 13 ФЗ 178 о приватизации федерального имущества были внесены 3 июля 2016 года. Они коснулись формулировки положения об отдельных случаях преобразования имущества унитарного предприятия в организацию с ограниченной ответственностью.

Статья 28 ФЗ 178 регламентирует отчуждение земельных участков. Данное положение закона регулирует порядок и условия передачи земельных участков в собственность физическим и юридическим лицам. Регламентируется как общая процедура, так и отдельные ситуации. Предусматривается возможность оформления аренды на требуемый участок и объекты недвижимости, находящиеся на нем.

Поправки в ст 28 ФЗ 178 последний раз были внесены в 2015. По ним был отредактирован пункт 9, слова “одновременно с отчуждением покупателю ” были заменены на “одновременно с отчуждением ”, а “открытых акционерных обществ ” сменились на “акционерных обществ ”.

— процесс, который начался вскоре после распада СССР и продолжается до настоящего времени (хотя по сравнению с 90-ми годами темпы современной приватизации во много раз снизились). Рассмотрим, что именно он из себя представляет и какие у этого процесса есть особенности.

Что такое приватизация?

Слово «приватизация» вошло в лексикон россиян уже довольно давно. Первые решения о передаче предприятий, ранее находившихся в государственной собственности, частным лицам были приняты в 1990 году, то есть еще на позднем этапе перестройки. Однако полноценно процесс начался 2 годами позже — уже после окончательного падения советской власти и распада СССР.

Само понятие приватизации может рассматриваться в 2 смыслах. В узком смысле приватизацией обычно называют процесс бесплатной передачи жилья в собственность граждан (чтобы убедиться, вбейте в любом поисковике слово «приватизация» — и сами увидите, что практически все ссылки будут на сайты, где обсуждается именно передача жилья).

Но если смотреть шире, то только одним жильем не ограничивается. Гражданам или коммерческим организациям могут передаваться нежилые помещения, предприятия , объекты культуры — словом, любое имущество, кроме того, которым по закону может владеть лишь само государство (приватизировать вооружение или боевую технику никто, разумеется, не позволит).

Виды приватизации государственного и муниципального имущества

Из-за такого понимания термина и появляется разница между разными типами приватизации:


Кроме того, по тому, кому принадлежало имущество изначально, можно выделить приватизацию муниципального имущества или государственного. С правовой точки зрения особой разницы между ними нет, единственное серьезное отличие состоит в том, что в отношении муниципальной собственности процесс может дополнительно регулироваться местными нормативными актами. Однако содержание таких актов, по большому счету, в различных регионах и муниципальных округах не слишком отличается друг от друга.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества по законодательству

Нормативными актами предусмотрен ряд способов, которыми имущество передается в частные руки. К ним относятся:

Все эти виды приватизации применяются с 2001 года, когда вступил в действие новый закон. Ранее существовали еще такие виды приватизации государственного и муниципального имущества , как ваучеры, ЧИФы и т. д. Сейчас они уже представляют собой чисто исторический интерес: к примеру, последние ваучерные фонды прекратили существование еще до 1998 года.

Порядок приватизации муниципального имущества и государственной собственности

Происходит в 3 этапа:

  1. Планирование предстоящей приватизации.
  2. Принятие и утверждение нормативным актом условий, на которых будет происходить приватизация государственного и муниципального имущества в данном случае.
  3. Приватизация.

Как ни странно, одним из самых сложных этапов по закону должен быть первый. Именно на этом этапе муниципальные или государственные органы власти, в чьей собственности находится имущество, должны подробно оценить, что именно они могут передать в частную собственность. Это не так-то просто. Достаточно сказать, что на государственном уровне окончательное решение о приватизации государственной собственности принимает Правительство РФ. Именно оно утверждает ежегодный перечень предприятий, акций и другого имущества, которое в текущем году должно быть передано в частную собственность. На муниципальном уровне все определяется, разумеется, решением органа местного самоуправления в соответствии с нормами, которые действуют в данном округе.

Способов приватизации государственного и муниципального имущества не так много, и орган власти выбирает среди них какой-то один. Какой именно, зависит от конкретных обстоятельств.

Существует мнение о том, что вид приватизации определяется порядком, в котором способы записаны в законе (от реорганизации в акционерное общество до продажи акций после доверительного управления), и переходить к следующему можно только тогда, когда предыдущий не сработал. На самом деле это не так: орган власти вправе выбрать любой вид приватизации государственного и муниципального имущества с самого начала.

Некоторые особенности приватизации муниципальной собственности

Процедуры приватизации государственного и муниципального имущества очень схожи, но на муниципальном уровне имеются некоторые отличительные свойства.

Во-первых, наиболее знакомое гражданам оформление в собственность квартир осуществляется обычно как раз на уровне муниципалитета. Жилье, принадлежащее государственным организациям, конечно, существует, однако его не так много. Кроме того, ряд категорий государственных квартир или комнат вообще не подлежат приватизации. К примеру, квартиры в городках при воинских частях: офицеры там могут жить, в случае инвалидности или выхода на пенсию жилье за ними сохраняется, за членами семьи военного, погибшего при исполнении, квартира остается — но оформить в собственность ее, как правило, нельзя.

Во-вторых, на муниципальном уровне приватизации подвергается обычно имущество меньшей стоимости, чем на государственном. Поэтому здесь чаще практикуется продажа с аукциона.

Наконец, практически все земли сельхозназначения расположены на территории муниципальных сельских округов. Хотя часть таких земель и находится в государственной (в данном случае областной) собственности, существует и муниципальный земельный фонд. Приватизация земель такого фонда производится на основании актов, принятых местной властью.

В остальном процедуры приватизации государственного и муниципального имущества не различаются.

1. Понятие и цели приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Способы приватизации публичного имущества.

3. Порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий.

4. Приватизация земельных участков.

5. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

1. Понятие и цели приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Правовое регулирование приватизации осуществляется, прежде всего, Федеральным законом от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с послед. изм. и доп.). Приватизация отдельных видов имущества осуществляется на основании специальных законов (Федеральный закон от 27 февраля 2003г. №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральный закон от 22 августа 1996г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», Федеральный закон от 5 февраля 2007г. №13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Приватизация жилищного фонда урегулирована Законом РФ от 4 июля 1991г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В некоторых субъектах РФ в соответствии с Закономо приватизации приняты свои законодательные акты в этой сфере. Так, в Оренбургской области действует Закон Оренбургской области от 28.06.2004г. №1278/197-III-ОЗ «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области».

Объектом приватизации является избыточная публичная (как государственная, так и муниципальная) собственность. Понятие избыточной публичной собственности имеет относительное содержание: 1) оно определяет не свойства имущества, его полезность или бесполезность, а общественные отношения, отношения собственности; 2) часть публичной собственности становится избыточной, во-первых, по отношению к объему выполняемых государством функций и, во-вторых, по отношению к возможностям рационального использования этого имущества.

В составе публичного имущества выделяют два вида:

1) имущество, связанное с производством общественных товаров и услуг, которые удовлетворяют коллективные потребности и потребляются совместно;

2) имущество, связанное с производством частных товаров и услуг, которые удовлетворяют индивидуальные потребности и потребляются индивидуально на основе принципа отстранения иных лиц от пользования благом.

Объектом приватизации может становиться только имущество второго вида.

В настоящее время в качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

1) имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. ст. 11, 27 и 28 Закона о приватизации);

2) отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими земельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);

3) акции открытых акционерных обществ (ст. ст. 19, 22, 26 Закона о приватизации);

4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);

5) земельные участки (ст. ст. 28, 30, 34, 36 Земельного кодекса);

6) жилые помещения (ст. ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Приватизация преследует несколько основных целей. Основной целью политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики. К числу подцелей приватизации относятся: а) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; б) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные; в) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

Приватизация как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач: 1) усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной; 2) расширить доступ предприятия к капиталам; 3) обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта; 4) увеличить поступления средств в казну за счет более эффективной работы предприятий; 5) обеспечить более справедливое распределение прибылей; 6) деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.

В каждой стране на разных этапах развития приоритетность этих задач не одинакова, различается и отношение к темпам приватизации.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества могут быть сформулированы следующим образом:

а) решение о целесообразности приватизации публичного имущества разрабатывают соответствующие органы по управлению государственным и муниципальным имуществом с позиций повышения эффективности его использования;

б) способ приватизации каждого объекта государственной и муниципальной собственности определяется органом по управлению государственным и муниципальным имуществом на основании анализа предложений управляющих компаний, оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов;

в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны быть едины на всей территории Российской Федерации.

В странах с устойчивой развитой экономикой приватизация может проходить медленно и быть выборочной и строго индивидуальной для каждого предприятия. В странах с переходной экономикой приватизация может проходить быстро и принимать массовый характер.

Понятие приватизации появилось уже после советских времён, в которых не существовало возможности оформить какую-либо недвижимость, как личное имущество, продать его, передать в аренду или даже завещать. В целом же, понятие приватизации государственного и муниципального имущества в том виде, в котором его можно видеть сегодня, возникло с 1992-го года. Для регулирования процедуры разработано соответствующее положение, приняты законы и внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Приватизация муниципального имущества может быть рассмотрена в двух вариантах. В первом приватизация представляет собой бесплатную передачу недвижимого жилого объекта в частную собственность граждан. Во втором варианте понятие несколько шире и качается не только жилья. Граждане и коммерческие организации вправе претендовать на передачу нежилых помещений, предприятий и даже объектов культуры. По сути, оформить в свои владения можно практически любой недвижимый объект, за исключением собственности, право на которую есть лишь у государства. К таковой относятся некоторые охранные территории и военные объекты.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

О видах приватизации

Поскольку варианты приватизированного имущества на самом деле весьма широки, на государственном уровне выделены некоторые основные виды приватизации, к которой относится:

Запутаться с формой приватизации в принципе сложно. Важно определить достоверно, кому имущество принадлежит – муниципалитету или государству. Юридически разницы никакой нет, однако на практике различие заключается в том, что в процессе приватизации муниципальной собственности дополнительно могут быть задействованы не только государственные законодательные акты, но и местные, региональные. Последние часто имеют некоторые различия между собой, однако обычно не кардинальные.

Способы оформления процедуры

Положение относительно приватизируемого имущества и нормативные акты предусматривают несколько способов передачи недвижимости от муниципалитета в частное владение:

Перечисленные способы внедрены в закон с 2001-го года, поскольку до этого времени не было понятия акций в современном смысле. Их аналогами являлись ваучеры, представляющие сегодня интерес разве что историкам или коллекционерам.

Что же касается приватизации муниципального жилья, оформить его проще всего по заявлению владельца. Относительно участков земли придётся принимать участие в торгах, даже если других желающих на подобные объекты нет.

В каком порядке действовать?

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества включает в себя следующие этапы:

  • Чёткое планирование будущего процесса оформления;
  • Подготовка акта для принятия и утверждения требований, согласно которым будет проходить приватизация и переход имущества в категорию частной собственности;
  • Оформление приватизации

После подачи соответствующего заявления муниципальному органу, определяется, в чьей собственности на данный момент находятся указанные в запросе объекты, возможно ли их передать и на каких условиях. Окончательное решение всегда за правительством Российской Федерации, с которым муниципалитет обязательно согласовывается.

Способы приватизации могут быть разные, но их на самом деле очень мало. Органы самоуправления не станут предлагать заинтересованному лицу несколько участков на выбор. Будет только один, в соответствии с действующим законодательством и в зависимости от обстоятельств. Спорить с муниципалитетом и требовать другого варианта не целесообразно. Если, по мнению заинтересованного лица, орган самоуправления действовал незаконно и вынес противоречащее решение, оспорить его можно разве что в суде, но решения могут быть весьма непредсказуемы.

Особые нюансы

Несмотря на то, что процессы приватизации муниципальной и государственной собственности весьма похожи, на практике они имеют некоторые отличительные черты. В первую очередь, следует отметить, что жильё оформляется в собственность именно на муниципальном уровне, а не на государственном. Не смотря на то, что есть небольшое количество государственного жилья, на сегодняшний день это скорее исключение из правил. Некоторая жилплощадь приватизации не подлежит вовсе, и касается это жилья в военных городках и воинских частях. Жить в таких квартирах можно даже после выхода на пенсию по выслуге или инвалидности, но приватизировать – нельзя.

Следующим моментом является тот факт, что приватизировать муниципальные объекты обычно разрешают, если их стоимость не слишком высока и они не могут быть полезны государству сейчас или в ближайшей перспективе. Поэтому практикуется продажа некоторых недвижимых объектов на торгах (аукционе).

Земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в ведомстве местного органа самоуправления, чаще всего расположены вдали от населённого пункта в сельском округе. Соответствующее положение относительно приватизируемого имущества может здесь иметь некоторые поправки, внесённые актами местных муниципальных органов.

Социальные и экономические подоплеки

Приватизировать какие-либо муниципальные объекты, значит получить постоянные права собственности на них. Это происходит при полной продаже недвижимости физическим или юридическим лицам, при частичной оплате или передаче их безвозмездно, для некоторых категорий населения при приватизации жилья или некоторых категорий земель.

Ссылаясь на федеральное законодательство и положение, касающееся приватизации имущества муниципалитетов, саму приватизацию принято считать отчуждением прав собственности в пользу заинтересованных лиц. Такое пояснение наталкивает на мысли о процедуре, которая несёт возмездный характер. Подобный переход зачастую выгоден государству по той причине, что далеко не всегда используются все недвижимые объекты. Некоторые из них могут быть не задействованы длительное время и простаивать без дела, не принося ни выгоды, ни прибыли.

В результате приватизации муниципальные органы и государство получают не только прибыль, под видом оплаты недвижимости, но и налоги с дальнейшего её использования и нахождения в частной собственности.

Почему разрешено?

Суть процедуры заключается в том, что благодаря ней замедляются или сокращаются темпы расширения государственной экономики при увеличении доли частных секторов. Процесс приватизации – это частичное или полное наделение правами собственности частных лиц. В любом случае ставка делается ещё и на усиление конкурентоспособности экономики РФ, а также на эффективное использование недвижимости.

Можно сделать вывод, что приватизация включает в себя трансформацию имеющейся недвижимости и её использование, в соответствии с целевым назначением.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча