25.03.2019

Государственная собственность относится к какой. Объекты государственной собственности. Детализация государственной собственности


Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Объектами права государственной собственности являются: -

ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; -

культурные и исторические ценности общегосударственного значения; -

средства государственного бюджета; -

государственные банки; -

золотой запас; -

алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства относятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и т. д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя способами:

закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 2)

владеет пакетами акций в акционерных обществах, т. е. частных коммерческих организациях; 3)

нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т.е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного общества как самостоятельного юридического лица.

Еще по теме Государственная собственность:

  1. Статья 33. Поступление и использование средств за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также за пользование земельными участками, находящимися в государственной сооственности
  2. Статья 31. Плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок с ними
  3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОБЕДЫ ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  4. Право государственной и муниципальной собственности государственной собственности
  5. 26.Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность
  6. С.Н. Медведев доктор юридических наук, профессор Ставропольского государственного университета О СООТНОШЕНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ «СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ», «ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ» И «ВЛАДЕНИЕ»
  7. В.П. Камышанскнй доктор юридических наук, профессор Кубанского государственного аграрного университета (Краснодар) ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

Государственная собственность

Наряду с частной, господствующей в условиях рыночной экономики, собственностью, существует общественная собственность – собственность общества (народа) в целом. Рассматривая общественную собственность, надо иметь в виду, что, во-первых, поскольку общество – это сложная многоуровневая система, в которой каждый уровень имеет относительную экономическую самостоятельность, соответственно, и общественная собственность многоуровневая. И, во-вторых, поскольку политической организацией современного общества является государство, то общественная собственность выступает, прежде всего, в форме государственной. При этом равенство всех членов общества как собственников обусловлено степенью развития демократических начал в стране. Является ли государственная собственность действительно общественной, во многом зависит и от того, насколько интересы государственного аппарата совпадают с интересами общества в целом, так как практически управление и распоряжение объектами государственной собственности осуществляются представителями государственной власти.

Формы общественной собственности зависят от государственного устройства общества, она может выступать в форме собственности государства в целом или того или иного национального или административно-территориального образования. В России, соответственно, существуют федеральная собственность и собственность субъектов Федерации (региональная). Наряду с государственной в России существует муниципальная (местная) собственность – собственность органов местного самоуправления (районов, городов, сел, поселков и т.п.).

Государственная собственность преобладает в отраслях, имеющих общеэкономическое значение, т.е. отраслях, которые необходимы обществу в целом, но часто малоэффективны и не выгодны для частного бизнеса.

Практически государственная собственность представлена преимущественно в таких сферах и отраслях экономики, как:

производственная инфраструктура (передача электроэнергии, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и.т.п.);

− непроизводственная инфраструктура (школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство);

− новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу;

– атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.

Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. Основной эффект инфраструктуры – снижение затрат и потерь в других отраслях и сферах общественной жизни, повышение продуктивности всех звеньев экономики. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, низкой рентабельностью отраслей, поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности. Так, например, на отрасли инфраструктуры приходится 62% занятых в госсекторе Европейского союза.

Государственные предприятия не являются собственниками своего имущества. Закрепленное за ними имущество находится в их хозяйственном ведении. Оно (имущество) не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю – государству. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, функционируют в интересах общества в целом, они, как правило, не ставят перед собой задачу максимизации прибыли, и их деятельность направлена на максимизацию социально-экономических выгод, достижение общенародных, социальных целей. Это предполагает четкое определение этих целей и создание условий, обеспечивающих использование ограниченных ресурсов именно в интересах общества в целом (голосование, делегирование прав профессионалам, единоличное распоряжение главой государства и т.п.)

Государственные предприятия образуют государственный сектор страны, доля которого в странах с развитой рыночной экономикой колеблется в пределах 20–40%. Государственная собственность может возникать в результате:

− национализации – перехода имущества из частной собственности в государственную, осуществляемого, как правило, методом выкупа;

− строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;

− покупки государством контрольного пакета акций частной компании.

В России, к началу 90-х годов, в государственной собственности находилось более 80% основных фондов страны. В ходе экономической реформы, осуществленной в России 90-х годов, в частности в результате приватизации доля государственной собственности резко сократилась.

На 1 января 2003 г. в России существовало 3,8 млн. предприятий. По формам собственности они распределялись следующим образом (% к общему числу):

Частная собственность 76,9

Государственная собственность 4,1

Муниципальная собственность 6,2

Собственность общественных организаций 6,4

Прочие 6,4.

Формирование и наличие разнообразных форм собственности в России является условием и предпосылкой перехода к рыночной экономике.

Вопросы для самопроверки

1. Что собой представляет общественная собственность? От чего зависят ее формы?

2. Какие формы общественной собственности существуют в России?

3. В каких отраслях экономики преобладает государственная собственность? Как она может возникать?

4. Чем деятельность государственных предприятий отличается от деятельности частных?

5. Какова структура собственности в современной России?

Основные понятия и термины

Частная собственность, общественная собственность, индивидуальная частная собственность, личная собственность, акционерная собственность, акция, облигация, дивиденд, номинальная стоимость акции, рыночная стоимость акции, контрольный пакет акций, учредительская прибыль, кооперативная собственность, коллективная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, производственная инфраструктура, непроизводственная инфраструктура, национализация.

Выводы

1. В зависимости от субъекта собственности различают два типа собственности – частную и общественную. Частная собственность предполагает присвоение объектов собственности или закрепление прав собственности за отдельным человеком или группой лиц. Основные формы частной собственности: индивидуальная (единоличная и семейная) и групповая (акционерная, кооперативная и коллективная). В современных рыночных экономиках преобладает акционерная форма собственности, которая позволяет объединять средства для организации крупного производства.

2. Основная форма общественной собственности – это государственная собственность. В России государственная собственность представлена федеральной собственностью и собственностью субъектов Федерации. Государственная собственность преобладает в отраслях производственной и социальной инфраструктуры и в новейших, наукоемких отраслях. Государственная собственность возникает в результате национализации, строительства новых объектов или покупки контрольного пакета акций за счет средств бюджета. Целью деятельности предприятий, базирующихся на государственной собственности, как правило, является достижение общеэкономических и социальных целей.

Согласно экономической теории прав собственности, собственностью является не ресурс (средства производства или рабочая сила) сам по себе, а пучок или доля прав по использованию ресурса.

У истоков теории прав собственности стояли дна известных аме­риканских экономиста Р.Коуз и А.Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие И.Байрицель. Г.Беккер. Д.Норт, Н.С.Ченг, Р.Певзнер и др.

Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре »состоит из 11 элементов:

1) право владения, т.е. право исключительного физического кон­троля над благами;

2) право пользования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

3) право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспе­чивать использование благ;

4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использо­вания благ;

5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, из­менение или уничтожение блага;

6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприа­ции благ и от вреда со стороны внешней среды;

7) право на передачу прав в наследство;

8) право на бессрочность обладания благом;

10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возмож­ность взыскания благ в уплату долга;

11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушен­ных правомочий.

Права собственности понимаются как санкционированные об­ществом (законами государства, традициями, обычаями, распоря­жениями администрации и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и каса­ются их использования.

Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодей­ствиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюде­ния. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как опре­деленные «правила игры», принятые в обществе. «Права собствен­ности - это права контролировать использование определенных ре­сурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, - определяют, каким именно обра­зом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».

Вторая отличительная черта теории прав собственности заключает­ся в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы от­носительной редкости, или ограниченности ресурсов: «Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности». Правда, такой подход не является открытием вышеназванных авторов; впервые он был обоснован еще в 1871 г. австрийским экономистом Кар­лом Менгером в книге «Основания политической экономии». Собствен­ность, писал К. Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравне­нию с потребностями в них. Поэтому институт собственности является един­ственно возможным институтом разре­шения проблем «несоразмерности меж­ду надобностью и доступным распоря­жению количеством благ». Такое несо­ответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер .


Таким образом, отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Иными сло­вами, обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов. Но само обеспечение этого права, как отмечает известный исландский экономист Т. Эггертссон, сопряжено с издержками. В некоторых случаях эти издер­жки могут быть очень высокими. Хорошо известно, что владельцы до­мов в районах с высоким уровнем преступности «отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят чистую цен­ность этой собственности к нулю».

Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, или свободный дос­туп к ним, означает, что они - ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, всем (общая собственность). Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.

С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить дру­гих из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Другими словами, спецификация прав соб­ственности - это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами. Так, перечисленные выше 11 правомочий из «перечня Оноре» могут быть закреплены не обяза­тельно за одним физическим или юридическим лицом, о чем мы подроб­нее скажем далее. Государству принадлежит особо важная роль в спе­цификации прав собственности, которые принимают вид формальных правил (законов, прописанных в различных законодательных актах и, прежде всего, в Конституции).

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто спо­собен извлечь из них большую пользу. «Если права на совершение оп­ределенных действий могут быть куплены и проданы, - пишет Р. Коуз, - их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими воз­можности производства или развлечения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приноси­ла доход, имеющий наивысшую рыноч­ную ценность». Таким образом, основ­ная цель спецификации, т. е. четкой оп­ределенности прав собственности, зак­лючается в изменении поведения хозяй­ствующих субъектов таким образом, что бы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он и оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений.

ΙΙ. Виды и формы собственности.

Государственная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой спомощью налогов централизуется и пeрeраспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% с лишним (Швеция) валютного национального продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30/5 более.

Государственная форма собственности применяется в тех сферax экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Сюда от- носятся такие виды деятельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (средства информации, социальная? и производственная структура, экологическая зашита, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое, как освоение космоса и т.д.). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санациитерпя­щих банкротство негосударственных предприятии. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятии, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизацией.

Мировой опыт показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преиму­щества по сравнению с другими формами собственности, обуслов­ленные ее функциями способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентирован­ную в конечном счете на человека. В то же время независимо от экономического и социальною строя государственная собствен­ность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с разви­тием государственной собственности в сферах, где возможности Рынка ограничены и снижается мотивация к труду. С другой - эф­фективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственности и утратой предприятием рыночнойориентации. Преобладание же государственной формы собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фон­дов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет квозникновению государственной монополии, которая пагубно ска­зывается на развитии экономики, для удовлетворения потребнос­тей людей и является чрезвычайно выгодной и для производителя Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения "вымывается дешевый ассортимент", потребителю навязывается выгодный для производителя ассорти­мент, снижается качество товара, нарушаются сроки и объемы до­ставок, сокращается производство, возникает дефицит продукции, не удовлетворяется массовый спрос.

Таким образом, речь может идти об устранении не государствен­ной собственности, а ее монопольного положения. Резко сократив­шись, государственная собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной будет играть существенную роль в экономике.

Рассматривая любой город как автономию, целостную самоуп­равляющуюся хозяйственную систему, можно сделать вполне оп­ределенный вывод: наиболее приемлемой для этой системы фор­мой экономических, коммерческих и правовых отношений являет­ся муниципальная собственность.

Муниципализация (от лат. municipium - самоуправляющаяся община) означает передачу государственной властью права соб­ственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского (и сельского - в сельской местности) самоуп­равления.

Объектами муниципальной собственности в городах становятся, прежде всего, системы их жизнеобеспечения: водопроводная и ка­нализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транс­порт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение этих служб в ведении го­родских властей дает немало преимуществ как самим городам, так и населению. Прежде всего это экономическая выгода: объединен­ное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам (или, как это нередко случалось в нашей стране, - по ведомствам). Благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной соб­ственности и городского хозяйства обходится дешевле и государ­ственному бюджету - муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.

Муниципальная собственность становится той экономической базой, благодаря которой появляется возможность улучшать и об­легчать условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества, особенно в сложные для страны периоды.

В действующем российском законодательстве принято выделять следующие разновидности принадлежности: частная, государственная и муниципальная собственность. Целесообразным будет более конкретно рассмотреть государственную собственность как самостоятельную категорию, а также все аспекты, присущие соответствующей теме.

Понятие собственности государственного типа

Понятие государственной собственности предполагает одну из форм принадлежности. Важно отметить, что ее распорядителями, которые являются субъектами, служат органы государственной власти. В число объектов государственного типа собственности входят следующие позиции: естественные ресурсы, строения, денежные средства, территория, информация, драгоценности, духовные и культурные ценности. Все они подробным образом рассмотрены в последующих главах.

В качестве финансовой категории понятие государственной собственности подразумевает приспособление имущественных комплексов обществу в лице представительных органов государственной формы власти. Следует заметить, что избираются они в определенном порядке.

Право собственности

Интересно знать, что право государственной собственности дает масштабную совокупность юридических нормативов, которые закрепляют и оберегают принадлежность удобств вещественного характера населению (народу из соответствующей местности) в лице представительной структуры государственной власти, избранной им. Эти правовые нормативы определяют порядок приобретения, использования и, конечно же, отчуждения муниципальных имущественных комплексов.

Интересно знать, что принципиальная специфика относительно государственной собственности состоит в том, что структура, владеющая ей (иными словами, правительство), относится также к органам, осуществляющим регулирование отношений, с ней связанных. Так, система управления объектами, находящимися в государственной собственности, формируется и воспринимается лично собственником.

Что необходимо относить к государственной собственности?

Какие же объекты целесообразным будет отнести в систему государственной собственности? В настоящее время регистрации государственной собственности подлежат следующие пункты:

  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности России (речь идет о федеральной собственности).
  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности субъектам РФ (округам автономного типа, автономной области, федеральным городам, областям, краям, республикам).
  • Территория, другие естественные ресурсы (например, природные ресурсы России). Важным условием является их исключение из общественной собственности (владения городских образований, юридических и физических лиц).

Конкретные объекты

Как выяснилось, под государственной собственностью необходимо понимать имущественные комплексы, принадлежащие в соответствии с правом собственности РФ или ее субъектам. Среди объектов рассматриваемого права важно выделить следующие пункты:

  • Объекты всемирного природного наследия.
  • Ресурсы шельфа континентального значения.
  • Ресурсы морской зоны экономической направленности России.
  • Художественные ценности общегосударственного типа.
  • Исторические ценности общегосударственного типа.
  • Государственные банки.
  • Государственная казна (денежные средства бюджета государственного уровня).
  • Валютный фонд.
  • Золотой запас.
  • Государственное недвижимое имущество.
  • Алмазный фонд и так далее.

Виды государственной собственности

Важно отметить, что понятие государственной собственности предполагает определенную классификацию ее объектов, которые представлены в предыдущей главе. Так, к разновидностям государственного типа собственности относятся:

  • Объекты производства оборонного плана.
  • Объекты, составляющие основу государственного богатства (природные ресурсы России, объекты естественного и историко-культурного наследства, ценности художественные и так далее).
  • Объекты экономических секторов. Важно дополнить, что именно они обеспечивают становление и жизнедеятельность экономических секторов этнического хозяйства.
  • Объекты, необходимые для организации надлежащего функционирования федеральных структур управления и власти, а также для решения задач общероссийского значения (государственная казна, имущественные комплексы вооруженных сил и так далее).
  • Дороги для автомобилей федерального уровня единого пользования (сюда целесообразным будет отнести и структуры, их обслуживающие).

Значения государственной собственности

Понятие государственной собственности предполагает ее неоднородность. Кроме того, данное положение можно подтвердить посредством статьи 214-й действующего гражданского законодательства. Важно отметить, что в настоящее время в государственной собственности Российской Федерации принято выделять два значения:

  • Государственная собственность непосредственных субъектов Российской Федерации.
  • Федеральная собственность.

Субъекты взаимоотношений

Необходимо знать, что субъектами представленных в предыдущей главе взаимоотношений, которые, так или иначе, наделяются правом государственной собственности, сегодня считаются:

  • Явные структуры муниципального управления районного и общегосударственного значения (управления, комитеты, министерства).
  • Руководство страны.
  • Отдельные муниципальные структуры.

Распределение имущества

Следует помнить, что казенные имущественные комплексы закрепляются за муниципальными структурами и учреждениями в оперативное управление или же экономическое ведение в соответствии со статьями 294-й и 296-й ГК РФ. Помимо этого, они формируют муниципальную казну.

Важно заметить, что имущественные комплексы, располагающиеся в государственной собственности, могут закрепляться за учреждениями и предприятиями муниципального типа на следующих условиях:

  • Право владения.
  • Право пользования.
  • Право распоряжения.

Необходимо дополнить, что денежные средства бюджета соответственного уровня, а также казенные имущественные комплексы, которые не прикреплены за учреждениями муниципального значения, формируют муниципальную казну России, казну автономных округов, автономной области, федеральных мегаполисов, областей, краев, а также республик.

Функции собственности

Муниципальный тип собственности сегодня играет немаловажную роль в деятельности Российской Федерации касательно обеспечения финансовой убежденности и устойчивости, благодаря реализации следующих функций социальной направленности:

  • Формирование вещественных предпосылок для организации стабильного производства (в достаточной степени) капитала публичного характера.
  • Разрешение государству именоваться самостоятельной единицей в плане финансовых правоотношений как за границей, так и внутри державы.
  • Наделение гарантиями функционирования различных областей и секторов экономики (финансовая защищенность, космическая индустрия).
  • Наделение гарантиями надлежащей деятельности со стороны общественной некоммерческой области.
  • Наделение гарантиями национальной сохранности.
  • Возможность оказания помощи в ускорении освоения высоких технологий.
  • Национализация собственности разорившихся структур.
  • Осуществление функций гаранта практически всех внутренних и интернациональных согласований и договоров.
  • Деятельность, связанная с обеспечением подходящих условий для становления такой категории, как частное предпринимательство.
  • Наделение разрешением в плане выравнивания кризисных ударов посредством методики понижения налогообложения. Кстати, в данном случае нередко применяются запасные фонды.

Управление собственностью

Под управлением государственным типом собственности следует рассматривать управление процессом ее действенного использования и воспроизводства в соответствии с необходимым масштабом и качеством. Помимо этого, управление можно определить как деятельность муниципальных структур; воплощение правомочий собственности, пользования, а также постановления касательно объектов государственной принадлежности; роль субъектов Российской Федерации и отношений гражданско-правового характера.

Функции управления

Важно заметить, что управление собственностью государственного значения реализуется:

  • В строгом соответствии с российским гражданским законодательством, а также иными актами нормативно-правовой природы, которые занимаются регулированием имущественных дел в Российской Федерации.
  • Системой федеральных структур исполнительного типа власти, среди которых особые органы, уполномоченные правительством; комитеты муниципальной направленности; агентства, уполномоченные правительством; министерства; Правительство РФ.

Далее целесообразным будет рассмотреть ключевые функции управления государственной собственностью, которые возложены непосредственным образом на Министерство взаимоотношений имущественной природы РФ. Таким образом, структуры, осуществляющие управление, использование, а также дающие указания относительно собственности государственного значения, реализуют следующие функции, носящие принципиальный характер:

  • Управление пакетом акций муниципальной природы.
  • Выработка и реализация стратегии, связанной с управлением развития муниципального хозяйствования.
  • Формирование муниципальных программ мотивированного плана, а также государственных заказов и проектов.
  • Создание конкурентоспособной структуры в отношении управления объектами рассматриваемого сектора, приспособленной к современным рыночным условиям.
  • Разработка политики ценообразования в случае размена между рыночными образованиями и муниципальными учреждениями.
  • Решение текущих и стратегических задач по ресурсному обеспечению муниципальных хозяйств (структур).

Приватизация и разгосударствление

В процессе перевода российской экономики на отношения рыночного типа одной из ключевых задач стала приватизация или разгосударствление собственности. Представленные категории считаются весьма сложными и в то же время противоречивыми операциями. Именно поэтому при их осуществлении правительство обязуется исполнять достаточно энергичную роль. Так или иначе, оно должно организовать баланс интересов всего общества и частных лиц.

Под приватизацией следует рассматривать процесс превращения государственного типа собственности в личный относительно юридических и физических лиц; переход прав, связанных с принадлежностью, от государства к частным лицам в соответствии с критериями продажи муниципальных структур частным лицам. Сюда же относится реализация определенного процента активов и делегирование прав, относящихся к постановлению муниципальными имущественными комплексами.

Разгосударствление следует понимать как уменьшение удельной доли государственной принадлежности в целом ее размере. Важно отметить, что основным ее направлением сегодня принято считать приватизацию городской и государственной собственности. Так, разгосударствление взаимоотношений касательно собственности целесообразно свести к трем основополагающим нюансам:

  • Формирование разных типов хозяйств (структур).
  • Преображение хозяйств, которые остались в муниципальном ведении; абсолютное освобождение их от административно-командных методов.
  • Приватизация, полноценным образом рассмотренная выше.

в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г. с. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в Г. с., закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

право государственной собственности) - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государством коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом. Присвоение государством материальных благ имеет целью удовлетворение общественных потребностей, что проявляется, во-первых, в материальном обеспечении существования самого государства как формы организации политической власти в обществе (в узком смысле - содержание государственного аппарата), во-вторых, создании материальной базы для осуществления им его функций, в т.ч. социальной защиты малообеспеченных слоев населения. В последнем случае через государство опосредуется присвоение материальных благ его гражданами. Поэтому государство нередко именуют публичным собственником в отличие от частного собственника. Во всех странах с рыночной экономикой Г.с. - обязательная составная часть многоукладной экономической структуры общества. Современная тенденция к оптимизации структуры Г.с. выражается в сокращении ее массы и объектного состава (в основном путем приватизации) до размеров, позволяющих, во- первых, обеспечивать необходимые основы общественного воспроизводства (опираясь на сохраняющиеся в руках государства экономические инфраструктуры, коммуникации, стратегический научно-технический потенциал и другую Г.с), и, во-вторых, осуществлять функции современного социального государства в сферах социального обеспечения, здравоохранения, культуры и др. Формой правового выражения отношений по поводу Г.с. является право Г.с. Отношения по поводу Г.с. являются объектом регулирования нормами многих отраслей права - конституционного, административного, гражданского, трудового, природопользования, уголовного и др. В Конституции РФ, в отличие от конституций советского периода российской истории, закреплявших главенствующую роль общенародной социалистической собственности как экономической основы общества, Г.с. впервые получила одинаковые с другими формами собственности общественный и юридический статус, равные права на защиту (ст. 8,9). Для гражданского права, центральным правовым институтом которого является право собственности, Т.е. - лишь одна из разновидностей собственности наряду с частной, муниципальной и другими основными видами собственности. Функционирование Г.с. обеспечивается в процессе реализации права Г.с. По признаку субъектной принадлежности Г.с. Конституция РФ (п. «д» ст. 71) выделяет прежде всего федеральную Г.с. Более детально Г.с. подразделяется в ГК РФ (ст. 212,214), согласно которому Г.с. в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ). Исходя из этого право Г.с. делится на подвиды: право собственности РФ (право федеральной Г.с.) и право собственности субъекта РФ. Природа этих подвидов права собственности идентична, и такое деление предполагает разделение между ними правомочий владения, пользования и распоряжения на определенные материальные объекты - государственное имущество. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ в порядке, установленном законом. Пока такой закон не принят, сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992. Объектом права Г.с. является имущество, в т.ч. - изъятое из гражданского оборота, право собственности на которое может принадлежать исключительно государству. Виды такого имущества устанавливаются законом в целях обеспечения безопасности государства и общества в широком смысле (оборонной, экономической, информационной и иной). Государству принадлежит имущество Вооруженных Сил РФ, федеральный железнодорожный транспорт, федеральные средства связи, ресурсы недр, континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны; памятники истории и культуры. В то же время отдельные виды имущества не могут принадлежать государству на праве собственности. Это, во-первых, те объекты, абсолютность прав на которые невозможно обеспечить правовыми средствами и которые приобретают статус общественного достояния. Потребление таких материальных благ осуществляется непосредственно, безвозмездно (например атмосферного воздуха); во-вторых, объекты исключительной муниципальной собственности (например муниципальный жилой фонд); в-третьих, имущество, которое по своему характеру может принадлежать только физическим лицам (например доля в праве общей собственности на жилое помещение). В отношении такого вида имущества, как земля и другие природные ресурсы, которые в силу Конституции РФ могут находиться не только в публичной, но и в частной собственности, устанавливается общее правило, согласно которому такие объекты, если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г.с. Таким образом, земля и другие природные ресурсы не могут признаваться бесхозяйным имуществом и на них нельзя приобрести право собственности за давностью владения. Объекты права Г.с. могут находиться как на территории РФ, так и за ее пределами. В последнем случае правовой режим такого имущества определяется нормами международного права (частного и публичного) и соответственно национальными нормами государства, на территории которого находится такое имущество. Его особый гражданско-правовой режим обусловлен иммунитетами государства. И РФ, и ее субъекты осуществляют правомочия собственника как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае - через органы государственной власти, соответственно федеральные и субъектов Федерации, в пределах их компетенции. Наиболее важную роль при этом играет исполнительная власть - Правительство РФ и органы исполнительной власти, прежде всего в области управления Г.с, финансами, государственным бюджетом. Во втором случае - через учреждаемые юридические лица - унитарные предприятия, в т.ч. казенные (см. Казенные предприятия), и учреждения. Все государственное имущество подразделяется на две части и в зависимости от этого приобретает соответствующий правовой статус. В одну часть входит имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Оно обособляется от иного государственного имущества, на него не может быть непосредственно обращено взыскание по долгам государства. Во вторую часть входит все остальное имущество, в т.ч. средства соответствующего государственного бюджета, имущество, временно не закрепленное за государственными юридическими лицами. Это имущество составляет государственную казну - федеральную или субъекта РФ. Это прежде всего средства федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации. За счет средств казны государство производит, в частности, расчеты по своим гражданско-правовым обязательствам, например по государственным контрактам. Из средств государственного бюджета соответствующего уровня возмещается вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа. Правомочия владения государство как собственник реализует через государственных юридических лиц, поскольку государственный орган, за которым закреплено имущество, представляющее средства казны, приобретает, с точки зрения гражданского права, статус учреждения (Министерство финансов РФ, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ и т.п.). Правомочие пользования реализуется также в основном через государственных юридических лиц. Свои права они получают от соответствующих органов государственной власти в порядке осуществления ими законодательной и исполнительно- распорядительной деятельности. Особенность права Г.с. отражается в его правомочии распоряжения, которое в отношении отдельных видов имущества имеет ограничения. Государство не может распорядиться своим имуществом, которое отнесено законом к изъятому из гражданского оборота, путем его отчуждения другому собственнику. Государство может приобретать имущество специальными способами, например, путем конфискации, национализации, сбора государственных налогов и сборов, приобретения права собственности на клад, представляющий собой памятник истории или культуры, а также прекращать право собственности путем разгосударствления в форме приватизации и муниципализации. Право Г.с. защищается наравне с правом собственности иных субъектов. В зарубежном праве Г.с. имеет еще две разновидности, не получившие пока в российском праве четкого юридического оформления, хотя фактически процесс их размежевания идет интенсивно. Это - публично- правовая и частноправовая разновидности Г.с. Во многих странах такое деление существует официально. В основе разграничения - критерий гражданской оборотоспособности и коммерческого назначения Г.с «Частная» Г.с полноценно участвует в гражданском обороте, может свободно и неограниченно отчуждаться, а государство - ее собственник выступает как обычный частный предприниматель, участвующий в коммерческих, рыночных отношениях с целью извлечения прибыли. Публично-правовая Г.с либо полностью исключается из гражданского оборота, либо допускается к участию в нем опосредованно, через плоды, продукцию или доходы от ее использования (так, недра земли в их естественных ложах и состоянии могут быть неотъемлемой, неотчуждаемой собственностью государства, тогда как извлеченные полезные ископаемые становятся товарной, рыночной продукцией). Исторической основой публично- правовой собственности послужили вещи, которые в силу их природных свойств невозможно присвоить, физически обладать ими или документально засвидетельствовать право собственности на них, вследствие чего такие вещи всегда рассматривались как принадлежащие всему обществу в целом, всем его членам. В эпоху римского права к ним относились «общие» вещи - такие, как солнце, луна, звезды, солнечный и лунный свет, воздух, море. Изымались из гражданского оборота также вещи рукотворного происхождения, бывшие в пользовании всех членов общества (сооружения общественного назначения, оборонительные объекты, культовые постройки и т.п.). Такие вещи неотчуждаемы, неотъемлемы, на них не распространяются сроки давности владения, они не подлежат аресту по постановлению суда. В более поздние исторические эпохи, с возникновением политико-правовых концепций общественного интереса, общественной полезности собственности изъятия из гражданского оборота стали осуществляться уже и по закону. Это - либо вещи, не имеющие коммерческой природы (или неотделимые от личности их обладателя), либо вещи, хотя и способные к коммерческому использованию, но изъятые из оборота законодателем в силу общественного интереса или публичной полезности. Как и вещи общего пользования, они неотчуждаемы и неотъемлемы, и само государство - их собственник не может свободно распоряжаться ими по нормам гражданского права. ГК РФ признает категорию вещей, изъятых из оборота, но именует их объектами гражданских прав. Так, согласно ст. 129, виды гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Фактическое образование в РФ категорий объектов неотчуждаемой и неотъемлемой Гс. («исключительной Г.с.» или «общественного достояния») уже давно происходит. Прежде всего из государственных программ приватизации исключаются категории объектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут подлежать приватизации. Особенно много их среди объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с законодательством о разграничении объектов Г.с. между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями к объектам исключительной федеральной собственности относятся, во-первых, объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, охраняемые или особым образом используемые природные объекты типа заповедников, национальных природных парков, курортов и т.п.), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности общероссийского значения; во-вторых, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; в-третьих, объекты оборонного производства; в-четвертых, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие его иных отраслей. Другой путь образования неотъемлемой и неотчуждаемой Г.с. - установление законодательством в индивидуальном, именном порядке объектов культурного, научного, исторического и иного общественного достояния, причем не только национального (федерального) по своему значению, но и республиканского, областного, краевого, окружного значения. Муниципальные образования тоже могут иметь в составе своей собственности (см. Муниципальная собствен- ность) объекты неотчуждаемого и неотъемлемого муниципального достояния. С. А. Сосна, Е.Н. Васильева


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча