02.03.2019

Настольная игра


Издательство Hobby World постоянно ищет новых авторов с оригинальными идеями игр. Если вы считаете, что ваш проект должен быть издан именно нашим издательством, отправьте полные правила вашей игры и примеры игровых компонентов на почту newgame@сайт

В теме письма укажите своё имя (никнейм), название вашей игры. Приложите правила в формате Word (.doc, .docx, .rtf) или.pdf; фотографии или макеты игровых компонентов каждого вида (поле, карточки, планшеты, жетоны и т. п.). В тексте письма и/или на первой странице правил укажите следующие данные об игре:
возраст, длительность партии и количество игроков;
краткую информацию, о чём игра (например, если говорить о «Колонизаторах»: это игра на менеджмент ресурсов в сеттинге условного Средневековья);
рассказ о базовой механике: на чём строится игровой процесс (геймплей) в игре, какие уникальные механики в вашей игре есть (сейчас практически любая игра без уникальных механик не издаётся);
полную комплектацию игры (для издателя важно понимать, сколько денег ему надо будет вложить в производство и что именно ему придётся производить. Особо уникальные компоненты, например 100 уникальных миниатюр, производить дорого).

Правила игры должны быть полными - такими, чтобы по ним можно было сыграть в вашу игру без подсказок. Если игра нас заинтересует, мы попросим вас выслать полный макет игры, чтобы изготовить прототип в офисе и опробовать его на практике. К сожалению, мы не можем оценить нашу заинтересованность в игре по её описанию или организовать с вами встречу, чтобы вы продемонстрировали нам игру. Если вам необходимо показать игру издателю лично, это можно сделать на авторской игротеке московского фестиваля “Игрокон” или санкт-петербургском “Граниконе”.

Оформление игры должно быть достаточным, чтобы в неё можно было сыграть и получить полноценное представление об игровом процессе. Иллюстрации не обязательны, хотя с ними, конечно, играть приятнее. Эргономику (функциональный дизайн) игровых компонентов нужно продумать заранее: игры, в которые играть неудобно, производят невысокое впечатление.

Обратите внимание, что мы рассматриваем к изданию только полностью разработанные и протестированные игры. Мы считаем, что предлагаемая нам игра достаточно протестирована, если в её последнюю версию было сыграно не меньше 10 партий двумя-тремя разными компаниями, в том числе без вашего личного участия. К сожалению, мы не можем оценить вашу идею игры или подсказать, в каком направлении стоит её развивать.

Полезные ссылки

1. Доклад «Издатель, разработчик и мировые стандарты»

FAQ

Цель настоящего списка частых вопросов / ответов в том, чтобы:

  • авторы настольных игр могли найти ответ на один из часто возникающих вопросов о взаимодействии разработчика и издателя;
  • издатели могли давать ссылку на эту статью, когда автор задаёт один из часто встречающихся вопросов.

У меня есть готовая настольная игра и я хочу увидеть её изданной. Что мне предпринять?

Присылайте игру в издательство в электронном виде .

В каком виде прислать игру? Должен ли я подготовить файлы сразу со всеми компонентами?

Для начала желательно предоставить краткое описание игры (3-4 абзаца), в котором кратко сказано об игровом процессе, об оригинальных элементах игровой механики, о необходимых компонентах игры, а также о времени партии и количестве игроков. Вы можете сравнить свою игру с другими известными вам играми. Также необходимы полные правила игры и примеры игровых компонентов, хотя бы в черновом оформлении. Предпочтительны самые распространённые форматы файлов: .DOC, .RTF, .PDF, .JPG. Если издательство заинтересуется концептом вашей игры, у вас запросят дополнительные материалы и информацию.

У меня пока нет готовой игры, но есть идея, которая кажется перспективной. Что мне делать с моей идеей?

Доведите идею до «играбельного» состояния, сделайте прототип, подготовьте файлы - и присылайте в издательство. «Голая» идея издателям не интересна.

Вы просите прислать все файлы. А вдруг издательство украдёт мою игру?

В отечественные издательства в год приходят сотни настольных игр. Например, в 2015 году только одно издательство Hobby World рассмотрело более 200 предложений о публикации игр. Просить автора прислать файлы - сложившаяся практика в отрасли настольных игр. Крупные издательства не будут рисковать своей репутацией и «воровать» правила вашей игры.

У меня уже готовы иллюстрации и художественные дизайны для моей игры. Вы издадите мою игру вместе с ними?

Рынок настольных игр сегодня очень конкурентен в отношении художественного оформления, и планка качества поднимается с каждым годом. С большой вероятностью издательство поручит оформление вашей игры профессиональным художникам и дизайнерам, с которыми обычно работает. В этом случае подготовленные вами иллюстрации и дизайны не пригодятся.

Можно вместо файлов я вам почтой пришлю поиграть готовый прототип или приеду к вам в офис со своей игрой?

Чтобы впустую не терять время и деньги, пожалуйста, сперва пришлите информацию об игре в электронном виде.

Если вы примете мою игру, сколько денег я на ней заработаю?

В настоящее время издатели чаще сотрудничают с авторами игр, выплачивая им авторские отчисления с проданных экземпляров (роялти). По-прежнему некоторые издатели иногда предлагают авторам разовый гонорар с передачей всех прав на игру, но крупнейшие издательства, например, Hobby World, перешли на выплату роялти. Роялти исчисляются от оптовой цены экземпляра игры за вычетом налогов и, как правило, составляют 4% (иногда выше, если игра представлена полностью готовой: например, редакции не придётся писать правила самостоятельно или как-либо адаптировать игру).

В случае с роялти издатель предложит вам аванс в счёт будущих отчислений. В Hobby World он составляет сумму, равную авторским отчислениям за половину стартового тиража игры. Стартовый тираж обычно определяется в 2000-3000 экземпляров.

Допустим, оптовая цена на вашу игру (минус налоги) равна 500 руб. Авторские отчисления в 4% с одного экземпляра составят 20 руб. Если первый тираж игры заявлен в 2000 экземпляров, то издатель выплатит вам аванс за половину тиража: 20000 руб. Аванс делается в счёт будущих роялти от продаж игры, то есть как только роялти от проданных экземпляров превысят 20000 руб. аванса, издатель продолжит выплачивать вам деньги за каждый проданный экземпляр.

Схема вознаграждения в виде роялти одинаково честна и для издателя, и для автора, так как обе стороны заинтересованы в том, чтобы игра была издана качественно и её продажи были высокими.

Можно я пришлю игру в ваше издательство и заодно вашим конкурентам? Или, к примеру, одновременно отправлю её на один из конкурсов разработчиков?

Автор волен выбирать лучшие условия из тех, что ему предложат (но рассылка предложения по изданию игры одним письмом сразу по всем компаниям выглядит не очень красиво). Конкурс разработчиков, возможно, поможет вам улучшить игру, что в перспективе выгодно издателю.

Не забывайте, что если вы договоритесь о публикации с одним из издательств, следует уведомить об этом факте других издателей, к которым вы обращались.

Есть ли у вас команда тестировщиков, чтобы я мог потестировать и улучшить свою игру?

Издательство «по умолчанию» предполагает, что вы присылаете готовую к изданию, протестированную и сбалансированную игру.

В крупнейших издательствах есть тестовая команда, но она обычно используется для тестирования игр, которые разрабатываются внутри издательства его сотрудниками. Издательства не предоставляют сервис тестирования для сторонних разработчиков. Однако если издатель увидел в вашей игре мощнейший потенциал, возможно, он готов будет взяться за продюсирование и внутреннее тестирование вашей игры.

Что такое «продюсирование» применительно к настольной игре?

Продюсер работает с автором игры и даёт ценные рекомендации, которые могут касаться игровых механик, адаптации под сеттинг, комплектации и компонентов, баланса, тестирования, упрощения или усложнения правил и т.п. Автор дорабатывает игру по требованию продюсера, который играет в каждую новую версию прототипа игры. Продюсер хорошо знает рынок настольных игр и перспективные «ниши», технологию производства, современные тенденции в геймдизайне - в общем, всё, что поможет издать игру наиболее качественно и что сделает её востребованной у игроков.

Обычно издательство выделяет продюсера на самые перспективные проекты игр, в том числе на те, которые разрабатываются по прямому заказу издательства.

А давайте я вам разработаю игру на заказ, например, по «Героям меча и магии»?

Если издательство решило обратиться к стороннему автору для разработки конкретной игры («на заказ»), то оно выберет проверенных разработчиков, у которых, во-первых, уже есть изданные проекты, и, во-вторых, с которыми приятно работать (то есть у издательства и автора есть взаимопонимание, автор соблюдает сроки, прислушивается к мнению продюсера и т.п.).

Что касается игр по популярным брендам и вымышленным вселенным, то издательству сперва нужно приобрести лицензию на использование чужой интеллектуальной собственности, что не всегда возможно или финансово оправдано.

Если вы отвергнете мою игру, вы хотя бы объясните, почему она вам не подходит?

Это зависит от политики конкретной компании. Hobby World старается кратко отвечать всем авторам, поясняя, почему игра не подходит издательству.

Менее одного процента.

Как долго мне ждать от вас положительного или отрицательного ответа?

В разных издательствах по-разному. От недели до нескольких месяцев. Долгий срок рассмотрения возникает из-за огромного потока предложений об издании игр. Мы стараемся отвечать на все обращения в течение месяца.

Если вы принимаете игру к изданию, когда она всё-таки выйдет?

У крупных издательств программа выхода игр расписана на год вперёд, поэтому разумно рассчитывать, что ваша игра увидит свет через 9 месяцев, а то и через год после того, как вы подписали договор с издательством.

Партнер Экспертного совета игровой индустрии по вопросам интеллектуальной собственности Владислав Архипов написал для издания DTF материал о том, как регулируются отношения внутри студии разработки игр, и какие документы следует заключать между исполнителем и заказчиков, чтобы избежать проблем.

Это часть цикла материалов, посвященных юридическим аспектам создания игр, инициированная Экспертном советом игровой индустрии (ЭСИИ - прим. ред. ). В прошлый раз речь «Совет» о регистрации компании и оформлении отношений в команде. На этот раз речь пойдет об основном активе разработчиков - интеллектуальной собственности (далее - ИС - прим. ред. ).

Рассказывает Владислав Архипов - кандидат юридических наук, советник по интеллектуальной собственности, информационным технологиям и телекоммуникациям международной юридической фирмы Dentons, доцент СПбГУ, сотрудничающий с «Советом».

Владислав Архипов, советник практики по ИС, ИТ и телекоммуникациям международной юридической фирмы Dentons

Объекты интеллектуальной собственности

Чтобы правильно оценивать юридические аспекты интеллектуальной собственности, необходимо иметь четкое представление о том, какие объекты ИС есть в принципе, в чем различия между ними, и что из этого актуально для разработки игр. Необходимый минимум практических знаний может быть представлен очень кратко.

Основная практическая цель применения юридических конструкций права ИС - «собрать» интеллектуальные права на каком-нибудь субъекте (индивидуальный разработчик или компания), чтобы обеспечить юридическую полноту и чистоту владения игрой как единым сложным объектом. Это важно для последующих отношений с инвесторами. Соответственно, важно понимать, что и как можно таким образом «собрать».

Классифицировать объекты интеллектуальной собственности можно по-разному, и чтобы избежать теоретических споров в комментариях, рассмотрим вопрос исключительно в практической плоскости. Условно, все виды ИС, имеющие отношение к компьютерным играм, можно отнести к двум основным категориям:

1. Интеллектуальная собственность, которая в любом случае возникает в процессе создания игры (не требуется дополнительных действий - например, регистрации, - чтобы возникли права на такие объекты). Это, в большинстве случаев, объекты авторского права (copyright), которые в законе именуются «произведения».

Примеры: программный код, изображения, тексты, видеоролики, модели персонажей.

Как правило, права на такие объекты возникают с момента создания, регистрации не требуют, в России охраняются в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Действуют по всему миру, поскольку большинство стран являются участниками международных договоров в области авторского права.

2. Интеллектуальную собственность, которую создают дополнительно для того, чтобы усилить правовую охрану, повысить привлекательность для инвестора. Это объекты промышленной собственности (industrial property) и средства индивидуализации.

Примеры: товарные знаки, патенты на изобретения или промышленные образцы (industrial design).

Как правило, права на такие объекты возникают с момента регистрации, охраняются ограниченный период времени и в пределах той юрисдикции, в которой они зарегистрированы, хотя есть и исключения. Подготовка к регистрации и регистрация таких объектов требуют денег и могут оказаться дорогим удовольствием.


Основное

Для начинающих разработчиков наиболее актуальны вопросы именно авторского права - такие объекты возникают при создании игры и составляют основной результат деятельности с правовой точки зрения.

Объектами авторского права могут быть любые результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД), имеющие внешнее выражение и творческий характер. Закон оперирует термином «произведение» (works), при этом произведения охраняются независимо от творческих достоинств.

В общем, говорится о «произведениях науки, литературы и искусства», и эта категория включает в себя много различных объектов - от текстов (произведения литературы) и музыки (музыкальные произведения) до произведений дизайна и даже комиксов.

В 2015 году Суд по интеллектуальным правам вынес несколько решений, в соответствии с которыми защищались права правообладателя персонажей мультсериала «Маша и Медведь» (в том числе, Маша, Медведь, Медведица, Волк, Заяц) в спорах с индивидуальными предпринимателями, размещавшими их изображения на детских товарах без разрешения правообладателя.

Была взыскана компенсация за нарушение исключительного авторского права на персонажей. Такая же логика может быть применима и к персонажам компьютерных игр.

- пример из судебной практики

Код или, говоря на бюрократическом языке, «программа для ЭВМ», охраняется как литературное произведение. Это означает, что охране подлежит внешнее выражение, текст кода, независимо от его функциональности.

Закон содержит ряд исключений - авторские права не распространяются на некоторые объекты: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы и некоторые другие. Из этого, в частности, следует, что игровая механика не охраняется авторским правом.

Видеоигры в судебной практике России рассматривают как программы для ЭВМ. В теории развиваются подходы о том, что компьютерная игра представляет собой сложное произведение (мультимедийный продукт, который интегрирует разные результаты интеллектуальной деятельности).

На практике разница в подходах редко имеет принципиальное значение, поскольку даже если считать игру только «программой для ЭВМ», создание такой программы все равно предполагает переработку многих других объектов. Можно считать, что с точки зрения права ИС, создание компьютерной игры - объединение нескольких РИД в один объект авторских прав.

Чаще всего в процессе создания игры участвует несколько авторов - программисты, художники. Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом пока не доказано иное, автором считается то лицо, которое указано в качестве автора в информации, идентифицирующей произведение. Но подчеркнем, что указание на автора, например, рядом со значком копирайта, имеет только такое значение, и само по себе не требуется для признания автора.

Авторские права включают в себя имущественное право - исключительное право (право использовать ИС любым законным способом), а также личные неимущественные права - право авторства, право автора на имя, на неприкосновенность произведения и на обнародование произведения. Имущественное право можно отчуждать и лицензировать, а неимущественные права неотчуждаемы (такой подход принят в России и в Европе).

Практическая рекомендация: по нашему опыту, о неимущественных правах в договорах об ИС иногда забывают. Может получиться, что компания начинает использовать РИД, исключительное право на который было получено надлежащим образом, но без указания имени конкретного автора.

Собственно, примеры споров среди разработчиков о том, что кто-то кого-то не указал в титрах, известны. В таких случаях у «пострадавшей» стороны есть право требовать признания своих прав и компенсации морального вреда. В отличие от случаев нарушения исключительных прав, это вряд ли приведет к серьезным юридическим проблемам, но будет неприятно.


Договоры

Что касается распоряжения исключительными правами или приобретения их в каком-либо объеме, то для разработчиков, как правило, актуальны четыре основных инструмента.

Лицензионный договор

Право на использование РИД предоставляется обладателем исключительного права (лицензиаром, licensor) другой стороне (лицензиату, licensee) на время и в предусмотренных договором пределах. Лицензиат не может использовать РИД иным образом, кроме как в порядке, предусмотренном договором.

  • Лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет недействительным.

Общее правило для российской действительности - всегда лучше иметь «бумажный» договор, подписанный собственноручными подписями. На практике, разумеется, это возможно не всегда.

В таких случаях лучше обеспечить максимальную прозрачность и фиксацию договоренностей, и включить хотя бы в переписку по электронной почте явное закрепление всех обязательных условий, установленных для лицензионного или других видов договоров.

Стопроцентных гарантий в случае спора нет, но может получиться обосновать заключение договора в форме, равнозначной письменной, за счет совершения действий, установленных в сообщении, которое может считаться офертой (на этот счет есть специальное правило в Гражданском кодексе Российской Федерации).

Не допускается безвозмездный лицензионный договор в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии.

  • Также лицензионный договор должен предусматривать предмет договора (определять РИД) и способы его использования.
  • Если в лицензионном договоре не определена территория использования РИД, то по умолчанию - это только территория РФ.
  • Срок договора не может превышать срок действия исключительного права, а если он не определен, то по умолчанию применяется срок в пять лет.
  • На условиях неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, исключительной - нет.
  • В случае с исключительной лицензией, если иное не предусмотрено договором, сам лицензиат (тот, кто предоставляет лицензию) не вправе использовать РИД в том же объеме и тем же способом, как указано в договоре.

В случаях, когда используется договор, предусматривающий исключительную лицензию, но при этом от лицензиара может потребоваться, например, доработка РИД, имеет смысл это прямо предусмотреть в договоре. Точно так же имеет смысл предоставить «обратную неисключительную лицензию» для стороннего разработчика, который отчуждает вам исключительное право, чтобы он мог дорабатывать объект по вашему заданию, если это потребуется.

  • Если прямо не предусмотрено иное, лицензия предполагается неисключительной.
  • Сублицензирование возможно только в случае, если есть письменное согласие лицензиара.

Договор об отчуждении исключительного права

Исключительное право на РИД передается одной стороной (правообладателем) другой стороне (приобретателю). Иными словами, право передается не частично и (или) на время, а навсегда.

  • Договор об отчуждении исключительного права должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет недействительным.

Один из клиентов Dentons - небольшая студия - разрабатывала игру, которая неожиданно вызвала интерес инвестора. Была поставлена задача выяснить, как обстоят дела с интеллектуальными правами. Внезапно обнаружилось, что практически ни с одним из примерно 20 сотрудников не были заключены в принципе никакие договоры, содержащие условия о переходе интеллектуальных прав.

В сжатые сроки и благодаря согласию сотрудников со всеми были оперативно подписаны договоры об отчуждении исключительного права на те объекты, которые каждый разрабатывал. Это простой и эффективный способ устранить юридические недостатки, но если бы был хотя бы один возражающий сотрудник - проект бы был под угрозой.

  • В возмездном договоре должно быть условие о вознаграждении или порядке его определения, иначе договор будет считаться незаключенным.

Не допускается безвозмездное отчуждение исключительного права между коммерческими организациями.

  • Договор об отчуждении исключительного права по общему правилу договорного права должен определять РИД.

Лицензионный договор и договор об отчуждении исключительного права, строго говоря, могут применяться тогда, когда какой-либо РИД уже существует. На практике бывает и так, что разработка объектов ИС для игры ведется без какого-либо явно выраженного договора, а только потом эти договоры используются для того, чтобы «закрыть вопросы по ИС». В такой ситуации разработчик уязвим - до заключения договоров автор ему, в большинстве случаев, ничего должен не будет.

Договор авторского заказа

  • Договор должен предусматривать прямо или позволять определять срок создания произведения, иначе он считается незаключенным.
  • По умолчанию договор авторского заказа является возмездным.
  • Если в договоре предусмотрено отчуждение исключительного права, к нему применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права.
  • Если в договоре предусмотрено предоставление права использования произведения в некоторых пределах, к нему применяются положения о лицензионных договорах.

Служебное произведение

Удобная юридическая конструкция для организаций, в которых объекты создают работники (те, кто принят в штат по трудовому договору).

  • Должна быть установлена трудовая обязанность создавать РИД.
  • Во избежание споров желательно определить внутри организации правила, по которым созданные работниками произведения однозначно считаются служебными.
  • Исключительное право на служебный РИД по умолчанию принадлежит работодателю.
  • Если работодатель в течение трех лет со дня получения служебного произведения не начнет его использование, не передаст исключительное право третьему лицу или не сохранит его в тайне, то исключительное право возвращается автору.
  • Автору принадлежит неотчуждаемое право на получение вознаграждения за создание служебного РИД.

Достаточно часто в любых сферах, связанных с разработкой большого количества РИД (код, изображения), возникает проблема с объектами, которых настолько много, что было бы на грани безумия проводить их приемку в «бумажной» форме.

В таких случаях рекомендуем такой подход: принять на локальном уровне положение, которым создание РИД под учетной записью в соответствующей системе (что чаще всего и происходит) будет одновременно фактом, свидетельствующим и о том, что произведение - служебное, и о том, что оно принято работодателем (например, при условии, что работодатель в течение месяца не отказался от его приемки).

Если лицензионный договор и договор отчуждения исключительного права могут использоваться в отношениях и с авторами - физическими лицами - и с юридическими лицами, то договор авторского заказа и конструкция служебного произведения применимы только в случаях отношений с авторами. Если разработчик заказывает какой-либо РИД у другой компании, то это будет считаться произведением, созданным по заказу.

Здесь возникает такая конструкция: между заказчиком и исполнителем (юридическим лицом) заключается договор, по которому последний обязуется выполнить и сдать проект - чаще всего, силами своих работников. В свою очередь между исполнителем и его работниками действуют правила о служебных произведениях.

В итоге, юридическая механика выглядит так: авторы (работники) автоматически передают свои исключительные права организации-исполнителю, а она уже передает эти исключительные права заказчику. Здесь также следует помнить о личных правах работников исполнителя, поэтому в договоре между организациями лучше предусмотреть условия, гарантирующие нужный объем распоряжения такими правами.

По умолчанию исключительное право на такое произведение будет принадлежать заказчику. Однако если иное не будет предусмотрено договором, исполнитель вправе использовать произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

В отношении всех приведенных выше договоров следует учитывать, что сейчас в Гражданском кодексе РФ появилась удобная конструкция заверений об обстоятельствах - в широком смысле, аналог заверений и гарантий по английскому праву.

Стороны могут договориться о том, какие обстоятельства они считают как существенные, после чего за нарушение заверений они будут обязаны возместить убытки или выплатить неустойку, если она оговорена. В любые договоры о создании РИД имеет смысл включать подобные заверения, касающиеся, как минимум, того, что при создании РИД не были нарушены права третьих лиц, и что материалы РИД не содержат противоправной информации или вредоносные программы.

Работа с иностранцами

Отдельно следует отметить вопрос о заключении договоров относительно РИД с иностранными лицами - гражданами других государств или юридическими лицами, зарегистрированными за рубежом.

По общему правилу в таких случаях стороны вправе сами выбрать любое применимое право. Скорее всего (это зависит, в основном, от того, насколько у исполнителя поставлен на поток аутсорсинг), будет предложено заключить договор по зарубежному праву.

В целом, общие правила, изложенные здесь, часто применимы и в других юрисдикциях - лучше руководствоваться данными соображениями, чем не оценивать свои риски вовсе (хотя помощь зарубежного юриста, если это возможно, здесь будет весьма кстати). Кроме того, можно сказать, что чем более подробно определены условия такого договора, тем лучше.

При этом, однако, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает и следующие правила на тот случай, если применимое право не определено сторонами (это возможно в ситуациях с зарубежными фрилансерами):

  • В отношении договора об отчуждении исключительного права применяется право страны, на территории которой действует такое право, а если оно действует на территории нескольких стран - право страны, где находится правообладатель.
  • В отношении лицензионного договора действует аналогичное правило - либо это право страны, на территории которой разрешается использовать РИД, но если такое использование разрешается на территории нескольких стран - право страны, где находится лицензиар.

В начале статьи я отметил, что основная практическая цель применения правил об ИС - «собрать» результаты интеллектуальной деятельности на каком-либо одном субъекте. Какие практические рекомендации можно дать с учетом того, как может быть организован проект разработчика компьютерной игры?

Если разработчик - это один энтузиаст, то подход может быть простым: все интеллектуальные права на объекты, составляющие игру, он «накапливает» на себе и становится правообладателем игры как сложного объекта. «Готовые» РИД он приобретает на основании лицензионных договоров или договоров об отчуждении исключительного права. Новые РИД - заказывает на основании договора авторского заказа или, в случае с юридическими лицами, договоров, включающих условия о создания произведений по заказу.

Если разработчиков несколько, но среди них есть принципиальное согласие в том, что один из них - главный, то ситуация принципиально может не отличаться и от первой модели - он может накапливать все права на РИД (включая те, что создаются его коллегами) на себе, используя те же способы.

С одной стороны, этот подход может показаться «жестким» по отношению к коллегам, с другой - лучше изначально иметь ясность относительно прав на игру, чем готовить почву для конфликта с неопределенным исходом. Такой подход может быть удобен тем, кто еще не готов создать юридическое лицо.

Если команда разработчиков создает свое юридическое лицо, и определяет свою систему отношений инструментами корпоративного права, то именно такое юридическое лицо может стать конечным правообладателем всех РИД и, как следствие, игры как сложного объекта.

С одной стороны, если «лидер» у разработчиков явно один, это может создать дополнительные риски корпоративного конфликта. С другой - именно такой вариант наиболее удобен инвесторам: максимальная ясность относительно прав на игру и возможность выбора между приобретением прав или приобретением доли в компании.

Использование: настольные игры для игры в футбол, хоккей, баскетбол, гандбол, бокс, фехтование. Сущность изобретения: настольная игра содержит игровое поле со стилизованными фигурками, имитирующими игроков на поле, подвижные элементы, имитирующие спортивные снаряды, средства управления, выполненные с возможностью периодического перемещения каждой стилизованной фигурки набора относительно игрового поля. На средстве управления смонтирована по меньшей мере одна подвижная конечность, которой осуществляется действие на поле с подвижным элементом. Средство управления выполнено в виде стержня с рукояткой, на конце которого смонтированы по меньшей мере одна подвижная конечность с дугообразным элементом для периодического захвата и перемещения каждой стилизованной фигурки набора относительно игрового поля. Привод по меньшей мере одной из подвижной конечности состоит из одного рычага управления, установленного на рукоятке и кинематически соединеного посредством по меньшей мере одной гибкой связи с по меньшей мере одной подвижной конечностью. 1 з. п. ф лы, 8 ил.

Предлагаемое техническое решение относится к производству товаров культурно-бытового назначения, а именно к настольным играм для игры в футбол, хоккей, баскетбол, гандбол, бокс, фехтование и тому подобное. Известна настольная игра "Футбол Сидора" (авт.св. СССР 1666133, А 63 F 7/06), содержащая основание, выполненное в виде игрового поля, фигурки игроков, каждая из которых имеет катапульту, выполненную с возможностью перемещения по игровому полю посредством привода, на игровом поле выполнены полости, в каждой из которых смонтирован с возможностью поворота посредством автономного привода барабан, каждая фигурка игрока вместе с катапультой установлена на барабане эксцентрично оси его поворота с возможностью независимого поворота в плоскости игрового поля и перемещения от игрового поля и обратно посредством автономных приводов. Недостатком данной конструкции является сложность кинематической схемы, включающей большое количество соединительных, подвижных и промежуточных элементов. Известна настольная игра в футбол (патент США 4482153, А 63 F 7/06). Игра содержит игровое поле, огороженное стенками, фишки, имитирующие игроков, и игровые ручные манипуляторы для перемещения фишек по поверхности игрового поля, выполненные в виде стержней с рукоятками. Манипуляторы и фишки жестко соединены друг с другом. Стержни манипуляторов проходят сквозь отверстия в торцевых стенках игрового поля с возможностью поступательного и вращательного движения. Указанная игра обладает простотой конструкции, однако она имеет низку занимательность, т. к. в ней не имитируются действия игрока на игровой площадке. Известна настольная игра "Магнитный футбол" (техническое описание ЛЕ 4.079.007 ТО, завод-изготовитель ПО "Равенство" г. Санкт-Петербург). Игра содержит игровое поле, фишки, имитирующие игроков и ручные водила для перемещения фишек по поверхности игрового поля, выполненные в виде стержней с рукоятками. На конце стержней расположены магниты. Также имеются магниты в основании фишек. Играющий, держа водило за рукоятку, двигает его снизу, касаясь концом стержня обратной стороны игрового поля, и передвигает при этом по внешней игровой поверхности поочередно фишки, которые захватываются и перемещаются за счет магнитной связи между магнитом стержня и магнитом фишки. При передвижении по поверхности игрового поля фишки толкают своим корпусом подвижный элемент (мяч) с целью загнать его в ворота противника. Недостатком данной игры является низкая занимательность, так как в процессе игры имитируется только передвижение игроков по игровому полю, но не игра игрока с мячом. Кроме того, игра не обладает универсальностью и предназначена только для одного вида спортивного состязания. Известна настольная игра бокс (патент Франции N 2184343, кл. А 63 Н 13/06, 1974). Устройство настольной игры представляет собой две платформы, на каждой из которых закреплена фигура боксера. Платформы взаимно ориентированы так, чтобы боксеры находились лицом друг к другу. Платформы передвигаются одна относительно другой на небольшое расстояние, обеспечивающее фигурам боксеров маневр при ведении поединка. На фигуре боксера закреплены механические шарнирные боксирующие руки. Управление движением механических рук, корпуса фигуры и перемещением платформы осуществляется с помощью рукояток, закрепленных на платформе за боксирующей фигурой. Механическая часть, обеспечивающая движение платформы, корпуса фигуры и боксирующих рук собрана внутри платформы и внутри корпуса фигуры боксера. Данное устройство представляет собой конструкцию, в которой при помощи большого числа сложных кинематических связей соединены в единый механический узел механические руки боксера, корпус спортсмена, платформа и рукоятки управления. Недостатком данного решения является то, что данное устройство предназначено только для воссоздания поединка при ограниченном перемещении двух взаимно ориентированных фигур. Известно устройство игры бокс (патент США N 1736163, НПК 46-40, 1929). Данное устройство выбрано за прототип. Настольная игра по патенту США N 1736163 содержит игровое поле, две перемещающиеся по полю стилизованные фигуры боксеров с подвижными конечностями. Фигуры спортсменов имитируют игровое действие (бокс) посредством перемещения фигур спортсменов и манипуляционных действий подвижными конечностями, имитирующими руки спортсменов. Каждая фигура закреплена на платформе, смонтированной на поверхности игрового поля. Под поверхностью игрового поля платформа закреплена на стержне. Стержень заканчивается рукояткой, вынесенной для удобства за пределы игрового поля. Фигуры спортсменов вместе с платформой перемещаются за счет передвижения участником рукоятки и действия возвратных пружин. Привоз звеньев подвижной конечности осуществляется спусковыми крючками, размещенными на рукоятке, через систему шарниров, гибких и жестких связей и возвратных пружин, смонтированных внутри корпуса фигуры, на платформе, на стержне и на рукоятке. Фигурка спортсмена жестко связана посредством шарнира с рычажным механизмом, который закреплен на стержне. Платформа жестко соединена с рукояткой-пистолетом, имеющим стержень. Поэтому фигура жестко соединена с платформой, со стержнем и с рукояткой управления. Фигура спортсмена удерживается в вертикальном положении шарнирной скобой и возвращается в вертикальное положение после результативного удара деталью стержня. В результате изложенного очевидно, что в данной конструкции пистолет-рукоятка неразъемно связан с фигурой и, поэтому позволяет управлять только одной данной фигурой. Фигура жестко связана с платформой и способна передвигаться по поверхности игрового поля только в пределах перемещения винта внутри прорези пластины. Перемещение фигуры по игровому полю также конструктивно ограничено наличием противовеса, который для достижения эффекта падения фигуры после результативного удара должен монтироваться ниже уровня поверхности игрового поля. В результате данная конструкция не предполагает существенного перемещения фигуры по игровому полю. В американской конструкции подвижные конечности фигурок закреплены посредством шарниров на корпусе фигуры. В результате подвижные конечности неразрывно связаны с фигурой и управляются от рычажков рукоятки через сложную систему шарниров и гибких связей, принадлежащих фигуре, стержню и рукоятке-пистолету. Недостатком данного устройства является то, что оно не обладает универсальностью и предназначено только для одного вида спортивного состязания, а также то, что оно имеет по сравнению с предлагаемым решением более сложную кинематическую схему. Предлагаемая настольная игра решает задачу повышения занимательности за счет обеспечения одновременно и имитации передвижения игрока на игровой площадке, и имитации его манипуляционных движений со спортивным снарядом (мяч, шайба, боксирующий кулак боксера и т.п.) в целой серии настольных игр футбол, хоккей, баскетбол, гандбол, бокс, фехтование на шпагах, фехтование на саблях со щитом и т.п. Это достигается тем, что предлагаемая настольная игра содержит игровое поле, стилизованные фигуры, имитирующие спортсменов, средства управления для перемещения фигур по игровому полю и для осуществления манипуляционных действий фигурой игрока со спортивным снарядом, а также подвижные элементы, имитирующие спортивные снаряды. Средство управления выполнено в виде стержня с рукояткой. Стержень на конце выполнен с устройством периодического захвата и перемещения игрока на поле, которое может быть выполнено в виде дуги охвата игрока (фишка). На стержне или на устройстве захвата игрока стержня смонтирована подвижная конечность. Подвижная конечность закреплена на стержне или на устройстве захвата игрока стержня при помощи шарнира. Подвижная конечность представляет из себя одно звено или конструкцию из двух шарнирно соединенных звеньев. Управляется подвижная конечность рычажком с рукоятки посредством гибкой связи через систему шарниров и возвратных пружин. Гибкая связь соединяет последнее (дальнее от стержня) звено подвижной конечности с рычажком управления на рукоятке. Возвратные пружины обеспечивают возврат звеньев подвижной конечности в исходное состояние после окончания воздействия со стороны рычажка управления рукоятки. Во время игры участник по очереди захватывает манипулятором фигурки игроков своей команды и передвигает их по полю. При этом основание средства управления в виде устройства захвата игрока скользит по поверхности игрового поля. Подвижные конечности, закрепленные на средстве управления, позволяют имитировать игровое действие каждой фигуркой игрока. В результате средство управления позволяет в соответствии с правилами игр передвигать фигурки игроков по полю и одновременно выполнять необходимые действия со спортивным снарядом (мячом, шайбой и т.п.) так, как если бы эти действия выполняла сама фигура игрока посредством закрепленных на ней подвижных конечностей. Механическая шарнирно-звеньевая подвижная конечность средства управления имитирует в футболе игру ногой футболиста, в хоккее игру клюшкой, в баскетболе и в боксе игру ручкой и т.п. Применение данного средства управления позволяет воссоздать такие командные игры как футбол, хоккей, баскетбол и т.п. а также индивидуальные спортивные поединки бокс, фехтование. Новым в настольной игре является то, что на средстве управления, выполненном с возможностью периодического перемещения каждой стилизованной фигурки набора относительно игрового поля, смонтирована по меньшей мере одна подвижная конечность. Средство управления выполнено в виде стержня с рукояткой, на конце которого смонтированы по меньшей мере одна подвижная конечность с дугообразным элементом для периодического захвата и перемещения каждой стилизованной фигурки набора относительно игрового поля, при этом привод по меньшей мере одной подвижной конечности состоит из по меньшей мере одного рычажка управления, установленного на рукоятке и кинематически соединенного посредством по меньшей мере одной гибкой связи с по меньшей мере одной подвижной конечностью. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 приведена схема средства управления; на фиг.2 чертеж средства управления для бокса; на фиг.3 рисунок и кинематическая схема средства управления для игры в футбол и минифутбол; на фиг. 4 рисунок и кинематическая схема средства управления для игры в хоккей; на фиг.5 рисунок и кинематическая схема средства управления для игры в баскетбол и гандбол; на фиг.6 рисунок и кинематическая схема средства, управления для бокса; на фиг.7 рисунок и кинематическая схема средства управления для фехтования на шпагах; на фиг.8 рисунок и кинематическая схема средства управления для фехтования на саблях со щитом. Схема средства управления приведена на фиг.1. Средство управления содержит стержень 1 с рукояткой 2. Стержень средства управления 1 выполнен с устройством захвата и перемещения игрока 3 на конце, которое имеет вид дужки. На стержне 1 или на дугообразном элементе 3 стержня 1 смонтирована подвижная конечность 4. Подвижная конечность 4 соединена с рычажком управления 5 рукоятки 2 гибкой связью 6. Дугообразный элемент 3 предназначен для временного захвата фишки 7 и ее передвижения по игровому полю 8. Подвижная конечность 4 предназначена для выполнения манипуляционных действий с подвижным элементом 9 в тот момент, когда фишка 7 захвачена дугообразным элементом 3. Подвижная конечность 4 закреплена посредством шарнира 10. Пружинный контакт 11 соединяет подвижную конечность 4 со стержнем 1 или с дугообразным элементом 3 стержня 1 и служит как для удержания подвижной конечности в исходном состоянии, так и для возврата подвижной конечности в исходное статическое состояние после воздействия на нее со стороны рычажка 5. Подвижная конечность 4 может состоять из одного звена или из двух шарнирно соединенных между собой звеньев, имеющих пружинный контакт 15 между первым звеном подвижной конечности 4 и вторым звеном 14. Пружинный контакт между звеньями служит для удержания звеньев относительно друг друга в исходном состоянии и для возврата звеньев в исходное состояние после воздействия на подвижную конечность 4 и на второе звено 14 со стороны рычажка 5. Если подвижная конечность 4 состоит из двух звеньев, то опорное звено 4 закреплено посредством шарнира 10 на стержне 1 (или на дугообразном элементе 3 стержня 1). Окончание подвижной конечности 4 выполнено в виде игрового элемента, по форме соответствующему имитируемой спортивной игре. Так, в футболе окончание подвижной конечности 4 средства управления выполнено в виде элемента, бьющего по мячу подобно ноге футболиста, в хоккее в виде клюшки и т.п. Игра в предлагаемую настольную игру осуществляется следующим образом. Каждый из участников игры держит средство управления за рукоятку 2 и перемещает фишку 7, имитирующую игрока, по поверхности игрового поля 8 с помощью дугообразного элемента 3 на стержне 1, устанавливая фишку в желаемое положение в соответствии с правилами игры. Пальцем руки, держащей средство управления, участник двигает рычажок 5 на рукоятке 2, устанавливая его в промежуточное или в крайнее отведенное положение, а затем отпускает его в зависимости от ситуации во время игры, причем величина, на которую отводится рычажок 5, определяет усилие, с которым игрок на поле (фишка) производит манипуляционное действие с подвижным элементом 9. Движение от рычажка 5 передается с помощью гибкой связи 6 на подвижную конечность 4, которая поворачивается на шарнире 10. Под воздействием пружинного контакта 11 подвижная конечность 4 и рычажок 5 возвращаются в первоначальное положение, осуществляя удар (манипуляцию) по подвижному элементу 9. П р и м е р 1. Игра в футбол и мини-футбол (фиг.3). Участник игры с помощью средства управления дугообразным элементом 3 по поверхности игрового поля подводит фишку, имитирующую футболиста, к подвижному элементу, имитирующему мяч, и отводит назад один из рычажков 5 на рукоятке 2. При этом осуществляется поворот на шарнире 10 соответствующей подвижной конечности 4 с помощью гибкой связи 6. Играющий отпускает рычажок 5, при этом подвижная конечность 4 (конец которой является игровым элементом) с помощью пружинного контакта 11 возвращается в исходное положение и осуществляет удар игровым элементом по подвижному элементу (мячу), имитируя удар по мячу футболиста правой или левой ногой в зависимости от задействованного рычажка 5. Гибкая связь проходит через направляющее кольцо 12. Удар по мячу может быть нанесен с различной силой, мяч может быть послан в различном направлении (в том числе вверх), причем толчком для движения мяча может служить движение игрового элемента подвижной конечности 4 как вперед, так и назад, что в совокупности позволяет воспроизвести широкое разнообразие применяемых в футболе ударов. Для имитации ведения футболистом мяча во время игры участник передвигает фишку, имитирующую игрока, дугообразным элементом 3 средства управления, одновременно передвигая мяч игровым элементом средства управления. В игру футбол кроме средства управления может входить ручка управления вратарем в воротах. Игровое поле желательно выполнить с мягким матерчатым покрытием. П р и м е р 2. Игра в хоккей (фиг.4). Участник игры с помощью средства управления дугообразным элементом 3 по поверхности игрового поля подводит фишку, имитирующую хоккеиста, к подвижному элементу, имитирующему шайбу, и отводит назад один из рычажков 5 на рукоятке 2. При этом осуществляется поворот на шарнире 10 (ось шарнира в данном случае совпадает со стержнем 1 средства управления) подвижной конечности 4 с помощью гибкой связи 6. Играющий отпускает рычажок 5, при этом подвижная конечность 4 (конец которой является игровым элементом) с помощью пружинного контакта 11 возвращается в исходное положение и осуществляет удар игровым элементом по подвижному элементу (шайбе), имитируя удар по шайбе хоккеиста справа или слева в зависимости от задействованного рыжачка 5. Гибкая связь проходит через направляющее кольцо 12. Удар по шайбе может быть нанесен с различной силой, шайба может быть послана в различном направлении, причем толчком для движения шайбы может служить движение игрового элемента подвижной конечности 4 как вперед, так и назад, что в совокупности позволяет воспроизвести широкое разнообразие применяемых в хоккее бросков. Для имитации ведения хоккеистом шайбы во время игры участник передвигает фишку, имитирующую игрока, дугообразным элементом 3 средства управления, одновременно передвигая шайбу игровым элементом средства управления. В игру хоккей кроме средства управления может входить ручка управления вратарем в воротах. Игровое поле желательно выполнить из гладкого прозрачного оргстекла, имеющего высокий коэффициент скольжения, с нанесенной на нижней его поверхности разметкой игрового поля. П р и м е р 3. Игра в баскетбол или гандбол (фиг.5). Участник игры с помощью средства управления дугообразным элементом 3 по поверхности игрового поля подводит фишку, имитирующую спортсмена, к подвижному элементу, имитирующему мяч. Сначала играющий максимально отводит назад один из рычажков 5 на рукоятке 2. При этом осуществляется поворот на шарнире 10 соответствующей подвижной конечности 4 с помощью гибкой связи 6. Вследствие поворота подвижной конечности 4 второе звено 14 подвижной конечности 4 ляжет на поверхность игрового поля и провернется на шарнире 13, что позволит захватить игровым элементом, имитирующим кисть руки, мяч с поверхности игрового поля. Играющий отпускает рычажок 5 сначала в промежуточное положение. При этом подвижная конечность 4 (конец которой является игровым элементом) с помощью пружинного контакта 11 и пружинного контакта 15 займет промежуточное горизонтальное положение. Это позволит играющему переносить мяч игровым элементом, одновременно передвигая фишку дугообразным элементом 3. Таким образом достигается имитация ведения мяча баскетболистом (гандболистом). Для осуществления броска по кольцу (броска мяча по воротам в гандболе) играющий максимально отпускает рычажок 5. Под воздействием возвратной пружины 11 подвижная конечность 4 возвращается в исходное положение и выбрасывает мяч. Разница в исходном положении подвижной конечности 4 обуславливает направление броска мяча. При исходном положении подвижной конечности под углом 45 о к горизонту мяч выбрасывается в направлении вверх-вперед, предназначено для игры в баскетбол. При вертикальном исходном положении подвижной конечности мяч выбрасывается в направлении прямо-вперед, что в игре гандбол позволяет сделать бросок по воротам. Гибкая связь проходит через направляющее кольцо 12. Подвижная конечность 4 закреплена на стержне 1 при помощи опорной оси 16. В игре гандбол кроме средства управления может входить ручка управления вратарем в воротах. Игровое поле желательно выполнить с покрытием, исключающим скольжение мяча. П р и м е р 4. Игра в бокс (фиг.6). Участник игры с помощью средства управления кольцом 3 по поверхности игрового поля подводит фишку, имитирующую боксера, в исходное для начала поединка положение. Играющий отводит назад один или оба рычажка 5 на рукоятке 2. При этом осуществляется поворот подвижной конечности 4 на шарнире 10 и поворот второго звена 14 на шарнире 13 с помощью гибких связей 6. Игровые элементы, имитирующие боксерские перчатки, примут положение соответствующее защите от удара. Играющий отпускает один или оба рычажка 5. При этом подвижная конечность 4 (конец которой является игровым элементом) с помощью пружинного контакта 11 и пружинного контакта 15 вернется в исходное положение и нанесет удар игровым элементом. Результативный удар выбьет фишку соперника из кольца 3 средства управления соперника. Гибкая связь 6 проходит через направляющее кольцо 13. Подвижная конечность 4 закреплена на стержне 1 при помощи опорной оси 16. Игровое поле желательно выполнить в данном случае в виде ринга. П р и м е р 5. Игра фехтование на шпагах (фиг.7). Участник игры с помощью средства управления кольцом 3 по поверхности игрового поля подводит фишку, имитирующую спортсмена, в исходное для начала поединка положение. Играющий отводит назад рычажок 5 на рукоятке 2. При этом осуществляется поворот подвижной конечности 4 на шарнире 10 и поворот второго звена 14 на шарнире 13 с помощью гибкой связи 6. Игровой элемент, имитирующий шпагу, примет положение, соответствующее защите от удара и готовности нанести удар. Играющий отпускает рычажок 5. При этом подвижная конечность 4 (конец которой является игровым элементом) с помощью пружинного контакта 11 и пружинного контакта 15 вернется в исходное положение и нанесет удар игровым элементом. Результативный удар выбьет фишку соперника из кольца 3 средства управления соперника. Гибкая связь 6 проходит через направляющее кольцо 12. Подвижная конечность 4 закреплена на стержне 1 при помощи опорной оси 16. Желательно, чтобы ось шарнира 10 не была параллельна оси шарнира 13, что позволит более точно воспроизвести движение шпаги во время поединка. П р и м е р 6. Игра фехтование на саблях со щитом (фиг.8). Участник игры с помощью средства управления кольцом 3 по поверхности игрового поля подводит фишку, имитирующую спортсмена, в исходное для начала поединка положение. Играющий отводит назад один или оба рычажка 5 на рукоятке 2. При этом осуществляется поворот подвижной конечности 4 на шарнире 10 с помощью гибкой связи 6. Игровые элементы, имитирующие саблю и щит, примут положение, соответствующее защите от удара щитом и нападению саблей. Играющий отпускает один или оба рычажка 5. При этом подвижная конечность 4 (конец которой является игровым элементом) с помощью пружинного контакта 11 вернется в исходное положение и нанесет удар игровым элементом (саблей). Результативный удар выбьет фишку соперника из кольца 3 средства управления соперника. Гибкая связь 6 проходит через направляющее кольцо 12. Подвижная конечность 4 закреплена на стержне 1 при помощи опорной оси 16. Предлагаемая настольная игра обладает большой занимательностью за счет высокой степени копирования различных видов состязаний и имитации сложного комплекса движений, требующихся от игроков. Имитация характерных для каждый игры движений игрока на поле достигается индивидуальным для каждой игры вариантом исполнения типовой конструкции подвижной конечности средства управления, причем техническое решение по выбору вида звеньевой конструкции и выбору пространственной ориентации осей шарниров в совокупности и позволяет воссоздать требуемую для каждой игры траекторию движения игрового элемента. Другим преимуществом игры является высокая степень ее унифицированности, т. к. она может быть выполнена в виде набора игр с унифицированными для всех игр фишками, серией средств управления, а также с игровыми полями, конструктивно выполненными из унифицированных элементов, вкладываемыми в одну коробку. При этом средство управления может быть выполнено в виде единой несущей конструкции (а именно стержня с рукояткой) со сменными насадками, представляющими собой часть несущей стержневой конструкции с устройством захвата фишки и с индивидуальной для каждой игры подвижной конечностью. В предлагаемой настольной игре фигурки спортсменов унифицированы, и поэтому одна и также стилизованная фигура спортсмена (фишка) принимает участие в различных перечисленных выше спортивных состязаниях. В отличие от приведенных аналогов и прототипа предлагаемого решения, имеющих для выполнения манипуляционных действий со спортивным снарядом для каждой фигуры на поле свое средство управления с рукояткой, предлагаемое решение имеет одно средство управления с рукояткой манипуляционными функциями сразу применительно к нескольким фигурам на поле (в играх футбол, хоккей, баскетбол и т.п.) или в частном случае применительно к одной фигуре (бокс, фехтование и т.п.). Причем фигуры игроков свободно перемещаются по всей поверхности игрового поля, что позволяет с высокой степенью подобия воссоздать спортивные игры.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. НАСТОЛЬНАЯ ИГРА, содержащая набор стилизованных фигурок с подвижными конечностями, имеющих средства управления, выполненные с возможностью перемещения стилизованной фигурки относительно игрового поля и привода ее подвижных конечностей, отличающаяся тем, что на средстве управления, выполненном с возможностью периодического перемещения каждой стилизованной фигурки набора относительно игрового поля смонтирована по меньшей мере одна подвижная конечность. 2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что средство управления выполнено в виде стержня с рукояткой, на конце которого смонтированы по меньшей мере одна подвижная конечность с дугообразным элементом для периодического захвата и перемещения каждой стилизованной фигурки набора относительно игрового поля, при этом привод по меньшей мере одной подвижной конечности состоит из по меньшей мере одного рычажка управления, установленного на рукоятке и кинематически соединенного посредством по меньшей мере одной гибкой связи с по меньшей мере одной подвижной конечностью.

Несмотря на всеобъемлющую популярность компьютерных игр, настольные игры продолжают сохранять свою актуальность и удерживают сои позиции на рынке. Существуют всем известные и любимые поколениями игры, а также новые игры, которые создаются сегодня.

Ко мне несколько раз обращались за советом создатели и издатели настольных игр. Их интересовал одинаковый вопрос: как защитить авторские права на игру и сделать так, чтобы никто не выпускал подобные игры. Немного забегая вперед, могу сразу сказать, что в России методами авторского или патентного права защитить саму механику (процесс, правила игры) невозможно. Однако настольная игра может включать в себя множество других элементов, которые, в свою очередь, могут подлежать защите и представлять собой объекты авторских прав.

Перечень объектов авторских прав дан в ст.1259 ГК РФ. Игра сама по себе таким объектом не является. Но игра обычно состоит из правил, упаковки, игровых приспособлений, игрового поля и других элементов. Интеллектуальные права как раз на эти элементы и могут подлежать охране.

Начнем с коробки. Дизайн коробки является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности . Во-первых объекты дизайна отнесены статьей 1259 ГК РФ к объектам авторских прав. Как известно, вопреки всеобщему заблуждению, для возникновения и осуществления авторских прав не требуется регистрация авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей. Исключительное право на объект дизайна возникает первоначально у автора, как и в случае с другими объектами. В дальнейшем эти права могут принадлежать и другим лицам в силу отчуждения исключительного права или, например, в силу перехода к заказчику прав от дизайнера на основании договора на создание этого дизайна.
Помимо защиты авторским правом дизайна упаковки, правообладатели также могут прибегнуть к помощи права патентного. Дизайн упаковки вполне может быть запатентован в качестве промышленного образца. Не стоит также и забывать о правах на средства индивидуализации . Логотип игры можно зарегистрировать в качестве товарного знака .
Таким образом, права на упаковку (например, коробку) настольной игры могут быть защищены. Защита может осуществляться двумя путями: через авторское право или через патентное право.

Продолжаем знакомиться с элементами игры. Во многих играх действие разворачивается на игровом поле. Как и в рассмотренном выше примере с упаковкой, права на дизайн игрового поля также будут подлежать защите. И тоже через призму как авторского, так и патентного права. В качестве примера можно привести игровое поле оригинальной формы с уникальным расположением сегментов хода и исполненное в уникальной цветовой гамме. Такое поле вполне будет отвечать признакам промышленного образца и на него можно получить патент.

Помимо игрового поля и упаковки в состав настольных игр входят и другие объекты. Я уже упомянул, что логотип игры может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Ту же процедуру можно проделать, например, и с героями игры. Если В вашей игре есть уникальный герой, то он вполне может стать товарным знаком ; помните старичка из Монополии?

Вот еще один интересный момент. Однажды я столкнулся с настольной игрой, где процесс ходов зависел не от бросания кубиков, как многие привыкли, а от другого устройства, входящего в комплект игры и напоминающего своеобразный волчок-рулетку. Такой оригинальный атрибут игры становится настоящей фишкой, отличительной особенностью игры, способной повлиять на коммерческий успех. Было бы весьма несправедливо, если бы таким объектам не предоставлялась защита с точки зрения интеллектуальных прав. И такая защита предоставляется. На мой взгляд, такое устройство вполне подходит под определение полезной модели. И опять же, прибегнув к патентному праву, такой результат интеллектуальной деятельности может быть защищен.

Ну и напоследок самое интересное - правила игры . Вопрос охраноспособности именно правил интересует правообладателей больше всего. К сожалению, мне приходится их разочаровывать - права на правила игры не могут подлежать защите ни с точки зрения авторского, ни с точки зрения патентного права. Правила игры - это метод, способ проведения игры. Согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Таким образом, с позиции авторского права охрана такому объекту не предоставляется. В то же время и в патентном праве есть специальное упоминание: ГК РФ напрямую регламентирует, что не являются изобретениями правила и методы игр. Таким образом, и запатентованы правила игры быть не могут.
Некоторые специалисты высказывают мнение, что правила игры могут охраняться в качестве литературных произведений. Теоретически, да - могут. Только толку от этого не будет никакого. Защита в качестве литературного произведения позволит пресекать копирование текста правил (именно текста). Однако вряд ли найдется много таких незатейливых конкурентов, которые скопируют слово в слово текст правил Вашей игры. Что же касается принципов, изложенных в правилах, то тут закон содержит прямое изъятие: согласно п.3. ст.1270 ГК РФ, практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения. Так что стоит кому-либо изложить Ваши правила другими словами и это уже будет самостоятельный объект.

Таким образом, в условиях действующего законодательства защитить настольную игру как цельный объект не представляется возможным. Равно как и невозможно защитить идею и методы игры. Но могут быть защищены отдельные элементы, входящие в игру.

Несколько месяцев назад меня познакомили с одним интересным товарищем. В разговоре выяснилось, что его компания занимается разработкой и выпуском настольных игр. Узнав о моей профессии, он излил мне душу об их затяжном и неудачном опыте работы с поверенными по поводу патентования одного из их продуктов.

Объект для патентования, конечно, не совсем привычный. Непривычным его делает в первую очередь абзац (5) пятого пункта статьи 1350 Гражданского Кодекса РФ:

«Не являются изобретениями, в частности:… 4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;… В соответствии с настоящим пунктом исключается возможность отнесения этих объектов к изобретениям только в случае, когда заявка на выдачу патента на изобретение касается этих объектов как таковых ».

Там же говорится и про программы для ЭВМ, и также как в случае с программами, в обиходе распространился миф: «игры не запатентовать нельзя». В вариациях этого мифа можно встретить таинственную оговорку: «но можно запатентовать движок игры». Моя квалификация в области игр недостаточно высока, чтобы рассуждать о том, что такое движок игры. Я патентный поверенный. И в этой статье я попробую разобраться каким образом патентуются настольные игры в условиях существующих ограничений законодательства.

Решать эту задачу буду прямо в лоб. Для этого я провёл небольшой патентный поиск: нашёл несколько Российских и зарубежных заявок и патентов на игры. Посмотрим, какие подходы применены в них, и что позволило этим изобретениям успешно пройти экспертизу.

Международная патентная классификация содержит целый класс, посвящённый спорту и играм: A63 — Спорт; игры; массовые развлечения. А в нём – целый подкласс A63F: «Карточные игры, игры на досках, игры типа рулетки; комнатные игры с небольшими движущимися игральными предметами; видеоигры; игры, не отнесенные к другим рубрикам». В основном по нему я и проводил поиск.
Сначала то, что я искал целенаправленно: патенты на самые известные настольные игры.

1. Патенты на настольные игры

Монополия, Скраббл и Клуэдо

Монополия (Monopoly) практически в том виде, в котором она есть сейчас, была изобретена Чарльзом Б. Дарроу и запатентована в США (US2026082) в 1935 году. Патентообладателем стала Parker Brothers inc., которая позже также обладала патентами на Клуэдо (Cluedo, GB586817, 1947 год) и Скрэббл (Scrabble, US2752158, 1956).

Справедливости отмечу, что ещё в 1903 году аналогичная игра была запатентована Элизабет Мэги (US748626). Но Монополией её тогда ещё никто не назвал, а госпожа Мэги, видимо, не нашла понимания у инвесторов. Сравнивать эти патенты сейчас не возьмусь. Вы и сами сможете, если станет интересно.

Заглянем в формулу изобретения из патента на Монополию US2026082. Если художественно перевести первые три пункта формулы и сократить зависимые пункты, получится получится примерно следующее:

«1. Устройство для настольной игры, выступающее в качестве игровой доски, содержит размеченные поля, составляющие путь или курс, простирающийся вдоль края доски,
указанный путь обеспечивает непрерывный маршрут для обеспечения непрерывности игры, некоторые из указанных полей окрашены или расположены так, чтобы составлять отличимую группу, при этом существует множество таких групп, различающихся друг от друга, при этом каждая расположена сосредоточенно на одной стороне доски;
устройство содержит указание доходов от аренды, требуемых для использования и владения игроками-оппонентами полей одной или нескольких таких групп, доходы от аренды этих полей увеличиваются при приобретении дополнительного поля или полей той же группы тем же игроком, таким образом позволяя владельцу извлекать больше платежей или штрафов от любого оппонента, находящегося или вторгшегося на поле.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что устройство также включает в себя карты, дающие преимущества или недостатки для игрока, получающего одну или больше таких карт, упомянутые карты вытягиваются игроками, если выпадает такой случай.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что устройство также включает в себя
особенный набор карт, содержащих указание с помощью цвета или названия, показывающее, что эти карты в ходе игры исключительно соответствуют полям с аналогичными обозначениями;
набор деталей, символизирующих здания для покупки и размещения их на полях доски, принадлежащих покупающим игроком;
набор отличающихся друг от друга игровых деталей для регистрации хода; и
игральные кубики или их аналог для управления ходами в игре «.

В описании патента сказано, что целью изобретения является создание коммерческой игры, включающей в себя торговлю и заключение сделок. Подробно описаны основные принципы и правила игры. Настолько подробно, что вместо инструкции интереснее читать описание к патенту.

Изобретение по первому независимому пункту формулы представляет собой устройство. Его конструкция предельно проста: доска. Особенностями устройства также являются нанесённые на доске обозначения. В следующих пунктах формулы характеризуется даже не совсем устройство, а комплект: карточки, игральные кости и другие элементы не имеют конструктивной взаимосвязи с доской, как она определена в пункте 1.

Запатентованное устройство позволяет играть по правилам, приведённым в описании. Эти правила фактически являются способом использования запатентованного устройства. При этом сами правила в формуле изобретения отсутствуют. То есть на правила и методы ведения игр патентная защита не испрашивалась, а значит положению 1350.5(5) ГК РФ такая формулировка изобретения не противоречит. Если не брать в расчёт требования новизны и изобретательского уровня, техническое решение по этому патенту вполне соответствует требованиям российского законодательства.

Можно ли назвать это патентованием «механики игры» или «движка»? Понятия не имею. Но к классической механике этот патент точно не относится: все отличительные признаки нарисованы на доске. Подобных примеров множество.

Скрэббл (US2752158) и Клуэдо (GB586817) запатентованы по тому же принципу.

В патентовании такого объекта есть важное для разработчика преимущество: патентуя игровое поле как устройство, заявитель защищает именно тот материальный объект, который будет передаваться при продаже игры конечному пользователю. А значит, и доказать нарушение патента при случае будет удобно: по устройству исследовать использование изобретения значительно проще, чем по способу.

Патент на игру «Денежный Поток» (Cash Flow)

Роберт Кийосаки (KIYOSAKI ROBERT) знатно прорекламировал игру «Денежный поток» в книге «Богатый папа, бедный папа». Сложно найти человека, который не играл и не слышал о Денежном потоке. В самой книге автор ненавязчиво предупредил, что на игру получен охранный документ. И она действительно была запатентована в нескольких государствах… Но только не в России 🙂

Международная заявка на Денежный поток WO9820948 подана с приоритетом от 14 ноября 1996 года.

Этот патент несколько отличается от патентов Братьев Паркер. Если в патенте на Монополию в независимом пункте формулы изобретения охраняется комплект – игра для обучения игроков навыкам управления финансами (A game for teaching financial skills to players), то в независимом пункте 24 сформулирован способ ведения игры для обучения игроков навыкам управления финансами (A method of playing a game for teaching financial skills to players).

В этой части патентное законодательство США даёт заявителям больше возможностей. Но эти возможности связаны разве что с тем, что объект патентования может быть откровенно назван «способом игры». Роспатенту бы больше понравились «способ обучения и устройство для него». А формула изобретения в сущности осталась бы такой же.

Как устройство и как способ игры запатентована также карточная стратегия «Magic: The Gatherings» (MTG, US5662332, CA2128634 с приоритетом от 22.06.1994). А она вообще состоит только из набора карточек с нанесёнными на них обозначениями. Никаких дополнительных объектов там не используется. При этом даже саму колоду карт игрок может собирать самостоятельно.

После изучения этих и других результатов поиска меня сложилось впечатление, что буквально все известные зарубежные настольные игры когда-то патентовались.

Это всё происходило за пределами нашей необъятной Родины.

2. Патенты на настольные игры в РФ

Чтобы совсем не возникало сомнений, приведу аналогичные изобретения, удостоенные охранными грамотами нашего Роспатента:

Патент на изобретение «Настольная интеллектуально-экономическая игра»

Выдан с приоритетом от 22.04.2003 под номером RU 2299752.

«Настольная интеллектуально-экономическая игра, содержащая игровое поле с нанесенной на нем игровой дорожкой, разделенной на участки, два вида игровых карточек, один из которых включает указания на действия игроков или ситуационные задания, а другой — вопросы и варианты ответов на них, комплект карточек, имитирующих денежные знаки, комплект игровых элементов для обозначения места каждого игрока на игровом поле и генератор случайных чисел в виде игральных костей, отличающаяся тем, что игровая дорожка выполнена в виде структуры типа паутины, включающей по меньшей мере два концентрических кольцевых участка и по меньшей мере два радиальных участка, с возможностью выбора перемещения по ним в зависимости от желания игроков, участки игровой дорожки выполнены с произвольно чередующимися пустыми и маркированными клетками, а игровые карточки выполнены в виде комплектов карт с маркировкой, соответствующей клеткам игровой дорожки, причем оба вида игровых карточек выполнены двусторонними, набор игровых карточек, содержащих указания на действия игроков, выполнен в виде трех комплектов карточек с различной маркировкой, игровые карточки, содержащие вопросы и ответы, выполнены в виде по меньшей мере двух комплектов карточек, различных по уровню сложности, а игра дополнительно снабжена комплектом карточек с маркировкой, обозначающей объекты недвижимости, выполненных различными по цвету в зависимости от отрасли хозяйства

То есть то же самое устройство-поле с изображёнными на нём областями, как в патентах на Монополию и Денежный Поток.

Патент на изобретение «Набор игровых элементов для настольных игр»

Номер патента 2435623. Заявка была подана 06 декабря 2010 года Пермским изобретателем.
По ней видно, что когда игра представляет собой хоть какие-то механические детали, задача формулировки сущности технического решения для патентной заявки становится совсем обычной:

«Набор игровых элементов для настольных игр, содержащий игральную доску и фишки, отличающийся тем, что игральная доска имеет круглые частично находящие друг на друга углубления, а фишки имеют форму пяти частично находящих друг на друга и соединенных между собой дисков, таким образом, что фишка вставляется одновременно в пять углублений на игральной доске, перекрывая возможность занятия соседних углублений игральной доски другой фишкой ».

Это всего лишь устройство. Традиционный объект для патентования без условностей и примечаний.

Патент на изобретение «Трёхкратная карточная игра»

Номер патента RU2243800 с приоритетом от 05.08.2002.

В независимом пункте формулы изобретение определено так:

«Трехкратная карточная игра, содержащая по меньшей мере два комплекта карт из трех мастей и по меньшей мере четырех достоинств, причем карты каждого комплекта имеют внешние отличия, обозначающие принадлежность карт к комплектам, при этом игра снабжена по меньшей мере одним игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме карт, на которые нанесены обозначения, аналогичные обозначениям мастей и/или достоинств карт, при этом обозначения мастей соотносятся с вертикальными, а обозначения достоинств с горизонтальными рядами клеток, причем поле имеет по меньшей мере четыре горизонтальных ряда клеток и кратное трем количество вертикальных рядов клеток ».

Это опять же комплект карт, аналогично патенту на MTG.

Но читать формулы российских патентов скучновато. Не встречал я этих игр. Интересно другое: патентов РФ области настольных игр очень мало. И среди них я не нашёл игры, которые я видел на в продаже. Ни от российских производителей, ни от зарубежных. Почему?

Это не единственная область деятельности, в которой инструментом патентования не пользуются по загадочным причинам. Когда в этих причинах пытаются разобраться, обычно подгоняют их под упомянутые выше мифы: «не патентуется». На самом деле причина куда проще: компании просто не пользуются существующими возможностями защиты разработанной ими продукции от копирования. Либо не знают о них, либо не чувствуют такой необходимости.

В общем, вывод: всё возможно. А принятие решения о патентовании вашей разработки или отказе от него всё равно должно сводиться только к одному вопросу: будет ли вам коммерчески выгодно защитить её от копирования?

Всё это я писал об играх, которые в которых используются некий оригинальный материальный объект. Пусть даже только поле с обозначениями. Но давайте усложним задачу для патентоведа.

3. Патенты на игры без использования устройств

В Монополии хоть доска есть.

Но существуют игры, в которых никакого конкретного материального объекта не используется. И остаётся только последовательность действий или этапов ведения игры. Те же салки, прятки, салки, города, крокодил или кастрюлька. Суть их заключается только в правилах или методах ведения игры. В этом месте можно сразу вспомнить о ограничениях в 1350.5 (5) ГК РФ и отступить. Но мы пойдём чуть дальше.

Почти любая игра (как требующая использования устройств, так и не требующая) так или иначе несёт собой использование и тренировку какого-то навыка. В крокодиле и кастрюльке – тренируются навыки коммуникации. В городах – пусть будет интеллект. В прятках – креатив и навыки скрытности. Салки – это вообще групповая тактическая кардиотренировка. О сифе и говорить нечего. Даже Биатлоне нет такого драйва, как в ней.

В Международной Патентной Классификации есть класс G09 – Средства обучения, и т.п. Под средствами подразумеваются как устройства, так и способы. Вспомните формулировку независимого пункта 24 из патента на «денежный поток», и обратите внимание: это не просто игра, а игра для обучения.

Примеры здесь не буду подробно разбирать. Стоит найти любой патент на способ обучения, в котором есть игровой элемент. Приведу несколько таких публикаций:

RU2142650 «Обучающая игра по русскому языку»;
RU2179745 на изобретение «Способ изучения текстового учебного материала посредством игры»;
RU2366002 «Способ обучения для развития мелкой моторики рук и интеллекта ребёнка раннего возраста»;
RU2312400 «Способ обучения геометрии»;
RU2148275 «Способ обучения скоростной стрельбе спортсмена-стрелка».

Все их вы можете найти в открытых реестрах на сайте ФИПСа по номеру.

Здесь не возникает вопроса о том, относится ли способ обучения через игру к объектам, допустимым для патентования в качестве изобретения. Успех скорее сводится к ответу на привычный вопрос: «является ли ваше решение новым и имеет ли изобретательский уровень и промышленную применимость?». Однако, у меня язык не поворачивается назвать этот объект простым для формулировния сущности изобретения: заявок, по которым Роспатент вынес решение об отказе, в этой области значительно больше, чем выданных патентов.

4. Патенты на компьютерные игры

Коротко о патентах на компьютерные игры.

В о-первых, к ним применимо всё то, что я писал выше. Доски мы не увидим, но игровое поле с обозначениями легко помещается на экране монитора или смартфона.

Во-вторых, компьютерные игры по своей сути – это компьютерные программы, и к ним применимо всё то, что касается патентования программных продуктов. Здесь могут быть запатентованы также алгоритмы, которые используются для решения чисто технических задач. Так, патентом RU2498519 на изобретение «Устройство синхронизации времени сетевой игры и соответствующий способ» охраняется программный алгоритм, призванный повысить надёжность передачи данных в игровой среде при временных задержках.

Также встречаются решения, которые влияют непосредственно на процесс игры. Использование вычислительной машины тем или иным новым способом может позволить улучшить игру. В патенте RU2522023 раскрыт алгоритм анализа реакции игрока на эмоционально значимые события в ходе азартной игры. Изобретение призвано повысить мотивацию игрока к азартной игре.

К чему мы пришли

Мораль такова: не стоит зацикливаться на мифах и слухах о том, что возможно или невозможно, работает или не работает. Нужные для защиты вашего изобретения подходы уже известны, остаётся грамотно их применить.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча