18.02.2019

Муниципальная публичная власть и местное самоуправление. Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы


В результате изучения материала раздела IV обучающиеся должны:

знать

  • сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов аппарата муниципальной власти;
  • особенности правового положения отдельных органов местного самоуправления, муниципальных органов, депутатов, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, муниципальных органов, депутатов, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, законодательства об аппарате муниципальной власти, муниципальной службе;

уметь

  • оперировать юридическими понятиями, категориями в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы об аппарате муниципальной власти, муниципальной службе;
  • принимать решения и совершать юридические действия в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы в точном соответствии с законодательством;
  • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов об организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службе, правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз, предварительных исследований, анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста) в указанной области;
  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правового регулирования деятельности аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • готовить проекты нормативных правовых актов, составлять и оформлять юридические документы по вопросам организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • планировать и осуществлять управленческую деятельность в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы, разрешать споры в данной сфере;

владеть

  • юридической терминологией в сфере правового регулирования организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • навыками работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правоотношений, правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм права в сфере организации аппарата муниципальной власти, муниципальной службы;
  • навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина, методикой квалификации и разграничения правонарушений в данной сфере.

Ключевые термины к разделу IV: система и структура органов местного самоуправления; модели организации аппарата муниципальной власти; представительный орган муниципального образования; депутат представительного органа муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация; глава местной администрации; контрольный орган муниципального образования; муниципальная избирательная комиссия; муниципальная служба; должность муниципальной службы; муниципальный служащий; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие и виды органов местного самоуправления

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Данное определение нуждается в ряде уточнений.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В числе иных органов местного самоуправления – исполнительные органы отраслевой и межотраслевой (функциональной) направленности, территориальные органы, образуемые и действующие на отдельных территориях муниципального образования.

Органы местного самоуправления являются обособленными ячейками аппарата муниципальной власти своих муниципальных образований. Они учреждаются в пределах действующего законодательства уставами соответствующих муниципальных образований и создаются в распорядительном порядке в соответствии в том числе с законодательством о регистрации юридических лиц. Создание (образование) органов местного самоуправления после их нормативного учреждения включает помимо организационных, материально-финансовых действий работу по формированию их кадрового состава.

Состав представительного органа муниципального образования избирается в ходе прямых выборов населением (депутаты). Состав депутатов (членов) представительного органа муниципального района может формироваться в ходе двухстепенных выборов. Глава муниципального образования избирается непосредственно населением, в том числе тогда, когда он согласно уставу муниципального образования входит в состав представительного органа. Глава муниципального образования может избираться представительным органом из состава его депутатов. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования. Кадровый состав остальных органов местного самоуправления формируется в распорядительном порядке представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, иными должностными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими муниципальными правовыми актами.

Итак, складывание аппарата муниципальной власти проходит этапы нормативного учреждения составляющих его органов местного самоуправления, их создания (образования), в том числе путем формирования их кадрового состава.

Аппарат муниципальной власти наряду с органами местного самоуправления включает муниципальные органы, не имеющие статуса органов местного самоуправления и не входящие в их структуру. Выделение муниципальных органов в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ имеет целью обособление в аппарате муниципальной власти органов, чьи полномочия не являются частью вопросов местного значения, отдельными государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления в порядке законодательного наделения, иными вопросами, которые законодательно отнесены к компетенции именно органов местного самоуправления.

Указанное новшество сводится пока к определению статуса муниципальных избирательных комиссий. Именно они в настоящее время рассматриваются как муниципальные органы, не входящие в структуру органов местного самоуправления. Следовательно, федеральный законодатель не рассматривает организацию и проведение выборов органов местного самоуправления как вопрос местного значения. Это нормативное решение обосновывает включение муниципальных избирательных комиссий в общую систему избирательных комиссий страны, рассмотрение по отношению к ним при проведении муниципальных выборов в качестве вышестоящих органов Центральной избирательной комиссии РФ, комиссий субъектов РФ. Действительно, если бы муниципальные избирательные комиссии имели статус органов местного самоуправления, а организация муниципальных выборов рассматривалась как вопрос местного значения, то были бы не просто странными, а неконституционными ряд мер. Это, в частности, включение муниципальных избирательных комиссий в единую систему избирательных комиссий страны, формирование состава муниципальных избирательных комиссий с участием избирательных комиссий субъектов РФ, предоставление последним статуса вышестоящих комиссий по отношению к муниципальным избирательным комиссиям на муниципальных выборах.

Правда, подготовку и проведение муниципальных выборов в части полномочий муниципальных избирательных комиссий федеральный законодатель в настоящее время прямо не определяет и как государственную деятельность, государственные полномочия.

Выделение в системе местного самоуправления наряду с органами местного самоуправления муниципальных органов в чем-то аналогично разделению органов государственной власти и государственных органов. Конечно, любой орган государственной власти должен рассматриваться как государственный орган, но не любой государственный орган имеет статус органа государственной власти. Государственными органами, не обладающими статусом органов государственной власти, являются Администрация Президента РФ, администрации федеральных округов, Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ. Хотя федеральное законодательство до сих пор не содержит ясных критериев разделения органов государственной власти и государственных органов. Поскольку к числу не органов государственной власти, а государственных органов отнесены Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, то в определенной мере логично отнесение избирательных комиссий муниципальных образований к числу муниципальных органов, а не органов местного самоуправления.

Выделим несколько ключевых конституционных положений , посвященных органам местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления являются средством осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), прежде всего в рамках местного самоуправления (ч. 2 ст. 130). При этом они не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131). Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными не только в органы государственной власти, но и в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32). Они также имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33). Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46).

Органы местного самоуправления могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По их функциональной специализации в системе местного самоуправления можно выделить представительные (нормотворческие) органы, исполнительно-распорядительные и контрольные органы. Особо следует выделить предназначение глав муниципальных образований, которые в пределах своих полномочий участвуют в осуществлении и представительных, и нормотворческих, и исполнительно-распорядительных, и контрольных функций, возглавляя систему местного самоуправления в соответствующих муниципальных образованиях.

По объему компетенции выделяются органы общей и специальной компетенции. Органами общей компетенции являются те органы муниципальных образований, которые в пределах последних вправе и обязаны решать не только вопросы, прямо за ними закрепленные, но и все иные публично значимые проблемы, прямо при этом не отнесенные к компетенции других органов власти. Органы общей компетенции – своеобразные "чистильщики", решающие в интересах граждан все те проблемы, которые прямо не отнесены к компетенции органов со специальной компетенцией. Именно они в первую очередь принимают к исполнению те вопросы, которые принято именовать новыми предметами ведения, т.е. вопросами, ранее не встречавшимися в практике нормотворческой или правоприменительной деятельности. Органы общей компетенции также вправе по ряду вопросов, значимых для граждан, контролировать и координировать деятельность на своей территории иных органов и организаций, в том числе вышестоящего подчинения. Правда, возможность координации органов, организаций вышестоящего подчинения, контроля за их деятельностью, которой обладали местные органы общей компетенции в советское время (советы, их исполкомы), применительно к современным органам местного самоуправления проблематична, поскольку законодательством прямо не предусмотрена. Органы специальной компетенции выполняют только те задачи, которые прямо отнесены к их ведению.

Представительные органы муниципальных образований обладают общей компетенцией в области представления интересов населения, нормотворческой деятельности. Их компетенция в области исполнительно-распорядительной и контрольной деятельности является специальной. Главы муниципальных образований обладают общей компетенцией в области представления интересов населения и своих муниципальных образований в целом, а также в области исполнительно-распорядительной деятельности, если они возглавляют местные администрации.

Общей компетенцией в области исполнительно-распорядительной деятельности обладают местные администрации. Специальной компетенцией в данной области обладают такие исполнительные органы, как управления, отделы, департаменты отраслевой и межотраслевой направленности, а также исполнительные территориальные органы (например, окружные администрации, действующие в отдельных округах городского округа). Компетенция контрольно-счетных органов является специальной.

По месту в иерархии власти государственные органы традиционно делятся на высшие, центральные и территориальные (региональные, местные). Представляется, что это деление с известной долей условности может быть применено и к местному самоуправлению. Тогда высшие органы – те, что непосредственно осуществляют компетенцию своих муниципальных образований, обладая общей компетенцией (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация). Центральные органы – органы, действующие на всей территории своих муниципальных образований (исполнительные органы отраслевой и межотраслевой направленности). Территориальные органы – те, что создаются на отдельных территориях муниципальных образований.

По способу формирования состава выделяются: выборные органы и органы, состав которых формируется в распорядительном порядке. В число выборных органов местного самоуправления входят представительные органы, избираемые в ходе прямых или двухстепенных выборов, главы муниципальных образований. Остальные органы местного самоуправления формируются в распорядительном порядке (порядке назначения).

По людскому составу органы местного самоуправления могут быть единоличными (главы муниципальных образований) и коллективными (представительный орган, администрация, отделы, управления и др.).

По способу волеизъявления следует выделять единоначальные органы (единоличные, администрации, управления, отделы) и коллегиальные (представительные органы). В советское время к числу коллегиальных органов относились исполнительные комитеты местных советов как исполнительно-распорядительные органы общей компетенции. Представляется, что в настоящее время формирование коллегиальных исполнительно-распорядительных органов не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, но вполне допускается Европейской хартией местного самоуправления.

Осуществление власти на местном уровне, понимаемое как решение местных вопросов, предполагает наличие постоянно действующих органов местного самоуправления, формирующихся на основе демократических процедур и находящихся под контролем населения. Это и есть один из способов осуществления народом принадлежащей ему власти в Российской Федерации.

Базовой нормой Конституции, закрепляющей народовластие в современной России, является ст. 12, в которой местное самоуправление признается как одна из основ конституционного строя и гарантируется государством. Некоторые исследователи оценивают данную норму как свидетельство «осознания» государством «социальной ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти, реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства и ряда других основных прав, позволяющего территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, создающего предпосылки к единению общества, человека и государства, укреплению Федерации как целого» .

Однако в литературе существует и другая точка зрения: ее суть заключается в том, что природа самоуправления до сих пор неясна, поскольку, согласно ст. 12, «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», и таким образом, конституционная формула статуса местного самоуправления содержит в себе серьезное противоречие, являющееся следствием неадекватного юридического отражения его политической природы.

В этой связи следует согласиться с точкой зрения, утверждающей, что местное самоуправление - это особый социально-политический феномен, одна из разновидностей публичной власти, наряду с государственной и общественной.

И Конституция, и федеральное законодательство последовательно определили сферу деятельности органов местного самоуправления и установили механизмы их взаимоотношений с органами государственной власти. Эти механизмы не предполагают (в обычных ситуациях) ни подчиненного положения органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти, ни возможностей административного воздействия со стороны органов государственной власти на органы местного самоуправления, ни даже (в обычных ситуациях) возможностей вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления. Все это прямо указывает на то, что органы местного самоуправления являются самостоятельной частью аппарата публичной власти, достаточно тесно связанной (в связи с публично-правовым характером реализуемых полномочий) с системой органов государственной власти, но в то же время юридически отделенной от них.

В конституционно-правовой теории сегодня существуют различные мнения по поводу соотношения понятий «политическая власть», «публичная власть», «государственная» и « местная власть». Во многом эти мнения являются отражением прежних советских доктрин, когда государственная власть связывалась с политической властью - властью над обществом, властью, отражающей классовый характер общественных отношений. Термин «публичная власть» практически не использовался в советское время. Государственная власть отождествлялась с политической, публичной, суверенной, официальной, принудительной властью в обществе. В реальности государственная власть рассматривалась как единая политическая власть всего народа. Другой политической власти в государстве быть не могло .

Считалось, что в каждом негосударственном объединении существует своего рода внутриорганизационная власть: внутрипартийная, профсоюзная, комсомольская, внутриколхозная и т.д. За рамки процесса властвования выводилась коммунистическая партия. Постулировалось, что она не участвует в процессе властвования, но ее руководящая деятельность является стержнем власти. При этом ее организаторская работа никоим образом не могла быть отождествлена с властвованием.

В реальности же именно партия осуществляла весь процесс властвования в специфических, как правило, неправовых формах директивного руководства и управления как государственными органами, так и структурами гражданского общества.

Доктрина местного самоуправления основывалась в этот период на марксистско-ленинской концепции общенародного государства и связывалась не столько с децентрализацией и «коммунальным устройством», сколько с организацией государственной власти и управления в масштабе всего общества. Выделялись следующие основные признаки самоуправления:

  • а) самоуправление есть наивысшая форма демократического управления в обществе, отражающая высокий уровень производства, организации труда, дисциплины и сознания граждан;
  • б) самоуправление означает производность общественных установлений от волеизъявления народа, всеобщее участие всех граждан в управлении;
  • в) общие функции управления приобретают деловой характер, происходит переход от управления лицами к управлению вещами и производственными процессами в смысле перехода к общественному регулированию;
  • г) доступность функций управления всем гражданам, выполняющим их бесплатно, на общественных началах, по отбытии «урока» производительной работы;
  • д) использование социальных норм - саморегуляторов, выражающих осознанное отношение людей к соблюдению принятых правил общежития .

Очевидно, что указанные признаки характеризуют теоретическую концепцию народного самоуправления. Некоторые из них сейчас полностью показали свою утопичность. Тем не менее, элементы идеи общественного самоуправления, заключенные в ряде этих признаков, содержатся и в современных теоретических работах о местном самоуправлении.

Система публичной власти, складывающаяся в России на основе установлений Конституции РФ 1993 г., выглядит следующим образом (представляет собой триаду):

  • 1) субъекты публичной власти;
  • 2) объекты публичной власти;
  • 3) механизм реализации публичной власти.

В рамках этого подхода выделяются основные субъекты народовластия в Российской Федерации:

  • 1) российский народ;
  • 2) электорат (избирательный корпус);
  • 3) государство и его органы;
  • 4) муниципальные образования и органы местного самоуправления; 5) граждане (в личном качестве);
  • 6) группы избирателей;
  • 7) общественные объединения.

Соответственно, под публичной властью понимается всякая политическая власть, осуществляемая гражданами в коллективных формах. В свою очередь, политическая власть - это полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. Политическая власть в значительной степени является государственной властью, т.е. властью, которая обеспечивает управление делами государства и общества через систему государственных органов с участием в этом процессе негосударственных организаций, использующих те или иные средства влияния на государственные органы, а через них - на управление государством и обществом в целом.

Формами реализации публичной власти являются:

  • ? непосредственная власть народа, реализуемая через институты прямой демократии - выборы, референдумы, собрания граждан и в других публичных формах;
  • ? государственная власть, которая в отличие от иных форм публичной власти обеспечивается монополией возможного принуждения;
  • ? местная власть - власть муниципальных (территориальных) сообществ, основанная на конституционном праве граждан на местное самоуправление;
  • ? корпоративная власть - власть общественных объединений .

Политическая и публичная власть имеют ряд общих черт. Оба вида власти имеют общий источник в лице многонационального российского народа. Они используют для достижения поставленных целей основополагающие принципы и методы демократии. Для них характерно их фактическое слияние на местном уровне в лице органов местного самоуправления.

Однако между ними существуют и серьезные различия. В частности, признаком публичной власти в отличие от политической власти является непосредственное управление делами общества и государства, право принятия общеобязательных решений и в случае необходимости применения методов принуждения. Следствием этих различий являются неравные возможности для реализации воли их субъектов.

Обе ветви власти существуют в рамках определенной территории (территория государства в целом, субъекта РФ, муниципального образования) по отношению ко всем находящимся на ней лицам. Территория является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее физической основой и пределами.

В то же время территория местного сообщества есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства, а муниципальные образования в целом создаются в обязательном порядке: от права на местное самоуправление нельзя отказаться; нельзя и отказать в праве на местное самоуправление.

В обществе местное самоуправление является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных решений в интересах местного населения. Одновременно местное самоуправление - это автономная деятельность самоорганизующегося населения. Поэтому не менее важный признак муниципалитетов как органов местного самоуправления - относительно децентрализованный характер их организации, причем широкие начала муниципальной демократии существуют не в противовес государству, а являются его продолжением в территориальных общностях.

При обосновании негосударственного характера органов самоуправления приводятся обычно такие аргументы. В системе органов местного самоуправления отсутствует строгая иерархия и соподчиненность. В отличие от органов государственной власти органы местного самоуправления действуют не от имени государства, а от имени местного сообщества.

Содержание муниципальной власти составляет решение вопросов местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Содержание государственной власти составляют вопросы государственного значения, которые закреплены в Конституции РФ. При этом вопросы местного значения решаются с учетом особенностей развития своей территории. Некоторые ученые в этой связи отмечают, что разграничивая в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не иную природу органов местного самоуправления, а специфику их функций.

Органы местного самоуправления являются уровнем власти, наиболее приближенным к населению. Они обладают более тесной связью с населением, чем федеральные органы. На муниципальном уровне гораздо большее значение имеют формы непосредственного участия населения. У органов местного самоуправления практически отсутствуют политические функции.

Кроме того, органы местного самоуправления не могут самостоятельно определять круг своих полномочий: в отличие от государства как такового местное сообщество не обладает суверенитетом.

Подытоживая вышесказанное, следует констатировать, что муниципальная власть - это система властеотношений, реализующая функции местного самоуправления и основанная на аппарате принуждения. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной власти (власти над обществом), действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления и основана на нормах права.

самоуправление община муниципальный

Эта глава открывает третью часть учебника, специально посвященную муниципальной публичной власти, ее органам, их деятельности, институтам непосредственной демократии в муниципальных образованиях.

Понятие местного самоуправления

Административно-территориальное деление государственной территории и территориальный публичный коллектив населения.

Территория любого государства (кроме «карликовых государств» - Люксембург, Монако, Науру, Тувалу и др.) разделена на административно-территориальные единицы. Они учитываются при создании местного самоуправления. Обычно муниципальные образования создаются в границах административно-территориальных единиц. Однако независимо от того, совпадают ли они территориально, административно-территориальная единица и муниципальное образование - разные правовые понятия, и управляются они по-разному. Население административно-территориальной единицы может управляться только назначенными сверху представителями государства (чиновниками общей компетенции - губернаторами, префектами, начальниками районов и др.). Например, округ в Москве - это административно-территориальная единица, возглавляемая назначенным префектом. Основой муниципального образования является определенная социально-территориальная общность людей - территориальный публичный коллектив населения, он сам создает свои выборные органы, местное самоуправление. Население районов, расположенных в пределах округа в Москве, - это территориальные коллективы, они выбирают свои органы самоуправления (районные муниципальные советы, мэра). В других субъектах РФ также есть муниципальные районы (но сельские), есть городские и сельские поселения.

В административно-территориальных единицах зарубежных стран (например, во Франции) часто встречается сочетание назначенного сверху чиновника общей компетенции, который осуществляет государственные полномочия, и выборных органов местного самоуправления (советов и др.), которые решают задачи местного значения. При таком сочетании административно-территориальные единицы рассматриваются одновременно как территориальные коллективы.

Муниципальные образования подлежат в России обязательной государственной регистрации (на 2008 г. зарегистрировано около 25 тыс.). Им выдается свидетельство о включении в реестр муниципальных образований. У муниципальных образований (в частности, в Московской области) есть свои флаги, знаки отличия.

На территории муниципального образования действуют не только его выборные органы. Как уже говорилось выше, в муниципальных образованиях могут быть образованы территориальные органы (отделы, отделения) государственных министерств. Они решают вопросы не местного значения, как муниципальные органы, а государственного значения. Это местные органы отраслевого государственного управления. Существование таких органов не изменяет статуса муниципального образования как территориального коллектива, где существует местное самоуправление.

Муниципальная публичная власть и местное самоуправление.

Концепция местного самоуправления исходит из того, что существуют разные виды публичной власти. Государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства и даже вне ее (на подвижную территорию, например военные корабли в открытом море), государственная (государствоподобная) власть субъекта РФ - на его территорию. Местное самоуправление имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негосударственная власть народа, муниципального образования, власть территориального публичного коллектива. Она используется для решения вопросов местного значения и осуществляется гражданами непосредственно путем применения инстатутов прямой демократии (выборы, референдум и др.) или через избираемые органы (советы, мэры и др.).

Все эти институты непосредственной и представительной демократии в муниципальных образованиях объединяются под общим названием местного самоуправления. Местное самоуправление в России - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в определенных случаях - основными законами субъектов РФ, самостоятельно и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения непосредственно (например, путем местного референдума) и (или) через органы местного самоуправления, исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных условий.

В России около 155 тыс. поселений - от деревень с населением 30-50 человек до многомиллионных городов. Однако, хотя первый российский Закон о местном самоуправлении был принят еще в 1991 г., лишь в меньшинстве административно-территориальных единиц на деле созданы муниципальные образования и местное самоуправление. К 2004 г. местное самоуправление действовало лишь в 11 субъектах РФ из существовавших тогда 89. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 2006 г. муниципальные образования создаются повсеместно.

В науке высказываются различные взгляды на суть местного самоуправления. Традиционными оппонентами являются сторонники двух крупных теорий - общественной и государственной. Первая исходит из должного, вторая учитывает сущее.

Общественная теория местного самоуправления возникла в связи с борьбой против королевского абсолютизма и засильем чиновников. Сначала в городах, а затем в сельских поселениях и других административно-территориальных единицах население отстояло право создавать свои выборные органы, которые управляли местными делами. Первоначально это оформлялось хартиями, даруемыми монархами городам. Затем другие территориальные коллективы стали принимать свои уставы, став муниципальными образованиями наряду с городами. Муниципальные образования имеют свой бюджет, свою собственность, содержат за свой счет подчиненных им служащих (муниципальная служба). Что же касается вопросов государственного значения, то общественная теория исходила из того, что их решают назначенные государственные служащие, не подчиненные местному самоуправлению. Такие служащие, согласно этой теории, не должны назначаться в низовые единицы, признанные общинами (ими первоначально признавались только городские поселения). В настоящее время, однако, некоторые прежде небольшие города разрослись в мегаполисы (например, Нью-Йорк в США), но теоретически они остаются общинами. Должностные лица общей компетенции сюда не назначаются, но в городах обычно создаются делегатуры министерств (отделы, управления и др.), о которых говорилось выше. Они выполняют общегосударственные полномочия по вопросам своего ведения.

Согласно общественной теории должностные лица местного самоуправления - «агенты» общества, их деятельность является негосударственной по своему характеру.

Государственная теория местного самоуправления исходит из того, что местное самоуправление в конечном счете - часть целостного управления обществом. Основы местного самоуправления (принципы организации, полномочия и др.) определяются законом государства. Поэтому сторонники этой теории считают, что местное самоуправление - продолжение государственной власти, а органы и должностные лица местного самоуправления - «агенты» государственной власти на местах. Обе теории имеют свои достоинства и недостатки. Первая отстаивает демократические начала местного самоуправления, вторая отражает фактическую зависимость органов местного самоуправления от государства, контроль за деятельностью местного самоуправления (правда, только с точки зрения соблюдения законности), в том числе со стороны назначенных на места государственных чиновников общей компетенции (префектов и др.), имеющихся в ряде стран (не во всех). Она учитывает также создание на местах управлений и отделов министерств (не во всех территориальных единицах). Юридически управленческие органы местного самоуправления (исполнительные органы, их отделы), должностные лица не подчинены управлениям и отделам министерств на местах, но с ними согласовываются некоторые мероприятия (организация муниципальной полиции, противопожарная охрана идр.).

Чиновники министерских делегатур могут проверять соответствующие отделы местного самоуправления по определенным вопросам (финансы и др.) и составлять акты проверки. Они могут также давать советы отраслевым органам местного самоуправления.

Таким образом, управление на местах сочетает и общественные, и государственные элементы, последние имеются и в самом местном самоуправлении. Видимо, нужна разработка общественно-государственной теории, но прежде всего - разработка концепции особой публичной власти в местном территориальном публичном коллективе.

1. Система органов государственной власти в РФ.

2. Судебная система РФ.

3. Местное самоуправление в РФ.

1. Народ РФ осуществляет свою власть через органы государственной власти. Органы государственной власти наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций, образуются и действуют в установленном государством порядке.

Они образуют единую систему органов государственной власти Российской Федерации, в которую входят федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Конституционный принцип федерализма предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Соответственно выделяются два уровня органов государственной власти - федеральный и региональный (субъектов Федерации).

Конституция РФ, выделяет четыре категории субъектов осуществления государственной власти: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды. Единство системы государственной власти проявляется во взаимодействии и взаимозависимости государственных органов; в механизме сдержек и противовесов, который позволяет каждой из ветвей власти осуществлять свои конституционные полномочия и обеспечивает рычаги влияния на другие власти.

Президент Российской Федерации является главой госу­дарства. Его функции связаны с обеспечением основ конститу­ционного строя: он выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостно­сти; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Новизна Конституции РФ состоит в закреплении верховенства Президента РФ в системе органов государственной власти. Свои полномочия Президент РФ реализует в рамках Конституции РФ и в соответствии с федеральными законами. Период полномочий Президента РФ ограничен шестилетним сроком; одно лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд; Президент избирается всенародными прямыми выборами на альтернативной основе, предусматривается процедура отрешения его от должности; допускается признание нормативных актов Президента не соответствующими Конституции по решению Конституционного Суда.

Органы законодательной власти составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Федеральным законодательным органом является парламент - Федеральное Собрание РФ. В пределах субъекта РФ действуют законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ.

Парламент в рамках Конституции обладает всей полнотой законодательной власти, а также наделяется функцией контроля за исполнительной властью. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и ис­полнительного органов государственной власти субъекта РФ. Представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается этим органом, а представитель от исполни­тельного органа в верхней палате парламента назначается выс­шим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Государственная Дума представляет население Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года на основе всеобщего избирательного права: 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, 225 - по федеральным спискам кандидатов от избирательных объединений (блоков) по единому общефедеральному избирательному округу.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнитель­ные и распорядительные функции государственного управления. К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства при Правительстве РФ. Органами исполнительной власти субъектов Федерации являются президенты и главы администраций субъектов РФ, правительства субъектов РФ, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Правительство - высший исполнительный орган государственной власти РФ, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Во-первых, Правительство РФ призвано обеспечивать единство системы исполнительной власти: организует, направляет и контролирует деятельность ее органов. Во-вторых, федеральное Правительство в пределах своего ведения управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. В-третьих, решения Правительства распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления.

В особую группу государственных органов выделены органы прокуратуры, которые составляют самостоятельную централизованную систему органов государственной власти. Функции прокуратуры заключаются в осуществлении надзора за законностью, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координации деятельности.

2. Органы судебной власти осуществляют правосудие - осо­бый вид государственной деятельности, направленной на рас­смотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права. Суды обладают правом осуществлять конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Носителями судебной власти в РФ являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции РФ, судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической про­фессии не менее пяти лет. Судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. Первые включают Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

К компетенции Конституционного Суда относятся дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод граждан. Он обладает правом толкования Конституции. В случае признания актов неконституционными они утрачивают свою юридическую силу.

К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краев и областей, суды городов фе­дерального значения, автономных округов и областей, а также районные и военные суды.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв­шимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров между юриди­ческими лицами и предпринимателями без образования юриди­ческого лица. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Важным элементом судебной системы РФ являются мировые судьи. Мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, ответственность за которые не превышает двух лет лишения свободы, а также дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака и разделе имущества, дела по имущественным спорам (при цене иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда), трудовые споры (за исключением дел о восстановлении на работе), дела об административных правонарушениях. Мировой судья рассмат­ривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отноше­нии решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Судебные участки, в рамках которых осуществляют свои полномочия мировые судьи, создаются из расчета: 15-30 тыс. на 1 участок. Мировые судьи избираются законодательным собранием субъекта РФ, либо населением соответствующего судебного участка не более чем на 5 лет, но возможно и повторное избрание.

3. Местное самоуправление занимает «промежуточную пози­цию» между государством и обществом, что определяет двой­ственность его природы. На местном уровне управленческие функции зачастую осуществляются непосредственно местным населением и образуемыми им органами власти, которые признаны и юридически закреплены государственной властью. С другой стороны, местное самоуправление является основным институтом гражданского общества и представляет собой автономную деятельность самоорганизующегося населения.

Местное самоуправление определяется как форма осуще­ствления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление реализуется в форме непосредственной и представительной демократии. Особую роль в осуществлении местного самоуправления играют формы прямого волеизъявления граждан - референдум, выборы, собрания, сходы граждан.

Местный референдум - это голосование граждан РФ, по­стоянно или преимущественно проживающих в границах муни­ципального образования, по важным вопросам местного значения. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находя­щиеся в ведении местного самоуправления. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утвер­ждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Выборы - это наиболее массовая и широко применяемая форма непосредственной демократии, с помощью которой формируются представительные органы местного самоуправления, а также наделяются полномочиями главы местной администрации. Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Правом на участие в муниципальных выборах обладают все граждане РФ, постоянно проживающие на территории соответствующих муниципальных образований.

Наиболее доступным способом самоорганизации граждан и формой их привлечения к осуществлению управленческих функций являются сходы. Их проведение предусмотрено в поселениях с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением в форме собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Существуют и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. К их числу относится опрос граждан. Он проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Государственные органы не вправе вмешиваться в компетенцию местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических, местных условий. Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления. Численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Кроме того, устав может предусматривать должность главы муни­ципального образования - выборного должностного лица, воз­главляющего деятельность местного самоуправления, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Уставы определяют роль главы муниципального образова­ния (мэра) достаточно подробно. В одних муниципальных обра­зованиях уставы ограничивают полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган; но в большинстве случаев он наделен широкими полномочиями. В основном отличия в статусе главы муниципального образования зависят от порядка его избрания: избран он населением или представительным органом.

Полномочия местного самоуправления подразделяются на несколько групп: вопросы местного бюджета и финансов; уп­равление муниципальной собственностью; регулирование земель­ных отношений в пределах муниципального образования и ох­рана окружающей среды; строительство, жилищное хозяйство, коммунальное, бытовое обслуживание населения, транспорт и связь; социальная защита населения; охрана общественного по­рядка, прав и свобод граждан.

Конституционными гарантиями осуществления местного самоуправления являются право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запретом на ограничение прав местного самоуправления. Граждане и органы местного самоуправления вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействительными актов го­сударственных органов, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите уровни органов государственной власти в РФ.

3. Какими полномочиями обладает Президент РФ?

4. Как называется высший орган законодательной власти в РФ? Его состав.

5. Назовите федеральные органы исполнительной власти.

6. К какой группе государственных органов относится прокуратура?

7. Из каких элементов состоит судебная система РФ?

8. Посредством каких процедур осуществляется местное самоуправление в РФ?

В современных государствах есть два основных типа административно-политического самоуправления - местное и государственное. Что их характеризует?

Что такое местное самоуправление?

Местное самоуправление , если говорить о российской системе власти, - это механизм выстраивания административно-политического управления в муниципалитетах - городах, округах, а также районах. Население соответствующих населенных пунктов и территорий самостоятельно избирает органы власти - законодательно-представительные (например, в виде городских или районных советов) и исполнительные (которыми чаще всего являются администрации, имеющие своих глав).

Ключевая задача местного самоуправления - эффективное решение вопросов социально-экономического развития конкретного муниципалитета. Органы власти на соответствующем уровне имеют свой собственный бюджет, который может пополняться местными налогами, издают местные законы. Можно отметить, что в России приличный объем финансирования муниципалитеты получают также в виде субвенций и дотаций, направляемых со стороны государства.

По Конституции РФ местное самоуправление отделено от государственного. То есть глава администрации того или иного города формально не подотчетен, к примеру, премьер-министру России или главе субъекта РФ. Однако стоит отметить, что местные законы не должны противоречить тем, что изданы на уровне государственной власти. Поэтому на уровне нормативного регулирования субординация между муниципальными и государственными органами все же сохраняется.

Что такое государственное самоуправление (управление)?

Надо отметить, что термин «государственное самоуправление» практически не употребляется, поскольку он не вполне корректен. Правильно говорить «государственное управление» , представляющее, если речь идет о системе власти в РФ, механизм выстраивания административно-политического управления в субъектах РФ, а также в масштабах всей страны в целом.

Государственная власть в России, таким образом, делится на 2 уровня - федеральный и региональный. Соответствующие им органы избираются населением всей страны или жителями конкретного субъекта РФ.

Главная задача государственного управления - эффективное решение вопросов социально-экономического развития страны в целом с учетом особенностей отдельных регионов. Поэтому органы власти в субъектах РФ, в отличие от муниципальных, работают не самостоятельно - они выполняют функции государственного управления наряду с федеральными структурами.

В некоторых аспектах региональные власти сохраняют автономность от федеральных. Например, парламенты в субъектах РФ независимы от высшего законодательного органа в РФ - Госдумы. Регионы РФ также имеют собственные бюджеты, издают законы (которые не должны противоречить федеральным). Однако правительства и министерства субъектов РФ полностью подотчетны соответствующим исполнительным структурам на уровне российской федеральной власти.

Сравнение

Главное отличие местного самоуправления от государственного - в масштабах решаемых задач. В первом случае власти занимаются проблемами, характерными для конкретного муниципалитета. Органы государственной власти, в свою очередь, решают задачи общенационального уровня - с учетом интересов конкретных регионов.

Можно отметить, что оба вида административно-политического управления, учрежденных в России, довольно близки между собой по форме. Нередко муниципальные органы власти отождествляются населением города или района с государственными. Но следует понимать, что по Конституции РФ первые - независимы от вторых.

Определив то, в чем разница между местным самоуправлением и государственным управлением, зафиксируем соответствующие ей критерии в таблице.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча