22.03.2019

Роль права в жизни общества сообщение. I. Изучение нового материала. Это надо запомнить


В предыдущих темах мы рассмотрели экономическую, социальную и политическую сферы. При изучении политической сферы вы узнали, что есть особая организация, которая олицетворяет собой общество. Это - государство. А его главной задачей является управление обществом . При этом государство управляет обществом на основе законов, которые составляют правовую сферу общества. В данной теме мы попытаемся определить, что такое право, откуда и как оно появилось, какое место в обществе занимает.

Человек, выделившись из мира животных, создал свою собственную сферу жизнедеятельности - общество. Одновременно с этим появились и правила поведения человека в обществе, которые отличались от законов стаи. Эти правила получили название социальных норм.

Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие жизнь людей.

Социальные нормы охватывают практически все стороны нашей жизни. Например, когда мы переходим дорогу, то делать это должны на зеленый свет. Это правило, за нарушение которого нас могут оштрафовать. Если вы кого-то обманули, то вас не оштрафуют и не посадят в тюрьму, но окружающие вас осудят, потому что в этом случае вы нарушили моральную норму - "Не лги!". Почему мы стараемся соблюдать нормы? Ответ прост - мы соблюдаем правила потому, что от нас этого ожидают окружающие нас люди.

Так как человеческая деятельность очень разнообразна, то социальные нормы также бывают нескольких видов:

Моральные нормы, которые закрепляют представления людей о плохом и хорошем, о Добре и Зле, о справедливом и несправедливом.

Эстетические нормы, в которых выражены наши представления о прекрасном и безобразном.

Бытовые нормы, регулирующие наше поведение дома, в быту.

Религиозные нормы, которые устанавливают правила жизни для верующих людей.

Юридические или правовые нормы

Юридические нормы отличаются от других социальных норм тем, что они охраняются государством и за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность. Все юридические нормы, действующие в том или ином обществе и составляют то, что мы называем правом.

Слово "право" (jus) латинского происхождения и получило свое название от "justitia" (правда, справедливость), ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Профессия юриста возникла в глубокой древности и считалась "святым делом". Юристы приравнивались к жрецам (кто такие жрецы?), так как могли творить правосудие - отделять доброе от злого, плохое от хорошего. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает разрешить конфликты и устанавливает четкие правила поведения, облегчая нам жизнь во многих ситуациях.

Право - система обязательных правил поведения, охраняемых государством и выраженных в определенных нормах.

В современном обществе право регулирует почти 70% общественных отношений. Но так было не всегда. В первобытном обществе права не было. Обычаи и традиции регулировали жизнь в племени. Обычаи регулировали жизнь людей и передавались из поколения в поколение. Обычаи - это правила, которые соблюдаются по привычке . Как вы думаете, в современном обществе сохранились обычаи и традиции? Приведите примеры правил, которые соблюдаются по привычке. В обычаях и традициях закреплялись те нормы поведения, которые были приемлемы для большинства людей. Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью (пример - правила личной гигиены). Очень часто обычаи закреплялись религиозными обрядами и поддерживались угрозой наказания от Бога.

Первые нормы носили характер запрета (табу). Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Постепенно обычаи закреплялись в нормах морали как представления людей о Добре и Зле, о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Наиболее распространенны моральные нормы?"Не убий", "Не укради", "Не прелюбодействуй", "Не лги", "Не завидуй". Характерно, что обычаи сначала трансформировались в религиозные нормы , а потом - в моральные . Как вы думаете, почему?

Соблюдение моральных норм регулировалось силой общественного мнения. При их нарушении общество осуждало человека, он становился изгоем, отверженным.

Одновременно с развитием письменности нормы морали и обычаи получили свое письменное закрепление. До нас дошли самые древние сборники социальных норм - библейские тексты, законы вавилонского царя Хаммурапи.

Появление права происходило одновременно с развитием государства. Вспомните, почему и как появилось государство? Если обычаи выражали интересы всего племени, то первые нормы защищали в первую очередь интересы тех, кто их создавал - правителей и привилегированных слоев общества. ("Правда Русская", "Судебник" Ивана III). Наряду с нормами права возникали органы, которые следили за исполнением законов, наказывали тех, кто их нарушал.

Анализируя процесс формирования права, можно выделить его основные признаки:

Право носит нормативный характер , то есть устанавливает единые правила поведения в конкретных ситуациях.

Всеобщность нормы права предполагает обязательность соблюдения данной правовой нормы для всех граждан государства, кого это касается.

Охраняется силой государства . За нарушение норм права наступает юридическая ответственность.

Право выражено в нормативно-правовых актах, то есть имеет письменный источник .

Из признаков права вытекают и его функции:

Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует жизнь общества, обеспечивает порядок в нем путем установления правил поведения человека в тех или иных ситуациях.

Охранительная функция (отдельные нормы содержат указание на санкцию государства в случае нарушения правовых норм)

Санкция - это мера принуждения, применяемая при нарушении правовых норм.

Система права. Основные отрасли права

Первые юридические нормы не имели четкого юридического языка, в одном законе смешивались нормы, регулирующие разные стороны человеческих отношений. Но постепенно вместе с усложнением общественных отношений появлялось большое количество правовых норм, регулирующих какую-либо одну сферу жизни. Так юридические нормы объединились в большие группы - отрасли права. При этом все юридические нормы, даже принадлежащие к различным отраслям права, взаимосвязаны между собой (Например, Конституция Российской Федерации устанавливает наши основные права, а нормы уголовного права их защищает). Поэтому все отрасли права представляют собой систему права.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения.

Основные отрасли российского права представляют собой две большие группы:

А) Регулятивные отрасли - устанавливают права и обязанности людей в определенной сфере.

Б) Охранительные отрасли - защищают правовые нормы от нарушения.

Система права включает в себя следующие основные отрасли:

Государственное (конституционное) право составляет основу для всех других отраслей права и всей правовой сферы. Нормы этой отрасли закрепляют основы конституционного строя, правовое положение личности, систему государственной власти и местного самоуправления, другие вопросы государственного устройства России.

Административное право, нормы которого регулируют управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти.

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков и других финансовых учреждений.

Земельное право регулирует отношения, связанные с землепользованием (рациональное использование земель, охрана собственности на землю и т.д.).

Гражданское право - это отрасль права, которая регулирует имущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения. Важную часть их составляют отношения собственности, наследственные отношения, авторские права и др.

Семейное право также регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения, но лишь в области брачно-семейных отношений.

Трудовое право определяет условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.

Уголовное право составляют нормы, с помощью которых государство устанавливает, какие общественно-опасные деяния квалифицируются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Нормы уголовного права содержатся в Уголовном кодексе.

И общества - это непростая тема. Чтобы получить полноценный и развёрнутый ответ, здесь необходимо ознакомиться с многотомными трудами. Но сделать небольшую выборку наиболее весомых постулатов можно и в рамках небольшой статьи.

Общая информация

Говоря про роль права в жизни человека, общества, государства и всей планеты, следует отметить, что оно находит своё проявление в регулятивных и охранительных функциях.

Первый аспект можно наблюдать в экономических, семейных, торговых и иных отношениях. Роль государства в данном случае заключается в том, что оно занимается установлением общих для всех участников прав и обязанностей. Охранительные функции - это защита от посягательства на жизнь и здоровье людей, их имущество, а в случае, если это негативное событие произошло, то устанавливает ответственность за убийство, кражу, нанесение вреда и за иные опасные деяния. Очень велика роль права в жизни общества. следит за тем, чтобы все предписания исполнялись. А в планетарном масштабе страны следят каждая за собой и другими.

Историческое развитие

Но не стоит забывать, что роль государства и права в жизни общества в первую очередь была направлена на защиту господствующего класса на протяжении длительного времени. Но даже тогда была определённая защита, пускай даже и только среди равных людей (тут можно вспомнить об эпохах рабства и феодализма). Но уже тогда существовали ограничения для отдельных представителей властвующего класса. Так, давайте рассмотрим ситуацию рабовладельческого Рима: тогда раб был только «вещью» для своего господина, но тем не менее последний не имел права лишать первого жизни безнаказанно. Если говорить про роль права в жизни общества кратко, то следует отметить, что оно является системой ограничений, что действуют в интересах всего общества. Даже в ушедшие эпохи благодаря этому сохранялось само общество. Правда, тут вопрос в качестве. В полной мере весь потенциал права может быть реализован только при действительно демократическом государстве, где место и роль права в жизни общества - в фундаменте построения социума.

Как определить реальное положение дел?

Место и роль права в жизни общества позволяют говорить о достигнутом социуме показателе культуры. То, насколько полезны установленные порядки, их помощь в удовлетворении прогрессивных личных и общественных интересов и потребностей и говорит нам о достижении балансового положения, когда уровень угнетения отдельных элементов стремится к минимуму. права в жизни общества заключается в том, что оно позволяет упорядочить стабилизировать их и развивать в дальнейшем. Причем направление выбирается согласно интересам социума. Иными словами, все экономические, политические и другие изменения будут осуществляться только и исключительно посредством действующего права.

Особенности понимания

Если недооценить роль государства и права в жизни общества, не понимать его значение и важность, то этим можно нанести значительный вред.

При этом следует отметить, что преувеличение его значения тоже негативно сказывается. Иными словами - право важно, но его возможности не безграничны. Давайте рассмотрим небольшой пример для понимания границ. Такие проблемы, как алкоголизм, пьянство, наркоманию и так далее решить одними правовыми запретами не получится. Почему? Дело в том, что это не юридическая проблема. Для успешного решения любой из вышеперечисленных проблем необходимо использовать полноценный комплекс социальных, экономических, социальных и правовых мер. И осуществляться они должны обществом совместно с государством. Да, нельзя взять и перебросить выполнение определённых задач на одно правительство и органы местной власти. Следует трудиться над решением определённых проблем и самостоятельно.

Понятие права

Как говорил Эпикур, людям нужны даже самые глупые законы, ибо при их отсутствии человечество просто себя бы пожрало. Специфика русского языка привела к тому, что существует два варианта толкования самого слова «право». В одном случае его могут использовать для обозначения системы правил поведения и взаимоотношений. В других - по отношению к конкретному индивиду, то есть Понятия являются взаимосвязанными и действуют так, чтобы увеличиваться общую эффективность, успешно реализовывая эффект синергии. Давайте рассмотрим небольшой пример. Наша общественная деятельность регулируется законодательством. То есть, доказывая свою точку зрения, мы не можем убивать не согласных с нами людей, избивать их и так далее. И одновременно сложно представить, чтобы существовали определённые нормы процессов выбора друзей, кого любить, как проводить время, какие книги читать и тому подобное. Следует понимать, что существует разное понятие права. Роль права в жизни общества во многом зависит от того, с какой точки зрения мы рассматриваем определённую конкретную ситуацию.

Важность и значение

Думаем, уже написанного достаточно, чтобы иметь представление про роль права в жизни общества.

Эссе, написанное нами, даёт ответы на большое количество вопросов, и некоторые из них хочется раскрыть ещё. Если спросить случайного человека, где он используется право, то, вероятнее всего, он скажет, что оно занимается регулирование важных общественных отношений. И это будет верно. Но это неполный ответ. Во многом это зависит от существующего государственного строя. Причем складывается обратная ситуация. Так, если право регулирует множество сфер со значительной детализацией - то это значит, что властвует тоталитаризм. Если оно ограничено сугубо действительно нужными областями - то, вероятнее всего, рассматриваемый объект является демократическим государством. То есть, необходимо соблюдать определённый баланс. Да, уверенность в каждом действии - это хорошо. Но если право как система норм и ценностей будет проникать в каждую сферу, то мы сами не успеем заметить, как окажемся за стеной с колючей проволокой и будет дружно маршировать в одной колонне.

Сферы права

Они различаются по уровню регуляции.

Мы будем рассматривать от наиболее к наименее «прописанным» сферам общественной жизни.

  1. Политическая . В эту сферу включено всё, что связано с управлением социума. Так, регулируется программа развития общества, деятельность партий, общественных объединений, государственных органов, взаимоотношения между нациями и различными группами и тому подобное. Этот аспект является весьма тщательно прописанным с точки зрения права.
  2. Экономическая . Она занимается производством, обменом и потреблением благ, созданных человеком. Благодаря тому, что экономика способна проводить саморегулирование, право здесь присутствует в меньшей степени, и, как правило, направлено на предоставление равных возможностей.

Продолжение списка

  1. Социальная . Эта сфера занимается удовлетворением существующих насущных потребностей отдельного индивида. В качестве примера здесь можно привести питание, одежду, проживание, работу и тому подобное. Так, право не регулирует, что нам надевать (хотя это ещё в какой стране посмотреть), но следит за тем, чтобы продаваемая продукция была не вредной для здоровья. Также в рамках социальной сферы осуществляется поддержание людей, которые не могут прокормить себя. К таковым следует отнести детей, студентов, пенсионеров, инвалидов, безработных, переселенцев, беженцев и так далее. Им для облегчения жизни выдаются небольшие пособия.
  2. Духовная . Сюда включена наука, культура, образование, самопознание, нравственность, этикет и иные продукты высоких планов. В качестве примера слабой регуляции можно привести только установление стандартов определённой части сферы и размеры его финансирования, особенности деятельности центров обучения и тому подобное.

Заключение

Вот и подходит к логическому завершению наша небольшая статья. Необходимо отметить, что тема чрезвычайно интересная, ей следовало бы посвятить больше времени. Здесь существует большое количество специфических особенностей. Так, больше всего правом регулируется но в качестве основы жизни общества выступает экономика. Если люди бедны, то никакие референдумы и свободные выборы не позволят решить имеющиеся проблемы и повысить их благосостояние. При этом, если деньги будут идти не на науку и образование, а на пенсии и пособия, то под вопрос можно поставить перспективу развития самого государства. И задача права (в идеале) - создание оптимальных условий для развития. Конечно, это может негативно сказаться сейчас, но чем-то нужно жертвовать, чтобы получить определённые преференции в будущем.

ГОУ среднего профессионального образования Строительный колледж № 38 Преподаватель истории и права Бушуев Алексей Николаевич

Роль права в жизни человека, общества и государства.

План урока: Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права.

Право- это Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и им же обеспечиваемых

Право- это Установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

Пути формирования права: 1 . Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

Пути формирования права: 2. Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения

Пути формирования права: 3. Государство само издавало специальные нормативные акты.

Теории происхождения права. 1. Теория божественного происхождения права. Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Право – это божественная справедливость, святость.

Теории происхождения права. 2. Теория естественного права. Законы, принимаемые в государстве должны быть естественными. Источником права есть разум. Справедливость в том, чтобы не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином.

Теории происхождения права. 3. Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. Право должно соответствовать духу эпохи, правовые нормы могут меняться.

Теории происхождения права. 4. Позитивная теория. Право представленной собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

Теории происхождения права. 5. Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право- это право силы сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

Теории происхождения права. 6. Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

Теории происхождения права. 7. Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

Теории происхождения права. 8. Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

Основные черты и признаки права. Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

Основные черты и признаки права. 2. Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

Основные черты и признаки права. 3. Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

Основные черты и признаки права. 4. Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

Основные черты и признаки права. 5. Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

Основные черты и признаки права. 6. Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права: Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

Функции права: 2. Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

Функции права: 3. Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

Функции права: 4. Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

Функции права: 5. Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

У р о к 1
РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА

И ГОСУДАРСТВА

Цель: сформировать представление учащихся о том, что такое право и какова его роль в жизн

и общества, человека и государства.

Учащиеся должны знать:

1) мораль и право неразрывно взаимосвязаны;

2) право связано с юридическими законами и с государством;

3) право – это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Учащиеся должны понимать, что такое:

2) мораль;

3) государство;

4) договорная теория права;

5) теория естественного права;

6) теологическая теория права;

7) признаки права.

Учащиеся должны уметь:

1) называть основные признаки права;

2) объяснять его отличие от других социальных норм;

3) комментировать некоторые определения права;

4) характеризовать теории права;

5) аргументировать свои ответы.

Тип урока – комбинированный.

Х о д у р о к а

Право – искусство

справедливости и добра.

Древнеримское изречение

I. Изучение нового материала.

1. Понятие права.

2. Теории происхождения права.

3. Основные черты и признаки права.

1. Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы.

Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство.

С зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств происходит осмысление сути и назначения права. Но до сих пор среди ученых идет спор о том, что возникло раньше – государство или право.

Некоторые полагают, что право старше государства, так как оно возникло еще в эпоху первобытности и стало выражением потребности человека уживаться с себе подобными. Жизнь людей обязательно должна быть упорядочена, урегулирована. Древнейшее право возникло в виде религиозных табу, заповедей, обычаев, традиций, которые сформировались в результате накапливания различных норм взаимодействия людей в труде и в быту. Эти нормы передавались из поколения в поколение. Такое право не было записано, получило название «обычное право».

Некоторые юристы полагают, что «истинное право» возникло только в эпоху формирования государства. Государственная власть установила законы для того, чтобы регулировать общественную жизнь. Государство должно было обеспечить действенную силу права, подкрепив ее силой государственного принуждения . Право обрело форму законов, то есть оно стало записанным, облеченным в четко фиксированную форму. Государство гарантирует реализацию права, охраняет его от нарушений.

Формирование права шло несколькими путями:

1) Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

2) Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения.

3) Государство само издавало специальные нормативные акты .

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство опирается на право, формирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

– Как бы вы ответили на вопрос: что старше – право или государство?

2. Теории происхождения права.

1) Теория божественного происхождения права . Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Суть рассуждений Фомы Аквинского сводилась к тому, что все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума. Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.

2) Теория естественного права . Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опираться на природное начало и, прежде всего, на природу самого человека, в мире которого существует закон. Источником права признается разум.

Софисты полагали, что законы воплощают высшую справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы «не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином».

3) Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. В основе правовых норм реальные столкновения, противоречия, пронизывающие общественную жизнь. Право должно соответствовать духу эпохи, то есть правовые нормы могут изменяться в процессе общественного развития.

4) Сторонники позитивной теории считали, что право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека. Иеремия Бентам – основоположник этой теории – писал: «Главное назначение права – в ограждении индивида от страданий».

5) Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право – это право силы и сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

6) Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

7) Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

8) Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

3. Основные черты и признаки права.

1) Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

2) Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

3) Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

4) Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

5) Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

6) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

4. Ф ункции права.

1) Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

2) Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

3) Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

4) Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

5) Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

II. Закрепление.

1. Прокомментируйте следующие определения права:

а) Право – воля господствующего класса, возведенная в закон.

б) Право – совокупность норм, установленных или санкционированных государством, общеобязательных и обеспечиваемых силой государственного принуждения.

в) Право – мера свободы и справедливости.

г) Право – это сила.

Какое из данных определений права вы назвали бы универсальным, соответствующим современному толкованию?

2. Какую из теорий происхождения права вы разделяете? Ответ обоснуйте.

3. Почему человеку гораздо удобнее жить по законам, а не вопреки им? Какими должны быть юридические нормы, чтобы человек всегда им следовал? От чего это зависит?

4. До недавнего времени самым малочисленным народом на Земле считали арикапо, проживающих в районе Горанко (бассейн Амазонки). Этот народ насчитывал всего 14 человек: 5 мужчин, 4 женщины, 5 детей. Эти люди общались на своем языке, имели свою территорию, традиции, живя весьма обособленно от Бразилии и других стран. Можно ли говорить, что в рамках этого коллектива есть потребность в правовом регулировании?

Домашнее задание: § 29.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча