19.04.2019

Компьютерное пиратство: история и будущее


Компьютерное пиратство – тема весьма широкая. Существует множество видов неправомерных действий, подпадающих под это определение. Весьма полный список подобных действий составили юристы компании Adobe. В соответствии с этим списком, существует пять основных видов пиратства:

  • незаконное копирование конечными пользователями,
  • незаконная установка программ на жесткие диски компьютеров,
  • изготовление подделок,
  • нарушение ограничений лицензии,
  • интернет-пиратство.
Для дизайнеров – наиболее популярными являются виды номер два и четыре из приведенного списка. Таким образом, абсолютнейшее большинство практикующих дизайнеров являются компьютерными пиратами. Причем это касается не только частных дизайнеров, но и студий дизайна, подчас весьма крупных.

Какая же ответственность предусмотрена действующим законодательством за компьютерное пиратство и за нарушение условий лицензий в частности?

Начнем с того, что здесь также могут применяться три вида ответственности:

  • административная,
  • уголовная,
  • гражданская.
При этом, административная и уголовная ни при каких обстоятельствах не могут быть применены одновременно за одно и то же нарушение. А вот гражданская ответственность – может быть применена наравне с административной либо с уголовной. Но обо всем по порядку.

Административная ответственность за нарушение условий лицензий и прочие виды компьютерного пиратства предусмотрена в ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – "Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав". Она предусматривает наказание за следующие действия: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

Действия компьютерных пиратов подпадают под запрет "иного незаконного использования произведений".

Вероятно, у вас могут возникнуть сомнения по поводу того, является ли компьютерная программа "произведением". Дабы развеять эти сомнения, отмечу, что законодатель приравнивает правовой статус компьютерных программ к правовому статусу литературных произведений, о чем прямо сказано в ст. 1261 ГК РФ.

Итак, какие же административные санкции предусмотрены за нарушение авторских прав? Варианты следующие:

  • для граждан – штраф в размере 1500 р. – 2 000 р., плюс конфискация оборудования,
  • для должностных лиц – штраф 10 000 р. – 20 000 р., плюс конфискация оборудования,
  • для юридических лиц – штраф 30 000 р. – 40 000 р., плюс конфискация оборудования.
Таким образом, – нарушитель выплатит штраф и потеряет оборудование, используемое при совершении правонарушения.

Как видите, в целом административное наказание является весьма лояльным, особенно по отношению к простым гражданам. В их случае – угроза конфискации оборудования является более существенной, чем угроза выплаты штрафа в размере до 2 000 р. Однако, не стоит забывать, что наряду с административной, также может быть применена и гражданская ответственность, а она в данной категории дел – весьма существенна. Впрочем, обо всем по порядку.

Уголовная ответственность за нарушение условий лицензий программного обеспечения предусмотрена ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации. Часть 2 этой статьи предусматривает наказание за следующие виды действий: незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

Варианты ответственности, закрепленные в ч. 2 ст. 146 УК РФ – следующие:

  • штраф в размере до 200 000 р.,
  • обязательные работы на срок до 480 часов,
  • исправительные работы сроком до двух лет,
  • принудительные работы сроком до двух лет,
  • лишение свободы сроком до двух лет.
Как видите, уголовные санкции – гораздо более серьезны, чем административные. Это вполне логично, ведь уголовные санкции применяются в тех случаях, когда совершенное правонарушение носит более тяжкий характер.

Как же определить, когда применяются административные, а когда – уголовные санкции?
Для этого необходимо оценить общую сумму ущерба, нанесенную правообладателям неправомерными действиями нарушителя. Общая сумма ущерба складывается из сумм стоимости всех пиратских программ, обнаруженных на компьютерах нарушителя. В случае, если совокупная стоимость программ превышает сумму в размере 100 000 р., то будут применены уголовные санкции. Если же общая стоимость контрафакта не дотягивает до этой суммы, – то будут применены административные санкции.

Пороговое значение в 100 000 р. закреплено в примечании к ст. 146 УК РФ.
Когда мы говорили об уголовной и административной ответственности дизайнера за ведение бизнеса без регистрации, я отметил, что уголовная ответственность в этой категории дел в отношении дизайнеров не применяется практически никогда.

В случае же с ответственностью за использование пиратских программ – все ровным счетом наоборот: чаще всего применяется именно уголовная ответственность. Почему так происходит? Потому что стоимость графических редакторов, используемых дизайнерами в своей практике, – как правило весьма высока. "Перепрыгнуть" пороговое значение суммы ущерба в 100 000 р. – крайне легко и возможно при использовании буквально одного профессионального редактора. Поэтому риски ответственности за использование контрафакта – для дизайнеров особенно актуальны.

Важно знать, что для возникновения уголовной или административной ответственности необходимо соблюдение двух условий: нарушение условий лицензии, и использование программ в коммерческих целях.

Это означает, что если вы – просто частное лицо, сидя дома установили себе пиратскую версию какого-либо платного графического редактора исключительно в целях личного ознакомления, то состава правонарушения в ваших действиях нет. Если же вы при этом осуществляете предпринимательскую деятельность, принимаете заказы, работаете над ними, получаете оплату за работу и используете эти программы в работе, – то формально вы совершаете действия, подпадающие под административную или уголовную статью.
Но это касается "домашних" пользователей.

С организациями – все гораздо проще: если на компьютерах организации установлены пиратские версии тех или иных программ, то это УЖЕ образует состав правонарушения. Отдельно доказывать факт использования этих программ в работе фирмы – не надо. Судебная практика по данным вопросам такова, что понятие "использовать" и "держать в памяти компьютера" – в этом случае идентичны.

Поэтому, если на компьютерах студии дизайна установлены (именно установлены, а не используются) пиратские версии программ, то руководитель студии понесет наказание. В большинстве случаев – согласно уголовных санкций.

Да, отмечу этот момент отдельно: в абсолютном большинстве случаев за контрафакт, обнаруженный на компьютерах фирмы – отвечает руководитель фирмы. Независимо от того, сам он устанавливал эти программы или нет. Руководитель всегда должен знать что происходит в его организации. Поэтому если вы – руководитель студии дизайна (директор ООО или индивидуальный предприниматель) – обязательно примите меры по оптимизации рисков, связанных с уголовной ответственностью за использование пиратских версий программ на вашей студии.

Итак, небольшой вывод: в случае, если суммарная стоимость контрафакта, обнаруженного на компьютерах конкретного лица (физического или юридического) – превышает сумму в размере 100 000 р., то будет назначено наказание в соответствии с уголовной санкцией. Если не превышает – то в соответствии с административной.

Гражданская ответственность за нарушение авторских прав, как уже было отмечено, может быть применена вместе с уголовной или административной.

Логика здесь следующая: административная или уголовная ответственность применяется за то, что субъект взял на себя наглость нарушить закон. То есть – за сам факт нарушения закона. Однако не забываем, что в результате этих действий всегда есть и конкретный пострадавший. Это – компания-разработчик, которая потерпела убытки в форме упущенной выгоды в результате действий нарушителя. И с целью компенсации этих убытков, компания-разработчик (или иной правообладатель) вправе самостоятельно привлечь нарушителя к гражданской ответственности.

Гражданская ответственность за нарушение исключительных прав на произведение предусмотрена в ст. 1301 ГК РФ. В соответствии с этой статьей, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Сложившаяся практика такова, что в абсолютном большинстве случаев правообладатели выбирают второй вариант – выплату компенсации в двукратном размере стоимости найденного у нарушителя контрафакта.

Становится понятно, что речь идет о весьма значительных суммах.

Приведем пример.
Студия дизайна "N" предоставляет населению услуги по разработке проектов интерьеров и работает от лица ООО. Как известно, полноценный проект интерьера включает во-первых реалистичные визуализации, во-вторых всю необходимую рабочую документацию. Для производства визуализаций на студии используется программа 3ds max. Для производства рабочей документации – ArchiCAD. Для финальной доработки и редактирования – используется Photoshop.
В студии всего два компьютера для производства работ. Оба оснащены полным комплектом вышеназванных программ. Все установленные в студии программы – пиратские. Третий компьютер – администраторский, его в расчет не берем.
Таким образом, на студии "N" нелегально используются три пары дорогостоящих программ. Стоимости этих программ регулярно меняются, поэтому я не буду приводить здесь конкретных цифр. Скажу лишь, что совокупная стоимость лицензий на эти шесть программ студии составит порядка 700 000 р.
Допустим, что в один прекрасный день, который, впрочем, для руководства студии прекрасным не был, сотрудники правоохранительных органов посещают студию с проверкой легальности использования компьютерных программ.
Разумеется, в рамках проверки выясняется, что программы используются с нарушением требований лицензий, и все компьютеры изымаются для производства экспертизы.
Экспертиза покажет, что суммарная стоимость контрафакта на компьютерах студии – 700 000 р. (мы с вами сейчас сознательно используем круглые цифры). На основе этих данных будет возбуждено уголовное дело в отношении руководителя студии о привлечении его к ответственности по ст. 146 УК РФ.
С крайне высокой степенью вероятности – приговор будет обвинительным. Допустим, суд приговорит руководителя к выплате штрафа в размере 200 000 р. Компьютеры конфискуются.
На этом дело может закончится, а может и нет. Далее – все зависит от правообладателей компьютерных программ, чьи интересы были нарушены.
На основании совершенного преступления, они вправе подать гражданский иск о выплате компенсации в двойном размере. Если подключатся все компании-правообладатели, то общая цена такого иска составит 1 400 000 р. И с крайне высокой долей вероятности – суд вынесет положительное решение в пользу правообладателей.
Сухой итог таков:
руководитель студии на основании приговора суда должен выплатить штраф в размере 200 000 р.,
студия (ООО) на основании решения суда должна выплатить компенсацию в размере 1 400 000 р.

В случае же, если студия работает от лица индивидуального предпринимателя, – оба вида наказания будут лежать лично на нем (это к слову о границах ответственности у ООО и ИП).

Картина весьма безрадостна. И хотя приведенный выше пример – совершенно абстрактный, но в жизни все происходит именно так. Можно привести сотни примеров, когда организации и предприниматели подверглись применению санкций в таком порядке и примерно в таких размерах. Мы не приводим конкретных примеров лишь из соображений элементарной деловой этики.

- 212.00 Кб

Конструкторы и разработчики аппаратного и программного обеспечения прилагают немало усилий, чтобы обеспечить защиту информации:

от сбоев оборудования;

от случайной потери или искажения информации, хранящейся в компьютере;

от преднамеренного искажения, производимого, например, компьютерными вирусами;

от несанкционированного (нелегального) доступа к информации (её использования, изменения, распространения).

К многочисленным, далеко не безобидным ошибкам компьютеров добавилась и компьютерная преступность, грозящая перерасти в проблему, экономические, политические и военные последствия которой могут стать катастрофическими.

При защите информации от сбоев оборудования используются следующие основные методы:

периодическое архивирование программ и данных. Причем, под словом «архивирование» понимается как создание простой резервной копии, так и создание копии с предварительным сжатием (компрессией) информации. В последнем случае используются специальные программы-архиваторы (Arj, Rar, Zip и др.);

автоматическое резервирование файлов. Если об архивировании должен заботиться сам пользователь, то при использовании программ автоматического резервирования команда на сохранение любого файла автоматически дублируется и файл сохраняется на двух автономных носителях (например, на двух винчестерах). Выход из строя одного из них не приводит к потере информации. Резервирование файлов широко используется, в частности, в банковском деле.

Защита от случайной потери или искажения информации, хранящейся в компьютере, сводится к следующим методам:

автоматическому запросу на подтверждение команды, приводящей к изменению содержимого какого-либо файла. Если вы хотите удалить файл или разместить новый файл под именем уже существующего, на экране дисплея появится диалоговое окно с требованием подтверждения команды либо её отмены;

установке специальных атрибутов документов. Например, многие программы-редакторы позволяют сделать документ доступным только для чтения или скрыть файл, сделав недоступным его имя в программах работы с файлами;

возможности отменить последние действия. Если вы редактируете документ, то можете пользоваться функцией отмены последнего действия или группы действий, имеющейся во всех современных редакторах. Если вы ошибочно удалили нужный файл, то специальные программы позволяют его восстановить, правда, только в том случае, когда вы ничего не успели записать поверх удаленного файла;

разграничению доступа пользователей к ресурсам файловой системы, строгому разделению системного и пользовательского режимов работы вычислительной системы. Защита информации от преднамеренного искажения часто еще называется защитой от вандализма.

Проблема вандализма заключается в появлении таких бедствий, как компьютерные вирусы и компьютерные червяки. Оба этих термина придуманы более для привлечения внимания общественности к проблеме, а не для обозначения некоторых приёмов вандализма.

Компьютерный вирус представляет собой специально написанный небольшой по размерам фрагмент программы, который может присоединяться к другим программам (файлам) в компьютерной системе. Например, вирус может вставить себя в начало некоторой программы, так что каждый раз при выполнении этой программы первым будет активизироваться вирус. Во время выполнения вирус может производить намеренную порчу, которая сейчас же становится заметной, или просто искать другие программы, к которым он может присоединить свои копии. Если «заражённая» программа будет передана на другой компьютер через сеть или дискету, вирус начнёт заражать программы на новой машине, как только будет запущена переданная программа. Таким способом вирус переходит от машины к машине. В некоторых случаях вирусы потихоньку распространяются на другие программы и не проявляют себя, пока не произойдёт определённое событие, например, наступит заданная дата, начиная с которой они будут «разрушать» всё вокруг. Разновидностей компьютерных вирусов очень много. Среди них встречаются и невидимые, и самомодифицирующиеся.

Термин «червяк» обычно относится к автономной программе, которая копирует себя по всей сети, размещаясь в разных машинах. Как и вирусы, эти программы могут быть спроектированы для самотиражирования и для проведения «диверсий».

Для защиты от вирусов можно использовать:

общие методы защиты информации, которые полезны также как страховка от физической порчи дисков, неправильно работающих программ или ошибочных действий пользователя;

профилактические меры, позволяющие уменьшить вероятность заражения вирусом;

специализированные антивирусные программы.

Многие методы защиты информации от несанкционированного (нелегального) доступа возникли задолго до появления компьютеров.

Одним из таких методов является шифрование.

Проблема защиты информации путем её преобразования, исключающего её прочтение посторонним лицом, волновала человеческий ум с давних времен. История криптологии (kryptos - тайный, logos - наука) - ровесница истории человеческого языка. Более того, письменность сама по себе была вначале криптографической системой, так как в древних обществах ею владели только избранные. Священные книги Древнего Египта, Древней Индии тому примеры. Криптология разделяется на два направления - криптографию и криптоанализ. Цели этих направлений прямо противоположны. Криптография занимается поиском и исследованием методов шифрования информации. Она даёт возможность преобразовывать информацию таким образом, что её прочтение (восстановление) возможно только при знании ключа. Сфера интересов криптоанализа - исследование возможностей расшифровки информации без знания ключей.

Ключ - информация, необходимая для беспрепятственного шифрования и дешифрования текста.

Первые криптографические системы встречаются уже в начале нашей эры. Так, Цезарь в своей переписке уже использовал шифр, получивший его имя. Бурное развитие криптографические системы получили в годы первой и второй мировых войн. Появление вычислительной техники ускорило разработку и совершенствование криптографических методов.

Основные направления использования этих методов - передача конфиденциальной информации по каналам связи (например, по электронной почте), установление подлинности передаваемых сообщений, хранение информации (документов, баз данных) на носителях в зашифрованном виде.

Проблема использования криптографических методов в современных информационных системах становится в настоящее время особенно актуальной. С одной стороны, расширилось использование телекоммуникационных сетей, по которым передаются большие объёмы информации государственного, коммерческого, военного и частного характера, не допускающего возможность доступа к ней посторонних лиц. С другой стороны, появление новых мощных аппаратных и программных средств, эффективных технологий дешифрования снизило надёжность криптографических систем, ещё недавно считавшихся практически нераскрываемыми.

Другим возможным методом защиты информации от несанкционированного доступа является применение паролей.

Пароли позволяют контролировать доступ как к компьютерам, так и к отдельным программам или файлам. К сожалению, иногда пароль удается угадать, тем более, что многие пользователи в качестве паролей используют свои имена, имена близких, даты рождения.

Существуют программные средства от «вскрытия» паролей. Чтобы противостоять попыткам угадать пароль, операционные системы могут быть спроектированы таким образом, чтобы отслеживать случаи, когда кто-то многократно употребляет неподходящие пароли (первый признак подбора чужого пароля). Кроме того, операционная система может сообщать каждому пользователю в начале его Сеанса, когда в последний раз использовалась его учётная запись. Этот метод позволяет пользователю обнаружить случаи, когда кто-то работал в системе под его именем. Более сложная защита (называемая ловушкой) - это создание у взломщика иллюзии успешного доступа к информации на время, пока идет анализ, откуда появился этот взломщик.

Одной из распространённых форм нарушения информационного права является незаконное копирование программ и данных, в частности находящихся на коммерчески распространяемых носителях информации.

Для предотвращения нелегального копирования файлов используются специальные программно- аппаратные средства, например «электронные замки», позволяющие сделать с дискеты не более установленного числа копий, или дающие возможность работать с программой только при условии, что к специальному разъёму системного блока подключено устройство (обычно микросхема), поставляемое вместе с легальными копиями программ. Существуют и другие методы защиты, в частности, административные и правоохранительные.

Обеспечить надёжную защиту информации может только применение комплекса самых разнообразных методов.

Заключение

В заключение можно сделать вывод о том, что специфика пиратства в сфере программных продуктов определяется «нематериальностью» этого вида продукта. Украсть его (скопировать) очень легко, а обнаружить факт воровства - очень сложно.

Если подвести итог истории компьютерного пиратства, то можно сказать, что во времена СССР проблем с нелегальным использованием компьютерных программ в нашей стране вообще никаких не было. Сами программы были, но они в принципе не признавались товаром, т. е. продуктом, предназначенным для продажи. В общественном сознании они ассоциировались с бесплатными (причем обязательными!) приложениями к ЭВМ. Мысль о том, что «программа - это тоже продукт», звучала почти как призыв к свержению существующего строя. Об авторских правах и говорить нечего. В тогдашнем законе об изобретательской деятельности говорилось однозначно: «в качестве объекта авторского права не рассматриваются алгоритмы и вычислительные программы».

Для всех очевидно, что реальная борьба с пиратами начнется лишь тогда, когда в нее вступят именно российские фирмы-разработчики, для которых данная проблема - дело жизни и смерти. Разумеется, никто не имеет в виду, что проблему пиратства можно решить чисто карательными методами. В связи с этим полезно еще раз вспомнить, что под термином «пираты» рассматривается вся цепочка: «производители пиратских дисков» - «продавцы» - «пользователи». Здесь ключевым звеном является именно самая массовая категория пиратов - пользователи нелегальных копий.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993. – СПб.: КОРОНА принт, 2009.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с последними изменениями от 9 февраля 2009 г.) – СПб.: КОРОНА принт, 2009.
  4. Акритас А. Г. Основы компьютерной алгебры с приложениями:
    Пер. с англ.-М.: Мир, 2004.
  5. Баричев С. Современные криптографические методы защиты информации. -М.: bar@glasnet. ru, 2008.
  6. Безопасность компьютерных сетей на основе Windows
    NT/Люцарев B.C., Ермаков К.В., Рудный Е.Б. и др. - М.: Изд. отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 2008.
  7. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. -М.: Яхтсмен, 2006.
  8. Дейтел Г. Введение в операционные системы: Пер. с англ.: В 2-х
    томах. -М.: Мир, 2007.
  9. Жельников В. Криптография от папируса до компьютера. -
    М.:ABF, 2006.
  10. Защита программного обеспечения/Пер. с англ. под ред. Д. Гроувера. - М.: Мир, 2002.
  11. Зубанов Ф. Windows NT - выбор «профи». - М.: Изд. отдел «Русская редакция», 2007.
  12. Кастер X. Основы Windows NT и NTFS. - М.: Изд. отдел «Русская
    редакция», 2006.
  13. Стенг Д., Мун С. Секреты безопасности сетей. - Киев: Диалектика, 2005.
  14. Хофман Л. Дж. Современные методы защиты информации:
    Пер. с англ. -М. : Сов.радио, 2000.
  15. Цирлов В.Р. Основы информационной безопасности. – М.: Феникс, 2008.

Описание работы

Цель работы – изучить историю компьютерного пиратства и систем защиты информации.
Задачи:
дать понятие компьютерного пиратства и угрозы информации;
рассмотреть историю пиратства;
определить ответственность за пиратство;
выявить вред приносящий пиратством;
определить способы защиты информации..

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . 3
1. Общие понятия компьютерного пиратства и угрозы информации. 4
2. История пиратства. . . . . . . . . 7
3. Ответственность за пиратство. . . . . . . 8
4. Вред пиратства. . . . . . . . . 13
5. Способы защиты информации. . . . . . . 15
Заключение. . . . . . . . . . 22
Список литературы. . . . . . . . . 23

Увы, следует признать: риск быть обворованным есть у любого, обладающего тем, что можно украсть. Как себя вести и в какие органы обращаться, если у вас похитили вещи или деньги, в общих чертах знает, наверное, каждый. А что делать, если кража произошла на просторах сети Интернет? Куда идти, если украден сайт вашей компании или же его содержимое - так называемый «контент»? Существуют ли специальные органы, которые следили бы за порядком во Всемирной паутине?

Помочь разобраться в правовых аспектах воровства в Интернете и рассказать, как защитить информацию и привлечь к ответственности злоумышленников, мы попросили главного юрисконсульта компании «Контент-Право» Ирину Сергеевну Егорову.

- Ирина Сергеевна, чем привлекает злоумышленников Интернет? Какую выгоду они надеются извлечь, воруя содержимое веб-сайтов?

Содержимое веб-сайтов - весьма привлекательный предмет для кражи. Оно, как правило, находится в открытом доступе, и его несанкционированное копирование не составляет труда. Ущерб же от таких действий может быть гораздо серьезней, чем от угона новенького «Porsche».

В данном случае похититель крадет материалы, на создание которых потрачены время и зачастую немалые деньги. Это может быть все что угодно: непосредственно текст, графика, индивидуально разработанный дизайн в целом и вообще любой компонент сайта. Причем для копирования не требуется никаких специальных технических средств - часто достаточно одного нажатия клавиши. Доказать же факт воровства очень сложно, да и перспектива наказания на первый взгляд довольно смутная и неопределенная.

Похищенный же контент может быть использован по-разному, в том числе и для нанесения серьезного ущерба имиджу компании. А появление сайта, аналогичного вашему или похожего на него, может ввести в заблуждение потенциального клиента, который обратится не к вам, а к недобросовестному конкуренту.

Объектом авторского права может выступать как сайт в целом, так и отдельные его части: текст, графика, дизайн, аудио-, видео- и фотоматериалы, концепция сайта. При этом некоторые компоненты могут иметь собственную защиту, например размещенный на сайте официально зарегистрированный товарный знак.

Но следует помнить, что указанные объекты будут защищены авторским правом только в случае, если они созданы творческим трудом автора и впервые размещены на данном сайте, то есть если никто до этого момента не размещал или иным образом не публиковал аналогичную информацию. Ваше авторство или авторство вашего коллектива должно быть неопровержимым.

- Противозаконно ли копирование контента сайта, ведь автор добровольно и целенаправленно публикует информацию для всеобщего сведения?

Уникальность Интернета в том, что любой человек в любое время дня и ночи однократно или многократно может знакомиться с материалами, размещенными в Сети, копировать их на свой компьютер, пересылать кому угодно, размещать в разного рода блогах. И было бы абсурдным полагать, что каждый, кто хоть раз скопировал что-либо из Интернета для собственного пользования, - преступник. Грань между законным копированием и правонарушением довольно тонкая.

Копирование материалов сайта разрешено, если производится исключительно в личных целях.

При этом, если кто-либо копирует опубликованные материалы, не заручившись предварительно согласием владельца, особенно в случае, когда на сайте прямо говорится о запрете несанкционированного использования, или же целью копирования является извлечение прибыли или нанесение ущерба вашей компании, - эти действия незаконны.

Многие сайты, рекламирующие тот или иной товар, без доли стеснения используют фотографии и описания, «позаимствованные» у конкурентов, «наивно» полагая, что раз автор не указан, то и материалы вроде бы «ничьи». Но автор есть в любом случае, и отсутствие информации о нем не освобождает от ответственности за несанкционированное использование его произведений.

В настоящий момент в России не существует института государственной регистрации объектов авторского права, за исключением программных продуктов и баз данных. При этом авторские права возникают с момента создания произведения, для этого оно должно быть лишь облечено в какую-либо объективную форму, обнародование его не является обязательным условием.

Поэтому защита авторского права, а в особенности в Сети, в большей степени сводится к доказыванию авторства. При отсутствии иных доказательств автором произведения считается тот, кто указан в этом качестве на оригинале или копии произведения.

Однако если, скажем, с материальными объектами, например с рукописями, все более-менее понятно, то процесс доказывания авторства размещенных на сайте текстов, структуры и дизайна сайта намного сложнее.

До настоящего времени в юридических кругах ведутся споры, что же является «объективной формой» для материалов, размещенных в Интернете. На мой взгляд, целесообразно признать объективной формой материала, размещенного в Сети, тот или иной цифровой носитель - память персонального компьютера, флешку или диск. Но в ситуации с размещением на сайте чужих фотографий первой объективной формой выражения будет не ваш компьютер, а принадлежащие фотографу пленка или память цифрового фотоаппарата.

Способов на самом деле не так мало. Самый простой и, к сожалению, один из самых неэффективных - поместить на каждый экземпляр произведения так называемый знак охраны авторского права - ©. Но от воровства в Интернете он вас вряд ли убережет.

Кроме того, можно пойти к нотариусу и предъявить ему распечатку вашего сайта или отдельных его материалов. Нотариус в силу закона обязан выдать нотариальное свидетельство об удостоверении времени предъявления документа. Его вы всегда сможете использовать как доказательство авторства, например, в суде.

Можно также направить самому себе заказным письмом распечатанные страницы сайта или диск. Конверт не вскрывать, а предъявить его в запечатанном виде в случае возникновения необходимости.

Существуют и более специфические способы защиты информации и авторских прав в Интернете. Ряд компаний предлагает сервис, с помощью которого можно защитить свой сайт от пиратов. Для этого нужно пройти достаточно простую регистрацию на странице сервиса. После этого ваш контент проверят на уникальность и, если с этим все в порядке, выдадут свидетельство, которое впоследствии можно удостоверить у нотариуса.

Это свидетельство будет иметь юридическую силу для доказательства авторского права в суде. Минус этого способа защиты - довольно высокая стоимость.

- Что Вы можете посоветовать правообладателям сайта, обнаружившим, что их контент украден?

Во первых, фиксация нарушения должна производиться крайне оперативно, ведь злоумышленник может в любой момент удалить похищенное с сервера или просто закрыть доступ к нему.

Для фиксации факта воровства можно использовать видеосъемку, хотя, на мой взгляд, наиболее действенным способом является исследование (осмотр) содержания интернет-страниц нотариусом с составлением соответствующего протокола.

Процедура крайне проста: приходите к нотариусу, пишете заявление с просьбой провести осмотр конкретного сайта или нескольких страниц, платите деньги (в Москве - не менее 30 000 рублей), нотариус составляет протокол.

Если вам удалось установить лицо, незаконно «позаимствовавшее» ваш контент, не забудьте направить ему претензию с требованием закрыть сайт и передать вам все материальные носители. Также можно потребовать возмещения причиненных убытков. На первый взгляд все это кажется малодейственным, но, если у вас есть неопровержимые доказательства авторства, злоумышленник вряд ли захочет доводить дело до суда.

- Если дело все-таки дошло до официального разбирательства, что может грозить интернет-ворам?

За нарушение авторских прав предусмотрена как гражданская, так и уголовная и административная ответственность. Автор или иной правообладатель вправе требовать в судебном порядке от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации от 10 тысяч до 5 миллионов рублей (конкретную сумму определяет суд), или в двукратном размере стоимости экземпляров произведения, или стоимости права его использования.

Следовательно, требования правообладателя не сводятся только к пресечению действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, они могут включать в себя и денежную составляющую.

Кроме того, если юридическое лицо неоднократно грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации (товарный знак), суд, по требованию прокурора, может принять решение о ликвидации такого юридического лица.

Согласно Уголовному кодексу РФ, ответственность за присвоение авторства (плагиат) представляет собой штраф до 200 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы сроком от 180 до 240 часов, либо арест на 3–6 месяцев.

Незаконное использование объектов авторского права наказывается штрафом до 500 тысяч рублей, или в размере заработка осужденного за период до 3 лет, либо обязательными работами сроком от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 6 лет.

К нарушителю также может быть применена административная ответственность: штраф до 40 тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

Это лишь общие соображения, касающиеся защиты авторских прав. Конкретные рекомендации возможны только после получения подробной информации о характере нарушения.


О чём мы писали 15 лет назад

  • Холодное лето 2003-го

    Перед началом прошедшего сезона все участники рынка дружно прогнозировали его рост. Разброс мнений наблюдался только в том, насколько увеличится рынок. И действительно, все объективные показатели говорили о том, что продажи пойдут в гору. В первом квартале 2003 года рост ВВП составил рекордные 7–8%, цены на кондиционеры в очередной раз упали, притом, что доходы населения в долларовом исчислении уже который сезон растут на 15% в год.

    Как противостоять опасности возгорания воздуховодов

    За последнее время резко увеличилось количество пожаров и даже взрывов внутри воздуховодов систем вентиляции и кондиционирования. Несмотря на то, что подобные пожары происходили всегда, изменения, произошедшие в последние время, стали причиной возникновения куда более крупных возгораний с участием большего числа людей.

    Анализ перспективных систем теплоснабжения

    В этом докладе рассмотрены вопросы, связанные с переходом систем централизованного теплоснабжения на децентрализованное. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны обеих систем. Представлены результаты проведенного сопоставления этих систем.

Оно интерпретируется как несанкционированное правообладателем копирование или распространение материала, который защищен авторским правом: музыкальные композиции, книги, программное обеспечение, фильмы и др. Право на обладание интеллектуальной собственностью защищено законом в большинстве стран.

Что такое «пиратство» и контрафакция?

Нарушение авторского права может быть выражено сопряженными понятиями: контрафакция (подделка) и «пиратство» (подделка, но в отношении имущественных авторских прав). Это, безусловно, правонарушение, в основе которого лежит использование произведений искусства, науки и литературы, находящихся под охраной авторского права, без соответствующего разрешения автора либо правообладателя, а также сюда относится и нарушение зафиксированных в договоре об использовании конкретных произведений ряда условий.

Основные виды нарушений авторского права

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  • копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  • распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  • публичную демонстрацию;
  • публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  • трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  • перевод произведения на другие языки;
  • переработку произведения (плагиат).

На практике производные от них виды нарушений авторского права, так сказать, «идут в ногу со временем». Мошенники, преследуя цели собственного материального обогащения, занимаются изобретением не оригинальной идеи, а уникального способа присвоения авторских прав на нее.

В сложившейся правоохранительной, правоприменительной и судебной практике степень данного правонарушения, как правило, определяется самим правообладателем. В связи с этим любое действие, которое ему не понравится либо он посчитает его преградой для получения сверхприбыли, будет рассмотрено судом в обязательном порядке с вынесением соответствующего решения в отношении привлечения (или не привлечения) нарушителя к той или иной ответственности.

Исторические факты, касающиеся термина «пиратство»

Первое его упоминание принято относить к 1603 г. Немного позднее термин «пиратство» встречается в предисловии поэмы Альфреда Теннисона «The Lover’s Tale»: «…недавно подверглись безжалостному пиратству».

Часто его можно встретить в текстах правовых актов, к примеру, в англоязычной 1886 г.: «… контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной».

Термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» в русскоязычных текстах правовых источников федерального уровня не встречается, но он употребляется достаточно часто в судебной документации, юридической литературе и локальных нормативных актах.

По данным некоторых источников, его употребление отождествлялось с журналистским штампом.

По мнению основателя движения свободного ПО рассматриваемый термин стал широко использоваться в отношении игнорирования традиционных методов относительно лицензирования ПО, создавая ложное убеждение о его исключительно негативной окраске. По его словам, он подсознательно ассоциируется с морским пиратством, которое, в свою очередь, всегда было сопряжено с грабежами, разбоем, убийством, взятием заложников, потоплением судов и с прочими жестокими преступлениями.

Причины пиратства

Во-первых, это более выгодный в отношении издержек способ получения прибыли в сравнении с себестоимостью лицензионного первоисточника.

Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в весьма доступное и дешевое дело.

В прошлом легальные производители обладали естественной защитой: техническим преимуществом и Любой желающий мог вручную переписать материал либо набить его на печатной машинке, однако и качество, и себестоимость данной копии существенно бы уступали оригинальным версиям.

На сегодняшний момент все кардинально изменилось. К примеру, стандартный комплект офисной техники (принтер, биндер и компьютер) без труда позволит сделать аналог книжного издания в мягком переплете, при этом его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Именно перспектива получения сверхприбыли - первопричина пиратства.

Оно, как правило, распространено в таких странах, в которых показатель прибыли на душу населения достаточно низкий. Поэтому главной причиной пиратства в этих странах выступает неплатежеспособность населения (цены на контрафакт значительно ниже стоимости легальной продукции).

Отличие «пиратства» от плагиата

Оно заключается в целеполагании. Что касается «пиратства», то здесь нарушитель стремится получить как можно большую материальную выгоду, не обращая внимания на этический и легальный аспект данного правонарушения.

В случае же с плагиатом он имеет другую цель - признание целевой аудиторией его произведения (несанкционированно заимствованного у настоящего автора). Наряду с данным стремлением, как правило, присутствует и коммерческая выгода.

Чем чревато нарушение авторского права?

Это явление довольно распространено в настоящее время. В случае если субъект не получил официального разрешения применять чужой материал, то можно говорить о том, что имеет место классическое нарушение авторских прав. В рамках российского законодательства за это предусмотрено гражданская и публичная ответственность.

Она может быть:

  • уголовной;
  • административной.

Нарушитель привлекается только к одной из вышеперечисленных. Согласно закону, к административной ответственности могут быть привлечены как юридические лица (без ограничений), так и гражданские (если нарушение не попадает под разряд преступлений: ущерб менее 50 тыс. руб.). В противном случае они привлекаются уже непосредственно к уголовной.

Основанием для административной ответственности является а для уголовной - ст. 146 УК РФ: «Нарушение авторских прав».

Итак, последняя выступает следствием более серьезного нарушения: коммерческих действий, совершенных в крупном размере, результатом которых стало несанкционированное использование объекта авторского права либо смежных прав, вследствие которого был получен доход в размере более 50 тыс. руб. или 250 тыс. руб. (в случае особо крупного размера).

Юридический аспект защиты авторских прав

В нашей стране она обеспечивается законом от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», точнее, его пятым разделом - «Защита авторских и смежных прав», который включает три статьи данной тематики (48, 49, 50).

Так, в статье 48 прописан закон о нарушении авторских прав, в котором указаны следующие сведения:


Чем регламентирована уголовная ответственность за нарушение авторских прав?

Для этого в нашей стране существует соответствующая статья (146) в Уголовном Кодексе - «Нарушение авторских и смежных прав».

В ней прописано, что наказание за нарушение авторских прав - это одна из санкций, наложенных на осужденного (в зависимости от рода его действий).

  1. Обязательные работы, которые могут длиться от 180 до 240 часов.
  2. Штраф за нарушение авторских прав в размере 200 тысяч руб.
  3. Арест на срок от трех до шести месяцев.

При условии незаконного использования (хранения, приобретения, перевозки) контрафактных экземпляров налагаются следующие санкции:


  • лишением свободы (до 6-ти лет);
  • штрафом (до 500 тыс. руб. или иной доход, в том числе и заработная плата за три года).

Какой способ считается самым распространенным в рамках защиты авторских прав?

Возмещение причиненного ущерба. Компенсация за нарушение авторских прав - альтернативный способ защиты в сравнении с взысканием убытков. Иначе говоря, правообладатель имеет право потребовать либо выплаты компенсации, либо взыскания убытков.

Однако стоит учитывать тот момент, что достоверность рассчитанного размера убытка по делу в отношении нарушения авторских прав из-за ряда причин сложно подтвердить.

Что касается взыскания компенсации, то здесь его размер доказывать не нужно, вследствие чего осуществить защиту прав автора значительно легче и проще.

Виды возмещений

  • 10 тыс. - 5 млн руб. (при учете характера нарушения, его срока, последствий, степени вины правонарушителя и других важных обстоятельств);
  • удвоенной стоимости права на использование произведения (лицензии) при учете альтернативной выгоды;
  • удвоенной стоимости контрафактных копий произведения.

При установлении того или иного размера компенсации судья руководствуется принципами справедливости и разумности (п. 3 ст. 1252 ГКРФ).

Содержание иска о нарушении авторских прав

Оно зависит от их вида. Как правило, иски принято разделять на имущественные и неимущественные, однако, исходя из специфики авторского права, интересы конкретного автора трудно разграничить по данному принципу, поэтому они часто группируются в рамках одного процесса.

К неимущественному виду относятся следующие права:

  • на имя;
  • авторство;
  • на отзыв и обнародование произведения;
  • на защиту существующей репутации.

Иск неимущественного характера может включать следующие требования:


  • о взыскании гонорара (авторского вознаграждения);
  • о возмещении причиненных убытков, вызванных фактом нарушения авторских прав;
  • о признании безосновательности обогащения (предъявляется к соавтору, который безосновательно присвоил чужой гонорар).

Видеопиратство как наглядный пример нарушения авторского права

Данным термином принято обозначать нелегальное распространение копированного материала (телепередач, фильмов и др.) посредством дисков, кассет, а также Интернета. Видеопиратство может быть нацелено как на получение прибыли (продажа контрафакта в магазинах, ларьках и т. д.), так и на некоммерческие результаты (обмен видеопродукцией с друзьями и др.).

В первом случае пиратская версия фильма может появиться задолго до выхода официальной (к примеру, были случаи, когда рабочая версия фильма, украденная у съемочной группы, уже находилась в продаже).

Качество записи в этом случае может существенно отличаться от такового у лицензированной копии, но это вовсе не обязательно.

В нашей стране видео- и аудиопиратство - это самые распространение примеры нарушения авторского права, но далеко не единственные.

Существуют специально разработанные условные обозначения в виде аббревиатур, добавленных к основным именам файлов, которые указывают на тип сделанной копии.

Они имеют вид:

  1. «Экранка» (CAMRip - CAM). Как правило, такой материал отснят в кинотеатре обычным зрителем, он имеет достаточно низкое качество.
  2. Telesync (TS). Более качественная копия, отснятая чаще всего работником кинотеатра с применением профессиональной камеры, установленной на штативе.
  3. «Рулон» (telecine - TC). Качество отснятого материала, как правило, выше среднего. Данная съемка производится также работником кинотеатра, но уже посредством телекинодатчика.
  4. Утечка рабочей версии (workprint - WP). Характеризуется средним качеством материала, отснятого в киностудии.
  5. Утечка промо-копии (DVD screener - DVDSCR и Screener - SCR), которая раздается кинокритикам, кинопрессе и т. д. Качество также среднее.
  6. DVDRip характеризуется высоким качеством копии, полученной из видеопроката или магазинов розничной торговли.
  7. R5 DVDRip - копия, предназначенная для стран второго и третьего мира.
  8. HDTVRip, CATVRip, TVRip, SATRip - скопированный материал получен из телетрансляции.
  9. BDRip (Blu-ray Disc Rip) - данный контрафакт очень высокого качества, он получен копированием BD диска из видеопроката.
  10. VHS Rip - копия очень низкого качества, полученная с видеокассет.

Помимо видеопиратства, еще можно выделить такие примеры нарушения авторского права, как аудиопиратство, контрафакт программного обеспечения, компьютерных игр и видеоигр.

Наиболее распространенные правонарушения в рассматриваемом аспекте

Можно выделить следующие случаи нарушения авторских прав:

  • невыплата либо частичная выплата гонорара;
  • издание произведения без соответствующего согласия автора;
  • нарушение авторских прав относительно неприкосновенности его произведения;
  • отсутствие указания имени настоящего автора.

И это далеко не полный список данного рода правонарушений. Однако именно эти случаи нарушения авторских прав, особенно нежелание указывать истинного автора, так процветают в современном обществе.

Важные процессуальные особенности относительно возбуждения и рассмотрения в судебном порядке дел о нарушении авторских прав

Во-первых, они считаются делами частного обвинения (возбуждаются по желанию потерпевшего).

Во-вторых, для их возбуждения потерпевшему необходимо подать жалобу непосредственно в суд, в которой должно быть указано следующее: период времени правонарушения, кем оно было осуществлено, в каком месте, что явилось результатом данного противоправного действия и чем конкретно подкрепляются доводы потерпевшего относительно привлечения правонарушителя к ответственности.

В-третьих, суд не имеет права оставить без разбирательства полученную жалобу ни по причине ее малозначительности, ни ввиду отсутствия существенных доказательств, ни по любой другой причине.

Если последует то он должен быть процессуально оформлен постановлением судьи, в нем должны быть также изложены причины такого решения.

В-пятых, если нарушение авторских прав фиксируется впервые, а сведения о личности правонарушителя и характере его деяния свидетельствуют о большой доле вероятности его исправления без применения уголовных мер, то суд может принять решение о прекращении данного уголовного дела с дальнейшей передачей всех материалов по нему на рассмотрение уже товарищеского суда.

По данным статистики, меры именно относительно рассматриваемого правонарушения реализуются достаточно редко.

Масштабные и удобные интернет-сервисы с музыкой без авторских прав

Большое количество музыкальных треков, а также сопровождений обладают авторскими правами, и их публичное размещение на сторонних сайтах запрещено.

В нашей стране был принят законопроект в отношении защиты авторских ресурсов от таких противоправных действий, как копирование и распространение. В связи с этим хостинг-провайдеры осуществляют блокировку сайтов, на которых был выявлен факт нарушения авторских прав.

На сегодняшний день можно выделить такие масштабные и удобные сервисы с музыкой без ограничений, как:

  • Youtube.ru;
  • Freemusicarchive.org;
  • сайты под руководством Creative Commons, включая danosongs.com, audionautix.com и sweetsoundeffects.com;
  • Rutube.ru;
  • Jamendo.com.

В каких странах распространено данное правонарушение?

По данным статистики, такого рода нарушение интересов рассматриваемой категории правообладателей часто встречается в таких странах, как Россия, Китай, Мексика, Украина, Бразилия и Индонезия.

Основной причиной данного явления выступают экономические интересы, в частности:

  1. Правообладатели-монополисты реализуют произведения интеллектуальной собственности по весьма завышенным ценам, которые в большинстве случаев не соотносимы с потребительскими возможностями целевого сегмента рынка.
  2. Присутствует дифференцированность уровня жизни в указанных странах, в которые импортируется произведения интеллектуальной собственности (цена не соответствует среднему уровню заработной платы, не учитывается уровень обязательных налогов и др.), хотя внутри страны-производителя цены на лицензированную продукцию считаются весьма приемлемыми.

Компьютерное пиратство как явление стало возможным в 1980 году, когда Конгресс США, во многом благодаря стараниям Билла Гейтса, принял определение компьютерной программы как объекта интеллектуальной собственности.С этого момента пиратство официально стало воровством. До этого немногочисленные обладатели компьютеров могли копировать и распространять программы абсолютно свободно и безнаказанно. Впрочем, ничего им не помешало этим заниматься и после 1980-го года. Спустя десятки лет, цифровое пиратство выросло из комнат хакеров-любителей и превратилось в мировую индустрию взломанного программного обеспечения. Организации и пресса заявляют об ужасных последствиях пиратства: миллиардах долларов недополученной прибыли, финансовых потерях от неуплаченных налогов для государства, снижении качества продукции и увеличении цен на программное обеспечение для конечных пользователей. Но мы понимаем, что компьютерное пиратство – не просто способ бесплатно получить продукт, это в своем роде двигатель развития компьютерных технологий, который заставляет производителей «софта» быть начеку и стимулирует рынок свободно распространяемых программ. Компьютерное пиратство наиболее распространено в развивающихся регионах: Азии, Африке, Центральной и Восточной Европе, странах СНГ: Рис. 1 – распространение компьютерного пиратства По данным организации «Business Software Alliance» уровень пиратства в мире на данный момент составляет 42%, т.е. 42% всех программ являются пиратскими версиями. Этот показатель существенно изменяется в зависимости от страны, варьируясь от 19% в США до 91% в Грузии. По последним данным в Республике Беларусь этот показатель остается одним из самых высоких – около 88%. Прямой зависимости между уровнем пиратства и величиной долларовых потерь нет. Например,так выглядит список стран, в которых финансовые потери от пиратства самые большие: Рис. 2 – Самые большие финансовые потери от пиратства Согласно годовым отчетам «BSA», потери от нелегального ПО в мире составляют миллиарды долларов. И, если уровень пиратства в процентном исчислении изменяется в некоторых пределах, то суммы потерь неуклонно растут, превысив 60 миллиардов долларов в 2011 году.

Зарождение и развитие компьютерного пиратства

В то время, когда совсем немногие люди знали, что такое компьютер, уже существовали компьютерные гики. Количество домашних компьютеров можно было пересчитать десятками. Они очень гордились наличием редкой техники, собирались вместе, образуя «компьютерные клубы», где они могли обмениваться информацией и копиями программ на дискетах. В таких условиях и зародилось компьютерное пиратство. Компьютерные технологии развивались и становились все более популярными. К концу 80-х уже существовали сотни, может тысячи, домашних компьютеров. «Компьютерные клубы» быстро росли. Примерно в это время появились BulletinBoardSystems (BBS) – доски сообщений, которые обладали текстовым интерфейсом, включали в себя чаты и файловые архивы. BBS стали крайне популярнымив среде продвинутых пользователей. Они позволяли гениям-самоучкам общаться между собой на расстоянии с помощью модема, заменив реальные встречи и сделав вступление новых людей в «клуб» проще. Вот пример текстового интерфейса одной из подобных систем:
Рис. 3 – Текстовый интерфейс одной из BBS В то время, когда игра или компьютерная программа занимала всего несколько дискет, размер хранилища некоторых BulletinBoardSystems достигал нескольких Гб. Впервые компьютерная индустрия почувствовала реальную угрозу от хакеров. Многие компании начали жаловаться на потерю доходов и большое распространение краденого ПО. В США появились такие организации, как «Business Software Alliance», сотрудничающие напрямую с ФБР, целью которых было противостоять пиратству. Многие хакеры были арестованы. Во время одного из рейдов удалось арестовать владельца одной из самых известных BBS «Fear and Loathing in Las Vegas». Было изъято около 7 Гб нелегального ПО. Появление первых сайтов в начале 90-х годов еще больше способствует развитию индустрии пиратства. Хакеры перешли в онлайн. С этого момента программы взламывались уже не для того, чтобы помочь кому-то заполучить редкий экземпляр ПО, взлом программ приобрел характер эпидемии. Люди это делали, потому что могли это делать. А те, кто не мог, с удовольствием пользовались их плодами. Причины и характер пиратства изменились. Поначалу, когда компьютеры могли себе позволить в основном крупные коммерческие структуры, а компьютерная программа могла стоить больше самого компьютера, пиратство было единственной возможностью удовлетворить любопытство домашних пользователей. Но в 90-х годах хакеры начали взламывать «софт», не заботясь, сколько людей его использует и сколько он стоит. Появление первых “peer-to-peer” сетей сделало процесс обмена ломаными копиями программ еще проще. Пиринговые сети, такие как Napster и BitTorrent, децентрализовали доступ к нелегальному программному обеспечению: пользователи смогли обмениваться файлами с миллионами других пользователей по всему миру. Одновременно увеличивалась пропускная способность сетей, позволяя передавать большие объемы информации. Количество активных пользователей протокола BitTorrent к 2012 году достигло 150 миллионов человек. Не стоял на месте и процесс развития методов защиты программ от взлома, хотя до 1995 года в основной массе программного обеспечения отсутствовали какие-либо надежные средства защиты от несанкционированного использования. В период 1995-2001 гг. большое распространение получили серийные номера, которые пользователь должен был ввести при установке программ. Обычно ключ продукта прилагался к установочному диску. Особенность защиты ПО в этот период заключалась в том, что программа могла быть установлена более чем на одном компьютере, так как в процессе установки лишь проверялся введенный ключ по определенному алгоритму, при этом существовало множество вариантов правильных ключей. С 2001 года получила распространение активация программного обеспечения. При этом копия программы привязывалась к конфигурации компьютера, на котором установлена. Компания Microsoft, похоже, прикладывающая больше всех усилий в борьбе с пиратством, и здесь оказалось первой. Еще не один релиз программного продукта не ждали так, как выход WindowsXPcвнедренной системой WPA (Microsoft’sWindowsProductActivation). Однако одна из Professional версий операционной системы не требовала активации, т.к. предназначалась для установки в компаниях с больших количеством компьютеров. Эта версия была взломана и быстро распространена в сети. Все действия корпорации в виде блокировки списков ключей, проверки копии на подлинность (см. Рис. 4) встречали быстрый ответ компьютерных пиратов.
Рис. 4 - Знакомое многим сообщение OSWindows Как заявила сама компания Microsoft: «Все способы защиты интеллектуальной собственности будут взломаны. Это лишь вопрос времени. Достичь успеха – не значит полностью остановить пиратство, что, скорее всего, невозможно. Успехом уже можно считать большую осведомленность пользователей о пунктах лицензионного соглашения и увеличение количества случаев соблюдения лицензионных соглашений». Вскоре появился и такой многообещающий способ защиты как онлайн-верификация, который также оказалась по силам взломщикам. Наиболее перспективно сейчас, разве что, выглядит предоставление программного продукта как сервиса.

Заключение

Возможно, придет день, когда компьютерное пиратство зачахнет. Когда легальные версии программ будут доступны всем, а азарт от преодоления защиты пропадет или затраты на взлом превысят прибыть в результате. Но, по крайней мере, арестами хакеров и административными мероприятиями этот процесс не остановить. Пиратское ПО пользуется спросом, потому, что зачастую получить взломанную версию программы можно еще проще и быстрее, чем лицензионную версию. Потому, что людям нравится возможность получить «софт» бесплатно, который они никогда бы не купили на самом деле. Потому, что реальное наказание за несанкционированное использование программного обеспечения в домашних условиях очень отдалено. И потому, что использование нелегального ПО не ассоциируется с воровством. Является ли воровством ограбление банка. Очевидно, да. А если «одолжить» ручку из рабочего офиса, подобрать купюру на улице или скачать программу из Интернета? Для многих людей ответ – нет.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча