03.03.2019

§3. Основные стадии правотворческого процесса. Стадии правотворческого процесса в россии


Процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными или иными юридическими нормами и направлены на принятие, изменение, обнародование нормативно-правового акта. Каждый вид нормативно-правовых актов связан с компетенцией государственных органов определенного уровня, поэтому подготовка, рассмотрение и принятие каждого вида актов в иерархии актов обладают специфическими признаками.

В правотворческом процессе следует выделять два этапа : подготовку нормативно-правового акта и его принятие, которые, в свою очередь, распадаются на ряд стадий.

Правотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке нормативно-правового акта. В данном случае необходимо решение компетентного государственного органа, который часто связывают с реализацией права законодательной (правотворческой) инициативы. Принятие решения о подготовке нормативно-правовых актов обычно заранее включается в планы их подготовки, однако оно может быть реализовано в виде поручения государственным органам или общественным организациям.

Подготовка текста нормативно-правового акта требует соответствующей предварительной работы: определение круга привлекаемых специалистов, создание рабочей группы, выявление общественной потребности в правовом регулировании данного вопроса.

При подготовке текста проекта обычно используется отраслевой или ведомственный подход, когда привлекаются специалисты и организации соответствующего профиля. Очень часто дается общее поручение нескольким ведомствам, включая и юридические органы (Министерство юстиции, МВД, прокуратура, суды и т.д.).

Очень важно подвергнуть проекты законов юридической экспертизе, т.е. заранее должны быть определены возможные последствия принятого акта (экономические, политические, социальные, юридические, криминогенные), а также должна быть определена его стоимость, просчитаны возможные финансовые затраты и т.п.

Обсуждение текста проекта нормативно-правового акта предполагает предварительное ознакомление с его содержанием, что обычно осуществляется с широким привлечением заинтересованных сторон. Формы обсуждения могут быть самыми различными: совещания, расширенные заседания подготовительных комиссий, обсуждение в печати, на радио и телевидении, рецензирование проекта учебными и научно-исследовательскими учреждениями, получение отзывов и заключений.

Согласование нормативно-правового акта предполагает получение соответствующей визы или предложений со стороны заинтересованных ведомств, прямо не участвующих в разработке проекта, но по роду своей деятельности имеющих к нему непосредственное или косвенное отношение.

Доработка проекта нормативно-правового акта осуществляется рабочей или подготовительной комиссией, которая учитывает поступившие предложения и замечания, редактирует текст.

Второй этап принятие нормативно-правового акта – следует рассматривать как официальный, так как обычно эта процедура строго определена регламентом правотворческих органов, которые организуют дальнейшую работу.

Внесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа следует связывать с реализацией права законодательной инициативы. Законопроекты вносятся на рассмотрение парламенту. Они представляются с пояснительной запиской, отражающей аргументированную характеристику их целей, задач, основных идей, а также ожидаемый эффект и экономическое обоснование. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта нормативно-правового акта в повестку парламента.

Обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе часто предполагает два или более чтений, если он не будет принят самим органом в первом чтении. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и обязательно содоклад соответствующего комитета или рабочей группы правотворческого органа. Затем идет официальное обсуждение, причем каждое предложение или замечание фиксируется; соответствующее реагирование заинтересованных органов обязательно. В результате обсуждения проект отклоняется или одобряется, либо устанавливается срок второго чтения. Внесенные поправки к проекту рассматриваются соответствующими комитетами или комиссиями, которым поручена доработка проекта.

Подписание законопроекта осуществляется председателем парламента и президентом.

После подписания законопроекта в обязательном порядке производится государственная регистрация нормативно-правового акта.

Опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресата представляет собой заключительную стадию правотворческого процесса. Опубликованием следует считать не только его публикацию, но и официальное распространение и в иной форме (оглашение по радио, телевидению, путем рассылки официальных текстов и т.п.).

Правотворчество - это одно из основных направлений деятельности государства. В настоящее время в его понимании имеются два аспекта. Под правотворчеством в узком смысле слова понимается сам процесс создания компетентными органами правовых норм. Это же понятие в широкой трактовке включает в себя целый ряд этапов, от правотворческого замысла до реализации определенной юридической нормы на практике. Другими словами, в него включают процессы подготовки, принятия, опубликования документов и др.

Процесса - это лица и органы, уполномоченные на создание, изменение, приостановление, отмену правовых норм, а также на лишение их юридической силы. Ими являются государственные органы, государство в целом, суды, должностные лица, органы местного самоуправления, народ, трудовые коллективы и т. д.

Определения Р. Лукича и А.С. Пиголкина

Правотворчество, согласно традиционной точке зрения, является деятельностью государства, которая направлена на формирование юридических норм. При этом Р. Лукич определяет его как комплексный процесс, который состоит из операций, являющихся той или иной разновидностью умственной деятельности человека. Каждая из них выполняется различными методами и способами. В данном случае понятие правотворческого процесса рассматривается как некая деятельность человеческого разума, неформализованная юридически. Ведь она направлена, так или иначе, на создание определенных юридических законов.

Правотворческий процесс, согласно определению А.С. Пиголкина, является порядком осуществления действий (юридически значимых) по подготовке, последующему принятию и опубликованию того или иного нормативного акта. Эти опосредованы, процессуально оформлены, имеют официальный характер.

Принципы правотворческого процесса

Перечислим основные принципы данного процесса.

  1. Правотворчество характеризуется демократизмом. Другими словами, оно должно выявлять интересы и волю народа, после чего закреплять их в нормах права.
  2. Еще один важный принцип - законность. Он предполагает соблюдение компетенции, а также процедуры принятия различных правовых актов.
  3. Правотворческий процесс характеризуется исполнимостью. Это означает, что должны учитываться организационные, финансовые, кадровые и юридические условия, которые позволят реализоваться принятым правовым актам.
  4. Научность - еще один неотъемлемый принцип правотворчества. Он предполагает обоснованность актов, а также учет социологических данных, доктрин, прогноза последствий.
  5. Правотворчество должно характеризоваться профессионализмом. Данный принцип предполагает компетенцию, юридическую и общую грамотность тех, кто является субъектами правотворчества.
  6. И, наконец, необходимо осуществлять планирование. Это значит, что должно быть четкое распределение по этапам, времени и предмету необходимой работы.

Правообразование и правотворчество

Нормативно-правовой акт в Российской Федерации является основным источником права. Это акт государственных органов, в котором содержатся те или иные юридические нормы.

Правотворческий процесс является составной частью правообразования. Последнее понимается как протяженное по времени формирование юридической нормы. Правообразование начинается анализом конкретной социальной ситуации. Признается необходимость ее урегулирования с помощью права. Заканчивается данный процесс разработкой юридической нормы и ее принятием. Правотворчество является именно последним этапом. Несмотря на существующие различия в определении данного термина, можно с уверенностью говорить о том, что деятельность по созданию, переработке и изданию нормативных актов всегда осуществляют управомоченные органы. Правотворчество является одним из главных элементов регулирования общественных отношений на государственном и региональном уровне.

Составные части правотворчества

Интересующий нас процесс состоит из двух частей. К первой из них ученые причисляют организационные вопросы, которые не относятся к юридически значимым действиям. Примеры можно привести следующие: подготовка проекта того или иного нормативного акта, последующее его обсуждение в соответствующей общественной или государственной организации и т. д. Вторая часть правотворческого процесса опирается именно на правовые начала. Решение о подготовке проекта того или иного нормативного акта является точкой ее отсчета.

Обе эти части тесно связаны между собой, образуя правотворческий процесс. Они представляют в общем контексте целостную процедуру, связанную с подготовкой, обсуждением, принятием и, наконец, опубликованием соответствующего документа. Правотворческий процесс имеет две основные стадии. Вкратце рассмотрим каждую из них.

Стадии правотворчества

Первая из стадий правотворческого процесса предполагает предварительное определение воли государства при создании проекта нормативного акта. На этом этапе все действия имеют подготовительный характер. Правовых последствий они не порождают. Вторая из стадий правотворческого процесса - официальное закрепление воли государства в соответствующих нормах права. Так проект нормативного акта превращается в правовой акт, который является общеобязательным. Внутри данных стадий происходят разного рода операции по созданию нормативных актов. Их специфика зависит от правотворческой иерархии и юридической значимости последних.

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Любой процесс, включая и правотворческий, протекает в тех или иных формах и может быть разбит на этапы/стадии. Становление правовой системы является длительным процессом. Оно происходит поступательно, то есть путем создания конкретных нормативных актов. Именно нормативный акт является непосредственным результатом и завершающим звеном правотворческой деятельности. Следовательно, правотворческий процесс можно определить как порядок последовательных операций, которые приводят к появлению нового элемента правовой системы. Именно в этом и заключается его специфика.

Логично было бы из сказанного выше сделать вывод о том, что организационные действия, которые способствуют непосредственной работе над нормативным актом, не нужно включать в правотворческий юридический процесс. В частности, к нему не относится деятельность по анализу, учету и обобщению предложений об улучшении законодательства, различные организационные мероприятия, нацеленные на улучшение деятельности органов, и т. д.

Понятие стадии правотворческого процесса

Несмотря на различные особенности и виды правотворческого процесса, о которых говорят ученые, в нем можно выделить общие принципы и этапы. Определим само понятие "стадия правотворческого процесса". Это самостоятельный этап процедур, нацеленных на формирование воли государства; комплекс тесно взаимосвязанных действий (организационно обособленный), направленных на создание того или иного нормативного акта.

Каждый этап правотворческой деятельности является этапом процесса, цель которого - подготовка нормативного акта, придание ему официального значения. Количество стадий определяется по-разному. Некоторые ученые говорят о следующих: законодательная инициатива, обсуждение соответствующего законопроекта, последующее его принятие и опубликование.

Законодательная инициатива

Внесение законопредложения или законопроекта связано с осуществлением права Необходимо отметить тот факт, что круг субъектов, обладающих данным правом, в одних государствах является широким, тогда как в других он весьма узок. К примеру, в Соединенных Штатах им обладают лишь парламентарии, если не принимать во внимание то, что президент вносит проект бюджета. В других странах, тоже демократически развитых, правительство вносит большинство законопроектов. При этом и парламентарии могут играть немалую роль, в особенности их группы.

В нашей стране законодательная инициатива признается важнейшей функцией правительства. Последнее передает всю ответственность парламенту. Конституция РФ, действующая ныне, лишила генерального прокурора, а также руководителей органов общественных организаций права законодательной инициативы. При этом у каждого депутата в отдельности такое право сохраняется. Многие из них активно его использовали. Это привело к тому, что в российский парламент поступило множество депутатских проектов. Действительно важные просто утонули в этом ворохе.

Обсуждение законопроекта

Рассматривая мы переходим далее к такой его стадии, как обсуждение законопроекта. Оно осуществляется как в комиссиях (постоянных комитетах), так и на пленарных заседаниях тех или иных палат парламента. Обычно на пленарных заседаниях обсуждение законопроекта проходит в три стадии, именуемые чтениями. Во время первого чтения происходит решение принципиально важных вопросов: 1) о необходимости данного закона; 2) о способности предложенной в нем концепции (общей идеи) стать основой его обсуждения и последующего принятия.

В случае если палата принимает отрицательное решение хотя бы по одному из данных вопросов, рассматриваемый законопроект снимается с последующего обсуждения. Если же решение положительное по каждому из них, он принимается в первом чтении, а затем передается в профильную комиссию (комитет) для дальнейшей разработки.

Во втором чтении законопроект обсуждается более тщательно, по существу. На данной стадии подробно рассматривается каждая его статья и часть, вносятся и обсуждаются поправки. После его одобрения во втором чтении законопроект опять передается в комиссию (комитет) для редакционной доработки. Затем, в третьем чтении, он обсуждается в целом. При этом не допускаются новые поправки, кроме редакционных. Однако это не означает того, что данный законопроект при третьем чтении не может быть отклонен. По результатам голосования руководители фракций палаты могут выступить с заявлениями об этом.

Принятие закона

Оно также влючается в процесс правотворческой деятельности. Принятие осуществляется путем голосования, которое может производиться либо в целом по законопроекту, либо сначала по главам и статьям, а затем уже в целом. Голосование бывает открытым и тайным, обычным и поименным. Чаще всего для принятия того или иного законопроекта нужно получить согласие большинства либо присутствующих, либо состава палаты (парламента). Только иногда требуется согласие (при рассмотрении обыкновенных законов).

Специфика принятия закона двухпалатным парламентом

Если парламент состоит из двух палат, данный процесс имеет свои особенности. Законопроект в этом случае считается принятым, если каждая из палат одобрила его в идентичной редакции. Верхняя при этом может не согласиться с принятым нижней вариантом законопроекта. Последняя при разногласии между палатами чаще всего имеет право преодолеть вето другой палаты с помощью повторного голосования. Однако обычно при этом для принятия законопроекта необходимо квалифицированное большинство голосов. Нередко формируются особые согласительные комиссии, которые состоят из равного количества представителей от верхней и нижней палаты. Также они могут заседать совместно, и закон в этом случае принимается путем общего голосования.

Опубликование закона

Опубликование закона - это то, чем завершается правотворческий процесс, понятие и стадии которого мы практически изучили. Обычно оно осуществляется главой государства. Закон публикуется после того, как он был принят парламентом. Обнародование его называется промульгацией. Она предполагает официальное представление данного нормативного акта, его удостоверение, подписание, а также указание о его опубликовании. В странах, в которых глава государства имеет право вето, он может отклонить закон, который в этом случае не вступит в силу. Если он наложил отлагательное вето, то законопроект возвращается в парламент, где рассматривается повторно. Парламент в этом случае может преодолеть вето. Закон вступает в силу либо с момента опубликования, либо с определенного срока.

Итак, мы вкратце рассмотрели правотворческий и стадии). Как вы видите, существует несколько определений данного понятия. Основные стадии правотворческого процесса также выделяются по-разному. Это зависит от глубины и специфики теоретического подхода.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

1. Законодательная инициатива – управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ – по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проект а предполагаемого нормативного акта .

2. Обсуждение проекта – осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным органом.

4. Обнародование правотворческого решения – его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтверждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап .Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).


2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта.

Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт.

Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта.

Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов – людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.

4). Предварительное обсуждение проекта.

Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д.

Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д.

5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется.

Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение проекта.

4). Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.

Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится в законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования – это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

Виды правотворчества в зависимости от субъектов различают:

Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

Правотворческая деятельность компетентных государственных органов;

Правотворчество органов местного самоуправления;

Санкционирование государством обычаев;

Выработка судебного прецедента.

Принципы правотворчества:

- принцип демократизма , население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение учитываться при разработке и принятии нормативных актов;

- принцип законности , правотворчество должно осуществляться только уполномоченными на то компетентными органами с соблюдение всех требований к его процедуре;

- принцип гласности , правотворческая деятельность должна осуществляться в открытой и доступной для населения форме;

- принцип научности , к участию в правотворческой деятельности должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики, которые должны дать прогноз последствий принятия того или иного нормативного акта;

- принцип профессионализма , правотворческая деятельность должна осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники;

- принцип плановости , правотворческая деятельность должна осуществляться по заранее продуманному плану;

- принцип исполнимости , принимаемы нормативные акты должны иметь финансовую и кадровую базу, необходимую для их должного исполнения.

Стадии правотворческого процесса – это выработанные наукой и практикой и закрепленные законом относительно обособленные этапы принятия нормативного акта.

    Стадия законодательной инициативы;

    Стадия обсуждения проекта закона;

    Стадия принятия проекта закона;

Процедура принятия федеральных законов в России

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации федераль­ные законы принимаются Федеральным Собранием по строго определенной процедуре, состоящей из нескольких стадий.

Законодательный процесс начинается со стадии законодательной инициативы, т.е. определенного Конституцией порядка представления проектов законов. Проекты законов представляются в Государственную Думу только органами и должностными лицами, перечисленными в ст. 104 Конституции. Среди них: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Россий­ской Федерации. Право законодательной инициативы имеют также законодательные органы субъектов федерации.

Законопроекты предварительно рассматриваются в комитетах Государственной Думы и в первом чтении (для одобрения общей концепции законопроекта) на заседаниях Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой закон передается на одобрение Совета Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен ею в 14-дневный срок. Однако некоторые законы (о бюджете, налогах, ратификации между­народных договоров и иные) требуют обязательного рассмотрения в Совете Федера­ции.

Закон, не одобренный Советом Федерации, считается не принятым. Однако он вновь может быть рассмотрен Государственной Думой и принят уже без одобрения Советом Федерации, если за него проголосует не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации (или принятый повторно Государственной Думой квалифицированным большинством) закон передается для подписания Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14-ти дней подписывает закон, либо отклоняет его.

В случае отклонения Президентом закона, Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривают его. Президент обязан подписать закон, если он будет повторно принят большинством не менее двух третей состава Государственной Думы и Совета Федерации.

Определенные особенности имеет порядок принятия федеральных конституционных законов, а также процедура внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

С. В. Деев

МЕХАНИЗМ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ОСНОВНЫЕ СТАДИИ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

Работа представлена лабораторией социально-правовых исследований Института образования взрослых Российской академии образования. Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор В. И. Кайнов

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Постоянное совершенствование законодательства - закономерность развития современного цивилизованного государства, важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.

Creation of the right and laws is a form of the state activity directed on creation of rules of law, and also on their further perfection, change or a cancelling. Constant perfection of the legislation - law of development of the modern civilized state, the important precondition of increase of authority of the legislation, strengthening of legality.

Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения). Характерными чертами такого процесса в Российской Федерации являются дальнейшее укрепление демократических основ создания правовых норм, гласности и профессионализма, учет общественного мнения, повышение внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых законодательных решений, широкое привлечение научной общественности к их выработке и обсуждению.

Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта) - первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Оно прежде всего находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исхо-

дить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоян-ным комитетам, правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе президента, правительства Российской Федерации, постоянных комитетов Государственной думы, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы.

Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты, входящие в Российскую Федерацию, через их высшие органы государственной власти.

Проекты указов президента, постановлений правительства обычно готовятся соответствующими министерствами и ведомствами либо на основании плана правотворческих работ, либо по разовому поручению президента, руководства правительства, либо по собственной инициативе. Такие проекты могут быть подготовлены также в аппарате соответственно президента и правительства.

При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, предусматривающий составление первоначальных проектов теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта, участие специалистов. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Министерство юстиции, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Прокуратура).

В правотворческой практике используется в зависимости от содержания проекта и другой принцип, когда законопроекты готовятся постоянными комитетами высшего представительного органа страны (законопроекты о выборах, о статусе народных депутатов и др.). Однако ведомственный принцип подготовки проектов все же преобладает в современной правотворческой практике.

Активная роль в подготовке проектов принадлежит общественным объединени -ям. В одних случаях они готовят проекты по собственной инициативе, в других - привлекаются к подготовке совместно с государственными органами. Большинство крупных законодательных актов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.

Следующая стадия правотворческого процесса - предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в норма -тивном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. Прежде всего определяется, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, существо вопроса, который

должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования. При этом следует помнить, что проекты нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

На данном этапе весьма важно получить информацию о действующем законодательстве по затрагиваемому вопросу, проанализировать его состояние, практику применения. Желательно, чтобы разработчики проекта ответили на вопросы: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого проекта; если принимались, то каковы их эффективность и недостатки, каким образом они будут связаны с разрабатываемым проектом; как предлагаемый акт впишется в действующее правовое регулирование, насколько хорошо он будет взаимодействовать с системой имеющихся или намеченных к разработке нормативных актов и т. п.

Разработка проектов без увязки с действующими актами усугубляет и без того уже довольно значительную разбалансиро-ванность и внутреннюю противоречивость законодательства. Вот почему по каждому проекту перед началом его разработки целесообразно подготовить справку о действующем нормативном регулировании по соответствующему вопросу. Уместно также составление справки о зарубежном законодательстве по теме проекта.

Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить и на вопрос, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, социальные, юридические,

экологические и другие, а также «просчитаны» возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, доходы, издержки и т. д.

На начальной стадии работы над проектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач, достижение требуемых результатов, а также устранение недостатков действующего по данному вопросу законодательства. Для законопроекта и проекта другого важного акта в ряде случаев необходима и разработка его научной концепции.

Следующая стадия - подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. В случае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы.

К работе подготовительных комиссий, разрабатывающих проект того или иного акта, привлекаются заинтересованные ведомства, научные и практические учреждения, отдельные ученые, представители делового мира, предприниматели, квалифицированные юристы. Целесообразно также привлекать к работе депутатов, не включенных в состав таких комиссий. Главное при этом - обеспечить работоспособный и компетентный состав комиссии. Она должна сочетать в своей работе демократизм, профессионализм и деловитость. Важно поэтому, чтобы в подготовительные комиссии включались именно специалисты - люди, имеющие большой опыт и знания.

В подготовке проектов обязательно участие юридических подразделений органов и организаций, разрабатывающих проект. Такое участие обеспечивает высокую юридическую культуру проекта, правильное его оформление и соблюдение правил

законодательной техники, стыковку с действующим регулированием по теме проекта.

Правотворческий орган может поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам либо заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект. Это дает возможность получить неординарные решения, отразить плюрализм мнений и позиций, выработать оптимальное решение того или иного вопроса.

После того как первоначальный проект разработан, переходят к предварительному обсуждению проекта. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: это широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т. д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение на совещаниях непосредственно при правотворческом органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций; расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научноисследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны министерств, ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т. д. Разнообразные формы обсуж-дения позволяют лучше учесть общественное мнение, дают составителям проекта достаточно четкие ориентиры в работе.

Все законопроекты обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии. Такое рассмотрение - залог делового и организованного прохождения проекта, гарантия более углубленной проработки вопросов.

Важно создать условия, обеспечивающие конструктивное, творческое рассмотрение и обсуждение различных вариантов решений, а также имеющихся альтерна-тивных проектов. В этом одна из важных предпосылок подготовки обоснованного, качественного решения.

Подготовленные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе. Такая экспертиза, будучи постоянной и обязательной, призвана способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.

Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. В процессе всенародного обсуждения законопроект публикуется в центральных и местных газетах и журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства.

Всенародные обсуждения в нашей стране пока еще не превратились в эффективный инструмент учета общественного мнения в законодательной работе, повышения качества законопроектов. Они проводятся при явно недостаточной активности граждан и их объединений. Повысить действенность всенародных обсуждений могла бы, в частности, публикация в печати не только самого проекта, но и комментариев к нему, интервью по наиболее актуальным и острым вопросам, затрагиваемым в проекте. Уместно расширить формы обсуждения: заполнение анкет, выборочные опросы населения, конференции, встречи и беседы депутатов с избирателями и др. Очень важно также обеспечить максимальный учет предложений, высказываемых в ходе обсуждения. Обобщенные сводки предложений следует публиковать, комментировать по радио и телевидению. Наряду с этим должен быть отлажен механизм изучения

и анализа этих предложений. В частности, уместно использовать современные научные методы обработки и обобщения предложений.

После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

Затем наступает второй этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

Возведение государственной воли в закон (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта). Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции.

Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской, содержащей обоснование необходимости его принятия, развернутую характеристику целей, задач и основных положений будущего закона и его места в системе действующего законодательства, а также ожидаемых последствий его применения. При представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование.

Все официально внесенные законопроекты рассматриваются и принимаются, как правило, после обсуждения соответствующи-ми комитетами палат законодательного органа по профилю проекта, а также коми -тетом по законодательству.

Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному

правотворческому органу, - внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания. Затем идет обсуждение и официальное принятие проекта.

Эти стадии применительно к деятельности высшего представительного органа страны обычно детально регламентируются.

Рассмотрение законопроектов осуществляется в двух или трех чтениях, если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

При первом чтении законопроекта заслушиваются доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его. В случае одобрения обычно устанавливается срок его представления для второго чтения.

Рассмотрение внесенных поправок к проекту и подготовка его ко второму чтению осуществляются головным комитетом или другим органом, которому поручена доработка проекта.

При втором чтении с докладом выступает председатель или его заместитель головного по данному законопроекту коми -тета либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

В результате второго чтения законода-тельный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.

На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел или глава проекта. Статья (раздел или глава) принимается за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проекта, то вначале обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.

Когда обсуждены все поправки, статья (раздел или глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом. Порядок подсчета голосов обычно четко устанавливается регламентами законодательного органа.

В деятельности законодательных орга-нов ряда стран (в частности, в Российской Федерации) существует практика принятия законов в трех чтениях. Так, в соответствии с Регламентом Государственной думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

В Регламенте Государственной думы установлен также порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации.

Коллегиальные правотворческие органы (правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т. д.) в персональном порядке.

Официальное оглашение принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является офици-альное опубликование принятого норма -тивного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).

Таким образом, обычно обнародуют-ся законодательные акты, нормативные решения президента и правительства. Во многих странах установлено правило, согласно которому не опубликованный в официальном издании акт (кроме актов, содержащих государственную или военную тайну) не влечет правовых последствий и лицо (орган) не несет юридической

ответственности за нарушение его предписаний.

Так, в соответствии сч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации. Акты местных органов самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча